река волхов на карте древней руси
Великий Новгород, река Волхов на которой стоит город
Один из немногочисленных городов, отметивших свое тысячелетие, до сих пор привлекает к себе огромное количество туристов. В Великий Новгород едут смотреть сохранившиеся достопримечательности.
Также путешественники желают насладиться красотой природы на берегах реки Волхов. Этот водоём оставил неизгладимый след в истории всего государства.
География
Перепад высот между истоком и устьем не более 13 метров. Из-за этого наблюдается интересное явление, русло движется как в сторону устья, так и в сторону истока, периодически меняя направление.
Средняя глубина не превышает 6 м, максимальная около 12 метров. Ширина русла 200 м, в некоторых местах 600 метров. Расход воды в районе устья около 600 м ³ /с.
Из-за медленного течения толщина льда на реке достигает 0,8 метра. Замерзает Волхов в ноябре, очищается ото льда в середине апреля.
Географическое положение
Не только гости города, но и молодые новгородцы, попадая на набережную реки Гзень, не увидят реку, так как в советские годы её пустили под землёй, устье реки в центре города, тут она впадает в Волхов.
По западной границе Новгорода протекает небольшая река Веряжа. Так же в северной части города есть небольшие речки Стипенка и Питьба.
Волхов расположена на северо-западе европейской части России. Протекает в Новгородской и Ленинградской областях.
На карте
Река Волхов соединяет два полноводных водоёма: Ильмень и Ладожское озёра. Занимает Волхово-Ильменскую низменность. Расположение реки можно найти даже на древних картах. Ведь Волхов входила в древний торговый маршрут, соединяющий Балтийское и Чёрное море.
Климат
Наибольшее количество осадков выпадает в летний период. Годовой показатель до 550 мм. Осень мягко переходит в зиму, резких температурных перепадов не наблюдается.
Экология
Волхов и её бассейн хорошо освоен и широко применяется в хозяйственной деятельности. В нижнем течении сооружена Волховская ГЭС.
Промышленность, коммунально-бытовое водоснабжение, сброс сточных и дренажных вод, рыболовство, загрязнение от транспорта, гидроэнергетика приводят к постоянному ухудшению качества воды.
Недалеко от Великого Новгорода функционирует крупный химический завод. Именно он является причиной загрязнения окружающей среды.
Чтобы улучшить ситуацию, правительство принимает комплексные меры по снижению негативного антропогенного воздействия на водоёмы области.
История
По версиям историков, название реки происходит от дерева ольхи. Ольховые леса долгое время произрастали на берегах. Ещё одним вариантов гидронима является имя Волхова (древнеславянского бога охоты).
Река известна как путь «из варяг в греки». Ещё в 1176 году была замечена особенность, течение меняло свое направление в зависимости от уровня воды в озере Ильмень. В древности суда не могли беспрепятственно плыть по реке из-за наличия порогов. Чтобы обойти пороги, требовалась помощь лоцманов, знающих эти места.
На берегах Волхова построено много старинных сооружений. Они предназначены для защиты от набегов кочевников. Некоторые здания остались до наших дней и сейчас являются достопримечательностями:
Время возникновения города
Датой основания города считается 859 год. Именно тогда появилось первое упоминание о нём в летописях. Первыми поселенцами на новгородской земле были финно-угорские племена. Память о них осталась в названиях многочисленных рек и озёр региона.
В VI веке в этих краях появились первые славянские поселенцы.
Легенды и устная история Новгорода
Летописный Киев после завоевания князем Олегом был назван «Матерью городов русских». Новгород получил название «Отец городов русских». Предполагается, что Олег хотел объединить северную и южную столицу славян в одно государство.
Вопреки распространенному мнению, Новгород никогда не подвергался татаро-монгольскому игу. При этом горожане платили дань хану.
Согласно сказаниям, в Новгороде появился князь Рюрик после того, как об этом его попросили жители города. Княжить пришёл Рюрик и его два брата. После смерти братьев Рюрик стал единственным князем в земле новгородской.
Отдых и рыбалка
В полноводной реке есть очень много рыбы. Наиболее развита рыбалка в нижнем течении Волхова, а также в местах впадения крупных притоков. Основных притока четыре:
Распространённые виды рыб: жерех, ёрш, карась, краснопёрка, сом, судак, щука, окунь, карась.
Строительство Волховской гидроэлектростанции привело к перекрытию нерестового хода сига. Пропускные сооружения не улучшили ситуацию.
На реке можно использовать любые снасти и приманки. Помимо Волхова рыба водится также в близлежащих озёрах.
Спокойное течение, обилие рыбы, живописные места и достопримечательности на берегах Волхова сделали этот край желанным для туристов. В бассейне реки есть много туристических баз, где путешественники отдыхают с палатками, рыбачат и ходят на экскурсии в походы.
Через Ладожское озеро и Волхов из Санкт-Петербурга в Великий Новгород курсируют речные круизы. И доходят они до озера Ильмень. После сооружения Волховской ГЭС судоходство на реке значительно улучшилось.
Река Волхов
Волхов — река Ленинградской и Новгородской областях России. Относена к бассейнам реки Нева, Балтийского моря и бассейну Ладожского озера. Длина 224 км. Река Волхов вытекает из озера Ильмень, а впадает в Ладогу. Вот такой удивительный путь — из одного легендарного озера в другое.
Основные притоки
Основные левые притоки реки: Кересть и Тигода; правые — Оскуя, Пчевжа.
Также к крупным относятся:
Где река Волхов протекает? — по Приильменской низменности. Высоты местности относительно уровня моря изменяются от 18 м до 50 м. А падение реки составляет 13-15 м.
Северо-западная часть течения реки Волхов находится в основном тайге. А крайняя юго-западная часть расположена уже в зоне смешанных лесов. Берег реки Волхов во многих местах порос березовыми и осиновыми лесами. В устье чаще встречаются сосновые леса, но есть и заболоченные участки.
Гидрология
Уклон реки небольшой, и скорость течения тоже небольшая больше 1м/сек. Долина реки пободна каналу с высотой склонов 13-35 м, у устья только 1,5-2 метра. В средней части течения ширина долины реки доходит до 12-18 км. А в русле ширина 200-250 м.
Замерзает Волхов в конце ноября, лед неустойчивый и держится на реке по начало апреля.
Питание реки смешанное, преобладаюь воды от таяния снегов.
У реки есть уникальная особенность — в истории зафиксированы случаи, когда Волхов менял направление течения. Так случилось в 1176 году. Связано такое явление с малым перепадом высот между истоком и устьем. При низком уровне воды в озере Ильмень и за счет подпора воды из притоков течение Волхова может изменить направление.
Река Волхов была частью знаменитого маршрута «Из варяг в греки». Возможно потому и была, что мудрые предки не искали лишний повод веслами грести и пользовались вышеописанным событием с противотоком. Волхов судоходная река до сих пор.
Населённые пункты на реке Волхов
На реке расположено ряд городов. Самый известный из них конечно Великий Новгород. Из известных также можно привети Волхов, Кириши, Новую Ладогу, Старую Ладогу.
В Новгородской области на Волхове стоят:
Новгородский район: Юрьево, Великий Новгород, Трубчино, Хутынь, Стрелка, Слутка, Котовицы, Кирилловка, Ситно, Змейско, Ямно.
Чудовский район: Дубовицы, Маслено, Селищи, Буреги, Вергежа, Марьино, Краснофарфорный, Грузино, Водосье, Лезно.
В Ленинградской области:
Киришский район: Кириши, Усть-Черная, Оснички, Пчева, Шелогино, Тихорицы, Грабково, Манушкино, Наволок, Черенцево.
Волховский район: Хотуча, Бережки, Помялово, Панево, Ульяшево, Гостинополье, Плотичное, Вельца, Запорожье, Бор, Волхов, Извоз, Лопино, Старая Ладога, Сельцо-Горка, Горчаковщина, Велеша, Подол, Поляша, Иссад, Юшково, Новая Ладога.
В районе одноименного города Волхов на реке построена Волховская ГЭС — старейшая действующая ГЭС в России.
Отдых и туризм
Река славится рыбалкой. Ловить можно везде, но самые популярные места – у устья рек Пчевжи, Тигоды, Оскуя и Керести.
В 6 км к северу от города Волхов находится Старая Ладога — первая столица Древней Руси. Там, на северной окраине, в прибрежной полосе реки Волхов (не запутаться бы с Волховами) находятся древние курганы.
По реке Волхов ходят речные круизы. Их конечной точкой является один из древнейших городов России — Великий Новгород.
Река Волхов на карте России
Впервые река Волхов, протекающая по современной Новгородской и Ленинградской областям, упоминается в летописях XI века. Река является свидетельницей многих исторических событий.
На ее живописных берегах раскинулись города с древнерусской самобытной архитектурой. Поток туристов в эти места не прекращается: сюда едут полюбоваться волховскими просторами и приобщиться к истории великой страны.
Этимология
Существуют разные версии происхождения названия реки.
Самое поэтичное объяснение представлено в легенде XVII века «Сказание о Словене…». В давние времена пришел к озеру Ильмень князь Словен и основал город Словенск (Великий Новгород). Реку, на которой построил город, назвал Волховом в честь старшего сына.
По другой версии река получила имя в честь Волха – бога охоты у древних славян.
Некоторые связывают возникновение названия с языческими жрецами – волхвами, совершавшими обряды на её берегах.
Существует и более обыденное объяснение. В пойме водоема когда-то в изобилии росла ольха. Она и дала имя реке. Считается, что «Волхов» – это производное слово от названия дерева.
Этимологический словарь М.Фасмера отсылает нас к исследованиям известного языковеда, слависта – И.Ю. Миккола, который утверждает, что название пришло из финского языка.
Местоположение на карте
Река Волхов – синяя лента на карте России, соединяющая два озера. Она вытекает из озера Ильмень (58°28′18′′ с. ш. 31°16′57′′ в. д., высота над уровнем моря – 18,1 м) и движется с юга на север по Приильменской низменности, пока не достигнет Ладожского озера (60°07′44′′ с. ш. 32°19′55′′ в. д., высота – 5,1 м).
Общая характеристика
Реки Новгородской, Псковской, Тверской и Ленинградской областей несут воды в Волхов. Территория его бассейна – 80200 км², причем более половины площади (61%) относится к Новгородчине.
Длина реки – 224 км. Когда Волхов вытекает из Ильменя, ширина его не более 220 м. Ниже по течению русло расширяется до 350 м. Глубина реки Волхов увеличивается по направлению к Ладожскому озеру. Средние глубины достигают 4–5 м, максимальные – 15 м.
Волхов – типично равнинная река. Перепад высот между истоком и устьем – 13 м, что соответствует среднему уклону 0,06%. На участке от истока до Пчевских порогов уклон меньше – 0,007%, поэтому и течёт она здесь медленнее, со скоростью 1 м/с.
Особенности течения
Древние летописи упоминают, что река иногда движется «на възводье», то есть вспять. Дело в том, что в верховьях уклон реки незначителен, и при понижении уровня воды в Ильмене Волхов и его верхние притоки устремляются назад, к истоку. Последний раз подобное явление наблюдали в 2013 году, когда Волхов остановился.
Интересный факт. С особенностью реки течь вспять связана легенда о том, как «владыка Иоанн на бесе летал». В XII веке новгородцы заподозрили архиепископа Иоанна в греховности и решили изгнать из города. Привязали священнослужителя к плоту и пустили по Волхову. Но плот, вопреки ожиданиям, поплыл против к Юрьеву монастырю. Пораженные горожане увидели в этом знак свыше, уговорили владыку вернуться, а на берегу воздвигли каменный крест.
Питание, ледостав, ледоход, паводок
Волхов питается за счет таяния снегов, а в летний и осенний период уровень воды поддерживается дождями.
К середине ноября на поверхности реки образуется тонкий лед. Прочный ледяной покров устанавливается к декабрю, к концу февраля его толщина достигает 70–80 см. С периодом ледостава связано удивительное природное явление, которое встречается только на северных реках.
Река вскрывается в апреле и освобождается ото льда за 10-20 дней.
Годовой сток Волхова – 593 м³/с, по некоторым сведениям – 586 м³/с. До 70% стока приходится на весеннее половодье. В этот период уровень воды в русле повышается до 3 м, а в некоторые годы до 6-7 м. Река выходит из берегов и подтопляет близлежащие населенные пункты.
Экологическое состояние
Степень загрязнённости вод Волхова, как и вод других водоёмов, определяется при помощи УИКЗВ – удельного комбинаторного уровня загрязнённости воды, учитывающего общую степень загрязнённости водоёма разными веществами.
УИКЗВ Волхова – 2,7, что соответствует характеристике «загрязнённая». В воде обнаружены органические вещества, нефтепродукты, тяжёлые металлы.
Сточные воды сбрасывают в реку предприятия по его берегам: Киришский нефтеперерабатывающий завод (Киришнефтеоргсинтезгаз), ЗАО «Метахим», предприятие группы «ФосАгро» и другие промышленные объекты.
Притоки
У Волхова 30 притоков.
Главные правые притоки – Вишера, Пчёвжа, Оскуя; левые – Кересть, Тигода, Оломна.
Длина Вишеры – 64 км. Приток впадает в Малый Волховец – правый рукав Волхова. Реку питают торфяные болота, поэтому вода в ней ярко-коричневого цвета.
Пчёвжа несет воды по Новгородской и Ленинградской областям. Длина русла — 157 км. Ширина – до 30 м. В верхнем течении река извилистая и узкая, а в нижнем – полноводная, спокойная. Пользуется популярностью у любителей сплава.
Оскуя судоходна. Длина реки – 114 км. Благодаря этой реке появилось слово «ушкуйники», которое называло в далеком прошлом новгородских речных разбойников. Они строили свои суда в устье Оскуи вблизи Новгорода, а на новгородском диалекте имя реки звучало как Ушкуя.
Кересть вытекает из болот и впадает в Волхов в Чудовском районе. Ее длина – 100 км, площадь водосбора – 933 км².
Тигода берёт начало у болота Тушинский мох. Длина – 143 км, площадь водосбора – 2290 км².
Оломна протекает по Ленинградской области. Длина реки составляет 52 км, площадь бассейна — 420 км².
Крупнейшие населенные пункты
На берегах Волхова люди селились издревле, начиная с 700 г. Рассмотрим самые известные населенные пункты.
Великий Новгород (до 1999 г. – Новгород) – древнейший город России с богатым культурным и историческим наследием. Здесь с 1136 по 1478 год существовала первая вольная республика на феодальной Руси.
Поселок Краснофарфорный (бывшее с. Ботановка) расположен в 83 км от Великого Новгорода. В 1898 г. Иван Кузнецов неподалеку построил «Грузинскую фарфоровую фабрику». Благодаря развитию фарфорового дела поселок в 1919 г. получил свое название.
Город Кириши первые упоминается в 1693 г. как село. Основу его экономики составляют предприятия нефтехимической промышленности. В 1990-х гг. Кириши стали известны экологическим движением против вредных выбросов биохимического завода. События нашли отражение в документальном фильме «Мы».
Город Волхов имеет интересную историю возникновения, и связана она с тихой деревушкой Званка, расположенной на берегах Волхова. В начале XX века через деревню прошла железная дорога Обухово-Вологда, Званка превратилась в железнодорожную станцию и стала быстро развиваться.
В 20-х гг. прошлого века рядом со станцией в связи со строительством Волховской ГЭС возник рабочий поселок. В 1933 г. поселок строителей объединили со Званкой и другими поселениями, так появился г. Волховстрой. С 1940 г. он носит имя Волхов.
Село Старая Ладога имеет древнюю историю. Факт, что люди жили в этих местах очень давно, подтверждается археологическими находками. В 2015 г. рядом со Старой Ладогой обнаружили стоянку древнего человека эпохи неолита (III тыс. до н.э.).
Новгородская летопись утверждает, что Ладога – первая столица Руси, т. к. сюда призвали на княжение варяга Рюрика (862–864 гг.). Говорят, что здесь находится могила Вещего Олега.
Ладога имела выгодное географическое положение, она располагалась на пути «из варяг в греки». Староладожская крепость во времена Новгородской Руси была своеобразным пограничным пунктом, где останавливались морские суда, не способные преодолеть пороги Волхова.
Город Новая Ладога своим возникновением обязан Петру I. В XIV–XV вв. на этом месте стоял Николо-Медведский монастырь. По приказу Петра I рядом с ним основали судостроительную верфь, а в 1704 году – город Новую Ладогу.
Судоходство: вчера и сегодня
Волхов – судоходная река, по которой перемещаются сухогрузы, катера, прогулочные теплоходы. Навигационный период составляет 190 дней.
Волхов являлся частью древнего торгового пути «из варяг в греки», что шёл от Балтийского моря к Чёрному. Иностранные купцы двигались от Невы к Ладожскому озеру и обратно по Волхову.
В низовьях реки приходилось преодолевать Пчевские пороги у д. Городище протяженностью 8 км и Гостинопольские (Волховские) у д. Новые Дубовики. Волховские были опаснее: их протяжённость составляла 9,5 км, а перепад воды – 10 м.
Для преодоления трудных участков судовладельцам приходилось нанимать лоцманов –жителей селений, расположенных от Гостинополья до Дубовиков.
Ещё в 1269 г. в договоре Новгорода с Ганзою-Любеком и Готландом упоминаются порожники – Vorsch-Kerle, которые должны были сопровождать Ганзейских купцов по реке. Лоцманское дело давало местным жителям заработок.
В Ладоге товары перегружались на плоскодонные суда. У порогов люди высаживались, и корабли перетягивались на канатах через опасные участки.
Во времена Петра I в устьях рек Сясь и Волхов основаны судостроительные верфи и построены первые корабли. Царь приказал проложить канал от Волхова к Неве – теперь корабли, минуя неспокойное Ладожское озеро, попадали в столицу.
В начале XIX века на Волхове появились первые пароходы. Они обслуживали строительство военных поселений в Новгородской губернии.
В 1857 г. учредили Волховское пароходство, которое владело пассажирскими и грузовыми судами.
До 1924 г. прибрежное сообщение осуществляло 5 пароходных линий.
Семидесятые годы стали временем расцвета судоходства на Волхове. По реке перемещались грузовой, рыболовецкий и пассажирский транспорт. Жители Новгорода приобретали моторные лодки и катера.
Волховская ГЭС
Волховская ГЭС была построена в 1916–1926 гг. прошлого столетия. Проект принадлежит русскому инженеру Г. О. Графтио и относится к далекому 1902 году. Долгих 13 лет понадобилось для усовершенствования проекта по использованию Волхова для выработки электроэнергии.
В 1916 г. началось строительство станции на Петропавловских порогах для электроснабжения Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В 1921 г. стройка была включена в план ГОЭРЛО. Первоначальная мощность электростанции составляла 58 МВт, в дальнейшем она увеличилась до 86 МВт.
Для нужд ГЭС было построено Волховское водохранилище объемом 24,36 млн. м³. Площадь зеркала составляет 2,03 км². Искусственный водоем образует плотина длиной 450 м.
Строительство ГЭС решило проблему волховских порогов: они скрылись под водой после сооружения плотины. Однако это привело к уменьшению популяции знаменитого волховского сига. Рыбе, которая шла на нерест из Ладожского озера в Ильмень, преодолеть плотину оказалось не по силам. Рыбопропускное сооружение было спроектировано неудачно.
Интересный факт. В 1942 году по дну Ладожского озера в осажденный Ленинград был проложен кабель протяженностью 23 км, и утром 23 сентября в город с Волховской ГЭС поступила электроэнергия. Эту операцию назвали «Прорывом энергетической блокады Ленинграда».
Мосты
Берега Волхова соединяют многочисленные переправы.
Через реку проходят 11 автомобильных мостов:
Железнодорожные мосты построены:
В древности в Новгороде через Волхов был построен Великий мост, на котором жители города решали возникавшие между ними споры, доказывая свою правоту в кулачном бою. Этот мост до наших дней не сохранился, на его месте построен современный пешеходный.
Кроме этого, берега соединяют четырёхпролётный мост-трубопровод в Киришах и плотина Волховской ГЭС.
Флора и фауна
В бассейне реки произрастают хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. На вырубках и пожарищах появляется берёза, осина, ольха. Местами встречаются дубравы, на заливных лугах – ивняки.
В пойме участки леса сводят и землю занимают под сельское хозяйство. Луга изобилуют белой полевицей, тимофеевкой, тысячелистником, лисохвостом, мышиным горошком.
На сырых участках поймы укоренились хвощи, осока, канареечник. Около 30% бассейна реки, покрыты мхами.
Животный мир богат и разнообразен: насчитывается 30 видов зверей и 50 видов птиц. В лесах обитают волки и медведи, лисы и зайцы, олени и кабаны, косули и лоси. Рябчики, куропатки и тетерева гнездятся в лесных угодьях. Бобры, ондатры, выдры облюбовали берега водоемов. Живут здесь и водоплавающие птицы: лебеди, утки, гуси.
В реке обитает 30 видов рыб. Рыбаки вылавливают ершей, окуней, чехонь. Попадаются сомы и налимы. Судак, синец, лещ, плотва, снеток, щука имеют промысловое значение.
Знаменитого волховского сига воспроизводят в искусственных условиях, для этого в 1927 г. построили рыбоводный завод. Выращенную молодь выпускают на волю: в Ладожское озеро и в Волхов.
Рыбалка
Опытные рыбаки любят ловить рыбачить в устье Волхова. Начинающим – понравится сухой удобный берег рядом со станцией Волхов-мост.
Верхнее и среднее течение считаются менее удачными местами для рыбалки. Волховская плотина мешает рыбе выйти из Ладожского озера, куда впадает неторопливая река Волхов.
Ловят рыбу и летом, и зимой. Зимняя рыбалка опасна тем, что из-за тёплых источников в устье речки образуются полыньи.
Богатым уловом похвастаются те, кто приедет на рыбалку в устье Пчёвжы, Тигоды, Оскуи и Керести.
Интересный факт. С IX века в народе живёт легенда о чудовище «коркоделе», которое обитает в водах Волхова. В интернете время от времени появляются любительские фильмы, якобы подтверждающие это. Так, на видео, снятом в 2007 году, под пешеходным мостом проплывает неизвестное животное – возможно, нерпа или огромный сом.
Волхов снабжает водой предприятия промышленности и сельского хозяйства, энергетики и ЖКХ. Эта река – водная магистраль севера России, река-труженица и река-экскурсовод. На Волхове туристам открывается неброская и притягательная красота русской природы.
«Живая история». Волхов
Мы продолжаем публикацию авторского проекта писателя и историка Виктора Смирнова «Живая история». Напомним, он посвящён природным, историческим и культурным достопримечательностям нашего региона.
Сегодня мы отправимся в путешествие по Волхову. Река эта молодая. Если Волге 20 миллионов лет, то Волхову всего-то 8 тысяч. Фактически это прямой проток между двумя озерами – Ильменем и Ладожским, который когда-то пробился сквозь толщу ледника. Его длина 224 километра. Ширина тоже небольшая: в истоке 220 метров, ниже по течению доходит до 350-370. Максимальная глубина 9-10 метров.
У Волхова есть несколько рукавов и притоков: Вишера, Пчевжа, Оскуя, Кересть, Тигода. В самом верхнем течении от него отделяется правый рукав протяженностью под названием Малый Волховец (ударение на первое «о»). Он огибает Великий Новгород и вновь впадает в Волхов за Хутынским монастырем в районе Холопьего городка, образуя большой остров, на котором среди прочего находится Торговая сторона Новгорода. Примерно через километр после истока Волховец разделяется на два рукава – Левошню и Правошню, которые сливаются вновь перед Синим мостом.
Название Волхов, по одной версии, происходит от дерева ольхи, которая в изобилии росла по его берегам, по другой версии, оно происходит от имени Волха или Волка – бога охоты у древних славян. Есть и третья версия, согласно которой реку нарекли в честь языческих жрецов – волхвов.
Исток Волхова больше напоминает устье. Действительно, глядя на эту огромную воронку, создается впечатление, что река здесь не вытекает из озера, а, наоборот, впадает в него. Течет Волхов медленно, со средней скоростью один метр в секунду. В новгородских летописях есть упоминания о том, что Волхов иногда течет «на възводье», то есть вспять. Это явление породило легенду про то, «как владыка Иоанн на бесе летал».
Жил в Новгороде в двенадцатом веке архиепископ Иоанн. Молясь однажды в своей келье, услыхал владыка странные звуки, исходившие из… рукомойника. Сообразив, что без нечистого здесь не обошлось, владыка осенил рукомойник крестным знамением. Запертый бес взмолился о пощаде, посулив исполнить любое требование Иоанна. И молвил владыка: «За дерзость твою повелеваю тебе нынешней же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим-град, туда, где стоит Гроб Господень, и обратно. Если выполнишь, отпущу». Бес повиновался, но чтобы не уронить свое реноме, выдвинул встречное условие: никому не говорить об этой сделке. Совершив чудесное путешествие, владыка не выдержал и поведал об этом приключении своим приближеннным. Бес воспринял это как нарушение контракта и принялся мстить. Новгородцы вдруг стали примечать юную отроковицу, выходившую из кельи архиепископа, в келье честного старца посетители замечали то женскую обувь, то забытое монисто. Оскорбленные в своих чувствах новгородцы решили изгнать скомпрометировавшего себя владыку, и хотя он горячо доказывал, что все это гнусные происки нечистого, горожане решили в буквальном смысле сплавить архиепископа из города, посадив его на плот и оттолкнув от берега Волхова. Но тут, к изумлению новгородцев, плот поплыл не вниз, а вверх по реке и направился прямо к Юрьеву монастырю. Пораженные новгородцы повинились и упросили владыку вернуться, а на том месте, где плот причалил к берегу, поставили каменный крест. Кстати, в новгородском музее хранится древний рукомойник, принадлежавший архиепископу Иоанну. Говорят, тот самый…
У феномена обратного течения есть довольно простое объяснение. Местность, по которой течет Волхов, почти идеально ровная, уклон от русла к устью минимален, река течет, словно по столу, и когда в Ладожском озере уровень воды после сильных дождей поднимается, меняется и направление течения Волхова. Случается это редко, и потому воспринималось предками как чудо или предзнаменование каких-либо потрясений.
Еще один природный феномен Волхова – это огромная незамерзающая полынья в его истоке, вызванная притоком теплых придонных вод Ильменя. Народная легенда связывает ее с кровавой расправой, учиненной Иваном Грозным над новгородцами зимой 1570 году. Людей казнили тысячами, сбрасывая трупы в реку, «и от крови той река не замерзает». Справедливости ради надо сказать, что и сами новгородцы использовали Волхов как место казни, бросая в реку по приговору веча взяточников, еретиков и прочих преступников.
В нижнем течении Волхова его берега вдруг взмывают крутыми каменистыми обрывами. Здесь выходят наружу мощные известняковые пласты. До строительства Волховской ГЭС в этих местах ревели Пчевские и Ладожские пороги, причем последние считались особенно опасными. Предприимчивые новгородцы умело воспользовались порогами, как естественной таможенной границей. В договорах с Ганзой купцам запрещалось доставлять в Новгород товары свои транспортом. В Гостинополье товары перегружали на плоскодонные суда, которые на канатах вели вдоль берега. Австрийский путешественник Герберштейн писал, что прошедших пороги рулевых снимали в обморочном состоянии. После ввода в строй Волховской ГЭС пороги ушли под воду, и Волхов стал полностью судоходным.
В этих местах Волхов обретает особую величавость. Седая древность глядит с его берегов, усеянных курганами и погребальными сопками. Согласно легенде, в одном из этих курганов находится могила вещего Олега. В летописи сказано, что после похода на Византию Олег вернулся на Ладогу, где его «уклюнула змея». Все мы помним пушкинские строки: «Как черная лента вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь». Действительно, на холме под названием Велеш был устроен языческий террариум: в конских черепах жили подвластные волхвам змеи. Вполне возможно, что одна из них и ужалила князя.
Наши предки называли реки «божьими дорогами». Только по ним можно было передвигаться среди бескрайних лесов и болот Русской равнины. На их берегах люди селились, река поила, кормила, защищала от нападений.
В девятом веке по Волхову проходил путь «из варяг в греки». Он берет начало от Балтийского моря, далее идет по Неве, потом по Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, потом волоком до реки Западная Двина, оттуда снова волоком – в Днепр, который выводил путников на черноморский морской простор, к сказочным богатствам Византии. Новый торговый путь вызвал огромный спрос на меха. Ильменские славяне и их соседи оказались вовлеченными в международную торговлю. На берегах Волхова возникают первые города.
Открывает этот список Старая Ладога, основанная норманнами в 730 году. Здесь вначале поселился призванный славянскими и угро-финскими племенами первый русский князь Рюрик. Однако уже через два года князь выбрал другое место для своей столицы, которое ныне носит название Рюриково Городище.
Это была именно та точка, которая позволяла контролировать сразу два торговых пути – балтийско – волжский и «из варяг в греки». Впоследствии именно на международной торговле зиждилось богатство и могущество Господина Великого Новгорода – огромного государства, раскинувшегося от Балтики до Урала.
Ученых всегда волновал вопрос – на каких судах плавали наши далекие предки? Подводные археологи исследовали дно Волхова с помощью гидролокаторов и обнаружили множество останков затонувших деревянных судов.
Подводные работы на дне Волхова могут дать новую информацию для осмысления самых спорных вопросов, давно волнующих ученый мир. Откуда пришли первые славянские племена? Кем были призванные ими варяги? Дело в том, что славянские традиции судостроения коренным образом отличались от скандинавских. Если скандинавы плавали на килевых судах, то славяне – на плоскодонных.
Самое раннее из обнаруженных подводными археологами судов датируется 11-12 веками, самое позднее плавало по Волхову в семнадцатом веке. Таким образом, их изучение позволяет проследить эволюцию отечественного судостроения в течение восьми-девяти столетий.
Особое место в жизни Новгорода всегда занимал Великий мост, соединяющий Софийскую и Торговую сторону. Первое упоминание о нем в летописях относится к 12 веку, и есть основание полагать, что он является древнейшим постоянным мостовым сооружением Руси. Его строительство стало тем самым общим делом, которое легло в основание будущей новгородской республики. Напомню, что в переводе с латыни «рес публика» как раз и означает «общее дело».
В средние века на мосту кипела жизнь, непрерывным потоком двигались пешие и конные, бойко торговали многочисленные лавки, работали мастерские, время от времени происходили бурные столкновения горожан. Впоследствии мост неоднократно перестраивался. В 1830 году он был возведен заново по проекту выдающегося инженера Рейхеля.
Новый мост, который носит имя Александра Невского, было решено строить ниже по течению, чтобы отвести транспортные потоки от кремля. А на месте бывшего Великого моста в 1985 году был построен пешеходный мост, именуемый в народе «горбатым».
Наши подводные археологи во главе с Айваром Степановым в течение многих лет ведут здесь поисковые работы. Обнаружены тысячи артефактов. Самые интересные из них будут выставлены на всеобщее обозрение в музее Великого моста, который в скором времени откроется в бывшем Караульном доме инженеров водных путей.
Волхов можно назвать рекой-работягой. Он не только в одиночку перетаскивает огромные массы воды из Ильменя в Ладогу, но и всегда служил важной транспортной магистралью. Первые пароходы под названием «Волхов» и «Ильмень» появились здесь в начале 19-го века, на них перевозили строительные материалы для военных поселений, центром которых была Новгородская губерния.
Потом возникли частные пароходства, между которыми шла острая конкурентная борьба. Дошло до того, что одно время пассажиров стали возить вовсе бесплатно и даже даром выдавали каждому булку. В 1857 году было учреждено Волховское пароходство, владевшее целым флотом пассажирских и грузовых судов. На белоснежных пароходах с игривыми названиями «Красотка» и «Кокетка» в 1861 году, в дни празднования 1000-летия России, в Новгород приплыл царский двор во главе с императором Александр Вторым.
Оживленное судоходство по Волхову продолжалось и после революции. В 1924 году здесь действовали пять пароходных линий, по которым можно было попасть в прибрежные города и села. В 1944 году, сразу после освобождения Новгорода, судоходство по Волхову возобновилось. Городской мост немцы взорвали при отступлении, и жителей перевозил с берега на берег небольшой пароход.
В пятидесятых годах профессия речника или водника считалась едва ли не самой престижной. Мы, новгородские мальчишки, остро завидовали их щеголеватой форме и фуражкам с крабами. У водников имелись свои магазины, спортивные общества и даже плавучий ресторан.
В семидесятых годах судоходство по Волхову достигло своего апогея. Потоком шли по реке грузовые, рыболовецкие суда, баржи, плавучие краны, земснаряды. С шиком пролетали «Кометы» и «Ракеты» на подводных крыльях. Многие новгородцы обзавелись моторными лодками и катерами. Тут же тренировались гребцы школы олимпийского резерва.
Но вот наступили «лихие девяностые», и Волхов фактически опустел. В целом по стране объем речных перевозок упал до исторического минимума, хотя водный транспорт является самым дешевым и экологически чистым среди всех других видов транспорта. В последние годы во многих регионах России он постепенно возрождается, но нас эти веяния, к сожалению, еще не коснулись. И это вдвойне обидно, если вспомнить, что наши предки-новгородцы на своих малых судах веками бесстрашно бороздили реки, моря и океаны.
Начать возрождение речного флота можно было бы с экскурсионного туризма. По берегам Волхова щедрой рукой разбросана целая россыпь интереснейших достопримечательностей. Это Рюриково Городище, Юрьев, Антоньев, Деревяницкий и Хутынский монастыри, рахманиновский Онег, державинская Званка, аракчеевское Грузино. Завершить маршрут можно посещением острова Валаам с его великолепным монастырским комплексом. А там уже недалеко и до северной столицы.
Не такой уж фантастической выглядит и идея круиза из Великого Новгорода в скандинавские страны. Об этом давно мечтает наш знаменитый капитан-директор Николай Геннадьевич Варухин, и не просто мечтает, но уже не раз опробовал этот маршрут на своем судне с командой юных моряков. Кстати, в последнее время в стране наблюдается небывалый всплеск популярности речных круизов.
Конечно, возрождение судоходства – это непростая задача. Нужна хорошо продуманная и просчитанная программа совместных действий власти и бизнеса. Но хочется верить, что древняя традиция новгородского судоходства не прервется на нашем поколении. Да, свои преимущества есть у каждого вида транспорта. И все же в путешествии по водам есть своя особая романтика, которая живет в наших душах с самого детства…
Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн