размер гой ты русь моя родная есенин
Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану
1. История создания
В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.
В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».
В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».
2. Литературное направление
Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.
Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).
Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.
Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.
Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».
3. Род
Стихотворение «Гой, ты Русь моя родная» — образец лирики. В нём соединяются черты гражданской, философской и духовной лирики.
4. Жанр
Жанр можно определить как лирическое стихотворение.
В нём чувствуется сильное исповедальное начало, определяющее своеобразие есенинского лиризма.
5. Проблематика
Поэт совершает попытку осмысления такой важной философской проблемы как поиск духовной родины. Выбирая между земным отечеством и раем, он провозглашает: «…Не надо рая. // Дайте Родину мою».
Любовь к Руси деревенской как неотъемлемой части собственной души становится высшей ценностью, противопоставленной даже божественному Абсолюту.
6. Тематика
Основная тема произведения – Русь поднебесная. Есенин словно пишет с неё иконы, подчёркивает её надмирный облик, святость.
«Хаты — в ризах образа», сам поэт – «как захожий богомолец». Даже тополя здесь чахнут «звонко». Всё звенит и переливается, манит в необъятные дали, словно в солнечный день Пасхи, когда благовестит деревенский колокол.
Этот бесконечный солнечный простор так дорог автору, что даже рай не манит его своими неведомыми красотами.
7. Идея
Бесконечный солнечный простор, синь, сосущая глаза, озорной девичий смех дороги автору.
Он прикипел всем сердцем к земле, которая его родила, и чувствует себя выразителем её несказанной красоты.
8. Пафос
В стихотворении сливаются воедино восторг влюблённого юноши, присягающего на верность Отчизне со всей силой молодой цветущей души и коленопреклоненный трепет странника-богомольца, понимающего, что он только гость в этом мире.
Стихотворение напоминает гимн родной земле.
9. Система образов
Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.
Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».
Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».
Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).
Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».
Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».
В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.
10. Центральные персонажи
Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.
Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.
Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.
11. Лирический герой
Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.
Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».
Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.
В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения соотносится с мотивом странничества, характерным для всей русской лирики.
Сначала поэт стремится передать удивление и восторг от встречи с величием и простором своей Родины, затем описывает стремительное движение к самому её сердцу.
Стихотворение завершается предполагаемой встречей с Всевышним. Поэт подчёркивает, что не готов покинуть любимую землю, так она и является для него образом рая.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
14. Художественные особенности
Язык стихотворения сочетает литературную лексику с церковно-славянизмами («в ризах образа», «Спас», «рай») и диалектизмами (лехи – это луговины, корогод – хоровод).
Возглас «Гой!» позаимствован из былинного зачина.
Такие лексические вкрапления наполняют пространство стихотворения глубиной и смыслом. Святая Русь явилась не сегодня и уйдёт не завтра. Она была и будет всегда.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Строфа – классический катрен (то есть четверостишие).
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитерации на «с», «ст», «з», «пр», «кр» поэт передаёт ощущение необъятности пространства, движение по нему, напоминающее порыв ветра, звонкий трепет русской природы.
Ассонансы с «о», «а», «э» раздвигают границы изображаемого мира, к концу стихотворения они расширяются и раздвигаются до размера райских врат.
Слог «ра» («рать», «в раю», «рая») рождает в подсознании образ солнца, света, высшей красоты.
17. Значение произведения
Можно сказать, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» является кульминацией сборника «Радуница», одним из самых выразительных произведений периода раннего есенинского творчества.
Оно недаром вошло в школьные хрестоматии, ведь поэт формулирует собственное кредо, поднимая границы русского мира до небесных высот, творя гимн святой Руси, Руси деревенской.
18. Актуальность
Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.
Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.
В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.
19. Моё отношение
Я горячо люблю стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» и знаю его наизусть. Оно похоже на песню, звонкую и удалую. В нём выразилась вся сила поэтического дара Есенина, вся его любовь к жизни и Родине.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас быть чуткими и благодарными. Наша Родина велика и прекрасна. В ней крыта невероятная внутренняя сила и красота.
Нельзя научить любить Родину, просто сказав: «люби». Есенин помогает увидеть в привычных картинах нашей жизни неземную красоту, услышать небесную музыку и восхититься ими.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
Произведения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина пронизаны искренней и безграничной любовью к своей стране и ее природе. Колоссальная часть творений автора выдержана в жанре патриотической пейзажной лирики. Особый трепет писатель питал к деревенским красотам Рязанской области, где родился и вырос. Ярчайшим примером подобных опусов является стихотворение «Гой ты, Русь», его анализ позволит глубже познакомиться с классиком.
Об авторе стиха
Сергей Александрович Есенин — мастер русского слова, истинно крестьянский и российский поэт, стихами которого зачитывались как его современники, так и поколения людей, жившие после ухода автора из жизни. Актуальны произведения классика и сегодня, они живут даже в многочисленных песнях. Поэт прожил невероятно плодотворную в творческом отношении, но очень короткую жизнь — Сергея Есенина не стало в тридцатилетнем возрасте. Литературное наследие поэта — настоящее бесценное культурное достояние России, пропитанное:
Родившись в селе Константиново Рязанской губернии, Сергей Есенин навсегда остался влюбленным в первозданность русской деревенской природы. Трепетное отношение к картинам детства поэт пронес сквозь все свое творчество, воплотив в строках пейзажной лирики. Именно к этому направлению относится «Гой ты, Русь, моя родная», анализ которого немыслим без упоминания о жизни и детстве поэта.
История написания
Тема любви к родной природе является ключевой в творчестве Сергея Есенина и она присуща уже ранним произведениям поэта. Находясь в столице вдали от родного дома, поэт испытывал особую тоску по деревне, отчего стихи зрелого периода тоже отражают всю глубину его восхищения красотами сельской России. Стихотворение датируется 1914 годом, включено оно в дебютный сборник «Радуница», опубликованный в 1916 году. По жанру произведение является элегией, написано оно в рамках имажинизма, к которому примкнул Есенин в позднем периоде творчества.
Государственные события начала 20 века не оставили поэта в стороне. Первоначально поверив в чистоту и искренность идей революционеров, Сергей Есенин видел в перевороте светлое будущее для крестьян. Столкнувшись с реалиями того времени, увидев расстрелы своих соотечественников, поэт тяжело переживал политические баталии, что нашло свое прямое отражение в его патриотической пейзажной лирике. Классик словно изображает Россию вне времени и истории, наделяет образ Родины собственной душой и показывает ее истинную красоту и самобытность.
К написанию произведения Сергея Есенина подтолкнул целый ряд событий. Предпосылками для создания стихотворения послужили:
Молодой поэт сильно тосковал по деревенской глубинке, поэтому на фоне новой непростой столичной жизни и революционных настроений в обществе образ русской деревни был для юного творца спасительным маячком, к которому он тянулся душой и с помощью которого мог забыться.
Художественные приемы
Поэтом мастерски использованы средства художественной выразительности, ведь в девятнадцатилетнем возрасте он уже был в полной степени зрелым, состоявшимся поэтом. Строки, исполненные потрясающего литературного таланта, льются свободно, изобилуя:
Чтобы внести в произведение доподлинный колорит русской деревни, Есенин использует выражения на местном диалекте: «зеленый лех», «за корогодом». Присутствуют в тексте стиха и устаревшие слова (леха — борозда, стежка — дорожка), существительные с нулевыми суффиксами (синь, пляс). Все эти приемы придают звучанию стихотворения особую исконно русскую ноту.
Как отдельный художественный прием выступает перекрестная рифмовка стиха — простое и при этом яркое выразительное средство. По композиции произведение представляет собой монолог лирического героя. Размер стихотворения — четырехстопный хорей, придающий строкам определенную живость ритма и восторженное патриотическое, но в то же время эмоциональное и трепетное настроение.
Образ родины для Сергея Есенина в этом произведении подобен храму — идея эта передана через сравнение «хаты — в ризах образа», ведь деревеньки состоят как раз сплошь из изб, а значит духовность и святость для поэта связаны непосредственно со страной. Несмотря на свой разгульный образ жизни, Есенин был верующим человеком, что тонкой нитью проходит сквозь его поэзию.
«Синь», что «сосет глаза» — бескрайнее небо и полноводные реки России. Как и у многих гениев русского искусства, тема синевы у поэта связывается с визуальным образом русской природы.
К финалу стихотворения голосу читателя словно помогают стихнуть строки: «Я скажу „Не надо рая“», которые следуют за декламирующим «криком рати святой», ведь ей отвечает только лишь одинокий лирический герой.
Символика и проблематика
«Гой ты, Русь, моя родная» Есенина, анализ которой проводится кратко в сочинении, вбирает в себя сразу несколько ярчайших образов деревенского быта и сельского пейзажа. Это и бескрайность полей, и ароматы медовых яблок накануне праздника Спаса, и картинки народных гуляний (корогод — хоровод), и заливистый смех русских красавиц («как сережки, прозвенит девичий смех»). Поэт сумел виртуозно написать портрет всей Руси в кратком пятистопном стихотворении. Вся эта картина открывается перед лирическим героем, который упоен прогулкой летней по деревне.
Сравнивая себя с «захожим богомольцем», автор в монологе героя показывает свое трепетное отношение к родной природе, позиционируя себя не хозяином, а гостем. Эти строки также связаны с духовностью произведения, в финале которого после приведенной не раз церковной символики («в ризах образа», «рать святая», «богомолец», «по церквам твой спас») даже рай уступает родине в ценности, что является грехом для верующего человека.
В период написания стихотворения между двух революций в российском обществе уже зарождались атеистические настроения, навязываемые большевиками, ведь, чтобы уничтожить старую систему и власть, нужно было и разбить прежнюю духовную силу народа. Несмотря на это, в каждой строфе есенинского творения встречается хотя бы одно слово, связанное с православием. В период горького разочарования в государственном перевороте и наступающего безверия образ родной сторонки был для Есенина словно луч света в темном царстве, словно икона.
Родную землю Есенин наделяет душой и как будто очеловечивает, называя ее «моя родная». Этими словами можно обратиться к матери или жене, поэт же адресует их любимому краю, показывая теплоту и нежность, которую испытывает к деревенской России. Как влюбленный слепец, поэт не указывает никаких недостатков сельской жизни — не упоминает тяжкий труд, разруху, бедность, пьянство. Есенин нарочно и осознанно идеализирует образ Руси, следуя как традициям имажинизма, так и своей собственной философии, и показывает только лучшие стороны села, воспевая его в своих строках.
Идейный посыл
Настроение лирического героя можно обозначить как просветленный восторг. Практически все глаголы во второй половине текста стихотворения употреблены в будущем времени («побегу оп мятой стежке», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая», «я скажу»), что указывает на намерение лирического героя, на живость происходящего, на то, что у России есть светлое будущее.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» позволяет кратко выделить следующие основные идеи, заложенные в него автором. Своими гениальными строками о Руси Сергей Есенин хотел донести мысли о:
Россия для Есенина — это прежде всего русская деревня. Причисляя себя к новокрестьянским поэтам, автор воспевал в своем творчестве именно патриархальную Русь, которую уничтожали у него на глазах.
В своем произведении, получившем неоднозначные отклики, поэт словно запечатлел навеки образ многогранной и прекрасной России, выразив свою искреннюю неподдельную любовь к родине и преданность ей.
Демонстративно отказываясь в своих строках от «рая» небесного, даже будучи православным христианином, автор находит благословенное место на земле и это для него русская деревня. Неслучайно выбрав летний сезон и праздники Медового и Яблочного Спаса в качестве времени действия произведения, Есенин словно проводит параллели между небом и землей, используя образ яблок. Землей обетованной для поэта становится именно родина.
Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина, написанном им в достаточно юном возрасте в непростой период жизни, отражается истинное отношение поэта к России. Виртуозно описывая многогранную красоту и неповторимость русской деревни и первозданной природы, автор показывает свою глубокую любовь к селу и восхищение родным краем.
Наиболее остро и трогательно эти строки звучат на фоне грядущей гибели патриархальной Руси от рук большевиков. Есенин, влюбленный в Россию с детства, сумел запечатлеть яркий и упоительный образ крестьянской летней жизни в своем шедевральном патриотическом стихотворении, которое, действительно, нельзя назвать иначе, как элегией.
Полезные материалы по теме:
«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина
История создания
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.
При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.
Сюжет
Тематика и образы
Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Лирический герой
Размер, рифмы и тропы
Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.
Литературное направление
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (С.А. Есенин)
Полный анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», которое написал Сергей Александрович Есенин, помогает разобраться в данном произведении. Команда Литеровед.ру подготовила историю создания стихотворения, а так же основные его моменты.
История создания
Очень большое количество произведений Сергей Есенин посвятил своей Родине, которую очень сильно любил и ценил. Написал он его в 1914 году. К этому времени молодой поэт уже перебрался жить в большой город из маленькой, родной деревни. Он очень тосковал по родным местам, своему дому, поэтому начал свою грусть пытаться утешить при помощи спиртного. Находясь далеко, он очень часто вспоминал свои родные и любимые места. Эти самые воспоминания согревали его изнутри.
Сама мысль создания подобного произведения была навеяна поэту теми событиями, которые происходили в государстве. Ведь это время как раз приходилось на канун Первой Мировой войны. Все вокруг говорили на тему политики. Данные разговоры не обходили стороной и молодого поэта, который очень остро и пылко на них реагировал. Данное произведение можно назвать в каком-то смысле криком души поэта, поскольку он вложил в него все то, что накопилось у него на сердце.
Жанр, размер
Анализируемое стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» является лирическим произведением. С самого начала произведения автор выплескивает огромное количество эмоций. Поэт очень сильно волнуется и переживает, когда вспоминает родные края. Именно поэтому стихотворение пестрит всевозможными образами, благодаря которым автор рисует деревенскую жизнь.
Ведь не зря существует мнение, что чтобы передать какие-то эмоции читателю, необходимо прожить их самостоятельно. У Есенина все это получилось, потому что он писал именно то, что чувствует. Благодаря этому произведение получилось очень ярким, живым. Читая его, невольно веришь каждой строчке и каждому слову.
Что касается направления произведения, то оно относится к имажинизму. Это направление в свое время сменило футуризм. Поэты, которые творили в данном направлении, ставили перед собой задачу создать яркий цельный образ. У автора это получилось безупречно.
Написано стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» четырехстопным хореем. Благодаря размеру написания, произведение читается оживленно.
Композиция
Данное стихотворение делится на пять строф. В каждой из них четыре строки. Сергей Есенин с методичной последовательностью рассказывает читателю о безумной любви к родной земле. В первой строфе автор описывает бескрайние земли своей Родины, которую любит искренне и всем сердцем.
Далее в тексте он описывает все запахи и звуки, которые витают на просторах Родины.
И в последней строфе мы можем видеть отношение автора к этому всему. Он раскрывает свою душу и делится с читателем чувствами, которые переполняют его. Он очень проникновенно и искренне передает все эмоции, а так же признается в том, что безгранично любит родной край и предан ему до последнего вздоха.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Он называет свою Родину раем, не это ли высшая оценка его чувств?
Из всего произведения можно сделать вывод, что здесь используется последовательная композиция.
Образы и символы
В роли лирического героя здесь проглядывается сам поэт. Через него он передает все свои чувства и настроение. Поэт настолько истосковался по родному краю, что в его произведениях каждая строка пропитана любовью, преданностью, трепетом и гордостью. Эмоционально данное стихотворение написано весьма напряженно, что и не удивительно, ведь автор пишет от всего сердца.
Лирический герой здесь представлен главным героем, который зашел в родное село. Там он вновь ощутил столь родные запахи, услышал родной смех и голос. Это все приносит ему небывалое наслаждение.
Так же в произведении присутствует образ «рати святой», но его автор передает весьма абстрактно. Но благодаря этому, читателю становится намного легче понять основные темы и проблемы, которые были затронуты в произведении.
Что касается образов и символов, то данное стихотворение просто переполнено ими. Здесь мы видим образ поля, который символизирует бескрайность и безграничность Родины поэта.
К нему прибавляется образ неба, который лишь дополняет общую картину. Описание деревьев, запахов меда и яблок, автор умудрился передать настолько ярко, что читатель невольно начинает их ощущать. Поэт переносит читателя в то место, где находится сам. Это все получилось у Есенина благодаря умело созданному образному ряду.
Темы, проблемы
Основная тема стихотворения – это безграничная любовь к Родине. Лирический герой настолько её любит, что буквально ассоциирует с Раем. Да и как может быть иначе? Ведь для него самым ценным было созерцание родных просторов. Он не мог надышаться родными запахами, и наслушаться столь дорогого смеха. Он остается до конца верным и преданным патриотом своего государства. Он мечтает о жизни в родном месте, где каждая травинка значит для него так много. Ни на что и никогда он не согласиться променять свою Родину. Как бы не было хорошо на чужбине, но она никогда не заменит те места, где он вырос, жил и любил.
Именно этим автор показывает всю безграничную любовь к Родине, которая переполняет его изнутри.
Так же поэт поднимает тему природы. Это хорошо видно в описании автором своего родного края.
Главная проблема стихотворения кроется в последних строчках произведения. Поэт показывает то, что выбор стоит за ним. Что же выбрать – Рай или Родину? Но для него выбор навсегда останется очевидным.
Стихотворение носит позитивный характер. Читается весело, радостно. Ведь что может быть прекрасней, чем находится в своем родном краю? Здесь для поэта все родное. Каждая мелочь находит отклик в его сердце. Именно здесь он черпает вдохновение и оживает.
Основная мысль
Главной мыслью произведения, конечно же, является патриотизм. Но назвать патриотом лирического героя будет неправильно. Автор передает все свои эмоции, чувства, которые он испытывает к родной земле. Для него дом навсегда останется самым прекрасным местом на всей земле.
Автор не поднимает никакие философские темы, а так же не пытается завуалировать свои чувства. Они понятны и очевидны. Для него счастье – это находится в родном краю, где с детства знаком каждый уголок. Здесь прекрасно все – пейзажи, бескрайние степи, запахи, звуки.
Этим стихотворением он показывает свою главную ценность, которая может помочь ему при любых обстоятельствах. Эта ценность – его Родина.
Средства художественной выразительности
В данном стихотворении Сергей Есенин использует достаточно большое количество различных троп. Здесь мы можем видеть и эпитеты, с помощью которых он придает яркости описываемым образам. Так же в произведении встречаются метафоры, благодаря которым он так успешно рисует образы. Есть и олицетворения в стихотворении, с помощью которых автору удается оживить природу.
Совокупность всех этих средств художественной выразительности переносит читателя в ту самую деревню, и дает возможность ощутить все те чувства и эмоции, которые испытывает поэт.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.