римские цари имели этрусское происхождение
Об «этрусской династии» архаического Рима
В таком случае наблюдавшийся при первых царях порядок передачи власти состоял в дополнении первоначальных прав на царство мужа царской дочери (зятя царя) правами ее сына (внука царя). Этот порядок возник не случайно, он был вызван переменами в общественном строе, приведшими к самому формированию вождеств. Повышение плотности населения порождало нехватку земли. Сегментация общин вместо образования новых поселений вызывала деление общества на ранги знатности: патрициев (гентилов) и клиентов. Прежде выселения одновременно прошедших инициации молодых людей возглавлял, скорее всего, бывший их ровесником сын царской дочери, не имевший прав дома стать царем (подобно Ромулу на Палатине или Мастарне на Целии). Теперь же положение остававшихся дома царских сыновей следовало узаконить. И они приобрели права на царство, но не как наследники отца-царя или матери-царицы.
Это было бы нарушением традиции. К царскому достоинству их допустил кросс-кузенный брак, объединивший царские линиджи соседних общин. Такой порядок возник еще до образования Рима, а в царскую эпоху он объединил линиджи латинского, хотя и связанного с затибрской областью, Палатина и сабинских областей к северо-востоку от Капитолия. При этом мужем царской дочери становился не случайный искатель приключений, прошедший обрядовые испытания, а представитель брачующегося латинского или сабинского линиджа. В следующем поколении их сыновья и дочери брали в супруги своих двоюродных сестер и братьев, т. е. детей от брака брата царской дочери и сестры ее мужа. В этом поколении царскую власть получал сын сестры и (или) брата царицы, становившийся одновременно зятем предшествующего царя. Дочь его и царской дочери была носительницей царственности, передававшей ее своему мужу, которым был ее двоюродный брат — внук ее деда-царя. Так сохранялась матрилинейность передачи царственности, соблюдалась агнатическая экзогамия и одновременно решалась судьба царских сыновей. По-прежнему не получая власти рекса на родине, они могли стать таковыми в связанной брачным союзом общине своей жены, а их сыновья возвращались царями на родину с. 71 отцов, будучи там зятьями и внуками предшественников.
Традиционная версия о Тарквинии и Танаквиль состоит по меньшей мере из двух частей. Первая, героем которой является Демарат, вероятно, имеет истоки не в греческой колонизации VIII— VI вв., а в освоении западного Средиземноморья микенцами. Вторая вычленяется благодаря существованию легенды об орле, схватившем шапку с Тарквиния на Яникуле. По-видимому, исторический Тарквиний был рексом (лукумоном) поселения на Яникуле, связанным родством с соседними этрусскими и сабинскими общинами. За образом Танаквиль скрывается местная носительница царственности. При Анке Марции Яникул был завоеван римлянами и, следовательно, самостоятельная царская власть здесь была ликвидирована, а ее носители переселены в Рим.
Военная активность Анка на была случайной. Если ее рассматривать сквозь призму разбираемой проблемы, то она выглядит реакцией на деятельность латина Тулла Гостилия. Переселение последним жителей Альбы-Лонги, царский линидж которой еще до Ромула был связан с палатинским Римом, усилило потенциал латинской ветви рексов. Анк, согласно традиции, не был связан родством с Туллом. Видимо, какие-то события нарушили установившийся порядок. Отголоски этих событий, возможно, сохранились в легенде о сражении Горациев и Куриациев. Хотя Горации считаются римлянами, а Куриации альбанцами, гентилиций последних указывает на сабинское происхождение. Анк Марций, хотя и был сыном дочери Нумы, но не римской царицы, а жены Нумы Марция, сына ближайшего сподвижника Помпилия Марка Марция, безуспешно оспаривавшего у Тулла Гостилия царскую власть (Liv., I, 20, 5; Plut. Numa, XXI).
Возвышение боковой ветви сабинского царского линиджа, во-первых, говорит о том, что основная ветвь, ориентированная на брачный союз с палатинскими Гостилиями и юго-западными латинами, пресеклась. С другой же стороны, оно может служить индикатором, благодаря которому в традиции как бы проявляется наличие многих царских линиджей Лация и его окрестностей. При Ромуле римские Гостилии вступили в союз с капитолийскими Тациями, затем последних сменили сабины из Кур — Куриации (Нума), передавшие право на союз Марциям. Хотя в традиции Марции с. 72 переселились в Рим вместе с Нумой, некоторые соображения позволяют сомневаться в этом. Будучи римским царем, Нума, как известно, женился на нимфе Эгерии, для встреч с которой удалялся из Рима. Поэтому если быть логичным, то дочь Нумы должна была родиться от Эгерии и вне Рима. Эгерия же не просто мифическая фигура, но представительница царского линиджа соседней с Римом сабинской Коллации. Поэтому не будет натяжкой предположить, что Нума и Марции находились в родстве через представителей третьего линиджа — коллатинских Эгериев. Таким образом, Анк Марций был не только внуком царя, но и его сыном, хотя царя и не Рима, а Коллации.
Став царем, Анк должен был позаботиться о законном с точки зрения норм его эпохи наследнике. Из традиции мы ничего не знаем о его жене и существовании у него дочери. Лишь два сына Анка прославились тем, что на исходе царствования Тарквиния Приска явились причиной его смерти. В этом историческо-генеалогическом контексте Тарквиний не мог быть случайной фигурой, получившей власть в Риме лишь благодаря богатству, удаче и проискам выдающейся жены. Бывший лукумон Яникула, видимо, состоял в каком-то родстве с Марциями. В традиции это родство проявляется отчетливо. Родной брат Тарквиния Аррунт был женат на одной из представительниц коллатинских Эгериев, и его сын звался Эгерием (Liv., I, 34, 3; 38, 1). Даже если не было иных связей через жену Анка, отсутствие у последнего дочери и конфликт с Гостилиями служили достаточным основанием, чтобы рексом в Риме стал старший представитель еще одной генеалогической ветви сабинских линиджей. Возможно, он был усыновлен Анком (Aur. Vict. De vir. ill., VI, 5). Тарквиний получил власть, по-видимому, при условии брачного союза с потомками Марция. В соответствии с ним сыновья Анка приобрели право на руку дочери Тарквиния и царскую власть после него. Однако Тарквиний выбрал зятем Сервия Туллия — то ли своего родственника, то ли латина из Корникула. Марции оказались отстранены от власти. Это было нарушением брачного союза, следствием чего явилась месть со стороны сыновей Анка. Согласно традиции, Тарквиний не сразу по достижении власти пал жертвой их заговора. Они не препятствовали ему царствовать. Но, когда дочь Тарквиния стала женой Сервия, месть свершилась. Она не была направлена на Сервия Туллия, хотя он и был конкурентом. Формально Сервий Туллий достиг власти законным путем, а сыновья Анка как раз и выступали защитниками архаического права, нарушенного Тарквинием.
Тарквиний поступил с Корникулом и Коллацией точно так же, как в свое время Анк Марций с Яникулом, где Тарквиний был лукумоном. Но в близкой к Риму Коллации местный рекс Эгерий — племянник Тарквиния — был оставлен последним на месте, а из Корникула царская семья была переселена в Рим, как в свое время был переселен сам Тарквиний. Не вписывавшийся в планы Тарквиния и, видимо, чуждый ему рекс Коллации погиб. А вот его беременная жена стала жить не просто в Риме, а в доме Тарквиния, что обнаруживало его замыслы. Как сабинянка царского рода, Окризия, видимо, находилась в родстве с Тарквиниями либо через коллатинских Эгериев, либо через неизвестную нам сабинскую ветвь, связанную с Яникулом. Поэтому ее сын Сервий Туллий как царский сын и родственник имел права на руку дочери Тарквиния и царскую власть в Риме.
Однако этим Сервий не отличался от сыновей Анка Марция. Следовательно, предпочтение, оказанное ему Тарквинием, было связано не с его матерью, а с отцом, о котором, кроме имени и знатного положения с. 74 в Корникуле, ничего не известно. Преномен Сервий, очевидно, был римским прозвищем от servus — раб, намекавшим не на положение, а на формальный статус корникульских пленников в доме Тарквиния. А вот номен Туллий явно связывает шестого римского царя с Туллом Гостилием, судьба потомства которого в силу конфликта с сабинами традицией не сохранена. Не столь уж рискованным будет предположить, что сын Тулла Гостилия стал мужем дочери не близких к Риму родственников Марциев (в Риме, вероятно, место претендента на престол уже было занято Аррунтом Тарквинием), а царевны Окризии в отдаленном Корникуле. Здесь Тулл мог искать поддержки в борьбе против Марциев и Куриациев у иной сабинской царской ветви, а его сын прозывался местными сабинами Туллий, т. е. Туллиев.
На Тарквинии царская династия Рима отнюдь не прерывалась. На арену выступило следующее поколение законных наследников царского достоинства. А таковыми могли быть сыновья сестер Тарквиния — Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. Собственные сыновья Тарквиния в соответствии с традицией были исключены из числа претендентов. Судя по источникам, Тит и Аррунт и не пытались заменить отца. Иная судьба у младшего сына Суперба — Секста. Став первым лицом в Габиях, он оказался наиболее активным из претендентов. Видимо, именно пребывание в Габиях каким-то образом качественно выделяло его из числа сыновей с. 76 последнего римского царя и почему-то позволяло, несмотря на запрет традиции, претендовать на власть в Риме.
На то, что такое состязание имело место, наводит ряд мыслей. Поскольку Коллатин и Лукреция не имели детей, они явно были молодоженами. Легенда о бесчестии и смерти Лукреции несет следы явной литературной обработки. Сексту не было смысла бесчестить жену Коллатина, скорее, он мог желать ее смерти. Иное дело, если выбор Коллатина в мужья был сделан, но брак не успел свершиться. Обесчестив доставшуюся другому невесту, Секст рассчитывал таким образом получить ее в жены, прибегнув к последнему способу удержать ускользавшую власть. Мы никогда не узнаем, как погибла Лукреция: сама ли заколола себя или это сделал ее отец (как Виргиний со своей дочерью), выполнив так понимавшийся им долг перед римским народом. Вероятнее последнее. Неизвестно лишь, совершил ли он это по собственной воле или по решению заинтересованных лиц — Коллатина, Брута и Публия Валерия (возможно, еще одного претендента на руку Лукреции — см. Liv., I, 58, 6), или — что скорее всего — под давлением наиболее заинтересованного и авторитетного Брута.
После этого Брут и Коллатин, будучи по рождению одного ранга, приобрели равные права на власть в Риме. Их правление лишь формально походило на консулат. Они не были выборными магистратами. Брут, как известно, почти сразу начал интриговать против Коллатина и сумел его устранить. Но воспользоваться доставшейся наконец властью не успел, погибнув в единоборстве с сыном Суперба Аррунтом. Это были годы, когда еще питал надежды на возвращение изгнанный Тарквиний, обратившийся к этрускам. Рвавшийся к власти Брут стремился ликвидировать всех возможных конкурентов. Он расправился даже со своими сыновьями — Титом и Тиберием, внучатыми племянниками Тарквиния, и племянниками Коллатина — Луцием и Марком, сыновьями сестры Коллатина от брака с Аквилием.
И только после того как все возможные претенденты на римский престол сошли с арены, на нее вступил Октавий Мамилий. Однако начавшаяся латинская война привела его к гибели у Регилльского озера. Суперб уехал в Кумы, где умер. Так пресеклась царская династия римских Тарквиниев.
После них свои права пытались узаконить дальние родственники когда-либо правивших в Риме лиц — Горации, Лукреции, Валерии, Виргинии, Марции и др. Однако завоевания Тарквиниев и возникновение сложного вождества изменили ситуацию в окрестностях Рима, нарушили архаическую систему родственных связей ранжированного общества и положили начало с. 78 формированию сословий стратифицированного. Поэтому соперничество этих эпигонов царских династий Лация стало одной из причин сецессии, способствующей оформлению нового порядка управления в Риме.
Что римляне позаимствовали у этрусков?
С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией. Самоназвание этрусков – «расена», их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадников древней Этрурии.
Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная с 750 г. до н. э. греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.
«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень ТАРХ — tarch очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – Союз 12 этрусских городов. Имена с корнем tarch давали богам или царям Скифии, Причерноморья и Малой Азии.
Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром. Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.
На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.
Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.
Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян: жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими. Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.
При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.
Женщины этрусков занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. В Минойской культуре острова Крит, как и в Этрурии, женщины присутствуют на пиру рядом с мужьями, возлежат рядом с хозяином дома за пиршественным столом, предаваясь веселью, присутствуют на спектаклях, спортивных играх и театральных представлениях с музыкой, песнями и игрой на двойной флейте.
Рим никогда не скрывали своего восхищения перед этрусскими флейтистами и фанфарным звучанием этрусских труб. В V веке до н. э. этрусские женщины заплетают волосы в косу, уложенную на голове золотой короной.
Римская тога (лат. toga — покрывало) — большой кусок шерстяной ткани с пурпурной каймой ведёт свою историю от украшенного орнаментом этрусского плаща — tebennos, который украшали вышивкой или окрашивали кайму в яркий цвет; а также конический головной убор этрусков-аристократов тутулос — «tutulus» — «высокая тулья», а шляпы с широкими полями носили слуги и рабы.
Жизнь семей этрусских аристократов представляла собой карусель роскоши и удовольствий. «Дважды в день, – пишет Диодор Сицилийский (V, 40), – накрываются изобильные столы, и в ход идёт все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки…» Этрусские женщины не были домашними затворницами, как в Греции.
Этруски владели искусством фармацевтики и медицины, и преуспели в приготовлении любовных напитков и разбирались в лекарственных травах, в косметических средствах и красках. Согласно легенде, сыновья колдуньи Цирцеи, опытной в искусстве приготовления зелий, стали этрусскими князьями. Этруски, безусловно, были предшественниками римлян в медицинском применении термальных вод и минеральных источников.
В городке Кортона, в Тоскане 29 декабря 1726 г. была основана «Кортонcкая этрусская академия», создавшая этрусский музей древностей и библиотеку, занималась возрождением этрусских имен, древних этрусских обычаев, и расшифровкой этрусских надписей, ныне их около десяти тысяч. Ежегодно академия выбирала президента, его называли «лукумон», то есть царь.
Из этрусского языка много слов перешло в латинский язык: «аисои» — «aisoi» — «боги»; капус — «capys» – «сокол»; фаладо (ПАЛАТЫ) — «falado» – «небо»; ланиста — «lanista» – «гладиатор», субуло (СОПИЛКА) — «subulo» – «флейтист», аклус — «aclus» — июнь. Этрусское происхождение имеют слова: «персона», «арена», «антенна», в значении «мачта корабля», «литера» и даже «сервис» означавшее «раб, слуга». Латинское слово «мундус» — mundus — мир, имеет этрусское происхождение.
Около 500 года до н. э. в Помпеях, в архаической Лации и в Риме у подножия Капитолия жили люди, говорившие по-этрусски — здесь найдены фрагменты керамики буккеро с этрусскими надписями «мини муливанише» = «mini muluvanice» – «меня посвятил (подписал)…».
Этрусское женское имя встречается в форме Рамата —«Ramatha», «Rametha», «Ramutha» и «Ramtha». Греческое имя«Alexandras» на этрусских зеркалах записано, как «Алечсантре» — «Alechsantre», «Элчантре» — «Elchantre». Этрусское имя Лар — Larth имеет два родительных падежа (кого?) — Лартал и Ларталс — Larthal и Larthals.
Этрусское слово темплум — templum — жилище богов (по-латыни – храм) первоначально называлось местом этрусских прорицателей, обращавшихся на юг — к богам.
Три высшие должности в этрусских городах: «зилат» — «zilath» или «зилч» — «zilch», «пуртне» — «purthne» и «марунич» — «marunuch» не расшифрованы. Этимология слова «га-рус-пик» неясна, хотя в нём есть индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение; ṛc — «хвала, стих») Грамматика этрусского языка уже составлена, но этрусский словарь совсем невелик.
Латинское слово «мундус» — mundus (мир) имеет этрусское происхождение, первоначальное значение слова mundus — «женские украшения», а позже его стали применять к звездам – «украшениям небес». От этрусков римлянам был известен «подземный mundus» — канава, закрытая сводом, где мир живых соприкасался с миром мёртвых. Когда mundus открывался, то на Землю через это зловещее отверстие выходили духи преисподней.
При Тарквинии переход в мир иной этруски представляли, как путешествие пешком, на лошади, в экипажах или в лодках. Мёртвые в загробном мире ведут жизнь, полную удовольствий и радости, всюду царят спокойствие и гармония. С уничтожением Этрурии римлянами её жители лишились своих благостных представлений о спокойной и лучезарной загробной жизни. Этрусками завладел ужас перед адскими мучениями, мрачные представления о смерти этруски передали римлянам.
Этрусские священные книги были переведены на латынь и собраны этрусским царём Рима Тарквинием Приском (Тарквинием Древним) в I веке до н. э.
Гварначчи, основатель музея в Вольтерре, считает, что этруски были не только культурными вождями всех прочих италийских народов, но в некоторые периоды обгоняли даже греков, и достигли безраздельного господства в Тирренском море и вели активную торговлю на всех внутренних морях Средиземноморья, побеждали греков в борьбе за природные ресурсы и торговые пути.
Греческие тексты полны неприязни к старым врагам-этрускам и упоминаний о сильном этрусском флоте, который греки называют грозной пиратской армадой. Этрусским изобретением был якорь со свинцовой перекладиной-штоком, а также медный морской таран.
Великие прибрежные города Этрурии: Кера (Цера; Черветери), Тарквинии, Вульчи, а также более северные Ветулония и Популония имели прекрасные порты.
Римляне позаимствовали у этрусков скутум — большой щит с горизонтальной рукояткой в центре. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита.
Этрусский союз заключил с Карфагеном союзный договор — Корсика оставалась в этрусской сфере влияния; Сардиния и Гибралтарский пролив – в сфере влияния Карфагена. В течение VI века до н. э. этруски проникли в глубь Апенинского полуострова и были готовы объединить всю Италию. В V веке до н. э. этруски захватили Болонью (латин. Bŏnnĭa ), которую называли Фелсина (этрус. Velzna/Felsina), и вскоре она превратилась в большой этрусский город, и основали город Спина, прикрывавший со СПИНЫ, с севера Этрусский союз от нашествия галлов и кельтов, и ставший форпостом этрусской торговли на побережье Адриатического моря.
Греко-этрусское влияние на кельтскую цивилизацию в конце Гальштатского периода и начале периода Ла-Тен было вполне заметным.
В произведения римских авторов чувствуется сильное влияние этрусского искусства. До завоевания Греции римляне были полными невежами в зодчестве. Культура Италии, до появления этрусков в VII века до н.э., находилась на отсталом, первобытном этапе цивилизация. На Апенинском полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 года до н. э.
Расцвет этрусской цивилизации в Тоскане относится к 700 году до н. э. Рим представлял собой ещё небольшой городок, рядом с могущественной Этрурией. На севере Этрурии – в Ветулонии и Популонии – появляются монументальные мавзолеи, огромные курганы из земли и камней с гробницей внутри в форме настоящей камеры со сводом или куполом. Курганы этрусков напоминают знаменитые микенские и скифские гробницы.
Этрусский Рим лукумона (этрус. Lucumone — «властитель, господин») Тарквиния Приска (лат. Lucius Tarquinius Priscus) — Тарквиния Древнего строился по образцам этрусских городов. До этрусков Рим был скорее объединением деревень, чем настоящим городом.
Рим обязан своим построением этрусским архитекторам, составившим строгий план городских улиц и разделение города на кварталы, строительством городской оборонительной стены и въездными воротами в 378 году до н. э.
Этруски проложили в Риме городской водопровод и канализационную систему, фрагменты которой сохранились до наших дней. Этруски осушили болотистую равнину Форума, ставшую впервые местом проведения народных собраний.
Рим за 100 лет правления этрусской династии Тарквиниев — с 616-го по 510 г. до н. э. из маленького поселения превратился в хорошо защищенную крепость, хорошими дорогами, портом и прекрасным храмом Капитолийской Троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, построенном в VI веке до н. э.
Римляне позаимствовали у этрусков триаду главных этрусских богов: Тин — Уни — Менрва, от которых происходит римская триада богов Юпитер — Юнона — Минерва. Римская Юнона — это этрусская Уни (Юно — Juno- юная). Римляне называли богиню Юнону — Юно Матрона — Juno Matrona — покровительница замужних женщин. Римский бог Юпитер — Diupiter = Div pater — «Отец Божий»; “sub Jove” употреблялось в смысле: «под небом» самими римлянами, и Tellus (terra) mater = «Мать-Земля» — «тело матери». Римская Минерва — это этрусская богиня Менрва.
Этрусский храм стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчества. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.
Рим позаимствовал у этрусков основы их технических знаний, монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений домов этрусских аристократов, атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.
Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них. Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.
В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. римские дети учились этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.
В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами. Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.
Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» — «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) — искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.
Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков, созданную по религиозному признаку.
В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.
Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.
Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с вторжением кельтов в период 450—350 гг. до н. э.
Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы. Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.
В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.
Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.
Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.
Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.
Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии.
Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.
В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.
Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.
Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.
Найденный в этрусском городе Вейи храм этрусского бога Аплу (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.
Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги Аита (Aita) стал Аидом, Атрими (Aritimi) — Артемида, Семла — Земля, Сел (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» — Celsclan — «сын Земли», «колено Земли». Силенс (Cilens) — Силен, Херкле (Hercle) — Геракл, Геркулес; Уни (Юни) — римская Юнона; этрусский бог войны Ларан (Laran) — римские Лари; Летнс (Lethns) — Лета; адское божество этрусков Mania в латинской литературе Mantus — мать ларов и Манеса. Танр, Танур (Thanr, Thanur) — этрусская богиня подземного царства мёртвых. Этрусский Марис (Maris) — в Риме Марс, в Греции Арес. Этрусский Нев (лат. Nev), Невунс или Нетунс (Nethuns) — стал римским Нептуном. Пекс (Pecse, Pakste) — Пегас, Пегашка. Этрусская Ферсу (Phersu) — римская Фортуна; Сатре (Satre) — Сатурн; Турну (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) — эпитет богини Туран — Лебедь, Лебёдушка; Менрва — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения Фуфлунс (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.
Верховные боги этрусков составляли троицу, которой поклонялись в тройных храмах — это Тиния, Уни и Менерва. Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.
Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.
В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.
На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — пиррический танец, посвящённый богу Пирру
Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.
Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.
Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» — «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.
Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства этрусских ювелиров VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!
Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости, коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.
Достижения в прикладном искусстве выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья. В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и скифским «звериным стилем», изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — Великой Богини Матери, повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.
В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация этрусков шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae; оно называлось «concilium Etruriae».
Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы, Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов, даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.
Идею использовать деньги как средство обмена этруски привезли в Италию из западной области Малой Азии, где впервые в Средиземноморье были введены в обращение деньги Этимология латинского термина moneta, обозначающий деньги связанный с глаголом менять. Монета — титул римской богини Юноны, возле храма Юноны на Капитолийском холме в Риме чеканили деньги. Монета со смыслом «предостерегающая богиня», так как на литинском monitor — «наблюдатель» — тот, кто предостерегает».