различное понимание категории бытие в истории философии
Вопрос 2 Различное понимание категории «бытие» в истории философии.
Платоновская концепция объективно-идеалистической трактовки бытия получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием», определила историю становления и развития человечества, а также жизнь каждого отдельного человека. «Град божий» и «град земной» разделили людей на праведников и живущих в грехе, на достойных вечной, посмертной жизни в полном единении с Богом и на обреченных своим выбором на всевозможные наказания и муки ада после смерти.
В эпоху Возрождения, несмотря на сильное влияния средневекового христианства, постепенно начинают преобладать аристотелевские представления. Вопрос о бытии ставится в отношение к вопросу о человеке.
В немецкой классической философии наиболее полно проблема бытия была исследована в философской системе Гегеля. Бытие, которое Гегель понимал как единое переходящее во множественность всех вещей, рассматривалось им как процесс, как развитие, как вечное становление. В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.
В ХХ веке происходит переориентация философского осмысления проблемы бытия самого человека, и таких его атрибутов как культура, язык, наука, ценности, а также внутренний мир самого человека. В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, Б, Рассел, Л. Витгенштейн), проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокий анализ категории бытия в XX веке связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр) предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.
Категория «бытие» в истории философской мысли.
Онтология — учение о бытии.
План
Категория «бытие» в истории философской мысли.
Диалектический материализм об основных формах бытия.
Основные категории онтологии.
Категория «бытие» в истории философской мысли.
Центральное место во многих философских учениях занимает категория «бытия». В самом широком смысле слова, бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, всё (в некотором смысле даже небытие как существующее несуществование включено в бытие).
Противоположный взгляд на эту проблему мы находим у Гераклита, который под бытием понимал что-то непрерывно становящееся, изменяющееся, т.е. чувственно воспринимаемый мир (природу в её вещественности).
Иное решение проблемы бытия было предложено Демокритом. Он отождествил бытие с самым простым, понимая под последним атом, как наименьшую, неделимую физическую частицу. Демокрит признаёт множественность бытия, поскольку признаёт существование бесчисленного множества атомов. Атомы, по его мнению, разделены пустотой. Пустота тождественна небытию, которое непознаваемо. Познавать можно лишь бытие.
Аристотель как и Парменид исходит из тождества мышления и бытия. Он — панлогист: законы мышления для Аристотеля являются в то же время законами бытия, и наоборот. Основной закон мышления (логики — закон запрещения противоречия) является также и основным законом бытия, согласно которому одно и то же не может одновременно, в одном и том же смысле существовать и не существовать. Мир одновременно не может существовать и не существовать. Применительно к проблеме бытия закон запрещения противоречия означает, что существует или бытие, или небытие. Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать несущему существование. Согласно же закону запрещения противоречия, вместе существовать и не существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее не существует.
При этом Аристотель не отрицает небытие — он пишет «Есть нечто в большей мере существующее». Тем самым он допускает относительное существование небытия, ведь в том, что существует в большей мере, должно быть меньше небытия, чем в том, что существует в меньшей мере. Значит, небытие все же существует. По мнению Аристотеля, о не-бытии можно говорить в различных смыслах. Например, «не быть человеком — это значит не быть этой вот вещью, не быть прямым — не быть вот таким-то по качеству, не быть трехметровым — не быть вот таким-то по длине (по количеству)». Таким образом, не-бытие существует категориально. Таков первый смысл существования относительного не-бытия.
Каждая чувственно воспринимаемая сущность («единичный предмет») есть нечто составное: она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности). «Индивидуальная», или «составная» сущность вторична, материя и форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом материя как первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших, ближайших к вещам видов, т. е. таких видов, которые уже далее на виды не распадаются. Форма вечна и неизменна; «никто (её) не создает и не производит, но вносит её в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи».
Отношение между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и действительность. «Возможность» выражается у Аристотеля словом «дюнамис», а «действительность» — «энергейа». Эти понятия позволяют представить отношение материи и формы динамически, в движении. Оформляясь, материя переходит из состояния возможности в состояние действительности: «Материя дается в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда она [уже] определена через форму». Но истинная действительность— это действительность формы: «Суть бытия дана [всякий раз] в форме и действительности вещи», поэтому действительность идет впереди возможности. Напротив, истинная возможность — это первая материя. По мере оформления ее возможности оскудевают.
В философии (богословии) средневековой христианской Европы под истинным бытием стали понимать Бога.При этом опирались на Откровение, на Библию, где в третьей главе книги «Исход» можно прочитать про встречу пророка Моисея с Богом:
1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
6. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
7. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
8. и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
9. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
10. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
11. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
12. И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
13. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
14. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.
До Фомы Аквинского доминирующим понятием, с помощью которого теологи и философы пытались осмыслить представление о Божественном Бытии, было понятие сущности. Согласно Ансельму Кентерберийскому, например, Бог есть сущность, сообщающая всему бытие. При такой трактовке бытие Бога, как и бытие, присущее конечным вещам, является характеристикой, приписываемой сущности — носителю бытия, подобно тому, как предикат «есть» всегда приписывается некоторому субъекту суждения. И в античных, и в средневековых учениях вплоть до Фомы Аквинского в качестве сущности, т.е. устойчивой единицы бытия всегда выделялось то, что соответствует существительному; разногласия вызывал лишь один момент: является ли это сущее родовой или индивидуальной субстанцией. Фома в качестве первоосновы онтологии выбирает сущее, соответствующее глаголу, а именно, глаголу «быть» (esse). Отдельно взятый глагол «быть» указывает на акт бытия, не на бытие некоторой сущности, а на чистое бытие, которому нет необходимости для того, чтобы быть, быть приписанным какой-либо сущности. Такое чистое бытие не свойственно конечным вещам, им обладает один Бог, точнее, не обладает, а Он сам есть не что иное, как Бытие. Согласно Фоме, Бог есть акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование, т.е. становятся вещами, о которых можно сказать, что они есть.
В Боге нет никакого нечто, которому может быть приписано существование, утверждает Фома, его собственное бытие и есть то, что Бог есть. Такое бытие лежит вне всякого возможного представления. Мы можем установить, что Бог есть, но мы не можем знать, что он есть, поскольку в нем нет никакого «что»; а так как весь наш опыт касается вещей, которые имеют существование, мы не можем представить себе бытия, единственная сущность которого — быть.
Различное понимание категории бытие в истории философии
Платоновская концепция объективно-идеалистической трактовки бытия получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием», определила историю становления и развития человечества, а также жизнь каждого отдельного человека. «Град божий» и «град земной» разделили людей на праведников и живущих в грехе, на достойных вечной, посмертной жизни в полном единении с Богом и на обреченных своим выбором на всевозможные наказания и муки ада после смерти.
В эпоху Возрождения, несмотря на сильное влияния средневекового христианства, постепенно начинают преобладать аристотелевские представления. Вопрос о бытии ставится в отношение к вопросу о человеке.
В немецкой классической философии наиболее полно проблема бытия была исследована в философской системе Гегеля. Бытие, которое Гегель понимал как единое переходящее во множественность всех вещей, рассматривалось им как процесс, как развитие, как вечное становление. В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.
В ХХ веке происходит переориентация философского осмысления проблемы бытия самого человека, и таких его атрибутов как культура, язык, наука, ценности, а также внутренний мир самого человека. В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, Б, Рассел, Л. Витгенштейн), проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокий анализ категории бытия в XX веке связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр) предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.
2). Категория бытия в истории философии
Категория бытия была сформулирована в античной философии. Первые греческие натурфилософы стремились выявить первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. Поскольку философский язык еще только формировался, то, указывая на природность, естественность основы бытия, первые философы использовали привычные стихии.
В мифологии за этими стихиями стояли антропоморфные (очеловеченные) боги (как Посейдон бог морской стихии). У натурфилософов эти стихии, как первоначала, были безличны. Ранние античные философы стремились понять и объяснить мир как он есть сам по себе, не привнося в него ничего человеческого.
В теоретической форме понятие бытие представлено в философии Парменида: бытие есть, а небытия нет. Парменид отождествляет бытие и мышление: «одно и то же мысль и то, на что мысль направлена».
В средневековой философии истинным бытием является Бог, сообщающий всему существование и единство. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творением. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.
В философии эпохи Возрождения возникает новая трактовка бытия. Бог и Вселенная – одно и то же, Бог и его творение совпадают. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия.
В философии Нового времени появляется категория «субстанция», понимаемая как предельное основание бытия. Б. Спиноза говорит о единой субстанции, обладающей атрибутивными (неотъемлемыми) свойствами мышления и протяженности. Эта субстанция – Бог, отождествляемый с природой. Р. Декарт утверждает существование двух субстанций: материальной и духовной. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Г. Лейбниц полагает, что мир состоит из огромного количества субстанций, которые он называет монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).
В философии Просвещения (XVIII в.) бытие рассматривается как субстанция – вещественная, объективная, неуничтожимая основа всего существующего. Вещество существует в трёхмерном пространстве и линейном, однородном текущем времени, все происходящие изменения подчиняются законам механики.
Немецкая классическая философия. Для И. Канта бытие не является свойством вещей. Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей субъекта. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, посредством априорных форм чувственности, рассудка и разума. В системе Г. Гегеля бытие совпадает с абсолютной идеей, которая активна и деятельна. Бытие есть необходимый этап развития чистого мышления. Следующим этапом является небытие (ничто). Наличное бытие понимается как простое единство бытия и ничто.
Марксистская философия отождествляет бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие есть всё существующее, видимое и воспринимаемое, если не в данный момент, то в принципе.
С конца XIX в. и в течение всего XX философия представляет собой довольно пёструю картину с точки зрения отношения к онтологической проблематике. Логический позитивизм категорически не признаёт классических онтологических концепций. Здесь бытие, субстанция – псевдопонятия. Предмет философии – анализ естественнонаучного знания с целью уточнения основных понятий с помощью аппарата логики. К отрицательной оценке классического онтологизма примыкает и аналитическая философия. Её предметом является не язык науки, а естественный язык. В экзистенциализме бытие трактуется как бытие человека. Бытие, по М. Хайдеггеру, не является теоретическим событием. Это условия, позволяющие человеку в созерцании или действии пробиться к бытию, установить свою укоренённость в нём. В философской герменевтике, согласно Г. Гадамеру, истина есть не форма знания, а форма бытия человека в мире. Главной онтологической характеристикой человеческого бытия и мышления выступает историчность. Человек определён местом и временем, а следовательно, исторической ситуацией. Преодоление этой ограниченности осуществляется через текст, понимаемый как событие внутренней жизни.
Философская категория бытия. Понятие бытия в истории философии. Основные формы бытия и их диалектика. Виртуальная реальность
Философская категория бытия
Лекция 12
II. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ
2. Категория «субстанция». Учение о материи в истории и философии. Движение как способ существования материи. Понятия пространства и времени в философии.
1.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией. Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия.
Под бытием в широком смысле этого слова понимается всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что существует, оно есть единство форм и способов существования, представляющее собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств. Это и материальные вещи, и процессы, и свойства и связи и отношения. Бытие охватывает и материальное и духовное.
Антитезой бытия является Ничто. Бытие и Ничто не существуют друг без друга. Бытие вещей приходит к концу и уходит в небытие как данная качественная определённость. Переход в небытие понимается как разрушение данного вида бытия и превращения его в иную форму бытия. Таким образом, небытие является относительным понятием.
Постижение категории бытия, раскрывающейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.
Наступление христианской веры в средние века соединило философию с интенсивным богопознанием. Категория бытия соотносилась с понятием Бога. В Новое время происходит секуляризация философии. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношений к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе.
Таким образом, всё многообразие трактовок бытия можно свести к трём главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, а её бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на всё, включая сознание человека. С т. зрения современного материализма, бытием обладает всё то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же время и изменяет это другое. Т.о., для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.
Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие (Солнечная система) и идеальноебытие (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее можно разделить объективное бытие, признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и субъективное, существующее внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звёзды, планеты, горы); природные органические (биологические виды); социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека); искусственные (технические системы, инженерные сооружения). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).
Различное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание. Также различают метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое, как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это даёт качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм (Маркс, Гегель), дуализм (Декарт), плюрализм(Демокрит, Лейбниц).
В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Это объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них.
Термин «материя» происходит из латинского языка и означает «вещество». Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм первых античных философов, которые искали первооснову в многообразии существующих вещей. Аристотель считал её бесформенной и пассивной. В средние века материальный мир считался продуктом божественного творения и признавался низменным и грешным.
До XIX века сохранялось механистическое понимание мира: материя в виде атомов и движение в пустоте, пока не наступил кризис механицизма в связи с открытием физического поля. В XIX веке сформировалась диалектико-материалистическая концепция, показывающая, что материя обладает дискретностью и непрерывностью и состоит из вещества и поля. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем.
Следующий шаг в понимании материи был сделан с возникновением синергетики и постнеклассической парадигмы представления мира. Если классическая наука формулирует свои законы для изолированных систем, которых в действительности не существует, то синергетика рассматривает реальные, сложноорганизованные, открытые системы и представляет их в непрерывном изменении. Эти изменения происходят в ритме пульсации: от хаоса к порядку, от порядка к хаосу. Здесь имеет возврат к учению древнегреческих философов, например, Эмпедокл, который представлял движение мира от хаоса к порядку.
Единство покоя и движения конкретизируется в соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определённость, т.к. они обладают устойчивостью, способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Сама способность к устойчивости основана на проявлении внутреннего движения.