прыжки с парашютом история
История возникновения парашютного спорта
Парашют — от французского parachute (от греческого para — «против» и французского chute — «падать») — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
В 1777 году еще один француз Жан ДУМЬЕ был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора ФОНТАНЖА. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.
Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года ЛЕНОРМАН выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году КОККИНГ создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. КОККИНГ погиб. Другой ученый — ЛАЛАНД предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола, в традиционных системах парашютов. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.
В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич КОТЕЛЬНИКОВ. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Первым человеком, совершившим прыжок с парашютом, был Андре-Жак ГАРНЕРИН. Это произошло 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже. ГАРНЕРИН прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.
Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт БЕРРИ в штате Монтанна. 1 марта 1912 года он выпрыгнул из самолета с высоты 1500 футов. Пролетев 400 футов в свободном падении, БЕРРИ раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.
Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия ТОМПСОН из Хендерсона в Северной Каролине. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.
Прыжки на точность приземления — одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см.
Раньше при круглых куполах, мишень была кругом 100 метров в диаметре и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала иметь размер 10 см, а после выхода куполов «планирующая оболочка» мишень приняла размеры, оставшиеся до последнего времени. В настоящий момент, для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров.
Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года. В 1982 году в парашютной комиссии было уже около 60 стран.
Соревнования по парашютному спорту проводятся в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур), групповая акробатика, купольная акробатика.
Этот день в истории: 1785 год — первый парашютный прыжок с воздушного шара
3 июня 1785 года французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар (1753−1809) продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Первым в мире парашютистом стала собака.
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи 1485 года упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12×12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины — локоть — равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает 6−7 метров.
Парашют Леонардо так и остался проектом из-за отсутствия практической надобности в его применении. Только развитие воздухоплавания спустя 200 лет и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.
Впервые построил и испытал такое устройство французский физик Ленорман, который и дал ему название — «парашют» (от греческого «пара» — против и французского «шюте» — падение).
Однако никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением, хотя успешные опыты с животными, которых изобретатель сбрасывал на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров, доказали его надежность.
«Отцом» современного парашютизма стал Франсуа Бланшар, так как именно он организовал первый прыжок с летательного аппарата. 3 июня 1785 года в Лондоне, с высоты около 300 метров Бланшар выбросил из воздушного шара собаку, которая благополучно приземлилась на сконструированном им устройстве. Спустя год в Гамбурге Бланшар провел следующий эксперимент. На этот раз с неба на землю спустился баран.
Первым смельчаком, который с парашютом прыгнул с воздушного шара, стал французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен. 22 октября 1797 года в Париже он совершил первый в истории настоящий прыжок с парашютом. Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов (около 700 метров).
Прыжки с парашютом и сейчас производят на зрителей неотразимое впечатление, а в те времена и подавно. Поэтому после прыжка Гарнерена появилось много бродячих парашютистов-аэронавтов, которые в поисках заработка показывали прыжки с парашютом в разных странах.
Первый авиационный ранцевый парашют был сконструирован в 1911 году Глебом Котельниковым. Он предназначался для спасения пилотов бурно развивающейся авиации.
Сегодня область применения парашютных систем очень широка. Персональные или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме. Применяются также парашюты грузовые, тормозные, стабилизирующие, парашюты космических аппаратов и другие разновидности.
Парашютный спорт. Описание, история, развитие
Парашютный спорт является видом авиационного спорта. Все разновидности парашютного спорта связаны со свободным падением и планированием (снижением и приземлением) на парашюте. Скорость падения достигает 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. Благодаря этой скорости парашютист может свободно передвигать в воздухе, используя при этом свое тело (руки, ноги и т.д.) как рули. В свободном падении парашютист находится довольно мало времени. При прыжке с 4000 тысяч метров всего 60 секунд. Чтобы благополучно приземлиться парашютисту нужен парашют, который затормозит эту скорость и доставит парашютиста на землю, в нужное ему место.
Разновидности парашютизма
Купольная акробатика- заключается в построении формаций из куполов. Соревнования в командах из 4-ех и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА вы можете просто прыгать с друзьями или участвовать в рекордных формациях. Весьма опасный вид. Но в то же время и зрелищный.
История
Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. В Китае и России этим легендам около тысячи лет. Магеллан описывает прыжки негров при помощи зонтов из пальмовых листьев. Прыжки с башен, деревьев, гор на различных приспособлениях упоминались у разных народов. Легенды объединены одним: человек может летать опираясь о воздух.
Первый прыжок с парашютом в СССР был совершен с аэростата, в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1919 года, пилотом А.В.Эдельштейном, в местечке Ахтуба, бывшей Астраханской губернии. В двадцатые годы советская промышленность налаживает производство отечественных парашютов. В июне 1927 года первым из советских летчиков использовал спасательный парашют во время неудачного испытательного полета летчик-испытатель М.М.Громов. Его самолет не выходил из штопора. Это событие, так же как в США, изменило отношение советских летчиков к парашюту.
Пионером парашютизма в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. Принято считать, что датой зарождения парашютизма в СССР является 26 июня 1930 года, когда в г. Воронеже начались первые в СССР прыжки военных летчиков под руководством Л.Г.Минова.
Какими были первые парашюты, и как произошел первый удачный прыжок
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У изобретения Луи-Себастьяна Ленормана (Louis-Sebastien Lenormand) было практическое применение — инженер хотел показать, что во время пожаров есть способ спрыгивать с крыши горящего здания и при этом остаться в живых. Изобретение состояло из деревянной основы — Луи-Себастьян использовал вяз — и льняной ткани.
До этого представления Луи-Себастьян не раз экспериментировал самостоятельно, что правда, прыгая с меньшей высоты. Так что в этот раз он наверняка и сам волновался. Тем более, что внизу с каждой минутой собиралось все больше и больше народу. Вот так 26 декабря 1783 года произошел первый в истории человечества успешный прыжок человека с парашютом — тогда он был больше похож на большой зонтик, чем на современный парашют. Луи-Себастьян действительно тогда прыгнул с крыши и приземлился, не поломав себе ни рук, ни ног.
Безусловно, Ленорман не был первым, кто додумался до такой идеи, но он был первым, кто доверил свою собственную жизнь такому изобретению — и при этом выжил. Если взглянуть на историю, то окажется, что парашюты в том или ином виде существовали — в реальности или в воображении — уже давно. Например, писатель династии Хань Сима Цянь рассказывает историю о легендарном китайском императоре Шуне, который бежал от своего отца-убийцы, взобравшись на крышу амбара и прыгнув с него с двумя бамбуковыми шляпами в руках.
В итальянской рукописи неизвестного автора 1470-х годов есть изображение парашюта — человек висит в воздухе на раме, к которой прикреплен конический купол. Буквально десять лет спустя Леонардо Да Винчи сделал свой набросок парашюта — более сложного, с квадратным каркасом. «Если у человека будет палатка из льна, палатка будет без отверстий и размером 12 сгибов вширь и в длину, то с ее помощью человек сможет спрыгнуть с любой высоты, не получив травм при приземлении», — написал Да Винчи под своим эскизом. Но, конечно, на деле он сам вряд ли пробовал прыгать с помощью своего изобретения.
Столетие спустя Фаусто Веранцио изучил эскиз парашюта Да Винчи и немного его усовершенствовал — он оставил квадратную раму, но купол сделал выпуклым на подобие паруса. Из-за существующего изображения этого изобретения под названием «Homo Volans» («Летучий человек»), на котором изображен мужчина, прыгающий с парашютом с колокольни Святого Марка в Венеции, долго думали, что именно этот прыжок и был первым в истории. Но Веранцио тогда было 65 лет и он был серьезно болен — вряд ли бы он решился прыгнуть, да и других сведений об этом прыжке нет — так что вряд ли он когда-либо происходил на самом деле.
Собственно, до того момента, как Луи-Себастьян Ленорман прыгнул с обсерватории, и слова-то такого как «парашют» не было. Это тоже было его вкладом в историю — Ленорман взял префикс с итальянского «пара», что означает «против» и французское слово «падение», то есть изобретение «против падения».
Успешный прыжок Ленормана дал толчок дальнейшим усовершенствованиям изобретения другими инженерами. Так, через два года Жан-Пьер Бланшар показал, что с помощью парашюта можно прыгать не только с крыш зданий, но и с более большой высоты — что правда, показал это не на своем примере, а на примере своей собаки, выбросив ее с воздушного шара. Он же стал придумывать как сделать парашют не на рама, а складным — так появился не льняной, а шелковый парашют. Еще через 10 лет еще один инженер — Андре Гарнерен самостоятельно прыгнул с помощью шелкового складного парашюта — и успешно приземлился. Теперь на месте его приземления стоит памятная табличка.
И только через сто лет Чарльз Бродвик внес новые существенные изменения в изобретение: он сложил парашют в рюкзак и сделал так, чтобы он открывался с помощью статической линейной системы — такие иногда используют и сегодня.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Человек летающий. Как и зачем люди придумали парашюты
Ежегодно 26 июля профессионалы и любители парашютизма отмечают свой День. Пусть он не официальный, зато празднуется широко. Именно 26 июля в 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.
Парашют для Иван Иваныча
Сейчас в России парашютные прыжки исчисляются десятками тысяч, а прыжки с парашютной вышки ― сотнями тысяч.
Появление и активное развитие парашютного спорта во многом обязано одному российскому… актеру начала XX века. Глеб Котельников по роду своей деятельности не был связан с авиацией. Окончив военное училище, он ушел в запас и посвятил себя Мельпомене – играл в труппе Народного дома.
Но интерес к военной технике был у Котельникова в крови, он внимательно следил за развитием авиации и очень переживал за частые трагические исходы полетов. В то время статистика показывала неуклонный рост числа жертв авиакатастроф с каждым годом. А когда на одном из всероссийских авиационных праздников в 1910 году погиб его друг и коллега Лев Мациевич, Котельников и вовсе потерял покой.
Глебу с детства нравилось мастерить разные игрушки, и после того трагического случая он всерьез взялся за конструирование модели парашюта с куклой. Его ноу-хау заключалось в том, что парашют должен быть прикреплен к человеку и срабатывать безотказно. До этого летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко. Заслуга Котельникова еще и в том, что он первый разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать.
Уже в 1912 году новое оригинальное изобретение «РК-1» было испытано на манекене из мешковины и песка – Иван Иваныче, как ласково звали его испытатели. «Выживаемость» Иван Иваныча, снаряженного парашютом в металлическом ранце с оригинальной защелкой, была поразительной. Котельников несколько раз сбрасывал подопытного с аэростата, и каждый раз система срабатывала безотказно.
Вдохновленный успехом, он обратился к военным, предложив свою новинку. Но бюрократический маховик «пожевал и выплюнул» гениальную идею: одобрили, но отклонили «за ненадобностью».
Вспомнили об «РК-1» только в начале Первой мировой войны. Парашют был успешно применен на фронте.
Котельников продолжал работать над конструкцией своего парашюта. Новые усовершенствованные модели «РК-2» с полужестким ранцем (1923 г.) были приняты на вооружение ВВС.
Чуть позже он выпустил «РК-3» с мягким ранцем. Котельников первый разработал парашют для грузов, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов и т.д.
В 1926 году все свои изобретения он передал Советскому правительству. В конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.
К концу 1931 года на счету советских парашютистов было уже около 600 тренировочных и показательных прыжков.
Молодые энтузиасты начали совершать прыжки на воду, в глубокий снег, ночью с большой высоты и затяжные прыжки, получившие в дальнейшем широкое распространение. Увлеклись парашютизмом и женщины.
«Летающий плащ» и полеты с зонтиком
История парашюта начинается задолго до изобретения Котельниковым ранцевой системы. Древние записи свидетельствуют о том, что люди постоянно пытались прыгать с деревьев, крыш и других объектов, используя нечто вроде зонтиков. Но, конечно, зачастую с печальными последствиями.
В 1777 году на потеху публике другому французу Жану Думье, приговоренному к смертной казни, предложили опробовать «летающий плащ профессора Фонтажа». По условиям уговора, если он выполнит прыжок с крыши с «плащом» и удачно приземлится, ему даруют жизнь. Посмотреть на это собралась целая толпа, которая осталась в восторге от зрелища – эксперимент удался, Думье спланировал вниз и остался цел.
В конце XVIII века при освоении воздушных шаров началось практическое применение парашютов. В то время, конечно, это была весьма громоздкая конструкция и крепилась она к аэростату.
22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов. Зрители и сейчас завороженно «открыв рты» наблюдают за полетами парашютистов, а в те времена подобный трюк и вовсе восприняли как чудо.
А где есть восторг публики – там рождается шоу. Стали появляться бродячие парашютисты-аэронавтыв, которые в поисках заработка показывали прыжки с парашютом в разных странах. Нашлось немало энтузиастов и в России. К сожалению, из-за несовершенства конструкции, которая порой складывалась, закручивалась и постоянно раскачивалась, нередки были трагические случаи гибели парашютистов.
Но благодаря постоянным экспериментам, модернизировался купол, и многие догадки ученых актуальны до сих пор. Например, ученый Лаланд предложил делать в традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих системах современных парашютов.
Мне бы в небо
Развиваясь и совершенствуясь, парашютный спорт предлагает нам сегодня целый букет потрясающе красивых и захватывающих дисциплин. Вкратце о некоторых из них.
Групповая акробатика и построение формаций представляет собой построение фигур в свободном падении. Эта дисциплина возникла в Узбекистане в 1975 г. и первой фигурой был круг из 12 человек.
Фристайл по праву считается воздушным балетом. Во время свободного падения парашютист выполняет разнообразные вращения в произвольных плоскостях в самых разнообразных позах. Опорой служит только поток воздуха, что открывает широкие возможности для импровизации и самовыражения. Оценивается выступление с точки зрения эстетики и красоты движений. Одновременно в прыжке могут участвовать несколько человек.
Фрифлай также относится к артистическим дисциплинам. В свободном падении спортсмены взаимодействуют друг с другом, строят различные фигуры находясь в разных положениях — сидя, стоя, вниз головой, на спине. Иногда даже используют мяч или трубу (из плотной ткани), перекидывая друг другу и используя их для зрелищности выступления.
Скайсерфинг – молодой и бурно развивающийся вид парашютного спорта. Команда состоит из двух человек: лыжник и оператор. Лыжник на доске делает фигуры, оператор снимает. В зачет идут лишь 50 секунд из полученного видео. Сложность этой дисциплины в том, что аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения при прыжке с парашютом, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта.
В России нет закона, запрещающего либо ограничивающего бейсджампинг. Поэтому пойманным «бейсерам» обычно вменяют «хулиганство» или «незаконное проникновение на охраняемую территорию».
В период с 1981 по 2010 года зарегистрировано 159 происшествий со смертельным исходом.
В целом же, парашютный спорт хоть и считается экстремальным спортом, но по статистике не опаснее футбола. Ведь всегда там, где есть адреналин, есть риск. Где есть риск – там есть статистика.
Парашютная система сама по себе безотказна, а в основе внештатной ситуации практически всегда стоит человеческий фактор. Конечно, безопаснее смотреть на облака из окошка, но на Земле живут беспокойные люди, им никак не усидеть на месте, им бы в небо.