рабочая программа история зарубежной литературы
Программа спецкурса «История зарубежной литературы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Спецкурс «История зарубежной литературы ориентирован на учащихся старшего школьного возраста, потому что именно на этом этапе школьники в большей мере способны воспринимать материал как систему. Данный спецкурс призван восполнить те пробелы, которые, как показывает практика, имеются у учащихся в области периодизации и циклизации зарубежной литературы, а также отнесения того или иного автора к исторически сложившемуся литературному течению или направлению.
Спецкурс «История зарубежной литературы» включает в себя занятия теоретического, практического и смешанного характера, в ходе которых внимание обращается не только на историко-литературные особенности периода, но и на фигуры крупнейших представителей каждого и их творческое наследие.
На практические занятия выносятся произведения разных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (поэма, роман, трагедия, комедия, рассказ, стихотворение и др.) литературы, а также ведется активная работа с понятийным аппаратом такой науки, как литературоведение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Античная литература. Периодизация, основные имена – 1 час
Античная лирика: Анакреонт, Архилох, Сафо – 1 час
«Песнь о Нибелунгах» (фрагменты) – 1 час
Литература Возрождения. Исторические особенности – 1 час
Петрарка сонеты – 1 час
Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII в. – 1 час
Ж.Б. Мольер. Тартюф – 1 час
Литература Просвещения. Временные рамки и особенности – 1 час
Ф. Вольтер. Кандид 1 час
Р. Бёрнс. Стихотворения – 1 час
И.В. Гёте. Фауст (фрагменты) – 2 часа
Романтизм в литературе. Традиции разных стран – 1 час
У. Вордсворт, П.Б. Шелли. Стихотворения – 1 час
Реализм в литературе XIX века 1 час
Г. Флобер. Госпожа Бовари – 2 часа
Ж.П. Беранже, Ш. Бодлер. Стихотворения 1 час
А. Рембо, П. Верлен, Э. Верхарн. Стихотворения – 1 час
Ги де Мопассан. Новеллы 2 часа
Литература 1917 – 1945 годов. Исторические особенности – 1 час
А. Камю. Посторонний 2 часа
Д.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи – 1час
Зюскинд «»Парфюмер» 2 часа
Спецкурс разработан на основе пособия В.А. Лукова «История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней»/М., 2008
Программа учебной дисциплины история зарубежной литературы XIX в
Государственное образовательное учреждение
«Волгоградский государственный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
«____» ________________ 2011 г.
«____» ________________ 2011 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по направлению подготовки 071101 «Литературное творчество»
4 зачетные единицы
Составители рабочей программы:
к. ф.н., доц. _________________________
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____»________2011г. протокол № _____
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Требования к студентам.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о предшествующих литературных эпохах, владеть культурой чтения художественных и литературно-критических текстов.
1.2. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.
Зарубежная литература XIX века освещается и изучается как литературный процесс и одновременно как часть общекультурного развития человеческой цивилизации. Освещение материала (в частности, понятий «романтизм» и «реализм») производится с точки зрения современной научной мысли.
Дисциплина входит в блок Б.3 «Профессиональные дисциплины» и является обязательной для изучения.
1.3. Цели изучения дисциплины.
Основной целью курса является выявление своеобразия литературного столетия в контексте важнейших событий эпохи общественно-политического и научно-культурного характера.
Воспитательные цели и задачи курса:
· формирование у студентов представления о родственной природе и генезисе европейской цивилизации рассматриваемых эпох.
· углубление и совершенствование социокультурных представлений, морально-нравственных норм, чувства прекрасного, культурного такта и эстетического вкуса.
· воспитание гармонично развитой личности.
1.4. Учебные задачи дисциплины.
· раскрыть исторические и культурологические истоки зарубежной литературы XIX в. (реализм и романтизм), определить методологические основы ее изучения.
· рассмотреть взаимосвязанные теоретические и историко-литературные вопросы зарубежной литературы XIX века и предшествующих литературных эпох.
· познакомить студентов с литературой романтизма и реализма Западной Европы и США XIX в., дать характеристику крупнейших памятников этой эпохи, осуществить их критический разбор.
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:
ПК-8 – обладать знанием как в общекультурном плане, так и в качестве базы для развития собственного творческого потенциала античной литературы;
ПК-9 – обладать знанием как в ощекультурном плане, так и в качестве базы для развития собственного творческого потенциала зарубежной литературы.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
· знать периодизацию литературного процесса, основное содержание литературных текстов, их литературно-критическую интерпретацию, характеристику литературных стилей и жанров, специфику крупнейших литературных памятников рассматриваемых эпох;
· иметь представление о литературной эволюции – причинах возникновения и упадка словесных феноменов
· уметь ориентироваться в справочной и научной литературе по предмету, анализировать общественно-исторические условия возникновения литературных феноменов: эпос, лирика, драма и др.;
· иметь представление об исторических закономерностях и эволюции жанровой системы; уметь ориентироваться в видовой и жанровой иерархии зарубежной литературы (в границах отдельных периодов);
· знать и уметь интерпретировать основные источники.
1.5. Формы работы студентов.
Аудиторные занятия (лекции и практические) и самостоятельные занятия (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т. д.).
Опросы, проверка домашних заданий, учебно-тренировочное тестирование, подготовка рефератов и презентаций.
1.7. Методика формирования результирующей оценки.
1. Выполнение письменных домашних заданий (до 5 баллов).
2. Конспектирование научной литературы (до 5 баллов).
3. Реферирование научной литературы (до 10 баллов).
4. Подготовка сообщений (до 5 баллов).
5. Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).
Раздел 2. Структура изучения дисциплины
Всего часов (общая трудоемкость в часах)
Изучение основной и дополнительной литературы
Написание курсовых работ, эссе, рефератов
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов
Подготовка к зачету, зачет
Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины
Содержание (Перечень дидактических единиц)
Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)
Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т. д.)
Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т. д)
1. Введение. Зарубежная литература XIX века.
Особенности общественно-политической и литературной жизни в XIX веке. Проблемы периодизации литературы XIX века, основные этапы ее развития в разных регионах. Романтизм как метод, направление, художественный стиль.
2. Немецкий романтизм.
Особенности и периодизация немецкого романтизма. Иенская школа романтизма. Теория нового искусства (Ф. Шлегель, Новалис). Художественная практика Новалиса. Основные мотивы, особенности цикла «Гимны к ночи». Роман «Генрих фон Офтердинген»: романтическая версия «романа воспитания». Своеобразие и функция сказочного начала в творчестве Л. Тика. Гейдельбергский кружок. Эстетическая концепция романтиков-гейдельбергцев. «Волшебный рог мальчика» А. ф. Арнима и К. Брентано: тематический состав и принципы организации. Творчество Гельдерлина. Античность, природа, любовь – воплощение романтического идеала автора. Особенности повествования.
Опрос, проверка домашних заданий.
Эволюция мировоззрения и творческого метода. Тема музыки в творчестве писателя («Кавалер Глюк», «Дон Жуан»). Особенности новеллистики Гофмана, специфика жанра сказки («Золотой горшок». «Крошка Цахес», «Песочный человек»). «Житейские воззрения кота Мурра»: проблематика и жанровое своеобразие (многоплановость повествования, особенности композиции, романтическая ирония, синтетизм). Гофман в России.
Опрос, проверка домашних заданий.
4. Классический реализм в зарубежной литературе XIX века.
Формирование парадигмы классического реализма во второй трети XIX века. Политические, социальные, научные факторы, повлиявшие на оформление реализма как художественного метода. Этапы становления реализма в европейской литературе XIX столетия. Принципы типизации и историзм классического реализма. Мимесис и проблемы реалистической поэтики. Взаимосвязь реализма и романтизма.
Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.
5. Французский роман XIX столетия.
Мировоззрение, эстетические взгляды крупнейших прозаиков эпохи (Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер).
I. Творчество Стендаля. Три версии романа воспитания («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»): художественная проблематика, характерология. Мастерство психологического анализа Стендаля.
II. де Бальзака. Периодизация творчества писателя. Замысел и история воплощения «Человеческой комедии». Принципы познания и изображения Бальзаком современной действительности: индуктивное восхождение от описания социальных явлений к причинам и началам вещей. «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»: проблематика и поэтика. Тема жизненных разочарований в романе «Утраченные иллюзии».
III. Флобера. Философские и эстетические воззрения Флобера. «Объективная манера» писателя – новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. Роман «Госпожа Бовари»: особенности проблематики и поэтики. «Саламбо» как исторический роман.
Периодизация творчества Байрона. Особенности поэтического мышления поэта, специфика его мировидения. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Восточные поэмы» Байрона: специфика изображения человеческого характера, принципы композиционного построения, особенности стиля. Эволюция «байронического» героя: тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд-Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»).
Раздел 4 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Общая характеристика и периодизация зарубежной литературы XIX в. Романтизм как метод, направление и стиль. Поэтика романтического творчества.
2. Йенская школа романтизма в Германии. Разработка теории нового искусства А. и Ф. Шлегелями, Новалисом. Воплощение романтического идеала в художественном творчестве йенцев.
3. Гёльдерлина (лирика, роман «Гиперион»): основные мотивы и образы.
4. Гейдельбергский кружок немецких романтиков. Эстетическая программа гейдельбергской школы романтизма. Художественное своеобразие сборника народных песен «Волшебный рог мальчика».
5. Драматургия и новеллистика Г. фон Клейста: проблематика, особенности поэтики.
8. «Житейские воззрения кота Мурра» (проблематика, особенности композиции). «Поэтика необычайного» в романе.
9. фон Шамиссо. Реальное и фантастическое в его художественной системе. «Удивительная история Петера Шлемиля»: специфика жанра и композиции.
10. Лирическое «я» и формы его воплощения в «Книге песен» Г. Гейне. Основные темы и проблемы позднего творчества Гейне.
11. Английский романтизм: пути становления и национальное своеобразие. Эстетические идеи и художественное творчество поэтов «Озерной школы». Блейка.
12. Творческий путь Дж. Г. Байрона. Особенности его романтизма. Ведущие темы и поэтика лирических произведений Байрона.
13. Своеобразие жанра лироэпической поэмы Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Образ романтического героя. Тематика и проблематика поэмы.
14. «Восточные» поэмы Дж. Г. Байрона: основной конфликт, специфика изображения человеческого характера.
15. Художественные искания Дж. Г. Байрона в романе «Дон-Жуан». Новые тенденции в творчестве Байрона последнего периода.
17. Принцип историзма в творчестве В. Скотта. Особенности жанра исторического романа, синтез романтического и реалистического в прозе писателя.
18. Романтизм во Франции. Особенности и периодизация французского романтического движения. Эстетика раннего французского романтизма (Ф. Р. де Шатобриан, Ж. де Сталь).
19. Французский романтизм в годы Реставрации. Мотивы и образы поэзии А. де Ламартина и А. де Виньи. Исторический роман А. де Виньи «Сен-Мар».
20. Гюго. Художественное новаторство его лирики. Драматургия Гюго и реформа французского театра.
21. Творческая эволюция В. Гюго-романиста. Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской богоматери».
22. Санд. Идейно-художественные особенности романов писательницы.
23. Эстетические воззрения, литературное творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль).
24. Поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла»: лирические мотивы и образы. Новаторский характер поэзии Бодлера.
25. Романтизм в литературе США: пути развития, национальное своеобразие, эстетика.
26. Ирвинга: жанровые особенности и национальная специфика.
27. Художественное своеобразие жанра романтического исторического романа в творчестве Ф. Купера (пенталогия о Кожаном Чулке). Проблема положительного героя и ее воплощение в произведениях писателя.
28.Особенности зрелого и позднего американского романтизма.
29. По. Творческий метод писателя (фантастическое,
детективный элемент, исключительное и необычное).
30.Книга стихов У. Уитмена «Листья травы»: особенности тематики и
проблематики. Художественное новаторство поэзии У. Уитмена.
31. Готорна. Сюжет и композиция, жанровое своеобразие
романа Готорна «Алая буква».
32. Мелвилла «Моби Дик»: основной конфликт, философская
символика и притчевые черты в романе.
33.Реализм XIX века: пути становления и развития. Эстетика и поэтика
34. Своеобразие художественного метода О. де Бальзака. «Человеческая комедия»: замысел и история воплощения.
35. Философская и эстетическая проблематика в творчестве О. де Бальзака («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр»).
36. де Бальзака «Гобсек», романы «Евгения Гранде» и «Отец Горио»: проблематика и поэтика. Критические аспекты изображения действительности в произведениях О. де Бальзака.
37. Художественное воплощение проблемы молодого человека в прозе О. де Бальзака. Роман «Утраченные иллюзии»: основные темы, мотивы и образы.
38. Творческий путь Ф. Стендаля. Специфика реализма писателя. Особенности художественной характерологии, формы психологического анализа в его произведениях.
39. Итальянская тема в творчестве Ф. Стендаля. Сюжетно-композиционная организация романа «Пармская обитель». Итальянское и общеевропейское в проблематике произведения.
40. Стендаля «Красное и черное». Проблема положительного героя, принципы и приемы изображения человеческого характера, особенности психологизма в романе.
41. Творческий путь Г. Флобера. Философские и эстетические взгляды писателя. Особенности стиля его произведений.
42. Флобера «Госпожа Бовари». Основная проблематика. Сюжет и композиция романа.
43. Художественное своеобразие романа Г. Флобера «Саламбо»: жанровая специфика, мотивная и образная структура.
44. П. Мериме. Его место в развитии реализма во французской литературе. Художественное своеобразие ранних произведений писателя («Театр Клары Гасуль», «Гюзла»).
45. Жанровые особенности новеллистики П. Мериме («Матео Фальконе», «Таманго», «Двойная ошибка», «Коломба»). Синтез романтических и реалистических форм в малой прозе писателя. Художественная характерология.
46. Исторические произведения П. Мериме («Хроника времен Карла IX», «Жакерия»): проблематика, особенности поэтики.
47. Ч. Диккенс. Периодизация творчества. Жанровая эволюция романной прозы писателя («Записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Большие надежды»). Своеобразие художественного метода писателя.
48. Раннее творчество Ч. Диккенса: основные темы и мотивы. Диккенс-юморист («Записки Пиквикского клуба»).
49. Диккенса «Домби и сын». Социальная и этическая проблематика произведения. Особенности психологизма в романе.
50. Поздние произведения Ч. Диккенса: проблематика, своеобразие художественной манеры писателя. Сюжет, композиция, система образов романа «Большие надежды». Гуманистические аспекты изображения современной действительности в позднем творчестве писателя.
52. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Социальные и политические проблемы в романе. Особенности художественного воплощения авторской позиции.
53. Обновление «викторианской» прозы в английском реалистическом романе 60-70-х годов (Дж. Элиот, Э. Троллоп).
54.Романное творчество Ш. и Э. Бронте. Жанровое своеобразие их
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
6. и др. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.
Дополнительная литература
Алякринский частной судьбы // Вопросы литературы. 1987. № 12. С. 130–159.
Американцы. – М., 2002.
Литература и зло. – М., 1994 (гл. «Эмили Бронтэ», «Бодлер», «Блейк»).
Берковский в Германии. – Л., 1973.
Берковский и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.
Боброва в американской литературе XIX века. – М., 1975.
От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1988.
Великий романтик. Байрон и мировая литература. – М., 1991.
Вехи и мастера французской поэзии XIX века // Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985.
Виткоп- Гофман сам о себе. – Челябинск, 1999.
Волков как творческий метод // Проблемы романтизма: Сб. науч. тр. – М., 1971.
Грешных немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. – Л., 1991.
Дмитриев йенского романтизма. – М., 1975.
Дубашинский Байрона «Дон Жуан». – М., 1976.
Дьяконова романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.
Дьяконова поэзия Байрона. – М., 1975.
Европейский романтизм. – М., 1973. (ст. И. Неупокоевой, А. Елистратовой, К. Хорват).
Жирмунский романтизм и современная мистика. – М.,
Американский романтизм. // Российский литературоведческий
журнал. 1997. № 10. С. 33–58.
Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. – М., 1988.
Зенкин по французской литературе. – М., 1999.
От героя к человеку. – М., 1990.
Ковалев Америка. – Л., 1971.
Ностальгия обелисков. Литературные мечтания. – М., 2001.
Мешкова Виктора Гюго. – Саратов, 1971.
Литературные портреты. – Ростов-на-Дону, 1997.
Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. – М., 1971.
Николюкин романтизм и современность. – М., 1968.
Вальтер Скотт и его мир. – М., 1980.
Из истории западноевропейских литератур. – Л., 1973.
Реизов роман XIX века. – М., 1977.
Руднев культуры XX века. – М., 1997.
Федоров в романтической литературе. – Рига, 1987.
Художественный мир Э. / Ред. коллег.: и др. –
Эстетика американского романтизма. – М., 1977.
Эстетика немецких романтиков. – М., 1987.
Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.
Аллен Герви. Эдгар По. – М., 1987.
Стендаль, или бал-маскарад. – М., 1985.
Балашов и правда о Бодлере // Цветы зла. – М., 1970. С. 233–288.
Бальзак в воспоминаниях современников. – М., 1986.
«Отец Горио» Бальзака. – М., 1970.
Венедиктова искусство США: Современность и традиция. – М., 1988
Венедиктова Уолта Уитмена. – М., 1982.
Гербстман Бальзак. – Л., 1972.
Забабурова и проблемы психологического анализа. – Ростов н/Д, 1982.
Затонский реализм XIX века. Киев, 1984.
Готорн в уединении // Дом со многими окнами. – М., 1973.
Ковалев Мелвилл и американский романтизм. – Л., 1972.
Косиков Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Цветы Зла. Стихотворения в прозе. – М., 1993.
Кучборская Бальзака. – М., 1970.
Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998. («Чарлз Диккенс», «Гюстав Флобер»).
Нольман Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. – М., 1979.
Обломиевский символизм. – М., 1973.
Диккенс / Пер. с англ. М. Кан. – М., 2002.
Реизов роман XIX века. – М., 1977.
-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. – СПб., 1998.
Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М., 1979.
Урнов традиции в английской литературе. – М., 1986.
Реестры электронных библиотечных ресурсов.
RUSSIANDICKENS. NM. RU
Ссылка на ПТК «УМКа».
УМКа «Актуальные проблемы русской речевой культуры».