развитие навыков самообслуживания у детей с овз
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации
Галина Агапова
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, поэтапности и индивидуального подхода. Совместная деятельность педагогов и родителей просто необходима детям с ОВЗ. Этапы формирование навыков, предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком.
Используется словесная инструкция и коррекция действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними определенный алгоритм действий.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя:
1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, учить брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.
3. Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития.Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие детям усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.
4. Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.
5. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.
6. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом.
Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания» В настоящее время система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего.
Отчет по проекту формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы «Аккуратные ребята» Фото отчет по проекту формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы «Аккуратные ребята» На первом этапе нашего проекта.
План самообразования на тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания» Актуальность: Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, аккуратное.
Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста В наше время мы, как педагоги, все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно.
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.
Советы дефектолога «Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения» Советы дефектолога. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. 1 Для формирования навыков одевания и раздевания.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Творческий отчет Воспитателя «Ивангордского центра ранней помощи детям —сиротам и детям с ОВЗ» Купериной Ирины Владимировны. Тема: «Воспитание.
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Процесс обучения трехступенчатый:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь. 3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Родитель и воспитатель должны помнить:
* что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны;
* навыки культуры еды;
* навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
* навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
* навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Система работы состоит из этапов:
1. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
2. Постепенное преодоление трудностей.
3. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
4. Совершенствование новых способностей.
5. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
Гигиенические навыкипо соблюдению чистоты тела: Учить детей раскладывать полотенца, сидя на стуле за столом. Подготавливать принадлежности для умывания, самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, складывать туалетные принадлежности по окончании умывания, например, нужно положить мыло в мыльницу. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. Учить детей чистить зубы и полоскать рот.
Навыки культуры еды: Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Учить детей самостоятельно пить из чашки и убирать за собой чашку. Обучение самостоятельной еде.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:
* Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Методы и приемы обучения самообслуживания:
* Личный пример взрослых,
* Соблюдение твердого режима
* Упражнения в действиях
* Потешки, пословицы, поговорки
* Викторины, развлечения
* Прием повторения действий
* Чтение художественной литературы
Также методы можно разделить на две группы:
1. Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения. Показ действия
Пример взрослого или других детей
Метод приучения (систематические упражнения)
2. Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок потешек
Рассматривание иллюстраций, картин
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы.
Метод показа Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность
.Метод практического действия (упражнения) Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
Метод общего напоминания Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Игровой метод Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Художественная литература Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Дидактические игры и занятия дают положительный результат при соблюдении дидактических принципов. Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его учитываю, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком, выполняю на занятиях только, что не может ребенок сделать самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, т. к. она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу.
Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.).
Принцип поэтапности. Стараюсь, чтобы смена частей занятия была обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки, а при повторных показах (в третий-четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуациЮ
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать данную категорию детей более разносторонне.
Перед специалистами Центра содействия семейному воспитанию стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им для жизнедеятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются три фактора – возраст, особенности индивидуального развития и уровень развития детей.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, последовательности, постепенности, систематичности и индивидуального подхода. Большое внимание уделяется взаимодействию специалистов центра и родителей.
Основными методами воспитания у детей навыков и умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя:
• формирование навыков приема пищи
• формирование гигиенических навыков
• формирование навыков одевания и раздевания
• формирование навыков культурного поведения
• формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке
Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, есть ложкой; учим брать пищу понемногу, есть аккуратно, пользоваться салфеткой после еды. Следует отметить, что 90% детей нашей группы с диагнозом ДЦП. Такие дети плохо контролируют функции мышц области рта, положение головы и туловища, плохо удерживают равновесие в положении сидя, не могут достаточно сгибать ноги в тазобедренных суставах, что не позволяет им вывести руки вперед для захвата предмета; им трудно координировать хватательные движения и положение руки; и, наконец, они не могут четко поднести руку ко рту, т. к. у них нарушена координация глаз-рука.
Дети с трудом осваивают умение самостоятельно удерживать ложку, подносить ее ко рту, снимать пищу с ложки, готовить пищевой комок к проглатыванию. Для этих целей мы используем изогнутую ложку и ложку с резиновым чехлом для лучшего удерживания в руке, под тарелки обязательно кладем не скользящие салфетки. Для отработки навыка самостоятельного удерживания чашки в руках используем поильники с двумя ручками. Приучаем вытирать рот после еды салфеткой.
Основная масса детей при приеме пищи и питья нуждается в помощи взрослых.
Большое внимание уделяем отработке навыка по удержанию ложки в ведущей руке, добиваясь положительной динамики в развитии у ребенка хватательного рефлекса.
Формирование навыков умывания и чистка зубов.
Для мытья рук и чистки зубов у детей с ДЦП используем емкости с водой, которые удобно ставить на рабочий стол кресла, сам процесс чистки осуществляет взрослый.
Формирование навыков одевания.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку целенаправленно направляем детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть штаны, колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Предлагаем определенную цепочку действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Напр., взрослый подает ребенку каждый последующий предмет, а ребенок самостоятельно одевается, либо взрослый называет ребенку предмет одежды, а тот самостоятельно находит и надевает его.
Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Приучаем детей пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штаны, мыть руки после туалета.
Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду (по просьбе воспитателя убирать игрушки после игр, пособия после занятий).
Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Рекомендации (из опыта работы):
Формировать навыки самообслуживания у детей с ОВЗ следует начинать как можно раньше.
Помните, что формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.
Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.
Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.
Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.
Доклад к педсовету «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.
Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми Доклад «Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми» Современные педагогические технологии в.
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной.
Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.
Педагогическое обследование ребенка как начальный этап разработки содержания коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и.
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Творческий отчет Воспитателя «Ивангордского центра ранней помощи детям —сиротам и детям с ОВЗ» Купериной Ирины Владимировны. Тема: «Воспитание.
Картотека игр для развития навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Картотека игр по развитию навыков самообслуживания
Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры,игровые ситуации:расскажем мишке:
1. «Как правильно кушать»; 2. «Как складывать одежду»; 3. «Как вытирать руки»; 4. «Как полоскать рот после еды»; 5. «Как кушать вилкой» и т. д. ;
художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок); настольные игры «Лото».
Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры:
дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать.Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
д/и «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Упражнение «Мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры:Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки». В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.Например:
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Умывается сама (имя ребенка)»
«Сделаем куклам разные прически»
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид
Оборудование: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
д/и «Что сначала, что потом»
Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством;
учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ.Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Оборудование: носовой платок
Ход игры:воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации,которые проигрываются вместе с малышами:
— Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
д/и «Правила гигиены».
Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать,что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.
Упражнение «Выверни колготки»
Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.
Обучающая ситуация «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам,при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Упражнение «Мы заправим наши майки»
Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый.При этом дается инструкция: «Найди пару».
«Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.
Ход игры.Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи».Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Игровая ситуация «Вымоем посуду»
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: кукла, посуда (тарелки, подносы, губка, два тазика.
Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.Все идут по кругу и произносят слова:
Мы с тобой трудиться будем,
Порученье не забудем.
И за мною повторяй!
Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу.При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. » Затем показывает, как сметать крошки со стола,комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
«Почему игрушки убежали от Коли».
Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно,и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.
Расставлять игрушки, книжки.
Раскладывать на столах материал к занятиям.
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детейпомогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее.Спрашивает: помогали ли маме стирать, что нужно для стирки, с чего нужно начать стирку?
Организация труда в природе в младшей группе
Содержание труда Задачи
В групповом помещении
1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.
2. Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями»
3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг»
4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»
Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.
5.Труд в уголке природы: полив растений
6.Труд: посадка лука в уголке природы.
В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук
7.Труд: помыть листья растений
8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды».
9. Наблюдение за рассаживанием цветка.
1. Формировать понятие «комнатные растения»,выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице.Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.
2. Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями.
3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений.
4. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
5. Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями
6. Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений
7. Продолжать учить мыть листья растений, воспитывать бережное отношение к растениям.
8. Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).
9. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – из одного растения – два.
1. Уборка овощей на огороде (помощь взрослых).
2. Наблюдение за сбором крупных семян цветов
3. Сбор мусора, листьев в определенное место.
1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включаться в него. Закреплять знание об овощах.
2. Прививать у детей навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
3. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.
1. Уборка сухих веток с участка.
2. Смести снег со скамеек, построек на участке.
3. Подметание дорожек на участке.
4. Наблюдение за трудом дворника.
1. Продолжать учить детей поддерживать порядок на участке детского сада.
2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.
3. Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда.
4. Воспитывать уважение к труду дворника.
1. Сгребание снега к деревьям.
2. Расчистка кормушек, подкормка птиц.
1. Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
2. Учить детей заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.
1. Убирать кормушки на место хранения.
2. Приводить в порядок огород- очистка от мусора и камней.
3. Уборка сухой травы на огороде.
1. Учить детей заботиться об инвентаре, приводить его в порядок, убирать на место хранения.
2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.
3. Испытывать чувство радости от достигнутого результата, хвалить детей на участке в труде.
1. Уборка участка от мусора.
2. Осушение участка – пропускание ручейков.
3. Разбрасывание снега для быстрого таяния.
4. Вынос игрушек и уборка их после игры. 1.2. Продолжать поддерживать желание помогать взрослым, трудиться рядом, не мешая друг другу.
3.4. Формировать активность, способность преодолевать трудности, учить чувствовать себя самостоятельным, умелым.
1. Наблюдение за перекопкой грядок.
2. Наблюдение за перекопкой клумб.
3. Посадка лука, гороха, бобов.
1.2. Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности.
3. Привлечь детей к посадке лука, гороха, бобов, дать возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя умелым.
1. Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь)
1)прополка сорняков на огороде
2)рыхление грядок, клумб
Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых
дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
дидактическая игра «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы)»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает
Учитель подстригает, а парикмахер учит детей.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью?Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
«Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии)или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
дидактическая игра «Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.
Цель: Формировать у детей умение соотносить профессии с предметами и группировать предметы по назначению; закреплять название профессий.
Игровой материал: Карты-лото с изображениями:- доктор, шприц;- повар, кастрюля;- плотник, пила;- прачка, утюг;
— дворник, метла;- продавец, касса.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Дидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.
Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.
Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.
Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.
Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.
Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.