резьба на домах в древней руси
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
Содержание:
↑ Лица вдоль дороги
К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
↑ ЖИВОЕ ДЕРЕВО
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
↑ ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
↑ БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
↑ АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
↑ ПЕТР I И ТОПОР
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
↑ Крестьянская изба и домовая резьба Ивановской области
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»
Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами
Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.
Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед.
Изба – «Теремок».Прекрасный русский резной домик, который был построен по плану Сергея Малютина – известного русского архитектора и художника, является частью исторического комплекса «Теремок» и находится пос. Фленово, Смоленской области. Это произведение искусства было создано в 1902 г.
В прошлом являлся собственностью меценатки М.К Тенишевой. Резные элементы постройки отражают культуру России и сказочность древних былин.
Бревенчатый сруб держится на сказочных «змеях-горынычах». Чуть ниже свода крыши расположились луна и несколько месяцев. Различные узоры придают незабываемый вид и сказочный облик данному дому. Красота!
Усадьба Шастина А.И.
Домик кузнеца Кириллова.
Это произведение искусства расположено в Свердловской области, в деревне Кунара. Я о нем уже ставила тему.Сказочная «пряничная» постройка была признана самой лучшей в России в 1999 г. Сергей Кириллов – выдающийся кузнец, который создал этот дом вручную и самостоятельно, без какой-либо помощи. Этот нелегкий труд занял более 13 лет и был закончен только в 1967 г.
Деревянные и металлические украшения фасада заставят восхищаться мастерством этого великого человека.
Изба-терем Кириллова является ярким образцом наивного искусства, и ко всему этому, образ подкреплен сказочной и советской символикой. По сей день в доме проживает вдова кузнеца, а ворота во двор не заперты. Даже обычный прохожий может полюбоваться этим домом и получить незабываемые впечатления. Недавно ей помогли добровольцы реставрировать дом.
Дом зажиточного крестьянина Ошевнева.
Усадьба Сукачева, музей.
Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.
Погодинская изба.
Во Владимире не простые наличники – они тут в скрипичном ключе!Теремок, Нижний Новгород.
Недавно его отреставрировали, а был вот такой
Старый дом, Вологда.
Несколько красивых домиков.
Дальнее Константиново Нижегородской областиКрасивый дом где-то на въезде в Кстово, Нижегородская обл.
Бахромчатые наличники из Костромской и соседних областей
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
r_nedo
r_nedo
Оригинал взят у sergey_krotkrot в ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.
грозовик, защищает от непогоды.
огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.
защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.
в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.
Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты
знак рысич – защита от тёмных сил.
рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.
Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.
Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (
ночное, на подоконной доске.
Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.
Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.
Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.
распаханное поле
Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.
засеянное поле
эти символы обычны в нижней части наличника.
Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).
Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.
Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.
Велесов знак «Комоедицы».
Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.
В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.
Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.
Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.
Огнедышащий дракон – это оберег от молний.
У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.
Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.
Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.
Её символ – женские груди на подзоре.
и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.
В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.
нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.
Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.
Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.
У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.
Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.
Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.
Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.
Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.
Створки раковин
Символ возрождения
Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.
Пчела
Символ чистоты души.
Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.
Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.
– трилистник.
Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.
лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.
виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.
Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.
Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.
Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.
Горох – один из символов плодородия.
Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.
Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.
мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.
символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.
символ Святой Троицы.
четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.
в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.
Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.