радимичи это в древней руси
Радимичи – история, рассказанная курганами
Радимичи – одно из самых известных древнеславянских племён или племенных союзов. Проживали они преимущественно в междуречье Верхнего Днепра и Десны, на берегах Сожа и его притоков. Радимичи создали особенную культуру, в которой проявлялись заимствования других славянских народов, однако сохранили самобытные элементы.
Современные исследователи посвятили немало работ изучению генетики, различных этнических черт радимичей, в том числе постарались воссоздать внешность людей того времени. А с их происхождением связаны как исторические факты, так и предания. Какими же были радимичи? Что помнит история об этих представителях древнеславянских племён?
Почему радимичи?
Любой народ, в первую очередь, привлекает нас своим названием. Что же значило определение “радимичи”? Как гласят старинные предания, связано оно с именем прародителя племени – легендарного Радима.
В “Повести временных лет” указывается:
“Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи”.
В письменных источниках IX-XII столетий нередко фигурирует слово “радимичи” при упоминании о народе, расселившимся в междуречье Днепра и Десны. Земли их охватывали часть современной Белоруссии и юго-западные регионы Смоленской области России.
Радимичи / mogomc.by
Стремление к независимости
У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племён. Кроме того, у них существовало собственное войско.
По сути, земли радимичей сохраняли самостоятельность до конца X века, однако и в составе Руси оставались своего рода автономией. В Радзивиловской летописи отмечается, что до 885 года радимичи платили дань хазарам, однако после появления на их территориях князя Олега перешли под власть русских. При этом народ старался сохранять свою независимость.
Битва воеводы Волчий Хвост с радимичами в 984 году, описанная в Радзивилловской летописи / ru.wikipedia.org
Известно, что через несколько лет, в 907 году, радимичи уже стали участниками похода Олега на Царьград. В Радзивиловской летописи значится:
“Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и)”.
Несмотря на взаимную помощь, радимичи не хотели находиться под властью киевских князей. Они на некоторое время сумели вернуть самостоятельность. Однако столкновение с войсками Владимира Святославича оказалось роковым для племён. Радимичи были разбиты, после чего их земли присоединились к Киевской Руси. В дальнейшем эти территории стали регионами Смоленского и Черниговского княжеств.
Деятельность радимичей
Основным занятием радимичей было земледелие, чему способствовали плодородные почвы, обилие рек и озёр. Вырубая часть леса, они создавали пашни, тщательно выкорчевывая пни. Это было непростая работа, но радимичи преуспели в земледелии такого рода.
Более того, у них существовала своя система использования земель. Считалось, что через три года выращивания на пашне культур следует оставить почву “отдохнуть” и перейти на другой участок. Чередовать свободную и используемую землю можно было через год.
Современная реконструкция поселения радимичей / mogomc.by
Данные из курганов
Советский археолог Борис Рыбаков в 1932 году издал монографию, посвящённую изучению радимичских курганов. Отличительной особенностью народа стали украшения – семилучевые височные кольца. Если судить по захоронениям, в которых они были найдены, территории проживания радимичей охватывали бассейн Сожа и междуречье Днепра и Сожа.
Интересной отличительной особенностью радимичских курганов учёные считают трупосожжение на месте с подсыпкой, то есть на небольшой насыпи. В местах погребения с неполным сожжением направление тела усопшего сложно определить, куда была направлена голова покойного непонятно.
Радимичи были язычниками как и другие славяне / mogomc.by
Многие народы считали, что лицо его должно быть обращено строго на запад или восток, но у радимичей встречаются разные варианты. На мой взгляд, народ не придерживался данных традиций.
С X века под влиянием других народностей обычаи радимичей значительно изменились. Конечно. об этом мы тоже можем судить по курганам. Если прежде покойных сжигали, то теперь их просто опускали в землю, однако рядом с местом погребения разжигали костёр (вероятно, это пережиток времён обычаев трупосожжения).
В местах захоронений радимичей не слишком много вещей – многие из них сгорали или плавились на кострах. Однако явное различие прослеживается между височными кольцами раннего и позднего периода.
Виктор Васнецов «Баян», 1910 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Исследователь П.М.Еременко отмечал, что изначально эти украшения представляли собой сложную работу ювелиров, но в дальнейшем их рисунок становится проще, а сами кольца превращаются в примитивный вариант ожерелья – они были
“продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого”.
Крайне популярными украшениями женщин радимичей были шейные гривны. Интересно, что у многих соседних племён они почти не встречаются в захоронениях, однако радимичи отдавали им предпочтение перед другими декоративными изделиями. Внешне они напоминают ожерелья, найденные в древних курганах Литвы и Латвии, что говорит о взаимном культурном обмене разных народов.
Конечно, о быте и культуре радимичей нам известно не слишком много, однако историки современности прикладывают все усилия, чтобы совсем скоро часть неразгаданных тайн этого народа была раскрыта. В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племён, однако стали основой для появления новых славянских народов.
Радимичи
Радимичи
Они жили в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.
«Повесть временных лет» повествует так: «Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Упоминается имя радимичей в письменных свидетельствах с 885 по 1169 год.
Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. На юго-востоке соседями были северяне (граница проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны), а на левых притоках Десны радимичи соприкасались с вятичами или северянами.
Радимичи управлялись племенными вождями, но про их князей нигде не говорится. Далее в «Повести временных лет» они упоминаются под 885 годом: «Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали».
В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград, том самом, после которого Олег прибил свой щит ко вратам Цареграда и получил прозвание «Вещий».
Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа), и радимичи были разбиты. Их земли опять оказались в составе Киевской Руси. В XI веке территория радимичей вошла в Смоленское и Черниговское княжества
Что касается происхождения радимичей, то заявление летописца о их польском прошлом порожило немало дискуссий. Средневековые польские хронисты — Ян Длугош,
Мацей Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей. С этим соглашался и пытался обосновать это данными языка академик А.А. Шахматов.
Однако филолог Е.Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей. Он считал, что они переселились на Сож из более западных регионов, где были соседями ляхов. Это мнение поддержал и Л. Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева.
В.В. Седов на основе анализа названий рек установил сходство названий бассейна реки Сож с небольшим участком Верхнего Поднестровья. Эта местность многими учеными теперь и считается первоначальной родиной радимичей. Когда же они пришли на Сож, то слились здесь с местным балтским населением, переняв у них многие обряды и предметы материальной культуры. Причиной переселения радимичей на новое место послужило, возможно, передвижение угров (венгров) из междуречья Днепра и Дона в Центральную Европу. Первые вторжения угров, проходивших через верховья Днестра, датируются 862 годом. Возможно, тогда племя и решило уйти из неспокойного места. Интересно, что в летописной записи за 859 год, в которой отмечены племена, платившие дань Хазарскому каганату, радимичи не упоминаются.
Большинство исследователей считают, что название «радимичи» имеет балтское происхождение. Наиболее близкими к этому термину являются литовские слова radimas — «нахождение», radimviete — «местонахождение». ГА. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от более раннего названия балтской общности, которая была славянизирована к IX–X векам.
Земля радимичей удобными речными путями была связана с центральными областями Киевского государства. В XI–XII веках на их земле известны города Г омий (Г омель) и Чичерск на Соже, Вгциж на Десне, Воробьин, Ропейск, Стародуб и др.
Древнерусские сельские поселения (селища) располагались обычно по берегам рек и занимали сравнительно невысокие, ровные и удобные для жизни и хозяйственной деятельности места. Городища же представляли собой простейшие укрепленные поселки, которые устраивались на мысах подобно городищам раннего железного века и очень часто на месте последних.
В хозяйственной деятельности ведущее место занимало земледелие. В землях радимичей преобладали леса, поэтому земледелие сначала было подсечным. Лес подрубали, он высыхал на корню, затем деревья сжигали, пни выкорчевывали, почву взрыхляли сохой-ралом или суковаткой. Там, где сложно было использовать соху, применяли мотыгу. При подсечной системе орудием земледельца, без которого нельзя было обойтись, стал топор. В конце I тысячелетия появились железные сошники и наральники, но все же основными орудиями труда продолжали оставаться изделия из дерева.
В X–XI веках подсечная система земледелия постепенно уступила место более совершенной — переложной или залежной. Участок земли, освобожденный от леса, использовался 2–3 года, затем такое же время обрабатывался другой участок, а потом их меняли. Из переложной позднее возникла двупольная система земледелия, при которой пахотная земля и участок «под паром» чередовались ежегодно.
В основном выращивали зерновые культуры: озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, овес, полбу (вид пшеницы), просо, гречиху. Из других культур выращивали горох, лен, коноплю, репу, редьку, капусту, свеклу, лук, чеснок. На пашне применяли силу рабочего скота и «рало» (первый плуг, подрезавший и переворачивавший землю). Урожай убирали железным серпом, зерно размалывали каменными жерновами.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Среди домашней птицы преобладали куры и гуси, в меньшей степени — утки. Высоко ценились ловчие соколы и ястребы, использовавшиеся для охоты.
Леса были богаты зверем и птицей, многочисленные реки и озера — рыбой и водоплавающими, поэтому широко распространены были рыболовство, охота, собирательство, бортничество, разнообразные лесные промыслы. Бортничество давало мед и воск, которые широко использовалось в хозяйстве, также были важной статьей дани. Ловили «белую рыбу»: щук, линей, лещей, налимов, карасей, окуней и пр. Устраивали загороди из частоколов, бревен, плетней, а в оставленных небольших проходах ставили верши, морды и другие ловушки. Для ловли рыбы применяли сети, сачки, переметы, крючки.
Для собственных нужд, обмена, а позднее для выплаты дани сначала хазарам, а затем киевским князьям, большое значение приобрели меха. Объектами охоты являлись лоси, бобры, зайцы, медведи, кабаны, косули, зубры, благородные олени. Охотились с помощью лука и стрел, рогатин, ловчих ям, широко использовали силки, западни, сети и прочие приспособления. В X веке охотничьи угодья, различные «ловигца» и «перевесигца» принадлежали как рядовым общинникам, так и зарождающейся знати.
Из домашних ремесел были развиты прядение и ткачество изо льна, шерсти, конопли, обработка кож и шкур пушных животных, выделка овчин.
Древесина использовалась в строительстве, для изготовления домашней утри и орудий труда: ведер, ковшей, решет, бочек, телег, саней, грабель, вил, борон, сох, приспособлений для прядения и ткачества, также дерево шло на дрова, лучину.
Постепенно ремесла обособлялись, появлялись ремесленники, развивалась торговля. Из ремесел можно выделить кузнечное, гончарное, плотницкое, бондарное, кожевенное, скорняжное и прочие. Ремесленники были связаны уже не с деревнями, а с городами, где удобней было производить обмен.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Радимичи и вятичи
Радимичи и вятичи Радимичей летописец помещает по реке Сож, вятичей — по реке Оке. Однако в обоих случаях, особенно во втором, это весьма приблизительно. Бассейн Оки велик, и мы знаем, что там обитали также и финские племена мурома, мордва и меря. Более точно границу
Радимичи
Радимичи Словом «радимичи» принято называть объединение восьми небольших племен, возникшее в IX веке восточнее Днепра. Это бассейн реки Сож, ее притоков Ипути и Беседи, а также берега рек Проня и Остер. Всего до 30 тысяч кв. км.ПВЛ сообщает, что они пришли откуда-то с запада и
Радимичи
Радимичи «…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами.
Радимичи
Радимичи Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами – балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.К VIII–IX веку с запада приходят уже славянские
РАДИМИЧИ (ЛОКАЛИЗАЦИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ).Ч.3.
Также и семантика глагола «прозвашася» в летописном повествовании трактуется Д.С. Лихачёвым односторонне. В другом месте летописного рассказа о расселении славян читаем, например: «Словени же седоша около езера Илмеря. [и] прозвашася своимъ имянемъ» (ПСРЛ. I: 6; ПСРЛ. II: 5). Здесь тоже идёт речь о происхождении и обретении имени словен как таковых.
Не касаясь вопроса о значении фразы «новгородьци от рода варяжьска» (которая сама представляет загадку с обширной и противоречивой историографией), отметим, что в летописном повествовании о расселении славян, частью которого является и рассказ о происхождении радимичей и вятичей, предлог «от» имеет именно значение происхождения: «от техъ Словенъ разидошашася по земьли и прозвашася имены своими, кде седше на которомъ месте»; «Словене же ови пришедше и седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а отъ техъ Ляховъ прозвашася Поляне Ляхове» (ПСРЛ. I: 6; ПСРЛ. II: 5).
1 В этой связи Г.А. Хабургаев оригинально трактует проблему интерпретации происхождения радимичей «от ляхов»: «радимичи ниоткуда не »приходили» и были. аборигенами Посожья. Местное дославянское население оформилось в начале нашей эры при участии зарубинецких племён и, судя по гидронимии Посожья, могло быть носителем диалекта голядско-ятвяжского типа. Последнее обстоятельство было достаточным основанием для летописного сопоставления носителей посожских говоров с пограничным населением Лядьской земли, например ятвягами» (Хабургаев 1978: 143). Иначе как домыслами назвать данные рассуждения невозможно.
Ключевым аргументом Ф. Буяка является общность ряда названий, встречающихся как в Польше, в ареале предполагаемой им прародины двух «племён», так и на землях летописных радимичей и вятичей. Для радимичской территории такими параллельными с польскими названиями оказываются Будогощь (Bydgoszcz), Хотомиль (Chotymi), Чечерск, (Czeczersk), Чериков (Czerykow), Дроков (Drokow), Гомель (Gomii), Лучин (Luczyn), Мглин (Mglin), Пропойск (Propost), Радомль (Radyml), Речица (Rjeczyca) и т.д.
Также Ф. Буяк обратил внимание на названия, созвучные наименованию радимичей и имени их легендарного первопредка Радима, образующие компактную группу близ города Гнезно: Radzyn, Radoviska, Radomno, Radzi^ds, Radomki, Radomin, Radosli, Radomice, Radzymin, Radzanow, Radzimowice, Radzymin, Radzyn (Bujak 1949).
Построения Ф. Буяка были подвергнуты критике В.В. Седовым и Г.Ф. Соловьёвой (Седов 1965: 10; 1970: 141; 1982: 157; Соловьёва 1968). Так В.В. Седов отметил, что «географические названия, одинаковые с намечаемым районом Повисленья, имеются не только в областях расселения радимичей и вятичей, но и на территории северянского Подесенья и кривичского Поднепровья. Такие же названия, как Будогощ, Хотимль и др., не могут быть использованы, так как имеются во многих областях Восточной Европы (например, Будогощ Витебской губ., Будогощ Тихвинского уезда, Будогощ в Обонежской пятине)» (Седов 1965: 10); «на карту Ф. Буяка попали лишь выборочные географические названия, что и создаёт ошибочную картину» (Седов 1970: 141).
Рис. 11. Гидронимия земли радимичей, их предполагаемой прародины в Приднестровье, а также гидронимические следы маршрута их переселения в Посожье (Седов 1965:10)
В понимании фразы о происхождении радимичей «от ляхов» В.В. Седов присоединяется к тем учёным, которые понимали её как обозначение соседства ляхов и предков радимичей (Седов 1970: 142-143). Указал он и на то, что позднейшими лингвистами установлено «что те особенности белорусского языка, в которых А.А. Шахматов и его современники видели ляшские черты, являются продуктом местного развития, независимого от истории польского языка» (Седов 1970: 142).
Верхнеднестровская гипотеза происхождения радимичей была принята и Г.Ф. Соловьёвой (Соловьёва 1968: 355).
Рис. 12. Миграция радимичей по Я. Тышкевичу (Tyszkiewicz 1970: 456)
Компромисс между польской и верхнеднестровской гипотезами происхождения радимичей предложил польский исследователь Я. Тышкевич: в первые века н.э. далёкие предки радимичей, действительно жили на территории Польши, откуда в бурную эпоху ГУ-УТ вв. ушли на Верхний Днестр, а затем переместились в Посожье (Tyszkiewicz 1970: 456). Однако могла ли в течении почти тысячи лет сохраняться память о проживании дальних предков радимичей на территории будущей Польши? Это представляется в высшей степени сомнитель-ным. ПВЛ не сохранила никакой памяти о событиях, предшествовавших выходу славян на Дунай в УТ-УП вв. и было бы сомнительно ожидать здесь какого-то исключения для радимичей. Да и были ли в начале н.э. «ляхи»? Историческая география и диалектная конфигурация славян этого времени точно неизвестна ни современным учёным, ни древнерусским летописцам.
Подводя итоги историографического обзора, видим, что летописная сентенция о происхождении радимичей и вятичей (или одних радимичей, поскольку ряд учёных допускает, что вятичи были прибавлены к радимичам летописцем просто по аналогии) «от ляхов» остаётся загадкой, надёжное решение которой отсутствует несмотря на то, что над ним размышляли многие учёные. Одни исследователи относились к летописной легенде с доверием и выводили радимичей с территории Польши, другие решительно отказывали ей в достоверности, третьи искали прародину радимичей не на самих польских землях, а где-то в соседстве с ними; не было единства и в том, всё ли «племя» радимичей мигрировало, или только какие-то небольшие группы, ставшие элитой в Посожье и передавшие своё имя местному населению.
Выскажем теперь собственные соображения о происхождении и прародине радимичей.
(1) К настоящему времени археологами надёжно установлено, что связанные с радимичами памятники появляются в регионе бассейна Сожа не ранее VIII-IX вв. (Седов 1982: 157) и не являются развитием предшествующих колочинских и тушемлинских древностей. Соответственно, вывод о том, что радимичи не были автохтонами Посожья выглядит бесспорным.
(2) Наблюдения В.В. Седова о двух уникальных для Восточной Европы повторяющихся гидронимических ареалах в Верхнем Поднестровье и в Посожье представляются исключительно важными и указывающими на ту территорию, которую предки радимичей занимали непосредственно перед миграцией на берега Сожа (рис. 11).
(3) Возможно ли совсем игнорировать летописную традицию и тот факт, что антропоним Радим является преимущественно западнославянским (наличие в Польше ряда названий, которые могут быть связаны с этим именем), а также топонимы, совпадающие с теми, которые имеются в радимичском ареале (даже с учётом спорных случаев)? Считаем, что этого делать всё же не стоит и с осторожностью попробуем наметить контур возможной гипотезы о перемещении предков радимичей.
(5) Фраза летописца «Бяста бо два брата в Лясех» указывает на то, что по его представлению радимичи и вятичи происходят именно с ляшской территории, а не из соседних с ней земель. Слова о радимичах «Прешедъше ту ся вселиша» явно указывают на расселение всего «племени», а не только князя и старейшин.
(6) Чтобы понять, как и в каких исторических условиях могла проходить миграция радимичей, надо обратиться к общеисторическому контексту эпохи. В VII-IX вв. на дунайских и среднеевропейских славян наступали многочисленные враги: кочевники авары, болгары и венгры, а также франки. Из-за этого часть славян снимается с насиженных мест и уходит на север и на восток, происходит инфильтрация в Восточную Европу славян из Подунавья, из Моравии и Балканских земель, затронувшая значительную её часть. Мигранты подселяются к местному славянскому населению, принося свои традиции, которые нашли отражение в распространении в регионе целого ряда характерных для Дунайских земель артефактов (серьги, лунницы, височные кольца и другие украшения дунайских типов, железные ножи с рукоятками, оформленными волютообразными завершениями, определённые типы удил, нагрудные кресты с так называемым грубым изображением Христа и т.д.) (обощение соответствующих археологических материалов см.: Седов 1999: 183-204; 2002: 531-551; см. также статью А.Ю. Фомина в настоящем номере). Возможно, именно с этой инфильтрацией дунайских славян в Восточную Европу связана легенда ПВЛ о дунайской прародине славян.
Эта масштабная миграция с неизбежностью должна была затронуть и западнославянский ареал, привести в движение какие-то местные славянские группы, которые также страдали от вражеских нападений. Одной из таких групп и могли быть предки исторических радимичей.
Интересно, что радимичские семилучевые височные кольца имеют именно дунайское происхождение и соответствующие прототипы (Седов 1999: 188; 2002: 538), хотя увязывать напрямую вопрос о происхождении радимичей с вопросом о происхождении их височных колец не следует. Семилучевые височные кольца могли получить у радимичей распространение уже после их прихода на Сож.
(7) Где-то в УП-УШ вв. группа увлекаемых потоком «дунайской» миграции (или иными причинами, например, нападением врагов) славян с территории современной Польши могла переместиться на Верхний Днестр, где прожила относительно продолжительно время (от нескольких десятилетий до примерно столетия) и сформировала там определённый гидронимический ландшафт.
Наиболее вероятным мы считаем возникновение этнонима «радимичи» только на этапе расселения соответствующей славянской группировки на Соже.
(10) Поиски лингвистических следов миграции радимичей едва ли имеют смысл. Современной науке слишком мало известно о диалектной конфигурации славянского мира УП-УШ вв., когда происходили перемещения радимичей, да и язык их в ходе этих перемещений должен был трансформироваться, в т.ч. и под влиянием новой обстановки и новых соседей. Прибавим сюда трансформацию радимичских диалектов в результате вхождения сначала в древнерусский, а затем в прабелорусский лингвистические ареалы. Всё это должно было стереть гипотетические древние «ляшские» черты в языке радимичей, а тем более их потомков.
(11) Перспективными представляются дальнейшие поиски следов миграции (или её отсутствия) радимичей в материалах гидронимики, археологии и антропологии, а также в исследованиях ДНК.
Тема происхождения вятичей находится за рамками настоящей работы. Вопрос о том, мигрировали их предки вместе с предками радимичей или же вятичей к радимичам искусственно прибавил летописец (Нидерле 1956: 161; Рыбаков 1932) остаётся открытым.