резьба по перламутру история
Старинные кресты и иконы из Иерусалима – как же красива резьба по перламутру!
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
08.02.2018 год.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Старинная резьба по перламутру – редкий гость в музейных и частных собраниях старины, более того, для многих собирателей совсем и неизвестны эти памятники религиозной истории и паломничества, тем не менее, именно старые резные перламутровые иконы, образки, панагии, крестики имеют свою собственную историю появления и бытования, ведь все они происходят из одного региона и временного отрезка и отражают историю мирового и русского христианского паломничества на Святую Землю.
В XIX столетии Россия переживает настоящий паломнический бум: тысячи и тысячи верующих устремляются к Святым Местам, причем не только к тем, что расположены в самой Российской империи, но и едут дальше – на Святую Землю, в Иерусалим, где искренне хотят прикоснуться к истории христианства, мечтают увидеть своими глазами места, связанные с жизнью Христа, Пресвятой Богородицы, помолиться в храмах, просто почувствовать особую энергетику этих мест.
Но в желании каждого паломника было не только увидеть и запомнить, но и обязательно привезти с собой на Родину памятные сувениры, связанные с посещением конкретных городов, храмов, исторических мест. В роли таких памятных религиозных сувениров и выступали самые разнообразные предметы, изготавливаемые местными кустарями – евлогии.
В Иерусалиме, Вифлееме и в других городах зарождаются и ширятся производства таких сувениров, в частности, в Иерусалиме среди прочих изделий предлагают купить резные иконки, крестики, образки и панагии, выполненные на створках морских раковин.
В принципе, сами приемы резьбы и промысел возникли гораздо раньше, но именно небывалый паломнический всплеск позволил выйти резьбе по перламутру на совершенно новый уровень, став заметным явлением в религиозном искусстве второй половины XIX века.
Нужно сказать, что изделия палестинских резчиков были самыми разнообразными по своему качеству. Одни изображения абсолютно плоскостные, это лишь штрихи резцом по поверхности раковины, заполняемые затем черным лаком, другие изображения объемны и сложны, на их изготовление резчику потребовалось гораздо больше и времени и мастерства.
Сегодня таких резных евлогий из морских раковин на антикварном рынке встречается мало, но каждый раз можно увидеть и оценить мастерство резчика, его желание сделать либо дешевый массовый продукт, либо удивить покупателя виртуозным владением инструментом, знанием приемов резьбы, своим искренним талантом.
Старинная нательная икона Воскресение Христово.
Иерусалим, XIX век.
Москва, частное собрание.
Резьба по перламутру светится изнутри, переливается всеми цветами радуги и даже через сто с лишним лет удивляет людей своим необыкновенным, ни на что не похожим, каким-то волшебным и воздушным видом. Сколько терпения и умения требовалось старинному мастеру для того, чтобы не прорезать тонкие стенки хрупкой раковины резцом, чтобы заставить остро отточенный инструмент на плоскости раковины создавать настоящие шедевры миниатюрной объемной резьбы – все это остается загадкой, ведь на сегодняшний день этот кустарный промысел, увы, по сути утрачен.
Существовали в 19 столетии как отдельные предметы из перламутра, такие, как уже перечисленные образки и иконы (все они предполагали их ношение на одном шнуре с нательным крестиком и имели для этого ушко в оглавии), так и комбинированные, сложные композиции.
Например, в Иерусалиме можно было купить деревянные кресты, на лицевой стороне которых приклеивались отдельные пластинки из перламутра, покрывающие всю поверхность креста. Сами пластинки несли на себе резные изображения различного содержания и сложности. Изготавливались и крупные «стационарные» композиции, например, «Распятие Христово с предстоящими», где на деревянном постаменте устанавливался не только крупный деревянный крест, инкрустированный перламутровыми пластинками, но и деревянные фигуры Богородицы, Иоанна Богослова, также обклеенные перламутром и покрытые затейливой резьбой. Еще более сложные композиции помещались в застекленные киоты, получались чрезвычайно необычные, объемные произведения, по сути уже не сувениры, а настоящие иконы!
Наибольшую ценность представляют собой не просто резные перламутровые кресты или иконы, а предметы с вставками, например, кресты-мощевики, или кресты реликварии.
В ассортименте Антикварного салона Купи Старину есть такие раритеты, причем Вы можете их тут не просто увидеть, но и купить для себя, или в качестве ценного дара храму, церковному начальству.
Вот такие вещи представляют исключительную ценность, потому что ничего подобного сейчас из Иерусалима Вы уже привезти не сможете, даже при всем своем желании!
Старинный наперсный крест-реликварий с колвчегами, в которых хранятся частицы с Мест Остановок Христа по Его Пути на Голгофу.
Иерусалим, XIX век.
Рассмотреть крест в подробностях и купить его Вы можете ЗДЕСЬ.
Резные панагии из перламутра подвешивались на особых цепочках, где металлические звенья чередовались с перламутровыми. Такие богато украшенные резьбой, религиозные предметы часто привозились в Россию и преподносились в качестве ценного подарка духовенству.
К большому сожалению, подавляющее большинство таких предметов к настоящему времени было утрачено. Причин тому множество – и хрупкость самих предметов, необходимость обеспечивать для их хранения особые условия, и период безбожия и небольшие размеры евлогий, из-за чего они просто терялись.
Но главное, наверное, это разрыв духовных и исторических скреп, из-за которого подобные предметы как бы выпали из контекста исторической памяти, ведь это не деревянные иконы, привычные каждому, пусть даже и неверующему россиянину, а совершенно выбивающиеся из канвы общеизвестных религиозных предметов, антикварные вещи.
Пусть многие из старинных резных перламутровых икон воспринимаются сегодня с улыбкой, ведь на них нет точного следования художественному подобию, фигуры либо сплюснуты, либо наоборот, растянуты, большеголовы, имеют непропорционально большие кисти рук и ступни, больше похожие на ласты моржа – все это сегодня уникальные памятники старины и их упрощенная и даже грубоватая иконография, воспроизведенная арабскими резчиками может именоваться не иначе, как самобытная, и именно эта наивная самобытность столь высоко ценится теми, кто раньше других осознал всю редкость и неповторимость евлогий и включился в процесс их собирательства и сохранения для будущих поколений.
Только представьте себе, когда будете рассматривать фотографии перламутровых крестов и икон, что предметам этим более ста лет, что они проделали в свое время длинный и тяжелый путь в далекую Россию, что все эти долге годы они бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение верующими людьми и просто хранителями семейных реликвий, удивитесь тонкой работе, игре света, прозрачности и невесомости резных изображений, созданных для паломников и приложенных еще в 19 веке к величайшим мировым Святыням христианства!
Резьба по перламутру история
Паломнические реликвии из перламутра
XVIII–XIX вв.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Владимир
2011
Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв. в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Владимир, 2011. – 40 с.: ил.
Компьютерный макет:
Ильяшенко И.А.,
Солодилов А.Э.
© Владимиро-Суздальский
музей-заповедник, 2011
Каталог является итогом изучения и систематизации паломнических реликвий из перламутра в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В издание вошло 22 предмета XVIII–XIX вв. из музейных коллекций «Иконы», «Металл», «Археология Суздаля». Произведения в каталоге сгруппированы в два раздела: «Иконы» и «Кресты».
Икона подвесная Успение Богородицы. XIX в.
Перламутр, резьба, краски
18,5 х 18,5 х 0,5
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображено Успение Богоматери. В центре – усопшая Богоматерь на высоком ложе с приподнятым изголовьем. За ложем в овальной облачной «славе» возвышается фигура Христа, благословляющего правой рукой, держащего на левой руке душу Богоматери в пеленах. Около ложа – апостолы, двое – с кадилами. Перед ложем архангел с посохом и мечом, и Авфония, поднявший руки с отсеченными кистями. Фон гладкий, позем в виде холмов с цветами и травами. Глаза, губы и нимбы подцвечены черной и красной красками. По контуру иконы обводка в виде двойной выпуклой замкнутой линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Икона подвесная Богоматерь Скорбящая («Mater Dolorosa»). XIX в.
Перламутр, резьба, краски
17 х 17,5 х 0,5
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена Богоматерь с мечом в груди, поддерживающая на коленях умершего Христа. По сторонам представлены херувимы в виде ликов с крыльями, и архангелы в воинских доспехах: слева – Гавриил с резной фигурной колонной и зерцалом в руках, справа – Михаил с крестом. Над их головами изображены солнце и месяц. У ног Христа представлены орудия Страстей: копие с терновым венцом и трость, обвитая вервием. В нижней части иконы лента с надписью: «MATER. DOLOROSA» и резной растительный орнамент в виде длинных листьев.
Поля покрыты резным растительным узором в виде вьющихся стеблей. На полях по сторонам надписи: «S. GABRIEL.» (слева) и «S. MIHAEL.» (справа). Глаза, губы, раны на теле Христа, меч, фрагменты орнамента и одежд подцвечены красной, синей, зеленой красками. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Икона подвесная Поклонение волхвов. XIX в.
Перламутр, резьба
17 х 14,5 х 0,3
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. В верхней части иконы – композиция «Поклонение волхвов» на фоне арки, перекинутой между двумя парными колоннами: слева изображена восседающая Мария с Младенцем на коленях. Руки Христа протянуты вперед. За спиной Богоматери изображен Иосиф. Слева представлены три волхва, один из которых – коленопреклоненный. Вверху в облачном сегменте – шестиконечная звезда с лучами. Фон композиции гладкий, позем в виде холмов с травами. В нижней части иконы в круглом медальоне поясное изображение Богоматери Умиление. Икона орнаментирована тремя вставками с просечной резьбой в виде виноградных стеблей, листьев и гроздьев, и обрамлена тремя выпуклыми линиями, средняя линия – широкая, с насечкой. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона подвесная Тайная вечеря. XIX в.
Перламутр, резьба
13 х 13,5 х 0,5
Икона подвесная Благовещение. Крещение. Вознесение. XIX в.
Перламутр, резьба
13 х 13 х 0,5
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. В трех резных круглых клеймах в невысоком рельефе представлены композиции: «Воскресение Христово», «Благовещение», «Богоявление». На первом клейме Христос изображен в движении, на поверженных вратах ада, в развевающемся плаще, с крестом в левой руке. На втором клейме изображена в рост, фронтально Дева Мария с прижатой к груди левой рукой.
Справа на облаке представлен архангел Гавриил, склонившийся к Марии, с пальмовой ветвью в руках. На следующем клейме поколенное изображение Христа со сложенными у груди руками и Иоанна Предтечи (справа), возложившего руку на голову Христа. Слева условно обозначены горки, внизу – параллельными линиями – воды Иордана. Вверху изображен треугольник – поток света. Фон между клеймами орнаментирован резными параллельными линиями. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Икона подвесная Рождество Христово. Благовещение. Крещение. XVIII в.
Перламутр, резьба
14,3 x 12,7 x 0,3
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображены Праздники: Благовещение, Рождество Христово, Крещение. Каждая композиция оконтурена круглой рамкой в виде выпуклой линии. Фон украшен крупными резными листьями и цветами, сетчатым орнаментом. По краю прорезана узка полоска. Края обработаны волнообразно. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру,1990.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона подвесная Тайная вечеря. Праздники. XVIII в.
Перламутр, резьба
14,3 x 13,8 x 0,3
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона круглая, выпуклая, с выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в центральном клейме невысоким рельефом изображена Тайная вечеря (Христос и десять апостолов за столом). В меньших по размеру клеймах, расположенных по краю, двенадцать Праздников: Воскресение, Распятие, Отречение Петра (?), Успение, Сретение, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воздвиженье Креста, Бегство в Египет, Моление о чаше, Вход в Иерусалим. Все клейма круглой формы, обрамлены выпуклой резной линией. Фон украшен резными побегами с листьями, бутонами и цветами. По краю иконы выпуклая тройная линия. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру, 1990; «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона нагрудная Крещение. XIX в.
Перламутр, резьба
8,7 x 5,7 х 0,3
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена сцена Богоявления.
В центре представлен стоящий в водах Иордана Христос, слева на высоком берегу – Иоанн Предтеча, возложивший правую руку на голову Христу, справа – ангел с покровом в руках. Вверху изображен Святой Дух в виде летящего вниз голубя с исходящими от него лучами света. Икона по контуру обрамлена параллельными выпуклыми линиями. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Экспозиция: «История суздальских монастырей».
Икона нагрудная Воскресение. XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
9,7 x 6,3 x 0,3
Поступила в музей 1920-е гг. из Ризоположенского монастыря в Суздале.
Описание: Икона овальная, с фигурным выступом в виде бутона, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена сцена Воскресения Христа: в центре Христос с крестом в левой руке и с поднятой правой рукой. Слева – две жены-мироносицы, справа – ангел. Фон резан на проем в виде вьющейся виноградной лозы. Композиция сверху обрамлена драпировками, снизу – плетенкой (сквозная резьба). В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру; «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона нагрудная Богоматерь Печерская, с предстоящими. XIX в.
Перламутр, резьба
8,4 x 6 x 0,3
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена восседающая на троне Богоматерь с Младенцем, благословляющим обеими руками. На голове Богоматери венец. Трон с высокой узорчатой дугообразной спинкой и фигурными балясинами с шаровидными навершиями. У трона двое колено-преклоненных преподобных (Антоний и Феодосий Печерские?) с четками в руках. Фон гладкий. По контуру композиция обрамлена резным орнаментом в виде двух полуваликов с жемчужником между ними. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Выставки: «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991; «Выставка, посвященная 100–летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2005 г.; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона нагрудная Рождество Христово. XIX в.
Перламутр, гравировка, резьба
5,2 x 4,1 x 0,2
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Икона овальная, с выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне рельефное изображение Рождества Христова: в центре лежащий в яслях запеленутый Младенец, по сторонам – коленопреклоненные Мария и Иосиф, за ними, на фоне – контурное изображение головы вола. Вверху – исходящий из сегмента луч света и звезда в виде цветочной розетки. По контуру иконы обводка в виде выпуклой двойной линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Выставки: «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991; «Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Икона нагрудная Бегство в Египет. XVIII в.
Перламутр, резьба
4,2 x 3,2 x 0,2
Поступила в музей в 1944 г.
Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне невысоким рельефом изображена сцена «Бегство в Египет»: в центре – Мария с Младенцем на осле, слева – Иосиф. Вокруг головы Богоматери сияние. Фон гладкий. Позем в виде холмов с травами и цветами. По контуру иконы – обводка в виде выпуклой замкнутой линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Легенда: Найдена в Суздальском кремле, при рытье траншей Варгановым А.Д. 08.05.1944 г.
Выставки: «Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2005; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Панагия с цепью Богоматерь «Знамение». Первая половина XIX в.
Перламутр, металл белый, резьба
14 x 7,6 x 1. Длина с цепью – 72
Поступила в музей в 1920-е гг.
Описание: Овальная, состоит из двух наложенных друг на друга пластин, гладкой и резной на проем, соединенных при помощи шести металлических заклепок. В центре на фоне двуглавого орла в овальном медальоне поясное изображение Богоматери «Знамение». Фон орнаментирован прорезным растительным узором. По контуру прорезной орнамент в виде стебля с листьями и цветами. Внизу в овальной рамке рельефное изображение двух перекрещенных ключей, перевитых лентой. Оглавие в виде императорской короны, орнаментированной «жемчужником», цветами, листьями и ромбами, присоединено к основе металлической фигурной петлей. В нижней части панагии три «ушка», к которым на металлических колечках крепятся перламутровые подвески в виде гроздьев винограда. К панагии крепится цепочка, состоящая из чередующихся резных перламутровых цветочных розеток и крестов типа «мальтийских», скрепленных металлическими колечками. У основания цепочки две резные на проем пластинки в виде шестиугольников с растительным узором. Оборотная сторона гладкая.
Надписи: На обороте надпись в четыре строки: на арабском языке – «В ПОДАРОК ОТ ФУРИ (КУРИ?) СВЯТЕЙШЕМУ АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ», и на греческом языке: «ИЕРУСАЛИМ».
Легенда: Судя по надписи, икона была сделана в подарок архиепископу Антонию, и, возможно, преподнесена ему паломниками. Предположительно, речь может идти об архиепископе Владимирском и Суздальском Антонии (Александре Ивановиче Павлинском), возглавлявшем Владимирскую кафедру с 1866 по 1878 гг. Архиепископ был погребен в соборе Рождества Богородицы Рождественского монастыря города Владимира, около могилы св. князя Александра Невского.
Экспозиция: «История суздальских монастырей».
—
Крест напрестольный
Вторая половина XIX в.
Дерево, перламутр, резьба
29,5 x 15,5 x 1,8
Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах обложен резными пластинами перламутра. На средокрестии – горельефное изображение Распятия. Над головой Иисуса Христа на гладком фоне резные буквы IНЦI. По сторонам в рост изображены Богоматерь и Иоанн Богослов. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом.
Надписи: На обороте потухшая чернильная надпись: «С..А.. 1873 г. Изъ Иерусалима. Т.И.С.».
Выставки: «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006.
Крест напрестольный XIX в.
Дерево, перламутр, резьба
29,5 x 15,5 x 1,8
Поступил в музей в 1920-е гг.
Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах деревянная основа креста обложена перламутровыми пластинами. На средокрестии и правом конце перекладины перламутровые пластины утрачены. На гладком фоне верхней перекладины резные буквы IНЦI. Слева в рост изображена Богоматерь. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом.
Крест напрестольный XIX в.
Дерево, перламутр, бархат, резьба
29,5 x 15,5 x 1,8
Поступил в музей в 1920-е гг. из Покровского монастыря в Суздале.
Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах деревянная основа креста обложена перламутровыми пластинами. На средокрестии – рельефное изображение Распятия. Над головой Иисуса Христа на гладком фоне резные буквы IНЦI. По сторонам в рост изображены Богоматерь и Иоанн Богослов. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом. Крест врезан в доску, обитую с лицевой стороны фиолетовым бархатом, с двумя накладными шпонками на обороте.
Крест на подставке XIX в.
Дерево, перламутр, металл, литье, резьба
25 x 9 x 1,3 (с подставкой)
Поступил в музей в 1920-е гг.
Описание: Фигура Христа (демонтирована) накладная, из белого металла, литая. Над головой Христа – гравированная монограмма: «INRI». В основании креста – глава Адама. На нижнем конце – святая мученица Екатерина, в рост. На верхнем и боковых концах креста квадратные утолщенные пластины с изображениями. Вверху представлена композиция «Всевидящее око», на боковых перекладинах: слева – две перекрещенные руки, справа – Иерусалимский крест (равноконечные большой и четыре маленьких креста). На торцах по периметру декоративное обрамление в виде резных фигурных лепестков. Внизу орнамент в виде «IXXI». На лицевой стороне подставки в нише – вырезанная из перламутра фигура сидящего с руками за спиной Христа («Христос в темнице»?). На обороте креста находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошечки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа, и буквы STA (вероятно, начальные буквы латинского слова «statio» – стояние).
Крест на подставке XIX в.
Дерево, перламутр, резьба
22 x 10,2 x 1,7 (с подставкой)
Поступил в музей в 1920-е гг.
Описание: Фигура Христа накладная, из перламутра. Над головой Христа – гравированная монограмма: «INRI». В основании креста – глава Адама. На нижнем конце – святая мученица Екатерина, в рост. На верхнем и правом концах креста квадратные утолщенные пластины с изображениями: вверху – композиция «Всевидящее око», справа – Иерусалимский крест (равноконечные большой и четыре маленьких креста). Пластина слева утрачена. На торцах по периметру декоративное обрамление в виде резных фигурных лепестков. На подставке впереди в нише – перламутровая иконка «Рождество Христово», с полукруглым завершением, со сквозной резьбой. На обороте креста находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошечки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа, и буквы STA (вероятно, начальные буквы латинского слова «statio» – стояние).
Крест напрестольный
Вторая половина XVIII – начало XIX в.
Дерево, перламутр, резьба, гравировка
24,8 x 11,4 x 1,5
Поступил в музей в 2009 г.
Описание: крест восьмиконечный, из резных перламутровых пластинок, смонтированных на деревянную основу. Иконографический тип: «Распятие с предстоящими». Средняя часть креста украшена насечкой в виде «елочки» с точками, фигура Христа отсутствует. По краям большой перекладины – накладные полуфигурные изображения Богородицы и Иоанна Богослова. На верхней перекладине – Бог Саваоф с голубем, символизирующим Святого Духа. В нижней части креста – фигура святой Екатерина с пальмовой ветвью в руках. Под косой перекладиной – глава Адама, чуть ниже – небольшое отверстие, вокруг которого буквы «Г N I И Х Р», обведенные в овал. Между двумя верхними перекладинами крепится табличка с буквами «I N Ц I» под титлами. Справа от средокрестия на большой перекладине в овале буквы «ХС» под титлом. Изображения выполнены невысоким рельефом в сочетании с гравировкой.
Крест наперсный XIX в.
Перламутр, резьба, гравировк
11,7 x 7,3 x 0,5
Поступил в музей в 1920-е гг.
Описание: Крест четырехконечный, с квадратным средокрестием, с фигурными концами в виде трех окружностей. На лицевой стороне рельефное изображение Распятия. Над ним табличка с надписью по диагонали «INRI». Внизу – глава Адама. Средник креста и фигурные концы покрыты гравированным сетчатым орнаментом. Концы креста украшены резными перетянутыми снопами и кругами по сторонам. Вверху ушко с отверстием для шнура.
Выставки: «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006.
Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.».
Крест наперсный XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
8,8 x 5,2 x 0,3
Поступил в музей в 1920-е гг.
Описание: крест четырехконечный, с расширенными зубчатыми концами. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображено Распятие. Над ним плохо разборчивая процарапанная надпись: INRI. Внизу – глава Адама. Глаза, брови и губы подцвечены черной и красной красками. Вверху ушко с отверстием для шнура.
Крест наперсный
Вторая половина XVIII – начало XIX в.
Перламутр, гравировка, резьба
5 x 3,2 x 0,3
Поступил в музей в 2009 г.
Описание: крест четырехконечный, с завершением лопастей в виде трех полукружий. В верхней части немного выгнут. На лицевой стороне изображение Распятия, выполненное в невысоком рельефе. Над головой Христа – табличка с гравированными буквами: «I N Ц I». Фон обработан насечкой из тонких пересекающихся линий. По периметру – линейный орнамент, повторяющий форму креста. Вверху ушко с отверстием для шнура.