роль керамики в истории
Превращение веществ при помощи огня из одного состояния в другое, качественно отличное, хотя и началось с переработки пищевых продуктов природы еще на заре палеолита (древнекаменного века), с появлением керамики получило новые возможности, которые не замедлили сказаться на разных сферах человеческой жизни.
Появление глиняной посуды, в которой продукты можно было подвергать различным видам тепловой обработки (варить, тушить, жарить), привело к увеличению разнообразия блюд, улучшило способность их переваривания и тем самым способствовало развитию деятельности головного мозга, укреплению иммунной системы и повышению продолжительности жизни древних людей. Вместе с глиняной посудой появилась новая культура кухни и стола.
Глиняная посуда позволяла существенно расширить возможности хранения продуктов в различном состоянии (сыром, вареном, высушенном, маринованном, засоленном, жидком, густом и т. д.), а соответственно появилась возможность делать запасы воды, жиров, дикого меда, сушеных ягод, орехов и грибов, зерна, муки, вяленого и сушеного мяса, рыбы и т. п.
Горшки из обожженной глины лучше защищали продукты от высыхания, гниения, поедания грызунами, насекомыми, червями и др.
Помимо хранения продуктов, в глиняных сосудах можно было содержать в рассортированном виде всевозможные бытовые вещи, особенно изготовленные из органических материалов, предохраняя их от порчи (например, влаги).
Возможность хранить запасы делала жизнь древнего человека более устойчивой и обеспеченной, способствовала высвобождению времени, которое люди могли использовать на освоение новых знаний и навыков, развитие ремесел, искусства и духовной культуры. Гончарное производство способствовало оседлости, создавало условия для развития земледелия, скотоводства и в конечном итоге послужило одной из основных причин резкого роста народонаселения начиная с эпохи неолита.
Самые древние из дошедших до нас свидетельств письменности представляют собой обожженные глиняные таблички из Месопотамии.
Также на сайте:
Печной припас
Отделка керамики
Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
Керамика в прошлом, настоящем и будущем
Введение
Трудно назвать область научной, инженерной и художественной деятельности, которая пользовалась бы таким вниманием, как создание керамики. Существует Mеждународная академия керамики, национальные керамические общества, старейшему из которых свыше 100 лет, проводятся всемирные конгрессы по керамике, созданы музеи художественной керамики, издаются многочисленные научные и профессиональные журналы. Наконец, в 1987 году Г. Беднорцу и А. Мюллеру была присуждена Нобелевская премия за создание керамических сверхпроводников.
Когда несколько лет назад средства массовой информации распространили прогноз о скором наступлении керамической эры, которая в истории человеческой цивилизации займет место, сопоставимое с каменным или бронзовым веком, все понимали гиперболичность такого сравнения. Но оно свидетельствовало о несомненном интересе к керамическим материалам и необходимости удовлетворить этот интерес, тем более что традиционный образ керамики, сложившийся в сознании каждого из нас, существенно отличается от того образа, который принято называть материалом будущего. Одним из таких материалов, несомненно, является нитрид кремния, высокотемпературная прочность, химическая стойкость и легкость которого позволили создать двигатель внутреннего сгорания с рекордно высокой (1400 °С) температурой рабочей камеры, что дало возможность повысить в 1,5 раза КПД двигателя, существенно снизить расход топлива и уменьшить загрязнение окружающей среды благодаря его более полному сгоранию.
Экскурс в историю керамики
Исторически под керамикой понимали изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. Пластичность глин использовалась человеком еще на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, дошедшие до нас из эпохи палеолита. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Однако обжиг глиняных изделий с целью придания им твердости, водо- и огнестойкости стал применяться широко только в неолите.
В музее Иерусалима хранится знаменитая керамическая маска, созданная примерно 8500 лет тому назад и найденная в древнем Иерихоне, неподалеку от берега Мертвого моря. Радиографический анализ показал исключительную сложность технологии изготовления этой маски. Глинобитные жилища, обожженные снаружи кострами, – первый пример применения керамики в качестве строительного материала (IV-III в. до н.э.). Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовляли как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, где в особенности развилось производство кирпича, из которого сооружали сложные конструкции (например, своды перекрытий, пролеты мостов, акведуки). Само слово керамика пришло к нам из древнегреческого языка (керамос – обожженная глина, керамике – гончарное искусство).
Трудно установить дату, когда на промышленную арену вышла керамика, которую теперь называют высокотехнологичной. Вероятно, первой разновидностью такой керамики был карбид кремния, производство которого одна из американских фирм начала почти 100 лет назад. Уже в то время термин керамика приобрел более широкое значение: помимо традиционных материалов, изготовляемых из глин, к ней стали относить материалы, получаемые из чистых, простых и сложных оксидов, карбидов, нитридов и т.д.
После второй мировой войны одним из главных направлений развития высокотехнологичной керамики стало создание микрокомпьютеров и важнейших элементов электронной техники, включая конденсаторы, подложки интегральных схем, термисторы и варисторы. Керамическая промышленность, которая традиционно производила стекло, посуду, строительные и огнеупорные материалы, стала выпускать материалы для самых современных и перспективных отраслей техники. Понятие керамика в последнее время трансформировалось. Сейчас под керамикой понимают любые поликристаллические материалы, получаемые спеканием неметаллических порошков природного или искусственного происхождения. Это определение исключает из числа керамических материалов стекла, хотя нередко и их рассматривают как разновидность керамики.
Современные виды керамики иногда делят на две группы: конструкционную и функциональную. Под конструкционной понимают керамику, используемую для создания механически стойких конструкций, а под функциональной – керамику со специфическими электрическими, магнитными, оптическими и термическими функциями.
Керамика как альтернативный материал
В мире современных материалов керамике принадлежит заметная роль, обусловленная широким диапазоном ее разнообразных физических и химических свойств. Керамика не окисляется и устойчива в более высокотемпературной области, чем металлы, например температура плавления карбида гафния (3930 °С) на 250 ° выше, чем у вольфрама. У распространенных керамических материалов (оксидов алюминия, магния, тория) термическая устойчивость намного превышает устойчивость большинства сталей и сплавов. Модуль упругости керамических волокон на порядок выше, чем у металлов.
В семействе керамик легко можно найти материалы как с большими, так и малыми (даже отрицательными) значениями коэффициента термического расширения. Также широк спектр материалов, среди которых есть и диэлектрики, и полупроводники, и проводники (сравнимые по проводимости с металлами), и сверхпроводники. Важнейшими компонентами современной конструкционной керамики являются оксиды алюминия, циркония, кремния, бериллия, титана, магния, нитриды кремния, бора, алюминия, карбиды кремния и бора, их твердые растворы и разнообразные композиты.
Перспективность керамики обусловлена многими факторами, среди которых наиболее важны следующие.
Масштабы производства высокотехнологичной керамики
Высокотехнологичная керамика – сравнительно новый вид материалов, и поэтому масштабы ее производства как по объему, так и по стоимости продукции существенно уступают производству традиционных металлических и полимерных материалов. Вместе с тем темпы роста ее выпуска (от 15 до 25 % ежегодно) намного превышают соответствующие показатели для стали, алюминия и других металлов. Не менее важно то обстоятельство, что многие виды керамики обеспечивают работу сложных технических систем, аппаратов, машин, стоимость которых во много раз превосходит стоимость керамических элементов. Например, изготовление магнитных головок для накопителей информации ЭВМ обеспечило выпуск самих накопителей на сумму в 600 раз большую.
Объем производства керамических материалов во всех странах мира растет необычайно быстрыми темпами. Предполагается, что за грядущие 20 лет мировой объем производства керамики вырастет в 10 раз (!) и превысит 60 млрд долл. в год. В настоящее время основными производителями керамики являются США и Япония (38 и 48 % соответственно). США доминируют в области конструкционной керамики, предназначенной в первую очередь для металлообрабатывающих целей. Япония безраздельно доминирует в области функциональной керамики (основном компоненте электронных устройств). Такая ситуация, судя по прогнозам, сохранится и в ближайшем будущем. Поскольку к керамике относят любые поликристаллические материалы, полученные спеканием неметаллических порошков, то количество керамических материалов очень велико и разнообразно по составу, структуре, свойствам и областям применения.
Важнейшие группы керамических материалов
Материалы с электрическими функциями. Говоря об электрических функциях материала, имеют в виду в первую очередь проводимость, обусловленную только движением электронов и обнаруживаемую, когда вещество находится в контакте с другими электронными проводниками. В этом смысле все материалы делятся на проводники, полупроводники и диэлектрики. Керамика сравнительно редко используется как проводниковый материал, хотя известны разновидности керамики, которые по уровню электронной проводимости приближаются к типичным металлам.
Гидроакустические применения пьезокерамики в последнее время удалось существенно расширить, перейдя от монолитной керамики к композитам, в которых пьезокерамика служит наполнителем полимерной матрицы. Такой переход позволил повысить чувствительность в десятки раз и создать эффективные системы слежения за движущимися в воде объектами (например, косяками рыб).
Пожалуй, наиболее перспективной разновидностью керамики с диэлектрическими свойствами являются керамические электролиты, то есть керамические материалы с высокой ионной подвижностью и соответственно ионной проводимостью. В отличие от классических жидких электролитов проводимость многих керамических электролитов униполярна и обусловлена чаще всего разупорядочением одной из подрешеток кристаллов.
Другая область применения керамики, основанная на ее химической специфике, связана с развитием мембранной технологии. Мембраны позволяют избирательно выделять и концентрировать разнообразные вещества. Еще недавно их изготавливали из нестойких полимеров, которые неспособны противостоять экстремальным температурным и химическим воздействиям. Переход к керамическим мембранам, которого следует ожидать в недалеком будущем, позволит значительно расширить области их применения с одновременным снижением энергозатрат. Очень заманчивой областью применения мембран может стать селективное извлечение диоксида серы из отходящих газов химических заводов и тепловых электростанций. Если совместить процессы мембранного извлечения диоксида серы с получением серной кислоты, то можно создать экологически чистые и экономически выгодные производства.
Конструкционная керамика. Насмотря на то что в настоящее время в общей структуре производства керамических материалов большую часть составляет функциональная керамика, максимальные темпы роста прогнозируются для керамических материалов конструкционного назначения. Об этом свидетельствуют результаты анализа оценок специалистов 100 ведущих фирм Японии, согласно которому перспективы применения керамических материалов на 70 % связаны с их механическими, тепловыми и химическими свойствами.
Повышенная склонность керамики к хрупкому разрушению связана с исключительно низкой подвижностью дефектов, обусловленной прежде всего специфическим (ионно-ковалентным) характером связи в керамических структурах. Поэтому усилия исследователей направлены в первую очередь на устранение таких микроскопических дефектов керамики, которые выступают в роли центров зарождения трещин. Один из способов достижения этой цели состоит в тщательной очистке и очень тонком размоле исходного порошка и плотной его упаковке перед спеканием. Следует отметить, что идея применения тонкого помола порошков для интенсификации спекания была выдвинута впервые в России академиком П.А. Ребиндером еще в 50-х годах. Путем горячего прессования получают наиболее высокопрочные материалы из карбида кремния, однако изделия из них дороже получаемых другими методами, что обусловлено невозможностью изготовления деталей сложной конфигурации без дорогостоящей механической обработки алмазным инструментом.
Заключение
Можно ли ожидать в ближайшем будущем появления принципиально новых керамических материалов? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Примером служит полученная сравнительно недавно в Японии сверхпластичная керамика на основе тетрагональной модификации диоксида циркония, легированного 3 мол.% оксида иттрия.
При специфических условиях подготовки сырья и спекания получается поликристаллический материал с размером кристаллитов 0,3 мкм, который способен деформироваться, вытягиваясь под действием внешних нагрузок вдвое по сравнению с первоначальной длиной. Характерно, что после такой вытяжки керамика имеет прочность, превышающую прочность нитрида кремния, считающегося наиболее перспективным конструкционным материалом. Более того, нитрид и карбид кремния могут деформироваться без разрушения не более чем на 3 %, что в 40 раз меньше, чем созданный сверхпластичный материал на основе твердого раствора диоксида циркония и оксида иттрия. Это создает исключительные перспективы применения последнего, делая доступной обработку его такими традиционными в металлообработке приемами, как экструзия, волочение, ковка.
Грандиозные перспективы открыты перед сверхпроводящей керамикой и совсем недавно созданной керамикой с гигантским магнитным сопротивлением, перед новым поколением конструкционной керамики, получившей название синэргетической из-за нелинейного эффекта взаимодействия матрицы и наполнителя, давшего возможность производить керамические композиты с рекордно высокой ударной вязкостью. Но не хлебом единым жив человек, и роль керамики сейчас, как и на заре человеческой цивилизации, не исчерпывается только прагматическими целями.
Керамика – ее богатейшая история, виды и художественная ценность
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека. Развитие культуры привнесло керамическим изделиям художественную ценность, наравне с их бытовой пользой и разнообразием технологий. Испокон веков совершенствовалось качество глиняной массы, черепка и глазури. Одновременно росло стремление создавать более разнообразные формы и делать оформление наружной поверхности все богаче. Так, в наше время, керамика становится объектом художественного творчества с яркой историей.
Слово Керамика относится к греческому обозначению горшечной глины, от слова keramos – глиняная посуда. Под керамикой понимают такие изделия, для которых глина служит главным сырьем. Глина, кстати, далеко не коричневая, иногда это каолин, смешанный с полевым шпатом, кварцем или известью. Эти вещества перемешивают и перерабатывают в массу, которая формируется в изделие и затем обжигается.
Производственные процессы различались в зависимости от свойств черепка и калильного жара. Древнейший вид керамики – обыкновенный горшечный товар с землистым цветом. Сюда входит типичная бытовая керамика, которую в некоторых случаях облагораживали – штампованием и гравировкой, тонким облицовочным слоем и цветной глазурью.
В 16 веке в Европу приходит майолика. Это белая фаянсовая масса или изразцовая глина, которая покрыта двумя глазурями: непрозрачной с содержанием олова и прозрачной блестящей свинцовой, а декор исполнен огнеупорными красками.
Майолика из заальпийских стран называется фаянсом. И это тоже керамика! Декор писали на майолике по сырой глазури и затем обжигали при температуре 1000 о С. Огнеупорные краски в старые времена брали из окислов металлов и их было лишь 4 – синяя, зеленая, желтая и фиолетовая.
С 18 века приходит эра муфельных красок. Их наносят на уже обожженную глазурь и с их помощью, особенно на фарфоре, достигают исключительных результатов декорирования керамических изделий.
В 16 веке в Германии распространяется производство каменной посуды (stone ceramics). Белый или окрашенный очень плотный черепок состоит из глины, смешанной со шпатом, кварцем, шамотом и др. Обжигаясь при температуре 1250 о С, каменная керамика очень тверда и почти непориста. В Голландии, по образцу китайской керамики, ее делали красной. В Англии каменную посуду изготовлялась Веджвудом, где в 18 веке рождается тонкий фаянс, как особый сорт керамики, твердый черепок, которой совсем без извести, напоминает каменную посуду или фарфор.
Посуду с тонкими стенками изготавливают на гончарном круге (и, как известно, по сей день). Для круглых и плоских изделий, как тарелок и блюдец, брали шаблоны, чтобы форму делать сравнительно одинаковой.
Техника керамического производства с давних пор была знакома людям. В гончарной отрасли ремесла человеческое уменье достигает наибольших высот. Также важно, что керамика не подвержена атмосферным влияниям и поэтому керамические изделия дошли до нас от всех эпох.
И теперь подробнее о всех ее видах!
Майолика. Название Майолика, скорее всего, происходит от острова Майорка, главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию. В 15 веке производство настоящей майолики распространяется во Флоренции, где применялась техника с большим рельефом и помимо росписи использовалась цветная глазурь. В 16 веке происходит смена готического стиля (растительность, побеги, лиственный орнамент и готические надписи) на ранний ренессанс с гранатовым узором, розетками, чешуйками, арабески, бюстами известных женщин и мужчин. Распространяется плоская посуда – блюда и тарелки, не как предмет быта, а как предмет роскоши и декорирования, а также более тонкие изящные сосуды и кувшины. Совершенствовалась роспись путем более богатого колорита и тематического разнообразия.
В 18 веке в Тоскане и особенно Венеции приходит новая волна расцвета керамики с барочной концепцией. Очень тонкий черепок ее сосудов покрыт серой, чистой и блестящей глазурью, роспись исполнена маловыразительными красками матовых тонов. Отсюда майолика перемещается в заальпийские страны – Франция, Германия, Моравия, а также выдающиеся в смысле керамики – Голландия и Англия.
В это время, центр барочного фаянсового производства основался в Нидерландах с изобретением самой благородной керамики, а в изготовлении каменной посуды и позднее тонкого фаянса преимущественное положение занимает Англия. Новостью явилось и появление первого европейского фарфора, созданного в Мейсене в начале 18 века.
Чуть ранее в Голландии массовый характер приняло производство облицовочных плиток и изразцов. Дельфтский фаянс стал конкурировать китайскому и японскому фарфору по всей Европе, в том числе из-за уменьшения и даже временного запрета импорта фарфора из этих стран в конце 17 века. В техническом отношении в Дельфте достигают такого совершенства тонкого черепка, глазури и росписи, что на первый взгляд фаянс мог сойти за фарфор. Развитию также благоприятствовало расположение города у гавани и вблизи необходимых залежей глины, а также становятся шире возможности по росписи огнеупорными и муфельными красками. Голландцы используют неограниченное число декоративных мотивов, которые вытекают из двух сфер – отечественных и, всегда востребованных, восточных. Нидерландские сюжеты находили себе выражение в фигурных композициях, изображающих повседневную жизнь голландского народа в городе и на море, в пейзажах, интерьерах, морских сражениях, сценах Ветхого и Нового Завета, мифологии. Живописцы и художники переносят свои работы с холстов на керамику, написанные одной лишь синей краской. Рембрандт, Вермеер, Брейгель и другие великие голландские художники и их известные работы целиком или частично встречаются на керамике Дельфта по сей день.
Восточные тенденции также продолжают утверждать свою позицию. А стремление подражать китайскому фарфору приводит голландцев к высоким результатам в эстетическом плане. Декоративные мотивы состоят из скомпонованных в одно гармоническое целое цветов, букетов, птиц и завитков из цветочных садов с человеческими фигурами и птицами или из ламбрекенов с не закрашенными орнаментами.
Наряду с синим находит применение и полихромный декор. В начале 18 века стали копировать китайские «зеленое семейство», «розовое семейство» и японский «имари», но также придумывали новые композиции с под- и надглазурной росписью.
Новым также становится причудливые барочные формы сосудов – пальцевидных ваз (большая ваза с большим количеством пальчиков отверстий для цветов) и высоких ваз для гиацинтов в виде пагод, сосуды в форме картофелины или в виде животного и птичьей клетки.
Помимо дельфтского фаянса в Голландии осваивают новый материал – красную каменную массу, для изготовления посуды, в основном чайников. И тут европейские мастера достигают своего апогея в качестве и твердости черепка и конечно же в декоре. Отличительной чертой той эпохи было помещение богемского граната в центре цветущей завязи.
Дельфтская каменная посуда стимулировала производство аналогичных видов в Англии и Мейсене, а вскоре их примеру последовали во Франции и Германии. Пальму первенства держали изделия Марселя, как наиболее оригинальный и самый лучший французский фаянс. А в Германии стояла задача достичь в художественном и техническом отношении уровня голландского производства и конечно же прибыльности, поэтому здесь часто встречалось подражание, обеспеченное несомненным успехом. В 18-м веке здесь появляется красная керамика или каменная посуда. Немцы называли ее коричневый фарфор, по существу, разумеется, фаянс, с красно-бурым черепком и темно-коричневой глазурью. Отделаны сосуды были рельефами с золотой и серебряной росписью.
Развитие керамики в Англии происходит более менее самостоятельно, независимо от континентального фаянса. И поэтому здесь создают новый вид керамики, которая завоевываем почти весь мир – тонкий фаянс. Все английское керамическое производство концентрируется в графстве Стаффордшир, а потолка в этой области достигает выдающийся керамист Дж. Веджвуд (Wedgwood) в конце 18 века.
Возвращаясь чуть назад, в 17 век, подходящее сырье для выделки фаянса и каменной массы в Англии нашли голландские и немецкие заводчики. Тем не менее английский фаянс не мог достичь совершенства своих дельфтских образцов из-за меньшей твердости исходного материала и плохого качество глазури. Будущее искусства керамики в Англии заключалось в каменной посуде и тонком фаянсе! Мастерские продолжали оставаться и развиваться в графстве Стаффордшир (Staffordshire). Керамика из каменной массы с солевой глазурью с очень светлым, беловато-серым и иногда просвечивающим черепком были на пути создания тонкого фаянса. Черная, красная и светлая каменная посуда производилась повсеместно, оттачивалось мастерство производства глазури и росписи для достижения истинной английской изящности. Желтоватая свинцовая глазурь на светлой каменной посуде получила название тонкий фаянс. Он получил к концу 18 века широкое распространение в Стаффордшире, пока его место не занял более качественны товар, связанный с именем Джозайя Веджвуда, с так называемым фаянсом цвета сливок!
Веджвуд (Wedgwood) был выдающимся организатором в сочетании с большими техническими и инновационными знаниями, а также высоко-художественными претензиями. Он был знаком со всеми видами керамики в Стаффордшире, и в 1759 году им была основана собственная мануфактура, которая могла поставлять керамику всех стаффордских типов. Но ему удается создать несколько новых видов керамики. Усовершенствованный тонкий фаянс производится в крупных масштабах. Технически улучшенный светло-желтый тонкий фаянс с оловянной глазурью, сначала назывался сливочный, а позднее королевский. Также Веджвуд смог обесцветить черепок путем добавки каолина и кварца. Керамика Веджвуда, приобретает популярность не только в Англии, но и на всем континенте и становится самым распространенным материалом 19 века наряду с фарфором. Помимо этого Веджвуд облагораживает черную и красную каменную посуду и создает «базальтовую керамику» – необычно твердую, зернистую каменную массу, которую можно обрабатывать камнерезкой и поверхность которой получается блестяще матовой. Базальтовая керамика позволяет делать очень четкую моделировку и поэтому ее использовали для декоративных предметов интерьера, а также делали портретные бюсты, плакетки, медальоны и интальи. Этот материал пригоден для самых роскошных изделий. А красная масса использовалась лишь для бытовых товаров вроде кувшинов, кружек, чайных сервизов, тарелок и мисок.
В ряду многочисленных видов изделий Веджвуда особенно славится яшмовый товар. Его каменная масса получается при добавлении сульфата бария. Она очень тверда, что ее можно полировать, но в тоже время отлично прокрашивается насквозь окисью металла. Сначала она изготавливалась белой, синей и зеленой, а с 1775 года семи цветами: синий, лавандовый, зеленый, оливковый, розовый, черный и желтый. Вещи из такой одноцветной массы декорируются лепными рельефами другого цвета, чаще всего белого. Яшмовый товар включает в себя декоративную посуду, а также разные мелкие изделия, вроде пуговиц, серег, ожерелий и брошей, а также разные детали украшения мебели. Популярность изделий из этой массы такова, что их выпускают и по сей день и называют матовым или бисквитным фарфором Веджвуд. И звенит он почти как фарфор, звук лишь немного ниже и глубже. Однако – это керамика!
Расцвет тонкого фаянса в Европе падает при массовом распространении фарфора и падению цен на него в начале 19 века. Тем не менее Веджвуда стали копировать и на континентальных керамических фабриках и этот материал до сих пор пользуется спросом. В середине 19 века благородный тонкий фаянс местами заменяется другими сортами глиняных масс, как терралит, гидролит и сидеролит. Однако в 19 веке растет тенденция возрождения старых способов изготовления керамики, особенно в части художественной ценности, мастерству росписи и декору, который возможен лишь на этом материале и неповторим на фарфоре. В 1878 году на Парижской всемирной выставке мастера перенимают искусство Дальнего Востока и воодушевляются новыми для себя сюжетами и уходят от традиционных исторических стилей. В 19-20 веках основным игроком на рынке керамики становится Франция. Здесь привлекли к сотрудничеству ряд именитых художников, содействовав новой эре и подходу к керамическому производству и стилю. Вскоре конкуренцию Франции начинает составлять Дания, а потом Германия, Польша и Венгрия, где везде в росписи и сюжетах участвуют великие художники тех времен и тех стран. В 20-м веке и по настоящее время грань между прикладным и свободным искусством в производстве керамики стерта, и именно благодаря профессиональной работе художников-керамистов и великих мануфактур Европы.
Определение керамических изделий. Как правило на донце фаянсовых и тонко-фаянсовых изделий находятся мануфактурная марка, по которой можно установить время и место их происхождения. На фаянсе эти клейма чаще всего сделаны огнеупорными красками (синей, марганцевой или черной). На другой керамике они врезаны или неглубоко оттиснуты. Однако не во всех случаях это марки мануфактуры. Иногда, и особенно на фаянсе – это монограмма живописца, токаря или лепщика. Или просто серийный номер изделия, цифра предмета, изготавливаемого в гончарных мастерских. Кроме марки, приходится учитывать способ исполнения, форму, цвет глазури, и в том числе стиль декора. Существует надежное и популярное руководство по определению фарфоровых и керамических марок – справочник Грессе-Еникке-Циммерман. Для уверенного классифицирования любых керамических изделий необходим долголетний опыт, но и он не всегда спасает от заблуждения. Большой спрос на старую керамику вызвал появление как подражаний, так и подделок. Подражания – это скорее оригиналы, которые имитируют известное изделие и они стали появляться в 19 веке. А степень фальсификации в подделках может быть разная. Первое – это поновления и улучшения состояния керамики. Это не будет наносить вред коллекционеру, ибо добавления и роспись сделаны так искусно, что изделие выглядит как хорошо сохранившаяся старая вещь. Иная фальсификация – это маркировка мануфактурным клеймом задним числом сравнительно нового изделия, что технически легко выполнимо, но и с трудом может быть распознано. Третий вид подделок – современная роспись нерасписного старого фаянса. Если же над изготовлением таких подделок работают с нужными знаниями стиля и техники, то и саму подделку не возможно отличить от оригинала и приходится полагаться на свою интуицию и вкус.
В качестве ухода за керамикой, мы рекомендуем держать изделия в витрине и оберегать от пыли (как фарфор, стекло и хрусталь). Для мыться лучше всего брать пластмассовый таз или дно ванночки устилать мягким сукном, чтобы не повредить изделия. Заделку поврежденного предмета лучше предоставить специалисту.
Интернет-магазин винтажа из Европы 3 СОРОКИ предлагает вам керамические находки из Европы от именитых и малоизвестных керамических домов и мастерских 20-го века. Любите и радуйтесь керамике за ее возраст, историю и благородное происхождение, с которым вы смогли кратко познакомиться в нашей статье о керамике Европы.