прямая речь мысли персонажа
Прямая речь мысли персонажа
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Чужая речь и способы ее передачи
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
Рассмотрите схемы этих предложений.
2. Предложения с косвенной речью
Батюшка не хотел верить,
что я мог быть замешан в гнусном бунте.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »
Предложение с косвенной речью.
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
И снова. прямая речь
Где ставятся точки, а где запятые? Когда писать с большой буквы, а когда с маленькой? Что пишется внутри кавычек, а что за их пределами? Столько вопросов…
Оформление диалогов. Часть 1
Наверное, в девяноста пяти процентах всех книг присутствуют разговоры между персонажами, но правильное оформление встречается редко. Несмотря на то, что в школе несколько уроков уделяют этой теме, всё равно она сильно западает как у авторов, так и у большинства бет.
1. Тире и пробел
Первое, на что я хотела бы обратить внимание, — это пробелы. Большинство их упорно игнорирует, либо не ставя во всём тексте, либо, что встречается намного чаще, тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. Так какой же вариант является правильным? Ответ очень прост. После каждого тире ставится пробел. Также перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Но, скажу вам по секрету, пробелы ставятся после всех знаков, кроме дефисов (не путать с тире).
— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.
2. Знаки препинания и строчные или заглавные буквы
Если с пробелом особых проблем не возникнет, то знаки препинания — полнейший парадокс. Больше всего возникает путаницы с точками и запятыми. Почти всегда автор ставит точку, что в большинстве случаев неправильно. Да, отрицать не буду, она ставится, но настолько редко. Но пойдём по порядку:
• Запятая и строчная буква
Как нам говорили на уроках русского, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. А, вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. То есть, по идее, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая.
— Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, в левом ухе белый крест, — перечислял признаки юноша, загибая пальцы и наматывая круги по комнате, бросал взгляд на коллег.
— Что бы ты ни делал, моё мнение не изменится, — Каролина хмыкнула, отвернувшись и гордо задрав нос.
Думаю, на примерах всё и так понятно, но всё же поясню: если убрать тире, которые показывают, что это прямая речь, мы получим обыкновенное сложное бессоюзное предложение.
• Точка и заглавная буква
Как я уже сказала ранее, точка ставится очень редко. Точнее будет сказать: существует только один случай, в котором её можно употребить. Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка. То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.
— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.
Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.
• Вопросительный знак и строчная буква
С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.
— Точно? — пристально смотрящие голубые глаза, казалось, видели его насквозь.
— И что вы натворили на этот раз? — Илларион уже не удивлялся выходкам близнецов.
• Восклицательный знак и строчная буква
Также иногда персонажи могут говорить на повышенных тонах. Соответственно, чтобы показать их эмоции, запятой или вопросительным знаком тут делу не поможешь. Нужны восклицания. С ними ситуация аналогичная: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.
— Дурак! — вне себя от ярости прокричала она, стремясь зонтом избить надоевшего за много лет парня.
— Вот повезло! — Серафим буквально светился от счастья.
• Многоточие и строчная буква
Также среди остальных знаков реже, но всё же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком всё обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.
— Вот это вы влипли… — как-то отстранённо ответил он.
— Не везёт… — Тристан с грустью потирал щёку, провожая взглядом уходящую подругу детства.
Мне остаётся непонятным, когда авторы пишут так:
— Ну и как это понимать.
— Эй, ты.
Просто искусственный интеллект какой-то. Никаких эмоций. Сплошные точки. Страшные люди, однако!
Оформление диалогов. Часть 2
Если в предыдущей части всё не так сложно и думать надо только над тем, какой знак поставить и с какой буквы начать писать, то здесь обстоят дела намного интересней. Слова автора, стоящие внутри прямой речи — головная боль многих. Тут уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и снова могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.
• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Первый случай
Самый первый случай, — персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам. В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.
Примеры:
— Знаешь, — он тяжело вздохнул, прикрывая глаза, — меня так достали все эти выходки Лины.
— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.
• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Второй случай
Не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. А может, этого просто требует текст, и, следовательно, опять возникает вопрос о постановке знаков. Могу только сказать, что данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.
Примеры:
— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.
— Ну… — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?
— Тогда… — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.
• Повествование. Слова автора между двумя предложениями
Теперь, когда разобраны два самых, на мой взгляд, затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начну с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.
Примеры:
— Я не Бог и не судья, я только исполняю их волю и остаюсь верен своей клятве, — пояснил Илларион, глядя на удивлённую девочку. — Так что не держи зла, Лин.
— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.
Ну, тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора. Ничего очень сложного не появилось.
• Вопрос. Слова автора между двумя предложениями
Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых в первой части. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.
Примеры:
— Ил, не хочешь их коллекционировать? — поинтересовался Серафим, продолжая смотреть на поблёскивающее кольцо в руках друга. — А потом можно ведь и продать.
— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?
• Восклицание. Слова автора между двумя предложениями
И в этом случае повторяется проговоренная несколько раз ситуация. После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.
Примеры:
— Ил! — не прекращали кричать близнецы, теребя парня за рукав. — Мы не виноваты!
— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!
• Многоточие. Слова автора между двумя предложениями
Ну и последний пока не рассмотренный знак препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях, да и мне порой приходится как следует подумать, чтобы не допустить ошибку. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.
Примеры:
— Эх… — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?
— Ты достал… — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.
• Двоеточие. Знак после слов автора
Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если на протяжении всей этой части я рассматривала только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, следует упомянуть и двоеточие. Знак, однако, вызывает не меньшие затруднения, чем точка из предыдущей части. Так почему же ставится двоеточие? Ответ достаточно простой. Если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, а предложение пишется с большой.
Пример:
— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну… ты, Ил, не расстраивайся так.
Пример хоть и большой, но содержит необходимый знак препинания. Думаю, что повторных разъяснений здесь не требуется.
• Двоеточиеи тире. Знаки после слов автора
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с большой буквы.
— Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!
Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей. В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.
1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек
В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.
«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.
Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.
Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.
• Знак препинания внутри кавычек
Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!
«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.
«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.
«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.
В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи.
• Знак препинания за пределами кавычек
Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.
«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.
Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.
2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек
Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.
«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».
Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.
3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек
Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.
• Слова автора внутри мыслей персонажа
Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.
«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности. »
«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».
• Слова автора внутри и после мыслей персонажа
Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.
«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.
Удачный пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил.
Что ж, надеюсь, вся теория подана грамотно и предельно просто, а примеры подтверждают всё, что я хотела донести. Надеюсь, что каждый прочитавший примет их к сведению и не будет больше допускать разных глупых ошибок, связанных с оформлением. Да и мне жить проще: не придётся каждому автору, попросившему проверить текст, писать одно и то же. Оно уже написано.
Дополнение. По многочисленным вопросам
Так уж вышло, что тема оформления прямой речи и мыслей — штука сложная. Периодически в переписке с авторами мелькают разные довольно интересные вопросы. Часто они повторяются. Нико не желает сам искать правила русского языка и разбираться в вопросе. Мне же в своих ответах приходится повторять одно и то же, что, в общем-то, надоедает. Дабы облегчить всем задачу, добавляю ещё одну часть с ответами на возникающие вопросы немалой важности.
1. Откуда взялось правило про точку и большую букву? Уж не проделки ли это безграмотных редакторов?
Нет, уважаемые, грамотность редакторов к этому непричастна. Долгое время моим главным источником ответа служили слова учительницы русского языка, которая сказала, что это правило не так широко известно и явно не входит в школьную программу, но всё же существует. Понимаю, что такого ответа недостаточно, поэтому привожу цитату из Розенталя: «Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы.
Например:
— Скорей, загорелась изба-читальня! — И он побежал по домам будить людей».
(Справочник по орфографии и пунктуации, 1996. Параграф 49, прим. 2)
2. Обязательно ли заморачиваться с точкой? Нельзя ли вместо неё использовать запятую?
Конечно, можно. Поставив запятую и продолжив писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.
3. Если идёт воспоминание о диалоге, можно ли взять его в кавычки, оформив по правилам диалога?
Единого правила на этот счёт нет, поэтому каждый оформляет на свой вкус. Кто-то отделяет эту часть текста звёздочками, подписывая как «флэшбек», кто-то выделяет курсивом. Вариант с кавычками тоже допустим.
4. Если внутри кавычек расположено много предложений и последнее оканчивается точкой, то где её писать? Внутри или за пределами кавычек?
Сколько бы фраз вы ни поставили внутри кавычек, последняя точка в любом случае будет писаться за их пределами.
5. Что делать, если прямая речь оформлена при помощи кавычек, и как ставить знаки препинания?
Такой вариант оформления прямой речи встречается довольно редко. Но, в целом, могу сказать, что от оформления мыслей этот вариант особо не отличается.
6. Всегда ли мысли персонажа должны обособляться кавычками, ведь некоторые издательства оформляют книги по-другому? Неужели они тоже нарушают правила?
Не думаю, что среди людей с профессиональным образованием есть злостные нарушители. Доводилось мне встречать книги, в которых мысли выделяли другим способом, например, курсивом. Или же их преподносили как несобственно-прямую речь. Одно я могу сказать вам точно: сколько в нашем Великом и Могучем языке правил, столько же и исключений. Многое может зависеть от конкретной ситуации. К примеру, при написании от первого лица грань между мыслями и обыкновенным повествованием бывает настолько размыта, что кавычки вставлять посреди текста бывает абсолютно неуместно. И, поверьте, существует ещё множество похожих странных случаев.
7. Что делать, если одно предложение несколько раз прерывается словами автора?
Для начала убедитесь, что это именно одно предложение, а не два разных. Если оказалось, что это разные предложения, то в статье разобраны все знаки препинания. Если же вам действительно попался такой случай, что прямую речь как минимум два раза разрывают слова автора, то тут всё довольно легко: на месте разрывов ставится запятая с тире, а все слова, кроме имён собственных, пишутся с маленькой буквы.
— Смотри, — юноша указал в небо, — там Большая медведица, а там, — его палец переместился к другой группе звёзд, — находится Малая медведица.
Хотя я не исключаю возможности, что в прямой речи в данном случае, например, после «смотри» может стоять многоточие вместо запятой, которое никак не повлияет на дальнейшее написание. Однако подобные предложения вполне можно разбивать на несколько частей без потери смысла, чтобы при расстановке знаков препинания никому не ломать мозг.
8. Если герой пишет кому-то письмо, то должно ли оно быть по центру и выделено другим шрифтом? И надо ли его брать в кавычки?
Это опять зависит от желания автора, так как мне встречались в книгах самые разные варианты оформления писем.
9. Как оформлять телепатический разговор?
Давайте разберёмся. Телепатия — по сути своей те же мысли, только распространяющиеся за пределы одной головы. Следственно, оформляется это тоже как мысли.
10. Сказано, что точка всегда пишется после кавычек, а что делать, если стоящая внутри них фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи? И вообще, сколько в этом случае ставить точек?
Как бы странно ни выглядело, но точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Почему? Как оказалось, всё очень просто. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками. То же относится к восклицательным и вопросительным знакам.
_________________________________
Надеюсь, всё, что касается оформления прямой речи и мыслей, вам теперь понятно. В следующий раз расскажу о диалогах. Вы уж, дорогие авторы, простите меня, но писать диалоги вы не умеете.