расцвет приказной системы при каком царе
Приказная система: суть, история возникновения, становление и расцвет
Когда государственная система развивается, растет и крепнет – реформы и нововведения неизбежны. Меняются уклады, принципы управления, территориальное деление, появляются новые задачи. И действующая схема работы государственной машины перестает соответствовать требованиям времени. Появляется потребность в масштабных переменах. Такая ситуация сложилась к началу XVI века в Московском царстве. Процесс централизации привел к возникновению новой системы управления. Появились приказы. Они стали основой структуры власти почти на два столетия.
Создание приказной системы
Вам будет интересно: Мифологическое мышление: причины, специфика и особенности
История появления этого термина вполне закономерна. Государь может «приказать ведать» тем или иным делом, и конкретный подданный должен выполнить наказ. С развитием государства управление только через должностных лиц теряет эффективность. Им на смену приходят целые учреждения и ведомства. Исследователи полагают, что приказная система стала складываться в правление Ивана III, в конце XV – начале XVI вв. Приказы (также именовавшиеся «дворами», «палатами», «четвертями», «избами») были ключевыми органами центрального управления, в ведении которых находились отдельные государственные территории или сферы деятельности. В царствование Ивана Великого было создано около 10 подобных ведомств, в том числе Казенный, Житный, Конюшенный, Большого двора, заведовавшего землями Московского князя. При Василии III (годы правления – 1505-1533) их количество растет, появляются Ямской приказ и Смоленский разрядный.
Устройство и состав
Нормативно создание приказной системы было закреплено в период правления Ивана IV Грозного. В положениях Судебника 1550 года были определены количество приказов (80 на тот момент) и их основные полномочия.
В ведении каждого выделялось два основных направления деятельности: судопроизводство и делопроизводство. Первым заведовали судьи, вторым – дьяки и подьячии. Все они назначались и смещались решением верховной власти. Для выполнения отдельных поручений в приказах существовали, к примеру, толмачи (Посольский приказ), трубники, пушкари, недельщики. Задачей последних было извещение свидетелей и ответчиков о необходимости явиться на суд.
Вам будет интересно: Использование ИКТ в образовательном процессе: виды, характеристика, применение
Основные «сотрудники» должны были присутствовать на службе ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Решения принимались судьями совместно, но чаще единогласно, с подачи главного из них. Действовали приказы именем государя, и в случае несогласия с вынесенным решением жалобы рассматривались Боярской думой.
Расцвет приказной системы
Как и любое начинание, реформа управления прошла несколько этапов. Формирование приказной системы было ответом на расширение круга государственных задач. Сюда же относилась и необходимость контролировать вновь присоединенные территории. Численность и состав приказов менялись неоднократно. К примеру, с появлением патриаршества и началом освоения Сибири возникали соответствующие ведомства. В годы Смуты, напротив, количество приказов уменьшилось.
Исследователи сходятся во мнении, что периодом наивысшего развития приказной системы стала первая половина XVII века – время правления первых представителей династии Романовых. Значительное число приказов, как временных, так и постоянных, появилось при Алексее Михайловиче (малороссийский, монастырский, хлебный, рейтарский, тайных дел и др.). Большинство из них было расположено в приказных палатах Московского Кремля.
Разделение полномочий: сложности
Со временем стало очевидно, что созданный управленческий аппарат далеко не всегда эффективно выполняет свои функции и соответствует государственным задачам. И проблема заключалась не только в росте числа ведомств. Сутью приказной системы стала нечеткость иерархии и распределения полномочий. Обязанности многих из них переплетались, часто противореча друг другу. Порой в приказе могло выполняться такое количество разноплановых дел, что он переставал соответствовать своему первоначальному функционалу.
Постепенно система приказов стала довольно громоздкой и неповоротливой. Судьи и дьяки часто «не соответствовали занимаемой должности», не выполняя прямых обязанностей, злоупотребляя своим положением. Несмотря на явные недостатки, система сохранялась вплоть до реформ Петра I, а отдельные приказы просуществовали едва ли не до середины XVIII века.
Территориальные приказы
Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Существовало три относительных принципа, по которым распределялись полномочия приказов. Это категории населения, территории или направления работы. Исходя из этого, можно выделить несколько групп приказов. В ведении территориальных находилось управление отдельными округами, княжествами. Некоторые из них носили название «четверти» (по существовавшему в XV веке принципу деления земель Московского княжества):
По мере присоединения или потери новых территорий создавались и объединялись новые приказы: Великороссийский, Сибирский, Казанского Дворца, Малороссийский, Лифляндских дел и др.
Дворцовые
Если в ведении первой группы приказов находились целые регионы, то к этой категории относились ведомства, в обязанность которым вменялось управление государевым двором и землями. Начало было положено созданием приказа Большого дворца. Руководство им поручалось «дворецкому», руководившему придворными. Одной из важнейших его задач был сбор оброка и других податей с населения городов, сел, волостей, принадлежавших царской фамилии. В эту приказную систему впоследствии также вошли:
Отраслевые
Приказная система управления стала складываться во многом именно из-за необходимости разделить разные сферы внутригосударственных дел. Именно по этому принципу изначально появлялись Аптекарский, Ямской, Житный, Холопий, Печатный приказы. Одним из первых среди них в источниках упоминается Ямской. В его задачи входил контроль над транзитными перегонами и доставкой почты, а также сбор податей с ямщиков. В периоды бедствий большое значение приобретал Житный приказ, заведовавший складами, в которых хранился хлеб для снабжения войска и на случай неурожаев.
Особую категорию составляли ведомства, отвечавшие за соблюдение закона, порядка и систему наказаний. К ним можно отнести Разбойный и Сыскной приказы. Первоначально они были созданы как временный орган для борьбы с разбоем, но в итоге просуществовали вплоть до XVIII века. Разбойный приказ ведал делами о грабежах и убийствах, управлял тюрьмами и палачами.
Военные и дипломатические дела
Внешняя политика всегда была важнейшей сферой государственных интересов, что отразилось и на численности соответствующих учреждений. В разные годы в приказную систему по военным и внешнеполитическим делам входили:
Дипломатические отношения со странами Европы и Азии находились в ведении Посольского приказа. Толмачи и подьячие во главе с посольским думным дьяком занимались подготовкой российских посольств и встречей иностранных делегаций, сопровождением иноземцев в Москве, выкупом и обменом военнопленных.
Все служилое сословие находилось в ведении Разрядного приказа. В его задачи входило также комплектование войска, назначение военачальников и наместников, смотры и сборы, учет гражданских должностей, определение размера жалования.
Имущество, доходы и расходы
Не столь многочисленная, но не менее весомая группа учреждений, входящих в приказную систему, контролировала не только процесс пополнения государственной казны, но и вопросы землевладения. В нее входили:
Первый из них был одним из влиятельнейших органов государственного управления, ведавших вотчинным и поместным землевладением. Сюда относилась раздача и изъятие поместий для служилого сословия (дворян и детей боярских), составление писцовых книг, решение земельных споров.
В задачи приказа Большой казны входил контроль над государственными доходами, получаемыми с городов, деревень, сел, не входивших в ведение иных подразделений. Также ему подчинялись купцы, суконная и гостиная сотни, денежный двор, таможня, Тульский оружейный завод.
Круг обязанностей Новой четверти был довольно пестрым: сбор с кружечных дворов (до 100 тысяч рублей в год), судебные дела о незаконной продаже табака и вина, а с 1678 года – заведование делами калмыков.
Контрольные и ревизионные приказы
Рост численности ведомств и нечеткое разделение их обязанностей привели к тому, что приказная система в 17 веке столкнулась с необходимостью создания контролирующих органов.
Так был сформирован приказ Счетных дел. В нем не было судей, а в задачи дьяков входил контроль за доходами и расходами разных учреждений. Также приказ занимался сбором не поступивших в казну податей и остатков средств, не израсходованных ведомствами в течение года.
Неким особняком стоял созданный в правление Алексея Михайловича приказ Тайных дел. Подчиняясь непосредственно государю, он выполнял функции наблюдения за исполнением царских указов, одновременно являясь канцелярией. В задачи входило выявление государственных преступлений и организация следствия по ним. Подьячие также сопровождали послов во время визитов в другие страны и воевод в походах, следя за их действиями. Примечательно, что именно этому приказу было поручено участвовать в создании единой почтовой службы.
Государственное благоустройство
Компоненты приказной системы, отвечавшей за строительство, общественное призрение, просвещение, сохранялись в России довольно долгое время. К ним можно отнести:
Каменный приказ выполнял важнейшую функцию руководства строительством зданий и сооружений. В его ведении также находились все мастеровые, кирпичные заводы, сбор податей с городов, где происходила добыча извести и белого камня. Его правопреемник (созданный в 1775 году) следил за соответствием застройки Москвы разработанному плану. Новый государственный орган также отвечал за качество строительных материалов и пожарную безопасность зданий.
Общественное призрение и благотворительность находились в ведении приказа Строения богаделен, созданного во второй половине XVII века. Сюда относились: раздача милостыни, поиск возможностей заработка для трудоспособного населения, наказания за тунеядство. Значительная часть обязанностей при этом возлагалась на духовенство.
На Земском соборе в 1681 году было решено организовать перепись нищих, устроить престарелых и немощных горожан в больницы, а трудоспособных привлечь к общественным работам. В Москве предусматривалось строительство «шпитальных домов» – государственных богаделен.
Приказы Московского государства
Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.
Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.
Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.
Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий.
В ведомстве этого приказа был Монетный двор. Этот приказ заведовал государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..
4. группа приказов- приказы иностранных дел: Посольский (1567). В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом. Он ведал некоторыми городами: Касимовым и Романовым, уездом Великой Пермью. Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу. Полоняничный приказ стоял в подчинении посольского приказа. Существовал с 1663 по 1678. Панский приказ (Неволин).
Приказы можно классифицировать на постоянные (Псольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный, Тайных дел, упраздненный после смерти Алексея Михайловича, Даточный)
Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.
Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.
Приказы как органы власти на Руси в XVII веке
Расцет приказной системы управления
Историки российского государства и права полагают, что XVII век явился временем расцвета приказной системы управления, которая начала складываться еще в середине XVI века. В первой половине XVII столетия число приказов значительно возрастает, что соответствовало потребностям усиления царской власти, становлению административного аппарата под жесткий и эффективный контроль.
Исследователь государства и права России в период сословно-представительной монархии Н.П. Ерошкин отмечает, что на протяжении этого века существовало до 80 приказов как центральных бюрократических учреждений разных по значению, по функциям и по величине.
Примечательно, что путешественник Адам Олеарий подробно описал деятельность системы приказов в середине XVII века, отметив, что «государственные советники и бояре служат в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства, которые русские называют приказами; таких канцелярий в Москве насчитывается 33».
Бывший подъячий Посольского приказа Г.К. Котошихин в сочинении «О России в царствование царя Алексея Михайловича» подробно описывает деятельность, структуру приказов и обязанности должностных лиц, несущих в них службу. О работе приказов известно также из сохранившихся приказных документов. Большинство приказов располагалось на Ивановской площади в Московском Кремле в приказных палатах.
Одним из важнейших был Поместный приказ, который после прекращения смуты по царскому повелению провел подробное описание русских земель с целью восстановления земельных прав поместных дворян, нарушенных в ходе польской интервенции. В ведение приказа были сосредоточены дела о вотчинах и поместьях, о выдаче поместий, о приобретении вотчин. Поместный приказ рассматривал также земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками, вел деятельность по возвращению беглых крепостных крестьян своим господам. Исполнительный аппарат Поместного приказа разделялся на несколько крупных внутренних структур — столов с большим количеством чиновников — подъячих и имел в XVII веке самые большие кадровые штаты.
Разрядный приказ ведал служилыми людьми из дворянства и включал в себя несколько крупных столов с обширным делопроизводством. Важнейшим из них был Московский стол, который ведал комплектованием воевод и иных высших военных чинов, подбирал кадровый аппарат приказов, занимался укреплением пограничных линий на окраинах государства и разбирал разные местнические дела. Прочие столы Разрядного приказа вели учет ратного состава русской армии. Документы после оформления обычно сворачивались в так называемый «столбец», поэтому служилые дворяне, чье сословное положение было отмечено соответствующими записями в подобных документах, именовались столбовыми дворянами.
Стрелецкий приказ вел все дела по службе, управлению и суду такого рода постоянного войска, как стрельцы, которые не только несли службу по охране границ государства, но и выполняли караульные и полицейские обязанности в городах. Кроме того, существовал особый Стремянной стрелецкий полк, выполнявший почетную обязанность сопровождать царя и патриарха в их поездках. Москва как столичный город охранялся несколькими привилегированными полками стрельцов. Стрельцы проживали в особых поселениях — стрелецких слободах. В свободное от службы время им было позволено заниматься торговлей и ремеслами. Каждый полк управлялся особой канцелярией — стрелецкой избой, и во главе полков стояли командиры, обладавшие правом суда над стрельцами. После участия стрельцов в политических событиях конца XVII века их полки были расформированы, и Стрелецкий приказ вскоре прекратил свое существование.
Казачий приказ ведал военной службой и финансовыми делами особого военно-служилого сословия, находившегося согласно данной царю присяге на регулярной воинской государственной службе. Иноземный приказ ведал иностранными военными специалистами, которые служили в полках так называемого иноземного строя (созданных по западноевропейскому образцу), например, драгунских, в качестве командиров, и русским рядовым составом, который набирался с мест в эти полки. Приказ осуществлял суд над иностранцами, оформлял пожалования офицерам-иностранцам за верную службу землями и крепостными крестьянами. В штате приказа состояли переводчики, так как не все иностранные командиры владели русским языком.
Целый ряд приказов занимался специальными отраслями управления. Посольский приказ ведал дипломатическими сношениями с Западной Европой (Польшей, Англией, Швецией) и азиатскими странами (Турцией, Китаем, Персией). В штате приказа состояли старшие подъячие и подъячие, в подчинении которых были переводчики, оформители дипломатических грамот, приставы и стража. К концу XVII века аппарат Посольского приказа значительно вырос, в его состав вошли структуры по делам Литвы, Смоленских земель и Малороссии. В 1662 году был учрежден Малороссийский приказ для общего управления украинскими землями, который позже был включен в состав Посольского приказа. Сибирский приказ сосредоточил управление огромными сибирскими территориями, решение кадровых вопросов по служилым людям, сбор ясака с местных племен и так называемые посольские дела о внешних сношениях с Монголией и Калмыцкой землей.
В ведении Ямского приказа находилась так называемая ямская служба, то есть царские гонцы, конные возчики с подводами, управление ямскими учреждениями, выписка подорожных документов, надзор за дорогами в государстве, сбор денег на развитие ямского дела, расселение ямщиков в особых ямских слободах. Земский приказ ведал поддержанием в Москве общественного порядка, следил за городским благоустройством, занимался борьбой с пожарами, собирал налоги с московского тяглового населения и осуществлял судебные функции. Холопий приказ занимался регистрацией дворовых крестьян всех вотчинников и помещиков, оформлял различные кабалы и крепости на холопов, рассматривал тяжбы из-за холопов между боярами и дворянами, вел переписку с воеводами по розыску беглых крепостных крестьян.
Бояре и дворяне, недовольные вынесенными решениями Поместного и Холопьего приказов, могли подавать жалобы или бить челом в Приказ сыскных дел, который являлся высшим судом по земельным и холопским делам, а также решал дела, не подведомственные другим приказам. Из этого приказа в первой половине XVII века был выделен Приказ приказных дел, который ведал выполнением особых поручений по финансовым и управленческим вопросам. Историки права отмечают, что этот приказ имел весьма широкие конкретные полномочия. Некоторое время в Москве действовал Судный приказ, который взыскательно разбирал дела высшей служилой бюрократии, то есть стольников, дьяков и подъячих, иных чинов.
На становление российской медицины оказал существенное влияние Аптекарский приказ, в контору которого ежедневно приходили царские лейб-медики, аптекари, цирюльники числом до 50 человек для квалифицированного медицинского обслуживания царской семьи и высшей аристократии. Активной была деятельность Разбойного приказа, который занимался таким ответственным делом, как расследование уголовных дел по разбоям, убийствам, различным насильственным преступлениям. В распоряжении этого приказа имелась своя тюрьма пыточная изба с палачами.
Каменный приказ ведал обширными строительными работами, и в его подчинении находились кирпичные заводы, составление смет и планов на строительство, многочисленные плотники, каменщики, иные мастеровые люди. Через этот приказ отпускались необходимые строительные материалы. Печатный приказ осуществлял юридическое утверждение самых разнообразных документов как государственных учреждений, так и частных лиц. С деятельностью этого приказа связано развитие отечественного делопроизводства. Приказ золотого и серебряного дела занимался ювелирными делами и хранением различных драгоценных изделий.
Сбор государственных налогов был возложен на областные приказы, которые осуществляли управление отдельными территориями Русского государства. Такие приказы носили название четвертных, а территории именовались четвертями или четями. Нижегородский приказ ведал четью с 65 городами, среди которых были Новгород, Псков, Пермь. Владимирский приказ ведал четью с 26 городами. Были кроме названных четей также Костромская, Галицкая, Устюжская четверти. Торговлей спиртными напитками через кабаки, трактиры и шинки, отдачей продажи водки частным откупщикам, кабацкими сборами ведал Приказ новой четверти. Приказ большого прихода занимался сбором прямых и косвенных налогов.
Он сдавал на откуп бани, лавки, торговые ряды, гостиные дворы и погреба для хранения продуктов, взимал плату с мер, которыми пользовались торговцы, взимал плату с клеймением товаров, ведал таможенными сборами. Приказ большой казны как чисто финансовый орган ведал сбором налогов с городского населения, а также денежным двором, который занимался чеканкой государственной монеты. Адам Олеарий в своих записках указывал, что именно в каменных помещениях этого приказа хранилась вся государственная казна и сосредотачивались огромные денежные поступления в виде налогов, пошлин и остатков от расходов в других приказах.
В середине XVII века был создан Тайный приказ или Приказ тайных дел для сосредоточения управления приказной системой. Это был личная канцелярия царя, которой заведовал тайный дьяк, доверенное лицо царя. Приказ тайных дел постоянно контролировал деятельность остальных приказов, которых в Русском государстве на протяжении всего столетия, как уже отмечалось, существовало до 80 с разными функциями. Тайный приказ осуществлял не только явный контроль, но и секретные расследования по деятельности воевод на местах и даже послов за границей.
Все политические дела, связанные с церковным расколом, то есть дела патриарха Никона и протопопа Аввакума, рассматривались в Приказе тайных дел. Особенно активно занимался приказ расследованием дела по мятежу донских казаков и примкнувших крепостных крестьян под предводительством Степана Разина. В помещении приказа был царский стол, где царь сам рассматривал различные дела, составлял документы, например, следственный вопросник боярам по восстанию Разина, выслушивал доклады подъячих по проверкам и ревизиям. В ведение этого приказа находилась личная царская переписка, личная денежная казна царя, царские подмосковные имения с дворцами, торговля с Персией, а также царская соколиная охота.
Делами Русской Православной церкви ведал в соответствие с XIII главой Соборного уложения 1649 года как государственное учреждение особо созданный Монастырский приказ, суду которого отныне были подчинены все монастыри и лица духовного звания, а также крепостные крестьяне, которыми они владеют. Монастырскому приказу не подчинялся только патриарх.
Монастырский приказ назначал на должность и отрешал от должности настоятелей монастырей (архимандритов и игуменов), священников, дьяконов, контролировал монастырские и церковные денежные средства, собирал с монастырских и церковных земель чрезвычайные деньги. Против учреждения Монастырского приказа резко выступал патриарх Никон, усматривая в его деятельности крайнюю несправедливость установления светского суда над духовенством. После падения патриарха Никона уже в 1667 году иерархи Русской Православной церкви добились упразднения Монастырского приказа и изгнания светских чиновников из системы церковного суда.
Структура приказов
Во главе каждого приказа стоял судья, назначенный из членов Боярской думы, не обязательно боярин, так как на должность судьи могли быть назначены думный дворянин или думный дьяк. Число приказных дьяков зависело от значительности и величины самого приказа, например, в Посольском приказе было три дьяка, а в Поместном приказе 15 дьяков. Дьяки набирались на службу в XVII веке не только из дворянства, но и из лиц духовного звания, а иногда из крупного богатого купечества.
Дьяки за службу получали поместья и денежные оклады. Дьяки составляли доклады царю и затем со слов царя наносили на доклады резолюции, на основе которых составлялись царские указы. Следующий разряд служилых канцелярских чинов, то есть подьячие, принимались на службу из дворян и сыновей уже служащих в приказе подьячих. От значимости приказа и объема выполняемых функций соответственно зависел и штат подьячих, так в Поместном приказе служило несколько сотен подьячих, а в Посольском их было всего несколько десятков. Приказы разделялись на столы, во главе которых стояли дьяки, а столы делились на повытья, во главе которых стояли старшие подьячие.
В конце XVII века царь Федор Алексеевич провел реорганизацию приказной системы. Для совершенствования делопроизводства и искоренения бумажной волокиты он увеличил штаты приказов и установил жесткие сроки принятия решений по всем делам. Была значительно повышена персональная ответственность приказных судей и дьяков. Кроме того, царь установил ежедневное рабочее время для приказов. Тем не менее, приказная система постепенно начинала себя изживать в качестве центральных государственных учреждений Русских государства.
Одновременно с государственными приказами существовали патриаршие приказы, деятельность которых была напрямую связана с высшим иерархом Русской Православной церкви. Приказ духовных дел или Патриарший разряд занимался подготовкой документов и грамот, а также вершил суд над священством и мирянами, находившимися в подчинении патриарха. Казенный приказ распоряжался сборами денег в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал хозяйственными делами патриарха и служилыми светскими чинами на его службе. Существовал какое-то время Судный приказ. В патриарших приказах сложилась особая светская устроенная по иерархическому принципу система чинов: патриаршие бояре и дворяне, дьяки и подъячие.
Честь и хвала в создании единого централизованного государства Московского принадлежит Ивану Васильевичу III. Мы должны вспомнить, что вообще должно быть присуще государству: единая граница, единая налоговая система, законодательство, идеология. Именно эти атрибуты и возникают при Иване III. В частности Иван III считал, что главная задача — расширение территории. Он увеличил ее в 6 раз за свое правление. Ивану III удалось присоединить таких противников, как Новгородские земли (в 1478 году).
После присоединения Новгорода, как соперник остался Тверской князь. В 1485 году Ивану III удалось присоединить и земли Твери. Таким образом, завершается складывание территории московского княжества. Окончательный вариант территории утверждается в начале 16 века, т.е.
во времена правления Московских князей. Вторым атрибутом единого государства является единая система органов управления. До конца 15 века Русь состояла из ранних феодальных монархий. То же самое было и при Иване III, когда монарх не только правит, но и владеет. Иван III начинает формировать собственный аппарат управления. Значительно усиливаются два ведомства — Дворец и Казна. Дворец — ведомство, которое занималось личными землями великого князя, а также рассматривало земельные тяжбы и осуществляло суд.
Второе ведомство, казна — ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой.
Высшая власть принадлежала великому князю. У него была законодательная и высшая распорядительная власть. Консультативным органом была боярская дума. В ней было 20-25 человек. Она состояла из нескольких категорий. Прежде всего, думные бояре, как бы советники, затем стольники, это бывшие удельные князья, территории которых были присоединены; дьяки (тоже бояре), иногда были дворяне, которые осуществляли некоторые секретарские функции. Боярская дума хоть и была консультативным органом, но оказывала влияние на политику князя — князь решил, а бояре приговорили.
Т.е. бояре должны были все утверждать. Постепенно на основе казны, из членов казны, стали формироваться приказы. Приказы формировались из бояр. Великий князь приказывал кому-то из боярской думы курировать ту или иную сферу. При Иване III зарождаются органы аппарата управления.
Возникает система кормления, которую позже сломает Иван Грозный.
Приказ, ведавший созданием нового сооружения
Ивану III же она была нужна для того, чтобы сломать правление удельных князей. Т.е. закладывались основы местного управления. В распределении должностей возникает новый принцип, который называется местничеством. Местничество — это принцип занятия должностей в зависимости от происхождения. При Иване III возникает единая система законодательства — судебник 1497 года. По этому своду единая власть принадлежала Московскому князю.
Еще одна важная деталь — это начало закрепощения крестьян. Так вот в судебнике вводится правило Юрьева Дня. Юрьев день — 26 ноября. Прежде крестьяне могли уходить в любое время от феодала.
Теперь Иван III вводил правило, что крестьянин может уйти от феодала за неделю до, или после юрьева дня. В ноябре потому, что в это время нивы сжаты, рощи голы, и уход от феодала не так ущербен для феодала. Но уйти можно было, не просто пожелав, а заплатив «пожилое» — плату за то, что ты жил.
Еще одно важное событие, оказавшее влияние на создание единого государства — женитьба Ивана III в 1472 году на Софье Палеолог. В 1453 году Византия перестала существовать, Константинополь разгромлен турками и османами, превращается в Стамбул. Семья византийского императора уехала в Рим, и жила на содержании Папы Римского. С 1474 года гербом Российской Империи становится двуглавый орел. До этого гербом было изображение Георгия Победоносца. Два герба были совмещены — на груди двуглавого орла, поместили Московский герб.
С этого времени Иван III поднимается на голову выше всех князей. Если все князья были равнее по крови, все одного рода, то теперь дети Ивана III — наследники Византийских Императоров, внуки императоров. Меняется и Иван III. Он уже не выходит без скипетра и державы, меняется речь. Европа восхищена речами Ивана III. Он объявил себя наследником императора, он становится преемником православия.
Москва становится как бы третьим Римом. Игумен Филофей писал: «Первый Рим пал, второй — пал, третий стоит, четвертого не бывать». Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Поскольку Москва объявила себя носителем православия, верного единственному законному монарху — Ивану III, то было создано идеологическое обоснование единого государства.
С Ивана III закрывается одна страница истории: феодальная раздробленность, и открывается новая: период Московского царства.
Характеристика приказов
Приказы, органы центрального и местного управления в России середины 16- середины 18 веков. Слово «приказ» в смысле особое поручениевошло в обращение с середины 16 века.
Зарождение приказной системы происходило в конце 15- начале 16 веков.
Она сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы:
Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), овгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей.
Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа.
Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов.
Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца. Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков.
Приказы были постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы.
(Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими.
Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление.
В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать
приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег.
Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.
В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю.
Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа
Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти.
Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий.
Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.
Виды и структура приказов
На XVII в. приходится расцвет приказов как органов центрального государственного управления.
Дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры. Особое место в системе занимал Приказ Тайных дел, образованный в 1654 г.
Он являлся личной канцелярией царя Алексея Михайловича, контролировал деятельность других приказов. Там решались важнейшие государственные вопросы, без согласования с Боярской думой.
Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю; посылка подьячих с секретным наказом для проверки деятельности приказных и воевод.
Ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел: такие как дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ Тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал там, принимая участие в составлении бумаг; требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения.
Упразднили Приказ тайных дел в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.
Характерным недостатком приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций между приказами.
За все время существования приказной системы акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе, так и не был подготовлен и издан.
Путаница была во всем: во главе приказа стоял судья, но иногда судью приказа именовали по-другому: казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д.
Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков, но было и такое, что один и тот же судья одновременно возглавляло несколько приказов.
Обширное бумажное делопроизводство востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы.
Судьи приказов такого опыта иногда не имели, им в помощники назначались дьяки, число которых зависело от значения приказа.
Дьяки комплектовались из родового дворянства, они фактически и вершили дела в приказах. За свою службу они награждались поместным окладом и получали денежное вознаграждение. У дьяков в подчинении находились канцелярские служители — подьячие.
Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни «приношения» просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом.
Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье.
Приказы Московского государства
Прика́зы, органы центрального и местного управления в России середины 16 — середины 18 веков, а также названия стрелецких полков в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 — начале 16 веков.
Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей.
Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа.
Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа.
Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов.
Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.
Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков.
Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат.
Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы.
Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне.
Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены.
В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование.