римские цари имели этрусское происхождение

Об «этрусской династии» архаического Рима

В таком слу­чае наблюдав­ший­ся при пер­вых царях порядок пере­да­чи вла­сти состо­ял в допол­не­нии пер­во­на­чаль­ных прав на цар­ство мужа цар­ской доче­ри (зятя царя) пра­ва­ми ее сына (вну­ка царя). Этот порядок воз­ник не слу­чай­но, он был вызван пере­ме­на­ми в обще­ст­вен­ном строе, при­вед­ши­ми к само­му фор­ми­ро­ва­нию вождеств. Повы­ше­ние плот­но­сти насе­ле­ния порож­да­ло нехват­ку зем­ли. Сег­мен­та­ция общин вме­сто обра­зо­ва­ния новых посе­ле­ний вызы­ва­ла деле­ние обще­ства на ран­ги знат­но­сти: пат­ри­ци­ев (ген­ти­лов) и кли­ен­тов. Преж­де высе­ле­ния одно­вре­мен­но про­шед­ших ини­ци­а­ции моло­дых людей воз­глав­лял, ско­рее все­го, быв­ший их ровес­ни­ком сын цар­ской доче­ри, не имев­ший прав дома стать царем (подоб­но Рому­лу на Пала­тине или Мастарне на Целии). Теперь же поло­же­ние оста­вав­ших­ся дома цар­ских сыно­вей сле­до­ва­ло уза­ко­нить. И они при­об­ре­ли пра­ва на цар­ство, но не как наслед­ни­ки отца-царя или мате­ри-цари­цы.

Это было бы нару­ше­ни­ем тра­ди­ции. К цар­ско­му досто­ин­ству их допу­стил кросс-кузен­ный брак, объ­еди­нив­ший цар­ские лини­джи сосед­них общин. Такой порядок воз­ник еще до обра­зо­ва­ния Рима, а в цар­скую эпо­ху он объ­еди­нил лини­джи латин­ско­го, хотя и свя­зан­но­го с затибр­ской обла­стью, Пала­ти­на и сабин­ских обла­стей к севе­ро-восто­ку от Капи­то­лия. При этом мужем цар­ской доче­ри ста­но­вил­ся не слу­чай­ный иска­тель при­клю­че­ний, про­шед­ший обрядо­вые испы­та­ния, а пред­ста­ви­тель бра­чу­ю­ще­го­ся латин­ско­го или сабин­ско­го лини­джа. В сле­дую­щем поко­ле­нии их сыно­вья и доче­ри бра­ли в супру­ги сво­их двою­род­ных сестер и бра­тьев, т. е. детей от бра­ка бра­та цар­ской доче­ри и сест­ры ее мужа. В этом поко­ле­нии цар­скую власть полу­чал сын сест­ры и (или) бра­та цари­цы, ста­но­вив­ший­ся одно­вре­мен­но зятем пред­ше­ст­ву­ю­ще­го царя. Дочь его и цар­ской доче­ри была носи­тель­ни­цей цар­ст­вен­но­сти, пере­да­вав­шей ее сво­е­му мужу, кото­рым был ее двою­род­ный брат — внук ее деда-царя. Так сохра­ня­лась мат­ри­ли­ней­ность пере­да­чи цар­ст­вен­но­сти, соблюда­лась агна­ти­че­ская экзо­га­мия и одно­вре­мен­но реша­лась судь­ба цар­ских сыно­вей. По-преж­не­му не полу­чая вла­сти рек­са на родине, они мог­ли стать тако­вы­ми в свя­зан­ной брач­ным сою­зом общине сво­ей жены, а их сыно­вья воз­вра­ща­лись царя­ми на роди­ну с. 71 отцов, будучи там зятья­ми и вну­ка­ми пред­ше­ст­вен­ни­ков.

Тра­ди­ци­он­ная вер­сия о Тарк­ви­нии и Тана­к­виль состо­ит по мень­шей мере из двух частей. Пер­вая, геро­ем кото­рой явля­ет­ся Дема­рат, веро­ят­но, име­ет исто­ки не в гре­че­ской коло­ни­за­ции VIII— VI вв., а в осво­е­нии запад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья микен­ца­ми. Вто­рая вычле­ня­ет­ся бла­го­да­ря суще­ст­во­ва­нию леген­ды об орле, схва­тив­шем шап­ку с Тарк­ви­ния на Яни­ку­ле. По-види­мо­му, исто­ри­че­ский Тарк­ви­ний был рек­сом (луку­мо­ном) посе­ле­ния на Яни­ку­ле, свя­зан­ным род­ст­вом с сосед­ни­ми этрус­ски­ми и сабин­ски­ми общи­на­ми. За обра­зом Тана­к­виль скры­ва­ет­ся мест­ная носи­тель­ни­ца цар­ст­вен­но­сти. При Анке Мар­ции Яни­кул был заво­е­ван рим­ля­на­ми и, сле­до­ва­тель­но, само­сто­я­тель­ная цар­ская власть здесь была лик­види­ро­ва­на, а ее носи­те­ли пере­се­ле­ны в Рим.

Воен­ная актив­ность Анка на была слу­чай­ной. Если ее рас­смат­ри­вать сквозь приз­му раз­би­рае­мой про­бле­мы, то она выглядит реак­ци­ей на дея­тель­ность лати­на Тул­ла Гости­лия. Пере­се­ле­ние послед­ним жите­лей Аль­бы-Лон­ги, цар­ский линидж кото­рой еще до Рому­ла был свя­зан с пала­тин­ским Римом, уси­ли­ло потен­ци­ал латин­ской вет­ви рек­сов. Анк, соглас­но тра­ди­ции, не был свя­зан род­ст­вом с Тул­лом. Види­мо, какие-то собы­тия нару­ши­ли уста­но­вив­ший­ся порядок. Отго­лос­ки этих собы­тий, воз­мож­но, сохра­ни­лись в леген­де о сра­же­нии Гора­ци­ев и Кури­а­ци­ев. Хотя Гора­ции счи­та­ют­ся рим­ля­на­ми, а Кури­а­ции аль­бан­ца­ми, ген­ти­ли­ций послед­них ука­зы­ва­ет на сабин­ское про­ис­хож­де­ние. Анк Мар­ций, хотя и был сыном доче­ри Нумы, но не рим­ской цари­цы, а жены Нумы Мар­ция, сына бли­жай­ше­го спо­движ­ни­ка Пом­пи­лия Мар­ка Мар­ция, без­успеш­но оспа­ри­вав­ше­го у Тул­ла Гости­лия цар­скую власть (Liv., I, 20, 5; Plut. Nu­ma, XXI).

Воз­вы­ше­ние боко­вой вет­ви сабин­ско­го цар­ско­го лини­джа, во-пер­вых, гово­рит о том, что основ­ная ветвь, ори­ен­ти­ро­ван­ная на брач­ный союз с пала­тин­ски­ми Гости­ли­я­ми и юго-запад­ны­ми лати­на­ми, пре­сек­лась. С дру­гой же сто­ро­ны, оно может слу­жить инди­ка­то­ром, бла­го­да­ря кото­ро­му в тра­ди­ции как бы про­яв­ля­ет­ся нали­чие мно­гих цар­ских лини­джей Лация и его окрест­но­стей. При Рому­ле рим­ские Гости­лии всту­пи­ли в союз с капи­то­лий­ски­ми Таци­я­ми, затем послед­них сме­ни­ли саби­ны из Кур — Кури­а­ции (Нума), пере­дав­шие пра­во на союз Мар­ци­ям. Хотя в тра­ди­ции Мар­ции с. 72 пере­се­ли­лись в Рим вме­сте с Нумой, неко­то­рые сооб­ра­же­ния поз­во­ля­ют сомне­вать­ся в этом. Будучи рим­ским царем, Нума, как извест­но, женил­ся на ним­фе Эге­рии, для встреч с кото­рой уда­лял­ся из Рима. Поэто­му если быть логич­ным, то дочь Нумы долж­на была родить­ся от Эге­рии и вне Рима. Эге­рия же не про­сто мифи­че­ская фигу­ра, но пред­ста­ви­тель­ни­ца цар­ско­го лини­джа сосед­ней с Римом сабин­ской Кол­ла­ции. Поэто­му не будет натяж­кой пред­по­ло­жить, что Нума и Мар­ции нахо­ди­лись в род­стве через пред­ста­ви­те­лей третье­го лини­джа — кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев. Таким обра­зом, Анк Мар­ций был не толь­ко вну­ком царя, но и его сыном, хотя царя и не Рима, а Кол­ла­ции.

Став царем, Анк дол­жен был поза­бо­тить­ся о закон­ном с точ­ки зре­ния норм его эпо­хи наслед­ни­ке. Из тра­ди­ции мы ниче­го не зна­ем о его жене и суще­ст­во­ва­нии у него доче­ри. Лишь два сына Анка про­сла­ви­лись тем, что на исхо­де цар­ст­во­ва­ния Тарк­ви­ния При­с­ка яви­лись при­чи­ной его смер­ти. В этом исто­ри­че­ско-гене­а­ло­ги­че­ском кон­тек­сте Тарк­ви­ний не мог быть слу­чай­ной фигу­рой, полу­чив­шей власть в Риме лишь бла­го­да­ря богат­ству, уда­че и про­ис­кам выдаю­щей­ся жены. Быв­ший луку­мон Яни­ку­ла, види­мо, состо­ял в каком-то род­стве с Мар­ци­я­ми. В тра­ди­ции это род­ство про­яв­ля­ет­ся отчет­ли­во. Род­ной брат Тарк­ви­ния Аррунт был женат на одной из пред­ста­ви­тель­ниц кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев, и его сын звал­ся Эге­ри­ем (Liv., I, 34, 3; 38, 1). Даже если не было иных свя­зей через жену Анка, отсут­ст­вие у послед­не­го доче­ри и кон­фликт с Гости­ли­я­ми слу­жи­ли доста­точ­ным осно­ва­ни­ем, чтобы рек­сом в Риме стал стар­ший пред­ста­ви­тель еще одной гене­а­ло­ги­че­ской вет­ви сабин­ских лини­джей. Воз­мож­но, он был усы­нов­лен Анком (Aur. Vict. De vir. ill., VI, 5). Тарк­ви­ний полу­чил власть, по-види­мо­му, при усло­вии брач­но­го сою­за с потом­ка­ми Мар­ция. В соот­вет­ст­вии с ним сыно­вья Анка при­об­ре­ли пра­во на руку доче­ри Тарк­ви­ния и цар­скую власть после него. Одна­ко Тарк­ви­ний выбрал зятем Сер­вия Тул­лия — то ли сво­его род­ст­вен­ни­ка, то ли лати­на из Кор­ни­ку­ла. Мар­ции ока­за­лись отстра­не­ны от вла­сти. Это было нару­ше­ни­ем брач­но­го сою­за, след­ст­ви­ем чего яви­лась месть со сто­ро­ны сыно­вей Анка. Соглас­но тра­ди­ции, Тарк­ви­ний не сра­зу по дости­же­нии вла­сти пал жерт­вой их заго­во­ра. Они не пре­пят­ст­во­ва­ли ему цар­ст­во­вать. Но, когда дочь Тарк­ви­ния ста­ла женой Сер­вия, месть свер­ши­лась. Она не была направ­ле­на на Сер­вия Тул­лия, хотя он и был кон­ку­рен­том. Фор­маль­но Сер­вий Тул­лий достиг вла­сти закон­ным путем, а сыно­вья Анка как раз и высту­па­ли защит­ни­ка­ми арха­и­че­ско­го пра­ва, нару­шен­но­го Тарк­ви­ни­ем.

Тарк­ви­ний посту­пил с Кор­ни­ку­лом и Кол­ла­ци­ей точ­но так же, как в свое вре­мя Анк Мар­ций с Яни­ку­лом, где Тарк­ви­ний был луку­мо­ном. Но в близ­кой к Риму Кол­ла­ции мест­ный рекс Эге­рий — пле­мян­ник Тарк­ви­ния — был остав­лен послед­ним на месте, а из Кор­ни­ку­ла цар­ская семья была пере­се­ле­на в Рим, как в свое вре­мя был пере­се­лен сам Тарк­ви­ний. Не впи­сы­вав­ший­ся в пла­ны Тарк­ви­ния и, види­мо, чуж­дый ему рекс Кол­ла­ции погиб. А вот его бере­мен­ная жена ста­ла жить не про­сто в Риме, а в доме Тарк­ви­ния, что обна­ру­жи­ва­ло его замыс­лы. Как саби­нян­ка цар­ско­го рода, Окри­зия, види­мо, нахо­ди­лась в род­стве с Тарк­ви­ни­я­ми либо через кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев, либо через неиз­вест­ную нам сабин­скую ветвь, свя­зан­ную с Яни­ку­лом. Поэто­му ее сын Сер­вий Тул­лий как цар­ский сын и род­ст­вен­ник имел пра­ва на руку доче­ри Тарк­ви­ния и цар­скую власть в Риме.

Одна­ко этим Сер­вий не отли­чал­ся от сыно­вей Анка Мар­ция. Сле­до­ва­тель­но, пред­по­чте­ние, ока­зан­ное ему Тарк­ви­ни­ем, было свя­за­но не с его мате­рью, а с отцом, о кото­ром, кро­ме име­ни и знат­но­го поло­же­ния с. 74 в Кор­ни­ку­ле, ниче­го не извест­но. Пре­но­мен Сер­вий, оче­вид­но, был рим­ским про­зви­щем от ser­vus — раб, наме­кав­шим не на поло­же­ние, а на фор­маль­ный ста­тус кор­ни­куль­ских плен­ни­ков в доме Тарк­ви­ния. А вот номен Тул­лий явно свя­зы­ва­ет шесто­го рим­ско­го царя с Тул­лом Гости­ли­ем, судь­ба потом­ства кото­ро­го в силу кон­флик­та с саби­на­ми тра­ди­ци­ей не сохра­не­на. Не столь уж рис­ко­ван­ным будет пред­по­ло­жить, что сын Тул­ла Гости­лия стал мужем доче­ри не близ­ких к Риму род­ст­вен­ни­ков Мар­ци­ев (в Риме, веро­ят­но, место пре­тен­ден­та на пре­стол уже было заня­то Аррун­том Тарк­ви­ни­ем), а царев­ны Окри­зии в отда­лен­ном Кор­ни­ку­ле. Здесь Тулл мог искать под­держ­ки в борь­бе про­тив Мар­ци­ев и Кури­а­ци­ев у иной сабин­ской цар­ской вет­ви, а его сын про­зы­вал­ся мест­ны­ми саби­на­ми Тул­лий, т. е. Тул­ли­ев.

На Тарк­ви­нии цар­ская дина­стия Рима отнюдь не пре­ры­ва­лась. На аре­ну высту­пи­ло сле­дую­щее поко­ле­ние закон­ных наслед­ни­ков цар­ско­го досто­ин­ства. А тако­вы­ми мог­ли быть сыно­вья сестер Тарк­ви­ния — Луций Юний Брут и Луций Тарк­ви­ний Кол­ла­тин. Соб­ст­вен­ные сыно­вья Тарк­ви­ния в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­ей были исклю­че­ны из чис­ла пре­тен­ден­тов. Судя по источ­ни­кам, Тит и Аррунт и не пыта­лись заме­нить отца. Иная судь­ба у млад­ше­го сына Супер­ба — Секс­та. Став пер­вым лицом в Габи­ях, он ока­зал­ся наи­бо­лее актив­ным из пре­тен­ден­тов. Види­мо, имен­но пре­бы­ва­ние в Габи­ях каким-то обра­зом каче­ст­вен­но выде­ля­ло его из чис­ла сыно­вей с. 76 послед­не­го рим­ско­го царя и поче­му-то поз­во­ля­ло, несмот­ря на запрет тра­ди­ции, пре­тен­до­вать на власть в Риме.

На то, что такое состя­за­ние име­ло место, наво­дит ряд мыс­лей. Посколь­ку Кол­ла­тин и Лукре­ция не име­ли детей, они явно были моло­до­же­на­ми. Леген­да о бес­че­стии и смер­ти Лукре­ции несет следы явной лите­ра­тур­ной обра­бот­ки. Секс­ту не было смыс­ла бес­че­стить жену Кол­ла­ти­на, ско­рее, он мог желать ее смер­ти. Иное дело, если выбор Кол­ла­ти­на в мужья был сде­лан, но брак не успел свер­шить­ся. Обес­че­стив достав­шу­ю­ся дру­го­му неве­сту, Секст рас­счи­ты­вал таким обра­зом полу­чить ее в жены, при­бег­нув к послед­не­му спо­со­бу удер­жать усколь­зав­шую власть. Мы нико­гда не узна­ем, как погиб­ла Лукре­ция: сама ли зако­ло­ла себя или это сде­лал ее отец (как Вир­ги­ний со сво­ей доче­рью), выпол­нив так пони­мав­ший­ся им долг перед рим­ским наро­дом. Веро­ят­нее послед­нее. Неиз­вест­но лишь, совер­шил ли он это по соб­ст­вен­ной воле или по реше­нию заин­те­ре­со­ван­ных лиц — Кол­ла­ти­на, Бру­та и Пуб­лия Вале­рия (воз­мож­но, еще одно­го пре­тен­ден­та на руку Лукре­ции — см. Liv., I, 58, 6), или — что ско­рее все­го — под дав­ле­ни­ем наи­бо­лее заин­те­ре­со­ван­но­го и авто­ри­тет­но­го Бру­та.

После это­го Брут и Кол­ла­тин, будучи по рож­де­нию одно­го ран­га, при­об­ре­ли рав­ные пра­ва на власть в Риме. Их прав­ле­ние лишь фор­маль­но похо­ди­ло на кон­су­лат. Они не были выбор­ны­ми маги­ст­ра­та­ми. Брут, как извест­но, почти сра­зу начал интри­го­вать про­тив Кол­ла­ти­на и сумел его устра­нить. Но вос­поль­зо­вать­ся достав­шей­ся нако­нец вла­стью не успел, погиб­нув в еди­но­бор­стве с сыном Супер­ба Аррун­том. Это были годы, когда еще питал надеж­ды на воз­вра­ще­ние изгнан­ный Тарк­ви­ний, обра­тив­ший­ся к этрус­кам. Рвав­ший­ся к вла­сти Брут стре­мил­ся лик­види­ро­вать всех воз­мож­ных кон­ку­рен­тов. Он рас­пра­вил­ся даже со сво­и­ми сыно­вья­ми — Титом и Тибе­ри­ем, вну­ча­ты­ми пле­мян­ни­ка­ми Тарк­ви­ния, и пле­мян­ни­ка­ми Кол­ла­ти­на — Луци­ем и Мар­ком, сыно­вья­ми сест­ры Кол­ла­ти­на от бра­ка с Акви­ли­ем.

И толь­ко после того как все воз­мож­ные пре­тен­ден­ты на рим­ский пре­стол сошли с аре­ны, на нее всту­пил Окта­вий Мами­лий. Одна­ко начав­ша­я­ся латин­ская вой­на при­ве­ла его к гибе­ли у Регилль­ско­го озе­ра. Суперб уехал в Кумы, где умер. Так пре­сек­лась цар­ская дина­стия рим­ских Тарк­ви­ни­ев.

После них свои пра­ва пыта­лись уза­ко­нить даль­ние род­ст­вен­ни­ки когда-либо пра­вив­ших в Риме лиц — Гора­ции, Лукре­ции, Вале­рии, Вир­ги­нии, Мар­ции и др. Одна­ко заво­е­ва­ния Тарк­ви­ни­ев и воз­ник­но­ве­ние слож­но­го вожде­ства изме­ни­ли ситу­а­цию в окрест­но­стях Рима, нару­ши­ли арха­и­че­скую систе­му род­ст­вен­ных свя­зей ран­жи­ро­ван­но­го обще­ства и поло­жи­ли нача­ло с. 78 фор­ми­ро­ва­нию сосло­вий стра­ти­фи­ци­ро­ван­но­го. Поэто­му сопер­ни­че­ство этих эпи­го­нов цар­ских дина­стий Лация ста­ло одной из при­чин сецес­сии, спо­соб­ст­ву­ю­щей оформ­ле­нию ново­го поряд­ка управ­ле­ния в Риме.

Источник

Что римляне позаимствовали у этрусков?

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией. Самоназвание этрусков – «расена», их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадников древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная с 750 г. до н. э. греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень ТАРХ — tarch очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – Союз 12 этрусских городов. Имена с корнем tarch давали богам или царям Скифии, Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром. Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян: жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими. Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Женщины этрусков занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. В Минойской культуре острова Крит, как и в Этрурии, женщины присутствуют на пиру рядом с мужьями, возлежат рядом с хозяином дома за пиршественным столом, предаваясь веселью, присутствуют на спектаклях, спортивных играх и театральных представлениях с музыкой, песнями и игрой на двойной флейте. римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Рим никогда не скрывали своего восхищения перед этрусскими флейтистами и фанфарным звучанием этрусских труб. В V веке до н. э. этрусские женщины заплетают волосы в косу, уложенную на голове золотой короной.

Римская тога (лат. toga — покрывало) — большой кусок шерстяной ткани с пурпурной каймой ведёт свою историю от украшенного орнаментом этрусского плаща — tebennos, который украшали вышивкой или окрашивали кайму в яркий цвет; а также конический головной убор этрусков-аристократов тутулос — «tutulus» — «высокая тулья», а шляпы с широкими полями носили слуги и рабы.

Жизнь семей этрусских аристократов представляла собой карусель роскоши и удовольствий. «Дважды в день, – пишет Диодор Сицилийский (V, 40), – накрываются изобильные столы, и в ход идёт все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки…» Этрусские женщины не были домашними затворницами, как в Греции.

Этруски владели искусством фармацевтики и медицины, и преуспели в приготовлении любовных напитков и разбирались в лекарственных травах, в косметических средствах и красках. Согласно легенде, сыновья колдуньи Цирцеи, опытной в искусстве приготовления зелий, стали этрусскими князьями. Этруски, безусловно, были предшественниками римлян в медицинском применении термальных вод и минеральных источников.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В городке Кортона, в Тоскане 29 декабря 1726 г. была основана «Кортонcкая этрусская академия», создавшая этрусский музей древностей и библиотеку, занималась возрождением этрусских имен, древних этрусских обычаев, и расшифровкой этрусских надписей, ныне их около десяти тысяч. Ежегодно академия выбирала президента, его называли «лукумон», то есть царь.

Из этрусского языка много слов перешло в латинский язык: «аисои» — «aisoi» — «боги»; капус — «capys» – «сокол»; фаладо (ПАЛАТЫ) — «falado» – «небо»; ланиста — «lanista» – «гладиатор», субуло (СОПИЛКА) — «subulo» – «флейтист», аклус — «aclus» — июнь. Этрусское происхождение имеют слова: «персона», «арена», «антенна», в значении «мачта корабля», «литера» и даже «сервис» означавшее «раб, слуга». Латинское слово «мундус» — mundus — мир, имеет этрусское происхождение.

Около 500 года до н. э. в Помпеях, в архаической Лации и в Риме у подножия Капитолия жили люди, говорившие по-этрусски — здесь найдены фрагменты керамики буккеро с этрусскими надписями «мини муливанише» = «mini muluvanice» – «меня посвятил (подписал)…».

Этрусское женское имя встречается в форме Рамата —«Ramatha», «Rametha», «Ramutha» и «Ramtha». Греческое имя«Alexandras» на этрусских зеркалах записано, как «Алечсантре» — «Alechsantre», «Элчантре» — «Elchantre». Этрусское имя Лар — Larth имеет два родительных падежа (кого?) — Лартал и Ларталс — Larthal и Larthals.

Этрусское слово темплум — templum — жилище богов (по-латыни – храм) первоначально называлось местом этрусских прорицателей, обращавшихся на юг — к богам.

Три высшие должности в этрусских городах: «зилат» — «zilath» или «зилч» — «zilch», «пуртне» — «purthne» и «марунич» — «marunuch» не расшифрованы. Этимология слова «га-рус-пик» неясна, хотя в нём есть индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение; ṛc — «хвала, стих») Грамматика этрусского языка уже составлена, но этрусский словарь совсем невелик.

Латинское слово «мундус» — mundus (мир) имеет этрусское происхождение, первоначальное значение слова mundus — «женские украшения», а позже его стали применять к звездам – «украшениям небес». От этрусков римлянам был известен «подземный mundus» — канава, закрытая сводом, где мир живых соприкасался с миром мёртвых. Когда mundus открывался, то на Землю через это зловещее отверстие выходили духи преисподней.

При Тарквинии переход в мир иной этруски представляли, как путешествие пешком, на лошади, в экипажах или в лодках. Мёртвые в загробном мире ведут жизнь, полную удовольствий и радости, всюду царят спокойствие и гармония. С уничтожением Этрурии римлянами её жители лишились своих благостных представлений о спокойной и лучезарной загробной жизни. Этрусками завладел ужас перед адскими мучениями, мрачные представления о смерти этруски передали римлянам.

Этрусские священные книги были переведены на латынь и собраны этрусским царём Рима Тарквинием Приском (Тарквинием Древним) в I веке до н. э.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Гварначчи, основатель музея в Вольтерре, считает, что этруски были не только культурными вождями всех прочих италийских народов, но в некоторые периоды обгоняли даже греков, и достигли безраздельного господства в Тирренском море и вели активную торговлю на всех внутренних морях Средиземноморья, побеждали греков в борьбе за природные ресурсы и торговые пути.

Греческие тексты полны неприязни к старым врагам-этрускам и упоминаний о сильном этрусском флоте, который греки называют грозной пиратской армадой. Этрусским изобретением был якорь со свинцовой перекладиной-штоком, а также медный морской таран.
Великие прибрежные города Этрурии: Кера (Цера; Черветери), Тарквинии, Вульчи, а также более северные Ветулония и Популония имели прекрасные порты.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Римляне позаимствовали у этрусков скутум — большой щит с горизонтальной рукояткой в центре. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита.

Этрусский союз заключил с Карфагеном союзный договор — Корсика оставалась в этрусской сфере влияния; Сардиния и Гибралтарский пролив – в сфере влияния Карфагена. В течение VI века до н. э. этруски проникли в глубь Апенинского полуострова и были готовы объединить всю Италию. В V веке до н. э. этруски захватили Болонью (латин. Bŏnnĭa ), которую называли Фелсина (этрус. Velzna/Felsina), и вскоре она превратилась в большой этрусский город, и основали город Спина, прикрывавший со СПИНЫ, с севера Этрусский союз от нашествия галлов и кельтов, и ставший форпостом этрусской торговли на побережье Адриатического моря.

Греко-этрусское влияние на кельтскую цивилизацию в конце Гальштатского периода и начале периода Ла-Тен было вполне заметным.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В произведения римских авторов чувствуется сильное влияние этрусского искусства. До завоевания Греции римляне были полными невежами в зодчестве. Культура Италии, до появления этрусков в VII века до н.э., находилась на отсталом, первобытном этапе цивилизация. На Апенинском полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 года до н. э.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Расцвет этрусской цивилизации в Тоскане относится к 700 году до н. э. Рим представлял собой ещё небольшой городок, рядом с могущественной Этрурией. На севере Этрурии – в Ветулонии и Популонии – появляются монументальные мавзолеи, огромные курганы из земли и камней с гробницей внутри в форме настоящей камеры со сводом или куполом. Курганы этрусков напоминают знаменитые микенские и скифские гробницы.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Этрусский Рим лукумона (этрус. Lucumone — «властитель, господин») Тарквиния Приска (лат. Lucius Tarquinius Priscus) — Тарквиния Древнего строился по образцам этрусских городов. До этрусков Рим был скорее объединением деревень, чем настоящим городом.

Рим обязан своим построением этрусским архитекторам, составившим строгий план городских улиц и разделение города на кварталы, строительством городской оборонительной стены и въездными воротами в 378 году до н. э.

Этруски проложили в Риме городской водопровод и канализационную систему, фрагменты которой сохранились до наших дней. Этруски осушили болотистую равнину Форума, ставшую впервые местом проведения народных собраний.

Рим за 100 лет правления этрусской династии Тарквиниев — с 616-го по 510 г. до н. э. из маленького поселения превратился в хорошо защищенную крепость, хорошими дорогами, портом и прекрасным храмом Капитолийской Троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, построенном в VI веке до н. э.

Римляне позаимствовали у этрусков триаду главных этрусских богов: Тин — Уни — Менрва, от которых происходит римская триада богов Юпитер — Юнона — Минерва. Римская Юнона — это этрусская Уни (Юно — Juno- юная). Римляне называли богиню Юнону — Юно Матрона — Juno Matrona — покровительница замужних женщин. Римский бог ЮпитерDiupiter = Div pater — «Отец Божий»; “sub Jove” употреблялось в смысле: «под небом» самими римлянами, и Tellus (terra) mater = «Мать-Земля» — «тело матери». Римская Минерва — это этрусская богиня Менрва.

Этрусский храм стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчества. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Рим позаимствовал у этрусков основы их технических знаний, монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений домов этрусских аристократов, атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них. Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. римские дети учились этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами. Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» — «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) — искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков, созданную по религиозному признаку.

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии. римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с вторжением кельтов в период 450—350 гг. до н. э.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы. Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм этрусского бога Аплу (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги Аита (Aita) стал Аидом, Атрими (Aritimi) — Артемида, Семла — Земля, Сел (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» — Celsclan — «сын Земли», «колено Земли». Силенс (Cilens) — Силен, Херкле (Hercle) — Геракл, Геркулес; Уни (Юни) — римская Юнона; этрусский бог войны Ларан (Laran) — римские Лари; Летнс (Lethns) — Лета; адское божество этрусков Mania в латинской литературе Mantus — мать ларов и Манеса. Танр, Танур (Thanr, Thanur) — этрусская богиня подземного царства мёртвых. Этрусский Марис (Maris) — в Риме Марс, в Греции Арес. Этрусский Нев (лат. Nev), Невунс или Нетунс (Nethuns) — стал римским Нептуном. Пекс (Pecse, Pakste) — Пегас, Пегашка. Этрусская Ферсу (Phersu) — римская Фортуна; Сатре (Satre) — Сатурн; Турну (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) — эпитет богини Туран Лебедь, Лебёдушка; Менрва — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения Фуфлунс (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Верховные боги этрусков составляли троицу, которой поклонялись в тройных храмах — это Тиния, Уни и Менерва. Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия. римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — пиррический танец, посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» — «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства этрусских ювелиров VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости, коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

Достижения в прикладном искусстве выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья. В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и скифским «звериным стилем», изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества Великой Богини Матери, повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть фото римские цари имели этрусское происхождение. Смотреть картинку римские цари имели этрусское происхождение. Картинка про римские цари имели этрусское происхождение. Фото римские цари имели этрусское происхождение

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация этрусков шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы, Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов, даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Идею использовать деньги как средство обмена этруски привезли в Италию из западной области Малой Азии, где впервые в Средиземноморье были введены в обращение деньги Этимология латинского термина moneta, обозначающий деньги связанный с глаголом менять. Монета — титул римской богини Юноны, возле храма Юноны на Капитолийском холме в Риме чеканили деньги. Монета со смыслом «предостерегающая богиня», так как на литинском monitor — «наблюдатель» — тот, кто предостерегает».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *