провиденциальный подход в истории

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ» в других словарях:

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (лат.). Учение о предопределении, руководящем судьбами отдельных лиц и народов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ объяснение исторических событий непосредственным участием в них… … Словарь иностранных слов русского языка

Провиденциализм — (от лат. providentia провидение) историко философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана… … Википедия

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (от латинского providentia провидение), теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присуще теизму, характерно для средневековой историографии (Августин и др.) … Современная энциклопедия

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. providentia провидение) истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.) … Большой Энциклопедический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (лат. providentio предвижу) специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. ТЕИЗМ). Может быть рассмотрен как… … Новейший философский словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — [дэ], провиденциализма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к провиденщиальный. 2. Направление в идеалистической философии, стремящееся объяснить исторические события непосредственным проявлением в них воли провидения. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

Провиденциализм — (в философии истории) так назыв.историко философское направление, стремящееся объяснить историческиесобытия с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения.Основная тема этого взгляда была дана еще бл. Августином в De civitateDei … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — англ. providentialism; нем. Providentialis mus. 1. Объяснение истор. или соц. событий волей провидения или Бога. 2. Религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения… … Энциклопедия социологии

Провиденциализм — (лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

провиденциализм — сущ., кол во синонимов: 1 • предопределенность (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Источник

Провиденциализм

Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

В произведениях христианских философов Евсевия и Иеронима (IV в.) всемирная история впервые стала рассматриваться как часть библейской священной истории. В трудах бл. Августина (прежде всего в «De civitate Dei») было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Августин дал христианскую периодизацию истории: от сотворения мира до Христа и — после Христа; по шести «возрастам мира» (по аналогии с библейскими шестью днями Творения); по четырём «мировым» монархиям.

В исторических сочинениях византийских хронистов Иоанна Малалы, Иоанна Зонары и др. история рассматривалась как обнаружение Бога в мире, как «деяния Божии через людей». Прошлое имеет значение лишь постольку, поскольку оно содержит в себе христианские пророчества и Божественные знаки, провиденциальные предначертания настоящего и будущего.

На Западе выдающимися представителями средневекового провиденциализма были Орозий (книга «Adversus paganos historiarum libri septem») и Оттон Фрейзингенский («Хроника, или История о двух царствах»).

В XVII в. нововременную версию западного провиденциализма сформулировал французский мыслитель Ж. Боссюэ. В XVIII—XIX вв. нововременной провиденциализм был философской основой многих идеалистических концепций (Ж. М. де Местр, Ф. фон Шлегель, Л. фон Ранке и его школа, философия истории неотомизма, в какой-то степени Г. В. Гегель).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Либеральной называют теологию, которая возникла и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX вв. и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности.

Приступая к изложению общих принципов вероучений раннего христианства, необходимо указать, что уже изначально христианство не было абсолютно монолитным, в нём наблюдались различные течения. Отголоски некоторых дискуссий среди христиан можно заметить уже в апостольских посланиях.

Источник

провиденциальный подход в истории. Смотреть фото провиденциальный подход в истории. Смотреть картинку провиденциальный подход в истории. Картинка про провиденциальный подход в истории. Фото провиденциальный подход в историиХарактерным и господствующим течением средневековой философии и религии считается провиденциализм. Этот термин в переводе с латинского “providentia” означает «провидение».

Провиденциализм – это понимание всей истории, политики как осуществления промысла и воли Бога, Божественного плана по спасению человека на земле. Крайняя форма объективно-идеалистического видения истории.

История

Основоположником провиденциализма считают Августина, который ввёл и развил истолкование исторического процесса как пути к «царству Божию». Эта концепция стала главенствующей в средневековой христианской философии. По своей сути провиденциализм является неотъемлемой частью не только христианства (хотя было изначально направлено на торжество этого вероучения «на том свете»), но и других теистических религий, таких как ислам, иудаизм. Максимальное развитие получает именно в Средние века при феодализме. К слову, немного ранее (4 век) Иероним и Евсевий в своих трудах попытались подчинить историю жителей Переднего Востока и Средиземноморья библейской истории.

В попытках противостоять провиденциализму историки эпохи Возрождения (прежде всего итальянские) стали выдвигать рациональные доводы в толковании событий и фактов. Их идею подхватили мыслители 17-18 вв., такие как Монтескьё, Гердер. Сторонники новой концепции выдвигали понятие прогресса и «естественного закона истории» взамен божественного провидения. Так получила своё развитие рационалистическая философия истории.

В 17в. провиденциализм развивал французский богослов и проповедник Ж. Боссюэ, в начале 19в. эту философию подхватили представители реакционного романтизма Шлегель, Ж. де Местр, Ранке. Рассуждения об исторической необходимости блекли по сравнению с телеологическим подходом провиденциализма. Буржуазная философия оставалась во власти «пророческой» интерпретации истории с её трансцендентной целью.

В эпоху империализма буржуазное историческое сознание и философия претерпевают кризис, подтолкнувший приверженцев провиденциализма возродить свою идеологию. Теологи Маритен, М. д’Арси, историки Тойнби, К. Доусон и другие противопоставляют объективную закономерность истории «христианской философии».

Основные принципы

провиденциальный подход в истории. Смотреть фото провиденциальный подход в истории. Смотреть картинку провиденциальный подход в истории. Картинка про провиденциальный подход в истории. Фото провиденциальный подход в историиКак у любого направления в философии, у провиденциализма была целая система взглядов, которой придерживались его сторонники. Большинство канонов касается исторического процесса.

Многие из этих принципов зафиксированы в сочинениях хронистов, таких как Матвей Парижский, Иоанн Зонара, Оттон Фрейзингенский.

Что такое провиденциализм в наше время?

Современная философия и теология пытаются воскресить средневековое миропонимание, но безуспешно. Сегодня слишком очевидно противоречие между принятием безграничной власти провидения и независимости человека. Провиденциализм предполагает безусловное отрицание истории как науки, что в современном веке кажется просто неразумным.

Источник

Провиденциалистские методологии истории.

Выводя все события истории из божеств. воли, П. явился формой историч. апологии политики правящего феод. класса, к-рая возводилась в степень божеств. предначертаний.

П. был официальной и безраздельно господствующей историч. и филос. доктриной ср. веков. В историч. соч. хронистов (Иоанн Малала, Иоанн Зонара и др.– в Византии; Рауль Глабер, Оттон Фрейзингенский, Матвей Парижский и др. – в Зап. Европе) история рассматривалась как обнаружение бога в мире, как «деяния божий через людей». Содержанием истории объявлялась чуждая развития, в сущности – внеисторическая, борьба абстрактных сил добра и зла; добро проявлялось в покорности властям и церкви, а зло – в сопротивлении, восстании, самостоятельности мысли и действия. История получала догматич. и апологетич. истолкование. Прошлое имело значение лишь постольку, поскольку оно содержало в себе «пророчества», провиденциальные предначертания настоящего и будущего. Отсюда глубокое безразличие ср.-век. историков к понятию времени, склонность к анахронизмам, антиисторизм; символич. и аллегорич. истолкование прошлого; морализаторский подход к истории, назидательность как главная задача историографии. Поскольку П. снимал проблему причинности, внутр. закономерности и связи между событиями, ср.-век. историк стремился лишь излагать факты и не пытался анализировать их. Феод. историография содержала в себе в равной мере и факты и чудеса; отсюда же крайняя некритичность и легковерие ср.-век. историков.

Кризис буржуазной исторического сознания в эпоху империализма породил попытки возрождения П. в форме т.н. «христианской философии истории», к-рая противопоставляется идее объективной закономерности историч. процесса (Маритен, Нибур, М. д’Арси, историки – К. Доусон, Тойнби, Ротхаккер, Г. Баттерфилд, и др.). Совр. философы и теологи безуспешно пытаются «модернизировать» П., освободить его от противоречия (с к-рым столкнулся еще Августин) между признанием всемогущества провидения, с одной стороны, и свободы воли индивида – с другой. В какой бы форме ни выступал провиденциализм, он всегда означает отказ от истории как науки.

Источник

Провиденциализм

Провиденциализмом (от латинского слова providentia — провидение) называют идеалистическое религиозно-философское направление, пытающееся объяснить весь ход исторических событий волей сверхъестественной силы, провидения, бога.

К такой фаталистической концепции исторического процесса пришел Гегель в своей «Философии истории». Он стремился открыть закономерность общественного развития, подверг критике субъективистов, но основу исторического процесса Гегель видел в мировом духе, в саморазвитии абсолютной идеи. Он называл великих деятелей «доверенными лицами всемирного духа». Мировой дух пользуется ими как орудиями, используя их страсти, чтобы осуществить исторически необходимую ступень своего развития.

Историческими личностями, полагал Гегель, являются лишь те, в целях которых содержится не случайное, ничтожное, а всеобщее, необходимое. К числу таких деятелей, по Гегелю, принадлежали Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон. Цезарь боролся со своими врагами — республиканцами в своих личных интересах, но его победа означала завоевание государства. Осуществление личной цели, единоличной власти над Римом оказалось вместе с тем «необходимым определением в римской и всемирной истории», т. е. выражением того, что было своевременно, необходимо. Цезарь устранил республику, которая умирала и стала тенью.

Таким образом, Гегель считал, что великие люди осуществляют волю мирового духа. Концепция Гегеля является идеалистической мистификацией истории, разновидностью теологии. Он прямо заявлял: «Бог правит миром; содержание его правления, осуществление его плана есть всемирная история». (Гегель, Соч., т. VIII, Соцэкгиз, 1935, стр. 35). Элементы рационального в рассуждениях Гегеля (идея исторической необходимости, мысль о том, что в личных целях великих людей содержится необходимое, субстанциальное, что великий человек осуществляет своевременное, назревшее) тонут в потоке мистики, теологических реакционных рассуждений о таинственном смысле всемирной истории. Если великий человек — лишь доверенное лицо, орудие мирового духа, бога, то он бессилен что-либо изменить в «предопределенном» мировым духом ходе вещей. Так Гегель пришел к фатализму, обрекающему людей на бездействие, на пассивность.

Ленин в своем конспекте «Философии истории» Гегеля отмечал его мистику, реакционность и указал, что в области философии истории Гегель наиболее антиквирован, наиболее устарел.

Философия Гегеля, в том числе его философия истории, явилась своеобразной дворянско-аристократической реакцией на французскую революцию 1789 г., на установление нового буржуазно-республиканского строя, реакцией на французский материализм XVIII в., на революционные идеи просветителей, звавших к ниспровержению феодального абсолютизма и деспотизма. Феодальную монархию Гегель ставил выше республики, а прусскую ограниченную монархию считал венцом исторического развития. Революционной инициативе народных масс, выступивших во время французской революции, Гегель противопоставил мистическую волю «мирового духа».

Провиденциализм в объяснении исторических событий имеет и более поздних последователей, чьи идеи сложились в иных исторических условиях и имели иной социальный смысл, чем идеи Гегеля.

Фаталистическая мысль о том, что ход истории предопределен свыше, высказывалась, например, в своеобразной форме великим русским писателем Л. Н. Толстым.

В своем гениальном творении «Война и мир» Толстой, рассматривая вопрос о причинах Отечественной войны 1812 г., изложил свои историко-философские взгляды. Толстой привел сначала различные объяснения причин войны, которые давались ее участниками и современниками. Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он это и говорил на острове св. Елены); членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие: купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу.

«Но для нас, — говорит Толстой, — потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось — были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору». (Л. Н. Толстой, Война и мир, т. 3, ч. I, стр. 5, 6). Отсюда Толстой делал фаталистический вывод: «В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.

Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории определено предвечно». (Л. Н. Толстой, Война и мир, т. 3, ч. I, стр. 9).

Толстой понимал поверхностность взглядов официальных дворянских историков, приписывавших государственным деятелям сверхъестественную мощь, объяснявших великие события ничтожными причинами. Он дал по-своему остроумную критику взглядов этих историков. Так, он справедливо издевался над льстивыми французскими историками типа Тьера, которые писали, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что если бы у него не было насморка, то Россия погибла бы и облик мира изменился бы. Толстой саркастически замечает, что с этой точки зрения камердинер, который забыл подать Наполеону 29 августа — перед Бородинским сражением — непромокаемые сапоги, и был истинным спасителем России. Но, справедливо критикуя поверхностные взгляды субъективистов, сам Толстой, перечислив множество явлений, вызвавших Отечественную войну, признал все эти явления одинаково важными.

В этом неумении отделить существенные явления от несущественных фатализм смыкается с субъективизмом. Беда субъективистов, ничтожных, поверхностных историков, над которыми издевался Толстой, как раз в том и состоит, что они не умеют отделить существенное от несущественного, случайное от необходимого, коренное, определяющее от частного, второстепенного. Для историка-субъективиста все только случайно и все одинаково важно. Для фаталистов же нет ничего случайного, все «предопределено», и, следовательно, все также одинаково важно.

Толстой как великий художник дал гениальное, непревзойденное изображение Отечественной войны 1812 г., ее участников, героев. Он постиг народный характер Отечественной войны и решающую роль русского народа в разгроме армии Наполеона. Его художественное проникновение в смысл событий гениально. Но историко-философские рассуждения Толстого не выдерживают серьезной критики.

Философия истории Л. Толстого, как указывал Ленин, есть идеологическое отражение той эпохи развития России, когда старый, патриархально-крепостнический уклад жизни уже начал рушиться, а новый, шедший ему на смену, капиталистический уклад был чужд, непонятен массе патриархального крестьянства, идеологию которого выражал Л. Толстой. Вместе с тем крестьянство было бессильно перед натиском капитализма и воспринимало его как что-то данное божественной силой. Отсюда и проистекали такие черты философского мировоззрения Л. Толстого, как вера в судьбу, в предопределение, в сверхъестественные, божественные силы.

Фатализм сводит исторических деятелей, в том числе и великих людей, к простым «ярлыкам» событий, считает их марионетками в руках «всевышнего», «судьбы». Он ведет к безнадежности, пессимизму, пассивности, бездействию. Исторический материализм отвергает фатализм, представление об истории, как о предопределенном «свыше» процессе, как ненаучное и вредное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *