республика это 6 класс история
Значение слова «республика»
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а также сама страна с такой формой правления.
2. Советское социалистическое государство, входящее в состав Советского Союза. Автономная республика. Союзная республика.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По состоянию на 2006 год, в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками
РЕСПУ’БЛИКА, и, ж. [латин. respublica, букв. общественное дело] (полит.). 1. Форма государственного устройства, при к-рой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная р. Буржуазная р. Советская р. 2. Страна, государство с такой формой правления. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР. Франция и США — буржуазные республики.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
респу́блика
1. форма государственного правления, основанная на выборности высших представительных органов власти ◆ Им нравится смотреть, как царь-самодержец заваливает на плаху сторонника парламентской республики и заносит над ним сверкающий топор. Александр Проханов, «Как Ходорковскому пролезть сквозь игольное ушко», 2003 г. // «Завтра» (цитата из НКРЯ)
3. в ряде стран — единица административного деления, являющаяся формой государственности того или иного народа в составе многонационального, федерального государства ◆ Тридцать первого марта Верховный Совет, за подписью товарища Калинина, постановил образовать в составе СССР новую, двенадцатую по счету, союзную республику ― Карело-Финскую. Аркадий Львов, «Двор», 1981 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: удельный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Республика — что это такое, определение, виды и формы республик.
Республика – это форма правления, основанная на согласии народа и управляемая представителями, избранными народом; при этом наследственное правление монархии или аристократического сословия запрещено.
Что такое РЕСПУБЛИКА — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Республика – это государство, в котором верховная власть принадлежит народу и его избранным представителям, то есть граждане голосуют за избрание репрезентативных лидеров своих личных интересов и политических убеждений.
Эволюция термина «республика».
До 17 века термин «республика» обозначал любое государство, которое не является тираническим режимом. Происходя от латинского выражения res publica («общественная вещь»), категория республики включала в себя не только демократические государства, но также олигархии, аристократии и монархии. Тиранические государства были исключены из концепции республики, потому что их целью является не благо всего их населения, а частная выгода отдельного человека.
В течение 17 и 18 веков значение термина изменилось вследствие сопротивления абсолютистским режимам и их потрясением сериями войн и революций: от Восьмидесятилетней войны (1568–1648) до Американской (1775–1783) и Французской революций (1787–1789). В результате этих событий термин «республика» стал обозначать форму правления, при которой правитель назначается в соответствии с конституцией периодически, в отличие от наследственных монархий.
Несмотря на его демократический смысл, этот термин был востребован в 20 веке государствами, руководство которых обладало большей властью, чем большинство традиционных монархов, например, военные диктатуры, такие как Республика Чили при Аугусто Пиночете, и тоталитарные режимы, такие как Корейская Народно-Демократическая Республика.
Истоки концепции республики.
Концепция республики была разработана во времена Древней Греции и Древнего Рима. Например, города-государства Афины и Спарта считались республиками, как и Римская республика с 509 г. до н.э. по 27 г. до н.э. (это было установлено с концом Римского царства и продолжалось до образования Римской империи). Однако права людей, живших в те времена и в тех местах, не были такими обширными, как у современных республиках.
Первая в мире республика.
Одним из самых ранних примеров демократических цивилизаций были республики древней Индии, созданы примерно до VI века до нашей эры. Эти республики были известны как Маха Джанапады.
Вайшали, расположенная в районе Вайшали в Бихаре, считается первой республикой в мире и в настоящее время и является местом археологических раскопок в Индии. Вайшали получила свое название от царя Вайшалика, о подвигах которого упоминается в Рамаяне.
Различные ссылки на Вайшали можно найти в текстах как джайнизма, так и буддизма. Основываясь на информации из этих текстов, Вайшали была основана в VI веке до нашей эры как республика, то есть до рождения Будды.
Республика и демократия.
Большинство демократий в мире сегодня называют себя республиками или демократическими республиками. Например, в статье 1 Конституции Республики Корея (Южная Корея) 1988 года говорится: «Республика Корея должна быть демократической республикой. Суверенитет Республики Корея принадлежит народу, и вся государственная власть исходит от народа». А в статье 1 Конституции Итальянской Республики 1948 года говорится: «Италия – демократическая республика, основанная на труде. Суверенитет принадлежит людям, которые осуществляют его в соответствии с процедурами и в пределах, установленных конституцией».
Однако не все демократии являются республиками, и не все республики являются демократиями. Например, Соединенное Королевство, одна из ведущих демократий мира, является не республикой, а конституционной монархией. Другие известные конституционные монархии, являющиеся подлинными демократиями, включают Данию, Японию, Нидерланды, Норвегию, Испанию и Швецию. Бывший Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз) состоял из 15 составных (союзных) социалистических республик, из которых Советская Социалистическая Республика Россия была наиболее заметной. Однако Советский Союз не соответствовал критериям, по которым демократия определяется среди стран нашего мира. Точно так же нынешние коммунистические государства Китая, Кубы и Северной Кореи являются недемократическими республиками, потому что они не проводят демократических выборов и не защищают справедливо права определенных меньшинств.
Среди недемократических республик мира сегодня выделяются такие авторитарные или деспотические страны, как Алжир, Ангола, Бирма (Мьянма), Иран, Ливия, Пакистан, Судан, Сирия, Узбекистан и Зимбабве. В некоторых недемократических республиках, таких как Иран, периодически проводятся выборы представителей в парламент, который принимает законы большинством голосов членов. Однако из-за того, что существует правило большинства без надлежащей защиты прав меньшинств, выборы не являются достаточно инклюзивными, и все группы в стране не обладают гражданством на равных условиях.
Формы республик.
Какие есть республики? Республики бывают разных форм. Их можно разделить на основе того типа государственных принципов, на которых они действуют. Основные из них:
Они состоят из подразделений, таких как штаты или провинции, которые имеют некоторую автономию от национального правительства (им разрешено иметь свои собственные правила и законы, но они объединены под одним федеральным правительством). Соединенные Штаты Америки, Аргентинская Республика, Босния и Герцеговина, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Республика Австрия, Республика Индия, Республика Ирак, Российская Федерация, Швейцарская Конфедерация и др.– примеры федеративной республики.
В унитарных республиках подразделения, если таковые имеются, управляются как единое целое с одним законодательным органом. Например, Арабская Республика Египта, Центрально-Африканская Республика, Доминиканская Республика, Демократическая Республика Конго, Грузия, Греция, Исландия, Ирландия, Словакия, Тайвань, Украина и др. – унитарные республики.
Это теократические страны, в которых власть принадлежит народу. А конституция, основанная на исламских законах. Исламская Республика Афганистан, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Мавритания, Исламская Республика Пакистан – примеры исламской республики.
Типы республик.
Правительство республики.
Правительство республики осуществляет исполнительную власть. Членами правительства республики в основном являются премьер-министр и министры.
Правительство республики направляет и координирует деятельность государственных органов. Органами государственной власти могут являться министерства, аппарат правительства, уездные правительства, исполнительные органы и инспекции, местные органы, наделенные полномочиями осуществлять исполнительную власть.
Правительство республики принимает в пределах своих полномочий решения на заседаниях правительства.
Союзы республик.
Чаще всего республика – это единое суверенное государство. Однако в некоторых случаях субсуверенные государства объявляются республиканскими по своему характеру. Каждому из штатов США гарантируется «республиканская форма правления» Конституцией Соединенных Штатов. Советский Союз – еще один пример субсуверенных республик. 15 отдельных стран, находившихся под советским влиянием, считались Союзом Советских Социалистических Республик (Армения, Азербайджан, Белоруссия (ныне Беларусь), Эстония, Грузия, Казахстан, Киргизия (ныне Киргизтан), Латвия, Литва, Молдавия (теперь Молдова), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Столицей была Москва, тогда и сейчас столица России. Крах советского коммунизма привел к развалу Советского Союза, истощенному идеологическим, политическим и экономическим кризисом. Это, в свою очередь, ускорило распад империи. Организации, относящиеся к «советскому федерализму», ускорили распад Советского Союза, несмотря на то, что в первую очередь предназначались для его консолидации. Одна за другой когда-то союзные Советские Социалистические Республики (ССР) провозгласили свой суверенитет летом 1991 года. В декабре того же года некоторые из этих стран, которые к тому времени стали независимыми республиками, пересмотрели свои соответствующие связи, создав Содружество Независимых Государств (СНГ).
Социальная республика.
Термин «социальная республика» стал особенно популярным среди радикалов во время революций 1848 года. Он составлял половину популярного лозунга «Демократическая и Социальная Республика (la République démocratique et sociale)», который стал сплоченным кличем социалистов и республиканцев, борющихся за республику, которая одновременно установит всеобщее избирательное право для мужчин, выйдет за рамки политических реформ и будет направлена на защиту прав человека.
Карл Маркс вводит понятие «социальной республики», ссылаясь на революции 1848 года и Парижскую коммуну 1871 года. Он объясняет, что в социальной республике рабочий класс обладает политической властью. В контексте революций 1848 г. он обозначает социальную республику как государство, в котором рабочий класс берет на себя ответственность за буржуазную республику. В контексте Парижской коммуны он добавляет идею о том, что рабочий класс трансформирует политические институты буржуазной республики, чтобы они стали подходящим средством достижения социальной эмансипации.
Другие термины, используемые Марксом для отличия предпочитаемой им социальной республики от буржуазной республики, включают «республику труда» и «красную республику». Все эти термины следует рассматривать как примерно эквивалент более известной фразы «диктатура пролетариата».
Республика это 6 класс история
Ключевые слова конспекта: Римская республика, консул, народные трибуны, право вето, Ганнибал, Сенат, рабы, реформы, диктатура, Цезарь.
После изгнания седьмого царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика (510 г. до н.э.). Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из граждан и избиравшему высших должностных лиц: двух консулов и народных трибунов.
Два консула:
Народные трибуны (от 2 до 10 чел.) — высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето — право отменять распоряжения консула, решение Совета, запретить голосовать закон.
Внутреннюю и внешнюю политику определял Сенат, состоявший из 300 членов. Пожизненными сенаторами являлись патриции-аристократы. Денег за свою работу они не получали. Сенат разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с другими государствами, распоряжался государственной казной. Судьями могли стать только сенаторы.
В Древнем Риме сложилась единая рабовладельческая элита под названием нобилитет (V — III в. до н.э.). Он состоял из патрициев и богатых плебеев. Массу свободного трудового населения составляла плебс, у которого не было рабов. Беднейшую часть плебса именовали пролетариями.
Рим вел многочисленные войны за расширение своей территории. Он подчинил всю Италию (V—III вв. до н.э.).
Между Римом и Карфагеном велись войны за господство в Западном Средиземноморье. В результате трех Пунических войн Рим приобрел о. Сицилию, о. Сардинию, Корсику, Пиренейский полуостров, Северную Африку (264-240, 218-201, 149-146 гг. до н. э.). В этих войнах прославился карфагенский полководец Ганнибал, который в 216 г. до н. э. одержал победу в битве при Каннах и осадил Рим (211 г. до и. э.).
Рим завоевал Восточное Средиземноморье, подчинив Македонию и Грецию (II в. до н.э.), Сирию (I в. до н.э.), Птолемеевский Египет (30 г. до н.э.).
В итоге сложилось развитое рабовладельческое государство, в котором рабы делились на:
Завоевательные походы разоряли крестьянство. Поэтому народные трибуны братья Тиберий и Гай Гракхи провели реформы с целью остановить разорение крестьянства, укрепить государство и армию. По требованию Тиберия Гракха Народное собрание приняло закон о наделении бедняков землей без права продажи (133 г. до н.э.). Начался передел земли. После гибели братьев-трибунов был отменен запрет на продажу земли. Начался период гражданских войн (133-30 гт. до н.э.).
Рим потрясли восстания рабов, самым крупным было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).
Вскоре в Риме была установлена военная диктатура (I в. до н.э. в.). Первым военным диктатором становится Корнелий Сума (83-79 гг. до н.э.).
В результате борьбы за власть между полководцами Гнеем Помпеем, Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем, составлявших ранее триумвират, последний стал диктатором — правителем, обладающим неограниченной властью (44 г. до н.э.). Цезарь был убит на заседании Сената (организаторы Марк Брут, Гай Кассий) — 15 марта 44 г. до н.э.
Это конспект по теме «Римская республика (510-30 гг. до н.э.)». Выберите дальнейшие действия:
Разработка урока Новгородская республика 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Добрый день, ребята! Рада нашей с вами встрече. Присаживайтесь. Меня зовут Елена Николаевна, я учитель истории из Теньгушевской школы. И сегодня я буду вести у вас урок. Я вижу, что вы все в хорошем настроении, и я надеюсь, что по ходу урока оно будет лишь только улучшаться. Обратите внимание, на партах у вас есть рабочие материалы, которые сегодня нам помогут на уроке. Я думаю, что мы можем с вами начинать.
Учитель: Обратите внимание на экран.
Объясните, что вы видите? (памятник)
Как вы думаете, в честь какого события был воздвигнут этот памятник? Если есть версии, поднимаем руку. (ответы детей)
Здесь запечатлены основные вехи истории Российского государства. Изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России.
Открытие памятника состоялось в 8 сентября 1862 года. Обратите внимание на эту дату!
Среди видных деятелей, изображенных на памятнике, есть люди, которые непосредственно связаны с городом, где находится этот памятник.
Как вы думаете, в каком городе? (ответы детей) ваши предположения.
Посмотрите на отдельный фрагмент этого монумента. (РЮРИК)
Давайте подберем прилагательные по этому изображению. Какой этот человек? (могучий, сильный) Еще версии? Как вы думаете, кто это? Ваши версии. (РЮРИК)
Что вы о нем знаете? (князь новгородский, родоначальник династии Рюриковичей).
— Памятник установлен в каком городе? (Новгород) в Великом Новгороде.
-Почему именно в Новгороде? (Потому, что как свидетельствуют летописи, для управления Русью новгородцы и их соседи пригласили варягов. Именно Рюрик, в 862 году стал во главе Новгорода.)
-Так в честь какого события был воздвигнут этот памятник? Вспомните дату, когда был открыт памятник. (К тысячелетию существования Российского государства.)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в один из древнейших городов России, Великий Новгород.)
Для начала урока давайте обратимся к карте.
С какими образованиями Древнерусского государства вы познакомились
Вы познакомились с Владимиро-Суздальским княжеством.(покажите на карте) (Вызываем одного ученика к доске)
А какая земля самая большая? Как ее название? (Новгородская земля )
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет? (Новгородская земля)
— Давайте посмотрим, какую тему предлагают нам авторы учебника? Как называется параграф? (Новгородская республика)
Новгородская земля – Новгородская республика. Чем отличаются эти понятия?
(Новгородская земля – это собирательное название территории, а республика – это форма государственного правления).
Еще раз внимательно посмотрите на карту Руси периода раздробленности. Как назывались все остальные образования Древнерусского государства? (Княжества).
В чем разница между республикой и княжеством? (В княжестве вся власть принадлежит князю и передается им по наследству, а в республике правит выборный орган. )
Республика – это форма государственного правления.
В каком древнем государстве впервые сложилась республиканская система правления? (В Древнем Риме. Рим был основан в 753 году до н. э., но республикой стал только в 509 году до н. э.).
Какой проблемный вопрос можно поставить к уроку?
Почему в Новгородской земле возникла особенная форма правления – республика?
Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (по какому плану будем работать?)
1. Географическое положение.
2. Занятия новгородцев.
3. Категории населения.
4. Политическое устройство Новгородской республики.
5. Культура Новгородской земли.
В результате урока вы сможете:
— охарактеризовать географическое положение Новгородской земли;
— назвать занятия жителей и категории населения Новгорода;
— рассказать о политическом устройстве;
— назвать особенности культуры и архитектурные памятники XII века.
4. Изучение нового материала
А) Определение задач каждой группы
Основные мысли, которые будут раскрывать данную тему, соединяются веточками (под-идеи). У каждой ветви свой цвет. Основная карта, у нас будет создаваться на доске, а вы будете создавать свои интеллект карты – ветви, по заданию, которые потом соединятся с центральной частью нашей карты. Тем самым мы совместно составим интеллект карту. Каждая группа будет защищать свою работу.
Итак, задание для географов. Смотрим на экран.
Охарактеризовать географическое положение Новгородской земли.
Отвечая на вопросы, составьте рассказ и заполните интеллект карту.
Какая главная мысль? (территория)
1. Покажите на карте территорию Новгородской земли, город Новгород, озеро Ильмень, р. Волхов. (работа с картой) (От Финского залива до Уральских гор, от верховий Волги до Северного ледовитого океана)
Озеро Ильмень, река Волхов
— В каком веке возник Новгород? ( IX в)
— Какие торговые пути проходили через Новгород?(«из варяг в греки», торговые пути в Прибалтику)
— Какие народы проживали в новгородских землях?(славяне, меря, чудь, карелы)
— Какие города и земли входили в состав Новгородской земли? (Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок, Ладога)
Какой вывод мы можем сделать? (Это самое крупное княжество, Новгород находился на пересечении торговых путей и т.д.)
По ходу на презентации ответы заносятся в интеллект карту.
(Ответы своей групп будем заносить в общую интеллект-карту. Она прикрепляется к центральной части на доске.)
Вот мы с вами создали первую ветвь интеллект карты. Вам понятно как работать?
Итак, свою работу нужно начать с того, чтобы ознакомиться с заданием и заполнить интеллект карты. На партах у вас находятся дополнительные материалы: иллюстрации, карандаши, исторические источники, учебник, которые будете использовать.
У вас всего лишь будет 6 минут.
Перед защитой работ детьми, проводится физкульминутка.
Новгородский люд проснулся,
Встал, умылся, потянулся,
Осмотрел свои владенья,
Принял верное решенье:
Богатырским шагом дружно
Выйти в поле, если нужно,
Поклониться земле низко,
Предстоит нам путь неблизкий.
Маршируем строем в ногу,
Отправляемся в дорогу.
Итак, давайте выслушаем ответы по группам. Выходят поочередно к доске выступающие из групп.
Отвечая на вопросы, ответьте на вопросы и заполните интеллект карту.
1. Задание: в п.2 стр.117 найти ответ на вопрос
— Почему новгородцам невыгодно было заниматься земледелием? (малопригодны земли для земледелия)
— Какие культуры выращивали земледельцы в новгородском крае? (овощные культуры. Из зерновых культур преимущественно овес, лен.
— Какие занятия были развиты у новгородцев? ( Поскольку большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия, новгородцы занимались ремеслами, торговлей, охотой, бортничеством).
— Какие изделия новгородских ремесленников славились по всей Руси? (изделия новгородских плотников, ткачей, гончаров, кожевников, оружейников, ювелиров, кузнецов)
— С какими странами торговали жители Новгорода? (с немецкими и датскими купцами, с Византией, Скандинавией, странами Востока)
— Какой товар вывозили из Новгорода, и какой ввозили?( Вывоз (экспорт) : пушнина, мед, воск, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес.
Ввоз (импорт) : хлеб, ткани, вино, предметы роскоши.)
Вывод. Какими видами деятельности занимались новгородцы? Чем это было обусловлено? ( Новгород расположен на севере, кроме того, окружён болотами, потому заниматься сельским хозяйством горожанам было сложно. Но зато город располагался на пути «из варяг в греки», более того, являлся ближайшим к Балтийскому морю крупным портом на этом пути (берега Невы тогда считались непригодными для крупных поселений). Благодаря этому торговля стала основным занятием новгородцев и приносила им большие прибыли. Благодаря торговле процветало и ремесло: изделия мастеров было кому продавать.)
Назвать основные категории населения Новгорода. Какая главная мысль? (население)
Отвечая на вопросы, составьте рассказ и заполните интеллект карту.
Задание: в п.3 стр.118-119 прочитать и ответить на вопросы:
1) Назовите основные категории населения Новгородской земли. (ремесленники, купцы, бояре, духовенство)
2) Что такое артель?(объединение людей для совместной работы)
2) Для чего купцы объединялись в артели и организацию «Иваново сто»? (Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос – в 50 гривен – и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов).)
3) Почему именно бояре в Новгороде имели огромную власть? (Бояре получали право собирать дань с населения, часть ее отправляя киевскому князю. Боярские земли, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию-пушнину, мед, воск, рыбу. Бояре вместе с купцами организовывали дальние походы. Они были богаты и влияли на политическую жизнь Новгорода.)
— Если бы вы были новгородцем, к какой категории хотели бы принадлежать? Почему?
Рассказать о политическом устройстве Новгородской земли. Какая главная мысль? (политика)
Отвечая на вопросы, составьте рассказ и заполните интеллект карту.
В п. 4 стр. 119-120 найти ответы на вопросы:
— Чем же отличалось управление Новгородом?
— Чем характеризуется республиканская форма правления? (Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам)
— Какой властью обладало новгородское вече? (Верховной властью. Решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князей))
— Какие должности были выборными и в чем состояли их обязанности? (Посадник, тысяцкий, владыка)
— Какое положение в Новгороде занимал князь? ( Было своеобразным. Он не имел права вмешиваться в дела городского управления, не разрешалось иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю. В Новгородской республике главную политическую роль играло Вече. Которое имело право заключать договор с князем, т.е приглашать его и когда необходимо, изгонять его, в случае нарушением князем условия договора. Князь был ограничен условиями договора с городом, а также угрозой в любой момент быть изгнанным. Следует также отметить, что он был только военным лидером, не занимаясь непосредственным управлением, в отличии от князей в других землях.)
— Можно ли Новгород назвать республикой? А какая была власть в других княжествах? (Приходят к выводу, что Новгород является республикой. Так как в других княжествах правил князь.)
Рассказать о культуре Новгородской земли. Какая главная мысль? (культура)
Отвечая на вопросы, составьте рассказ и заполните интеллект карту.
-Чем отличались новгородские храмы? (они стали небольшие, одноглавыми, но эта простота была очень выразительна.)
О чем говорится в берестяных грамотах? От Бориса ко Настасии. Когда придёт эта грамота, пришли ко мне человека на жеребце, так как здесь много дел. Да рубашку пришли, которую я забыл.
От Микиты к Ульяне. Пойди на меня. Ты мне нравишься, а я тебе. На то свидетель Игнат Моисеев.
§ Памятники культуры Новгорода того времени просты. Например, церкви небольшие, почти не имеют украшений на фасаде. Церкви и другие памятники культуры заказывали и оплачивали сами жители, то есть в основном купцы и ремесленники. Они умели считать деньги и не хотели платить за лишние изыски.
§ Летописи Новгорода мало освещают дела князей, но много рассказывают о событиях внутри города, его политической жизни. Это было связано с государственным устройством республики, в которой князь играл не самую значительную роль, а власть находилась в руках вече.
§ В Новгородской литературе самый популярный герой – это ловкий человек, обычно купец, который с помощью хитрости и находчивости выпутывается из самых сложных ситуаций. Большинство жителей (многие из которых и были купцами), хотели быть именно такими предприимчивыми людьми, а не отважными и сильными витязями.
§ Большая часть новгородцев была грамотной. Это видно из берестяных грамот. Просто большинству из них надо было или торговать, или продавать торговцам то, что они сделали. Для этого нужно знать счёт. Требовались и умения читать и писать, ведь часть берестяных грамот – это условия торговых сделок.
Все работы прикреплены на доске.
— Итак, ребята, Какая проблему мы ставили в начале урока?
— Скажите, пожалуйста, удалось ли нам решить поставленную проблему? Все ли удалось выполнить?
(ответы) Каковы главные черты республиканского строя? Как они проявились в Новгороде?Главные черты:
выборность властей – в Новгороде людей на все основные должности (князь, посадник, тысяцкий, епископ/архиепископ) избирало вече;
сменяемость властей – князю в любой момент могли «указать путь», посадник, тысяцкий и другие избирались на определённый срок, лишь епископ/архиепископ занимал должность пожизненно.
Почему вы так считаете? (мы рассмотрели все поставленные вопросы по плану, сделали интеллект карту и получили полную информацию о Новгородской республике.)
Почему в Новгородской земле возникла особенная форма правления – республика? В Новгороде было больше всего ремесленников и торговцев, а торговцам лучше, когда правят избранные ими люди. Кроме того, благодаря торговле в Новгороде было много грамотных людей (это видно по берестяным грамотам), то есть людям хватало образования для того, чтобы самим решать судьбу своего города.
Давайте оценим работу каждой группы, кто сегодня был более активным, помог своей группе?
Первичное закрепление . В завершении урока вам предлагается выполнить задание «Текст с ошибками»
1. Выполнение задания на необходимом уровне найти исторические ошибки:
В юго-западной части Древнерусского государства находился Новгород. Главными занятиями новгородцев были земледелие и торговля. Главным лицом в Новгороде был князь. Часто в городе собиралось вече, чтобы выбрать посадника и сотского. Архиепископ назначался князем и возглавлял дружину.
2. Как вы поняли смысл поговорки?
2) «Новгород судится своим судом».
Новгород – вольный город со своими законами.
Рефлексия. С карточками
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. Мне очень понравилось работать с вами. И я думаю, что вам тоже понравилось создавать интеллект карту.
САМООЦЕНКА работы в группе (по карточке).
сегодня на уроке я узнал…
Я желаю вам, изучая историю нашей страны, осмысливая исторический опыт нашей страны, каждый раз подниматься вверх по лестнице развития, тем самым укрепляя силу и могущество нашего государства, ведь вы будущее нашей страны. Спасибо вам за сегодняшний урок.
8 этап. Домашнее задание (1 мин)
Домашнее задание предполагает
1. § 14, вопросы № 1,4,6.
2. Работа с контурной картой. Нанесите
на контурной карте границы Новгородской республики и основные торговые пути, идущие через Новгород.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.