пуччини хризантемы история создания

Пуччини хризантемы история создания

«Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал:

«Пиши для театра и только для театра»

Между тем, по семейной традиции именно старший сын, а им как раз оказался Джакомо, должен был получить серьезное музыкальное образование. Для бедной вдовы, не имевшей никаких доходов, кроме грошовой пенсии, изыскать средства для оплаты учебы было делом почти невозможным. Но Альбина проявила удивительную настойчивость и сделала невозможное возможным.

В 1876 г. произошло событие, которое определило судьбу Пуччини. Он услышал постановку «Аиды» Верди. Опера произвела на него грандиозное впечатление. В тот вечер Джакомо твердо решил стать оперным композитором. Однако в Лукке реализовать это желание было, по понятным причинам, затруднительно.

В возрасте двадцати двух лет Джакомо получил диплом об окончании института имени Паччини. При содействии местного мецената мать выхлопотала ему королевскую стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Небольшую помесячную субсидию предоставили также родственники. Вскоре Джакомо был принят в самую известную консерваторию Италии, без труда сдав вступительные экзамены.

В консерватории он проучился с 1880 по 1883 гг. Его наставниками были такие крупные мастера, как композитор Амилькаре Понкьелли и скрипач-теоретик Антонио Баццини. Среди сокурсников Джакомо по консерватории оказался сын булочника Пьетро Масканьи. Довольно быстро Масканьи и Пуччини подружились. Они вместе веселились и делили тяготы студенческой жизни. Позднее, работая над оперой «Богема», Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей юности.

Этот год стал определяющим в жизни Пуччини. Он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы. Тридцать первого мая 1884 г. «Виллисы» были представлены на сцене миланского театра «Даль Верме». Оперный дебют двадцатипятилетнего Пуччини оказался успешным. В телеграмме, адресованной матери в Лукку, счастливый дебютант писал: «Театр полон, невиданный успех. Вызывали восемнадцать раз, финал первой картины трижды бисировали».

Пожалуй, наиболее важным итогом первой крупной работы Пуччини стало начало его плодотворного сотрудничества с издателем Джулио Рикорди. Этот незаурядный человек обладал деловитостью предпринимателя и чутьем художника. Можно утверждать, что именно Рикорди одним из первых сумел «открыть» талант Пуччини, распознав своеобразие его музыкального дарования.

Несмотря на то, что качество работ Фонтана было далеко от идеала, Пуччини вынужден был продолжить сотрудничество с этим либреттистом. После четырехлетней упорной работы над новой оперой Пуччини, наконец, дождался постановки на сцене миланского театра «Ла Скала».

Премьера прошла 21 апреля 1889 г. без особого успеха. Критика осуждала слабое либретто, его напыщенность и сюжетную запутанность. Даже Рикорди, всегда горячо защищавший работы своего подопечного, вынужден был согласиться с этими упреками.

Наконец, поиски темы для новой оперы увенчались успехом. Сюжет французского романа «Манон Леско» аббата Прево всерьез захватил творческое воображение композитора и послужил основой для его первого зрелого сочинения.

Четыре года спустя на свет явилась «Мадам Баттерфляй». Однако премьера ее в 1904 г. в миланском театре «Ла Скала» была встречена публикой весьма прохладно, и Пуччини забрал партитуру на доработку. Через три месяца новая редакция была готова, и ее постановка с триумфом прошла на сцене театра «Гранде».

В последующие годы композитор сочинял гораздо реже. Из опер последнего периода его творчества можно выделить «Девушку с Запада» (1910 г.), которую Пуччини считал самым сильным своим произведением.

Кабинет Дж. Пуччини

Музыкальное наследие:

Кантаты : «Сыны прекрасной Италии» (I figli d’Italia bella, кантата-гимн, 1877 г.), кантата Юпитеру (cantata a Giove, 1897 г.)

Произведения для оркестра: Прелюдия (Preludio sinfonico, 1876 г.), Adagietto (1883 г.), Симфоническое каприччио (Capriccio sinfonico, 1883 г.), 2 марша (1896 г.)

Церковная музыка : мотет (1878 г.), Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880 г.), месса (Messa di Gloria, A-dur, 1880 г.)

Произведения для органа : фуги, прелюдии, и др.

Источник

Продажа «временных жен» в Японии, или Подлинная история Чио-Чио-Сан

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Практика продажи временных жен появилась в те времена, когда российский флот базировался во Владивостоке и регулярно зимовал в Нагасаки. На время своего пребывания в Японии многие русские офицеры покупали себе местных девушек для сожительства. Они заключали контракт сроком от одного месяца до нескольких лет, согласно которому за ежемесячную плату 10-15 долларов они могли пользоваться услугами временных жен. В обязанности мужчин входило обеспечение девушек жильем, едой, наемной прислугой. Разорвать брак они могли в любой момент.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Иностранцы называли своих жен «мусумэ» – от японского «девушка», «дочь». Как правило, это были совсем юные девочки – 13-15 лет. Часто бедные японские ремесленники и крестьяне сами продавали своих дочерей иностранцам, потому что другого способа заработать себе на приданое у этих девочек не было. Они получали деньги и впоследствии выходили замуж за местных мужчин.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Мусумэ не были ни гейшами, ни проститутками. В отличие от гейш, в обязанности временных жен действительно входили интимные услуги, но эти девушки не продавали себя за деньги многократно и разным мужчинам – заработав достаточную сумму, они становились добропорядочными женами японцев. Услугами мусумэ пользовались многие богатые и знатные россияне. Временных жен покупали себе даже великие князья из династии Романовых.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Торговые и военные суда приходили в Нагасаки не только из России. В 1885 г. в Японию прибыл французский мореплаватель и писатель Пьер Лоти и задержался там на два месяца. О своей временной жене О-кику-сан он через два года написал повесть «Мадам Хризантема». Действие оперы Пуччини происходит в то же время и в том же месте – Нагасаки, конец XIX в. Те же события описывает в своей новелле Д. Л. Лонг.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Новелла Лонга была основана на фактах, которые сообщила писателю его сестра Сара Джейн, которая жила в Нагасаки вместе с мужем-миссионером в 1890-е гг. Она рассказала ему историю о шотландце Томасе Гловере, купившем себе временную жену по имени Кага Маки, которая выступала в чайной под именем Чо-сан, или мисс Баттерфляй (бабочка). По произведению Лонга Д. Беласко написал пьесу «Гейша», постановку которой и увидел Пуччини в 1900 г. в Лондоне. Так и родился замысел знаменитой оперы «Мадам Баттерфляй».

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Пуччини хризантемы история создания

Джакомо Пуччини

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.

Краткую биографию Джакомо Пуччини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Пуччини

Лукка – средний по размеру тосканский город. Таким он был и в 1858 году, когда в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини 22 декабря родился сын. Мальчик получил имя Джакомо. Когда ему было пять, скончался отец, оставив беременную восьмым ребенком жену Альбину, шесть дочерей и Джакомо сиротами. Брат Альбины, Фортунато Маджи, занимал должность органиста и руководителя капеллы, а также преподавал в музыкальном лицее. Он стал первым учителем Джакомо.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

В 1880 году Пуччини принимают в Миланскую консерваторию. Оплачивает обучение Николао Черу, его двоюродный дядя, который взял на себя заботу об их семье. В Милане Джакомо знакомится с нотным издателем Джулио Рикорди, который с тех пор публикует почти все его работы. Через полтора месяца после долгожданного успеха его первой оперы из дома приходит печальная новость – от рака скончалась мать композитора. В декабре 1886 года у Джакомо родился сын Антонио. Его мать, Эльвира Бонтури, была супругой торговца из Лукки, от которого уже имела дочь и сына. Уходя от мужа, Эльвира забрала с собой дочь Фоску, а мальчика оставила отцу.

Пару с младенцем приютила сестра Пуччини. Но обстановка в Лукке накалялась: незаконная связь с замужней женщиной вызвала скандал на весь город. Даже дядя Черу потребовал вернуть деньги, вложенные в консерваторское обучение. Как назло, следующая опера Пуччини провалилась. Годы скитаний по арендованным квартирам закончились только в 1891, когда композитор снял виллу в Торре дель Лаго, которую впоследствии выкупил. А в 1893 после грандиозного успеха « Манон Леско » семья Пуччини перестала нуждаться и смогла себе позволить дорогие покупки. Например, автомобили, которые композитор страстно любил. После смерти мужа Эльвиры стала возможной законная регистрация ее брака с Пуччини, состоявшаяся в январе 1904 года.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

В 1921 году композитор переехал на только что построенную виллу в Виареджо, а два года спустя у него обнаружились первые симптомы опухоли горла. В ноябре 1924 Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель, чтобы получить новейшую антираковую терапию. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать, он читал журналы и иногда что-то писал. 29 ноября Пуччини внезапно упал в обморок и в 11.30, не приходя в сознание, скончался.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Интересные факты о Джакомо Пуччини

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Творчество Джакомо Пуччини

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Биография Пучинни гласит, что в 17 лет Джакомо принимает окончательное решение, что его призвание – опера. Наверное, именно поэтому у него так немного сочинений иных жанров. Некоторые из них он даже использовал в своих операх. Например, проба пера в духовной музыке через много лет нашла свое место в качестве кантаты, исполняемой главной героиней во втором акте «Тоски». Мелодия знаменитейшего вальса Мюзетты также была сочинена в юности.

В 1883 году нотный издатель Сонзоньо объявил конкурс среди молодых композиторов на лучшую одноактную оперу. Пуччини представил партитуру «Виллис». Однако, по слухам, жюри ее даже не рассмотрело, якобы из-за непонятного почерка автора. По иным слухам, эту ситуацию спровоцировал другой нотный издатель – Джулио Рикорди, который не хотел отдавать конкуренту столь перспективного молодого композитора. Так или иначе, проигрыш в конкурсе нисколько не помешал «Виллисам» в мае 1884 года увидеть огни рампы миланского театра Даль Верде.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

За успешным дебютом последовал заказ на новую оперу от издательского дома Рикорди. Но ее создание изначально было сопряжено с проблемами: потеря матери и рождение ребенка, скандальная связь с замужней женщиной, постоянные проблемы с деньгами. Прибавим к этому невнятное либретто, которое не давало композитору никакого вдохновения. Премьерный «Эдгар» 1889 года в Ла Скала был встречен и публикой, и критикой весьма прохладно. Музыкальные способности Пуччини не подвергались сомнению, но несуразный сюжет и неоправданные после «Вилисс» ожидания разочаровали многих. Спектакль прошел только трижды. С этого момента и до 1905 года композитор вносил различные изменения в «Эдгара». А выкинутые отрывки экономно использовал в своих будущих работах.

Удрученный таким результатом, Пуччини решил писать оперу на сюжет, который бы действительно волновал его. Таким сюжетом стал роман «Манон Леско». Рикорди скептически отнесся к этой идее, ведь в те годы мир уже завоевывала «Манон» французского композитора Жюля Массне, представленная пятью годами ранее. Маэстро этот факт не только не останавливал, а даже подзадоривал. «Массне написал «Манон» как француз – с пудрой и менуэтами. Я же напишу как итальянец – с отчаянием и страстью». Работа началась в конце 1889 года. Первоначально автором либретто стал Руджеро Леонкавалло, но его вариант Пуччини не устроил. Следующая пара либреттистов сделала историю слишком похожей на версию Массне. И только Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза окончательно оформили многострадальное либретто. Премьера состоялась в Турине 1 февраля 1893 года. Это был грандиозный успех: артисты выходили на поклоны более 13 раз! А Пуччини провозгласили единственным наследником великого Верди. Сотрудничество с тандемом Джакоза – Иллика продолжилось и в трех следующих операх.

Театральная Европа рукоплескала Саре Бернар, блиставшей в роли Флории Тоски – героини одноименной пьесы, написанной для нее Викторьеном Сарду. Сюжет был настолько увлекающим и драматичным, что им заинтересовался даже Верди. Пуччини же лично встретился с драматургом, чтобы договориться об эксклюзивном праве на создание оперы по его пьесе. Скрупулезная работа велась в течении 1898-99 годов. Музыка в «Тоске» настолько тесно связана с драмой, что действующие лица почти все время в диалогах, а заглавная героиня имеет лишь одну арию. Эта история позволила композитору выразить, как он их называл, «нероновы инстинкты», например, в изображении пыток и необузданных сексуальных страстей. 14 января 1900 года в римском театре Костанци дебютировала «Тоска». И вновь реакция публики и критики разделилась: оперу называли слишком натуралистичной.

Следующую работу Пуччини ждал главный театр Италии – Ла Скала. Премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля 1904 года стала самым оглушительным провалом в жизни маэстро. Его причиной была не гениальная музыка, а банальные вещи: происки конкурентов (издателем Сонзоньо была подкуплена оперная клака, которая просто «забукала» поклоны), и полуторачасовой второй акт, оказавшийся слишком длинным и утомительным для миланской публики. Пуччини снял оперу с репертуара и принялся за переделку. Этому решению мы обязаны появлением одной из лучших сцен в искусстве, когда Баттерфляй всю ночь ждет Пинкертона. Опера стала трехактовой и с успехом пережила свою вторую премьеру в Брешии 28 мая того же года.

Согласно биографии Пучинни в январе 1907 года композитор отправился в Нью-Йорк на постановку «Мадам Баттерфляй» в Метрополитен опера. В один из вечеров он посетил спектакль по пьесе Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада», который его потряс. Он загорелся идеей оперы на этот сюжет, и Рикорди получил у драматурга право на ее создание. Композитор с присущей ему тщательностью работал с Карло Дзангарини над либретто, затем приступил к написанию музыки, но история с Дорией Манфреди надолго прервала его работу. Премьера в Метрополитан опера прошла 10 декабря 1910 года с поистине американским размахом. Дирижировал Артуро Тосканини, одну из главных партий исполнял Энрико Карузо. Была организована небывалая рекламная компания. Впервые европейский композитор такого уровня давал премьеру не в одном из театров своей страны, а на другом континенте, там, где и происходит действие оперы. Пуччини совместил традиции итальянского исполнения с народной американской мелодикой, что не могло не подкупить нью-йоркскую публику.

После США «Девушку с Запада» начали ставить европейские театры. Приехав готовить венскую премьеру, Пуччини получает предложение от руководителей известного Карл-Театра за солидное вознаграждение попробовать свои силы в оперетте. Но этот, на первый взгляд, легкий жанр маэстро не поддался. Он начал работать с итальянским либреттистом Джузеппе Адами над переделкой «Ласточки» в оперу. Работа затянулась из-за Первой мировой войны. Спектакль состоялся 27 марта 1917 года на нейтральной территории – в Монте-Карло. Через несколько месяцев опера прозвучала в Италии. Пуччини несколько раз пытался ее отредактировать, но наибольшее признание все равно получила первоначальная версия.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

В 1920 году Джузеппе Адами и Ренато Симоне посоветовали маэстро обратить внимание на пьесу Карло Гоцци «Турандот». Пуччини невероятно зажегся этой историей – ничего похожего он еще не писал. Уже к осени 1920 был готов полный сценарный план оперы. Однако работа шла с переменным успехом: периоды энтузиазма и вдохновения чередовались с периодами упадка сил и депрессии. Тем не менее к весне 1924 года опера была написана и полностью оркестрована вплоть до арии Лиу. Далее перед композитором встала проблема, над решением которой он размышлял вплоть до последнего дня своей жизни. Как закончить оперу, чтобы счастливый финал был правдоподобен даже после самопожертвования Лиу во имя любви? Пуччини оставил наброски и черновики последнего дуэта Калафа и Турандот. По ним его друг Франко Альфано дописал оперу. Однако на ее первом исполнении в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини положил дирижерскую палочку после арии Лиу и, обратившись к публике, сообщил, что именно в этом месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Только второй спектакль исполнялся с финалом, созданным Альфано.

Музыка Пуччини в кино

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

К 150-летию композитора был показан двухсерийный телефильм, где роль маэстро исполнил Алессио Бони. Фильм снят в 2008 году в сотрудничестве с музеем Пуччини в Лукке. Он представляет собой ретроспективу важнейших событий в судьбе композитора и подробности последних месяцев его жизни. Пуччини предстает обаятельным, жизнерадостным, эмоциональным, искренним и великодушным – таким, каким описывали его многие современники.

В 2008 году фильм «Пуччини и девушка» принес немалое беспокойство семье композитора. В основе сюжета – также обстоятельства смерти его горничной. В картине представлена версия, что Пуччини (Риккардо Моретти) имел роман с кузиной Доры, Джулией. Фильм получил и реальное продолжение – внучка Джулии, Нина Манфреди, потребовала провести генетическую экспертизу, которая могла бы установить, что великий композитор является ее дедом. Картина участвовала в Венецианском кинофестивале.

Невероятная драматическая мощь и великолепные мелодии сделали музыку Пуччини непременным спутником киноискусства. Среди самых известных фильмов, где можно ее услышать:

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Лучшие экранизации опер Пуччини:

Начать карьеру в тени Верди, Вагнера, набирающих силу веристов и, не примкнув ни к одному из течений, проложить свой уникальный творческий путь был способен только истинный гений. Джакомо Пуччини – композитор, с уходом которого закончилась история итальянской оперы. Искусства, основанного на лирике, широкой мелодике и красоте человеческого голоса. И так символично, что эта история осталась незавершенной, как и его «Турандот».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Джакомо Пуччини

Источник

Откройте свой Мир!

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история созданияпуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история созданияпуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Хризантемы как противополжность любви

В 1890 году Пуччини еще не был признанным мастером оперы. За спиной были лишь не очень удачные «Le Villi» и «Edgar», и Джакомо только начал работать над «Манон Леско», которая принесет ему первую серьезную славу…

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Хотя несколькими годами раньше, через неделю после премьеры первой оперы Пуччини, великий Верди написал в одном из писем:
. Я слышал много хорошего о музыканте Пуччини. Читал письмо, в котором его очень хвалят. Он следует современным течениям, и это естественно, но он остается верным мелодии, которая не принадлежит ни современности, ни прошлому.

Я словно увидел Манон, умирающую от жажды в Нью-Орлеанской пустыне, кавалера де Грие, не знающего как ей помочь, и в памяти всплыли слова из перевода либретто, которые звучали на эту музыку (2:20 в ролике)

— О милый мой, ты плачешь,
Плакать не должен ты,
Лучше садись поближе
И нежно поцелуй меня
.

— О счастье мое, о радость,
О пламя любви неизменной

— Пламя уж гаснет,
Темнеет в глазах моих.

Да, а при чем тут Неаполитанская Песня?
А при том, что история на этом не заканчивается…

Историю продолжила итальянская певица Mina (она же Anna Maria Mazzini), та самая, которая впервые появилась на ТВ в 1958-м, выпустила первый свой диск в 1960-м, а последний (пока?) – в 2014-м.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

В 2003 году Мина сделала великолепный подарок Неаполю, выпустив тройной альбом Napoli primo, secondo e terzo estratto (2003), объединив только что вышедший «второй экстракт» Неаполя с записями 1996-го (альбом Napoli) и других лет.

За точность перевода не ручаюсь

‘O cuntrario ‘e l’ammore
Переработка Gianni Ferrio и Maurizio Morante «Crisantemi» Giacomo Puccini.

Tu si’ stato ‘nu suonno ‘e ‘na vita
e mo, mo ca io t’aggio avuto
nun sto campanno
Tu nun tiene carezze
Tu nun sai ched’è ‘o ‘bbene
‘a tristezza che «mme daje senza capì
è nu sciummo ‘e veleno
ca nun fernesce maje

Ты появлялся в моих снах
Как солнце
Но от тебя не исходит тепла,
Ты обдаешь холодом!
Ты – противоположность любви
Тебе не нужен никто,
Грусть, что ты приносишь, сам не понимая,
Это горькая слеза,
Которая никогда не высыхает
Ты навевал сон,
В котором говорила звезда
единственная любимая звезда
А ты не был как она,
Ну зачем я проснулась?

И, в заключение, снова Пуччини
Манон Леско – Интермеццо к IV акту

Источник

Пуччини хризантемы история создания

Giacomo Puccini

Здесь 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся мелодии, обогатив их новыми голосами жизни. Как прославленный мастер, он — через стилистически совершенные и гибкие формы — вновь утвердил во всем мире национальное содержание искусства.
Город, гордый своим сыном, на тридцатый день после его смерти
29 декабря 1924 года.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Эту торжественную надпись и сейчас можно прочитать на мемориальной доске, прикрепленной к стене старого дома по улице ди Поджа в тосканском городе Лукка. Здесь в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини после четырех дочерей родился мальчик, которого назвали Джакомо в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. Ему и суждено было прославить на весь мир фамилию Пуччини.

Рано лишившийся отца, Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь в качестве певчего в церкви. Четырнадцати лет он получил место церковного органиста. Его импровизации, в которых нередко слышались тосканские народные напевы, а подчас и оперные мелодии, восхищали прихожан, но вызывали недовольство местного духовенства из-за излишней «театральности». Яркой мелодической выразительностью отличались и произведения, написанные юношей под руководством К. Анджелони, в чьем классе он занимался в луккском Музыкальном институте им. Дж. Пачини. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан и, без труда выдержав вступительные экзамены, был принят в консерваторию.

В нелегкие студенческие годы Пуччини часто приходилось мерзнуть в нетопленой комнате, недоедать, каждое посещение театра из-за дороговизны билетов становилось событием, но он не унывал. Занимался с утра до позднего вечера. Особенно привлекали его уроки композиции у А. Понкьелли, прославившегося оперой «Джоконда». Среди друзей Джакомо — композиторы А. Каталани и будущий автор «Сельской чести» — П. Масканьи.

За время учебы Пуччини написал немало различных произведений; лучшее из них — Симфоническое каприччио, с успехом исполненное на выпускном экзамене в консерватории 14 июля 1883 г. и получившее одобрительные отзывы в прессе. Но композитор чувствовал, что его жанр — не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене.

Первые 2 оперы — «Виллисы» (1883) и «Эдгар» (1885-88) — еще только подступы к самостоятельному пути в искусстве. Их традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Ф. Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини. Тем не менее премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Талантливым композитором заинтересовался издатель Дж. Рикорди, ставший на всю жизнь его покровителем и другом.

Понимая, что основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, способная взволновать публику, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на «Истории кавалера Де Грие и Манон Леско» А. Прево. Его не смущает огромная популярность «Манон» Ж. Массне. «Это будут две абсолютно разные сестры», — убеждает он либреттистов. — «Музыка Массне Французская — с напудренными париками и менуэтом, моя же будет итальянская — с отчаянием и страстью».

«Манон Леско» отличается от первых пуччиниевских опер большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия — напевная, гибкая, богатая ритмически. В центре оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, состоявшейся 1 февраля 1893 г., «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждалось новое направление — веризм, громко заявившее о себе операми «Сельская честь» П. Масканьи (1890) и «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Однако отдельные веристские тенденции, получившие выражение в некоторых пуччиниевских операх («Тоска», «Девушка с Запада», «Плащ»), не стали для композитора определяющими. Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению обыденной жизни со свойственными ей острыми конфликтами, но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образцов веристской оперы с ее предельной концентрацией действия и подчеркнуто экспрессивным музыкальным выражением.

Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала «Богема», написанная по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы». «Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился», — говорил композитор. Ведь для него, прошедшего в молодости через нужду и лишения, этот сюжет был до некоторой степени автобиографичным. С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает Пуччини о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа. Лирические эпизоды переплетаются в опере с веселыми, живыми жанровыми картинами. Музыка гибко следует за сменой сценических образов. В «Богеме» почти нет завершенных оперных номеров: небольшие ариозо органично переходят в напевную декламацию — речитативы и диалоги. Важное значение в музыке оперы имеют лейтмотивы и их развитие.

Первое представление «Богемы» в Турине 1 февраля 1896 г. вызвало горячие споры. Автора порицали за обращение к «неоперному» сюжету, называли его произведение «оперой оборванцев». В защиту «Богемы» выступил А. Тосканини, предсказавший ей блестящую будущность. Время подтвердило его правоту. Одновременно с Пуччини над сюжетом «Богемы» работал Леонкавалло. Это послужило причиной долголетней размолвки между двумя композиторами, до того находившимися в приятельских отношениях. «Богема» Леонкавалло, поставленная через год после пуччиниевской оперы, успеха не имела.

Еще до начала работы над «Манон Леско» Пуччини думал об опере «Тоска» на сюжет драмы В. Сарду. После премьеры «Богемы» он вместе со своими постоянными либреттистами Л. Илликой и Дж. Джакозой приступил к разработке сценария. В центре сочинения, как всегда у Пуччини, — любовная драма. Но здесь композитор впервые затрагивает тему борьбы с произволом: главные герои — певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси — гибнут в столкновении с миром тирании.

Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 г. Оперу сразу подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных ее сцен. Но не это определило успех «Тоски» у публики — ее покорила красивая, выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини, неразрывно связанная с действием. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры мира.

. Мысль написать оперу по пьесе «Гейша» американского драматурга Д. Беласко родилась под впечатлением спектакля, виденного в Лондоне, куда Пуччини ездил летом 1900 г. в связи с постановкой «Тоски» в театре Covent Garden. Правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чио-сан, или, как ее называли, мадам Баттерфляй (Мотылек), — глубоко взволновал композитора. «Мадам Баттерфляй» завершает центральный, наиболее интенсивный период деятельности Пуччини — период непрестанных творческих поисков и решений. Она предвосхищает характерный для оперы XX в. тип монодрамы, где все события сосредоточены вокруг главного персонажа.

Образ «маленькой японочки из Нагасаки», утверждающий высокие нравственные идеалы, — самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует.

Пуччини — один из первых европейских композиторов, обратившихся к японскому сюжету. Чтобы как можно достовернее передать в музыке локальный колорит, он использует подлинные японские напевы, применяет необычные сочетания зсуков, хрупкие, звенящие оркестровые тембры.

Премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля 1904 г. в миланском театре Ла Скала стала настоящим провалом. Виною тому в немалой степени был допущенный самим Пуччини драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Через 3 месяца после сделанных автором небольших изменений опера одержала блистательную победу в Брешии. В главной роли выступила молодая украинская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Р. Вагнера. Спустя несколько дней она получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго», 1904.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.

«А как поют индейцы?» — спрашивал себя композитор, посмотрев в Нью-Йорке драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей. В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию «Тоски» — в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, где раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада». Премьера «Девушки с Запада» в Нью-Йорке 10 декабря 1910 г. проходила в атмосфере сенсации, но популярности своих предшественниц опера не достигла.

Второе десятилетие XX в. было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны заметно ослабила его творческую активность. Лирическая комедия «Ласточка» (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора. Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы — Л. Толстого, М. Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха — цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер. Первая часть — «Плащ», основанная на стремительном развитии драмы любви и ревности, — и по типу драматургии, и по музыкальному выражению близка к веристским операм.

Лирическая середина — «Сестра Анжелика», повествующая о печальной судьбе молодой монахини, — выдержана в мягких, приглушенных тонах. И наконец, искрометный финал — веселый, озорной, в духе старых комических опер — «Джанни Скикки», сюжет которого навеян строками из «Божественной комедии» Данте.

Получившей восторженный прием на премьере в нью-йоркской Metropolitan Opera, этот шедевр Пуччини и до сих пор сохраняет свое значение лучшей части цикла.

Уже будучи тяжело больным (рак горла), Пуччини работает над своим последним сочинением — монументальной экзотической оперой-легендой «Турандот» по мотивам пьесы К. Гоцци. Героев условно-сказочного мира композитор наделяет живыми человеческими страстями. Основная сюжетная линия связана с историей неприступной, гордой и жестокой китайской принцессы Турандот, побежденной великой любовью неизвестного принца — Калафа. Масштабность и многоплановость «Турандот» обусловили особенности ее музыкальной драматургии: контрастные сопоставления различных жанровых сфер — лирико-драматической, комической, эпической; наличие развернутых хоровых сцен; необычный характер музыки, сплавленной из европейской мелодики и подлинных китайских мотивов; разнообразие оркестровых колористических эффектов.

Пуччини явился последним представителем итальянской оперной классики. Чуткий к веяниям эпохи, он постоянно искал пути обновления художественно-выразительных средств оперы. Его творчество оказало заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия. Верный традициям реалистического искусства, художник-гуманист, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

пуччини хризантемы история создания. Смотреть фото пуччини хризантемы история создания. Смотреть картинку пуччини хризантемы история создания. Картинка про пуччини хризантемы история создания. Фото пуччини хризантемы история создания

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, в шесть лет он потерял отца — органиста и регента Луккского собора. Учился музыке в местном институте «Пачини» и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил в 1884 году с первой оперой «Виллисы», имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 году опера «Манон Леско». Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 году узаконила свои отношения с Пуччини, — эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 года живёт в Торре дель Лаго (идеальное место для охоты и рыбной ловли) и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Достигший международной известности, выдержавший нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершает многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.

Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой исторический период. Это период fin de siecle (конца века — франц.), отличавшийся и в Италии поверхностным спокойствием и поисками внешних украшений, был отмечен начавшимся кризисом, который ещё больше обостряла упорно развивавшаяся наука (в особенности марксизм и психоанализ). Пуччини явился выразителем различных идеологических течений и настроений, которые он со всем своим редкостным драматическим чутьём сумел использовать и слить воедино с мастерством и постоянным обновлением выразительных средств (достигнутым также отчасти композиторами других стран, создавшими передовой музыкальный язык, — прежде всего Массне, Дебюсси и другими), до такой степени влившись в поток общеевропейского искусства, что его могли обвинять в уклонении от «национального искусства» ради пресного, хотя и хорошо разработанного «интернационального жанра».

Вкус к живописи, воссоздающей определённую среду (с примечательными обращениями к экзотике), хроматизм, восходящий к Вагнеру и импрессионизму, «сумеречничество» (от итал. crepuscolarismo — направление в итальянском театре конца XIX века) и декаденство, выразившиеся в постоянной меланхолии, с которой порой удачно контрастирует блистательное веселье вставных номеров, мрачное освещение реальности в согласии с приёмами натурализма и веризма, склонность к «слёзной комедии» — таковы наиболее явные компоненты опер Пуччини, облечённые в цельный музыкальный язык, в котором откровенно выразилась и сама его личность. Все выразительные средства без всяких изысков передают суть латинской души, чувственной и страстной в выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области Пуччини намного опережает других своих современников. Хотя его личность ярко проявилась в свойствах гармонической палитры и в искусной оркестровке (пластичной и строго архитектоничной, но при этом не чуждой эскизности, импровизации), именно человеческому голосу доверяет он задачу выразить свою душу: от гибкого речитатива (так называемого «пения говорком») до вопля и рыдания или бескровной кантилены, преодолевающих напряжение мелодической дуги с сильно взлетающими, подобно буквицам, зубцами. Тщательный и методичный резчик, Пуччини всегда проявлял неудовлетворённость сделанным. Он основательно работал над своими сочинениями и затем вносил в них многочисленные поправки.

Театральный талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа и пропитанные звуковой атмосферой с явными изобразительными намерениями, эти сюжеты свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных, оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной великолепной оперы-буффа, «Джанни Скикки» (свидетельствующей о влиянии «Фальстафа» Верди), другие его наиболее типичные произведения заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь, эта великая прядильщица опер Пуччини, обречена стать своего рода искупительным наказанием. Быть может, в «Турандот» композитору удалось бы преодолеть эту тягостную необходимость, создав образ ледяной принцессы, поддавшейся чувству страсти и любви. Но опера обрывается, словно иначе и быть не может, на самозаклании маленькой Лю, жертвующей своей любовью и жизнью ради счастья любимого человека. (Единственное исключение — счастливая любовь Минни, девушки с Запада, но она обретает её ценой резкого отказа от главной роли, от своей реальной сущности.)

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Сочинения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *