рабби шнеур залман краткая биография
Алтер Ребе — рабби Шнеур-Залман из Ляд
Рабби Шнеур-Залман родился в 1745 г. в местечке Лиозно в Белоруссии. Умер в местечке Пены, недалеко от Курска, в 1813 г. Похоронен в Гадяче близ Полтавы.
Рабби Шнеур-Залман является основоположником ХАБАДа. (ХАБАД — аббревиатура слов «Хохма», «Бина», «Даaт» («Мудрость», «Понимание», «Знание») — три главных аспекта интеллектуального направления в хасидизме).
Рабби Шнеур-Залман родился в 1745 г. в местечке Лиозно в Белоруссии. Умер в местечке Пены, недалеко от Курска, в 1813 г. Похоронен в Гадяче близ Полтавы. Уже в юности рабби Шнеур-Залман приобрел славу гения и во время празднования его Бар-мицвы (в 13 лет) величайшие раввины того времени присвоили ему титул «Рав».
В возрасте 20 лет рабби Шнеур-Залман отправился в Межирич (ныне в Ровенской обл., на Украине), где проживал известный цадик рабби Дов-Бер, последователь и продолжатель учения Баал-Шем-Това, основоположника хасидизма.
Рабби Дов-Бер, который был известен как Магид («проповедник») из Межирич, отнесся к молодому Шнеур-Залману с большой любовью. Он объявил его будущим «светочем Израиля» и поручил задание исторической важности: переписать Кодекс Еврейского Закона («Шулхан Арух») с тем, чтобы включить в него позднейшие решения раввинов. Кодекс рабби Шнеур-Залмана был высоко оценен в ученых кругах, как среди хасидов, так и оппонентов хасидизма.
После смерти Магида его ученики разъехались распространять учение хасидизма — каждый в предназначенном ему краю. Рабби Шнеур-Залману на долю досталась Литва, которая в те времена была оплотом талмудической учености. Вовлечь талмудистов в новооткрытое учение хасидизма было задачей куда более трудной, чем приобщение широкой массы. Выработанная рабби Шнеур-Залманом система интеллектуального хасидизма, ставшая известной под именем «ХАБАД», апеллировала именно к тем, кто жаждал духовной пищи. Однако, по мере того, хасидское учение распространялось, проникая во все сферы еврейской жизни, росла и оппозиция к нему со стороны «миснагдим» («оппонентов»), которые видели в новых обычаях хасидов ересь и раскольничество. Религиозная нетерпимость, перешедшая затем в личную неприязнь, привела к клеветническому доносу властям, и в 1798 г. рабби Шнеур-Залман был арестован и доставлен в Петербург по обвинению в измене и содействии врагу. (Перевод денежных средств бедным в Святой Земле истолковывался в доносе как содействие вражеской Турции, владевшей в то время Палестиной).
В Петропавловской крепости, где рабби Шнеур-Залман находился в заключении его посетил инкогнито царь Павел I, которому было интересно познакомиться с «еврейским мудрецом, покушавшимся на его власть». Вразумительные ответы рабби Шнеур-Залмана на вопросы следственной комиссии убедили всех в его полной невиновности, и он был освобожден экстренным указом царя. День Освобождения — 19 Кислева — стал большим праздником хасидов. После освобождения рабби Шнеур-Залмана хасидизм стал распространяться с еще большей силой, а день 19 Кислева считается у хасидов «днем рождения ХАБАДа» и «Новым годом хасидизма».
Рабби Шнеур-Запман не был «кабинетным ученым», равнодушным к нуждам своих единоверцев. Уже в возрасте 15-ти лет, видя их тяжелое экономическое положение, он начал широкую кампанию по расселению евреев на земле и их занятию земледелием. Когда в 1808 г. был издан декрет об изгнании евреев с земель, он лично предпринял продолжительную поездку по России с целью сбора средств для спасения обездоленных и их благоустройства.
Во время нашествия Наполеона рабби Шнеур-Залман оказывал активную поддержку русскому правительству, считая, что для сохранения еврейства либерализм Наполеона более опасен, чем антисемитизм русского самодержавия. В этом его взгляды расходились со взглядами некоторых других раввинов того времени, которые, живя под властью Наполеона, считали, что следует молиться за успехи последнего.
Рабби Шнеур Залман является автором многих книг по хасидизму и по талмудическому закону.
Рабби шнеур залман краткая биография
Раби Шнеур-Залман родился 18-го элуля 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы. В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно. В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шул-хан Арух. В 5532 г. (1772) основал хасидское учение Хабад. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773-1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). В 5534 г. (1774) вместе с р. Менахемом-Мендлом отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элиягу. Виленский Гаон отказался принять их. В 5537 г. (1777) сопровождает р. Менахема-Мендла, отправившегося в Эрец-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского. В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «Гильхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания». В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу. В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния). В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).
АЛТЕР РЕБЕ — Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд
Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505—5573 / 1745—1813/ гг.) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД.
Родился 18 элула 5505 /1745/ года в городке Лиозно, южнее Витебска.
Его отец, цадик нистар (скрытый праведник) р. Барух и мать Ривка получили благословение на рождение ребёнка от рабби Исраэля Бааль-Шем-Това. Шнеур-Залман родился в тот же день года, что и сам Бешт.
Ребёнок начал связно разговаривать в возрасте одного года. В три года его привезли к Бешту, и основатель хасидизма совершил обряд халаке, когда мальчика стригут в первый раз.
Учился в городке Любавичи, прославился как вундеркинд под именем «илуй из Лиозно».
В пятнадцать лет он женился на дочери витебского богача р. Йеуды-Лейба Сегаля. Стремясь получить юного илуя в зятья, р. Сегаль дал своей дочери баснословное приданое в пять тысяч золотых монет. Вскоре после свадьбы на эти деньги раби Шнеур-Залман построил возле Витебска несколько поселений для еврейских сельскохозяйственных артелей, а также закупил на них необходимый земледельческий инвентарь и скот — чтобы поселенцы смогли кормиться трудом своих рук.
Молодая семья поселилась в доме тестя, взявшего на себя заботу о её пропитании. Раби Шнеур-Залман погрузился в изучение Торы, ведя самый аскетический образ жизни. В восемнадцать лет он закончил изучение Талмуда со всеми комментариями, а затем приступил к углублённому постижению Каббалы.
В двадцатилетнем возрасте он вступил в круг учеников раби Дова-Бера (Магида из Межерича). Раби Шнеур-Залман обучался в паре с сыном наставника, р. Авраамом Малахом, который обучал его тайнам Каббалы.
Спустя два года р. Шнеур-Залман стал магидом (общественным проповедником) в Лиозно. Но и в этот период он не прерывал связей с Магидом из Межерича, приезжая к нему на все праздники года.
В праздник Суккот 5527 /1767/ года он стал свидетелем того, как наставник разговаривал с душой Бешта, воплотившейся в праздничном шалаше. Впоследствии раби Шнеур-Залман вспоминал: «Когда мы бывали у нашего наставника в Межериче, мы черпали святой дух целыми вёдрами, а чудеса валялись там на полу, и никто даже не думал их подбирать».
В возрасте двадцати пяти лет, следуя настоятельному совету Магида из Межерича, раби Шнеур-Залман начал работать над составлением галахического кодекса, предназначенного для тех, «кто из-за дефицита времени и загруженности работой не в состоянии углублённо исследовать талмудическую и законодательную литературу и самостоятельно определять галаху». В своём кодексе раби Шнеур-Залман стремился учесть мнения большинства авторитетных законоучителей, действовавших после составления Шулхан Аруха. Его кодекс охватывал широкий спектр законов, связанных с повседневной жизнью и праздниками. В заключение краткого обзора основных мнений по каждому вопросу, автор, как правило, предлагал ясное и однозначное галахическое решение.
Книга, получившая название Шулхан Арух а-Рав (Шулхан Арух Рава), принесла раби Шнеуру-Залману известность в еврейском мире. В последующих поколениях она выдержала множество изданий и стала основным галахическим кодексом хасидов ХАБАДа.
Зимой 5532 /1772/ года, когда в Литве и Белоруссии поднялась первая волна гонений против хасидов, Магид из Межерича направил двух своих учеников — раби Менахема-Мендла из Витебска и раби Шнеура-Залмана на переговоры с Виленским Гаоном, возглавлявшим лагерь миснагдим (противников хасидизма). Посланники Магида должны были разъяснить Гаону подлинную позицию хасидизма, однако он наотрез отказался их принимать.
Раби Шнеур-Залман вспоминал, что Гаон «дважды захлопывал перед ними двери», а когда они «начали чересчур настаивать» на встрече, «уехал из города» (Игрот Бааль а-Тания у-внэй доро, с. 95—98).
Из Вильно раби Шнеур-Залман отправился в Шклов, главный бастион противников хасидизма в Белоруссии, — там он принял участие в диспуте, организованном последователями Виленского Гаона. Но и в ходе этого диспута хасидам, по признанию раби Шнеура-Залмана, «не удалось отстоять свою правоту», ведь как только миснагдим «видели, что им нечего возразить на наши слова, они переходили на язык силы, прикрываясь великим авторитетом праведного Гаона» (там же). Далее он писал: «Подобного Гаону нет во всём поколении, но если он и единственный, то всё-таки он один, а мнение одного не может перевешивать мнение многих, стоящих на нашей стороне».
Весной 5532 /1772/ года в Вильно был объявлен «великий херем» — все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины. В Литве и Белоруссии начались жестокие преследования: закрывали молитвенные дома хасидов, а их самих изгоняли.
Вскоре после смерти Магида, последовавшей в месяце кислев 5533 /1772/ года, раби Шнеур-Залман поселился в Могилёве. Несмотря на все испытания, он не прерывал серьёзных занятий.
К тридцати годам он шестнадцать раз углублённо изучил Талмуд со всеми комментариями, каждый раз достигая всё более высокого уровня понимания.
Весной 5537 /1777/ года большая группа белорусских и литовских хасидов, спасаясь от гонений, отправилась в Землю Израиля. Первоначально раби Шнеур-Залман входил в эту группу, но, достигнув границы Турции, повернул назад. По мнению ряда историков, р. Менахем-Мендл из Витебска, возглавлявший переселенцев, уговорил раби Шнеура-Залмана принять на себя руководство хасидами, оставшимися в Белоруссии, — чтобы «не были они, как овцы без пастыря» (Праким бэ-толдот Исраэль, ч. 2).
Обосновавшись в своём родном городке Лиозно, раби Шнеур-Залман сумел не только сохранить и сплотить оставшиеся общины, но и значительно расширить движение. Вместе с тем он принял на себя все заботы о материальном обеспечении хасидов, обосновавшихся на Святой Земле, — сначала в Цфате, а затем в Твери. Он организовал сбор средств — не только по всей Белоруссии, но даже в Литве, — а также регулярную доставку денег с помощью специальных курьеров.
В этот период р. Шнеур-Залман начал работу над книгой, в которой изложил основу хасидского миропонимания. В течение ряда лет она распространялась в многочисленных рукописных копиях. В 5557 /1797/ году, когда автору исполнилось пятьдесят два года, в типографии г. Славуты вышло в свет её первое печатное издание, получившее название Ликутэй Амарим («Собрание бесед»). Эту книгу принято называть также Тания по первому её слову. Книга составлена из нескольких самостоятельных трактатов. Последнее прижизненное издание Таниисодержит три трактата. Четвёртый, Игерет а-Кодэш, был включён в состав книги сыновьями автора уже после его кончины.
Первый трактат, Сефер шель бейноним («Книга средних»), является систематическим изложением внутренних аспектов устройства мира, цели его творения и служения человека Б-гу. В трактатах Шаар а-ихуд вэ-эмуна («Врата единства и веры», Игерет а-Тшува («Послание о раскаянии») и Игерет а-Кодэш некоторые центральные идеи «Книги средних» получили более подробное разъяснение.
Книга Тания столь всеохватна и, вместе с тем, столь лаконична, что её с почтением называют «Письменной Торой хасидизма ХАБАД». ХАБАД — аббревиатура слов, обозначающих три высшие функции разума: хохма (мудрость), бина (понимание) и даат (познание). В своём учении раби Шнеур-Залман стремился соединить достоинства хасидизма с преимуществами литовской школы глубинного изучения Торы. По оценкам историков, к моменту выхода книги в свет у автора Тании были уже десятки тысяч последователей.
Осенью 5558 /1797/ года борьба между хасидами и их противниками вновь обострилась — в пылу сражения обе стороны вышли далеко за пределы этических норм. Девятнадцатого тишрея, в день, когда скончался Виленский Гаон, хасиды наняли музыкантов и допоздна плясали, предвкушая скорую победу над обезглавленным лагерем миснагдим. В ответ последователи Гаона под звуки шофара объявили во всех виленских синагогах, что хасиды не только «отлучаются и отвергаются от еврейской общины, но и вовсе не признаются сыновьями Израиля». Некоторые литовские раввины, чувствуя, что не могут собственными силами справиться с влиянием раби Шнеура-Залмана, попытались устранить его с помощью российских властей. В Петербург был направлен донос, в котором сообщалось о «вредных для государства поступках руководителя каролинской секты Залмана Боруховича».
Осенью 5559 /1798/ года, год спустя после смерти Виленского Гаона, раби Шнеур-Залман был арестован — вместе с двадцатью двумя своими «сообщниками». Заковав в кандалы, «под крепким караулом» его отвезли из Лиозно в Витебск, а оттуда на почтовой карете отправили в Петербург. На время следствия его поместили в каземат Петропавловской крепости. Допросы проходили в Тайной канцелярии, на них присутствовали сенаторы и другие сановники высокого ранга. Раби Шнеура-Залмана обвиняли в нелегальном переправлении денег в Турцию — ведь Эрец-Исраэль была частью Османской империи, находящейся во враждебных отношениях с Россией. Его также подозревали в шпионаже в пользу Наполеона.
Тем временем хасидам удалось собрать крупную сумму денег — около шестидесяти тысяч рублей. С этой суммой их ходатаи поспешили в Петербург. Вскоре следствие было свёрнуто, император Павел I повелел освободить раби Шнеура-Залмана и других арестованных хасидов, сохранив за ними, однако, «строгое наблюдение».
Девятнадцатого кислева — дату освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости — последователи ХАБАДа до сих пор ежегодно празднуют, называя этот день «хасидским новым годом».
Два года спустя, в месяце кислев 5561 /1801/ года, вследствие нового доноса, поступившего от противников хасидизма, раби Шнеур-Залман был вторично арестован и привезён в Петербург — на допросы в Тайную канцелярию.
В письменном ответе следователям он заявил: «Помощь мне может прийти только от государя… он поймёт, что я невиновен, и освободит меня из темницы». И действительно, весной 5561 /1801/ года произошёл государственный переворот — новый император Александр I упразднил Тайную канцелярию, все её дела были пересмотрены, и раби Шнеур-Залман окончательно освобождён.
Возвратившись после второго ареста, раби Шнеур-Залман поселился в местечке Ляды, около Могилёва. Тысячи хасидов приезжали к Алтер Ребе (Старому Наставнику), чтобы слушать слова Торы из его уст. Его беседы, посвящённые толкованию недельных глав Пятикнижия, собраны в две книги: Тора Ор и Ликутэй Тора («Тора — свет» и «Собрание бесед по Торе»). Эти толкования были записаны его сыном раби Довом-Бером из Любавичей (Миттлер Ребе) и внуком раби Менахемом-Мендлом из Любавичей (Цемах Цедеком), однако Алтер Ребе сам просматривал их записи и вносил в них поправки.
Многие его уроки, законспектированные учениками, включены в сборник Маамарэй Адмор а-Закен («Изречения Старого Наставника»).
В среде хасидов ХАБАДа сохранились мелодии, которые напевал раби Шнеур-Залман в их кругу. Особенной известностью пользуется проникновенная мелодия, называемая Дем Ребе нигун («Напев Ребе»).
Летом 5572 /1812/ года, когда армии Наполеона переправились через Неман и без боя вошли в Вильно, раби Шнеур-Залман решительно высказался за победу России: «Если победит Бонапарт, — писал он, — положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Б-га».
Раби Шнеур-Залман убеждал своих последователей помогать российской армии и жертвовать на нужды войны. Он сам рассылал разведчиков для сбора сведений. А когда французы подошли к Лядам, шестидесятилетний Алтер Ребе отправился со своей семьёй вслед за отступающей русской армией.
«Мы претерпели много страданий от холода и недостатка провизии, — вспоминал его сын раби Дов-Бер. — В сёлах нас всюду встречали насмешками и бранью… Испытания и горести изнурили отца… Проболев пять дней, он скончался на исходе шабата, в двадцать четвёртый день месяца тевет. Его останки мы отвезли в город Гадяч Полтавской губернии и там предали земле».
Раби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, умер после пятимесячных скитаний по России двадцать четвёртого тевета 5573 /1813/ года.
Во главе движения ХАБАД встал его сын раби Дов-Бер из Любавичей.
Книга Тания выдержала множество изданий и была переведена на идиш, а также на английский, французский, итальянский, русский и арабский языки.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Шнеур Залман из Ляд
11.12.2014
Редактировать статью
Зародившись в Литве в 5522 году от сотворения мира (1773 год по светскому летоисчислению), течение ХАБАД быстро распространилось за пределы этого центра еврейской жизни. Сторонников и последователей Рава появлялось по всему миру все больше и больше.
Рабби Шнеур Залман был прямым потомком Махарала из Праги. Его прапрадед жил в деревне Позен. Затем семья стала перемещаться в восточном направлении, скитаясь по Галиции и Польше, и в итоге осела в Витебске, в то время процветающем центре изучения Торы и Талмуда.
Здесь родился и получил начальное образование Шнеур Залман. С самых юных лет он поражал окружающих необыкновенной эрудицией, трудолюбием и религиозным рвением.
Чтобы продолжить образование сына, рабби Борух отвел его к знаменитому учителю того времени рабби Иссахару Беру Кобыльнику, жившему в Любавичах. Благодаря учению рабби Иссахара Бера юному ученику удалось познать всю глубину «моря» Талмуда. Познакомился он и с Каббалой, эзотерической стороной мудрости Торы.
В свободное время жаждущий учиться мальчик продолжал приумножать свои знания, изучая науки и математику. Вскоре учитель пригласил к себе рабби Боруха и сказал счастливому отцу своего ученика: «Мне больше нечему учить вашего сына. Он превзошел меня».
Тогда рабби Борух отвез Шнеура Залмана в Витебск. Двенадцатилетний мальчик сразу же завоевал признание и славу гения, а величайшие мудрецы города приняли его как равного.
По прошествии некоторого времени один богач избрал Шнеура Залмана своим зятем и во всем содействовал тому, чтобы тот мог посвятить все свое внимание изучению Торы.
Несмотря на обретенные знания, молодой человек ощущал острую нехватку самостоятельного религиозного опыта, который невозможно приобрести на школьной скамье или в одиночестве рабочего кабинета. Двадцатилетним он с согласия жены покинул дом и семью и по зову души вступил на путь самосовершенствования.
Его одинаково привлекали два ведущих центра еврейского образования: Вильно (Вильнюс), центр изучения Талмуда и вотчина противников молодого, но быстро развивающегося хасидизма, и Межерич, где жил и работал Великий Магид, глава хасидов, преемник рабби Исраэля Баал Шем Това.
С самого начала рабби Шнеур Залман осознал, что в суровой рационалистической атмосфере Вильно, в условиях аскетизма городских мудрецов и их лидера Гаона, рабби Элия г у (ГРО), он не сможет отыскать того, что ищет. Будучи уже признанным знатоком Торы, рабби Шнеур Залман почувствовал, что нуждается не в изучении Талмуда, а в духовном руководстве в деле служения Б-гу («авода» или «авойдо»). Поэтому он решил отправиться в Межерич, откуда исходил зов нового мира. Как говаривали, то был мир, учивший людей молиться.
Молодой Шнеур Залман оказался на распутье: одна дорога вела в Вильно, центр изучения Талмуда, другая — в Межерич, центр хасидского течения.
«В Вильно я научусть постигать мудрость Талмуда. В Межериче — молиться так, чтобы молитва пронзала небеса. — подумал рабби Шнеур Залман. — Учиться я умею, а вот молиться. »
Полный надежд и ожиданий и без гроша в кармане, он отправился в длительное путешествие. В пути приходилось зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность передвигаться дальше, поэтому мудрец Торы принимался за любую предлагаемую работу — рубил лес, работал в поле. Тем не менее большую часть пути до Межерича ему пришлось пройти пешком.
Первым впечатлением рабби Шнеура Залмана от внутреннего круга учеников, собравшихся вокруг Довбера, Межеричского магида, было разочарование. Он уже был готов покинуть это место и зашел к Магиду попрощаться. Рабби Довбер погрузил свой взор в бездну души Шнеура Залмана, исследуя и оценивая все ее проявления и качества. Через несколько минут он не только поведал о том, что увидел в душе молодого человека, но и, не спрашивая ни о чем, дал ему простые, но убедительные ответы на некоторые «проверочные» вопросы, которые юный мудрец приготовил, чтобы убедиться в том, достоин ли мастер своего звания. Пораженный, рабби Шнеур Залман стал умолять принять его во внутренний круг учеников.
По мере постижения и осознания ежедневных лекций Магида, посвященных учению Баал Шем Това, перед жаждущим учеником из Лиозно разворачивался новый мир. В окружении великих раввинов (каковыми в действительности оказались ученики Магида) он тщательно исследовал область священных связей, которые объединяют Б-га, еврейский народ, Тору и весь мир в одну нерушимую систему универсального масштаба.
Когда вернулся рабби Шнеур Залман из Межерича, спросили его, чему он там научился.
— Много тайн Торы было открыто мне, но об этом я не стану говорить. Главное, чему я там научился, — любить «простых» евреев.
А ават Исраэль (любовь к евреям) — что это? Это значит любить каждого еврея, всех в равной мере, ученых и невежественных, любить как братьев, относиться к ним с трепетом, как к свитку Торы.
Авра ам, праотец наш, научил евреев любви ко Всевышнему, а Магид — любви к ближнему. Авра ам, праотец наш, сформулировал четыреста законов о запрете служения идолам, а Магид — четыреста правил любви к евреям.
Младший сын рабби Довбера, Авраам, которого по причине его безгрешного поведения называли не иначе как Авром дер малох (Авраам-ангел), был его проводником в высшую сферу мудрости и знания. В свою очередь, Шнеур Залман преподавал ему Галаху — основную часть талмудической и раввинской литературы, касающейся еврейского закона.
Так юный Рав постиг основы хасидизма и удовлетворил чаяния своей души. Поиски, заставившие его покинуть дом и семью, увенчались успехом. Он не жалел, что предпочел Межерич Вильно.
Сначала признанные последователи Магида не придавали фигуре рабби Шнеура Залмана особенного значения, пока однажды рабби Довбер не раскрыл, в чем заключается необычайная особенность Рава. Он назвал его «светом Израиля» и настоятельно просил 25-летнего рабби переписать свод еврейского закона «Шулхан Арух», включив в него все последние решения.
Рабби Шнеур Залман должным образом изучил все набравшиеся за двести лет комментарии «Шулхан Аруха» и, внимательно все отредактировав, полностью представил собранный в доступной форме свод еврейского закона. Хотя задача была чрезвычайно сложной, она была решена столь мастерски, что по сей день хасидский мир и ученые мужи других течений иудаизма признают в нем истинно великого мудреца своего времени.
19 кислева 5533 (1772) года рабби Довбер умер, и каждый из его учеников взял на себя задачу распространения и внедрения хасидизма в своем городе и своей стране.
Рабби Шнеуру Залману предстояла сложная миссия — захватить крепость под названием митнагдим — так именовали противников распространения хасидизма в Литве, врагов хасидской идеологии и образа жизни. Поначалу он боролся с ними при помощи рабби Менахема Мендла из Витебска, а когда тот уехал в Эрец-Исраэль, продолжил выполнять свою миссию самостоятельно.
Однажды рабби Шнеур Залман сказал ученикам: «У каждой души своя миссия в этом мире. У каждого человека — своя заповедь. В Талмуде высказывается позиция: “К какой заповеди твой отец относился с наибольшем вниманием?” Поскольку речь идет о мудрецах, исполнявших все заповеди, вопрос принимает иное значение. Значит, кроме того, что все мы обязаны соблюдать всю Тору, есть у каждого своя заповедь. У каждого — свой путь, свои “врата ко Всевышнему”».
Надо сказать, что в оппозицию входили и некоторые прославленные ученые и раввины того времени. Однако рабби Шнеур Залман был вполне подготовлен сразиться с ними на их же территории.
Все его попытки встретиться с Виленским гаоном, вождем «противников», всячески пресекались. Тем не менее он продолжал свою работу с неослабевающим рвением. И успехи этой деятельности удивляли как его друзей, так и его оппонентов.
Рабби Шнеур Залман вовсе не был оторванным от реальности мечтателем. Он был истинным лидером, реагировавшим на материальные нужды своего народа не менее чутко и живо, чем на недостаток духовности. Описание огромной работы, которую он проделал ради улучшения материального благосостояния своих братьев, заслуживает отдельной главы. Потому мы лишь вкратце упомянем о некоторых из его достойных уважения поступков.
Сразу после своей свадьбы он затеял кампанию, целью которой было убедить как можно больше евреев поселиться в сельской местности и заняться сельским хозяйством. Для достижения этой цели он употребил весь свой талант и силы.
Приблизительно с 5532 (1772) года рабби Шнеур Залман убеждал живущих на польско-российской границе евреев переехать на восток, вглубь Российской империи, где экономические возможности казались более благоприятными.
Рабби Шнеур Залман активно занимался привлечением средств для поддержки недавно образованных хасидских общин в Эрец-Исраэль.
Когда в 5568 (1808) году вышел указ, в соответствии с которым евреи изгонялись из сельской местности, что лишало тысячи еврейских семей средств к существованию, рабби Шнеур Залман предпринял путешествие по всей России, чтобы собрать необходимые средства.
ХАБАД — НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ
Стремясь улучшить духовную жизнь и экономические условия своих единоверцев, Рав развил собственный путь в служении Б-гу, философию ХАБАД.
Вернувшись в Лиозно, он требовал от учеников совсем иного, нежели другие ученики Магида. Хасидские лидеры ставили в центр внимания цадика (праведника) как человека сверхъестественных возможностей. Шнеур Залман видел в цадике, скорее, духовного лидера и учителя, нежели чудотворца.
— Что там дух пророчества, что чудеса! В доме учителя, святого Магида, мы черпали пророческий дар ведрами, а чудеса валялись под скамьями. Но у кого было время наклониться и поднять их?!
Хасид должен был приготовить себя к жизни в вере и служении Б-гу и благодаря ей достичь высшего уровня, ХАБАД, который представляет собой три составляющих интеллекта: Мудрость, Анализ и Осознание ( Хохма, Бина и Даат ) — и является связующим элементом между небом и землей.
Эту идею рабби Шнеур Залман взял за основу, когда развивал структуру хабадской идеологии. Целостный человек служит Б-гу одновременно разумом, сердцем и поступками, и каждая из этих составляющих дополняет другую. Разум понимает, сердце чувствует, а руки действуют.
Суть учения рабби Шнеура Залмана заключена в написанном им основополагающем произведении раввинской литературы «Ликутей Амарим», более известном как «Тания» (по первому слову книги). Этот труд представляет собой сжатое изложение основных принципов его философской системы как образа жизни и свидетельствует о глубоком понимании человеческой души.
«Тания» — основополагающий труд для тысяч последователей ХАБАДа. Как начинающие последователи, так и старейшины изучают и заучивают наизусть этот текст, который кажется неисчерпаемым источником мудрости. Рабби Шнеур Залман был прозван хасидами Баал а-Тания (автор «Тании») и Алтер Ребе (старый, первый Ребе) и являлся также автором других работ, ставших классикой хабадской литературы.
Чтобы помешать работе Рабби, его противники прибегали к самым крайним мерам. Был даже составлен донос российскому правительству, в котором он был представлен как предатель и еретик. Подобные обвинения были состряпаны и против еще нескольких хасидских раввинов.
В 5558 (1798) году рабби Шнеур Залман был арестован и отправлен в Петербург, где его заключили в тюрьму. Ему предстоял суд по обвинению в государственной измене и подрывной политической деятельности. «Противники» оклеветали Рабби, обвинив его в передаче средств турецкому правительству (территория Израиля находилась тогда под властью Турции), отношения с которым у России в те времена были очень натянутыми (как говорилось выше, Рабби помогал деньгами бедным еврейским общинам в Эрец-Исраэль).
Многочисленные легенды свидетельствуют о том, какое впечатление произвели на собранную для рассмотрения его дела комиссию мудрость, присутствие духа и самообладание раввина. Царь Павел I и другие представители высшего общества посещали его инкогнито, проверяя мудрость еврея. 19 кислева 5559 (1798) года он был отпущен по специальному царскому приказу. С тех пор для хасидов этот день является праздником.
В год наполеоновского вторжения рабби Шнеур Залман поддержал Россию и содействовал ее победе.
А вот другие хасидские лидеры, такие как знаменитый магид из Кожниц и рабби Аарон из Карлина, открыто признали Наполеона, который обещал свободу и равенство всем гражданам Республики, включая евреев. Однако рабби Шнеур Залман считал, что распространение французского влияния может принести больший моральный вред, нежели польза свободы. Зверства царизма, нанося ущерб благосостоянию евреев, не затрагивали при этом их самобытности.
[назад] רחמנא ליבא בעי (Хинух, 129; Рейшит хохма, Шаар кдуша, 17).
[назад] То есть «раввин по умолчанию», без привязки к имени или городу, просто раввин.