риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»

16. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве:
Греция

17. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К. Михальской):
агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический

18. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу:
М.В. Ломоносова

19. Частная риторика делится на:
политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

«Общение и коммуникация»

20. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят. — нарушен постулат:
коммуникативная компетенция

21. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику:
личных вопросов собеседнику

22. В речевом акте: А. — Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь.
Б. — Каким образом?
А. — Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании
— использован намек через:
апелляцию к интересам

23. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь:
лекция
политическая речь

24. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание:
рецепт приготовления торта

25. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал:
рекламный текст

26. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги:
повествование

27. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки:
описание

28. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это:
письмо

29. Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил:
Аристотель

30. Для текста не характерна:
лаконичность

Источник

Риторика

риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве. Смотреть фото риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве. Смотреть картинку риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве. Картинка про риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве. Фото риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины, эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Развитие риторики в Древнем Риме

Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.

Другой римский оратор и теоретик красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение — стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.

Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.

В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Источник

Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

Авторизация

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Риторика

«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»

. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является:
Цицерон

. Автором первого русского учебника по риторике был:
М. В. Ломоносов

. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. »:
Горгий

. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат:
Цицерону

. К основным законам риторики не относится закон:
краткости

. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел:
во второй половине 20 века

. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит:
Платону

. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

. Общая риторика отличается от частной тем, что:
общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
популяризация в риторике научного знания и просвещения
светская направленность его книг по красноречию

. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах:
американской риторики

. Основоположником теории риторической науки считается:
Аристотель

. Ренессанс риторики в современной России связан с именами:
Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского

. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве:
Греция

. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К. Михальской):
агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический

. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу:
М.В. Ломоносова

. Частная риторика делится на:
политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

«Общение и коммуникация»

. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят. — нарушен постулат:
коммуникативная компетенция

. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику:
личных вопросов собеседнику

. В речевом акте: А. — Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь.
Б. — Каким образом?
А. — Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании
— использован намек через:
апелляцию к интересам

. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь:
лекция
политическая речь

. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание:
рецепт приготовления торта

. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал:
рекламный текст

. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги:
повествование

. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки:
описание

. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это:
письмо

. Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил:
Аристотель

. Для текста не характерна:
лаконичность

. Жанр истории отличает от жанра рассказа:
опора на память

. Жанр разговора отличается от жанра беседы:
целенаправленностью

. Искусство комплимента, намека, шутки связывают со следующими тактиками речевого воздействия:
косвенные

. К видам речевой деятельности не относится:
размышление

. К интралингвистическим факторам общения относится:
коммуникативная компетенция
соответствие планов и схем речевого поведения собеседников

. К кооперативным речевым стратегиям не относится:
ирония
претензии

. К невербальным средствам общения не относится:
внешний вид
голос

. К некооперативным стратегиям не относятся:
убеждения
уклонение от ответа

. К экстралингвистическим факторам общения относится:
коммуникативная заинтересованность
условия (обстоятельства) общения

. Коммуникативную ситуацию можно описать с помощью следующих признаков:
коммуниканты (адресант-адресат), предмет речи, канал сообщения, коммуникативный код, речевая интенция, условия общения

. Наиболее оптимальным в коммуникации является:
демократический стиль
общение на основе совместной деятельности

. Описание стилей речевого общения — дистантный, дружеский и неопределенный — предложил:
Р. Лакофф

. Определение речевого жанра как «относительно устойчивой и нормативной формы высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями» принадлежит:
М.М. Бахтину

. Определите жанр диалогической речи:
интервью

. Основными типами коммуникации по установочной задаче являются:
информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)

. Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит:
Аристотелю

. Покачивание головой слева направо имеет значение согласия в стране:
Болгария

. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером:
косвенного речевого акта

. Проксемика как наука изучает:
дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах

. Работа «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к выводу, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению поступка, принадлежит:
Дж. Остину

. Речевой акт включает в себя действия следующих типов:
произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие

. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
повествование

. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица?! Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый)принадлежит к жанру:
дневника

. Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов(максим) общения создал(и):
Дж. Остин, Дж. Серл, П. Грайс, П.Р. Стросон

«Риторический канон»

. Параллельный, хронологический, логический способы организации материала свойственны такой части выступления как:
основная часть

. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» — использован тип аргумента:
из опыта

. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» — использован тип некорректного аргумента:
из народного единодушия

. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) — применяется троп:
антономазия

. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» — используется троп:
аллегория

. В тексте: «Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец» — представлена риторическая фигура:
каламбур

. В тексте: «И на русского солдата Брат француз, британец брат, брат поляк и все подряд. » (А. Твардовский) — применяется троп:
метонимия

. Для основной части речевого сообщения не характерно:
призыв к непосредственным действиям

. Заключению речевого сообщения не свойственна задача:
изложение цели выступления

. Исключите избыточный элемент в списке метафор:
газета ошибается

. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:
соответствие содержания теме сообщения

. Наилучшим способом выступления признается:
выступление с опорой на текст

. Найдите пример метонимии:
если бы молодость знала, если бы старость могла

. Оптимальным темпом речи является:
80-90 слов в минуту

. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики:
инвенция

. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления:
вступление

. Речевое сообщение включает следующие компоненты:
зачин, введение, основная часть заключение, концовка

. Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения:
апеллирующем

. Самым неудачным названием темы выступления является:
Забота о здоровье
Кобель вместо мужа (речь о домашних животных в доме)

. Стилистические ресурсы языка изучаются в разделе риторики:
элокуция

. Укажите последовательность расположения элементов риторического канона:
1) инвенция
2) диспозиция
3) элокуция
4) мемориа
5) акцио

. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора:
эпифора

. Факты играют важнейшую роль в следующем типе выступлений:
Что случилось с динозавром?

«Культура устной речи»

. В зависимости от особенностей и типа собеседника беседы делятся на:
бытовые, светские, деловые

. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) — нарушено коммуникативное качество:
уместность речи
ясность речи

. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые / и это самое / рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) — нарушено коммуникативное качество речи:
логичность
точность, ясность

. Вопрос «Вы согласны с данным решением?» является:
закрытым

. Вопрос «Какие меры Вы могли бы предложить для урегулирования данной ситуации?» является:
открытым

. Исключите данное качество из списка коммуникативных качеств хорошей речи:
краткость речи

. К структурным элементам деловых переговоров не относится:
спор в позициях участников

. Классификацию типов делового собеседника: вздорный человек, «нигилист»; «позитивный» человек; «всезнайка»; «болтун»; «трусишка»; «хладнокровный, неприступный собеседник; «важная птица»предложил:
П. Мицич

. Книгу «Как уцелеть среди акул», в которой есть фраза «Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной. Девять из десяти судебных исков обычно завершаются до рассмотрения в суде, поскольку даже самые ожесточенные противники сядут за один стол, если их удастся убедить, что для них самих переговоры выгоднее, чем схватка» написал:
Х. Маккей

. Мнение о том, что лучше два часа ходить перед конторой делового партнера, чем войти туда без ясного представления то том, что вы хотите сказать своему собеседнику, высказал:
Д. Карнеги

. Наиболее оптимальной является следующая структура деловой беседы:
начало, изложение своей позиции и ее обоснование, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы, принятие решения

. Наиболее эффективной формой размещения участников собраний, совещаний, переговоров является:
прямоугольное с ведущим во главе

. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:
Аристотель

. Определение светской беседы как типа разговоров, «которые говорятся оттого, что неприлично было бы не говорить, как неприлично было бы быть без галстука. » принадлежит:
Л.Н. Толстому

. Оптимальным временем для деловой беседы является:
10-15 минут

. Основной особенностью светской беседы является:
условность
этикетность

. Основными аспектами культуры речи являются:
нормативный, коммуникативный, этический

. По характеру взаимоотношений между сторонами переговоры бывают:
партнерские, конкурентные, конфронтационные

. По целям общения беседы делятся на:
информационные, аксиологические, фатические беседа

. Разговор двух дам о губернаторской дочке в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя относится к типу беседы:
праздноречевая

. Самой «страшной» ошибкой в проведении деловой беседы можно считать:
игнорирование собеседника
неподготовленность

. Самым негативным типом делового собеседника считается:
«болтун»
«важная птица»
«всезнайка»

. Этот недостаток переговоров, предложенный О. Эрнстом в книге «Слово предоставлено Вам», можно считать «смертельным»:
пускать все на самотек

«Публичное выступление»

. В информационной речи может быть предложена тема:
События за рубежом

. В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа — представлена:
митинговая речь

. Выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют вид красноречия:
социально-политическое

. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество:
страстность

. К жанрам агитационной речи не относится:
парламентская речь

. К жанрам информационной речи не относится:
митинговое выступление
рекламная речь

. К избыточным элементам в классификации активных приемов аргументирующей речи можно отнести:
вопросы к оппоненту

. К эпидейктическому красноречию не относится:
рекламная речь

. К этому типу информационной коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса.
деловой телефонный разговор

. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России:
А.В. Луначарский

. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:
приветственная речь

. Найдите ошибку в перечне эпидейктического вида красноречия:
отчет

. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение.
социально-политическое

. Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам.
социально-бытовое

. П. Сопер предложил классификацию выступлений по цели, среди которых он выделил:
информационное, убеждающее, развлекательное

. Предложенная схема: тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения – характерна для:
дедуктивного типа рассуждения

. Причиной коммуникативной неудачи во фрагменте приветственной речи: «Дорогие товарищи дети! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так характерной лучшим представителям нашей интеллигенции. », обращенной к первоклассникам (М. Жванецкий), — является:
нарушение языковой нормы
неоправданное использование штампов
неуместность речи

. Темой агитационной речи может быть:
Как добиться успеха?

. Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений:
развлекательная речь
воодушевляющая речь
убеждающая речь
призывающая речь

П. Сопер

. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу» (И.П. Павлов) — относится к жанру информирующей речи:
лекция

. Чертой эпидейктического красноречия не является:
объективность

«Речевой этикет»

. Важной чертой английского речевого этикета является:
негромкость речи
немногословие

. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым:
японская

. Для этой речевой культуры характерна ситуация, описанная в анекдоте: «На необитаемом острове нашли трех человек, каждый из которых провел на острове лет, выстроил там себе дом в отдельном месте острова, но эти люди друг с другом не разговаривали. На вопрос спасателей «А почему вы не разговариваете друг с другом?» все трое ответили: «Но ведь нас друг другу никто не представил!».
английская

. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
скажите пожалуйста

. Один из первых памятников русского речевого этикета «Домострой» написал:
Симеон Полоцкий

. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:
уважаемые коллеги

. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат:
Сервантесу

. Слово товарищ сегодня используется при обращении к:
члену партии

. Слово этикет в переводе с французского обозначает:
ярлык

. Фраза: «Когда родители или кто другой их спросят или позовут, то должны они к ним отозваться и отвечать только, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко, или государыня матушка, или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь» — взята из книги:
«Юности честное зерцало»

. Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
изысканно-вежливой
старшего поколения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *