рабочая программа история зарубежной литературы

Программа спецкурса «История зарубежной литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Спецкурс «История зарубежной литературы ориентирован на учащихся старшего школьного возраста, потому что именно на этом этапе школьники в большей мере способны воспринимать материал как систему. Данный спецкурс призван восполнить те пробелы, которые, как показывает практика, имеются у учащихся в области периодизации и циклизации зарубежной литературы, а также отнесения того или иного автора к исторически сложившемуся литературному течению или направлению.

Спецкурс «История зарубежной литературы» включает в себя занятия теоретического, практического и смешанного характера, в ходе которых внимание обращается не только на историко-литературные особенности периода, но и на фигуры крупнейших представителей каждого и их творческое наследие.

На практические занятия выносятся произведения разных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (поэма, роман, трагедия, комедия, рассказ, стихотворение и др.) литературы, а также ведется активная работа с понятийным аппаратом такой науки, как литературоведение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Античная литература. Периодизация, основные имена – 1 час

Античная лирика: Анакреонт, Архилох, Сафо – 1 час

«Песнь о Нибелунгах» (фрагменты) – 1 час

Литература Возрождения. Исторические особенности – 1 час

Петрарка сонеты – 1 час

Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII в. – 1 час

Ж.Б. Мольер. Тартюф – 1 час

Литература Просвещения. Временные рамки и особенности – 1 час

Ф. Вольтер. Кандид 1 час

Р. Бёрнс. Стихотворения – 1 час

И.В. Гёте. Фауст (фрагменты) – 2 часа

Романтизм в литературе. Традиции разных стран – 1 час

У. Вордсворт, П.Б. Шелли. Стихотворения – 1 час

Реализм в литературе XIX века 1 час

Г. Флобер. Госпожа Бовари – 2 часа

Ж.П. Беранже, Ш. Бодлер. Стихотворения 1 час

А. Рембо, П. Верлен, Э. Верхарн. Стихотворения – 1 час

Ги де Мопассан. Новеллы 2 часа

Литература 1917 – 1945 годов. Исторические особенности – 1 час

А. Камю. Посторонний 2 часа

Д.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи – 1час

Зюскинд «»Парфюмер» 2 часа

Спецкурс разработан на основе пособия В.А. Лукова «История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней»/М., 2008

Источник

Программа учебной дисциплины история зарубежной литературы XIX в

рабочая программа история зарубежной литературы. Смотреть фото рабочая программа история зарубежной литературы. Смотреть картинку рабочая программа история зарубежной литературы. Картинка про рабочая программа история зарубежной литературы. Фото рабочая программа история зарубежной литературы

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

«____» ________________ 2011 г.

«____» ________________ 2011 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по направлению подготовки 071101 «Литературное творчество»

4 зачетные единицы

Составители рабочей программы:

к. ф.н., доц. _________________________

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____»________2011г. протокол № _____

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1. Требования к студентам.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о предшествующих литературных эпохах, владеть культурой чтения художественных и литературно-критических текстов.

1.2. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.

Зарубежная литература XIX века освещается и изучается как литературный процесс и одновременно как часть общекультурного развития человеческой цивилизации. Освещение материала (в частности, понятий «романтизм» и «реализм») производится с точки зрения современной научной мысли.

Дисциплина входит в блок Б.3 «Профессиональные дисциплины» и является обязательной для изучения.

1.3. Цели изучения дисциплины.

Основной целью курса является выявление своеобразия литературного столетия в контексте важнейших событий эпохи общественно-политического и научно-культурного характера.

Воспитательные цели и задачи курса:

· формирование у студентов представления о родственной природе и генезисе европейской цивилизации рассматриваемых эпох.

· углубление и совершенствование социокультурных представлений, морально-нравственных норм, чувства прекрасного, культурного такта и эстетического вкуса.

· воспитание гармонично развитой личности.

1.4. Учебные задачи дисциплины.

· раскрыть исторические и культурологические истоки зарубежной литературы XIX в. (реализм и романтизм), определить методологические основы ее изучения.

· рассмотреть взаимосвязанные теоретические и историко-литературные вопросы зарубежной литературы XIX века и предшествующих литературных эпох.

· познакомить студентов с литературой романтизма и реализма Западной Европы и США XIX в., дать характеристику крупнейших памятников этой эпохи, осуществить их критический разбор.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

ПК-8 – обладать знанием как в общекультурном плане, так и в качестве базы для развития собственного творческого потенциала античной литературы;

ПК-9 – обладать знанием как в ощекультурном плане, так и в качестве базы для развития собственного творческого потенциала зарубежной литературы.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

· знать периодизацию литературного процесса, основное содержание литературных текстов, их литературно-критическую интерпретацию, характеристику литературных стилей и жанров, специфику крупнейших литературных памятников рассматриваемых эпох;

· иметь представление о литературной эволюции – причинах возникновения и упадка словесных феноменов

· уметь ориентироваться в справочной и научной литературе по предмету, анализировать общественно-исторические условия возникновения литературных феноменов: эпос, лирика, драма и др.;

· иметь представление об исторических закономерностях и эволюции жанровой системы; уметь ориентироваться в видовой и жанровой иерархии зарубежной литературы (в границах отдельных периодов);

· знать и уметь интерпретировать основные источники.

1.5. Формы работы студентов.

Аудиторные занятия (лекции и практические) и самостоятельные занятия (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т. д.).

Опросы, проверка домашних заданий, учебно-тренировочное тестирование, подготовка рефератов и презентаций.

1.7. Методика формирования результирующей оценки.

1. Выполнение письменных домашних заданий (до 5 баллов).

2. Конспектирование научной литературы (до 5 баллов).

3. Реферирование научной литературы (до 10 баллов).

4. Подготовка сообщений (до 5 баллов).

5. Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).

Раздел 2. Структура изучения дисциплины

Всего часов (общая трудоемкость в часах)

Изучение основной и дополнительной литературы

Написание курсовых работ, эссе, рефератов

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

Подготовка к зачету, зачет

Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины

Содержание (Перечень дидактических единиц)

Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т. д.)

Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т. д)

1. Введение. Зарубежная литература XIX века.

Особенности общественно-политической и литературной жизни в XIX веке. Проблемы периодизации литературы XIX века, основные этапы ее развития в разных регионах. Романтизм как метод, направление, художественный стиль.

2. Немецкий романтизм.

Особенности и периодизация немецкого романтизма. Иенская школа романтизма. Теория нового искусства (Ф. Шлегель, Новалис). Художественная практика Новалиса. Основные мотивы, особенности цикла «Гимны к ночи». Роман «Генрих фон Офтердинген»: романтическая версия «романа воспитания». Своеобразие и функция сказочного начала в творчестве Л. Тика. Гейдельбергский кружок. Эстетическая концепция романтиков-гейдельбергцев. «Волшебный рог мальчика» А. ф. Арнима и К. Брентано: тематический состав и принципы организации. Творчество Гельдерлина. Античность, природа, любовь – воплощение романтического идеала автора. Особенности повествования.

Опрос, проверка домашних заданий.

Эволюция мировоззрения и творческого метода. Тема музыки в творчестве писателя («Кавалер Глюк», «Дон Жуан»). Особенности новеллистики Гофмана, специфика жанра сказки («Золотой горшок». «Крошка Цахес», «Песочный человек»). «Житейские воззрения кота Мурра»: проблематика и жанровое своеобразие (многоплановость повествования, особенности композиции, романтическая ирония, синтетизм). Гофман в России.

Опрос, проверка домашних заданий.

4. Классический реализм в зарубежной литературе XIX века.

Формирование парадигмы классического реализма во второй трети XIX века. Политические, социальные, научные факторы, повлиявшие на оформление реализма как художественного метода. Этапы становления реализма в европейской литературе XIX столетия. Принципы типизации и историзм классического реализма. Мимесис и проблемы реалистической поэтики. Взаимосвязь реализма и романтизма.

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

5. Французский роман XIX столетия.

Мировоззрение, эстетические взгляды крупнейших прозаиков эпохи (Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер).

I. Творчество Стендаля. Три версии романа воспитания («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»): художественная проблематика, характерология. Мастерство психологического анализа Стендаля.

II. де Бальзака. Периодизация творчества писателя. Замысел и история воплощения «Человеческой комедии». Принципы познания и изображения Бальзаком современной действительности: индуктивное восхождение от описания социальных явлений к причинам и началам вещей. «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»: проблематика и поэтика. Тема жизненных разочарований в романе «Утраченные иллюзии».

III. Флобера. Философские и эстетические воззрения Флобера. «Объективная манера» писателя – новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. Роман «Госпожа Бовари»: особенности проблематики и поэтики. «Саламбо» как исторический роман.

Периодизация творчества Байрона. Особенности поэтического мышления поэта, специфика его мировидения. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Восточные поэмы» Байрона: специфика изображения человеческого характера, принципы композиционного построения, особенности стиля. Эволюция «байронического» героя: тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд-Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»).

Раздел 4 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Общая характеристика и периодизация зарубежной литературы XIX в. Романтизм как метод, направление и стиль. Поэтика романтического творчества.

2. Йенская школа романтизма в Германии. Разработка теории нового искусства А. и Ф. Шлегелями, Новалисом. Воплощение романтического идеала в художественном творчестве йенцев.

3. Гёльдерлина (лирика, роман «Гиперион»): основные мотивы и образы.

4. Гейдельбергский кружок немецких романтиков. Эстетическая программа гейдельбергской школы романтизма. Художественное своеобразие сборника народных песен «Волшебный рог мальчика».

5. Драматургия и новеллистика Г. фон Клейста: проблематика, особенности поэтики.

8. «Житейские воззрения кота Мурра» (проблематика, особенности композиции). «Поэтика необычайного» в романе.

9. фон Шамиссо. Реальное и фантастическое в его художественной системе. «Удивительная история Петера Шлемиля»: специфика жанра и композиции.

10. Лирическое «я» и формы его воплощения в «Книге песен» Г. Гейне. Основные темы и проблемы позднего творчества Гейне.

11. Английский романтизм: пути становления и национальное своеобразие. Эстетические идеи и художественное творчество поэтов «Озерной школы». Блейка.

12. Творческий путь Дж. Г. Байрона. Особенности его романтизма. Ведущие темы и поэтика лирических произведений Байрона.

13. Своеобразие жанра лироэпической поэмы Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Образ романтического героя. Тематика и проблематика поэмы.

14. «Восточные» поэмы Дж. Г. Байрона: основной конфликт, специфика изображения человеческого характера.

15. Художественные искания Дж. Г. Байрона в романе «Дон-Жуан». Новые тенденции в творчестве Байрона последнего периода.

17. Принцип историзма в творчестве В. Скотта. Особенности жанра исторического романа, синтез романтического и реалистического в прозе писателя.

18. Романтизм во Франции. Особенности и периодизация французского романтического движения. Эстетика раннего французского романтизма (Ф. Р. де Шатобриан, Ж. де Сталь).

19. Французский романтизм в годы Реставрации. Мотивы и образы поэзии А. де Ламартина и А. де Виньи. Исторический роман А. де Виньи «Сен-Мар».

20. Гюго. Художественное новаторство его лирики. Драматургия Гюго и реформа французского театра.

21. Творческая эволюция В. Гюго-романиста. Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской богоматери».

22. Санд. Идейно-художественные особенности романов писательницы.

23. Эстетические воззрения, литературное творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль).

24. Поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла»: лирические мотивы и образы. Новаторский характер поэзии Бодлера.

25. Романтизм в литературе США: пути развития, национальное своеобразие, эстетика.

26. Ирвинга: жанровые особенности и национальная специфика.

27. Художественное своеобразие жанра романтического исторического романа в творчестве Ф. Купера (пенталогия о Кожаном Чулке). Проблема положительного героя и ее воплощение в произведениях писателя.

28.Особенности зрелого и позднего американского романтизма.

29. По. Творческий метод писателя (фантастическое,

детективный элемент, исключительное и необычное).

30.Книга стихов У. Уитмена «Листья травы»: особенности тематики и

проблематики. Художественное новаторство поэзии У. Уитмена.

31. Готорна. Сюжет и композиция, жанровое своеобразие

романа Готорна «Алая буква».

32. Мелвилла «Моби Дик»: основной конфликт, философская

символика и притчевые черты в романе.

33.Реализм XIX века: пути становления и развития. Эстетика и поэтика

34. Своеобразие художественного метода О. де Бальзака. «Человеческая комедия»: замысел и история воплощения.

35. Философская и эстетическая проблематика в творчестве О. де Бальзака («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр»).

36. де Бальзака «Гобсек», романы «Евгения Гранде» и «Отец Горио»: проблематика и поэтика. Критические аспекты изображения действительности в произведениях О. де Бальзака.

37. Художественное воплощение проблемы молодого человека в прозе О. де Бальзака. Роман «Утраченные иллюзии»: основные темы, мотивы и образы.

38. Творческий путь Ф. Стендаля. Специфика реализма писателя. Особенности художественной характерологии, формы психологического анализа в его произведениях.

39. Итальянская тема в творчестве Ф. Стендаля. Сюжетно-композиционная организация романа «Пармская обитель». Итальянское и общеевропейское в проблематике произведения.

40. Стендаля «Красное и черное». Проблема положительного героя, принципы и приемы изображения человеческого характера, особенности психологизма в романе.

41. Творческий путь Г. Флобера. Философские и эстетические взгляды писателя. Особенности стиля его произведений.

42. Флобера «Госпожа Бовари». Основная проблематика. Сюжет и композиция романа.

43. Художественное своеобразие романа Г. Флобера «Саламбо»: жанровая специфика, мотивная и образная структура.

44. П. Мериме. Его место в развитии реализма во французской литературе. Художественное своеобразие ранних произведений писателя («Театр Клары Гасуль», «Гюзла»).

45. Жанровые особенности новеллистики П. Мериме («Матео Фальконе», «Таманго», «Двойная ошибка», «Коломба»). Синтез романтических и реалистических форм в малой прозе писателя. Художественная характерология.

46. Исторические произведения П. Мериме («Хроника времен Карла IX», «Жакерия»): проблематика, особенности поэтики.

47. Ч. Диккенс. Периодизация творчества. Жанровая эволюция романной прозы писателя («Записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Большие надежды»). Своеобразие художественного метода писателя.

48. Раннее творчество Ч. Диккенса: основные темы и мотивы. Диккенс-юморист («Записки Пиквикского клуба»).

49. Диккенса «Домби и сын». Социальная и этическая проблематика произведения. Особенности психологизма в романе.

50. Поздние произведения Ч. Диккенса: проблематика, своеобразие художественной манеры писателя. Сюжет, композиция, система образов романа «Большие надежды». Гуманистические аспекты изображения современной действительности в позднем творчестве писателя.

52. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Социальные и политические проблемы в романе. Особенности художественного воплощения авторской позиции.

53. Обновление «викторианской» прозы в английском реалистическом романе 60-70-х годов (Дж. Элиот, Э. Троллоп).

54.Романное творчество Ш. и Э. Бронте. Жанровое своеобразие их

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы

6. и др. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.

Дополнительная литература

Алякринский частной судьбы // Вопросы литературы. 1987. № 12. С. 130–159.

Американцы. – М., 2002.

Литература и зло. – М., 1994 (гл. «Эмили Бронтэ», «Бодлер», «Блейк»).

Берковский в Германии. – Л., 1973.

Берковский и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

Боброва в американской литературе XIX века. – М., 1975.

От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1988.

Великий романтик. Байрон и мировая литература. – М., 1991.

Вехи и мастера французской поэзии XIX века // Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985.

Виткоп- Гофман сам о себе. – Челябинск, 1999.

Волков как творческий метод // Проблемы романтизма: Сб. науч. тр. – М., 1971.

Грешных немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. – Л., 1991.

Дмитриев йенского романтизма. – М., 1975.

Дубашинский Байрона «Дон Жуан». – М., 1976.

Дьяконова романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

Дьяконова поэзия Байрона. – М., 1975.

Европейский романтизм. – М., 1973. (ст. И. Неупокоевой, А. Елистратовой, К. Хорват).

Жирмунский романтизм и современная мистика. – М.,

Американский романтизм. // Российский литературоведческий

журнал. 1997. № 10. С. 33–58.

Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. – М., 1988.

Зенкин по французской литературе. – М., 1999.

От героя к человеку. – М., 1990.

Ковалев Америка. – Л., 1971.

Ностальгия обелисков. Литературные мечтания. – М., 2001.

Мешкова Виктора Гюго. – Саратов, 1971.

Литературные портреты. – Ростов-на-Дону, 1997.

Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. – М., 1971.

Николюкин романтизм и современность. – М., 1968.

Вальтер Скотт и его мир. – М., 1980.

Из истории западноевропейских литератур. – Л., 1973.

Реизов роман XIX века. – М., 1977.

Руднев культуры XX века. – М., 1997.

Федоров в романтической литературе. – Рига, 1987.

Художественный мир Э. / Ред. коллег.: и др. –

Эстетика американского романтизма. – М., 1977.

Эстетика немецких романтиков. – М., 1987.

Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.

Аллен Герви. Эдгар По. – М., 1987.

Стендаль, или бал-маскарад. – М., 1985.

Балашов и правда о Бодлере // Цветы зла. – М., 1970. С. 233–288.

Бальзак в воспоминаниях современников. – М., 1986.

«Отец Горио» Бальзака. – М., 1970.

Венедиктова искусство США: Современность и традиция. – М., 1988

Венедиктова Уолта Уитмена. – М., 1982.

Гербстман Бальзак. – Л., 1972.

Забабурова и проблемы психологического анализа. – Ростов н/Д, 1982.

Затонский реализм XIX века. Киев, 1984.

Готорн в уединении // Дом со многими окнами. – М., 1973.

Ковалев Мелвилл и американский романтизм. – Л., 1972.

Косиков Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Цветы Зла. Стихотворения в прозе. – М., 1993.

Кучборская Бальзака. – М., 1970.

Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998. («Чарлз Диккенс», «Гюстав Флобер»).

Нольман Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. – М., 1979.

Обломиевский символизм. – М., 1973.

Диккенс / Пер. с англ. М. Кан. – М., 2002.

Реизов роман XIX века. – М., 1977.

-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. – СПб., 1998.

Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М., 1979.

Урнов традиции в английской литературе. – М., 1986.

Реестры электронных библиотечных ресурсов.

RUSSIANDICKENS. NM. RU

Ссылка на ПТК «УМКа».

УМКа «Актуальные проблемы русской речевой культуры».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *