рахманинов симфонические танцы история создания
Рахманинов симфонические танцы история создания
Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»
В сюите Сергея Васильевича Рахманинова «Симфонические танцы» прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Словно все вопросы, волновавшие композитора в течение жизни, смогли сформироваться в отчетливую, музыкальную картину мира, состоящую из трех незыблемых частей.
Историю создания «Симфонических танцев» Рахманинова, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
История создания
Сюита «Симфонические танцы» создавалась на чужбине, в переломный период в жизни и творчестве. Уже несколько лет композитор провел в эмиграции. Рахманинов привык к бесконечному гастрольному ритму с ежегодным летним отпуском. Так, с 1931 по 1939 год знаменитый пианист проводил лето с семьей в вилле на берегу живописного Фирвальдштедского озера. Именно здесь он сочинил многие шедевры. Но в 1939 году в жизнь семьи ворвалась Вторая мировая война. Наталья и Сергей Рахманиновы чудом успели выехать из Европы, на которую двигалась буря, состоящая из войск фашистов. Дочь композитора Татьяна осталась в оккупированной Франции, и связь с ней была потеряна. Новым пристанищем для композитора стали Соединенные Штаты Америки.
Лето 1940 года было проведено в городе Хантингтоне, располагающемся в близости к Нью-Йорку. Напряжение и бесконечные мысли о будущем не покидали. Тяжелая обстановка в мире и неизвестность, связанная с судьбой дочери, лишь усилили рвение музыканта создать симфоническое сочинение. Изначально произведение было названо «Фантастические танцы». Автор планировал дать программные названия для частей: «Полдень», «Сумерки» и «Полночь».
Времена суток обозначали этапы человеческой жизни. В конце августа произведение будет переименовано в «Симфонические танцы», композитор решил отказаться от идеи программности. Части также были лишены наименований, что позволило сделать музыку свободной в трактовке.
По воспоминаниям Натальи Александровны Сатиной, преданной жены, композитор усердно каждый день посвящал сочинению большую часть времени. Она писала, что Сергей вставал рано, наливал себе чашку кофе. В половину девятого он садился за композицию и сочинял до 10 утра. Два следующих часа были посвящены занятиям на фортепиано и подготовке к гастрольному туру. С 12 до 13 часов дня Сергей Васильевич занимался исключительно «Симфоническими танцами», после чего завтракал и отдыхал до трех. Затем музыкант вновь садился за сочинение и писал музыку до 10 вечера. Так прошло его лето. Но и вовремя тура, в свободное время композитор неустанно вносил корректировки и правки, исправляя партитуру.
Впервые сюита прозвучала в Филадельфии 3 января 1941 года. Произведением дирижировал знаменитый Юджин Орманди. Публика тепло приняла новое сочинение. На родине премьера состоялась 25 ноября. Дирижировал сюиту «Симфонические танцы» Николай Голованов.
Интересные факты
Содержание «Симфонических танцев» Рахманинова
I часть. Non Allegro. «Полдень»
Мелодическое сплетение достигает яркой кульминации, лишь после которой наступает просветление и ощущение благодатного покоя. На тихом колокольном фоне расцветает во всей красе русская песня, с ее широтой и раздольем. Она постепенно отдаляется и исчезает в тумане разряженной оркестровки, как давнее воспоминание.
II часть. Andante con moto (Tempo di valse) «Сумерки»
Меланхоличная тема вальса не сразу предстает перед слушателем. Эта волшебная мелодия как романтичная особа на празднике сначала скрывалась за громыхающими аккордами медно-духовой группы, но грациозно проскользнув сквозь них, она оказалась в центре всеобщего внимания. Эмоциональность, трепетность и взволнованность столь характерные для нее подчеркнуты изящным тембром струнной группы. В ее интонациях слышны проблески первой части, которые уносят нас вдаль от вальса и заставляют задуматься о вечности. Затихающими аккордами мелодия покинет праздник жизни.
III часть. Lento assai. «Полночь»
Третья часть сюиты потрясает своим размахом и широтой. Она становится трагической кульминацией цикла. Первый аккорд наполнен пугающей силой и мощью. Интонации скорби следуют за вступительным призывом. Атмосфера накаляется, инфернальная образность лишь усиливается, затмевая все вокруг. В этом вихре слышны скерцозные интонации, которые будут прерваны 12 ударами колокола. Настала полночь, но мир не затих. На этом сумасшедшем шабаше все сплетается и обезличивается. Грозно и сурово прозвучит на этом фоне знаменный распев. Все интонации скатываются в нижние регистры, где их ожидает мелодия схожая со средневековой эмблемой страшного суда – темой «Dies irae».
Хорал меняет маски, то приобретая наигранную танцевальность, то демонстрируя суровость и безразличие. Высочайший регистр у флейт и ксилофона воспринимается, как скрип и стук костей. Как в колесе фортуны сменяются мотивы. Лишь к окончанию музыкальной сюиты появляется проблеск надежды. В ярком противостоянии появляется мелодия решительная, мужественная и непоколебимая. Она как луч утреннего солнца растворяет мрак и дарит чувство света и умиротворения.
«Симфонические танцы» Рахманинова часто относят к музыке с автобиографичным сюжетом, что только лишь часть правды. Еще при написании произведения автор постарался избежать программного толкования. Возможно, он хотел, чтобы слушатель сам искал для себя смысл, ведь его музыка – это безграничный источник для поиска.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»
Рахманинов симфонические танцы история создания
«СИМФОНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ» (ор. 45)
Non allegro, сложная 3-частная форма со вступлением и кодой.
Вступление – 2 тематических элемента:
1-й – (лейтмотив) – краткий 3-звучный мотив у английского рожка, повторяемый кларнетом, а затем спускающийся все ниже — к фаготу и бас-кларнету, звучащий на фоне четкого ритма у скрипок. Это своего рода предчувствие основных образов, которые развернутся далее
2-й – жесткий, угловатый, в отрывистых звучаниях оркестра без труб, тромбонов, тубы и ударных. Только в конце раздается мощный, подобный удару, аккорд с участием всех медных, поддержанный тяжким рокотом литавр.
Тема среднего раздела – лирически-пасторальная, в духе русских протяжных песен. Интонационная связь с темой предыдущего раздела. Среди солирующих инструментов особо выделяется тембр саксофона.
Andante con moto (Tempo di valse), сложная 3-частная форма со вступлением.
Драматургические особенности: углубленная психологическая трактовка, симфонизация жанра вальса.
Вступление – два тематических элемента:
Грозно-«внеличные» аккорды у меди (драматическая сфера):
Фигурации деревянных духовых на фоне вальсового ритма в сопровождении (лирическая сфера):
Постепенное развертывание в фоновом пласте «голосов вьюги» вносит оттенок блоковской «вьюжной» символики и при дает концепции произведения еще большую смысловую емкость и масштабность.
Предыкт к основной теме интонационно связан с лейттемой.
Основная тема (вальсовая) – меланхоличная, ностальгическая, звучит у английского рожка. Постепенно становится все более эмоциональной и взволнованной. К концу части нарастает драматизм, появляются беспокойство, тревога. Почти исчезает вальсовое движение: размер сменяется на 6/8, временами перебиваемый 9-дольными тактами. Часть заканчивается рядом затихающих аккордов.
Развитие тематических элементов вельса, отдельных интонаций из 1-й части.
Раздел А1 (реприза)
Наступает с появлением темы вступления.
сонатная форма со вступлением и сложной составной разработкой
Функция в цикле: драматургический центр всего произведения.
Образ ный строй: сопри косновение с одним из «вечных» сюжетов мирового искусства — «Пляской смерти», сюжетом, нашедшим в XIX веке отражение в творчестве Листа и Мусоргского, Сен-Санса и Глазунова. Использование Рах маниновым мотива-символа Dies irae и древнерусского напева из своей «Всенощ ной» (№ 9) связывает «Симфонические танцы» одновременно с традициями и ми ровой и национальной русской художест венной культуры — с воплощением тема тики «Страшного суда» в европейском искусстве начиная с эпохи средневековья, в древнерусской фреске и иконе. Появ ление в финале «Танцев» истового и тор жественного «хорового» напева сообщает всему циклу особую грандиозность и эпи ческую монументальность. Финал про изводит впечатление фантастической жиги, а может быть, апокалиптического вихря или адского хоровода. Впрочем, Рахмани нов создавал произведение не жанрового типа, его замысел был более глубоким, тяготел к музыкальной концепции фило софского плана.
В музыкальной образности «Сим фонических танцев» преобладает не инди видуально-лирическое, а эпически-массовое начало, что на переднем плане находится «судьба народная», на втором — «судьба человеческая».
Вступление (Lento assai)
Экспозиция (Allegro vivace)
Неустойчивые, разорванные звучания, 12 ударов колоколов (словно отсчитывают последние мгновения перед полночью, после чего начинается жуткий шабаш).
Г.П. – мрачно-зловещая, причудливо-скерцозная, проникнута ужасом перед страшным видением смерти.
Звучат странные шорохи, колокольные удары, страшные стенания. Скорбные интонации обезличиваются, превращаются в суетливый бег.
П.П. – подлинная тема знаменного распева, использованная Рахманиновым в свободной ритмической трактовке. Мелькающие отдельные безликие мотивы приобретают сходство с напевом Dies irae. И вот уже это сходство настойчиво подчеркивается, причем заупокойный напев приобретает черты нарочито залихватской пляски в вызывающей оркестровке: у флейты и флейты-пикколо в предельно высоком регистре с сопровождением деревянного, словно стук костей, тембра ксилофона.
П.П. – героическое, волнвое, мужественное начало.
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, саксофон, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, колокольчики, колокола, арфа, фортепиано, струнные.
История создания
Симфонические танцы создавались Рахманиновым в очень трудное время, на новом жизненном переломе. За несколько лет, прошедших в эмиграции, у него сложился определенный годовой ритм с гастролями по миру, с непременным летним отдыхом. Начиная с 1931 года, семья проводила лето на вилле «Сенар» в Швейцарии, на берегу Фирвальдштедтского озера. Здесь Рахманинов не только отдыхал от напряженного гастрольного сезона, но и работал над новыми сочинениями. Однако в 1939 году вторжением фашистских войск в Польшу началась Вторая мировая война. Франция, связанная с Польшей договором, объявила о вступлении в нее. За десять дней до начала войны супруги Рахманиновы успели уехать из Европы. Во Франции осталась дочь Татьяна, всякая связь с которой довольно быстро прервалась. Впервые за много лет следующий концертный сезон Рахманинова стал чисто американским: выехать в Европу было невозможно, и его концерты проходили в городах США и Канады.
Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне — местечке, расположенном на острове Лонг-Айленд, на берегу морского залива. Здесь, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцами Париже, о судьбе Европы, о будущем, он с огромным напряжением, в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение, которое первоначально назвал Фантастическими танцами, а позднее, в письме от 28 августа 1940 года, — Симфоническими танцами. «Не могу забыть, что это была за работа, — вспоминала жена композитора. — Мы жили тогда на берегу моря, на даче недалеко от Нью-Йорка. В 8 часов утра Сергей Васильевич пил кофе, в 8 с половиной садился за сочинение. С 10 часов он играл два часа на фортепиано, готовясь к предстоящему концертному сезону. С 12 часов до часа опять работал над Танцами. В час дня завтракал и ложился отдыхать, а затем с 3 часов дня с перерывом на обед работал над сочинением до 10 часов вечера. Он непременно хотел кончить Танцы к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил; все это время я мучилась, наблюдая за ним. Вечерами глаза его отказывались служить из-за этой работы, когда он своим мелким почерком писал партитуру. Да и после было много работы во время его поездок по концертам. На каждой большой станции, где мы останавливались, его ждали корректурные оттиски Симфонических танцев, и Сергей Васильевич немедленно садился за корректуру этих зеленых листов с белыми нотами. Как это утомляло его глаза! Корректировал он до и после очередного концерта».
В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I — «День», II — «Сумерки», III —«Полночь», очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции он решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений.
Среди исполнителей «Симфонических танцев» Рахманинов особенно выделял дирижера Д. Митропулоса. В свое время композитор был поражен тем, до какой степени его интерпретация Третьей симфо нии совпала с авторским представлением. То же повторилось и с этим сочинением, особенно любимым автором.
Посвящение: Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди.
Премьера: 3 января 1941 года в Филадельфии. В России Симфонические танцы прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Н. Голованова. Предполагавшаяся постановка балета на музыку «Симфони ческих танцев» не была осуществлена из-за смерти М. М. Фокина, последовавшей летом 1942 года.
Мрачный, пессимистический строй музыки «Симфонических танцев» усугубляется введе нием темы Dies irae, которая в третьей части играет роль грозного символа смерти. Фатально-трагедийному замыслу этого произведения подчинены жанровые, собственно танце вальные элементы, трактованные Рахманиновым в символи ческом и сугубо психологическом, а отнюдь не жанровом плане: мрачное, полное стихийной мощи, шествие — в пер вой части, скорбный, безрадостный вальс — во второй, жуткая стремительная пляска (на теме Dies irae) в фи нале. Музыка «Симфонических танцев» сложна и причудли ва: в мелодике большую роль играют таинственные интона ции-зовы, модуляции необычны и порой трудно уловимы.
Вместе с тем «Симфонические танцы» не только обладают громадной трагедийной силой, но и являются глубоко содер жательным, показательным для своего времени произведе нием. В страшных и фантасмагорических, порой кошмарных образах «Танцев» отображено восприятие композитором окру жавшей его зарубежной действительности. Этому композитор противопоставляет русские темы: в первой части — песенно-эпический напев (средний раздел) и лейтмотив первой сим фонии (кода), в финале — знаменную, «хоровую» тему. В них воплощены образы Родины, которые всегда в творчестве Рахманинова выражали положительное начало, а на склоне лет приобрели для него особенно глубокий идейно-этический и жизненный смысл.
Каждая из трех частей произведения построена на определенном движении и более или менее явно ассоциируется с тем или иным жанром. Это и позволило компо зитору ввести в наименование цикла обо значение «Танцы».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
C.В.Рахманинов «Симфонические танцы»
C.В.Рахманинов «Симфонические танцы» (В.Ашкенази)
Сергей Рахманинов. Симфонические танцы, Op. 45
Symphonic Dances, Op. 45
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, саксофон, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, колокольчики, колокола, арфа, фортепиано, струнные.
История создания
Симфонические танцы создавались Рахманиновым в очень трудное время, на новом жизненном переломе. За несколько лет, прошедших в эмиграции, у него сложился определенный годовой ритм с гастролями по миру, с непременным летним отдыхом. Начиная с 1931 года, семья проводила лето на вилле «Сенар» в Швейцарии, на берегу Фирвальдштедтского озера. Здесь Рахманинов не только отдыхал от напряженного гастрольного сезона, но и работал над новыми сочинениями. Однако в 1939 году вторжением фашистских войск в Польшу началась Вторая мировая война. Франция, связанная с Польшей договором, объявила о вступлении в нее. За десять дней до начала войны супруги Рахманиновы успели уехать из Европы. Во Франции осталась дочь Татьяна, всякая связь с которой довольно быстро прервалась. Впервые за много лет следующий концертный сезон Рахманинова стал чисто американским: выехать в Европу было невозможно, и его концерты проходили в городах США и Канады.
Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне — местечке, расположенном на острове Лонг-Айленд, на берегу морского залива. Здесь, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцамиПариже, о судьбе Европы, о будущем, он с огромным напряжением, в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение, которое первоначально назвал Фантастическими танцами, а позднее, в письме от 28 августа 1940 года, — Симфоническими танцами. «Не могу забыть, что это была за работа, — вспоминала жена композитора. — Мы жили тогда на берегу моря, на даче недалеко от Нью-Йорка. В 8 часов утра Сергей Васильевич пил кофе, в 8 с половиной садился за сочинение. С 10 часов он играл два часа на фортепиано, готовясь к предстоящему концертному сезону. С 12 часов до часа опять работал над Танцами. В час дня завтракал и ложился отдыхать, а затем с 3 часов дня с перерывом на обед работал над сочинением до 10 часов вечера. Он непременно хотел кончить Танцы к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил; все это время я мучилась, наблюдая за ним. Вечерами глаза его отказывались служить из-за этой работы, когда он своим мелким почерком писал партитуру. Да и после было много работы во время его поездок по концертам. На каждой большой станции, где мы останавливались, его ждали корректурные оттиски Симфонических танцев, и Сергей Васильевич немедленно садился за корректуру этих зеленых листов с белыми нотами. Как это утомляло его глаза! Корректировал он до и после очередного концерта».
В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I — «День», II — «Сумерки», III —«Полночь», очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции он решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений.
Рахманинов играет Рахманинова в Филадельфии
С дирижёром симфонического оркестра Филадельфии Юджином Орманди
Симфонические танцы Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. Первое их исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В России Симфонические танцы прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Н. Голованова.
Музыка
Его сменяет другой — лирически-пасторальный, в скромном звучании солирующих деревянных инструментов, в сплетении подголосков, живо напоминающих русские народные протяжные песни. Среди солирующих инструментов появляется саксофон с его живым, теплым и трепетным тембром. Несмотря на резкий контраст первому образу основного раздела части, лирический напев середины связан с ним интонационно. После длительного развития, в котором сталкиваются темы вступления и основного раздела, достигая огромного напряжения, оно разрешается в момент нового вступления (фортиссимо, маркато) марша-скерцо.
Лишь в конце части наступает просветление. На фоне колокольного звона, имитируемого колокольчиками, фортепиано и арфой, разливается истинно русская мелодия. Тихими звучаниями, разреженной оркестровкой, постепенным угасанием завершается первая часть.
Вторая часть — Andante con moto (Tempo di valse). Это контраст первой, полной драматизма части. Постепенно, словно исподволь, преодолевая начальные грозные аккорды медных, после легких пассажей флейт, кларнетов и скрипичного соло, обрисовывающих ритмический танцевальный фон, в меланхоличном тембре английского рожка появляется тема вальса. Она переходит от одного инструмента к другому, длительно распевается скрипками, становится все более эмоциональной, трепетной и взволнованной. Музыка полна томления, словно в неясных грезах проносятся в ней отзвуки интонаций первой части, появляются трепетные, полетные мотивы. К концу части нарастает драматизм, появляются беспокойство, тревога. Почти исчезает вальсовое движение: размер сменяется на 6/8, временами перебиваемый 9-дольными тактами. Часть заканчивается рядом затихающих аккордов.
Третья часть — самая масштабная — это драматургический центр всего произведения. Ее открывает мощный аккорд, после которого слышатся скорбные нисходящие мотивы. Несколько тактов вступления (Lento assai) приводят к стремительному движению основного раздела — мрачного, зловещего и в то же время причудливо-скерцозного характера, проникнутого ужасом перед страшным видением смерти. Не случайно этот раздел начинается неустойчивыми, разорванными звучаниями и мерными ударами колоколов.
Двенадцать ударов словно отсчитывают последние мгновения перед полночью, после чего начинается жуткий шабаш. Звучат странные шорохи, колокольные удары, страшные стенания. Скорбные интонации обезличиваются, превращаются в суетливый бег. И в этом беге выделяется тема суровая, собранная, решительная — подлинный знаменный роспев, использованный Рахманиновым в свободной ритмической трактовке.
В мельканиях отдельных безликих мотивов нисходящие мотивы вступления, вновь появляющиеся в общем музыкальном потоке, постепенно приобретают сходство с напевом Dies irae — мрачным погребальным хоралом. И вот уже это сходство настойчиво подчеркивается, причем заупокойный напев приобретает черты нарочито залихватской пляски в вызывающей оркестровке: у флейты и флейты-пикколо в предельно высоком регистре с сопровождением деревянного, словно стук костей, тембра ксилофона. Сменяют друг друга разные эпизоды — волевые, лирические, мужественные и зловещие.
Происходит борьба разных сил, все более усиливается противостояние, которое приводит к победе волевого, мужественного начала.