роль крещения руси в становлении государственности кратко

3. Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности.

Креще́ние Руси́ — введение в Древней Русихристианствакакгосударственной религии, осуществлённое в конце X века княземВладимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальнойистории Русской Церкви.

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

Прежде всего, вместе с христианством на Русь пришло византийское право, вобравшее в себя все лучшее, что было в римском праве и оплодотворенное вековым соборным опытом Церкви. Вместе с тем собственное русское законотворчество также стало опираться на христианские нормы, ярким примером чего явилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Государственное значение Церкви на Руси в киевский период ее истории во многом определялось тем, что она в весьма значительном объеме являла собой судебную власть. Собственно в княжеской юрисдикции в это время находились, главным образом, уголовные дела, по которым могла быть применена смертная казнь. Что касалось остального гражданского и уголовного судопроизводства, то оно преимущественно находилось в юрисдикции митрополита или епископов. Вплоть до составления Соборного уложения 1649 г. церковные правила нередко восполняли недостающие государственные законы.

Понятно, что столь высокое значение судебной власти епископата опиралось, прежде всего, на его нравственный авторитет. Последний играл исключительно важную роль в связи с феодальной раздробленностью Руси в домонгольский период, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междуусобиц. По сути дела. Православная Церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства.

Источник

Какое значение для развития государства имело Крещение Руси?

История Русской Православной церкви начинается с 980 г. — года Крещения Руси Владимиром Святославичем. Христианство на Руси появилось и раньше, в середине Х в. его приняла княгиня Ольга, однако только при ее внуке, Владимире, христианство сопровождалось повсеместным крещением страны, став государственной религией.

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

И. Е. Эггинк, «Великий князь Владимир выбирает веру», 1822 г.Фото: ru.wikipedia.org

Чуть ранее, в 80-е гг. Х в., Владимир «пытался объединить разрозненные языческие культы в единый „пантеон“, но вскоре решил принять монотеистическую религию». Безусловно, принятие именно христианства не случайно. Религиозная реформа, осуществленная в эту эпоху, являлась закономерным шагом: в IX в. христианство приняли Болгария и Чехия, в Х в. — Польша, Дания и Венгрия, в ХI в. — Норвегия и Швеция, что в целом завершало процесс формирования европейской цивилизации.

Окончательный выбор был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви: ее тесной зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. После известных перипетий политических взаимоотношений Руси и Византии в X-XI вв. выбор государственной религии был сделан в пользу православия.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Великом Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей. Оно означало включение Руси в европейский христианский мир.

По словам известного историка Д. С. Лихачева:

…язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного сочетания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в Х-ХII вв., не могло быть осуществлено язычеством.

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

К. В. Лебедев, «Крещение киевлян» Фото: ru.wikipedia.org

Новая же религия принесла с собой не известную язычеству идею равенства людей: во-первых, исключила племенные и этнические различия, во-вторых, каждому — от князя до землепашца — предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном суде.

Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему. В новой системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели значения. При этом новая вера не посягала на земные порядки. Уже само признание равенства — хотя бы только перед Богом — и уверенности в грядущем разрешении всех земных противоречий до определенной степени сдерживало страсти и смягчало остроту социальных конфликтов. Иными словами, государству христианство было гораздо выгоднее, чем язычество.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному духовному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на доступном для всех славянском языке.

С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, Церковь стала играть важнейшую роль в истории России. Постепенно религией оказалась пронизана вся русская культура.

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896 гг. Фото: ru.wikipedia.org

* Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования.
* Митрополит, а позднее — патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления.
* В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса.
* С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол, и даже умирали с именем Бога на устах.

Несомненно, Крещение Руси стало важной вехой в развитии русского государства. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

Автор: Вера Иванчиков

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Роль крещения Руси в становлении российского государства

Олейник Ярослав Викторович, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 22 г. Канска

А назавтра вышел Володимир с попами цесарицинимы и корсунскими на Днепр, и сошлось людей без счета и влезли они в воду и стояли к шее, а вторые — к груди. Дети же [не отходили] от берега, а другие младенцев держали.

Взрослые бродили [в воде], а попы, стоя, молитвы творили. И было увидит великую радость на небе и на земле, столько душ спасается, а дьявол тосковал, говоря: «Горе мне, прогоняют меня отсюда! Здесь так думал я житво иметь, потому что здесь нет учения апостольского ого, не знают [здесь люди] бога. И радовался я с служения их, потому что служили они мне. И вот побеждают меня невежда этот, а не апостол и мученик, и уже не буду царствовать в землях сих». Люди же, крестившись, шли каждый по домам. А Владимир, рад был, что узнал он бога сам и люди его, и взглянув на небо, сказал: «Боже великий, что сотворил небо и землю, взгляни на новии люди свои! На твою силу, одолел и в я козни его».

Повесть временных лет

В 988 г. великий князь киевский Владимир, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом Михаилом (митрополит Киевский 988–992) и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. Крещение Руси — одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства.

Крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Христианство познакомило язычников с новыми представлениями о нравственных ценностях, с новыми этическими нормами поведения человека. Для язычников было важно правильно совершить обряд погребения, чтобы умерший попал в новую счастливую загробную жизнь. Для христианина важно было при жизни заслужить своими богоугодными поступками спасение душ. Если у язычников человеческая жизнь ничего не стоит, то христианство утверждает абсолютную ценность человеческой жизни, человеческой личности. Причем впервые именно в России еще при Владимире-крестителе был поднят вопрос о недопустимости смертной казни как наказания. Князь назвал ее грехом перед Богом. На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. Православие стало национальным вероисповеданием содержащим зерно духовности, и за долгую историю нашей страны именно благодаря религии Россия продолжает существовать как государство. Ведь у нашей страны кроме радостных событий в истории есть и печальные. Именно на уроках истории мы с детьми стараемся выяснить, как же помогало православие в борьбе со злом.

В период татаро-монгольского нашествия церковь на Руси менее всего пострадала и успела восстановить разрушенное. Во многом именно благодаря русской церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими нашествиями, удалось поднять сломленный дух русских людей, и победа была предрешена благословением Александра Сергием Радонежским и первым боем, в который вступил против Кочубея Николай Пересвет.

Но были в нашей стране такие времена, когда религии и церковь обрекались светской властью на забвение. Я говорю о времени, когда к власти пришли большевики. Новая власть не хотела в условиях постреволюционного периода допускать существования православия наравне с единой коммунистической идеологией марксизма. Религию объявили пережитком царизма. Уже Ленин в своих письмах призывал к беспощадному уничтожению священников, отказывающихся подчиняться новому строю. Я планирую при анализе событий того периода дать возможность учащимся сопоставить моральный облик идеала человека, отношение к ценности человеческой жизни и православное вероисповедание народа при царской власти с периодом становления советской власти и идеологизации общества. Сравнение будет явно не в пользу обезверенного общества, потерявшего веру.

Но отношение к церкви пришлось пересмотреть уже в годы Великой Отечественной войны. Поэтому знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин, многое переоценив, начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Сталин поддерживает единство русских в борьбе против интервентов. Во время войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было национальным вероисповеданием. С 1917 по 1941 гг. большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны пришло время, так сказать, «собирать камни», нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях как форму раскола и разъединения следует поощрять. Чтобы учащиеся поняли значимость моральнонравственных ценностей православия, необходимо задать им вопрос: «Какие морально-нравственные ценности православия использовались в идеологии социализма? Почему произошла эта подмена?».

В заключение хотелось бы отметить: не случайно государство сегодня обратило свое внимание на приобщение подрастающего поколения к корням своего народа, религии своего народа. Именно со школьной скамьи происходит впитывание всех духовно-нравственных ценностей, которые помогают подрастающему поколению не попасть под влияние различных группировок, течений.

Источник

Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности.

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения [1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви

Причины принятия христианстваЗначение принятия христианства
Укрепление военных, экономических, политических связей с ВизантиейУкрепление международного положения, союз с Византией
Монотеизм(единобожие),укрепление единого государства во главе с монархомРаспространение письменности и грамотности
Введение христианских норм морали более гуманных в сравнении с языческимиСближение Руси с другими христианскими странами Европы
Соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папствомОбъединение населения в единую русскую народность. Развитие культуры, духовной жизни, борьба с язычеством.

В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Еcтественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.

Источник

Крещение Руси — основа духовного единства славянских народов

роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть фото роль крещения руси в становлении государственности кратко. Смотреть картинку роль крещения руси в становлении государственности кратко. Картинка про роль крещения руси в становлении государственности кратко. Фото роль крещения руси в становлении государственности кратко

Крещение Руси в 988 году и последовавшее за ним учреждение епархий во главе с митрополитом стольного града Киева положило начало новой Поместной Церкви в рамках Вселенского православия. Приняв святое крещение и наставление в истинах Христовой веры от византийских иерархов русские, украинские и белорусские народы были привиты к древу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Благодаря живой связи с греко-славянским православным Востоком Русская церковь восприняла богатейшее византийское наследие.

С конца X столетия православие формировало культуру русского народа, участвовало в развитии искусства и формировании государственности. Православные духовно-нравственные ценности становились сутью государственной идеологии в период Киевского государства в Х-ХП вв., формирования и укрепления русского государства с центром в Москве (XIV-XVI вв.), возрождения России в XVII веке после периода Смутного времени, шведско-польской интервенции и пр. Православие не раз спасало Русь и российскую государственность от гибели. Принятие христианства в 988 г. было актом политическим и, возможно, позволило сохранить Киевской Руси свою государственность и национальную независимость до XIII века, а в XI-XII вв. она (благодаря приобщению к православной культуре) наряду с Арабским Халифатом и Византией стала принадлежать к наиболее развитым странам того времени и пережила период своего расцвета.

С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.

К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.

Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.

Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений.

Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы.

После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих.

Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий.

В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития социальной политики в отношении субъектов, не связанных родовыми отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства осуществлены не только попытки “социального реформирования” в сфере помощи и поддержки. Первоначально этот процесс протекал в рамках дружинных традиций, языческих братчин. Однако постепенно осознается невозможность со стороны княжеской власти единолично претворять в жизнь христианское социальное реформирование, поскольку общество было неоднородным и в нем существовало двоеверие. Бинарная оппозиция веры практически приводила к оппозиции уклада, что, в свою очередь, вело к невозможности “рядить” по законам, которые также должны иметь не только свои положения, но и своего правового субъекта.

Власть в силу различных причин: и политических, и военных — отходит от самостоятельного проведения идей социального христианского реформирования, подключая к этой деятельности церковь. Она не только наделяет ее юридическими полномочиями, но и оказывает ей, как нарождающемуся институту, поддержке, финансовую помощь в виде “десятины”, отчислений от различных видов налогов. Власть делегирует и расширяет полномочия церкви в отношениях с клиентами, которых со временем становится все больше.

Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей индивида.

Крещение Руси принесло изменения и в институт семьи. Государство издавна пыталось строить отношения с семьей, проводя определенную семейную политику. Первым, наиболее ярким опытом конструирования и реализации “семейной политики” явилась деятельность русского государства и церкви после принятия христианства на Руси, целью которой была реорганизация всех сфер жизнедеятельности языческой семьи, начиная с имущественных отношений и заканчивая сексуальным поведением супругов. Условно началом процесса «реформирования» семейно-брачных отношений можно считать конец X века. В целом же этот процесс занял не одно столетие. В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности.

В отличие от язычества, во времена которого официально существовал институт наложничества, христианская церковь проповедовала, что прелюбодеяние является грехом. Ограничив, а потом и вовсе запретив наложничество, прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными), церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. Фундаментом такой семьи был христианский брак, который в православной церкви является одним из семи таинств. В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.

Таким образом, Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни это спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни.

Русская церковь, приняв христианство от православного Востока, явило миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых. Наряду с первыми храмами в Киевской Руси тотчас появились иноческие обители. С утверждением христианства в Древней Руси в сознание русских людей прочно вошел и монашеский идеал. Очень многие стремились завершить дни своей жизни, приобщившись к монашескому лику. В этом, быть может, есть что то особое, национально русское.

Киево-Печерская Лавра может быть названа русским монашеским Вифлеемом, откуда иночество стало распространяться по всей тогдашней Руси. С именем этого монастыря тесно связана жизнь одного из основоположников монашества на Руси, ровесника ее Крещения – преподобного Феодосия Печерского. Получив “назначение книжное” в одной из первых церковных школ XI века в городе Курске, Феодосии сам стал в дальнейшем учить “правде и любви и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиреномудрию”.

После себя он оставил несколько письменных поучений, которые стали шедеврами древнерусской нравоучительной литературы для иноков и мирян. Став игуменом Киево-Печсрского монастыря, Феодосии вводит здесь принципы монашеского общежительного устава Федора Студита. Преподобным Феодосием Печерским было установлено, что десятая часть всех доходов монастыря выделялась на содержание существовавшей при монастыре богадельни. К Феодосию приходило множество бедных, больных, нуждающихся в помощи. Всех их он принимал ласково, всем подавал просимое. Целый двор отделил он около монастырской церкви св. Стефана для этих бедных людей. “Аще видеши нага, или голодна, или зимою, или бедою одержима, еще ли будет еврей, или сарацин, или волжский болгарин, или еретик, или католик, или любый язычник – всякого помилуй и от беды избави, яко же можеши” – передает нам слова преподобного Киево-Печерский Патерик. (ЖМП, 1988, № 2, с. 45)

Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них великий полководец и талантливы дипломат и государственный деятель святой благоверный князь Александр Невский. XII век: начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Православная Церковь считает Александра Невского чудотворцем. Именно это качество, по мнению Церкви, помогало ему творить чудеса, постоянно побеждая малыми силами значительно превосходящего противника. Участвуя лично, возглавляя и сражаясь впереди своего войска, он вышел победителем более чем в двадцати сражениях, оставаясь невредимым, и не потерпел ни одного поражения. Любовь к ближним простиралась у святого Александра до самопожертвования. Его высоко ценили как друзья, так и враги. Хан Батый в 1249 году после беседы с князем Александром сказал своим вельможам: “всё, что мне говорили о нем, всё– правда. Нет подобного этому князю”. Батый предлагал Александру Невскому стать его зятем и приемным сыном, чтобы стать его преемником в Золотой Орде. Так высоко ценил он способности молодого, рослого, сильного, красивого, умного, мудрого, с зычным голосом русского князя-полководца. Однако великий князь, как истинный патриот своего Отечества, ответил отказом, а в конце своей жизни принял монашество и постригся в схиму с именем Алексий.

Одним из величайших из святых Руси называют преподобного Сергия Радонежского. Вот уже в течение, более 600 лет это имя известно каждому русскому человеку.

Здесь надо вспомнить, что за время для Руси XIV век. В предшествующем XIII веке татары разгромили Русь. Бедствие варварского нашествия принесло не только материальное, но нравственное разорение. Воспоминания о мирной трудовой жизни ушли так далеко в прошлое, что походили на легенды. Никакой надежды на улучшение жизни в будущем не чувствовалось в народе. Татарские набеги, междоусобицы князей, предательства, разорение – и так жило уже не одно поколение русских. Казалось, выхода нет из этой безнадежности. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли бодрость.

Для того, чтобы сбросить татаро-монгольское иго, построить прочное независимое государство, нужно было самим русским людям стать на уровень высоких задач, приподнять свои внутренние силы, оторвать устремления людей от сиеминутных земных забот. Вот этому нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь Сергий Радонежский.

Сергий, в юные годы ушедший из мира в леса, со временем оказался в центре общественно-политической жизни второй половины XIV века. Он был сподвижником великого князя Дмитрия Донского в собирании русских княжеств вокруг Москвы. Он уже в немолодые годы не один раз ходил к князьям нижегородскому, рязанскому, суздальскому и тихими, кроткими речами усмирял их воинственные сердца. Сергий благословил Дмитрия Донского на его битву с Мамаем и дал князю двух монахов из бывших бояр – Пересвета и Ослябю, Именно поединком Александра Пересвета с Чолубеем началась Куликовская битва. Летопись свидетельствует: в течение всей кровавой куликовой сечи братия монастыря молилась, Сергий же со своей прозорливостью сообщал братии о ходе битвы!

Среди святых земли Русской нельзя обойти вниманием еще одного подвижника и чудотворца – преподобного Серафима Саровского.

Родившийся в середине XVII века в Курске, почитаемый широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых. Это не удивительно. Его духовный путь отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства он шаг за шагом шел к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, превосходящие естественные человеческие возможности, гармонично и просто входят в жизнь святого. Преподобный Серафим оставил богатое духовное наследие – это краткие наставления, записанные им самим, слышавшими их. Драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения явилась “Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни”, впервые опубликованная в 1903 году. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержалось новое изъяснение многих мест Священного Писания. На Руси издавна существовали неписаные правила, по которым жили подвижники земли русской. К таким правилам относились кротость и смирение, неустанный труд и молитва, соблюдение церковных предписаний и совершение подвигов, дар прозорливости и способность исцелять, конечно же, наставления и наличие учеников.

Полезно вспомнить некоторые духовные наставления старца. “Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностью. Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда твое сердце”. Каждого приходящего преподобный встречал словами приветствия “Радость моя! Христос Воскресе!”, а заветные слова “Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя” вот уже на протяжении двух веков дают мятущимся умам ответ на вопрос о смысле человеческой жизни.

Более полутора тысяч имен сонма святых дал Русской Православной Церкви XX век. Новомученики и исповедники российские как древние христиане отдавали свою жизнь ради торжества Веры православной в период гонений от богоборческой власти, являя нам пример стойкости, преданности родному Отчеству и безграничной любви к Богу.

1020 лет назад святой князь Владимир вывел свой народ из тьмы язычества к свету обетованной земли христианства. Внутреннее единство Древней Руси оказалось скрепленным не только кровным родством, но и религиозным единством, начало которому положила купель вод Днепра.

Христианство стало тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени – Византии. В Киевской Руси получила быстрое развитие письменность, начала создаваться национальная литература. Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.

Принятие христианства сблизило наш народ с другими славянскими народами, воспринявшими веру Христову трудами просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Братские народы, близкие нам по языку и традициям, во многом содействовали усвоению нашими предками христианских истин и культурных ценностей.

Согласно православному Преданию, единство Церкви заключается не в централизации церковного управления и не в единообразии церковной жизни; оно есть тождество веры, а, следовательно, верность Духу истины, созидающему Церковь Христову и пребывающему в ней. Таким образом, с крещением Руси братские русские, украинские и белорусские народы не только восприняли неисчерпаемые сокровища церковно письменности – Священное Писание, творения святых отцов, жития святых и богослужебные книги, но обрели основу для своего духовного единства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *