пусть во все времена на руси растут богатыри такие
Пусть во все времена на руси растут богатыри такие
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие
Первое придаточное (какие?) чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог. Запятая 1 —нужна.
Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Пусть во все времена на руси растут богатыри такие
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие
Первое придаточное (какие?) чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог. Запятая 1 —нужна.
Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Пусть во все времена на руси растут богатыри такие
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие
Первое придаточное (какие?) чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог. Запятая 1 —нужна.
Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Блог о ЕГЭ
вторник, 15 марта 2016 г.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (С ответами)
Цифры укажите в порядке возрастания.
Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.
Составим схему предложения.
< 1 Наша планета прекрасна>, и ( 3 когда космонавты видят ее из глубин Вселенной), [ 2 то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения].
Три простых; 1-е самостоятельное, 2 и 3 вместе составляют СПП.
Между 1-м и СПП зпт номер 1, связь сочинительная.
После союза И перед когда запятой нет, так как в СПП есть указательное слово ТО.
Так всегда: или ТО, или запятая.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Составим схему предложения.
< 1 Наша планета прекрасна>, и ( 3 когда космонавты видят ее из глубин Вселенной), [ 2 то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения].
Три простых; 1-е самостоятельное, 2 и 3 вместе составляют СПП.
Между 1-м и СПП зпт номер 1, связь сочинительная.
После союза И перед когда запятой нет, так как в СПП есть указательное слово ТО.
Так всегда: или ТО, или запятая.
Цифры укажите в порядке возрастания.
У Гарика было очень важное дело (1) но (2) если принять во внимание его легкомысленный внешний вид (3) то казалось (4) что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию.
Запятая 1 отделяет предложение «У Гарика было очень важное дело» и предложение «казалось», связанные сочинительной связью.
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если принять во внимание его легкомысленный внешний вид».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Запятая 1 отделяет предложение «У Гарика было очень важное дело» и предложение «казалось», связанные сочинительной связью.
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если принять во внимание его легкомысленный внешний вид».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.
Запятая 1 разделяет предложение «Я имел несчастье представить вам барона» и предложение «я вынужден буду вызвать его на дуэль», связанные сочинительной связью.
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если вы немедленно не отдалите его от себя».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтоб разрешить наш спор».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Запятая 1 разделяет предложение «Я имел несчастье представить вам барона» и предложение «я вынужден буду вызвать его на дуэль», связанные сочинительной связью.
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если вы немедленно не отдалите его от себя».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтоб разрешить наш спор».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие
Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие
Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «как я добрался до места».
Запятая 3 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «когда я очнулся».
[ Не помню ], (как я добрался до места), но [(когда я очнулся ), то друзья уже стояли подле меня].
Абсолютно однозначная схема:
4 основы, два главных, два придаточных.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «как я добрался до места».
Запятая 3 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «когда я очнулся».
[ Не помню ], (как я добрался до места), но [(когда я очнулся ), то друзья уже стояли подле меня].
Абсолютно однозначная схема:
4 основы, два главных, два придаточных.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.
Запятая 1 отделяет предложения, связанные сочинительной связью (грамматические основы: «беглецы спрятались» и «пойдемте и поглядим»).
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 обозначает границу предложения «если вы не боитесь ожечься о крапиву»
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что делается внутри».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Запятая 1 отделяет предложения, связанные сочинительной связью (грамматические основы: «беглецы спрятались» и «пойдемте и поглядим»).
Запятая 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 3 обозначает границу предложения «если вы не боитесь ожечься о крапиву»
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что делается внутри».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.
Приведем верное написание:
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак, (что больная хочет уснуть), и, (когда все потихоньку вышли из светлицы), снова села за прялку].
Чтсобы убедиться в том, что запятые стоят верно, уберём все придаточные вместе с их запятыми.
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак и снова села за прялку].
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что больная хочет уснуть».
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «когда все потихоньку вышли из светлицы».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание:
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак, (что больная хочет уснуть), и, (когда все потихоньку вышли из светлицы), снова села за прялку].
Чтсобы убедиться в том, что запятые стоят верно, уберём все придаточные вместе с их запятыми.
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак и снова села за прялку].
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что больная хочет уснуть».
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «когда все потихоньку вышли из светлицы».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.
Приведем верное написание:
Ольга пошла безлюдной площадью, и, когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой, она вспомнила, как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения («Ольга пошла» и «она вспомнила»).
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «как однажды уже возвращалась домой этой дорогой».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание:
Ольга пошла безлюдной площадью, и, когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой, она вспомнила, как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения («Ольга пошла» и «она вспомнила»).
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «как однажды уже возвращалась домой этой дорогой».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
Приведем верное написание.
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом, и, когда его приглашали откушать, он
просто садился и ел молча.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения «Пётр Иваныч старался избегать» и «он
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда его приглашали откушать».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Приведем верное написание.
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом, и, когда его приглашали откушать, он
просто садился и ел молча.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения «Пётр Иваныч старался избегать» и «он
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда его приглашали откушать».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.
Приведем верное написание.
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры и, если подмечал что-нибудь странное и необычное, записывал всё в особую тетрадку, чтобы потом использовать в своих рассказах.
На месте цифры 1 запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные сказуемые ПРИГЛЯДЫВАЛСЯ и ЗАПИСЫВАЛ.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если подмечал что-нибудь странное и необычное».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтобы потом использовать в своих рассказах».
Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры и, если подмечал что-нибудь странное и необычное, записывал всё в особую тетрадку, чтобы потом использовать в своих рассказах.
На месте цифры 1 запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные сказуемые ПРИГЛЯДЫВАЛСЯ и ЗАПИСЫВАЛ.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если подмечал что-нибудь странное и необычное».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтобы потом использовать в своих рассказах».
Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
Приведем верное написание.
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье, и, хотя слова её были самыми обыкновенными, у Вероники вдруг сладко защемило сердце, будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя слова её были самыми обыкновенными».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «будто и оно отозвалось на нечаянное счастье».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье, и, хотя слова её были самыми обыкновенными, у Вероники вдруг сладко защемило сердце, будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя слова её были самыми обыкновенными».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «будто и оно отозвалось на нечаянное счастье».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
Приведем верное написание.
Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому, что, когда случилось наводнение на побережье, она забрала осиротевших детей и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что она забрала осиротевших детей и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда случилось наводнение на побережье».
Запятая 4 НЕ СТАВИТСЯ, так как союз И соединяет однородные сказуемые «забрала» и «вернула к жизни».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Приведем верное написание.
Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому, что, когда случилось наводнение на побережье, она забрала осиротевших детей и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что она забрала осиротевших детей и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда случилось наводнение на побережье».
Запятая 4 НЕ СТАВИТСЯ, так как союз И соединяет однородные сказуемые «забрала» и «вернула к жизни».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Старик знал (1) что (2) пока не зацветёт чертополох и (3) не созреют семена льна (4) он не сможет приготовить необходимое лекарство.
Старик знал, что, пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна, он не сможет приготовить необходимое лекарство.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что он не сможет приготовить необходимое лекарство».
Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения «пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна».
Запятая на месте цифры 3 НЕ ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Старик знал, что, пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна, он не сможет приготовить необходимое лекарство.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что он не сможет приготовить необходимое лекарство».
Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения «пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна».
Запятая на месте цифры 3 НЕ ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
Приведем верное написание:
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато, когда ряд был дойдён до конца, а Тит медленными шагами начал заходить по следам, Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения.
Запятая 3 отделяет друг от друга однородные придаточные, соединенные противительным союзом А.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание:
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато, когда ряд был дойдён до конца, а Тит медленными шагами начал заходить по следам, Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения.
Запятая 3 отделяет друг от друга однородные придаточные, соединенные противительным союзом А.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Громову казалось (1) что (2) если бы он держал свёрток покрепче (3) то тот остался бы у него в руке (4) что позволило бы сохранить в целости его содержимое.
Приведем верное написание.
Громову казалось, что если бы он держал свёрток покрепче, то тот остался бы у него в руке, что позволило бы сохранить в целости его содержимое.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что (то) тот остался бы у него в руке».
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если бы он держал свёрток покрепче».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что позволило бы сохранить в целости его содержимое».
На месте цифры 2 запятая НЕ ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Громову казалось, что если бы он держал свёрток покрепче, то тот остался бы у него в руке, что позволило бы сохранить в целости его содержимое.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что (то) тот остался бы у него в руке».
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «если бы он держал свёрток покрепче».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что позволило бы сохранить в целости его содержимое».
На месте цифры 2 запятая НЕ ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
Приведем верное написание.
До рассвета далеко, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, и, когда привыкнешь к ней, явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
Запятые 1 и 2 отделяют части сложносочиненного предложения.
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «когда привыкнешь к ней».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
До рассвета далеко, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, и, когда привыкнешь к ней, явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
Запятые 1 и 2 отделяют части сложносочиненного предложения.
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «когда привыкнешь к ней».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.
Приведем верное написание.
Новый агроном ещё утром предупреждал, что приближается мощный грозовой фронт и что если не начать уборку пшеницы, то она поляжет под дождём и сгниёт.
Запятая 1 выделяет придаточные предложения «что приближается мощный грозовой фронт и что (то) она поляжет под дождём и сгниёт».
Запятые на месте цифр 2 и 3 не ставятся, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятая на месте цифры 4 не ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 5 обособляет придаточное предложение «если не начать уборку пшеницы».
Запятые должны стоять на местах 1, 5.
Приведем верное написание.
Новый агроном ещё утром предупреждал, что приближается мощный грозовой фронт и что если не начать уборку пшеницы, то она поляжет под дождём и сгниёт.
Запятая 1 выделяет придаточные предложения «что приближается мощный грозовой фронт и что (то) она поляжет под дождём и сгниёт».
Запятые на месте цифр 2 и 3 не ставятся, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятая на месте цифры 4 не ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятая 5 обособляет придаточное предложение «если не начать уборку пшеницы».
Запятые должны стоять на местах 1, 5.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.
Приведем верное написание.
Может так случиться, что, пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению, нам придётся заниматься совсем другими делами, чтобы успеть к премьере.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что нам придётся заниматься совсем другими делами».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтобы успеть к премьере».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Может так случиться, что, пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению, нам придётся заниматься совсем другими делами, чтобы успеть к премьере.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что нам придётся заниматься совсем другими делами».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтобы успеть к премьере».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
Приведем верное написание.
Снег засыпал следы путников, и стало ясно, что если снегопад не прекратится к ночи, то обратную дорогу придётся искать с трудом.
Запятая 1 разделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 2 выделяет придаточное предложение «что (то) обратную дорогу придётся искать с трудом».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «если снегопад не прекратится к ночи».
Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Приведем верное написание.
Снег засыпал следы путников, и стало ясно, что если снегопад не прекратится к ночи, то обратную дорогу придётся искать с трудом.
Запятая 1 разделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 2 выделяет придаточное предложение «что (то) обратную дорогу придётся искать с трудом».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «если снегопад не прекратится к ночи».
Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
Приведем верное написание.
Резвый ветер с моря надул паруса, и, когда солнце взошло и городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над просторами Волги.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 4 выделяют однородные придаточные предложения «когда солнце взошло и (когда) городские стены остались за кормою последнего струга».
Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Приведем верное написание.
Резвый ветер с моря надул паруса, и, когда солнце взошло и городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над просторами Волги.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 4 выделяют однородные придаточные предложения «когда солнце взошло и (когда) городские стены остались за кормою последнего струга».
Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.
Приведем верное написание.
Все гости разъехались, хозяйке захотелось побыть одной, и когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей, то она не стала удерживать сына.
Запятая 1 отделяет части бессоюзного предложения.
Запятая 2 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 4 выделяет придаточное «когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей».
Запятая на месте цифры 3 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Приведем верное написание.
Все гости разъехались, хозяйке захотелось побыть одной, и когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей, то она не стала удерживать сына.
Запятая 1 отделяет части бессоюзного предложения.
Запятая 2 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 4 выделяет придаточное «когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей».
Запятая на месте цифры 3 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Восход окрасил края туч на горизонте (1) и (2) хотя солнце так и не показалось (3) стало совсем светло (4) но всё же было невозможно разглядеть вершины сопок.
Приведем верное написание.
Восход окрасил края туч на горизонте, и, хотя солнце так и не показалось, стало совсем светло, но всё же было невозможно разглядеть вершины сопок.
Запятая 1 ставится, так как союз И соединяет части сложносочиненного предложения: «восход окрасил, и стало светло».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя солнце так и не показалось».
Запятая 4 разделяет части сложносочиненного предложения.
Приведем верное написание.
Восход окрасил края туч на горизонте, и, хотя солнце так и не показалось, стало совсем светло, но всё же было невозможно разглядеть вершины сопок.
Запятая 1 ставится, так как союз И соединяет части сложносочиненного предложения: «восход окрасил, и стало светло».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя солнце так и не показалось».
Запятая 4 разделяет части сложносочиненного предложения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.
Приведем верное написание.
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться, но когда я вновь вернусь в Москву, то буду искренне рад с Вами увидеться, если и Вы соизволите согласиться на встречу.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «когда я вновь вернусь в Москву».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «если и Вы соизволите согласиться на встречу».
Запятая на месте цифры 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться, но когда я вновь вернусь в Москву, то буду искренне рад с Вами увидеться, если и Вы соизволите согласиться на встречу.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятая 3 выделяет придаточное предложение «когда я вновь вернусь в Москву».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «если и Вы соизволите согласиться на встречу».
Запятая на месте цифры 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза КОГДА есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Давно было известно (1) что (2) если бросить в море кусок несвежего мяса (3) акулы в этом месте не появляются (4) ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.
Приведем верное написание.
Давно было известно, что, если бросить в море кусок несвежего мяса, акулы в этом месте не появляются, ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что акулы в этом месте не появляются».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если бросить в море кусок несвежего мяса».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «ведь их отпугивает запах уксусной кислоты».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Давно было известно, что, если бросить в море кусок несвежего мяса, акулы в этом месте не появляются, ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что акулы в этом месте не появляются».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если бросить в море кусок несвежего мяса».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «ведь их отпугивает запах уксусной кислоты».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
О Максиме Горьком писали так много (1) что (2) если бы это не был неисчерпаемый человек (3) то невозможно было бы прибавить ни строчки к тому (4) что уже написано о нём.
Приведем верное написание.
[О Максиме Горьком писали так много], (что (если бы это не был неисчерпаемый человек), то невозможно было бы прибавить ни строчки к тому), (что уже написано о нём).
Запятая на месте цифры 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Приведем верное написание.
[О Максиме Горьком писали так много], (что (если бы это не был неисчерпаемый человек), то невозможно было бы прибавить ни строчки к тому), (что уже написано о нём).
Запятая на месте цифры 2 НЕ СТАВИТСЯ, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО.
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы (1) и (2) когда пришла величественная минута безмолвия (3) чувство это дошло до такой степени (4) что сердце замерло от волнения.
Приведем верное написание.
Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы, и, когда пришла величественная минута безмолвия, чувство это дошло до такой степени, что сердце замерло от волнения.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения («чувство усиливалось, и чувство дошло»).
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда пришла величественная минута безмолвия».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что сердце замерло от волнения».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы, и, когда пришла величественная минута безмолвия, чувство это дошло до такой степени, что сердце замерло от волнения.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения («чувство усиливалось, и чувство дошло»).
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда пришла величественная минута безмолвия».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «что сердце замерло от волнения».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Этот мост (1) который (2) хотя и был сделан из дерева (3) стоял здесь так долго (4) будто был всегда.
Приведем верное написание.
Этот мост, который, хотя и был сделан из дерева, стоял здесь так долго, будто был всегда.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «который стоял здесь так долго».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя и был сделан из дерева».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «будто был всегда».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Этот мост, который, хотя и был сделан из дерева, стоял здесь так долго, будто был всегда.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «который стоял здесь так долго».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя и был сделан из дерева».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «будто был всегда».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Приведем верное написание.
Сильнее пахнет туманом, и, когда ступаем на луг, охватывает запах скошенной, ещё сырой травы, хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда ступаем на луг».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «хотя и видны уже признаки её первого увядания».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Приведем верное написание.
Сильнее пахнет туманом, и, когда ступаем на луг, охватывает запах скошенной, ещё сырой травы, хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда ступаем на луг».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «хотя и видны уже признаки её первого увядания».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство.
Составим схему предложения.
В этом предложении 4 простых; две пары «главное-придаточное»: 2-е зависит 1-го, 4-е зависит от 3-го.
Чтобы убедиться в верности схемы, можно убрать придаточные 2 и 4.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: повышенная
Составим схему предложения.
В этом предложении 4 простых; две пары «главное-придаточное»: 2-е зависит 1-го, 4-е зависит от 3-го.
Чтобы убедиться в верности схемы, можно убрать придаточные 2 и 4.
У входа в аэровокзал (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты (4) Светлана в нерешительности остановилась.
Приведем верное написание.
У входа в аэровокзал, (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты, (4) Светлана в нерешительности остановилась. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточные предложения, стоящие в середине главной части.
1[У входа в аэровокзал, (2где поджидали приезжих таксисты) и (3светились рекламные щиты), Светлана в нерешительности остановилась.]
Анализ схемы: к главному предложению 1 относятся два однородных придаточных, 2 и 3. Между однородными придаточными запятая не ставится по тому же правилу, что и при однородных членах.
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2014 вариант РУ10801.
Приведем верное написание.
У входа в аэровокзал, (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты, (4) Светлана в нерешительности остановилась. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточные предложения, стоящие в середине главной части.
1[У входа в аэровокзал, (2где поджидали приезжих таксисты) и (3светились рекламные щиты), Светлана в нерешительности остановилась.]
Анализ схемы: к главному предложению 1 относятся два однородных придаточных, 2 и 3. Между однородными придаточными запятая не ставится по тому же правилу, что и при однородных членах.
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса.
Приведем правильное написание.
Я знал, (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что, (4) если сейчас коснуться веток сирени, (5) с кустов посыплется роса. Запятые под номерами 4 и 5 выделяют придаточное предложение «если сейчас коснуться веток сирени». Запятая под номером 1 отделяет придаточные предложения «что ночью прошёл дождь (2). с кустов посыплется роса» от главного «я знал».
Запятые должны стоять на местах 1, 4 и 5.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2014 вариант РУ10802.
Приведем правильное написание.
Я знал, (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что, (4) если сейчас коснуться веток сирени, (5) с кустов посыплется роса. Запятые под номерами 4 и 5 выделяют придаточное предложение «если сейчас коснуться веток сирени». Запятая под номером 1 отделяет придаточные предложения «что ночью прошёл дождь (2). с кустов посыплется роса» от главного «я знал».
Запятые должны стоять на местах 1, 4 и 5.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.
Расставим знаки препинания.
Гудели чёрные тополя, и, хотя море ещё играло прибоем, стало заметно, как постепенно расчищалось небо.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Расставим знаки препинания.
Гудели чёрные тополя, и, хотя море ещё играло прибоем, стало заметно, как постепенно расчищалось небо.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.
Расставим знаки препинания
Небо совершенно сливалось здесь с землёю, и, хотя нас окружал густой мрак, видно было, как тускло светили фонари на улицах.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Расставим знаки препинания
Небо совершенно сливалось здесь с землёю, и, хотя нас окружал густой мрак, видно было, как тускло светили фонари на улицах.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.
Расставим знаки препинания.
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи, и, если ты приедешь, я охотно расскажу о том, что меня теперь волнует.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Расставим знаки препинания.
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи, и, если ты приедешь, я охотно расскажу о том, что меня теперь волнует.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.
Расставим знаки препинания.
Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить, то Виктор попал сюда впервые и, хотя по рассказам знал многое, поражался всему, что видел.
Запятые должны стоять на местах 1, 3, 4 и 5.
Расставим знаки препинания.
Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить, то Виктор попал сюда впервые и, хотя по рассказам знал многое, поражался всему, что видел.
Запятые должны стоять на местах 1, 3, 4 и 5.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Я немного успокоился (1) и, (2) когда мама ушла на работу, (3) взялся за свои привычные дела, (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда мама ушла на работу»; запятая под номером 4 — отделяет придаточное предложение «хотя настроение было совсем не радостное».
Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.
Я немного успокоился (1) и, (2) когда мама ушла на работу, (3) взялся за свои привычные дела, (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда мама ушла на работу»; запятая под номером 4 — отделяет придаточное предложение «хотя настроение было совсем не радостное».
Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.
У Алёшки было необычайно развито воображение, (1) и, (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу, (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.
Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное «когда мы вместе читали одну и ту же книгу». Запятая под номером 1 отделяет друг от друга части сложносочиненного предложения: «У Алёшки было необычайно развито воображение» и «он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
У Алёшки было необычайно развито воображение, (1) и, (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу, (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.
Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное «когда мы вместе читали одну и ту же книгу». Запятая под номером 1 отделяет друг от друга части сложносочиненного предложения: «У Алёшки было необычайно развито воображение» и «он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Вдруг навалился густой туман (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) я решил вернуться на тропинку (4) которая должна была находиться слева.
Вдруг навалился густой туман, (1) и, (2) чтобы не заблудиться, (3) я решил вернуться на тропинку, (4) которая должна была находиться слева.
Запятые под номерами2 и 3 выделяют придаточное предложение «чтобы не заблудиться». Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Вдруг навалился густой туман» и «я решил вернуться на тропинку». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «которая должна была находиться слева» от главного «я решил вернуться на тропинку».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Вдруг навалился густой туман, (1) и, (2) чтобы не заблудиться, (3) я решил вернуться на тропинку, (4) которая должна была находиться слева.
Запятые под номерами2 и 3 выделяют придаточное предложение «чтобы не заблудиться». Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Вдруг навалился густой туман» и «я решил вернуться на тропинку». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «которая должна была находиться слева» от главного «я решил вернуться на тропинку».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу, (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет, (3) то все ребята дружно встали, (4) чтобы поприветствовать её.
Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу» и «то все ребята дружно встали». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «чтобы поприветствовать её.» от главного «то все ребята дружно встали».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу, (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет, (3) то все ребята дружно встали, (4) чтобы поприветствовать её.
Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу» и «то все ребята дружно встали». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «чтобы поприветствовать её.» от главного «то все ребята дружно встали».