работа с картами на уроках истории

Работа с картой на уроке истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Работа с картой на уроке истории

Описание слайда:

Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве

Описание слайда:

Классификация
Карты
Картосхемы (Аттика в древности)
Локальные планы (Бородинская битва)
Планы на местности (План города Афины)
Контурные карты

Описание слайда:

Карты
По охвату территории (мировые, материковые, карты государств)
По содержанию
Обзорные(Индия, Китай в XIXв.)
Обобщающие(Государства мира в древности)
Тематические(Завоевания Александра Македонского)
По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелко-)

Описание слайда:

Организация познавательной деятельности при работе с картой
Приемы
Локализация исторических событий на карте

«Оживление» карты наглядными средствами
Задания
Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение

Прикрепление значков, символов, аппликаций

Описание слайда:

Чтение и составление легенды карты

Вычерчивание объектов на карте
Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте

Нарисуйте и подпишите объекты на карте

Описание слайда:

Задания на анализ содержания исторической карты
с привлечением знаний из других источников

Описание слайда:

а)»По карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10—
4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия
10—7 тыс. лет назад, 7—5. 5—4.
Покажите территорию, где в эти же периоды обитали ското­воды и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты.
Как вы можете объяснить существование «белых пятен» на этой карте?»

Описание слайда:

б)»Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий для
сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств,
полуколоний, колоний.
Сделайте выводы о характере основных изменений на карте».

Описание слайда:

«Охарактеризуйте геополитическое положение России в
мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.»

Описание слайда:

Задания на локализацию исторических фактов по
карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач

Описание слайда:

а)»Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?»
б)»Объясните, как человек разумный смог освоить Землю «не замочив ног»?»
в)»Определите с помощью карты, в каких районах Земли
в качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться:
морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?»

Описание слайда:

Творческие образные задания
а) «Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий.»

Описание слайда:

Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей:
Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных:
Москва Владимир Мономах
Киев Ярослав Мудрый
Ярославль Святослав
Владимир Кий
Юрьев Юрий Долгорукий
Переяславль
Дмитров

Описание слайда:

Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях:
Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море.
Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа
Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

Описание слайда:

картографический диктант.
работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке
На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, «Восстание рабов под предводительством Спартака»:
Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова
Сицилия.
На них обозначьте принятыми значками и надпишите:
а)г. Рим и реку, на которой он основан;
б)город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы;
в)первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;

Описание слайда:

игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы».
школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен.
«Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша».
Схема №»1 Схема № 2

Описание слайда:

задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт
На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

Описание слайда:

содействуют задания, направленные на выяснение
происхождения топонимов и этнонимов
Задания поискового характера на отыскание родины
привычных для нас сейчас предметов, продуктов питания

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Курс повышения квалификации

Охрана труда

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.

Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»

Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»

«Плюсы и минусы дистанционного обучения»

Текст выступления на семинаре к презентации «Музыка нас связала»

Презентация на тему «Музыка нас связала!»

Реферат «Типология синтаксических систем. Типы предложений в сопоставляемых языках.»»

Презентация по ПМ 03. МДК 03.02 на тему «Графики работы водителей»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5251208 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

работа с картами на уроках истории. Смотреть фото работа с картами на уроках истории. Смотреть картинку работа с картами на уроках истории. Картинка про работа с картами на уроках истории. Фото работа с картами на уроках истории

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Работа с картой на уроке истории

Работа с картой на уроке истории

Автор: Крузин Николай Николаевич
учитель истории МБОУ “Селиховская СОШ”

Работа с картой на уроке истории
(методические рекомендации в помощь учителю)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА: ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III-I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в XVIII в.

Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений – скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.

Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. В названии карты указаны место и время событий.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы потому, что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. Как правило, тематические карты используются на фоне и в сочетании с общими картами, дополняя друг друга.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Ученики знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о различии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В основной школе эти знания требуют своего дальнейшего углубления и развития.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и, прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по истории России и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель продемонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек ученики найдут эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убедятся, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель нанесёт на физическую карту, и ученики еще раз сравнят положения рек, морей с контурами исторической карты.Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Этот район земного шара можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнего Египта, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую карту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родного города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «Природа и занятия жителей Древнего Египта» историческая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия.

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «изваряг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII – начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому.Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТУРНОЙ КАРТЫ

Учитель истории должен обучить школьников общим требованиям оформления контурной карты:

1. Надписи и подписи

– оформляются аккуратным печатным шрифтом. Что должно бать записано на контурной карте определяет учитель (главное – не пере грузить карту информацией);

– размер надписи должен соответствовать размерам и важности объекта, размер букв должен быть одинаковым (как и промежутки между ними);

– надписи не должны перекрывать контуры и другие обозначения;

– надписи названий населённых пунктов, других объектов, занимающих на карте маленькую площадь, располагают относительно параллелей. Если на карте параллели не указаны – надписи располагают параллельно нижней рамки карты. Начало надписи этих объектов должно начинаться рядом с объектом (города правее от пунсона.Если надпись длинная – можно ставить первые буквы, сделав ссылку в легенде);

– название объектов, имеющих форму кривых линий, располагают на самом изображении объектов или вдоль их направления;

– название объектов, имеющих на карте форму плоскости, подписывают в середине изображения. Буквы названия должны быть расположены так, чтобы сама надпись раскрывала форму и размер объекта;

– надписи рек располагают в местах наименьшей загруженности карты над линией реки. Надписи длинных рек повторяют два или три раза.

– надписи и подписи всех типов должны быть чёткими, легко читаться и не перегружать карту;

– государственные границы обязательно наводятся («поднимаются») красным цветом;

– обязательно подписываются названия соседних государств.

Во время оформления (составления) легенды обращать внимание школьников на следующее:

– все условные обозначения карты, за исключением общепринятых, и все сокращения должны быть пояснены;

– каждое новое пояснение необходимо располагать в столбик с нового ряда. Если «поля» легенды не хватит, легенда продолжается на обратной стороне карты;

– желательно придерживаться определённого порядка расположения в легенде условных обозначений: границы и территории, населённые пункты, направления.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ УЧЕНИКИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Работа с исторической картой поможет ученикам

– что название карты отражает тему и ее основное содержание;

– что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;

– на ней могут быть показаны разновременные события;

– сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве;

– карты имеют масштаб;

– условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

– узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

– определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

– правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность;

– передавать содержание карты графическими средствами;

– сопоставлять обозначенные на карте явления;

– сравнивать размеры территорий;

– находить на карте и называть включенные в легенду знаки;

– находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

– сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

– выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

– применять карту при анализе причин и следствий событий;

– анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;

– сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; – сопоставлять разномасштабные карты и планы;

– читать карты и картосхемы.

ПРИМЕРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ С КАРТОЙ

Тема «Создание Египетского государства»

При помощи карты учебника:

– Охарактеризуйте особенности географического положения Египта;

– Какие природные условия способствовали хозяйственной деятельности человека? Какие мешали хозяйственному развитию?

Тема «Древний Китай»

– Покажите на карте район возникновения древней китайской цивилизации;

– Назовите реки, в долинах которых зародилась древняя китайская цивилизация;

– Какие природные условия влияли на развитие древней китайской цивилизации;

– Что такое Большая Китайская стена? Кто и для чего приказал её соорудить? Найдите её на карте. Вычислите её протяжённость. Прочтите текст в учебнике об этом сооружении. Сравните его с прочтённой информацией на карте.

Тема «Природные условия Италии»

– В чём похожи природные условия Италии и Греции?

– В чём отличие природных условий и как это влияло на занятия населения Древней Италии?

Источник

Методические рекомендации по работе с историческими картами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические рекомендации по работе с историческими картами.

Разработчик учитель истории и обществознания – Зайцева

Описание исторической карты на уроке истории

Историческая карта является одним из составляющих компонентов урока истории. Историческая карта представляет собой уменьшенное условно-знаковое изображение того или иного исторического периода составленного на основе географических данных.

Работа с исторической картой на уроке истории является необходимым компонентом в ходе процесса обучения. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Для наиболее успешной работой исторической картой следует понимать, что она коренным образом отличается от географической. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт — раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Данные перемещения на карте обозначены с помощью условных знаков.

1.1 Основные условные знаки :

— Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки;

— военные удары — стрелки с более коротким древком и широким основанием;

— места сражений — скрещенные мечи,

— точки – пункты сосредоточения восставших.

— Черный шрифт – города

— Голубой шрифт – все водоемы

— Границы государства определенным цветом

1.2. Исторические карты различаются по :

— по охвату территории (мировые, материковые, карты государств);

— по содержанию (обобщающие и тематические);

— по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).

Кроме того, историческая действительность может отображаться на других видах картографического материала: картосхема, контурная карта, план на местности.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление.

Планы на местности (или локальные планы) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой.

В названии карты обычно указаны место и время событий.

Историческая карта оборудована легендой карты. Легенда карты – условно-знаковые обозначения с разъяснением их значения. На картах легенда помещается на свободном пространстве (например, в углах), чтобы не скрывать нужные объекты на карте. В атласах может размещаться на отдельных страницах.

Основные умения необходимые для работы с исторической карты.

Историческая карта на уроках истории используется в качестве наглядного материала. Карта используется для наиболее точного понимания и осмысления основных исторических событий и явлений, а также для понимания пространственно-временных рамок изучаемого объекта. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте

При работе с исторической картой учащийся должен уметь:

Читать легенду карты.;

Понимать условные обозначения;

Правильно указывать город на местности;

Правильно указывать границы государства

Правильно указывать реки, озера, океаны, заливы, проливы.

Правильно указывать горы.

Иметь представление о масштабе исторической карты.

При появлении исторической карты в ходе беседы выясняется:

какую часть земной поверхности она охватывает;

какой хронологический период истории на ней отражен;

какова зависимость климата от географической широты.

важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений;

раскрывается характерная особенность границ данного периода;

историческая географией, называя прежние и современные названия на карте;

условные обозначения (легенда) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами — разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую.

Осмысленное усвоение условно-графической наглядности зависит от понимания исторически возникших географических названий. Для уяснения сущности географических названий на уроках раскрывается их смысл. Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления.

3.1. Основные правила при работе ( при показе) с исторической картой:

1. Перед показом необходимо дать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от. »; «выше по течению реки находится. »; «Великий Новгород расположен в 6 километрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

2. Реки надо показывать только по течению от истока до устья;

4. Границы государств — непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков;

5. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект;

6. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте. ( вставать можно как слева так и справа от карты, в зависимости от того правша или левша ученик)

7. Необходимо вести одновременную работу по настенной и настольной картам. (Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной;

При выполнении всех необходимых действий обучающиеся приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов.

Правила работы с катросхемой и планом на местности соответствуют работе с исторической картой

3.2. Основные правила работы с контурной картой.

Контурные карты это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются

для закрепления нового материала на уроке;

для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них;

для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий.

Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Обучение по контурной карте проходит в несколько приемов.

Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт;

по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов.

Затем обучающиеся сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты.

Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров ученики могут нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные.

Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, по границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *