разбаловка 24 задания по истории
Перевод баллов ЕГЭ по истории 2021-2022. Первичные и вторичные баллы
Каждое задание в ЕГЭ по истории оценивается первичными баллами. Сумма первичных баллов по всем заданиям — это общий первичный балл; он переводится во вторичный (тестовый) с помощью таблицы.
Таблица перевода первичных баллов во вторичные
Шкала переводов является ориентировочной.
Первичный | Тестовый |
---|---|
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 8 |
4 | 11 |
5 | 13 |
6 | 16 |
7 | 18 |
8 | 21 |
9 | 24 |
10 | 26 |
11 | 29 |
12 | 32 |
13 | 34 |
14 | 37 |
15 | 39 |
16 | 42 |
17 | 45 |
18 | 49 |
19 | 50 |
20 | 53 |
21 | 55 |
22 | 58 |
23 | 61 |
24 | 63 |
25 | 66 |
26 | 68 |
27 | 71 |
28 | 74 |
29 | 76 |
30 | 79 |
31 | 82 |
32 | 84 |
33 | 87 |
34 | 89 |
35 | 92 |
36 | 95 |
37 | 97 |
38 | 100 |
Таблица перевода тестовых баллов в оценку
Минимальный проходной тестовый балл для поступления в ВУЗ — 32.
Перевод тестовых баллов ЕГЭ в оценки официально не действует. В таблице указаны примерные данные.
24-е задание в ЕГЭ по истории: как решить на 4/4 баллов
Экзамен по истории — один из самых сложных. Средний балл по предмету едва превышает 50 баллов. Большая часть ошибок приходится на вторую часть экзамена, а именно 24 задание ЕГЭ: история сама по себе достаточно трудная дисциплина, а в этом задании выпускник должен продемонстрировать не только владение предметом, но и знание формата экзамена.
Что из себя представляет 24 задание ЕГЭ по истории?
24 задание ЕГЭ (история) — это аргументирование противоположных точек зрения. Это помогает понять, умеет ли выпускник мыслить аналитически, видеть причины и следствия событий, связь между ними.
Само 24 задание ЕГЭ (история) состоит из спорного утверждения (например, такой-то правитель улучшил положение России). Задача сдающего экзамен — привести два доказательства в защиту и два в опровержение этой точки зрения. При этом, доказательство состоит из факта и пояснения к нему, в котором нужно показать, как этот факт влияет на указанную позицию: например, победа в войне повышает авторитет страны на международной арене, а это улучшает положение России и т.п.
Основные ошибки при выполнении
Больше всего ошибок ежегодно приходится на 24 задание ЕГЭ: история — сложная дисциплина, а в этом номере от выпускника требуется не только ориентироваться в ней, но и знать формат и критерии экзамена.
Чаще всего допускаются ошибки двух типов:
Критерии оценки
Для получения максимального балла (4б) нужно привести четыре правильных аргумента (два — за, два — против). Количество аргументов, которые могут быть написаны, не ограничено, поэтому желательно придумать их как можно больше: если выпускник напишет восемь аргументов, а ему засчитают два подтверждающих и два опровергающих, он получит максимальный балл. Если же он напишет четыре аргумента, из которых засчитают два, то 24 задание ЕГЭ (история) будет оценено в 1-2 балла.
При этом, если засчитывают два примера, доказывающих одну позицию (например, оба «за»), выпускник получает один балл. Если же засчитываются два примера, один из которых в подтверждение, а другой — в опровержение, то 24 задание ЕГЭ (история) будет оценено в один балл.
За одно засчитанное доказательство, факты или же теоретические рассуждения баллы не даются.
Как получить максимальный балл за 24 задание ЕГЭ по истории
Чтобы получить максимум за 24 задание ЕГЭ (история), нужно уметь находить причины и следствия, а также четко следовать структуре. Так, во-первых, не стоит превращать ответ в сочинение: лучше сразу писать, какие это аргументы (за или против), и записать их пронумерованным списком.
Примеры в подтверждение нужно приводить именно на позицию, прописанную в задании. Так, если политика какого-либо правителя названа несостоятельной, в подтверждении стоит доказывать именно ее несостоятельность.
Также при выполнении номера стоит следовать некоторым советам:
Таким образом, несмотря на сложность, это задание вполне может быть выполнено на 4/4. Главное — не откладывать подготовку к истории, регулярно осваивать новый материал и следовать заранее изученным критериям.
Задание 24 ЕГЭ по истории: критерии оценивания, разбор задания, примеры.
Задание 24 ЕГЭ по истории – задание на анализ исторических версий и оценок фактов, процессов и явлений с привлечением знаний школьного курса истории. Традиционно отмечается, что данное задание на протяжении нескольких последних лет является для выпускников самым трудным. Поэтому повышенное внимание к нему оправдано.
Пример 24 задания ЕГЭ по истории
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Советский Союз провёл, безусловно, одну из самых неудачных своих военных кампаний в 1939–1940 гг., воюя с Финляндией».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Критерии оценивания задания 24 ЕГЭ История
*(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать аргументы:
Могут быть приведены другие аргументы.
Критерии | Балл |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 5 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 3 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 2 |
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки. ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки | 1 |
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Как выполнять задание 24 ЕГЭ по истории на аргументацию точки зрения
Задание 24 ЕГЭ по истории – задание на анализ исторических версий и оценок фактов, процессов и явлений с привлечением знаний школьного курса истории. Традиционно отмечается, что данное задание на протяжении нескольких последних лет является для выпускников самым трудным. Поэтому повышенное внимание к нему оправдано.
Согласно официальным материалам ФИПИ, в задании представлена одна дискуссионная точка зрения по какой-либо исторической проблеме. При его выполнении необходимо привести как минимум два аргумента, которыми можно подтвердить представленную точку зрения, и два аргумента, которыми можно ее опровергнуть. В целях предотвращения нежелательной ситуации, когда выпускники не будут писать, какие из аргументов имеют целью подтвердить, а какие опровергнуть данную точку зрения, что затруднит проверку, выпускникам дан алгоритм оформления задания.
Стоит отметить, что при выполнении задания требуется прежде всего его внимательное прочтение. Весьма распространенная ошибка – невнимательность. Например, когда задание посвящено особенностям внутренней политики какого-либо правителя, не стоит приводить аргументы из сферы внешней политики.
Приступая к 24-му заданию, необходимо в первую очередь выявить понятия (термины) тезиса-суждения (его составные части). Очень помогает, если суждение изобразить схематически. К примеру, возьмем достаточно распространенную точку зрения: «Норманны (варяги) сыграли главную роль в становлении государства у восточных славян». Его можно изобразить следующим образом:
Стрелка между прямоугольниками (логическая связка) – это как раз то, что мы должны обосновать и опровергнуть. Но прежде надо поразмышлять над используемыми понятиями. Что мы знаем о варягах-норманнах? И, самое главное, что мы знаем о государстве? Как правило, в суждении есть некое ключевое понятие, и первоочередная задача в том, чтобы его выявить и вспомнить его существенные признаки. В данном случае таким понятием является «государство». Выпускники, как правило, знакомы с признаками государства – следовательно, нужно обосновать, что в возникновении хотя бы некоторых этих признаков главная роль принадлежала варягам-норманнам. Дополнительная сложность в том, что требуется обосновать роль именно норманнов, то есть доказать, что летописные варяги – это норманны, скандинавы (а в этом убеждены не все историки).
Для выполнения задания необходимо сформулировать полноценные аргументы, то есть объяснить, каким образом с помощью приведенных фактов можно обосновать истинность или ложность тезиса. Для этого можно написать короткую и емкую формулу, которая должна стать правилом:
Аргумент = факт + пояснительная связь с тезисом (объяснение)
В методических материалах для экспертов утверждается, что в некоторых немногочисленных случаях могут быть засчитаны в качестве аргументов факты без объяснения. Это те случаи, когда приведенный факт с очевидностью подтверждает (опровергает) данную точку зрения (в нем хватает информации, чтобы подтвердить или опровергнуть), и его невозможно использовать «наоборот» (то есть, если он приведен в подтверждение, то его невозможно использовать в опровержение). Однако по нашим наблюдениям эксперты чрезвычайно редко засчитывают такие факты, Поэтому надо настраивать на то, что объяснение обязательно должно быть. В большинстве случаев только факта для аргументации недостаточно, необходимо связать данный факт с аргументируемой точкой зрения.
Сказанное в равной степени относится и к обратной ситуации – когда положения, не содержащие фактов в явном виде, могут быть приняты в качестве аргументов. Однако на практике эксперты практически всегда требуют приведения фактов. Поэтому при подготовке необходимо жестко настраиваться на обязательную фактологию в своих ответах.
Как известно, в 24 задании егэ по истории допускается использование одних и тех же фактов для аргументов и контраргументов. Наш опыт показывает, что работа с такими специально подобранными фактами – хорошее упражнение в рамках подготовки к ЕГЭ.
Работа с аргументами в задании 24 ЕГЭ по истории
В последние годы в методических рекомендациях особое внимание обращается на необходимость подробного обоснования логической связки. Экспертов настраивают на то, чтобы не принимать ответы, где такая связка носит формальный характер, то есть выпускник не указывает связь факта с аргументируемой точкой зрения, а переписывает саму точку зрению или передает ее смысл. Например, при аргументации точки зрения «Новая экономическая политика (нэп) была эффективным средством социально-экономического развития Советского государства после окончания Гражданской войны» выпускник привел следующий аргумент в подтверждение: «Была разрешена частная торговля, что способствовало быстрому социально-экономическому развитию Советского государства после окончания Гражданской войны». В данном случае выпускник указал лишь формальную связь между приведенными фактами и аргументируемой точкой зрения: он привел факт, а затем «прикрепил» к этому факту часть аргументируемой точки зрения («что способствовало быстрому социально-экономическому развитию Советского государства после окончания Гражданской войны»), не объясняя, почему частная торговля этому способствовала. Такой аргумент не принимается. Аргумент был бы принят, если бы выпускник сформулировал его, например, следующим образом: «Была разрешена частная торговля, что в условиях замены продразверстки продналогом способствовало насыщению рынка товарами, а, следовательно, решению продовольственной проблемы, которая, особенно в городах, очень остро стояла в годы Гражданской войны». В данном случае приведено объяснение, как разрешение частной торговли связано с развитием социально-экономической сферы.
Работа с контраргументами строится по тем же правилам. Здесь хорошо помогает «выворачивание тезиса наизнанку». К примеру: «Норманны (варяги) сыграли НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ роль в становлении государства у восточных славян» – а кто же (или что) тогда сыграл(о) главную роль? Естественно, восточные славяне, в силу наличия внутренних (объективных) предпосылок. Следовательно, «вывернутый» тезис будет звучать так: «Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних социально-политических и экономических предпосылок у восточных славян». Возможен, впрочем, при контраргументации и другой вариант – показать, что летописные варяги были вовсе не норманнами, а тоже славянами (хотя абсолютное большинство ученых относятся к этой точке зрения крайне критически).
Еще одно важное замечание. Необходимо приводить не два аргумента за и два против, а 3-5 аргументов с той и другой стороны. Эксперты «не штрафуют» за ошибочные аргументы, в зачет идут только правильные. Если это возможно (исходя из формулировки задания), то следует приводить аргументы из разных сфер (экономика, общественные отношения, управление, внешняя политика, культура). Два аргумента из одной сферы могут быть приняты за один. Например, тезис «Петр I продолжал политику первых Романовых» можно подтвердить аргументами из всех сфер общественной жизни.
Если ученик хоть немного знаком с историографией и/или источниками, то при ответе в 24 задании ЕГЭ по Истории он может активно это использовать – что придает аргументам дополнительную солидность и убедительность. Например, для тезисов по истории Древней Руси можно ссылаться на «Повесть временных лет»: «Большая роль варягов-норманнов в становлении Древнерусского государства, обосновывается ссылками на летописный рассказ о «призвании варягов» и другие известия «Повести временных лет», однако сама эта летопись была составлена намного позже (в начале XII в.) и содержит много недостоверных известий (к примеру, имена Синеус и Трувор – возможно, результат неверной передачи летописцем шведского выражения «со своим домом и верной дружиной»). Следовательно, тезис о главной роли варягов-норманнов в становлении Древнерусского государства выглядит недостаточно обоснованным». Историографию можно использовать, к примеру, при работе с тезисами по реформам Петра I. Вместе с тем следует избегать резких и однозначных суждений и использовать слова «возможно, «вероятно», «можно предположить».
Разбаловка 24 задания по истории
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В 2021 году изменения не планируются.
ПОРОГ ПО ИСТОРИИ: 9 первичных баллов (32 тестовых балла).
Приказом Миннауки установлен минимальный тестовый балл по истории: 35 баллов. Приказ.
Приказом Минпроса установлены пороговые баллы для поступающих в 2021 году в вузы, находящихся в его подчинении, по каждому вузу и специальности отдельно. Приказ.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ШКАЛА 2017 ГОДА
Первичный балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 0 | 4 | 8 | 11 | 15 | 18 | 22 | 25 | 29 | 32 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 54 | 55 | 56 |
Первичный балл | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 57 | 58 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 75 | 78 | 81 | 84 | 86 | 89 | 91 | 94 | 97 | 100 |
Первичный балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 0 | 3 | 7 | 11 | 14 | 18 | 22 | 26 | 29 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
Первичный балл | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 70 | 71 | 72 | 77 | 81 | 86 | 91 | 95 | 100 |
ШКАЛА 2015 ГОДА
Первичный балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 0 | 2 | 5 | 7 | 10 | 12 | 15 | 17 | 19 | 22 | 24 | 27 | 29 | 32 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
Первичный балл | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 52 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 75 | 77 | 79 | 82 | 84 | 86 | 89 | 91 | 93 | 95 | 98 | 100 |
Первичный балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 2 | 5 | 7 | 10 | 12 | 15 | 17 | 19 | 22 | 24 | 27 | 29 | 32 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 54 | 55 |
Первичный балл | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 70 | 71 | 72 | 74 | 77 | 79 | 81 | 84 | 86 | 88 | 91 | 93 | 95 | 98 | 100 |
—> ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ИСТОРИИ: 9 первичных баллов (32 тестовых балла).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке.
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН
На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.
РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2015 ГОДУ
Дата | ЕГЭ |
---|---|
Досрочный февральский период* | |
14 февраля (сб) | русский язык, география |
Досрочный период (март – апрель)** | |
23 марта (пн) | математика (базовый уровень) |
26 марта (чт) | математика (профильный уровень) |
28 марта (сб) | география, литература |
30 марта (пн) | русский язык |
4 апреля (сб) | обществознание, химия |
10 апреля (пт) | иностранные языки, физика |
11 апреля (сб) | иностранные языки (устная часть) |
18 апреля (сб) | информатика и ИКТ, биология, история |
20 апреля (пн) | резерв: русский язык |
21 апреля (вт) | резерв: математика (базовый уровень), математика (профильный уровень) |
22 апреля (ср) | резерв: география, химия, литература, обществознание, физика |
23 апреля (чт) | резерв: иностранные языки, история, биология, информатика и ИКТ |
24 апреля (пт) | резерв: иностранные языки (устная часть) |
Основной период | |
25 мая (пн) | география, литература |
28 мая (чт) | русский язык |
1 июня (пн) | математика (базовый уровень) |
4 июня (чт) | математика (профильный уровень) |
8 июня (пн) | обществознание, химия |
11 июня (чт) | иностранные языки, физика |
*Для выпускников прошлых лет и лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы.
**Для выпускников прошлых лет; лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы; выпускников текущего года, не имеющих академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план. Обучающихся 11-х классов, закончивших изучение программ по отдельным учебным предметам и имеющих годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (10 класс).