qr код был разработан в каком году
Что такое QR-код и от куда он появился
QR-код
Все вы наверняка знаете, что собой представляет QR-код. Сейчас им никого не удивишь, но помнит ли кто-нибудь из вас момент, когда QR-код впервые появился и как стал распространённым явлением? А знаете ли вы, что QR-код родом из автомобильной промышленности? Не знаете? Тогда устраивайтесь поудобнее и читайте.
Что такое QR-код
И так, аббревиатура QR расшифровывается как Quick Response, что в переводе на русский означает «быстрое реагирование». То есть QR-код изначально был разработан для того, чтобы зашифрованную в нём информацию можно было очень быстро сканировать и расшифровывать. Но кому и зачем это понадобилось, спросите вы?
Когда и зачем понадобился QR-код
Началось всё вначале 1990-х годов, когда японская экономика впала в рецессию, в результате чего склады японских производителей оказались переполнены различными товарами. Само собой разумеется, что всем этим товарам требовался учёт, для чего уже в то время успешно применялся штрих-код. Работники склада просто сканировали штрих-код товара и вся информация о нём автоматически заносилась в базу данных.
Этот способ учёта товаров вполне себе неплохо работал и работал бы дальше, если бы не одна проблема, которая заключалась в том, что сканировать штрих-код необходимо было только под определённым углом, что существенно замедляло процесс и при большом количестве товаров на складе работники просто не успевали вовремя заносить всю информацию о них в базу данных.
Кроме того, в штрих-код невозможно было записать информацию на японском языке, в силу чего он содержал в себе далеко не всю необходимую для учёта того или иного товара информацию и дополнять её работникам склада приходилось вручную.
Кто изобрёл QR-код
На эту проблему впервые обратили внимание в японской компании Denso, которая тогда была частью Toyota, а за её решение взялся Масахиро Хара.
Его задачей было усовершенствовать уже имеющийся штрих-код и сделать так, чтобы новый код содержал в себе как можно больше информации, которую можно было бы быстро сканировать и расшифровывать.
В то время Масахиро Хара увлекался популярной в Японии логической настольной игрой Go и именно она помогла ему изобрести QR-код. Настольная игра Go
Масахиро Хара понял, что в таком виде можно сохранить намного больше информации, причём не только основной, но и информации для коррекции возможных ошибок.
На разработку самого способа кодирования Масахиро Хара потребовалось 2 года, и уже в 1994 году он продемонстрировал руководству Denso готовое решение, которое получило теперь уже всем известное название QR-код.
Разработчик QR-кода Масахиро Хара
Возможности QR-кода
Уникальность и инновационность QR-кода заключается в том, что информация в нём кодируется как по горизонтали, так и по вертикали, благодаря чему один код может хранить в себе до 7 000 символов и не важно, на каком языке.
Кроме того, благодаря расположенным на трёх углах QR-кода специальным квадратным меткам, которые выполняют роль индикаторов положения, информацию с QR-кода можно сканировать под любым углом, а разработанная Такаюки Нагая, коллегой Масахиро Хара, система коррекции ошибок, позволяет сканировать информацию даже с повреждённого QR-кода.
В одном из интервью Масахиро Хара признался, что не разрабатывал QR-код исключительно для автомобильной промышленности и изначально знал о широких возможностях применения своего изобретения, по причине чего сделал его исходный код открытым.
После того, как Denso и Toyota безвозмездно поделились изобретением Масахиро Хара с другими японскими автопроизводителями, оно очень быстро распространилось не только по всей Японии, но и по всему миру, а его сфера применения уже давно не ограничивается автомобильной промышленностью.
Ещё публикации по теме:
Понравилась публикация? Поделись!
Эволюция QR-кода
Что хранится в чёрных квадратах и как их используют бренды.
Первый QR-код появился в начале 90-х годов в Японии, его разработали в одном из подразделений Toyota. Сотрудники автоконцерна наклеивали QR-коды на запчасти автомобилей при транспортировке. Чтобы получить информацию о партии и принадлежности деталей, достаточно было отсканировать код специальным сканером. В отличие от обычного штрихкода, QR-код — двухмерный, он содержит больше информации.
Код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке и вмещает в себя три килобайта двоичного кода. В него можно поместить ссылку на сайт, номер телефона, географические координаты или текстовую информацию объёмом до 7 089 цифр или 4 296 букв — это около четырёх страниц текста.
В нулевых QR-код стал экспериментальным способом оплаты, но поначалу операция занимала слишком много времени — сканер считывал информацию целых 20 секунд. В 2003 году китайская компания Inspiry изобрела быстрый механизм считывания QR-кодов. Позже она же выпустила первый портативный сканер, а технология стала по-настоящему популярной.
В нулевых QR-код вышел за пределы Японии, о нём узнали в Китае и Южной Корее. Он появлялся на плакатах, рекламных буклетах, справочниках, товарных упаковках, журналах и газетах.
Взрывной рост технологии пришёлся на период массового появления планшетов, коммуникаторов и смартфонов. Производители гаджетов научили камеры распознавать QR-коды, и технология стала распространяться во всем мире.
В Китае технология стала популярной вместе с появлением мессенджера WeChat. У каждого пользователя соцсети есть уникальный QR-код, а в приложение встроена программа-сканер. Владельцы аккаунта используют QR-коды для размещения в рекламе, поиска информации, обмена контактами, авторизации и регистрации в сервисах, подключения к Wi‑Fi в публичных местах — почти для любых действий.
Внутренняя платежная система соцсети WeChat Pay — один из самых популярных финансовых инструментов в Китае, где все транзакции происходят с помощью QR. Через систему пользователи совершают платежи и переводы на сумму около 2 млрд долларов ежегодно. Это примерно треть всех мобильных платежей в стране.
WeChat стал мощным инструментом маркетинга и монетизации для компаний: у каждого бренда в соцсети появилась своя публичная страница с индивидуальным QR-кодом. Жители быстро привыкли к технологии внутри экосистемы мессенджера — теперь QR-код в стране используют повсеместно.
Технология хорошо прижилась и в социальной сфере.
Есть прогнозы, что скоро даже на кладбищах Пекина QR-коды будут сообщать информацию об усопших.
Starbucks одной из первых заметила перспективную технологию и разработала на её основе программу лояльности. Компания разместила QR-коды в журналах, буклетах и на рекламных щитах. Пользователи могли отсканировать код и получить ссылку. Она вела на лендинг компании, где можно было узнать о ближайших кофейнях, оценить кофе, получить скидку или посмотреть видео о типах обжарки кофе.
В США одним из пионеров направления стал PayPal: в 2015 году он приобрел сервис, который помогал совершать оплату с помощью QR-кодов. Чуть позже сообщество крупнейших предприятий розничной торговли США — Walmart, Best Buy, Kmart и 7-Eleven и другие — разработали собственную систему платежей с помощью QR-кодов Current C5.
Технологию активно развивали и западные соцсети. Например, Instagram запустил сервис Nametag — карточки, похожие на QR-код, работающие по тому же принципу. Владелец любого профиля мог создать такую карточку для быстрого перехода на страницу.
Затем QR начали использовать и в розничной торговле. Например, компании UGG и Sennheiser разработали возможность проверки оригинальности товара по QR-коду, который размещали внутри упаковки. При сканировании покупатель получал информацию о покупке и определял подлинность товара. Если товар поддельный, то покупатель мог вернуть его в магазин.
В России QR-коды переживают вторую волну популярности. Сначала они пришлись по душе только маркетологам и тем, кто увлекается технологиями. Их начали применять в рекламных кампаниях или в партизанском маркетинге, чтобы оставлять скрытые сообщения. Например, «Мегафон» обклеил QR-кодами всю Москву.
Первая волна популярности быстро спала, потому что отсутствовали релевантные клиентские сценарии. QR-код считался устаревшим до того, как пришло понимание, что в нём можно хранить большие объёмы информации. Например, реквизиты счетов на оплату коммунальных услуг, штрафов и другое.
Технология быстро нашла применение в российских музеях — QR-код позволил вместить полную информацию об экспонатах. Посетителям не нужно искать историю картин или скульптур в интернете или покупать бумажный гид по музею.
Потребительские предпочтения сформировали запрос на использование технологии повсеместно. Многие российские банки и поставщики поняли, что клиентам удобно использовать коды при совершении операций, и начали внедрять функцию оплаты по QR в своих мобильных приложениях.
QR-коды снова стали актуальными, а их распространение – уже требованием рынка и неотъемлемой частью практически каждой покупки. Теперь законом предусмотрено, что он есть на каждом чеке, в магазинах, на авиа- и железнодорожных билетах. Чтобы защитить документ от подделки, им дополняют обычный штрих-код в билетах на пригородные поезда.
В ноябре 2019 года один из крупнейших банков страны – ВТБ – запустил оплату по QR в своём мобильном приложении. За первые недели работы сервиса клиенты совершили с помощью QR-кодов треть всех платежей за коммунальные услуги.
Оплата по QR-коду упрощает процесс платежа и даёт гарантию его правильного исполнения, экономит время и исключает ошибки при ручном вводе данных. В ВТБ этот сценарий стал востребован в начале года: тогда больше 40% клиентских отзывов содержали просьбу добавить функцию оплаты с помощью QR в «ВТБ-Онлайн». Сейчас сервис пользуется популярностью, поэтому в ближайшее время мы повысим качество считывания кодов и увеличим количество платежей, где возможна оплата с помощью кодов.
В мобильном приложении ВТБ доступно два сценария:
Первый сценарий самый востребованный: 90% операций — коммунальные платежи. Для оплаты нужно войти в приложение «ВТБ-Онлайн», нажать на кнопку «Оплата QR-кодом», отсканировать квитанцию. Если информация о деталях платежа есть в QR, она будет автоматически добавлена в нужные поля. Остаётся проверить правильность и подтвердить операцию.
Второй сценарий — новый для российских банков. В начале 2019 года Банк России запустил Систему быстрых платежей, а в октябре стала доступна оплата покупок через СБП с помощью QR-кода. Для совершения операции клиентам банка нужно открыть мобильное приложение «ВТБ-Онлайн», в разделе «Платежи» выбрать «Оплата по QR-коду» и сканировать код на экране устройства продавца или с экрана монитора при покупке в интернет-магазине. Затем проверить правильность данных и подтвердить операцию.
Востребованность QR для оплаты покупок — результат популяризации безналичных платежей и появления таких сценариев оплаты, где неудобно, сложно или просто невозможно использовать карту. Например, в перспективе его использование открывает широкие возможности для покупок через приложение на телевизоре, игровые консоли или для сбора пожертвований.
Неоконченная история QR-кода
Мы встречаемся с ними всюду: на водосточных трубах жилых массивов и поручнях метро. В рекламных роликах крупных брендов и сервисах регистрации. Даже в видеоигре Alan Wake QR-коды, простите за каламбур, «засветились» в качестве пасхалок с дополнительным контентом.
Чуть ли не ежегодно возникают «убийцы» QR-кодов, а им самим предрекают скорую гибель. Но уже не одно десятилетие люди продолжают пользоваться этими черно-белыми квадратиками. Зачем? Почему? Кто их придумал? Попробуем разобраться под катом.
Япония издавна славится разного рода изобретениями, призванными сделать бизнес-процессы и производственные задачи как можно более компактными и эффективными. В начале 1990-х годов перед инженерами крупной машиностроительной компании Denso стояла нетривиальная задача: создать унифицированный штрих-код (или нечто подобное) для маркировки деталей и компонентного сканирования. На тот момент внутри компании были приняты более 10 кодов разного назначения, и сотрудники завода жаловались на то, что работа с кодами требует большой концентрации, а сами коды содержат чрезвычайно мало полезной информации.
При этом нельзя сказать, что проблема эта носила частный характер: по всей стране компании разрабатывали собственные варианты штрих-кодов, силясь «впихнуть» в них как можно больше данных.
Китайские шашки и японская смекалка
Масахиро Хара, сотрудник отдела разработки Denso Wave, в 1992 году взялся за решение этой задачи. Новые коды должны были отвечать следующим требованиям:
объем информации, которую возможно хранить в коде, должен существенно возрасти;
процесс считывания должен быть как можно более точным и быстрым;
сами коды должны быть устойчивы к пятнам от масла, грязи и прочим повреждениям;
считывающее устройство должно быть простым и дешевым.
По легенде, вдохновение пришло к Масахиро за обедом, во время игры в го. Что ж, очень похоже на правду: QR-код действительно напоминает доску для игры с расставленными на ней камушками, а игровая ситуация — это те же закодированные данные.
Ключевое отличие QR-кода от традиционного штрихкода — он распознается сканером как двумерное изображение. Для нормализации изображения при считывании и снижения вероятности ошибки код содержит несколько крупных квадратов в одном из углов, а также множество более мелких синхронизирующих точек, рассредоточенных по всей площади кода. Забавный момент: спецификация QR-кода описывает только сам принцип построения кода, но не формат данных, зашифрованных в нем. Это создает целое поле для экспериментов, которые не кончаются по сей день.
По словам Масахиро, «квадратики», из которых состоит код, также были выбраны не случайно: выяснилось, что паттерны из квадратов практически не встречаются в бизнес-документах и в маркировке в целом. Таким образом, вероятность ошибки при считывании, вызванной «паразитными» данными, сводится к нулю. В целях дополнительной страховки Масахиро предложил использовать определенный размер отступов между информационной частью паттерна и его границами. Конечный формат кода определяется следующим соотношением габаритов черных и белых пикселей: 1:1:3:1:1. Считывающее устройство способно распознать код, расположенный под любым углом, ориентируясь лишь по этому соотношению.
К 1994 году новый формат кода (Quick Response Code) был повсеместно внедрен на заводах производственной цепочки автоконцерна Toyota, но быстро «перетек» из цехов в другие бизнес-сферы. Масахиро Хара вспоминает, что вплоть до презентации нового формата кода он не был уверен, что его детище приживется в компании. Да, скорость считывания данных и надежность формата не вызывали сомнений, однако 2D-сканеры могли стать серьезным препятствием на пути внедрения технологии. Тем не менее код был воспринят и главами, и рядовыми сотрудниками корпорации очень тепло. В течение следующего месяца удалось успешно внедрить его в собственную Kanban-программу Toyota.
Не секрет, что японцы любят свои изобретения и не выпустят любимую игрушку из рук, пока не появится её более технологичный наследник. То же произошло с QR-кодами: с 2002-2003 года их стали применять в ресторанах для маркировки контейнеров, в делопроизводстве. Известны также случаи применения QR-кодов в школах, музеях и на кладбищах.
QR-коды захватывают мир
Простота и удобство кода понравились людям и за пределами Японии. К середине-концу 2000-х годов о японском изобретении узнал весь мир. При этом фраза-обозначение «QR code» является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим компании-изобретателю, однако использование самих кодов не облагается отчислениями.
Говорить о версиях QR-кодов можно достаточно долго: существуют и «маленькие» версии (21х21px), и более крупные — 177х177px. Вот основные принятые во всем мире кодировки данных:
цифровая кодировка, до 7089 цифр;
алфавитно-цифровая кодировка, до 4296 символов (или до 2953 символов с поддержкой кириллицы);
байтовая кодировка, до 2953 байт;
кодировка кандзи, до 1817 иероглифов.
Кроме того, существуют и более «экзотичные», практически не прижившиеся форматы: например, для описания графической и аудиоинформации.
Опустим технические моменты, лежащие в основе принципа QR-кода: этой информации и на Хабре, и за его пределами предостаточно. Гораздо интереснее сконцентрироваться на том, как эти коды используются вне рамок бизнес-задач.
Примечание: QR-коды ниже представлены исключительно для демонстрации технологии. Автор статьи не несет ответственности за их содержание — сканируйте на свой страх и риск 🙂
Двумерный креатив
Игра с цветом
Современные смартфоны и считывающие устройства куда меньше зависят от четкости изображения кода, нежели их предшественники. Благодаря этому стало возможно раскрашивать QR-коды в разные цвета и интегрировать их в дизайн продуктов. Ниже мы приведем несколько вариантов кода, удачно вписанных в разноцветные изображения.
Игра с формой
«Закругленные» QR-коды, коды, в которые вписаны изображения и логотипы — также не новость. Чтобы устройства могли разобрать нестандартные с точки зрения формы коды, применяется технология избыточного кодирования.
Особняком здесь стоят «дизайнерские» варианты QR-кодов: это не просто вписывание квадратика с изображением в поле кода, это целое произведение искусства. Ну, почти искусства.
Коды с нестандартной ориентацией в пространстве также не новы.
Кроме того, периодически можно встретить анимированые QR-коды, однако это, скорее, модная диковинка, нежели оправданное использование технологии.
Рукотворные QR-коды: благодаря общей простоте кода, его легко можно воссоздать не только на бумаге, но и с помощью подручных средств.
Игры с применением
Открытки, футболки, бижутерия с памятными шифровками — даже сюда добрались QR-коды.
Открытые выставки и уличные библиотеки используют QR-коды: чаще всего в них шифруются основные данные о художниках, писателях и музыкантах, а по сокращенной ссылке можно скачать копию того или иного произведения.
Ритейл не остался в стороне: в QR-кодах шифруются коды скидочных купонов и номера карт для программ лояльности. Впрочем, здесь у QR-кода есть сильные конкуренты, например, NFC-решения.
QR-коды все еще популярны среди рекламодателей: в кодах шифруются адреса сайтов и ссылки на скачивание приложений — своеобразная попытка перевести пользователей из оффлайна в онлайн.
Сомнительное решение — наручные часы, которые показывают время в зашифрованном варианте.
Туристические достопримечательности во многих городах снабжены не только соответствующими табличками, но и QR-кодами. Это позволяет, с одной стороны, сохранить аутентичность памятника, с другой — снабдить его дополнительной информацией для иностранных туристов, которые не могут прочитать оригинальную надпись.
Японская виза — здесь без комментариев. 🙂
Визитки — для быстрого обмена контактами не обязательно иметь под рукой бумагу и ручку (или записную книжку на смартфоне). Достаточно считать код, и данные о бизнес-партнере автоматически появятся на устройстве.
Татуировки — опять же, без комментариев. Главное, чтобы мастер ничего не напутал. Агент 47 шлет пламенный привет.
Архитектуру культура QR-кодов также не обошла стороной. Выполненные в QR-стиле здания вряд ли можно считать полнофункциональными носителями информации, скорее это дань моде.
Проект бизнес-центра в ОАЭ
«Киса и Ося были тут»: QR-коды используются также в так называемой психогеографии. Люди записывают свои мысли, ассоциации и воспоминания, связанные с разными местами, и распространяют их в виде QR-кодов.
Собственно, от изначального предназначения QR-кодов мир так и не отказался: например, в дата-центрах кодами помечаются стойки с оборудованием и секции стеллажей с запасными частями.
Игры с содержанием
Пароли от гостиничного Wi-Fi, географические координаты, ссылки на меню — это весьма традиционные варианты использования кода. Как насчет чего-то более интересного?
Сервис QRInfoPoint предлагает достаточно забавное решение для передачи музыки, фото или видео через QR-код. Задумка проста и элегантна: разумеется, вместить целый аудио-файл в код не получится, однако вполне возможно залить его на сервер (или воспользоваться уже существующей ссылкой, например, на YouTube), а в код интегрировать адрес html-странички с соответствующим тегом и атрибутом src, по которому будет загружена и проиграна композиция.
Симпатичные QR-коды использует Nintendo в играх серии Pokemon (и некоторых других) для передачи информации, обмена покемонами и многого другого.
Совершенно сумасшедший, но работающий QR-код. Опять же, в стилистике Nintendo.
Попытка зашифровать в QR-коде целую игру:
«Убийцы» и прочие родственники QR-кода
Регулярно в интернете появляются сообщения о скорой гибели QR-кодов и изобретении чего-то совершенно нового и неожиданного. Не будем касаться реальных бизнес-альтернатив QR- и штрихкодов, пройдемся маркетинговым и сугубо увеселительным инструментам. Правда, из-за скромной фанбазы они редко получают широкое распространение. Приведем несколько интересных примеров, так или иначе эксплуатирующих идею предоставления дополнительной информации на основе кода или современных технологий.
Приложение PhonoPaper позволяет зашифровать аудио до 10 секунд в изображении или произвести расшифровку.
Приложение «Честный знак» для проверки подлинности товаров и получения дополнительной информации по различным кодам.
Кроме того, с успехом выполняют задачи, возложенные маркетологами и любителями фана на QR, технологии дополненной реальности, NFC и биконы.
Clickable paper — проект, нацеленный на получение дополнительной информации из печатных материалов.
«Убийца» QR-кодов SnapTag — обведи логотип кружком, и дело в шляпе.
Это далеко не полный список технологий, чья задумка перекликается с идеей QR-кода. Но пока что почти тридцатилетняя технология не сдает позиций — напротив, обрастает новыми формами и применениями, как в реальном бизнесе, так и в среде фан-сервисов. Возможно, мы еще им просто не наигрались.
Что такое QR-коды и как их сканировать
Что такое QR-код и как он работает
QR-коды можно встретить повсюду – от сайтов до рекламных щитов. Они напоминают штрих-коды, только вместо вертикальных полос состоят из маленьких квадратиков. Они используются все чаще и становятся все более популярными, поэтому многие смартфоны теперь выпускаются со встроенным сканером QR-кода.
Что же такое эти QR-коды и как они работают? Мы расскажем о них в этой статье.
Что означает QR
QR – это сокращение от Quick Response, что означает «быстрый отклик».
Несмотря на свой размер QR-код способен вместить большое количество данных. Но не это главное. Сканируя QR-код, вы получаете доступ к этим данным мгновенно – отсюда и название.
Краткая история QR-кода
Первую систему QR-кодов придумали в 1994 году специалисты японской компании Denso Wave, дочернего предприятия Toyota. На производстве потребовался способ точно отслеживать выпускаемые автомобили и детали к ним. Для этого было решено разработать разновидность штрих-кода, с помощью которой можно было бы кодировать японские иероглифы, латинские буквы, цифры и некоторые другие символы.
Больше чем штрих-код
Обычный штрих-код читается только в одном направлении – слева направо. Поэтому он может хранить сравнительно небольшой объем информации – как правило, это буквы и цифры.
QR-код читается в двух направлениях (поэтому его также называют «двумерным штрих-кодом») – по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных.
Целью разработчиков было создать узнаваемый, сканируемый под любым углом формат, чтобы код было легко заметить и не нужно было тратить время, выбирая правильное положение сканера. Так они пришли к ныне всем известному квадратному коду, который используется по сей день.
Разработка первого QR-кода заняла больше года. Он мог вместить до 7000 цифр и иероглифов кандзи и считывался в десять раз быстрее, чем обычный штрих-код.
Технология QR-кодов становится открытой
QR-код быстро прижился в автомобильной промышленности. В то время это было особенно важно, так как многие японские потребители требовали от крупных корпораций большей прозрачности. Они хотели точно знать, откуда поступают товары – не только машины, но и продукты, лекарства и другая продукция. Так QR-код постепенно проник во все отрасли промышленности.
Его создатели из Denso Wave проявили щедрость, сделав технологию создания и чтения QR-кодов общедоступной и отказавшись от своих патентных прав. Это означает, что даже сейчас любой может создать и использовать свой собственный QR-код. Тем не менее поначалу идея приживалась с трудом. Создать сам QR-код было легко, но вот сканеры для него были доступны далеко не всем. До тех пор, пока…
2002: первые считыватели QR-кодов в мобильных устройствах
В 2002 году на японский рынок были выпущены первые мобильные телефоны со встроенным сканером QR-кодов. В результате число компаний, использующих QR-коды, возросло, и стали появляться первые QR-коды для потребителей.
Между тем, технология продолжала развиваться. В 2004 году был создан микро-QR-код, а в 2008 году – iQR-код, который может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму.
Примерно в это же время на рынок ворвался первый iPhone, сделав сканеры QR-кодов еще доступнее для потребителей во всем мире. Осознав потенциальные коммерческие и маркетинговые преимущества, фирмы и организации начали создавать свои QR-коды.
Золотой век QR-кодов
В 2012 году, спустя 18 лет после своего появления, QR-код получил премию Good Design Award, присуждаемую за выдающийся промышленный дизайн.
К этому моменту QR-кодами уже пользовался весь мир – их можно было увидеть везде, от билбордов до журналов и листовок, и даже в некоторых более неожиданных местах.
Denso Wave продолжает совершенствовать первоначальный дизайн QR-кода и в наши дни. В современные QR-коды встраиваются такие функции, как отслеживание и защита от подделки. Также для QR-кодов нашлось много новых применений, от платежей до позиционирования объектов в дополненной реальности.
Как считывается QR-код
В узоре QR-кода зашифрована последовательность данных в двоичном формате.
Считывающее устройство распознает стандартный QR-код по трем квадратным меткам, расположенным по его углам. Обнаружив их, сканер считывает все, что находится в определяемом ими квадрате,
а затем анализирует QR-код, представляя его в виде сетки. Каждой отдельной ячейке сетки присваивается значение в зависимости от цвета (черный или белый). Затем ячейки группируются в более крупные узоры.
Из чего состоит QR-код
Стандартный QR-код состоит из шести компонентов:
Отступ
Это белая рамка по внешнему краю QR-кода. Без этой рамки сканер не сможет определить, что нужно считывать – ему будут мешать окружающие элементы.
Поисковый узор
Обычно QR-код содержит три черных квадрата – в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах. Они «сообщают» сканеру, что перед ним QR-код, и показывают, где находятся его внешние границы и как он сориентирован.
Выравнивающий узор
Этот квадратик поменьше, расположенный ближе к правому нижнему углу, обеспечивает чтение QR-кода даже в перекошенном или повернутом виде.
Полосы синхронизации
Эта Г-образная линия, пролегающая между тремя квадратами поискового узора, помогает сканеру идентифицировать отдельные квадраты в коде, а также позволяет считывать даже поврежденный QR-код.
Версия
В этом небольшом поле данных около правого верхнего квадрата поискового узора указана версия считываемого QR-кода (см. «Четыре версии QR-кода»).
Ячейки данных
Остальная часть QR-кода содержит собственно информацию – например, ссылку, номер телефона или сообщение.
Четыре версии QR-кода
У QR-кодов множество назначений, но чаще всего используются четыре основных вида. Версия QR-кода определяет способ кодирования данных и называется «режимом ввода». Различают цифровое, буквенно-цифровое, двоичное кодирование и кандзи. О способе кодирования сообщает версия QR-кода.
Цифровое кодирование
Используется для десятичных чисел от 0 до 9. Это самый емкий способ хранения данных, позволяющий записать до 7089 символов.
Буквенно-цифровое кодирование
Двоичное кодирование
Используется для символов из кодировки ISO-8859-1 и позволяет хранить до 2953 символов.
Кандзи
Используется для хранения японских иероглифов в виде двухбайтовых символов кодировки Shift JIS. Это первоначальная кодировка, разработанная компанией Denso Wave. Однако с появлением других режимов она стала наименее эффективной, так как позволяет хранить лишь 1817 символов.
Существует также вторая кодировка кандзи – ECI, использующая набор символов UTF-8. Однако не все современные сканеры могут ее прочесть.
Также есть две дополнительные модификации основных видов кодировки:
Режим структурированного дополнения
Этот способ преобразует набор данных в несколько QR-кодов, позволяя считывать до 16 QR-кодов одновременно.
Режим FNC1
Этот способ позволяет QR-коду выполнять функции штрих-кода GS1.
Может ли QR-код использовать несколько кодировок?
Да, если в каждом QR-коде будет указана правильная версия кода.
Преимущества QR-кода
QR-код создавался как улучшенная альтернатива штрих-коду.
Больше данных, чем в штрих-коде
Штрих-код содержит лишь одну строку данных. Наиболее распространенный тип штрих-кода, используемый, например, для идентификации продуктов в торговле, позволяет сохранять набор цифр фиксированной длины. Хотя форматы штрих-кодов для кодирования длинных строк, содержащих также буквы и другие символы, существуют, они довольно громоздки.
QR-коды более компактны, позволяют сохранять больше данных и поддерживают более широкий набор символов. При этом их так же легко создавать и печатать.
Меньше ошибок
Бывало ли, что вы взяли товар, отнесли на кассу, а сканер штрих-кода показал что-то совершенно другое? Редко, но такое случается – обычно потому, что штрих-код не был защищен от дублирования. А повышенная емкость QR-кода позволяет встроить в него защиту от ошибок.
Легко считывать
В отличие от штрих-кода, для чтения и интерпретации которого нужны специальные технологии, сканировать и расшифровать QR-код можно с помощью смартфона или цифровой камеры. Это делает его гораздо более полезным, например, для маркетинговых кампаний, нацеленных на потребителей.
Легко печатать
Как и в случае штрих-кода, для QR-кода достаточно черно-белой печати (хотя его можно сделать и цветным).
Повышенная надежность
Информацию в QR-коде можно зашифровать, что послужит дополнительной защитой.
Разные виды QR-кодов
QR-коды могут выглядеть по-разному, но наиболее распространены пять видов, перечисленных ниже. Возможности у них примерно одинаковые, отличается только внешний вид.
QR-код
Это оригинальная версия QR-кода, созданная Denso Wave в 1990-х годах. Его легко узнать по трем поисковым узорам в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах.
Aztec
Код Aztec был разработан компанией Welch Allyn. Он похож на QR-код, но содержит только один поисковый узор, расположенный по центру.
MaxiCode
Этот вид QR-кода используется почтовой службой США. Как и у кода Aztec, поисковый узор у него находится посередине, но вместо квадратов он использует узор из шестиугольников («пчелиные соты»).
PDF417
Штрих-код со странным названием PDF417 был придуман Йинцзюном Вангом из Symbol Technologies в 1991 году – на три года раньше QR-кода. Этот код имеет прямоугольную форму и выглядит как нечто среднее между QR-кодом и штрих-кодом.
Semacode
Код Semacode, разработанный одноименной компанией – разработчиком ПО, представляет собой матрицу данных, похожую на обычный QR-код, но без характерных поисковых узоров.
Как сканировать QR-код с помощью iPhone, iPad или устройства на базе Android
Большинство смартфонов выпускаются со встроенным сканером QR-кода. У некоторых смартфонов последних моделей, таких как Google Pixel или iPhone, QR-сканер встроен в камеру.
Этой функцией обладают и некоторые планшеты, например iPad.
Для более старых моделей может потребоваться специальное приложение для считывания QR-кодов – таких предостаточно в Apple App Store и Google Play.
Прочитать QR-код с помощью мобильного устройства очень просто:
Какую информацию может содержать QR-код
Как и штрих-коды, QR-коды используются для хранения данных – например, ссылок на сайты, номеров телефонов или текстов длиной до 4000 символов.
QR-коды применяются и для других целей, а именно:
Где можно встретить QR-коды
Изначально QR-коды были придуманы для отслеживания деталей на автопроизводстве, и по сей день они широко применяются в промышленности.
Используют их и в других отраслях, где необходим строгий учет продукции и поставок – в строительстве, инженерном деле, торговле.
Почтовые службы по всему миру также все больше полагаются на QR-коды при отслеживании посылок, поскольку они могут хранить много данных, например адрес доставки.
QR-кодам нашлось применение и в учебных заведениях. Например, в библиотеке с их помощью студенты могут отыскать нужные книги.
Примеры использования QR-кодов в маркетинговых и рекламных кампаниях
В повседневной жизни QR-коды чаще всего можно увидеть на рекламных материалах.
Многие рекламодатели прибегают к ним – это более быстрый и простой способ направить людей на нужный сайт, чем URL-адрес, который нужно вводить вручную.
QR-код даже может ссылаться сразу на страницу продукта – например, на плакате с изображением модели в модном платье может быть QR-код, который ведет на страницу онлайн-магазина, где это платье можно приобрести.
QR-коды можно найти и на упаковках ваших любимых продуктов. Они помогут узнать, например, о питательной ценности продукта или о специальных предложениях.
QR-коды можно размещать практически в любых местах. Поэтому не удивляйтесь, если начнете встречать их повсюду, от визитных карточек до указателей и чеков.
Как создать QR-код
Хотя QR-код устроен не так уж просто, создать его можно без проблем.
В Apple App Store и Google Play есть десятки разных генераторов QR-кодов для мобильных устройств.
Вы также можете воспользоваться онлайн-генератором, например одним из этих:
С помощью генератора вы легко можете создать QR-код из имеющейся у вас информации (будь то адрес сайта, контактные данные, ссылка на мероприятие или текстовое сообщение), настроить дизайн, мгновенно скачать полученное изображение и поделиться им.
Готовый QR-код можно напечатать на разных носителях или изобразить более необычным способом.
QR-креатив
В 2017 году более 2500 студентов Международного университета Sias в китайском городе Чжэнчжоу образовали самый большой в мире QR-код из раскрытых зонтов. Длина одной его стороны составила 51 метр. Код был успешно отсканирован, и студенты получили специальное предложение от райдшеринговой компании «Диди-Экспресс».
Также в Китае, в деревне Силиньшуй, на территории площадью около 500 гектаров высадили более 130 000 можжевеловых кустов в форме QR-кода, который можно рассмотреть с высоты. Код содержит ссылку на официальный туристический сайт деревни.
Многие компании придумали свои оригинальные способы размещения QR-кодов. Вот некоторые необычные места, где можно встретить QR-коды:
Часто задаваемые вопросы о QR-кодах
Должен ли QR-код обязательно быть черно-белым?
Нет. Можно использовать любые цвета, при условии, что они создают заметный контраст между светлыми и темными зонами. QR-код даже может быть разноцветным.
Многие ли пользуются QR-кодами?
Известно, что QR-коды становятся все популярнее. По данным Scanova и Statista, в 2020 году число пользователей QR-кодов достигнет 11 миллионов – то есть значительно увеличится по сравнению с 9,76 миллиона в 2018 году.
Такому росту есть три главные причины: во-первых, распространение смартфонов возросло с 10% в 2014 году до 36% в 2018 году; во-вторых, обеспеченность высокоскоростным мобильным интернетом увеличилась с 48% в 2014 году до 61% в 2018 году. И в-третьих, многие современные смартфоны выпускаются со встроенным QR-сканером, что делает QR-коды доступнее.
Насколько безопасны QR-коды?
В QR-код можно поместить любую информацию, в том числе фишинговую.
Грамотный хакер также может встроить в QR-код ссылку на вредоносное ПО или заставить пользователя мобильного телефона рассылать платные SMS.
А в случае QR-кодов с URL-адресами есть риск, что сайт по указанному адресу окажется взломанным. Известен случай, когда QR-код одного немецкого производителя специй по ошибке отправлял пользователей на сайт для взрослых.
Как защититься от вредоносных QR-кодов
Никто не знает, где и когда может столкнуться с зараженным QR-кодом. Вот почему важно выбрать надежный QR-сканер.
Kaspersky QR Scanner мгновенно проверяет безопасность сканируемого кода, прежде чем передать вам считанную информацию.
Таким образом, вы всегда будете знать, скрывает ли QR-код:
При этом Kaspersky QR Scanner содержит все необходимые функции QR-сканера, включая сохранение контактов в вашем телефоне. Кроме того, он создает журнал всех отсканированных кодов, так что в случае компрометации через QR-код вы сможете отследить, когда и как она произошла.