родина мать история для ребенка
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина-мать зовет»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Познавательная», «Физическая».
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, формирование представлений детей о Родине, о малой Родине, о Великой Отечественной войне, о подвиге русского народа.
— закрепить знания детей о Родине, о Великой Отечественной Войне;
— формировать представления детей о героических поступках и патриотических чувствах;
— закрепить умения отвечать на поставленный вопрос по содержанию рассказа;
— закрепить умения детей мастерить из бумаги самолет;
— развивать речь, внимание детей;
— активизировать мыслительные процессы;
— развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
— воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к защитникам нашей Родины;
— воспитывать аккуратность в работе с бумагой;
словесные: вопросно-ответная беседа, объяснение; игровая ситуация.
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление самолетиков из бумаги;
игровые: физ. минутка «Мы солдаты», пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Самолет».
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»— словесное сопровождение: физ. минутки «Мы солдаты»,пальчиковой гимнастики «Пилоты», беседа по картине.
ОО «Познавательное развитие»— беседа по темам:
Россия, страна, малая Родина; памятные места города – героя Волгоград;
ОО «Социально-коммуникативное»— чтение стихотворений: «О Россия»
«Спасибо героям» О. Масловой.
Материал и оборудование:
Наглядно-демонстрационный: иллюстрация памятника-скульптуры Родина-Мать; портрет М. М. Расковой;
Раздаточный материал: листы бумаги серого цвета квадратной формы, простой карандаш.
Музыкальный материал: магнитофон с записью «Звуки войны»
Словарная работа: словосочетания «Родина-Мать», «Город-Герой».
Предварительная работа: Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:
Воспитетель: Дети, послушайте стихотворение
С нелегкой судьбою страна
Воспитатель: Дети, а что такое Россия?
Дети. Приблизительные ответы детей (Это наша страна, наша Родина)
У каждого человека есть большая Родина, есть малая Родина. Как называется наша с вами малая Родина?
Воспитатель: А знаете ли вы, что у нас с вами есть одна общая мама.
Это наша с вами Родина – Родина-Мать.
Включаются взрывы войны.
Воспитатель: Дети, слышите? Что это?
Дети. Взрывы, грохот.
Воспитатель: Эти взрывы много лет тому назад разбудили спокойно спящих людей. На долгие четыре года мирная жизнь закончилась и вот тогда Родина-Мать позвала своих сыновей и дочерей на защиту Отечества.
Этот памятник символизирует образ Родины, зовущий своих сыновей на борьбу с врагом, на свою защиту. Родина здесь представлена в образе женщины.
Воспитатель:
Какое у нее выражение лица?
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Воспитатель: Лицо женщины суровое и волевое, сдвинутые брови, широко открытый кричащий рот,сильные руки: все это создает ощущение силы, энергии, стремлении идти вперед, как бы тяжело ни было, нужно стремится к Победе.
Смелыми и сильными были солдаты Великой Отечественной Войны, но чтобы стать сильными, нужно потренироваться.
Воспитатель: Физ. минутка «Мы солдаты»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки-
Застучали наши ножки-
По коленочкам ударим
Ручки, ручки поднимаем
Завертелись наши ручки.
Мы на месте покружились
Воспитатель: На защиту своей Родины встали и мужчины, и женщины. Как вы думаете, кем женщины могли быть на войне.
Дети. Летчиками, разведчиками, санитарками, снайперами, связистками.
Давайте поговорим о героической женщине М. М. Расковой.
Дети рассматривают фотографию с изображением М. М. Расковой.
Во время Великой Отечественной Войны М. М. Раскова была летчицей. Эта отважная женщина, совершила множество боевых вылетов на самолете, и погибла во время одного из них. Если бы не ужасная война, она могла бы быть матерью для своих детей, но она отдала свою жизнь за Родину. В честь нее названа улица в нашем городе. Кто-то живет на этой улице? А вы знали в чью честь названа улица и почему?
Дети, а вы бы хотели стать летчиками? Но чтобы стать летчиком, надо хорошо знать самолет. Сейчас я предлагаю вам самим смастерить самолеты из бумаги.
Мы зажали карандаш, (Кладут карандаш на середину безымянного пальца) Отогнулся пальчик наш,
Он теперь у нас пилот – (Ладонь вниз. Указательный, средний, и мизинец – сверху
Отправляемся в полет.
Воспитатель поэтапно показывает и рассказывает приемы складывания листа.
Дети самостоятельно складывают самолеты. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Молодцы, вы все выполнили правильно. А теперь давайте подойдем к нашему аэродрому и поиграем с самолетиками.
Динамическая пауза «Самолет»
Внимание, слушай мою команду! «Самолеты, взлетайте», «Самолеты, набирайте высоту», «Самолеты, летите», «Самолеты, снижайтесь», «Самолеты, на посадку».
Воспитатель: Вам понравилась наша беседа.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Давайте скажем спасибо героям Великой Отечественной войны строками из стихотворения современной поэтессы Ольги Масловой.
Мы эту победу во век не забудем!
Пусть мирное солнце
Пусть счастье и радость
Ведь мир очень нужен
И взрослым и детям.
Воспитатель: Дети, я бы очень хотела, чтобы каждый из вас когда нибудь в своей жизни побывал на этой священной земле в городе- герое Волгограде.
Список используемой литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М. :УЦ «Перспектива»,2011.
4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей /Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В. И. и др. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Конспект интегрированной НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «С чего начинается Родина» Сампурский филиал муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад «Березка» [/b] Конспект интегрированного НОД по нравственно.
Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №31 городского округа-город Камышин (МБДОУ.
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Моя Родина» ТЕМА: «МОЯ РОДИНА» ВОСПИТАТЕЛЬ: МИНАКОВА О. И. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 86 Цель: воспитывать у детей чувство любви к Родине,.
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет) по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Рамазанова Лида Абдуллаевна.
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 42» подразделение дошкольного образования детский сад «Лесная сказка» Конспект.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» Конспект занятия в подготовительной к школе группе по нравственно-патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Интеграция образовательных.
Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Большая и малая Родина» Алборова Фаина, воспитатель.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Малая Родина» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Проект «Моя малая Родина». (кружок «Дошколёнок –.
Родина Мать
Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане
в городе Волгограде
Во время великой отечественной войны на Мамаевом кургане в течение пяти месяцев 1942 года шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами и минами. Почва настолько смешалась с осколками металла, что после битвы на каждом квадратном метре земли находилось от 500 до 1250 осколков. Поэтому именно здесь было решено поставить памятник мужеству защитников отечества.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является центром ансамбля на Мамаевом кургане и представляет собой 52-метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке она держит меч (длина 33 метра и вес 14 тонн). Общая высота скульптуры составляет 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте.
По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Общий вес главного монумента, выполненного из монолитного железобетона с пустотами, составляет 8000 тонн. Скульптура, которая имеет арматуру из стальных тросов диаметром 38 миллиметров, не скреплена с фундаментом и держится силой тяжести.
Кроме основного монумента «Родина-мать», который стоит на высоком холме, здесь есть много и других, отражающих подвиги простых бойцов на полях сражений.
Ежегодно около трех миллионов человек из России и зарубежных гостей из различных стран мира бывают на Мамаевом кургане, чтобы увидеть уникальное творение Вучетича и почтить светлую память героических защитников Сталинграда.
Историко-мемориальный комплекс функционирует круглый год, без выходных и бесплатно для посетителей.
«Родина-мать зовет» – главный памятник защитникам Сталинграда на Мамаевом кургане
Памятник «Родина-мать зовет»
Памятник «Родина-мать зовет!» — главная достопримечательность мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Эта скульптура одна из самых высоких в мире. Олицетворяет Родину, призывающую своих сыновей бороться с общим врагом, служит вечным напоминанием о героических подвигах советских солдат во время Великой Отечественной войны.
История создания скульптуры
Битва под Сталинградом (нынешний Волгоград) — одна из самых трагичных за всю Великую Отечественную войну. И невозможно переоценить подвиг советских солдат, которые переломили ход сражения.
В память об их героизме еще до окончания войны было решено воздвигнуть монумент. Конкурс эскизов был объявлен в 1944 году. Проекты поступали со всей страны — от архитекторов, скульпторов и солдат. Были заявки даже из-за рубежа — из Шанхая, Марокко. В результате была выбрана работа архитекторов Вучетича Е. В. и Никитина Н. В.
К строительству монумента приступили только в 1959 году и длилось оно восемь долгих лет. Работу начали с создания искусственной насыпи, сооружения основания. И только в 1964 году на кургане возвели строительные леса для создания самой скульптуры.
Это был один из самых сложных этапов работы. На площадке находилась уменьшенная копия статуи «Родина-мать», на которой через каждые 5 см были выполнены срезы. По ним делали маленькие лекала на кальке, которые затем в увеличенном виде переносили на фанеру. С их помощью на кургане также послойно собирали армированную форму с наружной гипсовой опалубкой.
В 1965 году началась работа по укладке бетона, а в 1967 году на статуе установили меч. В этом же году состоялось открытие монумента.
Описание скульптуры
Статуя «Родина-мать» в Волгограде представлена в виде высокой фигуры шагающей женщины. Ее тело слегка повернуто назад, туда же в приглашающем жесте отведена левая рука. Она словно зовет своих сыновей на битву с врагом.
О готовности к бою говорит и мимика женского лица. Брови сдвинуты в тревожном напряжении, а рот открыт в призывном крике. В правой руке крепко зажат поднятый вверх меч.
Живость и дополнительную экспрессию скульптуре придают развевающиеся на ветру волосы и одежда. Родина-мать стремительна и решительна в своем призыве.
Прототип «Родины-матери»
Существует несколько версий, касающихся того, кто послужил для Вучетича прототипом «Родины-матери». Согласно основной из них, тело было вылеплено с тела спортсменки Нины Думбадзе, а вот лицо — с жены скульптора Веры.
Другие возможные прототипы «Родины-матери» — Валентина Изотова, Анастасия Пешкова и Екатерина Гребнева. Есть версия, что Вучетича вдохновила «Марсельеза» с парижской Триумфальной арки или даже статуя Ники Самофракийской.
Конструктивные особенности монумента
«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.
Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.
Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:
Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.
Интересный факт! Внутри на удерживающих тросах установлены датчики. Специалисты круглогодично наблюдают за их показателями и анализируют состояние статуи.
«Родина-мать зовет!» в цифрах
О скульптуре в цифрах:
Высота статуи Родина-мать в Волгограде почти в 30 раз больше, чем рост среднестатистического человека.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.
Интересные факты о скульптуре
На момент установки памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде был признан самым высоким в Европе и России. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и носил свой статус в течение 22 лет.
Первоначальная версия монумента изображала двух людей — Родину-мать со знаменем Победы и коленопреклоненного солдата с автоматом. Но проект был слишком сложным в исполнении и на тот момент война еще не была закончена, поэтому от него отказались.
Скульптура является частью триптиха. В него также входит монумент «Тыл — фронту» и «Воин-освободитель», которые установлены в Магнитогорске и Берлине, соответственно.
Сначала проект предполагал, что высота статуи будет составлять 36 м, но по инициативе Хрущева Н. С. она была увеличена, чтобы «обогнать» статую Свободы в Америке.
Внутри монумента установлена лестница, по которой можно добраться до любой его части. Отдельный лаз есть даже в полости меча.
Как увидеть монумент «Родина-мать зовет!»
Увидеть монумент может любой желающий в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде. Вход туда всем категориям граждан России и иностранцам абсолютно бесплатный.
Но вот за экскурсионное сопровождение придется заплатить, если вы хотите больше узнать об этом памятном месте. Понадобятся билеты и в экспозиционные залы музея-заповедника.
Видео: монумент с высоты птичьего полета
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.
Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.
Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.
В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.
Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.
абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.
Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.
— Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.
Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.
Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?
Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.
Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.
Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.
Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.
После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.
Интересные факты
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.
— «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.
С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:
— Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.
Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.
Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.
На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.
Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».
ВОТ ТУТ вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника
А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.