регент при царе федоре иоанновиче
В 1582 году в местечке Ям Запольский было подписано десятилетнее перемирие. Россия уступала Польше всю Ливонию, Баторий возвращал Великие Луки и некоторые другие крепости. Иван Грозный тут же двинул войска на Нарву.
Первые столкновения кончились победой русских, но развить успех не позволило вторжение Большой Ногайской орды и вспыхнувшее в Поволжье восстание против русского владычества. Войска были передислоцированы на южную и восточную границу. Пришлось начать мирные переговоры со Швецией. В результате после 25-летней войны за выход к Балтийскому морю у России остался лишь небольшой участок побережья Финского залива с устьем Невы.
Поражение подорвало силы царя. Он стал подолгу и тяжело болеть, и чем больше он болел, тем менее доверял и своему сыну и наследнику Ивану. Отношения между ними и до того складывались непросто — сын был уже взрослым человеком и обладал не менее диким нравом и сильной волей, чем отец. Ходили слухи, что Иван непременно разгромил бы поляков, если бы отец дал ему войска. Но Иван Грозный не давал сыну ни малейшей самостоятельности и постоянно вмешивался в его семейную жизнь.
Поэтому Иван Грозный решил сделать все возможное, чтобы Федор удержался на престоле. При Федоре были назначены четыре опекуна-регента, которым и предстояло править страной: удельный князь Иван Мстиславский, герой Ливонской войны князь Иван Шуйский, дядя Федора Иоанновича Никита Романов-Юрьев и худородный дворянин, опричник Богдан Вельский.
________________________________________
Главным регентом был Иван Мстиславский.
________________________________________
Царь Федор Иоаннович.
Когда на троне блаженный
Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.
У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.
В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.
Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.
Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».
Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.
В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:
За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.
Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…
Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.
Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:
Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.
По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:
Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!
«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».
Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.
Что ближе к истине?
Стоит выслушать обе стороны.
Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.
Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».
Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.
Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.
Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».
Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.
Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».
В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.
Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?
Итоги тихого жития
Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…
Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».
Вот такой был durak!
Карта Руссии, составленная Гесселем Герритсом по оригиналу царевича Федора Борисовича. |
Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.
Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.
За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.
На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.
Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.
Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».
Память святого благоверного царя Феодора Иоанновича отмечается 7 (20) января.
§ 1. Царствование Федора Иоанновича
§ 1. Царствование Федора Иоанновича
1. ВСТУПЛЕНИЕ ФЕДОРА НА ПРЕСТОЛ
19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного Федор. Его опекал совет бояр. В совет входили земские бояре – Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев – и опричный выдвиженец Борис Годунов. Другой любимец Ивана Грозного – Богдан Яковлевич Бельский, боясь утратить положение при дворе, попытался составить заговор в пользу сводного брата царя Федора Дмитрия. Пообещав стрельцам «великое жалованье», он велел затворить все ворота и никого не пускать в Кремль.
Задавленный налогами и поборами московский посад давно бурлил, и гнев мог излиться по любому поводу. Узнав о действиях Вельского, «народ всколебался весь без числа со всяким оружием». Восставшие захватили стоявшие на Красной площади пушки. Пытавшимся успокоить их боярам они заявили: «Выдай нам Богдана Вельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!» Восстание подавили с трудом. Вельского отправили в ссылку – воеводой в Нижний Новгород. Царевича Дмитрия с матерью Марией Нагой и двумя ее братьями отослали в Углич – удел, выделенный Дмитрию еще Иваном Грозным.
31 мая 1584 г. Федор Иоаннович торжественно венчался на царство.
(1584-1598) Царствование Федора Иоанновича
Царь Федор Иоаннович. Парсуна. XVI в.
Таким образом, опекунский совет перестал существовать. При царе Федоре остался один регент – Борис Годунов. Впоследствии он получит титул «правителя».
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Сразу же после венчания Федора на царство объявили амнистию всем, кто попал в опалу при Иване Грозном. Одновременно были смещены наиболее продажные судьи, чиновники, воеводы.
Меры по восстановлению торговли. В 1586-1587 гг. ряд откупных и таможенных грамот получил Новгород, что свидетельствовало о стремлении правительства помочь возрождению старых купеческих центров.
После потери Нарвы в Ливонскую войну стало затруднительно торговать с Западом. Решено было сделать центром морской торговли устье Северной Двины. Еще Иван IV утвердил план строительства здесь Архангельска. В 1584-1585 гг. город был построен. Указ 1585 г. ограничил права иноземных купцов, разрешив им покупать русские товары только в Архангельске у русских купцов-перекупщиков. Раньше иноземцы могли сами ездить по стране и покупать изделия у мелких торговцев и ремесленников по низким ценам. Теперь цены диктовали русские поставщики.
Закрепощение крестьян. Интересы помещиков и вотчинников защищали указы о «заповедных летах», в которые запрещался переход крестьян в Юрьев день. В 1581-1587 гг. было проведено описание земель, чтобы зафиксировать принадлежность крестьян и облегчить их сыск и возвращение в случае бегства. Но волнения и бегство крестьян не прекращались.
В 1597 г. правительство издало указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Время, в продолжение которого можно было искать и возвращать беглых, называли «урочными летами».
В том же 1597 г. было узаконено пожизненное кабальное холопство. Специальный указ запретил принимать от холопов деньги в уплату долга. Холопы должны были работать на господина до его смерти. Наймиты, добровольно поступившие на службу, через шесть месяцев тоже становились холопами. Все кабалы (долговые обязательства) должны были фиксироваться в государственных книгах.
(1597) Указ об «урочных летах»
Учреждение патриаршества. В 1589 г. после длительных переговоров с константинопольским патриархом в России было учреждено патриаршество. Русская православная церковь стала независимой от константинопольской. Это свидетельствовало о возросшем международном авторитете Руси.
(1589) Учреждение патриаршества
Градостроительство. В начале царствования Федора положение на границах было тревожным: восставали поволжские народы и сибирские племена, сохранялась опасность нападения Польши, Швеции, Крыма.
Правительство форсировало строительство городов-крепостей. В 1585 г. возникают Воронеж и Ливны, в 1586 г. – Тюмень в Сибири, в 80-90-е гг. XVI в. возводят на Волге Царицын, Саратов, Самару, строят Уфу, Курск, Елец, новые крепости в Смоленске, Астрахани и Казани. В Москве возводились стены Царь-города (Белого города).
Строили крепость не зря. Летом 1591 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, но под огнем тяжелых пушек, установленных на крепостных стенах, был вынужден отступить.
После набега крымцев вдоль линии современного Садового кольца были построены и деревянные укрепления. Этот оборонительный рубеж называли Скородомом, так как возвели его очень быстро.
Этот успех повлек за собой другой: поляки прислали в Москву послов и заключили с Россией перемирие на 12 лет.
Башня Белого города в XVII в. Художник А. М. Васнецов
Военные действия между Россией и Швецией вскоре возобновились. В 1595 г. в Тявзине заключили «вечный мир». Швеция отказалась от претензий на русские земли, захваченные во время Ливонской войны, и возвратила России крепость Корелу с округой. Это была последняя русская территория, удерживавшаяся шведами после Ливонской войны. Таким образом неудачи войны были компенсированы.
Патриарх Иов. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.
3. ВОЦАРЕНИЕ ГОДУНОВА
Последний царь из династии Рюриковичей – Федор Иоаннович умер 7 января 1598 г. Напрасно патриарх Иов молил его назвать имя наследника. Царь положился на волю Божью.
Претендентов на престол было несколько.
Годуновы утверждали, что Федор «учинил» после себя на царстве свою жену Ирину Годунову. Ее брат и фактический правитель страны Борис попытался удержать престол за сестрой (от ее имени даже издали несколько указов). Но подобное нарушение традиций вызвало волнения в Москве. Ирина вынуждена была постричься в монахини.
После гибели в Угличе царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, многие считали законным наследником двоюродного брата Федора Иоанновича – Федора Никитича Романова (мать царя Анастасия приходилась ему теткой).
О престоле мечтали любимец Ивана Грозного Богдан Бельский и глава Боярской думы Федор Иванович Мстиславский – родич королей Речи Посполитой, праправнук Ивана III.
Все претенденты на трон агитацией и подкупом вербовали себе сторонников среди москвичей. Годунов преуспел более других. На его стороне выступал патриарх Иов, а значит – Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре (большинство бояр было против него). Земский собор, специально созванный в феврале 1598 г. для избрания нового царя, остановил свой выбор на Борисе Годунове.
Царевич Дмитрий. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.
20 февраля сторонники Годунова организовали «хождение народа» к Борису, уехавшему вслед за сестрой в Новодевичий монастырь. Но Годунов отказался венчаться на царство. 21 февраля политический спектакль достиг кульминации. Умолять Бориса стать царем пришло огромное число народу. Он вышел к толпе и, обернув вокруг шеи платок, показал, что скорее удушится, чем станет царем. В ответ духовенство пригрозило Борису закрыть церкви, бояре сказали: «А мы называться боярами не станем» (т. е. некому будет управлять государством), дворяне заявили, что не будут биться с неприятелем. По словам очевидца – дьяка Ивана Тимофеева, более всех старались «середние люди и все меньшие», которые «кричали нелепо, с воплем великим… не в чин», отчего лица их багровели, а утробы «расседались».
3 сентября 1598 г. в Успенском соборе Кремля состоялась коронация Бориса Годунова.
1. Расскажите о царевиче Федоре Иоанновиче. Как случилось, что он оказался наследником московского престола? 2*. Почему русские и иноземцы по-разному оценивали Федора? 3. Как было организовано управление страной в царствование Федора? 4. Дайте характеристику внутренней политики Федора. 5. Какие цели преследовала российская внешняя политика в царствование Федора Иоанновича? 6*. Что принесло России царствование Федора Иоанновича?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584—1587 г.
Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584—1587 г. Свойства Феодоровы. Члены Верховной Думы. Волнение народа. Собрание Великой Думы земской. Царевич Димитрий и мать его отправляются в Углич. Мятеж в Москве. Власть и свойства Годунова. Царское венчание Феодорово. Разные
В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)
В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598) Вопрос 5.1Во время венчания царя Федора Иоанновича случилась одна оказия, которая потрясла всех присутствовавших. Некоторые потом усматривали в этом чудесное предзнаменование.Что стряслось?Вопрос 5.2Ирина, жена царя Федора и
В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)
В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598) Ответ 5.1Федора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила царя. Не дождавшись окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому а тяжелое золотое яблоко
ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИОАННОВИЧА ШУЙСКОГО
ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИОАННОВИЧА ШУЙСКОГО 1. Причины новых смут. Вступивши на престол, Шуйский целовал крест, что ему, «не осудя истинным судом с боярами своими, никого смерти не предавать, вотчин, двор и имения у братьев, жены и детей преступника не отнимать, если они не
КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584–1598 годы)
КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584–1598 годы) После смерти Иоанна Грозного на московский престол вступил царь Федор Иоаннович. После сильного напряжения во внутренней и внешней политике, продолжавшегося в течение всего царствования Иоанна Грозного, в стране
Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584–1598
Царствование Феодора Иоанновича. 1584–1598 гг.
Царствование Феодора Иоанновича. 1584–1598 гг. Царь Феодор Иоаннович. ГравюраПервые дни по смерти тирана (говорит Римский Историк) бывают счастливейшими для народов: «ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий».Но царствование жестокое часто готовит
Царствование Василия Иоанновича 1606–1610 гг.
8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в
8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в Между приближенными к престолу началась борьба за влияние на царя, на первое место выдвинулся царский шурин Борис Федорович Годунов.В 1589 г. в Москве было утверждено
ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА
15 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ
15 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын – Федор, болезненный и суеверный человек.Его советниками стали князья И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, бояре Н. Р. Юрьев, Б. Ф. Годунов
Глава I Царствование Феодора Иоанновича. г. 1584-1587
Глава I Царствование Феодора Иоанновича. г. 1584-1587 Свойства Феодоровы. Члены Верховной Думы. Волнение народа. Собрание Великой Думы земской. Царевич Димитрий и мать его отправляются в Углич. Мятеж в Москве. Власть и свойства Годунова. Царское венчание Феодорово. Разные
VII. Царствование Федора Иоанновича
VII. Царствование Федора Иоанновича Географический очерк Курского края. – Распределение древнейших уездов Курского края. – Преемственность населения. – Пространство, пределы и состав территориальных единиц Курского края. – Северная его граница. – Значение г. Ливен. –
Царствование Феодора Иоанновича (1584–1587)
Царствование Феодора Иоанновича (1584–1587) «Первые дни по смерти тирана, – говорит римский историк, – бывают счастливейшими для народов»: ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий.Но царствование жестокое часто готовит царствование слабое: новый
Царствование Василия Иоанновича Шуйского (1606–1608)
Царствование Василия Иоанновича Шуйского (1606–1608) Василий Иоаннович Шуйский, происходя в восьмом колене от Димитрия Суздальского, спорившего с Донским о великом княжестве, был внуком ненавистного олигарха Андрея Шуйского, казненного во время Иоанновой юности, и сыном