рд 181 двигатель история создания
Новую партию ракетных двигателей РД-181 отправляют в США
– говорится в заметке пресс-службы.
Жидкостный двигатель РД-181 разработан и производится на НПО «Энергомаш», поставляется в США в рамках заключенного в декабре 2014 года контракта. Двигатель предназначен для установки на первую ступень американские ракеты Antares.
При этом в рамках замещения российской продукции американская частная компания Blue Origin продвигает новый двигатель BE-4 в качестве альтернативы. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne испытывает двигатель AR1. Однако, ожидается, что обе новинки полноценно смогут поступить в эксплуатацию только к середине 2020-х годов, и будут использоваться уже на ракетах-носителях нового поколения.
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
Роскосмосу разрешили продать американской компании двигатели РД-181М
Двигатель РД-181 на первой ступени ракеты Antares, Источник фото: НАСА.
16 июля 2021 года Роскосмос сообщил, что Правительство РФ разрешило НПО «Энергомаш» (входит в госкорпорацию Роскосмос) провести переговоры о продаже новой партии ракетных двигателей РД-181М заказчику в США.
Основные условия — компания Orbital Sciences должна выполнить все необходимые меры по охране российских технологий, а также предоставить гарантии, что ракеты-носители Antares с двигателями РД-181М не будут задействованы НАСА для запуска полезных нагрузок военного назначения. Orbital Sciences может использовать РД-181М в ракетах для доставки грузов на МКС, запусков научно-исследовательских и коммерческих космических аппаратов.
В апреле этого года «Интерфакс» сообщил, что НПО «Энергомаш» планирует в скором времени поставить в США не менее десяти ракетных двигателей РД-180/РД-181. Такие контакты приносят разработчику порядка 10-13 млрд рублей в год и составляют около трети от выручки предприятия в год.
На сайте НПО «Энергомаш» нет информации о двигателе РД-181М. Вероятно, что М — это модернизированная версия РД-181 для запуска КА не военного назначения.
19 июля Роскосмос уточнил, что двигатель РД-181М представляет собой модернизированную версию РД-181, а его аналог РД-191М, применяемый для российских ракет-носителей, будет установлен на пилотируемой версии тяжелой ракеты космического назначения «Ангара-А5П».
С 2015 года НПО «Энергомаш» поставило в США 22 жидкостных ракетных двигателя РД-181. Из них 18 штук уже были использовали Orbital Sciences на 9 ракетах Antares. Также в США поставлялись двигатели РД-180 для первой ступени ракеты Atlas-5. Им в США уже создали замену — двигатель BE-4 от Blue Origin для новой ракеты Vulcan. НАСА намерена прекратить эксплуатацию ракет Atlas с РД-180 с 2024 года.
Рд 181 двигатель история создания
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-181
LIQUID ROCKET ENGINE RD-181
США потребуется до десяти лет и около 3 млрд долларов, чтобы создать собственный ракетный двигатель, аналогичный российским РД-181. Об этом заявил президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
«Если говорить о создании двигателя в Америке, то любая держава в состоянии создать, только вопрос – зачем? По моих оценкам, на это потребуется около 3 млрд долларов, а может быть и больше, и семь-десять лет», – сказал Солнцев. Он подчеркнул, что при этом на выходе результат может быть неоднозначным, и не факт, что все получится. При этом, отметил глава корпорации, международную кооперацию никто «не отменял и не убивал».
Ранее Солнцев сообщил, что НПО «Энергомаш» планирует поставить американской компании Orbital Sciencis 60 новых РД-181, на 20 из них уже подписан контракт. Сумма контракта – около миллиарда долларов, причем в эту сумму входит целый набор услуг. Сам Солнцев участвовал в сделке от лица НПО «Энергомаш», поскольку остается исполнительным директором объединения. ТАСС
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
02.06.2016
В ночь на 01 июня 2016 года по московскому времени впервые было проведено огневое стендовое испытание первой ступени РН Antares («Антарес») корпорации Орбитал АТК с двумя двигателями РД-181. Испытания, продолжавшиеся 30 секунд, прошли на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) (штат Вирджиния, США). Предварительный анализ данных показывает, что испытания прошли успешно. Все системы двигателей отработали штатно. Программа испытаний выполнена полностью.
Задача огневых испытаний заключалась в проверке функционирования интегрированной первой ступени РН «Антарес», включая двигатели РД-181, модернизированную конструкцию первой ступени, бортовое радиоэлектронное оборудование, систему управления вектором тяги, а также тестирование в рабочем режиме системы заправки топливом.
В ходе испытаний были выполнены: полный цикл заправки топливом, набор пусковой готовности, подача команд на зажигание и остановку двигателя, а также работу на нескольких уровнях тяги, в том числе на полной мощности двигателя. Кроме того, на испытаниях проверялась работа стартовой площадки и системы водяных завес для защиты комплекса от повреждений и подавления шума.
Теперь Орбитал АТК произведет продувку и очистку двигателей от остатков топлива и вернет первую ступень ракеты в корпус горизонтальной интеграции для приведения в полную готовность перед выполнением намеченной на этот год миссии OA-7.
До отправки в Орбитал АТК каждый из новых маршевых двигателей РД-181 уже прошел приемочные «огневые испытания» в НПО «Энергомаш». Весной 2015 года успешно завершилась серия сертификационных испытаний, в рамках которой один двигатель прошел 7 огневых испытаний, наработав 1650 секунд и выполнив профиль изменения тяги при полете РН «Антарес», после чего он был разобран для осмотра.
РОСКОСМОС
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
30.06.2016
Российская компания НПО «Энергомаш» отправила в США три двигателя РД-181 для американской ракеты «Антарес», передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу российского предприятия.
«23 июня 2016 года три двигателя РД-181 для американской ракеты-носителя «Антарес» были отправлены в США заказчику-компании Orbital ATK. Двигатели благополучно доставлены в пункт назначения и приняты заказчиком», — говорится в сообщении.
Ранее в июне сенатор США Билл Нельсон предложил разрешить Пентагону закупать неограниченное число российских ракетных двигателей РД-180 до конца 2022 года.
Ракеты «Антарес» используются для запусков к МКС грузовых кораблей «Сигнус». Следующий запуск космического грузовика этой серии может состояться после 10 июля. При этом на ракете впервые будут использованы российские двигатели РД-181.
Газета.ru
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
18.10.2016
Химкинское НПО «Энергомаш» поставит частной американской компании Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей РД-181 для установки на ракеты-носители Аntares, сообщил РИА Новости генеральный директор российского предприятия Игорь Арбузов.
Как ожидается, уже многократно переносившийся первый старт Аntares, оснащенной двумя РД-181 первой ступени, состоится 16 октября. К Международной космической станции будет отправлен космический грузовик Cygnus (»Лебедь»).
«Согласно заключенному контракту, мы обязаны поставить с 2017 по 2018 год 14 двигателей. Не думаю, что будут какие-либо замены на другие двигатели: время на эксперименты вышло и альтернативы не найдено», – сказал Арбузов.
Он выразил надежду, что на реализацию международной программы запусков американских носителей Antares с российскими двигателями не окажет влияния непростая геополитическая обстановка в мире.
«Как вы понимаете, важен общеполитический фон, на основе которого часто происходят совершенно неожиданные вещи. В программе есть риски с обеих сторон, которые, в конечном итоге, надеюсь, будут преодолены», – заключил глава «Энергомаша».
Разработка двигателя РД-181 началась в 2014 для модернизированной ракеты-носителя Antares. Контракт на поставку был подписан в декабре 2014 года. В начале 2015 года было проведено первое огневое испытание двигателя, а в мае 2015 года успешно завершена его сертификация.
РИА Новости
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
19.10.2016
18 октября 2016 года ракета-носитель (РН) Antares-230 с двигателями РД-181 разработки и производства «НПО Энеромаш им. ак. В.П.Глушко» в составе ее первой ступени успешно стартовала из Среднеатлантического регионального космопорта на острове Уоллопс (штат Виргиния, США).
Пуск осуществлен в 19.45.40 17 октября (02.25.40 мск 18 октября).
Двигатели РД-181 отработали в полном соответствии с полетной программой, и через 214 секунд произошло разделение первой ступени и ракеты-носителя.
«Я не сомневался в благополучном исходе запуска. Наша техника в очередной раз подтвердила надежность и эффективность. Первая ступень отработала штатно, замечаний у американской стороны нет. Нас ждет дальнейшая плодотворная работа в рамках текущего контракта с Orbital ATK, и я не исключаю, что результат этого пуска послужит основой для расширения международного сотрудничества», – прокомментировал итоги запуска генеральный директор АО «НПО Энеромаш им. ак. В.П.Глушко» Игорь АРБУЗОВ.
Контракт на поставку восьми двигателей РД-181 был подписан в декабре 2014 г. и уже летом 2015 г. первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США. Производство и поставки жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-181 продолжаются в соответствии с условиями контракта.
ЭНЕРГОМАШ
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
02.12.2016
Российское НПО «Энергомаш» в 2017 году поставит в США 19 ракетных двигателей РД-180 и РД-181. Об этом ТАСС рассказал гендиректор предприятия Игорь Арбузов.
«В течение 2017 года мы планируем поставку 11 двигателей РД-180 (для ракет Atlas V) компании United Launch Alliance (ULA) и восемь двигателей РД-181 (для носителей Antares) компании Orbital ATK», — сказал Арбузов.
Он отметил, что вопрос о поставке в 2017 году двигателей РД-191 для российских ракет «Ангара» обсуждается с Объединенной ракетно-космической корпорацией и Центром имени Хруничева.
В Федеральной космической программе на 2016-2025 годы Роскосмос запланировал продажу иностранным компаниям 30 двигателей РД-180 и 60 РД-181.
Статистика аварийных пусков ракет-носителей США, Европы и России
Соглашение между Москвой и Вашингтоном о поставках в США 101 двигателя РД-180, оцениваемое примерно в миллиард долларов, было заключено в 1997 году.
Полтора года назад Конгресс из-за обострения отношений с Россией ввел запрет на использование этих двигателей после 2019 года, но затем отменил его, что позволило компании ULA, производителю Atlas V, заказать у «Энергомаша» еще 20 РД-180 до 2020 года.
Соглашение Orbital Sciences Corporation с российской компанией о покупке для носителей Antares РД-191 было заключено в декабре 2014 года.
Лента.ру
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
04.04.2017
Российское НПО «Энергомаш» поставило американской компании Orbital ATK первую партию жидкостных ракетных двигателей РД-181. Об этом «Интерфаксу» рассказали в пресс-службе предприятия.
«Три двигателя были доставлены 29 марта воздушным транспортом в США, где стороны подписали акты сдачи и приемки», — сказал представитель НПО.
Он также отметил, что агрегаты будут использоваться на первых ступенях ракет-носителей Antares для доставки грузов на Международную космическую станцию.
Контракт на поставку двигателей РД-181 компании Orbital ATK был подписан в декабре 2014 года. Согласно соглашению, в течение 2017 года в США планируется поставить 11 двигателей РД-180 для ракет Atlas V и восемь двигателей РД-181 для Antares.
В Федеральной космической программе на 2016-2025 годы «Роскосмос» запланировал продажу иностранным компаниям 30 двигателей РД-180 и 60 РД-181.
Лента.ру
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
03.11.2017
Акционерное общество «НПО «Энергомаш» завершило программу 2017 года по поставке ракетных двигателей РД-181 в США, сообщается на сайте предприятия.
«В соответствии с контрактными обязательствами, АО «НПО Энергомаш» 31 октября 2017 года осуществило отправку в США двух двигателей РД-181″, – говорится в сообщении.
На предприятии отмечают, что двигатели успешно прошли испытания на Научно-испытательном комплексе (НИК-751) «НПО Энергомаш».
«Это вторая поставка двигателей в США. Программа по поставке РД-181 в 2017 году полностью выполнена», – отмечают в НПО.
РД-181 разработан и производится АО «НПО Энергомаш». Это однокамерный жидкостной ракетный двигатель с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом.
Контракт на поставку двигателей РД-181 компании Orbital ATK был подписан в декабре 2014 году. В этом же году была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 году проведено первое огневое испытание двигателя РД-181, а в мае 2015 года успешно завершена его сертификация. Двигатели предназначены для установки на американские ракеты-носители (РН) Antares.
Ранее сообщалось, что США в связи с введенными в 2014 году конгрессом ограничениями на ВТС с РФ до 2019 года планируют полностью отказаться от российских двигателей РД-180, которыми оснащены РН Atlas 5 американской United Launch Allianсе (ULA). Поставки РД-181, которыми оснащаются новые РН Antares для МКС, ограничены гражданской сферой.
Интерфакс-АВН
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
07.06.2018
Испытания двигателей РД-181, проведенные на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (штат Вирджиния, США), показали, что они могут быть использованы повторно.
Испытания, при которых проверялась совместная работа всех систем и двигателя, продолжались 30 секунд. После испытания проведен анализ параметров работы всех систем РН, включая двигатели (на первой ступени РН Antares стоят два двигателя РД-181), проведена диагностика состояния материальной части. Проведенные работы показали, что ступень РН может быть использована для пуска, и 21 мая 2018 года этот пуск состоялся.
РД-181 разработан и сертифицирован для использования в РН Antares. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород.
На сегодняшний день произведено три успешных пуска РН Antares с двигателями РД-181. РН «Antares» используется для запуска корабля Cygnus в рамках обслуживания МКС.
НПО ЭНЕРГОМАШ
05.09.2018
Крупнейший российский производитель ракетных двигателей НПО «Энергомаш» заключил новый контракт на поставку американской компании четырёх двигателей РД-181, утверждает газета «Коммерсант».
«Химкинское НПО «Энергомаш» подписало с американской компанией Orbital ATK контракт о поставке четырех дополнительных ракетных двигателей РД-181 для американских ракет-носителей типа Antares. Срок исполнения – до 2021 года», – пишет газета.
Издание отмечает, что новое соглашение позволит «Энергомашу» загрузить производственные мощности, так как США остаются единственным рынком для двигателей такого класса.
Факт подписания контракта газете подтвердили два не названных топ-менеджера предприятий космической промышленности, однако на самом «Энергомаше» от официальных комментариев отказались.
Накануне глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил журналистам, что сотрудничество России и США в вопросе поставок отечественных двигателей для американских ракет является взаимовыгодным. Он не видит причин для его прекращения, несмотря на санкции.
В настоящее время Россия продолжает поставки в США жидкостных ракетных двигателей РД-180/181, которые разработаны и производятся НПО «Энергомаш».
Американская компания Orbital Sciences использовала ракетные двигатели НК-33 на ракетах-носителях «Антарес». После аварии в 2014 году она стала использовать ракетные двигатели РД-181.Двигатели РД-180 производства того же предприятия используются американской компанией United Launch Alliance в ракете-носителе «Атлас-5″.
ИНТЕРФАКС
Правительство России одобрило проведение переговоров о заключении контракта на поставку российских двигателей РД-181М производства НПО «Энергомаш» (входит в Роскосмос) для американской компании Orbital Sciences LLC. Об этом говорится в распоряжении премьер-министра РФ Михаила Мишустина, опубликованном на интернет портале-правовой информации.
«Принять предложение государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о проведении переговоров между акционерным обществом «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко» (далее – организация) и компанией «Орбитал Сайенсиз ЛЛС» (Соединенные Штаты Америки) о заключении контракта по использованию жидкостного ракетного двигателя РД181М (далее – двигатель) в ракете-носителе Antares, используемой для доставки грузов на Международную космическую станцию и запусков научно-исследовательских и коммерческих космических аппаратов», – говорится в распоряжении.
Заключение контакта, подчеркивается в документе, возможно в случае урегулирования вопросов, связанных с использованием при разработке двигателя результатов интеллектуальной деятельности, с Минобороны России и Роскосмосом. Также американская компания должна предпринять меры по охране российских технологий и гарантировать, что ракеты Antares с российскими двигателями не будут использоваться для запуска военных аппаратов.
ТАСС
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-181
Химкинское НПО «Энергомаш» заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 американской корпорации Orbital Sciences. Двигатели будут использоваться на первой ступени ракеты Antares.
Разработка двигателя РД-181 велась специально для Antares силами самого предприятия. «За основу был взят двигатель от «Ангары» РД-191, хотя новая ракета — это всегда новый двигатель, — говорит представитель Роскосмоса. — Давление в камере сгорания РД-181 — 262 атмосферы. Температура в критической точке — 3500 °C. Мало какой металл может выдерживать такие температуры, поэтому было найдено и применено оригинальное решение по охлаждению стенок камеры сгорания, обеспечивающее сохранность агрегатов. Если двигатель РД-191 для управления вектором тяги качается целиком, то у РД-181 качаются только камеры сгорания, что улучшает характеристики как самого двигателя, так и носителя в целом».
Разработка двигателя РД-181 началась в 2014г. Этот двигатель с дожиганием окислительного газа предназначен для американской усовершенствованной ракеты-носителя «Антарес» компании Орбитал АТК. На первой ступени РН устанавливаются два двигателя РД-181. Контракт на поставку двигателей РД-181 был подписан в декабре 2014г. Конструкция двигателя основана на конструкции семейства двигателей РД-170/171.
РД-181 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. Двигатель дросселируется по тяге в диапазоне 100% – 47%, управление вектором тяги – 5º. В 2014г. была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 г. проведено первое огневое испытание двигателя РД-181, а в мае 2015г успешно завершена сертификация этого двигателя.
НПО «Энергомаш» планирует после 2016 г. поставлять в США для ракет-носителей (РН) «Антарес» (Antares) новые ракетные двигатели РД-181.
Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа
Топливо – кислород+керосин
Тяга, земная/пустотная, тс 196/212,6
Удельный импульс, земной/пустотный, с 311,9/339,2
Давление в камере сгорания, кгс/см2 262,6
Масса, сухая/залитая, кг 2200/2330
Габариты, высота/диаметр, мм 3680/2100
Период разработки 2014-2015
Назначение Для первой ступени семейства усовершенствованной РН «Антарес»
Летом 2015г первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США. Производство и поставки ЖРД РД-181 продолжаются в соответствии с условиями контракта.
Контрольный выстрел: Почему США «убили» ракетные двигатели РД-180
Теперь российским поставщикам придётся решать, кому продать уникальные ракетные двигатели.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Почему США отказались от РД-180
На двигатель РД-180 американские ракетостроители обратили внимание ещё в 1996 году. Тогда российский кислородно-керосиновый агрегат выиграл тендер и был рекомендован к применению на проектируемых ракетах «Атлас-3» и «Атлас-5». Для российских предприятий это был глоток свежего воздуха — страна переживала непростые времена, и приток твёрдой валюты на счета был как нельзя кстати. 21 год подряд на РД-180 зарабатывались неплохие деньги — за это время в России было собрано 122 ракетных двигателя, которые всегда работали как часы и выводили на орбиту не только научные и исследовательские модули и зонды, но и военные спутники Пентагона. Каждый из них обошёлся американцам примерно в 9 млн долларов, и Россия заработала на поставках РД-180 более 1,2 млрд долларов.
Фото © ТАСС / ГК «Роскосмос»
Последняя партия двигателей РД-180 уже собрана, продана и доставлена клиенту, а это значит, что о новых закупках можно будет забыть. По крайней мере, на время. Но могут ли американцы просто взять и отказаться от закупок российских двигателей?
Американский BE-4 построен по схожей с РД-180 схеме с замкнутым циклом работы, но уступает ему по целому ряду характеристик — давлению внутри камеры сгорания (261 бар против 134), тяге, он почти на 700 килограммов тяжелее РД-180 и к тому же о его надёжности пока нельзя говорить с абсолютной уверенностью.
Есть вопросы и по цене — некоторые американские аналитики заявляют, что себестоимость каждого BE-4 около 8,5 млн долларов, а вместе с наценкой его стоимость может возрасти до 10–11 млн долларов. Но для американцев такие аргументы значения не имеют, и вопрос, кажется, уже решён — последние ракеты «Атлас-5», на которые устанавливались российские двигатели, проданы под пуски, больше производить их не будут.
На смену «Атлас-5» в ближайшее время планируют создать ракету «Вулкан», однако дата начала её лётных испытаний неизвестна, а ракета, по слухам, спроектирована с целым рядом ошибок. Кроме того, по словам популяризатора космонавтики Виталия Егорова, строить многоразовый вариант этой ракеты пока не планировали.
Её могут сделать частично многоразовой. Единственное, что там можно спасать, — это двигательный отсек. Полностью многоразовая первая ступень предполагается только в ракете New Glenn, которую разрабатывает та же компания Blue Origin, что создала BE-4
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/5/1114543044131.4421.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/5/1114543044131.4421.png» loading=»lazy» />
Украсть нельзя скопировать: Какие технологии Россия может отобрать у Илона Маска?
Почему Илон Маск — гений?
Отказ от запусков ракет «Атлас-5» и использования российских двигателей на какое-то время может оставить United Launch Alliance без космоса. Пока турбулентность, связанная с разработкой новых ракет, будет тревожить ULA, запуски в интересах госзаказчиков будет проводить Илон Маск, у которого давно готовы двигатель, ракета и собственные космодромы на подходе. К тому же почти сразу решается вопрос с импортозамещением — эксперты отмечают, что даже если BE-4 будет вдвое дороже российского РД-180, то отказываться от него в США не станут. Во-первых, политика «национальной безопасности», во-вторых, технологическая гонка, которая, кто бы что ни говорил, только набирает обороты и демонстрировать собственные достижения крайне важно.
Один из четырех российских ракетных двигателей РД-180, изготовленный по заказу США на НПО «Энергомаш». Фото © ТАСС / Филиппов Алексей
Чем дольше Blue Origin будет доводить «убийцу РД-180» до ума, тем больше денег получит Илон Маск — по слухам, доработкой конструкции собственных двигателей инженеры Джеффа Безоса планируют заниматься вплоть до 2024 года. Когда будут израсходованы все запасы российских двигателей и все корпуса для ракет «Атлас-5», единственным поставщиком пусковых услуг (пусть и на время) останется Илон Маск.
Гениальный вор или талантливый инженер: 5 российских изобретений, на которых Илон Маск заработал миллиарды
К тому моменту, как этот двигатель появится в России, ситуация на рынке пусковых услуг обострится до предела. Активную борьбу между собой будут вести сразу три ключевых игрока — SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса и российские поставщики космической техники. Маск первым вышел на технологический пик и пока лидирует как в космической гонке, так и в умении договариваться с правительством США о финансировании. Двигатель BE-4 Джеффа Безоса пока не воспринимается экспертами как беспроблемный, а Россия продолжает поставлять США кислородно-керосиновые двигатели, которые являются одними из самых надёжных в мире, но параллельно отстаёт в разработке новой ракеты и принципиально нового двигателя.
Илон Маск наносит ответный удар: 5 технологий SpaceX, которые могут «убить» российскую космонавтику
Кому достанутся многомиллионные контракты на пусковые услуги в ближайшие десять лет, станет ясно лишь после того, как все участники решат сложные проблемы, связанные с разработкой и производством новейшей техники. Для Blue Origin принципиальным вопросом остаётся создание ракеты New Glenn и двигателя BE-4, для России — двигателя РД-0169 и ракеты «Союз-5». Тот, кто сможет предложить заказчикам пусков самые выгодные условия, и победит в космическом состязании. И шансы на успех всех участников, включая Россию, высоки как никогда.