расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Расцвет киевской Руси

Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти — Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения — «закупы». Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев.

«Правда Ярославичей»

Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.

Источник

Расцвет Киевской Руси и укрепление феодального строя

Владимир Святославович

Максимального экономического и политического расцвета Киевская Русь достигла в конце X — начале XI вв. при князьях:

Начавшийся после этого процесс усиления феодальной раздроб­ленности (1054 — 1113) был приостановлен князьями:

Данные князья временно возродили единство и величие Руси, но после смерти Мстислава в 1132 г. Киевская Русь окончательно распалась на удельные княжества. Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (Завоевателя) и правнуком Рюрика. Владимир, как сын рабыни не имевший прав на престол, пришел к власти в результате войны против брата Ярополка, княжившего в 972 — 980 гг. Это был первый случай, когда внутри Руси началась война между князьями-братьями и престол был унаследован не по закону, а захвачен военной силой. Несмотря на это, Владимир в корне изменил судьбу страны. В 988 г. на Руси вместо язычества была принята общегосударственная религия — православное (византийское) христианство. Несмотря на неприятие христианства частью населения, крещение Руси:

Рассвет Киевской Руси при Ярославе Мудром

Как и Владимир, Ярослав пришел к власти через междоусобицу. Один из сыновей Владимира — Святополк, захватил киевский престол, убив своих братьев Бориса и Глеба, за что получил прозвище «Святополк Окаянный». В 1015— 1019 гг. между Свя-тополком и Ярославом шла междоусобная война, которая завершилась свержением Святополка Окаянного и победой Ярослава. После этого началась война между Ярославом и другим братом — Мстиславом Тьмутараканским, который, как и Ярослав, был очень силен и авторитетен. Война между ними закончилась миром, после чего Киевская Русь была разделена на два удела — Ярослава и Мстислава, которые оба считались великими князьями и правили одновременно. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав 18 лет (до 1054 г.) правил единолично и получил прозвище «Ярослав Мудрый». При Ярославе Мудром:

Русская Правда и ее значение

Русская Правда, ставшая первым сводом писаных законов, закрепила на Руси феодальные порядки.

Все население Киевской Руси приобрело строгую социальную (феодальную) иерархию:

Русская Правда также запрещала кровную месть, принцип «око за око» и впервые в истории Руси легально вводила имущественный выкуп за преступление — «виру». Значительная часть преступников, уплатившая «виру» за преступление, освобождалась от ответственности. Причем размер «виры» зависел от имущественного положения пострадавшего. Например, жизнь закупа оценивалась выше, чем жизнь холопа; жизнь «мужа» ценилась дороже, чем жизнь закупа и т. д.

Источник

Расцвет Киевской Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянскихи финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.

Киевская Русь при Владимире Святославиче

После введения на Руси христианства князь Владимир Святославович начал формировать новую систему управления государством. Своих сыновей Владимир посадил наместниками в Новгород, Туров, Полоцк и Ростов, где они управляли княжествами и осуществляли сбор дани, большая часть которой отправлялась в Киев.

В 981 году Владимир у Польши отвоевал Червенские города, затем покорил ятвягов, вятичей и радимичей. Удачно шла борьба с печенегами. Цепочка укрепленных пунктов на реках Осетр, Трубеж, Десна, Сула позволила отодвинуть границу.

Расцвет Киевской Руси при Ярославе

С именем Ярослава связывают расцвет Киевской Руси. Князь пресекал все распри, стремясь упрочить отвечающие государственным интересам порядки, издавал законы и творил суд. Летописцы назвали его «самовластием», так как современники воспринимали Ярослава не как первого среди князей, а как самовластного правителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Ярослав особенно покровительствовал церкви. Киев при нем стал одним из крупнейших городов Европы. В столице Древнерусской державы появились:

Таким образом, Киев в основных чертах повторил святые места Константинополя, бросая вызов Византийской империи. Киев осмелился претендовать на роль центра христианского мира.

Идея о переходе на Русь роли центра мира и ответственности за судьбы православных христиан надолго оставалась сплачивавшей все древнерусские земли. Этим объяснялась необходимость существования Древнерусского государства. В дальнейшем с этой идеей древнерусские правители будут сверять свои действия.

С Ярославом связана «Русская правда».

Правление Ярославичей и распад Древнерусского государства

Чтобы предотвратить усобицу между сыновьями, перед смертью Ярослав разделил русские земли между ними. Князья заняли свои престолы согласно старшинству. Изяслав стал князем Киевским и Новгородским. Святослава посадили в Чернигов, Всеволода – в Переяславль, Игоря – во Владимир, Вячеслава – в Смоленск. Все были должны подчиняться киевскому князю и почитать его. Тот должен был защищать братьев. Сохранив киевское первенство, новая система была призвана предотвратить конфликты между князьями. Однако развитие событий показало, что изменения не принесли стабильности.

Ярославичи продолжали законотворческую деятельность своего отца. «Правда Ярославичей» прежде всего защищала княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу скота, сена, хлеба, лодок, дров, за вторжение в охотничьи угодья и прочие имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна по новому закону каралось смертью или разорявшим деревню огромным штрафом. «Правда Ярославичей» отразила более зрелую ступень общественных отношений.

Масштабы разорений заставили русских князей заняться поисками решения конфликтов. В 1097 году на съезд князей в Любече внуки Ярослава установили новые принципы взаимоотношений князей. Теперь князь должен был управлять своей «отчиной». Этим отменялся принцип занятия престолов, основанный на представлениях, что все члены княжеской семьи являются совладельцами Русской земли. Старый порядок сохранился только в пределах княжений. Отныне старшинство не играло решающей роли и «лествичную» систему сменило наследственное династическое правление. Русские земли окончательно были распределены между ветвями Ярославичей. Киевский князь больше не нес ответственность за соблюдение в стране порядка. Против нарушителя договора должны были выступать все князья.

Новый порядок не принес на Русскую землю спокойствия. В 1113 году в Киеве умер князь Святополк. За столичный престол сразу разгорелась борьба. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку киевлян. В городе вспыхнул бунт. По призыву митрополита Никифора на престол был приглашен Владимир Мономах. Беспорядки прекратились.

Владимир Мономах осознал необходимость уступок для снижения социальных противоречий. «Устав Владимира Всеволодовича» заметно облегчил положение простых людей:

Владимир Мономах сумел организовать несколько походов на половцев. Особенно удачным был поход 1111 года. Вместе с союзниками Мономах далеко вторгся вглубь степей. В решающем сражении орда хана Шарукана была разбита. Побежденные отступили от русских границ.

Авторитет и могущество Владимира Мономаха были так высоки, что его утверждение на киевском престоле легко признали другие князья. Новый великий князь Киевский на время приостановил распад Древнерусского государства: в Новгород, Ростов, Смоленск и Суздаль Владимир Мономах посадил сыновей, признающих власть отца. Не противились воле Мономаха и другие князья.

После смерти Владимира Мономаха в 1125 году его сын Мстислав Великий еще удерживал князей в повиновении. Но с его смертью в 1132 году древняя Русь рассыпалась на самостоятельные уделы.

Источник

Расцвет Киевской Руси

На конец X — первую половину XI в. пришелся расцвет Киевской Руси. Особое место в древнерусской истории принадлежит князю Владимиру (980-1015), при котором оформилась территория державы, сформировался единый народ, принявший в 988 г. христианство, упрочилось международное положение Руси.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Заняв Киев, Владимир в первые годы своего прав­ления объединил все восточнославянские земли: в 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 984 г. привел к покорности радимичей. Своих 12 сыновей Владимир посадил наместниками в важнейших русских городах. Они собирали налоги, судили и правили от его имени, укрепляя власть киевского князя. С соседними странами князь поддерживал мирные отношения, скрепляя их династическими браками своих детей. Старшего сына Святополка он женил на дочери польского короля, за другого сына — Ярослава — сосватал варяжскую принцессу.

Главной заслугой князя Владимира была органи­зация обороны южных границ Руси от постоянных набегов печенегов. Для защиты от врагов Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра. Крепости располагались так, что бы их самые высокие башни были в пределах видимости друг друга. Дозорный, заметивший приближение врага, разжигал на башне костер, его видели соседи и передавали дальше. «Огненный телеграф» быстро доносил тревожную весть до столицы, и княжеская дружина спешила навстречу врагу. Владимир заботился о своей дружине: награждал, угощал на пирах, советовался со знатными дружинниками по важным государственным вопросам. Народные былины с любовью говорят о Владимире, называя его Красное Солнышко.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Принятие христианства. Язычество, издавна существовавшее на Руси, не способствовало объединению славянских племен, затрудняло международные контакты с развитым христианским миром, мешало политическому и культурному становлению государства. Понимая это, князь Владимир в 980 г. попытался провести реформу язычества, он приказал создать общий для всей Руси пантеон, куда должны были войти 9 богов во главе с Перуном. Однако реформа не была успешной.

Согласно легенде, к Владимиру приходили послы- миссионеры от мусульман, иудеев, папы римского и восточных христиан, каждый из них стремился привлечь князя к своей вере. Да и сам князь отправлял послов в другие страны, посмотреть на храмы и обычаи. В это время все большее распространение получает христианская религия, проникавшая на Русь из Византии. Связь с Византией Владимир пытался укрепить путем своего брака с сестрой византийских императоров принцессой Анной. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе, по другим — в Киеве или в Васильеве. Затем князь стал активно насаждать новую религию. Вслед за ним крестилась его дружина. К концу X в. большинство жителей Руси приняли христианство.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Новая религия не сразу утвердилась в обществе, черты язычества переплелись с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы. Многие языческие обряды сохранились в повседневном быту. На окраинах Руси язычество существовало наряду с христианством до XIII в. Греческие и болгарские священники, приглашенные Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания, трудились переводчиками и переписчиками при монастырях. Одновременно на Русь стали приезжать иностранные зодчие, художники, камнерезы, каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты мастерства местным ученикам. С принятием христианства начался расцвет древ­нерусской культуры, государственная власть получила освящение, а народ — идею общности.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Ярослав Мудрый. На годы правления Ярослава (1019-1054), сына Владимира, пришелся расцвет Киевской Руси. Общество и государственность обрели «зрелость», появились писаные законы, росли города, расцветало искусство. Киев разросся, «спустился» со старокиевской горы, вокруг него были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены с тремя воротами. Расширились и границы Руси: в землях эстов (предки эстонцев) был основан русский город Юрьев (современный Тарту), на западе была завоевана земля лето-литовского племени ятвягов (современные западные белорусы), на востоке началось освоение Поволжья. Удачной борьбой с поляками Ярослав отклонил угрозу Киеву с запада, на юге он разбил подступивших в 1036 г. к Киеву печенегов, которые после этого прекратили свои набеги на Русь.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г. появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья. Все эти законы составили первый древнерусский кодекс — «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того време­ни. Население Руси в основном состояло из свободных общинников, община отвечала за своих членов и порядок на своей территории. «Завещание Ярослава» (1054) утвердило новый государственный порядок: власть киевского князя переходила не от отца к сыну, а к старшему в роду. Ярослав выделил своим сыновьям в управление княжества (уделы), обязав удельных князей подчиняться великому князю киевскому. Постепенно удельные правители получили самостоятельность во внутренних делах, так в каждом уделе стали складываться собственные династии.

С Западной Европой и Византией князь поддерживал дружественные отношения, закрепляя их брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, дочь Елизавета была замужем за норвежским королем, а дочь Анна стала супругой французского короля Генриха I.

При Ярославе окончательно сложилась организация православной церкви в русских землях. Ранее митрополитов в Киев назначал константинопольский патриарх (обычно из греков или южных славян). В 1051 г. Ярослав, стремясь к независимости от византийской церкви, сам назначил митрополитом Иллариона (русского по происхождению). Правда, после смерти князя Илларион вынужден был покинуть митрополитскую кафедру. В народе Ярославу не зря дали прозвище Мудрый. Он был большим любителем книг и много внимания уделял просвещению. На Руси открывались новые монастыри, при них создавались школы, в храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Владимир Мономах. Великий князь киевский Владимир Мономах (1113-1125) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху (от него он и получил свое прозвище). Владимир вошел в историю как талантливый правитель, успешный воевода, рачительный хозяин, автор блестящего произведения древнерусской литературы «Поучение к детям».

Владимир Мономах сначала княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, затем в Переяславском княжестве. Он всячески пытался прекратить междоусобицы князей, был инициатором созыва княжеских съездов 1097 г. В Любече, 1100 г. в Витичеве, 1103 г. на Долобском озере. На Любечском съезде князья договорились, что каждый должен править только своей «отчиной» — наследственным владением, не воевать между собой и сообща оборонять русскую землю. Князь ратовал за совместные походы русских князей против половцев. Одна из самых знаменитых битв произошла весной 1111 г. и принесла русским убедительную победу. После этого половцы ушли за Дон и на время прекратили свои набеги на Русь.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, это послужило поводом к мощному народному восстанию в Киеве. Простолюдины громили дома ростовщиков и некоторых бояр Святополка. Для установления мира киевские бояре, нарушив традицию престолонаследия, пригласили («не в очередь») авторитетного Владимира Мономаха. Он издал указ, улучшавший положение городской бедноты и защищавший ее от произвола ростов­щиков. Волнения прекратились. Мономах оставался киевским князем до самой смерти. Ему удалось объединить под своей властью большинство земель Древнерусского государства, удельные князья признали его «старейшим князем» на Руси. В наиболее важных русских землях Владимир по­садил княжить своих сыновей: Мстислава — в Новгороде, Святополка — в Переяславле, Вячеслава — в Смоленске, Юрия — в Суздале, Андрея — во Владимире-Волынском.

В правление Мономаха практически прекратились междоусобные войны, укрепилась централизованная власть. Это способствовало расцвету хозяйства, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Активно шло строительство городов и сел, по поручению князя были построены Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский. В старых городах возникали новые кварталы, возводились мощные укрепления, строились соборы, монастыри. Владимир Мономах прославился как выдающийся мыслитель, автор нескольких произведений. Наиболее известно его «Поучение», обращенное к собственным детям и «иным, кто прочтет». Здесь он призывает жить по справедливости: помогать убогим и слабым, не наказывать невиновного, соблюдать клятву, чтить старших. Говоря об управлении хозяйством, князь пишет: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, не полагайтесь на тиуна (управляющего). чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим». В «Письме к Олегу» Моно­мах призывает русских князей к согласию между собой и к совместной борьбе с кочевниками.

расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Смотреть картинку расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Картинка про расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя. Фото расцвет киевской руси приходится на время правления великого князя

Авторы: А.В. Голубев, В.Л. Телицин, Т.В. Черникова, по материалам энциклопедии «История России».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *