пырский канал в нижнем новгороде история
Пырский канал
Пырский канал инженера Августина Бетанкура
Пырский канал — уникальное гидротехническое сооружение построенное инженером Августином Бетанкуром в начале XIX века для наполнения обводного канала Нижегородской Ярмарки.
История создания Пырского канала
По замыслу Бетанкура, канал должен был питать водой Обводной (Бетанкуровский) канал Нижегородской Ярмарки, для обеспечения судоходства по нему. Также воды канала использовались в первой в Нижнем Новгороде системы канализации, которая была построена под зданиями Ярмарки. Для пищевых целей вода была непригодна, так как во многих местах проходила мимо жилой застройки и загрязнялась там.
Уровень Обводного канала Ярмарки был значительно выше рек Оки, Волги, а также Мещерского озера, поэтому было решено строить 20-ти километровый канал от реки Пыра до Ярмарки. Канал включал в себя воды Пыры, реки Чёрной, Параши и нескольких мелких ручьёв. Русло было вырыто в песчаных почвах и не было ничем укреплено, что в дальнейшем привело к его разрушению. Тем не менее, значительная часть канала сохранилась до наших дней и входит в состав различных водоёмов города.
С Мещерским озером и Волгой Пырский канал сообщался при помощи системы шлюзов.
В 1830-м году произошло разрушение Пырского канала, циркуляция воды по нему прекратилась и наполнение Обводного канала происходило лишь во время половодья. В 1835 году восстановление канала было признано нецелесообразным и его забросили окончательно.
Состояние канала в наше время
Канал практически полностью сохранился в неизменном виде в лесах Балахнинского района между рекой Пырой и озером Гурьяновым. В самом начале канала у реки Пыры можно обнаружить остатки гидросооружений постройки разных годов.
Далее вдоль т.н. Бурнаковской объездной мимо Мещерского озера в Обводной канал. Здесь остатки канала сохранялись до 80-х годов прошлого века и строительства микрорайона Мещерское озеро.
Возле Ярмарки канал проходил по нынешнему Бульвару Мира.
Сормовский канал
В 70-е годы используя старое русло Пырского канала был организован Сормовский канал для осушения Каблуковского болота и земли под застройку многоэтажным строительством.
В районе озера ЗКПД-4 на современных картах ошибочно указывается Пырский канал вместо Сормовского, построенного на 150 лет позже. Тем не менее остатки Пырского канала находятся северо-западнее нынешнего Сормовского канала.
Канал по улице Старая Канава
Предположительно, после того как Пырский канал был был заброшен, его часть после Высокова использовались для строительства нового канала к заводу Красное Сормово для доставки леса на завод. Этого гидросооружения к заводу уже не существует, однако его некоторые остатки сохраняются по ул. Старая Канава в Сормовском районе.
Когда это гидросооружение прекратило существование данных нет, однако на схеме большого Ниженего Новгорода 1929 года канал ещё указан.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Балахнинский район.
Время работы: не работает
Стоимость: бесплатно
Пырский канал на карте
GPS координаты: 56.395926, 43.635822
Пырский канал в нижнем новгороде история
История Нижнего Новгорода запись закреплена
Пырский канал — уникальное гидротехническое сооружение построенное инженером Августином Бетанкуром в начале XIX века для наполнения обводного канала Нижегородской ярмарки. Название происходит от реки Пыры, из которой канал брал своё начало.
По замыслу Бетанкура, канал должен был питать Обводной (Бетанкуровский) канал Нижегородской ярмарки, чтобы обеспечить возможность судоходства по последнему. Также воды канала использовались в первой в Нижнем Новгороде канализации, построенной под ярмаркой. Для пищевых целей вода из канала была непригодна, вследствие того, что во многих местах проходила около жилой застройки и там загрязнялась.
Для того, чтобы поддерживать уровень воды в Обводном канале, который был выше чем в Оке, Волге или в Мещерском озере, решено было строить 20-ти километровый канал от реки Пыра до ярмарки. Кроме Пыры, канал также включал в себя воды реки Чёрной, Параши и нескольких ручьев. Русло, вырытое в песчаных почвах, так и не было ничем укреплено.
С Мещерским озером и Волгой канал сообщался при помощи системы шлюзов.
В 1830 году, вследствие разрушения Пырского канала, циркуляция воды по нему прекратилась и наполнение водой Обводного канала стало происходить лишь во время половодья. В 1835 году восстановление канала было признано нецелесообразным и канал был окончательно заброшен.
Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
БЕТАНКУРОВСКИЕ КАНАЛЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА. Сормовский парк.
Есть в Нижнем Новгороде район Сормово, он славен судостроительным заводом. Район примыкает к Канавинскому району, где раньше располагалась знаменитая Макарьевская ярмарка, ну если хотите Нижегородская ярмарка. http://vaduhan-08.livejournal.c om/136506.html
В канавинском районе до сих пор остались участки каналов которые прорыл Бетанкур для того что бы к ярмарке подходили суда, прямо к торговым павильонам. Каналы закопали в 50х года 20 века, при советской власти, так как они стали не нужными, да и ярмарку закрыли. У этих каналов была одна особенность — они были выше уровня волги и оки и что бы заполнять их водой была построена система шлюзов и каналов питающих основные. До сих пор сохранился пырский канал который раньше шел от Балахны. С Пырским каналом соединялись речки и озера по ходу каналы, это была целая сложная сеть! О многих каналах даже памяти не сохранилось, многие участки этой системы считаются просто реками и просто озерами. К такому объекту относится и круглое парковое озеро Сормовского парка. Сейчас на острове… да, да, это озеро заполнено по средине островом на котором построен стадион «Труд».
Естественно озеро, а вернее его назвать кольцевой канал, был ранее стадиона. Когда было сделано это странное озеро история умалчивает, даже на Бетанкура как то не сильно пальцем показывают! Но если посмотреть на спутниковый снимок то четко видно, что это озеро является частью сложной системы каналов и возможно для красоты и отдыха трудящихся, оно сделано было кольцевым каналом!
Вот такой вот широкий и красивый канал, на нем катаются на лодочках.
Я давно мечтал полазить по берегам с фотоаппаратом и сначала я отправился на остров где стадион. На острове куча гранитных камней сложены в кучи, явно откопанные при строительстве. считается что их принес ледник в доисторические времена.
Но меня интересовала кромка воды, ведь если это был канал и канал Бетанкура то этот строитель не мелочился и канал должен быть в камне! И я нашел этот камень, прямо у кромки воды полно замшелых гранитных (серый гранит) камней но больше белых типа известняка, а один попался сильно напоминающий ракушечник, точно такой же как и в основании кремлевских стен!
Я понимаю скептиков, ну что я тут показываю, какие то лепехи цементные, какие то блоки и прочую фигню. Да, я сам сомневался, ковырял их но все было не убедительно! Многие камни, как я понимаю появились на поверхности только благодаря стройке стадиона.
Однако мой земляк и единомышленник навел меня на удивительную находку которую он сделал там, совсем рядов, прямо у в хода на мост ведущий на остров — http://spiknn.livejournal.com/43767.htm l
Вот это камень всем камням камень. Бетанкуровский не меньше!
Камень не врыт, он просто лежит, это отломок чего то большего и совсем не понятного мне предназначения. Андрей обратил моё внимание на интереснейший элемент этого камня, я честно говоря и не заметил — два штырька металлических что торчат из камня с двух сторон симметрично. Это что то типа дюбеля со следами фрезеровки и довольно сложной формы, но самое интересное что вделаны они в камень какой то смолой или клеем, я ковырял ножом — крепость камня!
Срез, как будто свечу горячим ножом.
Но и это еще не все! Любой скептик скажет ну подумаешь привезли откуда то для красоты отломок и валяется!
Я нашел еще один очень похожий отломок, практически напротив, там недавно построили ресторан и наверное его выкопали.
А вы знали про каналы до Нижегородской ярмарки? Мещера.
На старых фотографиях Нижегородской ярмарки привлекает к себе внимание подковообразный канал, который как бы заключает внутрь дуги и главный ярмарочный дом, и Спасский собор на нынешней улице Бетанкура. Но те, кто хоть раз гулял по окрестностям ярмарки, подтвердят: следов канала там нет.
Но факты доказывают: канал существовал. В начале 19 века его спроектировал Августин Бетанкур, который долгое время был главным архитектором города, и помимо канала занимался и созданием Спасского (Староярмарочного) собора, и зданий ярмарки, и даже Московского манежа.Кстати, Бетанкур по происхождению был испанцем, а его полное имя звучит так: Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина.
Обводный (или Бетанкуровский) канал был судоходным. Ширина в сотню метров позволяла поставить этот канал в один ряд с аналогичными сооружениями в Царском Селе и в Петергофе, а особенности исполнения позволяли назвать канал уникальным творением для того времени.
Бетанкуровский канал соединялся с Мещерским озером и Пырским каналом: уровень воды в канале должен был быть выше, чем в Оке и Волге, поэтому инженерам пришлось создать достаточно сложную систему. От реки Пыра (Балахнинский район) до Стрелки протянули канал.
И часть его прослеживается и на местности, и на картах до сих пор.
По берегам канала были выстроены капитальные каменные здания: в них шла торговля и располагались склады. Через канал были перекинуты мосты. С Мещерским озером и с Волгой канал соединяла система шлюзов.
Мостик через канал, ведущий к Китайским рядам
В 1830 году Пырский канал был разрушен, и питание водой Обводного Ярмарочного канала изменилось: он стал наполняться только во время половодья.В 1835 году власти решили, что восстановление канала будет слишком дорогим, и сложная гидротехническая система оказалась заброшенной. Кое-что благополучно дожило до сравнительно недавних времен:
да и на карте 1929 года Пырский канал еще указан. Правда, потом следы существования Ярмарочного канала можно стало найти только на старых картах и на фотографиях.
Ну и фото слияния рек бонусом. Только прикиньте объём воды!
Спасибо, познавательно! Теперь нужен аналогичный пост про Чёрный Пруд
Вероятно, по каналу было удобно подойти на судне и сгрузить все сразу в торговые ряды, не перегружая на телеги.
Приятно видеть свой текст в «горячем») А вот паблику с моим уходом новых статей такого плана не достается уже 🙁
До появления железных дорог наиболее удобными торговыми маршрутами были реки. А в 18-19 веках к ним добавились целые системы каналов. А если покопаться, то можно найти еще туеву хучу нереализованых проектов по строительству каналов.
Обалдеть. Узнал много интересного про свой город. Кстати, а компания «нижегородский водоканал» получила свое название благодаря тому каналу вокруг ярмарки?
Последняя фотография прямо как в Венеции
P.S. Это половодье и наводнение?
Получается что вся эта система в изначальном виде перестала существовать аж в 1830, а в качестве пруфов фотографии через 50 лет после и позже.
Я не отрицаю наличие такой водной системы и как нижегородец даже с интересом прочел пост, но от передергиваний автора немного режет глаз.
По факту сам канал только на гравюрах и прочих рисунках. А на фото уже не связанные водные системы, а остатки былой роскоши.
Туман над р.Волгой
На р.Волга, между г.Нижний Новгород и г.Бор, второй день подряд утром сильнейший туман. Стелится по воде, как будто облака на землю упали. Красиво и завораживает! Наделал фоток со стороны канатной дороги.
Вид из кабинки еще лучше: летишь как на самолете выше облаков. К сожалению окна грязные и запотевшие, нормальных фото сделать не получилось.
Путешествие по Марий Эл или личная этнографическая экспедиция
В начале июня я затосковал и снова захотел в дорогу.
Выбор пал на Марий Эл. Я давно этот маршрут себе на карте присмотрел, но то времени не было, то желания у дорогой половинки. А тут как раз и время есть и ее тащить не нужно.
Собрался за один день, немного еды для начала, складной стул, газовую горелку и сковородку, термос с горячей водой, пару тарелок с ролтоном, сосиски, картошки и упаковку полторашек с минералкой.
В пять утра пятницы я стартовал из Видного.
Немного утреннего МКАДа до пробок, все же пробка за Реутовым и я выбрался.
Ехал почти без остановок, но как только наступило девять утра начались звонки по работе. Пришлось решать вопросы, но я по прежнему продвигался в сторону Нижнего Новгорода. И доехал таки. Оставив авто на стоянке погулял по стрелке, полюбовался на ремонт набережной, на собор и двинул дальше, через мост через Волгу, через Семёнов и дальше на Яранск.
Дорога неплохая, но есть проблема. Как только ты останавливаешься где то в посадке, то машину тут же облепляет стадо огромных оводов, улыбаются в окна, манят лапами, типа выходи. А поскольку я писать и одновременно бегать не умею, пришлось пользоваться пустой бутылкой и из машины не выходить.
Почему через Яранск?
Да просто недалеко от Яранске есть одна заброшенная деревушка, Коженер (или Тахтай-Ямай), откуда ровно 80 лет назад ушел на войну мой дед, с братом и прадедом. Прадед погиб, дед с братом остались живы, но в деревню эту больше не вернулись. Дед осел в Мурманске, его брат в Тюмени.
Деревушки уже нет, есть лишь остатки домов возле очень красивого пруда. Погулял по окрестностям, пофоткал, подумал. Солнце начало клониться к закату и я рванул в Йошкар-Олу.
В Йошкар-Олу я приехал уже часов в 10 вечера. Запарковался на стоянке возле набережной и магазина и пошел гулять. Очень удобно. И очень красиво. Народ гуляет, танцует, веселится. Я ж тут первый раз в жизни, все интересно. Погулял часов до 12, поужинал в кафешке, забрался в машину и отрубился.
Проснулся около пяти утра, сделал ещё раз вояж по утренней набережной и окрестностям, пока все спят, пофоткал, насладился утренней свежестью города и рванул дальше на восток, 120 км. Там меня ждала деревня Иштыра.
В общем поэтому я и решил ее посетить в своих скитаниях по Марий Эл.
Добрался туда достаточно быстро, показался по деревенским улочкам, погулял по северу и рощицам, спустился к пруду и устроил себе завтрак из жареной картошки, сосисок и кофе с молоком.
Тоже, километров 120 где то, может чуть меньше.
До озера я не доехал немного, так как по пути увидел тоже озеро. Посреди соснового леса, с чистым песком и прозрачной водой. Решил не ехать дальше. Накупался, пообедал и поспал полтора часа. А то дорог и впечатлений много, а спал я за двое суток всего часа четыре.
Проснулся, решил в Йошку не возвращаться и проложил маршрут до Чебоксар, куда вскоре и прибыл.
Решив оба вопроса и погуляв по городу проложил путь домой, в Видное.
Пу пути понял, что чего то мало впечатлений, погуглил и свернул на гору Аламнер.
Свернул с трассы, сначала по дорогам, потом по дорожкам, потом по пооселочным и полям еду и еду. Горы не вижу, но навигатор куда то ведёт.
Поехал чуть дальше, нашел кучу людей с палатками. Виды потрясающие, солнце садиться в воду начало. Понял, хочу ночевать тут.
Достал стул, уселся на краю, проводил солнце. Выпил бутылочку потраченного лёгкого пива.
Отдохнул душой, пора и телом- залез в машину и уснул.
Проснулся как по будильнику, в 2.55.
В 3.00 восход солнца.
Налил себе кофе из термоса, сел на стул, прихлебывая кофе встретил восход.
Собрался и аккуратно спустился с горы, но бампер все равно чуток чирканул на спуске. В принципе ничего страшного, стукнул кулаком, поставил на место и поехал уже окончательно домой, в Видное.
Дорога домой особо интересного не принесла, кроме пробок под Москвой )), воскресенье все таки, и так хорошо, что не поздно вечером вернулся и МКАД достаточно быстро проскочил.
В итоге Марий Эл мне понравился безумно. Его поля, леса и горы. Я сюда снова обязательно приеду и надеюсь не меньше чем на неделю.
Пырский канал в нижнем новгороде история
Слово «Пыра» вызывает у людей самые разные ассоциации. Чаще всего вспоминается поселок, находящийся рядом с трассой М-7, или лесное Пырское озеро, а также небольшая речка Пыра. Иногда возникает вопрос о значении загадочного слова «пыра». По Далю – это ротозей. Но ни к озеру, ни к речке, ни к самому поселку это значение отнести нельзя.
Скорее всего, это финно-угорское слово, значение которого до сих пор остается неизвестным. Что же касается Пырского озера, то следует отметить, что оно имеет статус памятника природы, одно из самых больших по площади (272 га) естественных озер Нижегородской области. Принято считать, что озеро карстового происхождения. Оно мелкое, в среднем его глубина до двух метров. Когда-то рыбаки ходили на него за карасем и ротаном, сегодня здесь в основном обитают гольяны. Раньше озеро было больше и чище, в XVIII веке даже считалось рыбопромысловым угодьем государства, а в XIX веке местные крестьяне для рыбной ловли брали его в аренду, за что и содержали в образцовой чистоте. С незапамятных времен из озера вытекает речка, плутающая по Балахнинским лесам на 36 километров, вплоть до впадения в Волгу. После ухода из этих краев угро-финнов, возле этой речки и возникло небольшое поселение Пыра. Хотя место это было облюбовано людьми гораздо раньше. Подтверждают это обнаруженные у озера стоянки эпохи неолита, то есть поселения 3-5 тыс. до н. э.
В дошедших до нас документах местечко Пыра впервые упоминается в жалованной грамоте Елизаветы Петровны, данной Троице-Сергиевской Лавре в 1752 году. Но согласно той грамоте, Пыра существовала даже раньше – в 1607 году. Деревня Пыра, как и другие селения Черноречья, находилась в управлении Дудина монастыря и избавилась от его зависимости после 1764 года, когда секуляризационная реформа освободила крестьян из-под власти церкви, и они были переданы в ведение Коллегии экономии, а потому стали называться экономическими, а позднее государственными, относительно свободными людьми.
Документальных источников, касающихся деревни Пыра, совсем немного. Но известно, что в начале XIX века судьба пырских крестьян переплелась с губернским центром. Они стали участниками строительства 20-километрового Пырского канала Августина Бетанкура. Это уникальное гидротехническое сооружение питало водами речки Пыра Обводной канал Нижегородской Ярмарки, чтобы обеспечить по нему судоходство. Воды речки Пыра использовались и для первой в Нижнем Новгороде системы канализации, построенной под зданиями Ярмарки. В 1830 году произошло разрушение ничем не укрепленного канала, и вскоре он был заброшен. Но его остатки и сегодня встречаются в Балахнинских лесах.
История Пыры неразрывно связана и с Чернорецкой волостью. В первую очередь речь идет о Пырских, а точнее Чернорецких двориках. Так, в главе, касающейся Нижегородской губернии «Военно-статистического обозрения Российской империи», изданного в 1852 году, находим, что «шоссе по Балахнинскому уезду 52,5 версты и пролегает по местности совершенно ровной; на всем его протяжении с обеих сторон тянется глухой лес, большей частью болотистый и, кроме двух станций: Орловки, в которой три двора, и Чернорецкой, в которой четыре двора, нет ни одного селения по тракту; только изредка встречаются отдельно стоящие постоялые дворы.» (т. Iv, ч.4, стр. 56).
Содержал Чернорецкую почтовую станцию нижегородский житель Тимофей Гордеевич Погуляев. С Нижегородской губернской почтовой конторой у него был заключен контракт, согласно которому за каждую пару лошадей Погуляев получал 415 рублей серебром в год. А было у него на станции 42 лошади, на которых «отправляли гоньбу» нанятые местные крестьяне. Почтовое ведомство строго следило за соблюдением контракта, часто проверяло почтовые станции. Так, после такой проверки в январе 1850 года Погуляеву выдали свидетельство, что «лошади были здоровые, к гоньбе способные, сбруя крепкая, повозки зимние и летние исправные, почтари находились в полном количестве, а ровно и прочие принятые им на себя по контракту обязанности исполнял в точности». Только после этого Погуляев мог получить причитающиеся ему деньги.
По этому тракту, на котором стояла Чернорецкая станция, в закрытых экипажах партиями в несколько десятков человек везли осужденных в Сибирь. На этой станции обычно меняли лошадей, а Орловские дворики служили ночлегом. Чернорецкая станция представляла не что иное, как почтовый пункт и очередной этап для ссыльных. В 1859 году здесь насчитывалось уже девять строений и 150 обитателей.
К концу XIX века Московский тракт стал одним из важнейших для Нижнего Новгорода. Ведь только за один 1901 год по нему в Нижний прибыло 349,5 млн. пудов груза и 256,5 млн. пудов из него было вывезено, и с каждым годом грузооборот возрастал. Возросло и значение Чернорецкой почтовой станции на Московско-Нижегородском тракте.
Еще в 1846 году там, «на пустопорожнем месте», коллежский советник Погуляев взял в оброчное пользование участок в 280 кв. саженей, построил на нем дом с флигелем из двух комнат, надворными строениями, сараем, баней, кузницей и амбаром. Во флигеле долгое время квартировал начальник этапной команды. Когда же он съехал, дом со всеми постройками за неуплату оброчных денег отошел в казну. В 1862 году оцененный в 31 рубль он был выставлен на аукцион. Объявление об этом под расписку прочитали несколько купцов и мещан. Из пяти претендентов за 35 рублей дом достался Илье Осипову. Перестроив его, он обосновался на станции. Вскоре возле нее появились еще несколько зажиточных хозяйств, станция превратилась в Чернорецкие дворики.
К этому времени разрослась и деревня Пыра. В 1865 году ее земельные владения составляли более 53 десятин. Деревня была в одну улицу, площадь которой составляла 675 саженей, строения с дворами занимали 700 саженей. Пашня составляла 34 десятины, а усадебная земля – 3 десятины. Прогрессивные перемены, связанные с развитием предпринимательства, происходившие в России, коснулись и Пыры. В 1877 году нижегородский купец А. Волков получил разрешение на содержание на речке Пыра двух водяных мукомольных мельниц. Регулярно, через пристань Черного села мешки с мукой он отправлял на Нижегородский рынок.
В 1898 году в деревне Пыра насчитывалось 18 домовладельцев. Их главным занятием было земледелие. Двое работали на заводе, шестеро были пильщиками. Из общественных строений имелся хлебный магазин, другим, как и во всех остальных сельских обществах, был запасной магазин с неприкосновенным запасом зерна. Питьевую воду брали из колодца. Для тушения пожаров на речке Жужала имелась запруда. Каждую ночь жители караулили селение от пожаров. Их 15 домов располагались в один порядок вдоль речки. Вблизи стояло еще три дома – это начинал расти второй порядок. За ним было поле.
Коренные изменения на Пыре произошли в последующие годы. 17 апреля 1924 года Президиум ВЦИК утвердил образование Растяпинского рабочего района, в который из Растяпинской волости в него вошел и поселок Чернорецкие дворики. Они же входили и в состав образованного в 1930 году Дзержинска. В его истории Пыра имела немаловажную роль. Большое городское строительство требовало хорошей топливной базы, основой которой могли стать Пырские торфяники. Для обследования Пырских болот в 1930 году прибыли специалисты. По их заключению торфяных массивов на Пыре имелось достаточно на многие годы добычи. Для разработки торфяников были спилены многочисленные деревья, выкорчеваны пни и осушено болото. Затем строились жилье, лесозавод, пекарни, пожарное депо и ряд других объектов. Через два года началась добыча торфа.
Первые работы выполнялись вручную, но постепенно они были механизированы. В результате упорного труда нескольких тысяч торфоразработчиков у Дзержинска появилась надежная топливная база. Торф стал доставляться в город узкоколейкой через завод им. Свердлова и автотранспортом по Московской трассе. Центральная станция узкоколейки находилась на месте современной Железнодорожной улицы. С ростом поселка у него появились детский сад, магазины, клуб. В 1934 году была построена 4-летняя школа-интернат на 60 детей. Во время войны, когда рабочих рук не хватало, на Пырских торфоразработках работали пленные немцы и венгры. Торфодобыча еще долго не прекращалась и в послевоенные годы. По своему функциональному назначению поселок тогда назывался «Пырским торфопредприятием». Он стал гораздо больше. В 1956 году для его юных жителей построили новую школу, точно такую же, как в Дзержинске на Черняховской улице. На 1 января 1960 года на Пыре в 553 строениях проживало 2 307 человек. Торфопредприятие в 60-е годы перестало функционировать, а в 1975 году разобрали и узкоколейку. На ее месте построили асфальтовую дорогу. В те годы на территории поселка располагалось производство металлических бочек завода «Химмаш», где трудились многие пырские жители, как и на расположенном поблизости заводе им. Свердлова. Для них существовала даже своя проходная в северной части этого предприятия. К 70-м годам число домов на Двориках и в самом поселке стало гораздо больше. Еще в 1952 году они были отнесены к категории рабочих поселков и объединены под названием «поселок Пыра». С тех пор он имел статус поселка городского типа, а с 2004 г. в составе Дзержинского городского округа поселок городского типа стал центром административно-территориального образования «рабочий поселок Пыра». В 2010 году в результате голосования местных жителей поселок получил статус сельского населенного пункта. Территориальное образование стало называться «Пырский сельсовет». Такие вот происходили административно-бюрократические сложности. К этому времени многие жители Пыры перебрались в Дзержинск, в результате чего численность населения поселка сократилась до 1 889 человек. Некоторые из них трудоустроены на недавно построенном производстве немецкой компании «Либхерр» и на предприятии по продажи и обслуживанию американских грузовых автомобилей, находящихся поблизости от поселка, многие работают на заводе им. Свердлова и на «Кристалле».
В центре поселка бревенчатая пекарня 1932 года, ставшая позднее промтоварным складом, в 1997 году была передана православной общине. Здание отремонтировали, пристроили к нему колокольню и установили купола с крестами. Теперь в нем находится церковь во имя Пресвятой Троицы Живоначальной.
В лесах рядом с Пырским озером, в местах бывших торфоразработок в 1996 году венгерскими общественными организациями с разрешения местных властей был установлен памятник военнопленным, которые работали на пырских торфяниках во время ВОВ. Также следует отметить, что в поселке Пыра жил Герой Советского Союза Михаил Егорович Сергеев. Родился он в Татарстане, но после раскулачивания в 1930 году его отца вместе со всей семьей выслали в поселок Пыра, там до войны Михаил Егорович работал на торфопредприятии.