пулково история названия местности
Пулково (Санкт-Петербург)
Большое и Подгорное Пулково
Пу́лково — местность в южной части Санкт-Петербурга, при слиянии Пулковского шоссе и дороги из города Пушкин, на Пулковских высотах.
Содержание
Этимология
Происхождение названия (зафиксирован также вариант «Пулкола») точно неизвестно; по разным версиям, оно может быть связано с вепсским «пулк» — «пуля», с финскими словами «pulkka» — «лопарские сани» или «puolukka» — «брусника», с финским же именем Паули (Павел). [1]
История
Деревня Пулково, по которой названа местность, впервые упоминается уже в Новгородской писцовой книге 1500 года среди сёл и деревень Ижорского погоста.
В допетровские времена на вершине Пулковской горы находилась центральная усадьба шведской мызы, называвшейся Пурколовской. Мыза занимала большую территорию у дороги, идущей из Копорья в Ладогу, в её состав входило десять финских деревень.
В 1708 году Пётр I подарил мызу, в числе других, императрице Екатерине I, которая переселила ближайшую к усадьбе финскую деревню Пуркора, а её земли отдала русским крестьянам, переселённым сюда из дворцовых сёл внутренних губерний России. Дома для крестьян, создаваемые по специальным проектам, были возведены в 1714 году. Так на месте у реки реки Пулковки и на краю «пулковского увала» (ныне эту территорию занимают бывшее пулковское отделение совхоза «Шушары») возникла деревня Большое Пулково. Неподалёку, у подножия Пулковских высот, располагались деревни Галлерово, Толмачёво, Пески, Нижнее и Верхнее Коерово, Камень, Кискино, Глиняная Горка [2]
Жители Пулкова славились отличным здоровьем, из этого села брали кормилиц для наследников царской семьи.
К вершине Пулковской горы из деревни проложили дорогу, обсаженную берёзами и елями, там же устроили фруктовый сад. В декабре 1718 года в самом высоком месте сада заложили новый деревянный летний дворец императрицы вместо прежней ветхой постройки. Строительство было закончено в 1719 году, и уже в мае императрица принимала здесь Петра I.
При императрице Елизавете Петровне Пулковская мыза с селом Пулково была приписана к императорской резиденции — Сарской мызе (Царскому Селу). Усадьба использовалась в качестве подсобного хозяйства. При Екатерине II на Пулковской горе английский садовник Иоганн (Джон) Буш создал первый в России пейзажный парк.
Во второй половине XVIII века через Пулково был проложен тракт Санкт-Петербург — Царское Село, что способствовало росту поселения. В конце XVIII века здесь существовали две слободы: Большое (Верхнего) Пулково и Подгорное Пулково с церковью Смоленской Божией Матери и кладбищем.
После смерти Екатерины II Пулковская мыза пришла в запустение. На её территории, по распоряжению гоф-интендантской конторы, производилась выемка песка и добыча камня. В 1817 году Александр I отдал усадьбы в аренду пулковским крестьянам.
В 1807 году на склоне Пулковской горы, обращённом к Санкт-Петербургу, по проекту архитектора А. Н. Воронихина был сооружен фонтан-грот «Старик», а вокруг разбит парк. В 1809 году у самой дороги, перед горой, появился второй фонтан, возведённый по проекту архитектора Ж. Тома де Томона и получивший название «Четыре сфинкса». Этот фонтан, помимо декоративных функций, имел и важное практическое назначение: в наполненных водой гранитных чашах поили лошадей.
Во времена императора Николая I в окрестностях Пулкова нередко проходили военные манёвры. В 1839 году близ Пулкова была открыта Пулковская обсерватория.
В годы Гражданской и Великой Отечественной войн в местности шли ожесточенные бои, в 1941 году на этом рубеже остановлено наступление немецких войск на Ленинград. В 1967 году в память об этих событиях в Пулково был открыт мемориал «Пулковский рубеж», входящий в состав «Зеленого пояса Славы», а в 1979 году — мемориал на Пулковском воинском кладбище.
К середине 1950-х годов в Пулково в основном было завершено восстановление комплекса обсерватории и построены жилые дома для её работников.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1950 года Пулковский сельсовет был выделен из состава Павловского района Ленинградской области и подчинён Московскому райсовету Ленинграда. Одновременно Пулковский сельсовет реорганизуется в поссовет.
Решением Ленгорисполкома от 29 декабря 1956 года Пулковский поссовет был упразднён, его населённые пункты непосредственно подчинены Московскому райсовету.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1958 года посёлок Пулково был включён в городскую черту Ленинграда.
Топонимика
Название Пулково сохранилось также в наименованиях Пулковского шоссе и Пулковской улицы, аэропортов «Пулково-1» и «Пулково-2», гостиницы «Пулковская».
Интересные истории про аэропорт Петербурга — Пулково
На территории Санкт-Петербурга находится аэропорт под названием Пулково, расположенный в Московском районе. Это единственный аэроузел Северной столицы, обслуживающий официальные рейсы. Международный аэропорт Пулково в городе на Неве является одним из наиболее загруженных аэропортов России.
День рождения авиапредприятие отмечает 24 июня. Именно в этот день в 1932 году был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная», получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции. А 25 апреля 1973 года аэропорт получил новое и современное имя — «Пулково».
Краткая история Пулково
В 1936 году было заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84. В 1941 году линия Ленинград—Москва стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.
В 1970-х годах на смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12. В 1980 году был открыт второй аэровокзальный комплекс Пулково-2, который расположился в отремонтированном здании первого аэровокзала 1951 года постройки, туда перевели обслуживание международных направлений.
Сегодня Пулково обладает самой развитой инфраструктурой, по масштабу аэропорт в Санкт-Петербурге уступает только аэропортам Москвы. Это всё известные интересные факты о главном авиапредприятии Петербурга, а далее мы расскажем малоизвестные, но не менее интересные истории про аэропорт Пулково в Северной столице.
Что это за аэропорт LED?
Многих туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, интересует вопрос: что это за аэропорт LED? Ведь, всем известно, что единственная и главная воздушная гавань в городе на Неве называется Пулково. И этот вопрос не на шутку озадачивает путешественников со всего мира.
«А ларчик просто открывался», — как бы сказал великий баснописец Иван Крылов. LED — это код аэропорта, присвоенный ему ещё в то время, когда город именовался Ленинградом.
LED сохранился за аэропортом до наших дней, и означает, что он относится к Международной ассоциации воздушного транспорта. Русский код — ПЛК.
Откуда название Пулково?
В 1973 году аэропорт в городе на Неве получил новое название — Пулково. Данное наименование ему присвоили в честь деревни Пулковские высоты, которая находится неподалеку.
Куда из Пулково можно долететь?
Из аэропорта LED можно добраться до любого города любой страны. Петербургский аэроузел обслуживает около 200 направлений. Перелёты осуществляются с помощью многих авиакомпаний. Приблизительно 18 миллионов пассажиров пользуются аэропортом Пулково.
Длинные и короткие рейсы Пулково
Внутренние рейсы:
Международные рейсы:
Показатели аэропорта Пулково
История про Пулковских 5 стаканов
В 1973 году был построен и открыт новый аэровокзал в Ленинграде. Автор проекта — известный архитектор Александр Владимирович Жук. На момент открытия аэропорт и уже с новым именем Пулково являлся крупнейшим в стране. Потом аэровокзал стал называться Пулково-1.
За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов». Но тому предшествует уникальная ленинградская история. Очевидцы рассказывают, что архитектор Александр Жук увидел образ будущего аэропорта в обыкновенном гранёном стакане.
Однажды, будто бы, что-то отмечая с коллегами, Жук под конец вечера перевернул пустой стакан и поставил его на стол верх дном в знак того, что ему уже достаточно, в смысле пить. Все присутствующие последовали его примеру. Поставленные в ряд стаканы, якобы, подсказали архитектору будущую концепцию аэрогавани города на Неве.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» в Пулково
Знаменитую и любимую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» впервые показали в нашей стране 1 января 1976 года. С тех пор под Новый Год фильм всегда идёт на «Ура».
Аэропорт Пулково прославился в картине, «сыграв», естественно, самого себя. Хотя большинство натурных кадров фильма снимали в Москве, но для съёмки сцены в зале ожидания аэропорта Ленинграда создатели и герои комедии, на самом деле, вылетели в Пулково.
Справа, на заднем плане, видны характерные «стаканы» пассажирского терминала. В фильме и сегодня можно увидеть зал ожидания в «Пулково-1» тех времён. Тогда, говорят, в нём было не совсем уютно, не так, как сейчас.
Статуя «Авиатор» в Пулково
Многих поражает эксцентричная статуя «Авиатор» в Пулково. В аэропорту нашлось место свежей арт-инсталляции. Перед новым терминалом стоит бронзовое творение петербургского скульптора Дмитрия Каминкера, мастера современного мышления, которому удалось в своё время, вопреки консервативно-стилизаторскому бренду питерской пластики, поставить в городе несколько по-настоящему острых произведений.
Статуя «Авиатор» своего рода — памятник перволётчику: обобщённый образ русского авиатора времён первых летательных аппаратов, каждый полет которых был непредсказуем. Перволётчик «по Каминкеру» — авиакентавр: этажерка (летательный аппарат) и фигура авиатора являют собой единое целое.
Монумент отлит из бронзы, материала тяжелого — и это качество обыграно автором: природа металла как бы преодолена идеей полета. Своим произведением автор стирает инерцию восприятия полёта как дела обыденного, автоматического, и возвращает нас к ощущению полёта как чуда.
Лицо мастер лепил по фотографиям Бориса Россинского, которого ещё называют «дедушкой русской авиации». А сам скульптор с детства увлекается самолетами и историей воздушных кораблей.
Девушки-ангелы в зале вылета
В интерьерах терминала в Пулково — работы ещё 2-х не менее известных мастеров: Александра Флоренского и Дмитрия Шорина. Они заслуживают отдельного разговора.
Скульптура Девушка-ангел в зале вылета представляет собой совместный проект аэропорта Пулково и музея современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Скульптуры, созданные петербургским художником Дмитрием Шориным – это девушки, в спины которых будто бы вросли крылья самолётов.
Крылья скульптур — уменьшенные копии крыльев современных авиалайнеров. Скульптуры являются своеобразным воплощением мечты о летающем человеке, которой «болели» Леонардо да Винчи и русские футуристы. Всего в терминале — четыре такие скульптуры.
Александр Флоренский — известный петербургский художник, один из основателей ленинградской арт-группы «Митьки», автор иллюстраций к культовому трехтомнику Сергея Довлатова (90-е).
«Петербургская азбука» — это пейзажные зарисовки топонимов города на все буквы русского алфавита. Выставка «Петербургская азбука» Александра приурочена к выпуску изданной при поддержке аэропорта Пулково одноименной книги.
Скульптура «Пётр Первый» в Пулково
Скульптура первого российского императора, — прорубившего окно в Европу, создана специально для аэропорта Пулково. Автор статуи — Михаил Дронов. Она выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота скульптуры — 2 метра 20 сантиметров с учётом основания, что — соответствует полному росту Петра Великого.
«Пулково» — яркий образец позднего модернизма
Терминал Пулково-1 был возведён в 1965–1972 годах по проекту архитектора Александра Жука. Его открыли в мае 1973 года. Сооружение ещё молодо, чтобы претендовать на статус памятника. Однако петербургское архитектурное сообщество считает его таковым.
Эксперты называют здание одним из лучших проектов, осуществлённых в СССР в 1970-е годы. Терминал Пулклво-1 является едва ли не самым выдающимся представителем позднего модернизма, в значительной мере сохранившимся до наших дней.
Новый терминал в Пулково
Новый терминал аэропорта Пулково открыли 4 декабря 2013 года. Чтобы подчеркнуть петербургский стиль, архитекторы использовали элементы, которыми знаменит город на Неве, — а именно мосты, реки, острова.
Волнистый потолок на 1-м этаже терминала — это метафора Невы и её изгибов. А оригинальная крыша, представляющая собой сложную конструкцию, при свете солнца становится золотой, что — вызывает в памяти и позолоченные купола церквей Северной столицы, и яркие городские огни.
В целом, если смотреть на крышу изнутри, она кажется вся напичканная бумажными самолётиками. Стеклянные элементы крыши делают отсылку к известным световым фонарям на историческом здании Пулково-1, что является данью уважения архитектору Пулково-1 Александру Жуку.
Мостами в новом терминале связаны 2 острова — 2 части, в одном из которых пассажиры регистрируются на рейс, а 2-я расположена за пограничным контролем.
Пулково
В истории Петербурга название Пулково ассоциируется с самыми разными эпизодами истории. На память сразу приходит Пулковский рубеж, Пулковский меридиан, Пулковская обсерватория и аэропорт «Пулково». Действительно, все эти темы имеют к Пулково самое непосредственное отношение.
Однако в первую очередь Пулково – это место, существовавшее здесь задолго до основания Петербурга. Пулково впервые упоминается уже в Новгородской писцовой книге 1500 г. среди сел и деревень Ижорского погоста.
Как отмечал историк А.М. Шарымов в своей книге «Предыстория Санкт-Петербурга», название Пулково «не поддается с ходу явному толкованию: по вепски „пулк“ – „пуля“; по фински „pulkka“ – „ лопарские сани“, „puolukka“ – „брусника“. То есть можно додуматься до множества толкований этого – достаточного туманного – топонима: то ли сами высоты воспринимались как некое подобие пули; то ли тут делали какие-то санки, на которых и катались с этих высот; то ли это было место сбора брусники. Не исключено, между прочим, что название это происходит от личного имени владельца находившегося тут поселения, скажем от Паули (Павел): финско-карельская „Паулкола“ („деревня Паули“) могла под славянским воздействием трансформироваться в „Паулково“, а там – и в „Пулково“, тем более что окончание на „-во“ – типично славянское».
Исследовательница Г.В. Семенова указывает, что в допетровские времена на вершине Пулковской горы находилась центральная усадьба шведской мызы, называвшейся Пурколовской. Она занимала значительную территорию у большой Копорской дороги, в состав ее входило десять финских деревень. В 1708 г. Петр I подарил мызу вместе с другими соседними императрице Екатерине Алексеевне, которая занялась их преобразованием. Главное внимание она уделяла Сарской мызе, при этом не забывая и Пурколовскую, через которую пролегала дорога в Петербург.
Императрица переселила ближайшую к усадьбе финскую деревню Пуркола, а ее земли отдала русским крестьянам-переведенцам из дворцовых сел внутренних губерний России, основавшим деревню Пулково, что являлось, по мнению Г.В. Семеновой, русской интерпретацией финского названия. Дома для крестьян возводились в 1714 г., причем по специальным проектам. К вершинке горы из деревни проложили дорогу, обсаженную березами и елями, там же устроили фруктовый сад.
В декабре 1718 г. на самом высоком месте фруктового сада заложили новый деревянный дом вместо прежней ветхой постройки. В 1719 г. его закончили, и уже в мае императрица принимала здесь Петра I. Государь любил бывать здесь. Как гласила легенда, однажды после очередного петербургского наводнения Петр I, посетив Пулково, шутя сказал: «Пулкову не угрожает вода», на что живший на мызе чухонец ответил царю, что его дед помнил наводнение, во время которого вода доходила до ветки дуба, стоящего неподалеку, близ подошвы горы. Тогда Петр будто бы «сошел к тому дубу и топором отсек его ветвь».
При императрице Елизавете Петровне Пулковскую мызу с селом Пулково приписали к Сарской мызе. Усадьба использовалась в качестве подсобного хозяйства с охотничьим и садовым «уклоном». При Екатерине II на Пулковской горе английский садовник Иоганн, или Джон, Буш, осуществил эксперимент по созданию первого в России пейзажного парка. После смерти просвещенной государыни Пулковская мыза пришла в запустение. На ее территории, по распоряжению Гоф-интендантской конторы, производились выемка песка и добыча камня. Александр I, удрученный упадком мызы на Пулковской горе, отдал ее в 1817 г. в аренду пулковским крестьянам.
В конце XVIII в. здесь существовали две слободы – Большое Пулково и Подгорное Пулково с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери и кладбищем. В связи с тем, что население увеличивалось, жители выселялись в ближние окрестности и основывали новые деревни. Так в 1790 г. появилась деревня Каменка, а в 1826 г. – Колобовка, или Семидворики.
Как отмечает Г.В. Семенова, еще при Екатерине II возникла мысль использовать воду родников, которыми насыщена поверхность Пулковской горы. В 1806 г. началось строительство пулковского водовода по Царскосельской дороге до Средней Рогатки с устройством пяти фонтанов.
Первый из них построили на восточном склоне Пулковской горы, обращенном к Петербургу, по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Это был фонтан-грот «Старик». Вокруг устроили парк, через два года, в 1809 г., по проекту архитектора Тома де Томона возвели еще четыре фонтана. Первый их них получил название «Четыре сфинкса». Он стоял в центре прямоугольной площади, обсаженной деревьями и окруженной крестьянскими домами деревни Подгорное Пулково. Впоследствии он оказался на разделительной полосе Киевского шоссе.
Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове, возведенный в 1783 – 1785 гг. по проекту Джакомо Кваренги. Фото начала 1910-х гг.
Три других фонтана, сооруженных Тома де Томоном, были однотипными. Они различались высотой и деталями и представляли собой гранитную тумбу, украшенную символами Нептуна, с водопойными чашами у цоколя. Фонтан у деревни Каменка (у нынешнего поворота на аэропорт) в 1945 г. разобрали и перенесли сначала на площадь Восстания, затем – в Московский парк Победы, а потом – в музей городской скульптуры. Тот фонтан, что находился в Среднерогатской колонии, перенесли впоследствии в сквер у Казанского собора. Что же касается третьего фонтана, стоявшего в центре Среднерогатской площади, то его утратили еще до 1917 г.
Вода питала фонтаны самотеком. По воспоминаниям современников, она славилась чистотой, прозрачностью, великолепным вкусом, а также ей приписывали целебные свойства. Как отмечает Г.В. Семенова, не случайно пулковские крестьянки отличались здоровьем и красотой и их часто брали кормилицами в царскую семью…
Во времена императора Николая I в окрестностях Пулкова нередко проходили военные маневры.
21 июня 1835 г. на вершине Пулковской горы состоялась торжественная церемония закладки Астрономической обсерватории. Она строилась по проекту архитектора А.П. Брюллова и под наблюдением будущего первого директора обсерватории, выдающегося астронома В.Я. Струве (1793 – 1864). Пока шли работы по ее возведению, за границей – в Англии и Германии – для Пулковской обсерватории изготовлялись лучшие по тому времени телескопы и инструменты.
Астрономическая обсерватория открылась 19 августа 1839 г. в присутствии видных ученых и именитых гостей. Благодаря исключительной высокой точности проводившихся в ней наблюдений и широте исследований она в скором времени заслужила всемирную славу и почетное звание астрономической столицы мира. Через главное здание обсерватории, действующей и поныне, проходит знаменитый Пулковский меридиан.
В том же году вступила в действие новая, прямая дорога от Подгорного Пулкова до Гатчины, без заезда в Царское Село. Тогда же из Царского Села в Пулково перенесли почтовую станцию, в которой числилось 60 лошадей.
История Пулковской обсерватории как важнейшего научного центра обстоятельно и подробно описана во многих источниках, поэтому я не буду касаться этого вопроса. Более любопытны детали быта и жизни. Так, занимательные подробности можно встретить в опубликованных на интернет-сайте Пулковской обсерватории воспоминаниях ученого-астронома Николая Михайловича Морина (1895 – 1971), повествующих о жизни Пулковской обсерватории в начале ХХ в.
В ХХ в. Пулковские высоты не раз оказывались в эпицентре событий, имевших самые серьезные последствия для жизни города и всей страны. Неслучайно известный петербургский писатель, ныне почетный житель города Даниил Александрович Гранин в 1996 г. выступил с предложением именно на Пулковской горе установить «простой, ясный крест, который осенял бы память жертв сражений, что гибли в боях друг с другом в этих местах».
Что же происходило на Пулковских высотах? Вскоре после Октябрьской революции именно здесь произошел один из первых эпизодов кровопролитной братоубийственной Гражданской войны, стоившей России сотен тысяч жизней. Здесь 12 ноября 1917 г. вблизи обсерватории произошел бой между красногвардейцами и казаками, поддерживающими Временное правительство. В октябре 1919 г. до Пулковских высот сумела дойти армия генерала Н.Н. Юденича. Отсюда же она отступала до самой эстонской границы…
С сентября 1941 по январь 1944 г. именно здесь, на Пулковских высотах, пролегла линия обороны осажденного Ленинграда. Обсерватория, оказавшаяся близ линии фронта, подверглась страшному разрушению. Тем не менее основную часть оборудования, а также значительную часть уникальной библиотеки удалось спасти.
Во время войны часть сотрудников Пулковской обсерватории ушла на фронт, других эвакуировали в Ташкент, где они жили и работали при Ташкентской обсерватории, и в Алма-Ату. Тем не менее многие из выдающихся астрономов, оставшихся в блокадном Ленинграде, погибли.
Не будет лишним сказать, что незадолго до войны обсерватория уже и так понесла большие потери во время сталинского «большого террора». Обсерватория потеряла более десяти ведущих сотрудников вместе с директором Б.П. Герасимовичем.
Еще до окончания войны власти приняли решение о восстановлении обсерватории на прежнем месте. План восстановления разработал академик А.В. Щусев, а детальным проектированием занимался архитектор Д.Х. Еникеев. В 1946 г. началось возведение основных построек, а в мае 1954 г. обсерватория вновь открылась. Она и в настоящее время является важнейшим научным центром страны.
Несколько слов об аэропорте «Пулково». Днем рождения авиапредприятия «Пулково» считается 24 июня 1932 г., когда состоялась сдача в эксплуатацию первого объекта комплекса – аэродрома. От названия железнодорожной платформы Шоссейная, находившейся неподалеку, аэропорт получил одноименное название – «Шоссейная».
В 1936 г. здесь заложили здание аэровокзала. В 1941 г., незадолго до войны, линия Москва – Ленинград стала регулярной пассажирской, в то время как до этого она являлась почтово-пассажирской. С началом блокады Ленинграда аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта. Послевоенная работа аэропорта «Шоссейная» началась в феврале 1948 г., спустя три года, в 1951 г., открылось новое здание аэровокзала «Шоссейная». С апреля 1973 г. он стал носить свое нынешнее название – «Пулково».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.