роль монголо татарского нашествия в истории россии
Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
В отечественной историографии проблема татаро-монгольского нашествия рассматривалась исключительно с негативных позиций Л. Подчеркивая такие стороны нашествия, как разрушение городов, ремесел, в целом древнерусской государственности, историки исключали из поля зрения другие вопросы, связанные с элементами взаимодействия и сотрудничества В современной литературе развилась тенденция противоположного свойства, делающая акцент на синтезе цивилизаций, отрицании трагических последствий для Руси татаро-монгольского ига, которое было якобы «мифом». Но для всех точек зрения характерно признание особой роли татаро-монгольского фактора для формирования централизованного русского государства в XIV—XV вв.
В начале XIII в. монгольские племена под предводительством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределами своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 г. русские дружины вместе с половцами впервые сразились с монголами и потерпели поражение. Разобщенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1236—1240 гг. разгрому и разорению войсками хана Батыя. Были взяты Рязань, Владимир, Суздаль, Галич, Тверь, Киев. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из их жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет нации — княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа. Поражение разрозненных русских княжеств, находившихся на стадии феодальной раздробленности, от сильного сплоченного противника — орды кочевников, находившихся в стадии раннефеодального единства, было во многом предопределено сложившейся совокупностью военностратегических, социально-экономических и политических факторов.
После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги — более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани. Между Русью и Золотой Ордой возникли специфические взаимоотношения, названные «татаро-монгольским игом». Его специфику определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, изъятие достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынскими ханами для защиты территорий своих княжеств и даже участие русских отрядов в организованных монголами военных походах. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объясняется необходимостью борьбы с агрессией католического Запада. Опираясь на поддержку монголов, Александр Невский успешно воевал против ливонских крестоносцев и литовцев В 1261 г. в Сарае была учреждена миссия русской церкви, а 1279 г. митрополит получил от хана охранную грамоту. Но после принятия ханом Узбеком ислама началось активное формирование освободительной идеологии, направленной на ликвидацию сложившейся зависимости от Орды. Иван Калита и другие князья проводили политику «смиренной мудрости», накапливая силы для решающего перелома, который произошел в 1380 г. на Куликовом поле. Мощь Орды и ее влияние были подорваны, хотя окончательно ликвидация ига произошла в 1480 г.
Значение ига для Руси определяется тем что в сложившихся здесь феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников» Князья в свою очередь стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников — носителей традиций киевского вассалитета.
1. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994
2. Гуревич А. Я. Проблемы феодализма в Западной Европе. М., 1970.
3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
4. Джаксон Т. Варяги — создатели Древней Руси // Родина,
5. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла земля русская?» // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991.
6. Как была крещена Русь. М., 1988
7. Мельникова Е. А., Петрухина В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства // Вопросы истории, 1989, № 8.
8. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории, 1991, № 2-3.
9. Попов А. И. Название народов СССР. М., 1973.
10. Розановский В. А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории, 1993, № 7.
11. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.
12. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории, 1991, № 6.
Роль монголо татарского нашествия в истории россии
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
Монголо-татарское иго и его роль в истории России
В XIII веке русские земли подверглись опустошительному нашествию монголо-татарских войск. В 1223 году на реке Калка монголы разбили русских князей. Зимой 1237-1238 годов они разграбили Северо-восточную Русь, а зимой 1240-1241 годов разорению подверглись южнорусские земли. Причину поражения Руси историки видят в раздробленности русских земель и неготовности противостоять более многочисленному и хорошо организованному противнику. Последствия монгольского нашествия были крайне негативными для Руси:
1) большие демографические потери.
2) сокращение пашенных земель, падение сельскохозяйственного производства.
3) разорение городов, утрата целого ряда ремёсел, упадок городской культуры.
После нашествия у русских князей была возможность организовать военное сопротивление захватчикам, как это пытались сделать владимирский князь Андрей в 1252 году и галицкий князь Даниил в 1259 году, но большая часть князей выбрала второй путь – признание зависимости от монгольских ханов.
При их активном участии, создавалась система зависимости, известная как монголо-татарское иго. Русские земли стали частью государства Золотая Орда, однако монголы не создали прямого правления на Руси, и она сохранила свои государственные институты. Но русские князья теперь являлись вассалами ордынского хана. Вассальная зависимость проявлялась двумя путями:
1. Получение ярлыка на княжение. Особое значение имел ярлык на великое владимирское княжение, обладатель которого считался старшим среди северо-восточных князей.
2. Уплата дани. Монголы обложили данью всё мужское население. Первоначально дань собирали по откупной системе. Откупная система вызвала целый ряд восстаний, крупнейшим из которых стало восстание 1327 года в Твери. Поэтому в начале XIV века сбор дани был передан самим русским князьям.
Зависимость от Золотой Орды была наиболее тяжёлой в первой половине XIV века, когда Орда официально приняла ислам и стала использовать более развитые механизмы эксплуатации подвластных земель. В середине XIV века Золотая Орда вступает в период феодальной раздробленности. Отдельные её части, в том числе и Русь, получают большую фактическую самостоятельность. В 1380 году ордынские войска потерпели крупное поражение от Дмитрия Донского на Куликовом поле. Ещё более тяжёлое поражение нанёс Золотой Орде среднеазиатский завоеватель Тимур (Тамерлан) в 1395 году.
В XV веке Золотая Орда распалась, от неё отделились независимые ханства (Крымское, Казанское, Астраханское). Ордынское иго приобретало всё более формальный характер, так как Русь не уступала татарским ханствам. Окончательно русские земли освободились от ордынской зависимости в 1480 году после стояния на реке Угре.
Учёные предлагают различные оценки влияния монгольского завоевания на русские земли. Л.Н. Гумилёв и его последователи считают необходимым пересмотреть традиционные оценки. По их мнению, в XIII-XV веках имело место взаимовыгодное сосуществование Руси и Золотой Орды. Благодаря ему Россия сохранила свою православную цивилизацию противостояния с Западом и получила доступ к восточной торговле. В политической сфере монголы, поддерживая великого князя, способствовали централизации русских земель.
Однако большинство учёных не согласно с этой точкой зрения. Влияние монгольского нашествия следует оценить как негативное. Разорение Руси и уплата дани затормозили экономическое и социальное развитие страны. С этого момента наблюдается отставание России от европейских стран. Существенные изменения произошли и в политической сфере, монархическая власть заметно усилилась и стала приобретать деспотический характер.
Одно из объяснений заключается в том, что под влиянием монголов, Русь, утратила свои демократические традиции и превратилась в деспотическую монархию восточного типа. Однако элементы самодержавия появились на Руси ещё в домонгольский период, поэтому роль монголов нельзя считать решающей. Она заключалась в создании благоприятных условий для развития этих тенденций. Но как бы мы не оценивали монгольское иго, очевидно, что оно оказало заметное влияние на ход российской истории.
В результате монгольского нашествия территория бывшей Киевской Руси оказалась разделенной на две части, каждая из которых развивалась по-своему. Южные и западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского и развивались по западному пути, тогда как в северо-восточных землях сложилась самостоятельная православно-восточная цивилизация, которая развивалась в отрыве от Европы.
Постоянная угроза со стороны Золотой Орды определяла высокую степень милитаризации Русского государства, основные ресурсы которого направлялись на организацию защиты от военных нападений. В этих условиях большое значение приобретала роль сильной княжеской власти, которая доминировала над обществом. Монгольское нашествие и ордынское иго ослабили те слои общества, которые могли бы противостоять усиливавшейся монархии, и сдерживали развитие в России элементов гражданского общества и буржуазных отношений. В идеологической сфере противостояние православной Руси и Орды создавало обстановку, в которой складывалось представление об исключительности православного христианства и недопустимости распространения католического влияния. Это вело к воинствующей изоляции России от Запада.
Образование Русского централизованного государства.
Преодоление феодальной раздробленности и образование единого централизованного государства является новым этапом развития феодального общества. В различных странах этот процесс происходил в разные сроки, которые зависели от комбинации целого ряда политических, экономических и других факторов. В России образование единого государства происходило в XIV-XVI веках и совпало по времени с аналогичными процессами в Западной Европе, но отличалось некоторыми особенностями:
1) в Западной Европе политическая централизация опирается на экономическую основу в виде единого общенационального рынка. В России складывание экономических предпосылок было задержано монгольским нашествием, поэтому здесь ведущую роль играли политические факторы, и главным из них была борьба с внешней угрозой;
2) процесс централизации происходил в России под сильным влиянием внешних факторов;
3) на Западе процесс централизации сопровождался началом разложения феодализма и зарождением капиталистических отношений. В России централизация привела к укреплению феодального строя и установлению крепостного права;
4) В России объединительная политика князей была поддержана крупными феодалами.
Образование Русского централизованного государства происходило путем объединения земель под властью московских князей. Внутри этого процесса можно выделить три этапа.
Первый этап (конец XIII – начало XV вв.). Это период борьбы московских князей за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. Главным соперником Москвы в этой борьбе стало Тверское княжество.
В 1276 г. Московское княжество получило самостоятельность при сыне Александра Невского, Данииле Александровиче. А уже в начале XIV века сыновья Даниила, Юрий и Иван Калита, включились в борьбу за ярлык на великое Владимирское княжение, символизировавший высшую политическую власть на Северо-востоке.
Быстрому усилению Москвы способствовали ее выгодное географическое положение, приток населения, умелая политика московских князей в отношении церкви и Золотой Орды, благоприятное развитие внутренних и внешних политических факторов, ослаблявших противников Москвы.
Основные события первого этапа:
В 1304 г. князь Юрий Данилович Московский вступил в борьбу за великокняжеский ярлык с тверским князем Михаилом, потерпел поражение в военной борьбе, но путем интриг при дворе хана Узбека добился казни своего противника и завладел великокняжеским ярлыком. Однако победа Юрия оказалась недолгой, и соперничество между московскими и тверскими князьями продолжилось.
В 1327 г. московский князь Иван Данилович Калита возглавил карательный поход против Твери. За счет этого он сумел серьезно ослабить своих противников и получить великокняжеский ярлык. Крупным успехом Ивана Калиты стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита. Москва стала религиозным центром Руси, а ее князья могли рассчитывать на идеологическую и финансовую поддержку церкви.
Решающих успехов в борьбе за политическое верховенство добился московский князь Дмитрий Донской. Он успешно противостоял вмешательству Литвы во внутреннюю борьбу русских княжеств, а в 1375 г. организовал объединенный поход русских князей на Тверь. Большое значение имели победы Дмитрия Донского над ордынцами в сражении на р. Воже (1378 г.) и в Куликовской битве (1380 г.), закрепившие роль Москвы как общерусского центра борьбы с ордынским игом.
После Дмитрия Донского Москва уже не имела серьезных противников среди русских княжеств, но внутри самого Московского государства вызревала новая угроза процессу объединения.
Второй этап (1425-1453 гг.). В 1425-1453 гг. Великое княжество Московское оказалось охвачено феодальной войной, которую вели между собой внук Дмитрия Донского Василий II и сын Дмитрия, Юрий Звенигородский, с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Причиной войны стало нарушение завещания Дмитрия Донского и передача Василием I великого княжения не брату, а сыну.
Феодальная война была для Василия II очень сложной. Он не раз терпел поражение, но сумел одержать победу над своими противниками благодаря поддержке московских бояр и церкви.
События 1425-1453 гг. нередко изображают как столкновение сторонников и противников централизации, но более правильным представляется мнение тех исследователей, которые утверждают, что главным предметом борьбы было то, какая из линий московской княжеской династии займет главенствующее положение.
Значение феодальной войны 1425-1453 гг. заключается в том, что она показала необратимость процесса централизации, ускорила ликвидацию удельной системы и способствовала окончательному утверждению престолонаследия по прямой линии, от отца к старшему сыну.
Третий этап (1462-1521 гг.) – завершающий этап объединительного процесса, связанный с правлением Ивана III и Василия III.
1471, 1478 гг. – походы Ивана III на Новгород, ликвидация Новгородской республики и присоединение новгородских земель.
1480 г. – стояние на реке Угре, освобождение Руси от ордынского ига.
1485 г. – присоединение Твери.
1497 г. – издание Иваном III Судебника, начавшего процесс создания единых правовых норм и усилившего централизацию судебной системы
1510 г. – присоединение Пскова.
1521 г. – присоединение Рязани.
В конце XV – начале XVI вв. московские князья отвоевали у Литвы чернигово-северские и смоленские земли. Таким образом, возникло крупное единое государство, которое называли Московским или Российским.
По форме правления это государство являлось феодальной монархией, в которой власть монарха доходила до деспотической. Эта власть получила идеологическое обоснование в женитьбе Ивана III на Софье Палеолог и принятии из Византии символов царской власти, символизировавших преемственность московских правителей с великой империей средневековья.
Та же идея преемственности лежала в основе и религиозно-политической доктрины «Москва – III Рим», которая получила окончательное оформление в начале XVI в посланиях старца Филофея. Эта доктрина утверждала идею исключительности России как нового оплота истинной христианской веры после падения Константинополя. Она укрепляла авторитет великокняжеской власти и обосновывала внешнеполитические притязания московских правителей.
Бывшие удельные князья вливались в состав феодальной верхушки Московского государства. Вместе с московским боярством они образовывали привилегированный слой крупных землевладельцев-вотчинников. Отношения этой части феодалов с монархом в XIV-XV веках заметно изменились. Московские князья последовательно проводили политику ограничения феодальных иммунитетов. Вотчинники лишились права свободного отъезда, и главным условием владения землей становится служба московскому князю. Судебник 1550 года запретил пожалование вотчинникам тарханов – грамот, освобождавших вотчины от княжеских налогов и суда. Владельцы вотчин из почти независимых вассалов князя превращались в его подданных, обязанностью которых была служба при княжеском дворе.
Но бояре-вотчинники продолжали сохранять большое влияние, основанное на владении крупными вотчинами. Они выступали в качестве наместников князя на местах и выполняли от его имени административные и судебные функции, что приносило им значительные доходы в форме кормлений. Кормления – это система местного управления в Московском государстве в XIV-XVI веках, при которой княжеский наместник содержался за счет пошлин и сборов с населения. Принцип местничества, который принимал во внимание родовитость и службу предков, обеспечивал боярской аристократии преимущества при распределении должностей на государственной службе.
Для укрепления войска усиливавшаяся центральная власть прибегала к раздаче земель на условии военной службы. Так в XV веке появляется новая форма феодального землевладения, получившая название поместье. В отличие от вотчины поместье давалось только на срок службы. Владелец поместья не мог свободно распоряжаться им и передавать по наследству. Поместная собственность обеспечивала службу при дворе князя мелких служилых феодалов, дворян. Дворяне-помещики были гораздо больше заинтересованы в усилении единого государства и завершении централизации.
Объединение Русских земель под властью Москвы еще не означало завершения централизации. Правителям Московского государства ещё предстояло решить целый ряд проблем. Во-первых, не была до конца ликвидирована удельная система; во-вторых, непросто складывались отношения между государством и церковью; в-третьих, существовали серьёзные социальные противоречия внутри правящего класса и в отношениях монарха с боярской аристократией.
Для укрепления централизованной власти, было необходимо ликвидировать остатки прежней самостоятельной от отдельных земель и создать единый механизм управления. Продолжение централизации поддерживала значительная часть дворянства и горожан, недовольных произволом крупных феодалов. Требование этой части населения выразил дворянин Иван Пересветов в своей челобитной царю. Недовольство боярским произволом особенно усилилось в период малолетства царя Ивана IV.
Нарастание социальных противоречий привело к восстанию в Москве 1547 г. В этой обстановке Иван IV при поддержке своих ближайших сторонников начинает комплекс реформ в различных сферах жизни. Эти реформы получили название реформ Избранной рады. В Избранную раду входили представители различных сословий, а ее лидерами стали дворянин А. Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр.
Реформы Избранной рады
1. Реформы государственного управления.
В 1547 г. Иван IV принял царский титул.
В 1549 г. для обсуждения программы реформ, был созван первый Земский собор. В середине XVI века началась складываться новая система исполнительной власти.
2. Правовые реформы.
Судебник 1550 г. усилил централизацию судебной системы и ограничил возможность произвола наместников.
Общей целью военных реформ стало повышение боевых качеств русского войска. Они проводились по нескольким направлениям:
1) Улучшение системы управления. На время военных походов запрещались местнические споры.
2) 1549-1550 гг. – создание постоянного стрелецкого войска, которое содержалось за счет казны.
3) Укрепление дворянского поместного ополчения. В 1550-1551 годах Иван Грозный роздал дворянам больше 1000 земельных владений недалеко от Москвы на условиях службы в царском войске. В 1556 году было издано Уложение о службе, согласно которому каждый феодал должен был по распоряжению царя прибыть на военную службу со снаряжёнными воинами. Количество воинов зависело от размера земельного владения. Это Уложение не только укрепило царское войско и увеличило его численность, это и сблизило статус помещиков и вотчинников.
Избранная рада продолжала унификацию финансово-налоговой системы. После введения в 1534 г. общей денежной единицы, рубля, в середине пятидесятых годов был установлен единый поземельный налог, собиравшийся с «сохи».
5. Реформа местного управления
Избранная рада снова вернулась к реорганизации местного управления. В середине пятидесятых годов был завершён процесс, начатый в сороковые годы. Система кормлений была ликвидирована. Власть на местах передавалась выборным сословным органам – губным и земскими избами во главе с губными и земскими старостами. Губные избы выполняли полицейские функции и осуществляли розыск преступников. Земские избы отвечали за сбор налогов. В рассмотрении дел в суде стали принимать участие выборные целовальники.
6. Церковные реформы
Государственные реформы дополнялись укреплением церковного единства. Церковный Стоглавый Собор 1551 года утвердил общерусский список святых и единые канонические правила. Этот собор впервые установил ограничения на развитие церковного землевладения. Теперь монастыри не могли больше приобретать земли без согласия царя.
Реформы Избранной рады позволили завершить государственную централизацию и имели прогрессивное значение. Заданный им путь развития предполагал согласование интересов монарха и основных слоев общества. Механизм такого согласования был реализован в форме сословно-представительной монархии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет