ремесленники это в древней руси

Публикации

РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко.

Речь в нем пойдет о профессиональных специалистах в разных сферах производства, отличительной чертой которых являлось не происхождение или место проживания, а мастерство и вытекающая из него высокая ценность на рынке. Первый материал посвящен формированию социальной прослойки ремесленников, а также специфике их существованию до появления особых определений правового положения.

Естественно, это происходит тогда, когда развивается обмен продуктами труда, вернее, это происходит параллельно, то есть одновременно. Ремесленник получает возможность сосредоточиться на производстве одного вида изделий, если он уверен в том, что всегда сможет обменять эти изделия на зерно, мясо и другие продукты сельского хозяйства.

Процесс выделения ремесла в особую отрасль в восточнославянских племенах в первые века нашей эры развивался медленно, так как господствовала система натурального хозяйства, при которой все необходимое для работы и быта крестьянин производил самостоятельно: и орудия труда, и одежду, и обувь. Поэтому выделению какого-либо ремесла должны были поспособствовать в первую очередь некие внешние обстоятельства или особые природные условия.

Это легко проиллюстрировать на обособлении первого отдельного ремесла на Руси. Таковым считается гончарное дело. Действительно, глиняная посуда производилась абсолютно во всех племенах и практически в каждой родовой и соседской общине.

Однако качество глины в некоторых местах выгодно отличалось от качества такого же сырья на прочих территориях. Слава о прочности посуды, изготовленной из этой особой глины, расходилась по всем городам и весям. Поэтому вполне естественно, что соседние общины и племена со временем стали предпочитать пользоваться керамическими изделиями именно из тех мест, где они получались более высокого качества.

С этой поры наиболее талантливые умельцы в таких районах полностью переключились на производство глиняной посуды, постоянно совершенствуя технологию и технику производства. Так появилась новая категория в составе населения Древней Руси — ремесленники.

Аналогичный описанному выше процесс случился и с железоделательным производством: оно сосредоточилось там, где находились залежи необходимых для выработки металлов руд. Не случайно на первых местах по распространенности в России расположились фамилии Кузнецовых и Гончаровых.

Там же в лидерах и Плотниковы, но обособление плотницкого ремесла шло, пожалуй, не столько по причине географических факторов, сколько по степени одаренности отдельных умельцев, которые могли возводить хозяйственные и жилые постройки лучше других. Потому таких людей нанимали бояре и относительно состоятельные крестьяне для строительства жилищ, рассчитываясь с ними опять же хлебом, шкурами, мясом и т.п.

Исторических источников в нашем распоряжении для детального изучения обособления ремесел и выделения соответствующего сословия в древнерусском обществе очень немного.

Принято считать, что ремесло как самостоятельная отрасль начало оформляться на Руси в VII–IX веках. Правовое положение первых ремесленников ничем не отличалось от прав их однообщинников, то есть все отношения в этих сообществах регулировались нормами обычного права. Но с появлением городов приходится уже отдельно говорить о сельских и городских ремесленниках, так как объем их прав, обязательств и привилегий стал существенно различаться.

Наиболее способные ремесленники естественным образом стремились расширить свои рынки сбыта, поэтому они и устремлялись в появляющиеся города, где им намного легче было найти покупателей и заказчиков своей продукции. Города привлекали ремесленников и тем, что именно там они встречались с купцами — людьми, профессионально занимающимися торговлей, то есть распространением и ремесленных изделий.

Сельские ремесленники с развитием феодализма так же, как и их односельчане, попадали в распоряжение бояр, которым великий князь раздавал в вотчины ранее свободные земли. Правовое положение таких деревенских ремесленников в связи с этим заметно изменилось к худшему: из свободных общинников они становились феодально-зависимыми людьми.

Обязанности крестьян перед своими феодалами состояли в основном из барщины и оброка (натурального или, позднее, денежного). Барщина — это обязательный труд крестьянина (2-3 дня в неделю) на «барской запашке» по обработке земли, производству посева, сенокосу, уборке и обмолоту урожая. Те ремесленники, которые еще не полностью порвали с сельским хозяйством и имели рабочих лошадей, а также инвентарь, несли все те же повинности, что и односельчане. Но это были люди, которых можно было назвать чем-то вроде «полуремесленников».

Окончательно же обособившиеся от чисто сельскохозяйственного труда ремесленники могли уже не иметь у себя в хозяйстве рабочий скот, соху и весь другой набор аграрного инвентаря. Весь свой рабочий день они проводили в кузнице, гончарной мастерской или изготовляя лошадиную кожаную упряжь и т.п.

Ясно, что отрабатывать барщину на боярской земле обычным порядком они не могли. Да и не рационально было использовать такую высококвалифицированную рабочую силу на простой физический труд. Поэтому повсеместно бояре принимали одинаковые решения: они освобождали ремесленников от барщины и заставляли их нести феодальные повинности в форме выплаты оброка своей произведенной продукцией. В тех же случаях, когда у ремесленника уже был хорошо налажен сбыт своих изделий через купцов, феодал требовал уплаты оброка в денежном выражении.

В самом бесправном положении оказывались ремесленники-холопы. Эта прослойка формировалась волевыми решениями бояр-вотчинников, которые включали отдельных ремесленников в число своей личной и дворовой обслуги. Такие специалисты фактически лишались своего самостоятельного хозяйства и не могли распоряжаться произведенной ими продукцией.

Холопы-ремесленники обязаны были выполнять все поручения феодала по обустройству и обслуживанию его жилища, усадьбы и дворового хозяйства. Таким образом, объемы их феодальных повинностей не были ограничены никакими правовыми рамками.

В совсем другом правовом положении оказывались ремесленники, перебравшиеся в города. В IX–X веках в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и другие. За XI век появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань. Образование наибольшего числа городов пришлось на XII век. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и другие — всего не менее 134.

Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300. Это были центры ремесленного производства. В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (например, Гончарный и Плотницкий концы — в Новгороде, Кожемяк — в Киеве).

Обычно именно из ремесленников и формировались отряды городского ополчения в случае большой войны. Эта категория населения не попадала под власть феодалов-бояр и была свободной. Во многих городах, там, где было вечевое правление, ремесленники могли силой большинства проводить решения в свою пользу, в защиту своих прав и интересов.

Таким образом, одновременно с формированием Древнерусского государства происходило складывание и оформление не очень большой количественно, но очень важной социальной прослойки в обществе — ремесленников.

Их правовое положение не было четко определено в первых сводах русского права, да и говорить об этом в целом не позволяет заметно выраженная дифференциация данной категории населения: от ремесленников-холопов, до городских ремесленников крупных городов вроде Новгорода, где ремесленники могли на вечевом собрании сыграть решающую роль даже на выборах кандидата на высшую государственную должность – посадника.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 сентября

Источник

А я сирота твой безъ отца таскаюся
межъ дворъ и РЕМЕСЛУ никакому … не наученъ
Столбцы Архива Оружейной палаты, 1670 г.

Под ремеслом понимают мелкое индивидуальное ручное производство предметов (товаров) с применением простых орудий труда. В этом процессе решающее значение имеет МАСтерство ремесленника, формирующееся на знании процесса изготовления предмета или общественном производственном опыте (как вещь делают другие).

Археология сообщает о том, что в VIII веке на пути «из варяг в греки» ремесло только-только зарождалось, постепенно отделяясь от натурального хозяйства, в этом периоде мы знаем лишь единичные мастерские. Письменные источники IX-X вв. практически ничего не сообщают о ремеслах, согласно археологическим данным в это время появляется тенденция перерастания домашнего ремесла, обеспечивающего жизненные потребности семьи, в самостоятельные отрасли, число мастерских увеличивается; ремесленники производят продукцию не только для себя, но и для всей общины.

Ахмед ибн Фадлан (секретарь посольства Багдадского халифа в Волжскую Булгарию) в своём описании («Записка», 921 г.) отделяет «славян» от «руссов», он сообщает, что руссы прибывают в Волжскую Булгарию на кораблях, вооружены секирами и франкскими мечами, торгуют: мехами, рабами и мечами (перепродажа мечей полученных из Европы).

Описание Ахмеда ибн Фадлана совпадает с мнением князя Святослава (Повесть временных лет): «В л;то 6477 (969). Рече Святославъ …: «Не любо ми есть в Киев; жити, хочю жити в Переяславци в Дунаи, яко то есть среда земли моей, яко ту вся благая сходяться: от Гр;къ паволокы, золото, вино и овощи разноличьнии, и и-Щеховъ и изъ Угоръ — серебро и комони, изъ Руси же — скора, и воскъ, и медъ и челядь».

Ремесло Руси обеспечивало военно-торговую деятельность наднационального класса – россов, осевшего на торговом пути «из варяг в греки». Добыча и обработка мехов, кораблестроение, незначительная металлообработка и ювелирное дело, ткачество и гончарное дело – все в интересах перепродажи захваченных ценностей в ходе военных операций или обложения данью. Территории бассейна Днепра были слабо заселены, городской быт только начал формироваться, а ремесленная деятельность всегда соответствует уровню общественных отношений в обществе. Развитие ремесла произошло во время правления князя Владимира и Ярослава, когда торговый путь перерос в государственность. Произошел процесс христианизации русской народности, в ходе завоевательных войн были освоены сопредельные к Днепру территории, а в центры Руси были переселены из захваченных земель ремесленники и интеллектуальные кадры.

Так как русская терминология только формировалась, то понятия брали из лексикона Бога – иврита, единственного общего религиозно-торгового языка Волго-Днепровского и Крымского регионов, официального языка Хазарского каганата. Религиозно-торговый письменный язык в ходе становления государственности успешно преодолевает территориальную ограниченность племенных языков, т. к. обращается в более значительной аудитории и на всех уровнях жизнедеятельности, его преобладание связано с РЕЛИГИОЗНОЙ организацией общества. Первоначально все торговые отношения в регионе необходимо завязывались на Хазарском каганате, Византия блокировала равноценный обмен, покупала сырьё дешево, а свои товары продавала – дорого, собственно из-за неравных торговых отношений и происходили нападения болгар и россов на Византию.

1) Применение терминов в русском языке

Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1997, вып. 22
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf

а) Ремесло. 1. Искусство, умение, ремесло. И Роману всякими обычаями промышлять дохторомъ накръпко, чтобъ ъхал къ царскому величеству своимъ ремеслом послужить. 1600 г. 2. Дело, занятие.

б) Ремьственникъ и ремьстьникъ
Ремесленник, мастер. (А) за ремьствьника и за ремьствьницю, то 12 гривне. Правда Русская. 1282 г.

в) Ремество (ремьство).
1. Искусство, ремесло, умение; мастерство, профессия. Указавъши же ихъ силу и стръльное ремество… Псалт. Чуд. XI в. 2. Знание. Всяко ремество, отлучаемо от правды, и от иное блгодати, то не ремество есть, (но) лукавьство. Пч. 167. XIV-XV – XIII вв.
3. Ухищрения. 4. Образ действий. Соломону никакоже лучаеть ся съ псалмъ … без ремества же Съпасу сълучая ся. Псалт. Чуд. XI в.

г) Национальный корпус русского языка

Житие Арсения Коневского (1500-1600): «По сем же ведомо бывает ремество блаженнаго Арсения, и повелено бысть ему от игумена Иоанна и братьи ковати сосуды и всякия потребы монастырьския».

2) Существующая этимология

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. – вставка)

Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. ремьство (techni (искусство); Супр.), укр. ремесло, ремество, белор. ремество, сербск.-церк.-слав. ремьство, ремезьство (мин. Михановича, XIII в.), чешск. remeslo, словацк. remeslo, польск. rzemioslo, др.-польск. rzemieslnik (библия Софии и др.), в.-луж. rjemjeslo, н.-луж. rеmеslо. Сравнивают с *robъ «кайма», robiti (см. руб, рубить), далее латышск. remesis «плотник», remikis – то же, др.-лит. remesas «ремесленник», remestas «ремесло», лит. remti, remiu «подпирать», ramtis «подпорка», ramtyti «рубить», ramdas «рубец», латышск. ramstit «рубить тупым топором, пилить тупой пилой», др.-прусск. romestue «топор», англос. remian «чинить, восстанавливать».

3) Обобщение и вывод. Появление и развитие церковно-славянского языка

* Комментарий Макса Фасмера к слову лишь перечисляет территории, где терминология обращалась, всё остальное гадательные предположения: «рубить тупым топором, пилить тупой пилой»; этимологии (связь графики, фонетики, смысла и происхождение слова) – нет.

* Термин «ремесло» оформился на восточноевропейском пространстве, где христианство было введено в результате миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия первоначально в Моравии (865) и Болгарии. Исходная точка церковнославянского языка – Крым, Херсонес (еврейский город), где Кирилл во время своей дипломатической миссии в 861 г., пополнил свои знания в еврейском языке и перевел на греческий язык часть еврейской грамматики. «В Херсонесе же, согласно свидетельству всех двадцати трех дошедших до нас списков «Паннонского жития», Константин обнаружил «Евангелие» и «Псалтырь», написанные русскими буквами (роусьскыми писменны писано)» (Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988).

* Великая Моравия – «славянское» государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае (христианство с 831 г.), в период наибольшего могущества включало территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу (Краков), часть Украины и исторической области Силезия.
После смерти Кирилла в 869 г. Мефодий был рукоположен в архиепископы по среднему Дунаю и Паннонии, за время своей бурной 15 летней деятельности он заложил основы церкви, где богослужение велось на «славянском» языке, и успел перевести почти все библейские тексты.
После смерти Мефодия в 885 г., моравский князь Святополк начал гонения на учеников Константина и Мефодия; ученики Климент, Наум и Ангеларий попросили убежище в Болгарии, где были радушно приняты в Плиске. Сформировались две книжные школы: в городах Плиска и Охрид (Македония), в Плиске (столица) произошел переход от «глаголицы» к «кириллице» и окончательно оформился в IX-X вв. облик болгарской литературы и староболгарский язык; в это время возникает русская народность, имевшая тесные культурные связи с Болгарией.

* Христианизация сербов завершилась в IX веке при прямом участии учеников Кирилла и Мефодия, к этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке, первоначально на глаголице, c X в. на кириллице.

Письменный церковнославянский язык, созданный просветителями, не был связан с каким-либо славянским регионом, а изначально создавался как язык региональный, искусственный и универсальный – религиозно-торговый. Базовым лексиконом послужил – сакральный иврит, следовательно, трактовать основной лексикон русского языка можно опираясь на библейские образы и терминологию. Иначе – непонимание, разрыв между общепризнанным христианским мышлением, сознанием человека и общества и доктриной иудеохристианства, образы Библии и терминология, обозначающая их, должны быть тождественны.

4) Терминология иврита и библейские образы

* РЕ+МЕС+Л+ЕННИК = ивр. ЙАНАК, ЕНИК впитывание, в переносном смысле – черпать силы, средства, мысли; источник сил и средств; кормить.

Понятия РЕ+МЕС+ЛО – РЕ+МЕС+ТВО имеют одинаковое значение, они тождественны, за исключением окончания ЛО – ТВО. Окончание указывает на какую-либо характеристику; в данном случае ивр. ТОВ хорошо, благо, добротно; т.е. способность делать (вещи) ХОРОШО, добротно.

б) Библейский образ

Термин «МААСЕ» употребляется в Библии, в смысле действия, деяния, работы (руками), акта творения – 138 раз.

* Металлообработка
Исход 27:4: «Сделай к нему решетку, род сетки, и сделай (МААСЕ) на сетке, на четырех углах её, четыре кольца медных».

* Ткачество, производство одежды
Исход 39:27: «И сделали (МААСЕ) для Аарона и для сыновей его хитоны из висонна, тканные».

* Ювелирное дело
Числа 31:50, 51: «мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей, цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом.
И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих ИЗДЕЛИЯХ (МААСЕ)».
и т.д.

Словарь русского языка XI-XVII вв.: «и никакимъ бездълнымъ ремЯслом не промышлять», Акты юридические, 327, 1650 г.

19.3.2013 г., уточнено 23.11.2017 г.

Источник

Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре.

Вы узнаете, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

Виды ремесел на Руси

То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.

Предлагаем посмотреть видео-обзор главных русских ремесел:

Прядение и ткачество

Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.

Работа с деревом

Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Виды деревообрабатывающих ремесел:

Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.

Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней русиДеревянная игрушка, XXI в.

Кузнечное дело

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.

Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.

О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.

Гончарное дело

Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.

Скорняжное дело

Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.

Обработка кости

Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней русиКостяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань

Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.

Плетение

«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.

Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.

Роспись

Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней руси

Золотой фонд русской росписи:

Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Ювелирное дело

Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.

ремесленники это в древней руси. Смотреть фото ремесленники это в древней руси. Смотреть картинку ремесленники это в древней руси. Картинка про ремесленники это в древней руси. Фото ремесленники это в древней русиУкрашение, XIII в.

12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.

И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *