ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Проблема образования государства Русь: норманнизм и антинорманнизм, современные точки зрения

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Норманизм – это направление в исторической науке, отождествляющее варягов с викингами и указывающее на скандинавское происхождение правящей династии в Древней Руси. Норманская теория строится на полном доверии изложенной в Повести временных лет легенде о призвании варягов. Она гласит, что в 862 году на Русь были приглашены в качестве правителей Рюрик, Синеус и Трувор. С Рюриком норманисты связывают начало русской государственности. Антинорманизм отвергает равнозначность терминов «варяги» и «норманны», определяя варягов как жителей южного побережья Балтийского моря, этнических славян или других славянизированных прибалтийских племён. Образование Древнерусского государства сторонники антинорманской теории объясняют внутренними предпосылками развития восточнославянских племенных союзов[10, c. 45].

Сведения летописи о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались неспособны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне варягами, русью. Резким противником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отстаивавший южные истоки древнерусской государственности и отрицавший роль скандинавов в его формировании. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни происхождения правящей династии. При этом называли и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелив). В настоящее время большинство ученых указывают ва длительный, объективный процесс возникновения государства и субъективный, второстепенный фактор.

Отдельно стоит выделить комплекс лингвистических вопросов, в частности проблему происхождения слова «русь». Норманисты выдвигают следующие теории: Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция.

Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen). Антинорманисты предлагают следующие объяснения: Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген). И норманская, и антинорманская теории на протяжении нескольких столетий корректировались, дополнялись новыми сведениями, а также использовались в сугубо политических целях правителями Швеции, Третьего рейха и СССР. На данный момент среди учёных по-прежнему нет однозначного ответа на главные вопросы: Соответствует ли действительности легенда о призвании варягов? Являются ли варяги скандинавами? Повлияли ли норманны на процесс образования Древнерусского государства?

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Источник

Норманизм и антинорманизм

Сущность теорий

Норманизм – это направление в исторической науке, отождествляющее варягов с викингами и указывающее на скандинавское происхождение правящей династии в Древней Руси. Норманская теория строится на полном доверии изложенной в Повести временных лет легенде о призвании варягов. Она гласит, что в 862 году на Русь были приглашены в качестве правителей Рюрик, Синеус и Трувор. С Рюриком норманисты связывают начало русской государственности.

Антинорманизм отвергает равнозначность терминов «варяги» и «норманны», определяя варягов как жителей южного побережья Балтийского моря, этнических славян или других славянизированных прибалтийских племён. Образование Древнерусского государства сторонники антинорманской теории объясняют внутренними предпосылками развития восточнославянских племенных союзов.

Краткая историография вопроса

Вопреки устоявшемуся мнению, родоначальниками норманизма являются не немцы, а шведы, в частности, Пётр Петрей де Ерлезунда, автор трактата «Московские хроники». Эта работа была написана в 1615 году. Вместе с тем научное оформление норманская теория получила именно в трудах немецких учёных З. Байера и Ф. Миллера, приглашённых в Россию в первой половине XVIII века.

Видные представители норманской теории

Видные представители антинорманской теории

Г.З. Байер,
Г.Ф. Миллер,

Аргументация норманистов и антинорманистов

Отдельно стоит выделить комплекс лингвистических вопросов, в частности проблему происхождения слова «русь».

Норманисты выдвигают следующие теории:

Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов.

Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция.

Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen).

Антинорманисты предлагают следующие объяснения:

Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось.

Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов.

Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген).

И норманская, и антинорманская теории на протяжении нескольких столетий корректировались, дополнялись новыми сведениями, а также использовались в сугубо политических целях правителями Швеции, Третьего рейха и СССР. На данный момент среди учёных по-прежнему нет однозначного ответа на главные вопросы:

Источник

Норманизм и антинорманизм

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Согласно «Повести временных лет», в 862 году ильменские словене, кривичи, чудь, меря и весь пригласили на княжение варягов-русов во главе с Рюриком. С этого летописного события принято отсчитывать историю нашей страны.

Важной вехой, завершившей спор, явилось издание в 1986 году сборника статей под редакцией Елены Александровны Мельниковой «Славяне и скандинавы». Для большего раскрытия значимости указанной выше работы, процитируем небольшой отрывок:

«Настала пора подытожить результаты исследований международных связей славян, скандинавов и других народов Балтики в раннее средневековье. За последние два десятилетия коллективные исследовательские усилия дали ощутимые результаты.

Первый из этих результатов. Предложена новая постановка варяжского вопроса, как тенденциозно и неточно обозначали в XIX в. проблему славяно-скандинавских отношений. Эти отношения рассматривались в русле традиционной для западной науки «норманнской теории» с презумпции безусловного политического и культурного превосходства скандинавских норманнов, как процесс одностороннего воздействия северных германцев на восточных и западных славян. Циркумбалтийский культурно-исторический обзор, широкое сравнительно-историческое исследование славяно-скандинавских связей позволяют объективно оценить двустороннее, взаимное, в целом, несомненно, положительное культурно-историческое значение этих связей для развития как славянских, так и скандинавских стран.

Второе достижение коллективного международного исследования ранней истории стран Балтики − научно обоснованная периодизация славяно-скандинавских связей.

Третий, по-видимому, самый важный результат − впервые дана всесторонняя характеристика надрегионального и интернационального (!) явления, характерного для всех трёх выделенных периодов развития, явления, условно обозначенного как Балтийское культурно-экономическое сообщество эпохи раннего средневековья. Установлено общее направление основных экономических, социальных и культурных процессов в пределах, по существу, одного из европейских субконтинентов, объединенного акваторией Балтийского моря (в эту эпоху, по определению Й. Херрмана (академик АН ГДР – прим. автора), впервые ставшего «внутренним морем в культурно-историческом значении») и ограниченного естественными географическими рубежами». 2

Также считаем важным упомянуть хлёсткую цитату из цикла лекций Игоря Николаевича Данилевского – доктора исторических наук, являющегося признанным специалистом по русскому средневековью – «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)»:

«Спор между «норманистами» и «антинорманистами», то затихая, то вновь обостряясь, продолжается уже свыше двух веков. Однако, повторю, он имеет не столько научный, конкретно-исторический, сколько политический характер. Так что придется, видимо, согласиться с В.О. Ключевским (выдающийся русский историк XIX века – прим. автора), который называл варяжскую «проблему» патологией общественного сознания». 3

Спор о варягах или же варяжский вопрос сводился в научных исследованиях к выявлению следующих аспектов:

В первую очередь это относится к советскому антинорманизму, окончательно утвердившемуся в качестве составляющей идеологической концепции сталинизма во время борьбы с «безродным космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом» в 1948-1953 гг.. Его ярким представителем являлся В.В. Мавродин. В публичной лекции «Борьба с норманизмом в русской исторической науке» он объявил норманнскую теорию тенденциозной, антинаучной и лживой, призванной оклеветать прошлое русского народа, которая полностью опровергается марксизмом. 6 Только вот пламенному борцу с «космополитизмом» было, скорее всего, невдомёк, что Карл Маркс являлся норманистом. 7

Однако, несмотря на всевозможные препятствия, чинимые антинорманистами – запреты на публикации для историков-норманистов в 40-50-е гг. к примеру, варяжский вопрос был решён в пользу сторонников норманнской концепции. Критический анализ письменных и, особенно, археологических источников, а также данных лингвистики, этимологии, антропологии и других смежных дисциплин, убедительно доказали не только значительное присутствие скандинавов в землях восточных славян и финно-угров, но и их господствующее положение в обществе, а также весомый вклад в создание русского государства, заключавшийся в объединении восточнославянских и финно-угорских племенных союзов в одно политическое образование. 8

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Следует отметить, что вышеуказанное объединение происходило не методом силового захвата и кровавого порабощения восточных славян и финно-угров скандинавами, а на основе экономической взаимовыгоды – совместное участие в обеспечении функционирования торговых путей, проложенных по рекам Восточной Европы – знаменитый путь из варяг в греки и волжский серебряный путь. К тому же скандинавы и восточные славяне находились во второй половине IX века на одной стадии исторического развития – разложение родоплеменных отношений и формирование раннефеодальных отношений. 9 Помимо прочего приглашать иноземного правителя в качестве третейского судьи для прекращения междоусобиц, наведения правопорядка и зашиты от внешних врагов – нормальная практика для Средних веков и Нового времени. Например, в 1688 году британский парламент предложил корону Вильгельму Оранскому – штатгальтеру Нидерландской республики.

Исходя из вышеуказанного следует, что норманнская концепция никоем образом не является русофобской, политически ангажированной и ненаучной. Как раз таки именно она базируется на научных фактах и научной методологии. Поэтому можно обоснованно и ответственно утверждать, что норманнская концепция – это реконструкция начального периода нашей истории.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

К тому же будет не лишним отметить следующее: государственность, как мы все прекрасно знаем, невозможно привнести извне, продать, подарить, сдать в аренду, потому что государственные институты – следствие исторического развития общества. Государство – орудие защиты интересов господствующего класса, который в свою очередь появляется в процессе всё возрастающей социальной дифференциации, вызванного развитием производительных сил и появлением прибавочного продукта.

Варяжский вопрос в науке решён, следовательно, продолжение дискуссии на эту тему – дело неактуальное и бессмысленное.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

План раскопок Земляного городища в Старой Ладоге

Однако, не смотря на завершение варяжского спора в науке, он до сих пор продолжается в российском общественном пространстве. Инициаторами спора выступают антинорманисты. И он имеет, как было показано выше, ненаучный, политический характер.

Современные антинорманисты, состоящие по большей части из дилетантов и всякого рода шарлатанов, отвергают доказанные научные факты. Они всеми силами, правдами и неправдами стремятся доказать, что летописные варяги – это не норманны и превосходство славян над другими европейскими народами.

В чём же заключается квинтэссенция современного антинорманизма?

Не устают антинорманисты жаловаться на препятствия, якобы чинимые «ангажированными» оппонентами в их святом деле борьбы за историческую «правду» и счастье русского народа.

Чтобы не быть голословными, приведём высказывания антинорманистов. Вячеслав Фомин показательно выразился в статье «Варяги и варяжский вопрос в судьбе России», опубликованной в православном образовательном портале «Слово»:

«…Отсутствие внимания к “делам давно минувших дней” непременно накажет ныне живущих, т.к. способствует накоплению и закреплению в общественном сознании чудовищных ошибок и нелепых по своей сути выводов, мешающих истинному возрождению России. Тем более, что фальсификация русской истории не прекращается ни на миг, с конца 80-90-х гг. ушедшего века она неимоверно усилилась, что, впрочем, осталось незамеченном большинством сограждан. Сегодня норманизм больше не нуждается в фиговом листочке марксизма. Сегодня пробил его звездный час и его апологеты, не встречая ни малейшего противодействия, с таким рвением перелицовывают историю Киевской Руси, что перед нами предстает уже не славянское государство, а государство скандинавское, эдакая “Великая Швеция” (“det stora Svitjod”), как назвал в 1914 г. Древнюю Русь шведский археолог Т. Арне…» 16

Доктор исторических наук Андрей Николаевич Сахаров напрямую обвиняет российскую историческую науку в засилии норманистов и тотальном подавлении ими своих оппонентов:

«…Для сомневающихся и противников нового норманизма припасены и угрозы и даже политические ярлыки. Так, в книге «специалиста в области истории и этнокультурной истории Восточной и Северной Европы» В.Я. Петрухина и «специалиста по истории скифов и Закавказья» Д.С.Раевского борьба с норманизмом отождествляется с известной сталинской компанией против космополитизма и с возрождением «автохтонистских мифов». Сегодня все они — специалисты по истории скандинавских и других стран — считают себя единственными «правильными» толкователями истории Древней Руси. Такая ситуация могла сложиться лишь в условиях тоталитарного строя, отсутствия широких, гласных дискуссий, клановой замкнутости и солидарности при опоре на влиятельные партийные, государственные и научные структуры. Отзвуки этой порочной для науки практики слышны и поныне (апелляция к научным авторитетам, к зарубежным соратникам и даже намеки на поддержку этого направления президентскими структурами). Все это мы уже проходили в 70-80-е гг. XX в…» 17

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Спор антинорманистов с норманистами (карикатура)

Однако в фильме Задорнов не осмелился катить бочку на современных норманистов, испугавшись, скорее всего, ответной критики. Автор предпочёл сражаться с давно почившими немецкими академиками.

Антинорманисты выборочно и довольно вольно интерпретируют сообщения письменных источников, прежде всего, «Повести временных лет». Не избежал этой участи трактат императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», сообщение Бертинских анналов, повествующее о византийском посольстве 839 года к франскому императору, и многие другие.

В Бертинских анналах сказано:

В приведённом выше отрывке исторического источника ясно сказано, что росы и свеи (предки совр. шведов) – это одни и те же люди и что их родина – Скандинавия. На это указывает и опасения франского правителя перед угрозой возможного нападения норманнов, который принял росов за разведчиков. Опасения не были беспочвенными: империя франков подвергалась опустошительным набегам с севера. 23

Вячеслав Фомин в работе «Голый конунг. Норманизм как диагноз» утверждает, что нет никакого основания указанных в источнике росов считать скандинавами, потому что свеоны – не шведы, а жители южнобалтийского побережья. 24

Укажем господину Фомину на то, что в источнике говорится о свеях, а не о свеонах. К тому же свеонами в исторических источниках, в частности в «Житие Святого Ансгария», называют скандинавов. 25

Однако помимо лжеисторичности современный антинорманизм имеет и ярко выраженную реакционность, которая проявляется, прежде всего, в пропаганде национализма и ксенофобии.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

В первую очередь это относится к ярому неприятию даже предположения об участии скандинавов в создании Древней Руси. Варяги по их утверждениям это исключительно славяне, которые были призваны «братьями по крови и по духу». А из этого следует закономерный вывод о неприятии славянами чужаков, прежде всего европейцев, о ненужности и даже вреде заимствования достижений других народов.

Возвращение исторической науки на уровень «галантного» века на руку антинорманистам, потому что в иной ситуации их тезисы, как было показано выше, автоматически оказываются за рамками научного знания. Подтвердить свои тезисы с помощью достоверных фактов антинорманисты не могут. Единственное что им остаётся – сознательно угробить историческую науку и объявить своих оппонентов «агентами влияния», «пятой колонной», «русофобами» и т.п.

Помимо вышеперечисленного реакционность современного антинорманизма проявляется в его идеальном вписывании в идеологическую концепцию высокой духовности, суверенной демократии, национального примирения, политики конфронтации с Западом и самоизоляции страны. Утверждения Задорного, Фомина и Ко прекрасно подходят для переписывания истории в охранительно-имперском духе, в которой народным массам отводится роль серой массы и пушечного мяса, неспособного на самостоятельные действия.

Источник

Откуда Русь? Как норманисты воюют с патриотами

Крайне интересную статью доктора исторических наук Льва Клейна, посвященную многовековой борьбе «антинорманистов» с «норманистами» публикует сайт «Троицкий вариант». «Новые Известия» приводят её в сокращенном варианте:

«В бесчисленных откликах читателей на дискуссию по норманнской проблеме в истории Древней Руси можно встретить высказывания, что обе стороны — и норманисты, и антинорманисты — это крайности, увлечения, загибы, а истина где-то посредине. Ныне, в отличие от советского времени, антинорманизм — маргинальное течение, но его исподволь поощряют официозные структуры, а кроме того, ему симпатизирует масса людей, не сведущих в истории.

Идеологическая составляющая антинорманизма

Что же такое антинорманизм? Это течение в российской исторической науке. За пределами России его нет (если не считать работ эмигрантов из России). Суть этого течения изложить нетрудно и трудно в одно и то же время. Положительного содержания оно не имеет. Как и вытекает из его названия, оно сводится к отвержению и критике норманизма.

С самого начала этого спора, со времени баталии М. В. Ломоносова с Г. Ф. Миллером, всё было именно так. К тезоименитству императрицы Елизаветы в 1749 году Миллер написал сочинение «Происхождение народа и имени российского». В этом сочинении он использовал сообщения скандинавских саг о нападениях норманнов на восточных соседей, связывал с этим летописное призвание варягов и выводил в согласии с летописью династию Рюриковичей от них, как и само имя Русь. Ломоносов заявил, что «если бы» Миллер умел, «то он бы Россию сделал толь бедным народом, каким еще ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не был представлен». «Если бы», «он бы Россию сделал»… Перед тем другой немец, И. Д. Шумахер, возглавлявший академиков, как раз и предложил им обсудить диссертацию Миллера — «не отыщется ли в оной чего для России предосудительного». А позже он писал в письме к коллеге, что она написана «с большой ученостью, но с малым благоразумием». В отличие от сочинения Г. З. Байера, который «употреблял все возможные старания отыскать для русского народа благородное и блистательное происхождение… Если бы я был на месте автора, то дал бы совсем другой оборот своей речи. Я бы изложил таким образом: происхождение народов весьма неизвестно. Так как я буду говорить о происхождении русского народа, то изложу вам, милостивые государи, различные мнения писателей по этому предмету и потом выскажу мое собственное мнение, поддерживая его доказательствами, довольно — по моему мнению — убедительными. Я же, основываясь на свидетельствах, сохраненных шведскими писателями, представляю себе, что русская нация ведет свое начало от скандинавских народов. Но, откуда бы ни производили русский народ, он всегда был народом храбрым, отличавшимся геройскими подвигами, которым следует сохраниться в потомстве. Здесь бы он мог говорить о подвигах великих князей, царей, императоров и императриц. Но он хотел умничать. Habeat sibi! (Вот и получил свое. — Л. К.) Дорого он заплатит за свое тщеславие!».

Таким образом, с самого начала в антинорманизме преобладала идеологическая составляющая. С самого начала он не был нацелен на объективное и беспристрастное исследование. Антинорманисты считали себя патриотами, лояльными своему государству. А в норманисты для них попадал всякий, кто считал, что варяги были скандинавами, норманнами, которые так или иначе участвовали в русской истории как самостоятельные субъекты, и это участие было важным для российской истории, — то есть всякий, кто на этом участке науки строил гипотезы о древних событиях, посильно выявлял исторические факты, верные или неверные, но представлявшиеся данному историку наиболее близкими к истине.

Если бы татарское иго было менее освещено источниками, то признание его тоже бы отвергалось ультрапатриотами как унизительное для восточных славян, и были бы в науке татаристы и антитатаристы (или монголисты и антимонголисты). Да и сейчас в учебниках истории редко описываются поездки Александра Невского в Орду на поклон к татарскому хану и его, Александра, участие в усмирении русских бунтов против татарских поборов. Впрочем, книга об «иге, которого не было» есть. Да и Л. Н. Гумилёв писал о чем-то подобном.

Научный патриотизм — опора антинорманизма

Источник

Норманнская теория

Россия — это загадка, завернутая в загадку, помещенную внутрь загадки.

Норманнская теория образования государства в древней Руси базируется на легенде, что славянские племена не могли управлять собой самостоятельно, поэтому обратились к варягу Рюрику, который приехал сюда править и основал первую династию на русском престоле. В данном материале рассмотрим основные идеи норманнской и антинорманнской теории, а также изучим слабые стороны каждой из теорий.

Суть теории

Рассмотрим краткую суть норманнской теории, которая сегодня преподносится в большинстве учебников истории. По ней еще до образования древнерусского государства славянские племена можно было условно разделить на две группы:

Земля наша велика и обильна, но наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами.

Летопись о призыве Рюрика

Рюрик пришел в Новгород Так началось правление династии Рюриковичей, которое длилось более 5 столетий.

Зарождение теории

Возникновение норманнской теории относятся 18-му столетию, когда в Российской Академии Наук (РАН) появился целый ряд немецких профессором, которые и сформулировали эту теорию. Ключевую роль в создании теории норманнского происхождения Русского государства сыграли Байер, Шлецер и Миллер. Именно они создавали теорию неполноценности славян как нации, которая не способна на самостоятельное управление. Именно при них впервые появились записи в старых летописях, на основании которых строилась норманнская теория. Их не смутило, что теории иностранного происхождения государства есть практически у всех европейских стран. Вообще это был первый в мире случай, когда историю страны писали иностранные историки. Достаточно сказать, что активным противником норманнской теории выступал Михаил Ломоносов, у которого часто споры с немецкими профессорами заканчивались дракой.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Спорные стороны теории

Норманская теория обладает огромным количеством слабых мест, которые позволяют усомниться в правдивости этой теории. Ниже приведена таблица, в которой представлены основные вопросы к данной теории и ее основные слабые моменты.

Таблица: Спорные вопросы норманнской и антинорманнской теории

Спорный вопросВ норманнской теорииВ антинорманнской теории
Происхождение РюрикаБыл норманном, скандинавам или немцемВыходец из Южной Прибалтики, славянин
Происхождение слова “Русь”Скандинавского происхожденияСлавянского происхождения от реки Рось
Роль варягов в становлении государстваРусское государство было создано варягамиУ славян уже существовала система управления
Роль варягов в развитии обществаБольшая рольНезначительная роль, поскольку варяг в стране было мало
Причины приглашения РюрикаСлавяне не способны к самостоятельному управлению странойПресечение династии в результате гибели Гостомысла
Влияние на славянскую культуруБольшое влияние в развитии ремесел и земледелияВаряги находились на низшем уровне развития и положительного влияния на культуру оказать не могли
Славяне и РусыРазные племенаОдно и тоже племя

Суть иноземного происхождения

Сама идея иноземного происхождения власти не является уникальной в рамках норманнской теории, поскольку в большинстве европейских стран существуют легенды об иностранном происхождение власти. Например, Видукинд Корвейский о происхождении английского государства, рассказывал, что бритты обратились к англосаксам и призвали тех править. Вот слова из летописи.

Землю великую и пространную, множеством благ обильную, вручаем вашей власти.

Хроника Видукинда Корвейского

Обратите внимание насколько слова в летописях английской и русской похожи между собой. Я не призываю вас искать заговоры, но схожесть в посланиях очевидна. И подобные легенды иноземного происхождения власти, когда народ обращается к иностранным представителям с просьбой прийти и править, характерны практически для всех народов, населяющих Европу.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Состоятельность теории

Если рассматривать норманнскую теорию не с точки зрения предрассудков, а только на основании фактов, которые есть в арсенале современной истории, как науки, то всерьез рассматривать данную теорию нельзя. Иностранное происхождение государства это красивая легенда, но не более того. Если рассматривать классическую сторону данного вопроса, то получается, что у славян не было вообще ничего, Но после того как в стране появился Рюрик появилась Киевская Русь и началось развитие государственности.

Прежде всего я хочу отметить факт того, что у славян еще до прихода Рюрика были свои города, своя культура, традиции и обычаи. У них была своя, пусть и не самая сильная, армия. Славянские торговцы и купцы были известны и на Западе и на Востоке. То есть это были признаки зарождения государственности, которые могли появиться только при условии, что народы, населяющие территорию восточно-европейской равнины, отлично развивались и до прихода варяг.

Противостояние с Византией

На мой взгляд одно из лучших доказательств того, что норманнская теория является неполноценной, есть факт противостояние Руси и Византии. Если верить Западной теории происхождения Российского государства, то в 862 году прибыл Рюрик и с этого момента началось образование государства и развитие славян как нации. То есть на момент 862 года страна должна находиться в таком плачевном состоянии, что она вынуждена обратиться к иностранному князю, чтобы тот пришел править. При этом уже в 907 году князь Олег, которого назвали затем Вещим, штурмом берёт Царьград, столицу Византийской империи. Это было одно из мощнейших государства того времени. Получается что 862 году у нас не было ни государство не задатков для основания этого государства, а всего через 45 лет Русь в войне побеждает Византию.

ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Смотреть картинку ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Картинка про ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма. Фото ранняя государственность на руси проблема норманизма и антинорманизма

Тут есть два разумных объяснения происходящему: либо войны с Византией не было, либо у славян было мощное государство, истоки происхождение которого скрываются до сих пор. С учетом того, что существует огромное количество фактов, указывающих на достоверность войны Руси и Византии, в результате чего в 907 году штурмом был взят Царьград, получается, что норманнская теория это абсолютная выдумка и миф. Именно так к ней и нужно относиться, поскольку сегодня нет ни одного реального факта, который может использоваться в защиту данной теории.

Скажите, что 45 лет это достаточный срок для формирования государства и создания сильной армии? Допустим, хотя в реальности этого сделать невозможно. Ещё 866 году (прошло всего 4 года с приглашения Рюрика) Аскольд и Дир организовали поход на Царьград, в ходе которого сожгли всю провинцию этого города, а столица Византийской империи была спасена только из-за того, что русская армия была на легких лодках, а начался сильный шторм, в результате которого большинство лодок были уничтожены. То есть только из-за неподготовленности данного похода Царьград уцелел.

Основатели теории и роль Татищева

Авторы норманнской теории и ее основоположники:

Проблема Татищева в этом вопросе важна, поскольку его имя часто используется для обоснования скандинавского происхождения Руси, Я не буду детально вдаваться в эту тему, поскольку это история для целого научного изложения, скажу только основные вещи. Во-первых, “история Татищева” была издана после смерти автора. Более того, оригинал (рукописи) были утеряны и после восстановлены Миллером, который и стал редактором и издателем книги. То есть, когда мы говорим об истории Татищева, то должны понимать, что все материалы опубликованы Миллером. Во-вторых, все материалы опубликованы без исторических источников!

Получается, что книга, по которой немцы выдвинули норманнскую теорию, хотя в ней и указан автором Татищев, была опубликована самими немцами и без каких-либо ссылок на исторические источники.

Проблемы антинорманнской теории

Норманнская теория, кратко которую мы рассмотрели выше, не является бесспорной и в ней огромное количество слабых мест. Позиции антинорманнской теории сегодня также вызывают споры, поскольку в попытках опровергнуть скандинавский вариант происхождения российского государства некоторые историки еще больше запутывают и без того сложную тему.

Основные проблемы антинорманнской теории таковы:

При этом антинорманнская теория в постсоветский период активно развивается. Разумеется, проблем в этом развитии хватает, но важно понимать, что норманнская и антинорманнская теории являются крайними точками, олицетворяющими диаметрально противоположные точки зрения. Истина же, как известно, находится где-то посередине.

Осталось отметить, что главные представители антинорманнской теории это: М.В. Ломоносов, С.А. Гедеонов. Критика норманнской теории шла главным образом от Ломоносова, поэтому большинство современных историков ссылаются на его труды.

Источники и дополнительный материал по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *