роль немцев в истории россии
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
Первые выходцы из Германии — купцы, лекари и наёмные воины — появились на Руси издревле. Упоминания о них датируются в летописях ещё XII веком. При царе Иване III и его наследниках немцы стали приезжать в Россию гораздо активнее. Но наибольших масштабов немецкая миграция достигла при Екатерине II.
Первые колонисты
В 1762—1763 годах императрица подписала два манифеста, позволявших иностранцам переезжать на постоянное место жительства в Россию. К тому же им предоставлялся целый ряд льгот и привилегий. Тех, кто готов был поселиться на специально отведённых землях, на 30 лет освобождали от налогов. Кроме того, они получали право на беспроцентные ссуды и широкое самоуправление.
Приглашали немцев в Россию уполномоченные комиссары в Ульме и Франкфурте-на-Майне, а также предприниматели, которые заключили с российскими властями специальные контракты. В Европе уже давно ощущалась острая нехватка сельскохозяйственных земель, а Германия в XVII— XIX веках ещё и стала ареной серии кровопролитных войн, негативно сказавшихся на её экономике. Поэтому желающих переехать оказалось немало. За три года отправиться в Россию решили около 30 тыс. человек. Эмигранты на время останавливались в Санкт-Петербурге, где изучали российские законы и приносили присягу короне, а затем следовали в Поволжье.
Дорога, занимавшая несколько месяцев, была сложной. Примерно каждый десятый из первых поселенцев умирал в пути от осложнений различных заболеваний и тяжёлых условий быта. Однако в 1770-е годы в Поволжье было образовано 106 немецких колоний. Германские крестьяне привезли в Россию передовой агроинвентарь и расширили набор выращиваемых сельскохозяйственных культур. В XIX столетии в немецких колониях расцвело производство тканей и мукомольная промышленность.
«Самым благоприятным периодом для немцев в Поволжье стала послереформенная эпоха во второй половине XIX века. К этому времени уже не действовали льготы и привилегии, но возникли предпосылки для производственной конкуренции, в которой и проявила себя немецкая ментальность. В Поволжье динамично развивалось сельское хозяйство и предпринимательство. Немцы реализовывали себя на государственной службе, в органах местного самоуправления, в искусстве», — рассказал в интервью RT председатель Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев доктор исторических наук профессор Аркадий Герман.
Большевики и автономия
В начале XX столетия в Поволжье насчитывалось уже около 190 немецких колоний, в которых проживали более 400 тыс. человек. Потомки немецких колонистов успешно воплощали в жизнь столыпинскую реформу. Согласно переписи населения 1897 года, они продемонстрировали очень высокий уровень грамотности и образования. Но с началом Первой мировой войны положение поволжских немцев резко ухудшилось. Несмотря на их полную лояльность России, а также на то, что 50 тыс. из них пошли служить в действующую армию, немцы Поволжья стали жертвами шовинистических нападок.
В войсках к ним относились настороженно. Тех, кто оказывался в тыловых частях, подвергали унижениям, ставили на самые грязные работы. Поэтому в сообществе российских немцев возникла благодатная почва для большевистской пропаганды. С началом революции 1917 года они приняли активное участие в формировании советов, пополняли ряды красных частей. Новый импульс поддержка большевиков в немецкой среде получила после того, как 2 ноября 1917 года была провозглашена «Декларация прав народов России».
В апреле 1918 года делегация немцев-социалистов посетила Москву, где получила гарантии будущего самоуправления. 30 апреля приступил к работе Поволжский комиссариат по немецким делам. В колониях была установлена советская власть, прошла национализация крупных объектов промышленной собственности.
Союз немцев-социалистов преобразовался в Партию немцев-коммунистов, влившуюся в сентябре в состав РКП(б). В свою очередь, в Москве опасались того, что Поволжье может попасть под влияние Германии, и уже 19 октября 1918 года Владимир Ленин своим декретом объявил о создании Автономной области немцев Поволжья. Её центр находился сначала в Саратове, а затем переместился в Марксштадт. В составе Красной армии были сформированы два немецких национальных полка и национальная кавалерийская бригада, существовали курсы подготовки немецких командиров.
Впрочем, поддержка большевиков среди немцев Поволжья не была абсолютной. Многих раздражали продовольственные заготовки, а в 1919 году в одном из сёл вспыхнуло антибольшевистское восстание, подавлять которое пришлось частям регулярной армии. В 1921 году новое восстание охватило уже целый ряд населённых пунктов области. В 1919—1920 годах вне армии в РКП(б) вступили всего несколько сотен поволжских немцев.
Революция и гражданская война сильно ударили по поволжскому сельскому хозяйству. В 3,5 раза сократились посевные площади, в 5,5 раза — поголовье скота, в 6,5 раза — промышленное производство. В 1920—1922 годах Поволжье пережило голод. Люди массово умирали, многие бежали в более благополучные регионы. Население автономной области сократилось примерно на 20%. Но уже в конце 1922 года социально-экономическое положение области стало улучшаться — был собран богатый урожай. К автономии были присоединены новые территории, включая город Покровск (современный Энгельс), ставший её новым административным центром.
19 декабря 1923 года на базе области была создана Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья. Её площадь составила 28,2 тыс. кв. км, а население — 576 тыс. человек.
В 1920—1930-е годы она входила в состав различных административно-территориальных единиц РСФСР. Около 60% населения республики составляли немцы. Крупнейшими национальными меньшинствами в ней были русские и украинцы.
В 1920-е годы сельское хозяйство в АССР немцев Поволжья динамично восстанавливалось, однако с началом коллективизации положение резко осложнилось. Поволжье стало одним из регионов, в наибольшей мере пострадавших от смертоносного голода 1931—1932 года. Многие немцы коренным образом меняли свой образ жизни и уезжали в города, чтобы устроиться на стройки или заводы. В 1933 году союзный центр принял ряд мер, направленных на поддержку жителей республики, и последствия голода были преодолены.
В 1926 году III съезд советов АССР НП принял проект Конституции автономии, закрепивший факт её добровольного вхождения в РСФСР. Второй этап утверждения проекта состоялся в 1937 году. Высшим органом власти в АССР НП был Центральный исполнительный комитет Советов АССР немцев Поволжья, а с 1937 года — Верховный совет АССР. В автономии действовал своей музей, выходили газеты на немецком языке.
«Автономия сыграла роль инструмента, при помощи которого большевики оказывали влияние на немецкое население Поволжья. Это серьёзным образом помогло им в установлении советской власти в регионе», — рассказал Аркадий Герман.
На фронтах Великой Отечественной
Сложнейшие испытания ожидали поволжских немцев в 1941 году. «В первые недели войны советское руководство рассчитывало быстро остановить вермахт, и поэтому никаких санкций против немцев Поволжья предпринято не было. Однако когда стало ясно, что война принимает затяжной характер, позиция Москвы изменилась. 28 августа 1941 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». На территорию автономии вошли войска НКВД, которые за 24 часа организовали депортацию поволжских немцев в Сибирь, на Алтай и в Казахстан», — рассказал в интервью RT историк-методист Музея Победы Дмитрий Суржик.
Автономия была ликвидирована. Из неё выселили около 440 тыс. человек. Депортацию немцев Поволжья историки сегодня называют совершенно неоправданной.
«Ликвидация республики была сугубо политическим репрессивным решением. Поволжские немцы были обычными советскими людьми, полностью лояльными советскому государству и власти. Никаких реальных эксцессов с ними, в отличие, например, от немцев, живущих в УССР, в 1941 году не было, и, как показал ход войны, не было их и в дальнейшем», — отметил в беседе с RT историк и писатель Константин Залесский.
По словам Дмитрия Суржика, с началом войны мобилизация в Красную армию советских немцев проводилась осторожно, в очень ограниченном количестве и в строго индивидуальном порядке. Как правило, это были коммунисты, которые направлялись на специальную политическую работу.
«Одновременно на фронте оказались немцы, призванные на военную службу перед войной. Их в начале 1941 года насчитывалось 33 561 человек, из которых 1609 были офицерами. Всего в Великой Отечественной войне в советских воинских частях воевали 64 644 российских немца: офицеров — 3178, сержантов — 8351, представителей рядового состава — 53 115 человек. Подавляющее большинство этих людей были призваны из республики немцев Поволжья», — продолжил эксперт.
В июле 1941 года советское руководство постановило снять советских немцев с ответственных должностей в войсках. Многие из них были направлены в тыловые части и впоследствии влились в состав Трудовой армии. В то же самое время многие командиры РККА ходатайствовали перед своим руководством о сохранении в строю опытных военнослужащих из числа немцев Поволжья, которые были столь патриотично настроены, что зачастую скрывали свою национальность и даже меняли фамилии.
В бой с гитлеровцами советские немецкие военнослужащие вступили с первых минут войны. В частности, выходцы из АССР НП входили в гарнизон Брестской крепости. Несмотря на ликвидацию республики и депортацию, советские немцы проявили себя на фронте как доблестные воины. Так, звания Героя Советского Союза был удостоен Роберт Клейн, служивший в РККА с 1932 года.
«Оказавшись на фронте, немцы Поволжья вели себя как образцовые советские граждане. Никаких проявлений лояльности к Третьему рейху среди них не было. Не было и массовых переходов на сторону врага, отмечались лишь единичные случаи», — подчеркнул Залесский.
По словам Аркадия Германа, война и послевоенные годы принесли немцам Поволжья тяжёлые испытания.
«Великая Отечественная война и последовавшее за ней десятилетие стали самым сложным периодом жизни немцев в России — периодом ограничения гражданских прав. Однако в дальнейшем отношение к поволжским немцам изменилось. Тем, кто позиционировал себя как советских граждан, в послесталинский период не чинилось абсолютно никаких препятствий», — отметил эксперт.
Немцы в современной России
В 1970-е годы была предпринята попытка создать новую немецкую автономию в Казахстане, но она оказалась неудачной. В дальнейшем немцы частично остались в тех регионах, в которые их выселили в 1941 году, а частично вернулись туда, откуда их депортировали, — в Поволжье и на юго-восток УССР. В 1980—1990-е многие представители общины воспользовались законом ФРГ о возвращении и выехали в Германию. Если в 1989 году в РСФСР проживали около 840 тыс. немцев, то в 2010-м уже около 400 тыс. человек.
«Сейчас многое напоминает условия, сложившиеся в послереформенной царской России. Свободная конкуренция создаёт условия для роста и самореализации. Национальные объединения делают очень много для развития в России немецкого языка и немецкой культуры, а это важно для сохранения национальной идентичности, хотя некоторые ассимиляционные процессы, конечно, неизбежны. Важная роль, которую играют сегодня, и, думаю, будут играть в дальнейшем российские немцы — это роль моста между странами и народами. Между Германией и Россией могут возникать определённые политические трения, но немецкая община позволяет сглаживать их и восстанавливать хорошие отношения», — подытожил Герман.
Немцы в России: история их жизни
Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.
В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.
Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.
Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест.
В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».
Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.
Фото: Юлия Рубцова, РИА Новости
К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen.
Немецкая слобода
Фото: Михаил Успенский, РИА Новости
Древняя Русь с немцами
Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.
Век XX. Послевоенная жизнь
Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».
Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875
В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.
Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.
Ближе к нашим дням
В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung». Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.
Русские немцы сегодня
В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.
Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.
В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.
Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.
Фото: Екатерина Гербст
Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.
Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.
1.1. Немцы в истории России IX – XVII веков
Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так прозывали иностранцев, не знавших русского языка или плохо владевших им. Однако поскольку исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель, то со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.
Отношения между Россией и Германией начинают свой отсчёт ещё со времён правления княгини Ольги (945–964). В 957 г. она посетила Константинополь, где приняла христианство. Спустя два года она направила германскому королю Оттону Великому (912–973) просьбу о направлении в Киев христианских миссионеров. По указанию Оттона монаха Адальберта из монастыря святого Максимилиана в Трире возвели в сан “епископа русских”.
Княгиня Ольга | Адальберг Магдебургский | Оттон Великий |
В 961 г. Адальберт прибыл в Киев для проведения миссионерской деятельности, но вскоре из-за противодействия сына Ольги Святослава вынужден был ее прекратить. Тем не менее, миссия Адальберта все же заложила отношения между двумя странами.
Внук Ольги – князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией. Он возложил на епископа Бруно фон Кверфурта проведение мирных переговоров со степными кочевниками, что было успешно осуществлено.
В период правления Ярослава Мудрого в Киеве – как торговом центре – возникла католическая община поляков, итальянцев и немцев, которым позволили исповедовать свою веру при условии не обращения в нее православных.
Смерть Бруно фон Квертфурта от рук язычников пруссов. Фреска из аббатства Святог | Ярослав Мудрый |
Наряду с торговыми, теснейшим образом развивались и династические связи. Так, сын Ярослава Мудрого – Святослав женился на сестре епископа Бургарта из Трира, двое других Ярославичей были женаты – один на дочери саксонского маркграфа Оттона, другой – графа Леопольда из Штадена. А дочь князя Всеволода – Евпраксия стала женой германского императора Генриха IV.
В ХIII в. колонизация германскими крестоносцами Прибалитики привела к прямому военному столкновению с Русью, завершившееся разгромом Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 г. войсками Александра Невского.
Святослав | Князь Владимир |
Сотрудничество Руси и Германии продолжилось в ХV в. В 1491 г. году на Русь были приглашены два немецких рудокопа, которые обнаружили на Печоре залежи серебряных руд. В период с 1517 по 1521 гг. из немецких земель прибыло несколько бомбардиров–пушкарей, сыгравших во время татарского нашествия 1521 года значительную роль. В обороне Москвы отличился пушкарь Николай из Шпайера. В числе защитников Рязани был другой пушкарь – Иоганн Йордан, чье имя среди прочих героев высечено на специальной доске в Рязанском Кремле.
Активно вели торговлю с Россией немецкие купцы. Они приезжали через западные границы России, но главным для них был морской путь из Любека, Данцига и, особенно, Гамбурга, через Архангельский порт, откуда они попадали в Москву. В 1551 г. Иван IV послал в немецкие земли вербовщика Шлитте, который набрал 123 человека, пожелавших пойти на службу в Россию. Это были врачи и аптекари, теологи и правоведы, архитекторы и камнетесы, золотых дел мастера, специалисты по отливке колоколов и другие.
В 1558 г. Иван Грозный направил свои войска в Лифляндию против Ливонского ордена. Во время Ливонской войны, в середине 60–х гг. ХVI века, русскими войсками были заняты города Дерпт, Нарва, Феллин, Вольмар и др. 5 марта 1562 года Ливонский орден был распущен и его земли поделены между Россией, Швецией, Данией и Польшей. Многие жители немецких городов, отошедших к России, были выселены в Кострому, Владимир, Углич, Нижний Новгород, Тулу и пр.
Приглашение в Москву герцога Магнуса из Шлезвига и его союз с Иваном IV сразу изменили положение немцев в России. В 1570 г. они были собраны в Москве и небольшое количество ‑ в Нижнем Новгороде.
Немцы жили в Москве с конца ХV в., т. е. еще до того времени, как возникло городское предместье, названное позже немецкой слободой. Со временем все больше выходцев из германских земель селилось в городе, многие оставались в Москве лишь на короткий срок, но немало было и тех, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких поколений.
Относительно благоприятные условия для возникновения Иноземных слобод в Москве сформировались ещё к концу ХV – началу ХVI вв. Во время правления великих князей Ивана III и его сына Василия III закончилось собирание русских земель под властью Москвы и образование единого русского государства – России. Произошла радикальная перемена: от политики удельной к политике национальной, государственной. Владения великого князя стали граничить с владениями правителей других национальностей и иных вероисповеданий.
Великие князья Московские приобрели статус, равный другим европейским государям, в чем важную роль сыграла женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. При дворе появляется целый штат мастеровых, военных, врачей и аптекарей из разных стран Западной и Северной Европы. Завязываются постоянные дипломатические контакты. В 1486 и 1488 гг. в Москву приезжал посланник Фридриха III Николаус Коппель, выполнявший и некоторые поручения российского самодержца. Позже приезжали Георг фон Турн от австрийского двора Максимилиана I в 1490 г., австрийский посланник Сигизмунд Герберштейн в 1516 – 1517 гг.
Иван IV. Изображение на парсуне 17 в. | Карта Ливонской войны | Иван III. Портрет из Титулярника. 17 в. |
Благодаря активной вербовке на русскую службу в Москву приезжают мастера горного дела, оружейники, литейщики пушек, золотых и серебряных дел мастера, техники по взрыву крепостных сооружений. Они жили предположительно своими дворами. Вообще же приехавших на службу русскому царю иностранцев расселяли по различным русским дворам в городе. Одновременно при Василии III была создана за чертой города на правом берегу реки Москвы, в местечке Налейка, слобода, в которой была поселена личная охрана царя, состоявшая из литовцев, поляков и немцев. Иностранные же купцы и ремесленники жили, как и прежде в городе по дворам рассеяно, что подтверждают описания как итальянского посланника в Москве в 1476 – 1477 гг. Контарини, так и уже упомянутого Герберштейна.
Приезд иностранцев в Москву еще более усилился после разорения новгородской ганзейской торговой конторы в 1495 г., которое сопровождалось конфискацией имущества немецких купцов и заключения их под стражу.
Иноземная немецкая слобода была создана лишь в конце 1550–х гг. при Иване Грозном. Появление этой слободы обуславливалось появлением большого количества пленных солдат и гражданского населения в годы Ливонской войны. Расселение нескольких сотен пленных в Москве вызвало бы протест и православной церкви, и москвичей из-за возможных имущественных и земельных споров, конкуренции в ремеслах.
Во время выселения иностранцев за черту города на протяжении ХVI – ХVII вв. не все из них должны были туда переселяться, и большое количество продолжало оставаться в городе. В свою очередь иностранные слободы, созданные в Замоскворечье, а в ХVII в. на Яузе соседствовали с другими слободами. Так, основанная при Иване IV слобода в Болвановке соседствовала с армянской, татарской слободами на Балчуге и персидской слободой. Иноземная слобода на Яузе находилась рядом с Гончарной и Кузнецкой слободами, а также с амбарами на Яузе, которые сдавались пришлым купцам. Предположительно в 1558 г., когда в ходе Ливонской войны пали Дерпт и Нарва, была создана слобода для пленных ливонцев, среди которых находились также французы, шотландцы и датчане, в Замоскворечье, в Болвановке, в двух верстах от Кремля.
Долгое время эта слобода не имела церкви и только в 1575 г. по ходатайству принца Магнуса была построена Лютеранская церковь, которая позже стала называться церковью Святого Михаила. В 1578 г. Иван Грозный в отместку за неудачи в Ливонской войне, и под предолгом спекуляцией иностранцами водкой, отдал приказ о разорении слободы. Церковь и дома были разрушены, а жители изгнаны на улицу и многие погибли.
По ходатайству врачей–лютеран в слободе вновь была отстроена церковь, а для службы в ней были приглашены Вольдемар Гуллеманн из Вестфалии и студент Мартин Бериз из Нейштадта. Практика приглашения служителей церкви из Германии сохранится вплоть до начала Первой Мировой войны. Но и на новом месте слободу постигло несчастье: в конце лета 1610 г. она была сожжена тушинцами, сторонниками Лжедмитрия II.
По окончанию «Смутного времени» и со вступлением на русский престол Михаила Романова (1613 – 1645), который благоволил к иностранцам, чужеземное население города постепенно собирается и пополняется вновь прибывшими на службу. Процесс этот шел медленно. К 1622 году в Москве насчитывалось лишь 35 иностранных хозяйств. По социальному составу и профессиональной принадлежности иностранцы почти не отличаются от прежде прибывших. Определяется юридическое положение: их делами заведуют два приказа. Иноземному приказу были подсудны все иностранные военачальники, из Большого приказа всем иностранным специалистам выдавалось месячное и годовое жалование. С этого времени среди немцев столицы принято деление на сторожилов и приехавших после 1613 г.
Великий князь Василий III (миниатюра из Царского титулярника) | Царь Михаил Федорович |
В 1620–е гг. была восстановлена церковь Св. Михаила и построена церковь Св. Петра и Павла. К этому времени относится и упоминание немецких дворов на улицах Покровской, Фроловской, позже Мясницкой.
Немецкие общины со временем значительно улучшили свое экономическое положение и скупили лучшие земли у православных приходов, что вызвало неудовольствие и жалобы православных иерархов. В результате Михаил Федорович приказал снести обе немецкие, а также и голландскую реформаторскую церковь. Но уже через несколько месяцев по ходатайству немцев церковь была восстановлена за чертой города, вне Земляного вала.
С 4 ноября 1652 г. закончился период, когда иностранцы свободно проживали в городе среди русского населения. По распоряжению Алексея Михайловича новая Иноземная или Немецкая слобода, была основана на старом месте, где она находилась при Борисе Годунове. Такое решение было в первую очередь вызвано осложнением отношений между православной церковью и светской властью, покровительствовавшей “иноверцам”. Соборное Уложение 1649 г. ограничило право иноземцев на покупку домов у русского населения. А следующим шагом стал указ о переселении иностранцев за Земляной вал. Такое переселение позволило русскому правительству снять напряженность во взаимоотношениях с православными иерархами и вместе с тем, оставить на государственной службе иностранных специалистов, в знаниях которых Россия была заинтересована. Кроме того, торговые связи с европейскими государствами, в том числе и с Германией, находились в руках иностранцев.
В 1652 г. под Немецкую слободу была выделена “государева земля”, прозванная в простонародье “Кукуй” по названию ручья Кокуй, протекавшего по слободе.
С момента основания и на протяжении всего своего существования Немецкая слобода никогда не делилась на улицы и кварталы по национальному, религиозному или профессиональному принципу, хотя в ней проживали лютеране, кальвинисты, католики, представители англиканской реформаторской или голландской веры. Они входили в две лютеранские, реформаторскую и католическую общины независимо от своей национальности. Немцы, англичане, голландцы, датчане, швейцарцы, итальянцы, французы, шведы, “цесарцы” – подданные священной Римской нации, включавшей Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, ряд германских земель и вольных городов – общались между собой на русском или самом распространенном среди жителей слободы – немецком языке, поскольку на нем говорили выходцы из Германии, Прибалтики и “Цесарии” (т. е. Священной Римской империи, производное название от слова цезарь, император).
Территориальное обособление Немецкой слободы, населенной выходцами из западноевропейских государств, позволило им воссоздать в своем быту и застройке национальные черты и традиции, поскольку с иноземцев были сняты прежние ограничения на возведение в Москве домов и храмов. Во второй половине ХVII в. Немецкая слобода по отзывам современников приобрела вид “немецкого города, большого и людного”. Дома строились на “голландскую и немецкую стать”, в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тесом. Дома утопали в зелени садов, были украшены цветниками, деревянными беседками, прудами. На окраине слободы, на берегу Яузы действовала водяная пороховая мельница, построенная в 1670–е гг. немцем Германом Левкиным, которая затем перешла в 1690-е гг. Рудольфу Мейеру.
Сходство с немецким городом усиливалось тем, что жители Немецкой слободы согласно указу 1652 г., носили западноевропейское платье, в него одевали своих иноземных, а иногда и русских слуг. Женщины и мужчины предпочитали носить скромную и практичную одежду, сшитую “на манер немецких дворян” и только самые богатые слободские жители, следовавшие французской моде, одевались во французское платье.
Царь Алексей Михайлович | Жители Немецкой слободы в Москве. XVII век. |
Западноевропейскому облику соответствовало и внутреннее убранство домов Немецкой слободы. Стены жилых комнат украшали канделябры, гравюры, настенные зеркала и часы, живописные портреты и картины. Мебель состояла из столов с деревянными и каменными столешницами разной формы, деревянных или обитых кожей стульев и кресел, резных деревянных шкафов, кроватей, прочей утвари. Большое распространение среди жителей слободы получили печатные книги, письменные принадлежности, табакерки. Все вещи западноевропейского происхождения и образца можно было заказать у слободских ремесленников или купить как в Немецкой слободе, так и в самой Москве. В слободе существовали три рынка: Верхний или Большой, Средний и Нижний, а также многочисленные лавки и “шалаши”, расположенные на улицах и в переулках.
Служебные функции иностранцев в России были достаточно разнообразны. Военные несли службу в русских полках “нового строя” в качестве пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Медики – доктора, лекари, аптекари, обслуживали царский двор, государевы аптеки, что находились в Москве, армейские полки. Мастера–ремесленники: оружейники, кузнецы, слесари, ювелиры, живописцы, ‑ будучи “государевыми служилыми людьми”, входили в штат Золотой, Серебряной, Оружейной и других дворцовых палат, а переводчики («толмачи») – посольского приказа. Мастера монетного и литейного дела работали на московских пушечном и Денежном дворах.
Первыми живописцами – художниками, умевшими писать маслом на холсте светские сюжеты – портреты, “перспективы” – изображения паркового ландшафта, много работавшими над украшением царских покоев, мебели были немецкие мастера, служившие в середине и во второй половине ХVII в. при Оружейной палате: “цесарец” Данила (Даниэль) Вухтерс, Ерофей (Иерноимус) Еллина, “гамбуржец” Петр Инглис (Петер Энгельс).
Из немецких медиков славился Андреас Энгелярт (Энгельгардт), уроженец г. Амерслебена в Нижней Саксонии, приехавший в Россию обслуживать русских царей. Один из его преемников – доктор Лаврентий Алферьевич Блюментрост, уроженец Мюльгаузена, находился на должности придворного лейб-медика с 1672 г. до своей кончины в 1705 г., получив звание и должность архиатера – старшего доктора, в обязанности которого входило не только оказание медицинской помощи, но и “освидетельствование”, т. е. экзаменовка и отбор принимаемых в русскую службу иноземных медиков.
Аптекарь Иоганн Гуттеменш был основателем Нижней, или Главной, государевой аптеки Москвы. Открытая в 1672 г. в Белом городе, она стала первой казенной аптекой Москвы, где лекарства продавались горожанам по рецептам врачей. При аптеке имелась “дохтурская” палата, в которой велся прием и осмотр пациента. За свои заслуги Гуттменш был пожалован титулом придворного медика и надзирателя, т. е. управляющего аптекой. В 1682 г., в разгар стрелецкого бунта, Гуттеменша обвинили в отравлении царя Федора Алексеевича, он был убит.
Свои знания и мастерство немецкие специалисты были обязаны передавать ученикам. Это условие было непременным при найме иностранцев на службу. Таким образом, деятельность в Москве “государевых” иностранцев и, в частности, немецких мастеров, военных специалистов обеспечивала позитивный вклад в развитие русского военного дела, ремесла, мануфактурной промышленности, медицины и искусства.
Вместе с тем, царский двор при необходимости обращался и к тем немецким мастерам, что не были связаны с государевой службой, занимаясь частным предпринимательством. Когда в 1668 г. создавался государев стекольный завод в Измайлове, мастерами на него были приглашены сначала иноземные специалисты с Духанинского завода, в том числе немцы Ю. Кункель и И. Мартин, позднее были «призваны» из–за рубежа стекольные мастера: Я. Арципухор, П. Балтус, И. Леренк, Л. Мойет – все выходцы с Верхнего Рейна.
В 1672–1675 гг. для создания первого немецко–русского придворного театра были привлечены ученики одной из лютеранских школ Немецкой слободы вместе с ее наставникам–магистром, пастором и учителем Иоганном–Готфридом Грегори. Уроженец саксонского города Мерзебурга, Грегори проявил себя как прекрасный проповедник, школьный учитель, имеющий представление о театральном деле, с которым познакомился еще в Германии. Как глава театральной «труппы», он занимался написанием и обработкой текста пьес, которые разучивались и исполнялись под его руководством немецкими юношами, а затем присоединенными к ним русскими служилыми людьми, давал указания по изготовлению костюмов и декораций.
Солдаты полков иноземного строя | С.И.Иванов. Приезд иноземцев | Пастор Грегори |
Особо следует сказать о немцах Прибалтики (остзейских немцах), составляющих особую национально-культурную группу. Начиная с XII века бременские купцы вели торговлю в устье реки Даугавы. В 1185 году туда прибыл миссионер Мейнард, проповедовавший христианство местным племенам ливов. В 1186 году он построил замок Икскуль и вскоре был назначен епископом.
Несколько вооружённых столкновений с ливами и убийство в 1198 году преемника Мейнарда, епископа Бертольда послужили предлогом для начала крестовых походов в Прибалтику, способствовавших переселению в регион большого числа немцев. Третий епископ Ливонии Альберт Бекесховеде (Буксгевден) основал в 1201 году город Ригу и провёл совместно с орденом меченосцев несколько успешных завоевательных походов.
В 1236 году орден меченосцев был разбит в битве при Сауле литовским королём Миндаугасом (Миндовгом). Остатки ордена объединились с Тевтонским орденом, созданным в 1237 году, образовав ответвление – Ливонский орден, продолживший завоевательскую политику в Прибалтике. В 1299 году пал последний оплот коренного населения – замок земгалов Сидрабе. На захваченных орденом землях были основаны Рижское, Эзель-Викское, Дерптское и Курляндско-Пилтенское епископства. В 1346 году владевший Эстляндией датский король продал её Ливонскому ордену.
Рыцарь ордена меченосцев | Тевтоны |
Таким образом на территории Прибалтики утвердилось несколько государств, руководящую роль в которых играли немцы, прежде всего – дворянство. Наиболее видные роды (Икскули, Тизенгаузены, Врангели, Унгерн-Штернберги, Буксгевдены и др.) занимали ведущее место в политической жизни региона все последующие столетия вплоть до начала ХХ века. В это же время важную роль играло немецкое бюргерство (городское население, ремесленники и купцы), духовенство (лютеранские пасторы). Коренное население Прибалтики являлось, в основном, крестьянством. На протяжении длительного времени осуществлялись постоянные культурные контакты прибалтийских немцев с Германией.
Статуя Буксгевдена во дворе Домского собора. Рига. | Миндовг |
В результате Ливонской войны 1558 – 1583 гг. Прибалтика оказалась под властью Швеции и Речи Посполитой. В ходе войны 1601 – 1629 гг. был осуществлён передел земель, по которому Швеции стали принадлежать территории к северу от реки Даугавы, а южнее образовалось Курляндское герцогство, находившееся в вассальной зависимости от Речи Посполитой.
Замок Икскуль. Современный вид |
В состав Российской империи Прибалтика вошла после победоносного завершения Россией Северной войны 1700 – 1721 гг. Прибалтийское немецкое дворянство присягнуло Российскому императору на условиях сохранения своей главенствующей роли в регионе, приоритета лютеранской церкви и немецкого языка. Многие остзейцы поступили на российскую государственную службу, как гражданскую, так и военную. Подавляющее их большинство верой и правдой служили новой Родине, прославив свои фамилии в российской истории, внеся огромный вклад в укрепление могущества и процветания России.
Ливония. Старинная карта | Прибалтика в первой половине 16 века |
В то же время остзейцы всегда гордились своим происхождением, своей автономностью и никогда не считали себя российскими немцами. Поэтому, а также с учётом того, что сегодня Прибалтика обрела независимость и не входит в состав России в дальнейшем, мы не будем рассматривать жизнь этой отдельной немецкой национальной группы в целом, а будем освещать лишь те её стороны и аспекты, которые имели общероссийское значение.