провиантские склады в москве история
Провиантские склады
Где живет история Москвы
Стрелецкая слобода полковника Зубова (современный Зубовский бульвар) была редко заселена. На внутренней стороне бульвара стояли 5 дворянских владений, пустовавшие огороды и казенные конюшни. А в 1830-е на их месте построили Провиантские склады.
Создание складов приписывали Доменико Жилярди, но в советское время считали, что автор проекта — В.П. Стасов, а строительством руководил Ф.М. Шестаков.
Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.
В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.
Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус — это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному — на коротких).
В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению — для хранения продовольствия.
Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.
В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.
Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.
Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.
Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.
Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.
Музей Москвы
Провиантские магазины. История и архитектура ансамбля
Музей Москвы размещается в удивительном ампирном ансамбле — комплексе Провиантских магазинов на Зубовском бульваре. Прогулка по зданиям Музея познакомит с историей и архитектурой уникального памятника — одного из немногих сохранившихся в столице.
Комплекс построен в 1835 году по проекту известного русского архитектора Василия Стасова. Ансамбль Провиантских магазинов принадлежит к числу выдающихся памятников архитектуры Москвы и является частью исторического и культурного наследия нашего города. Это одно из немногих крупных общественных сооружений первой половины XIX века, сохранившихся практических полностью и представляющих собой образец ампира — имперского стиля, получившего развитие в России после Отечественной войны 1812 года. С 1930-х годов здесь располагалась автобаза генштаба РККА. Вплоть до 2000-х годов памятник архитектуры был закрыт для посетителей — пока в 2011 году здания не были переданы Музею Москвы.
В ходе экскурсии вы узнаете об истории Провиантских магазинов, их строительстве и преобразованиях, об особенностях создания музейного пространства в памятнике архитектуры. Также вы сможете рассмотреть элементы декора зданий, например, старейшие в Москве деревянные перекрытия.
Продолжительность: 1 час 15 минут.
Семейный экскурсионный билет для группы до пяти человек (5+) — 2 000 руб.
Экскурсионный билет для группы 1–5 человек — 2 500 руб.
Экскурсионный билет для группы 6–9 человек — 4 000 руб.
Экскурсионный билет для группы 10–20 человек (5+) — 8 000 руб.
Провиантские склады в Москве — Зубовский бульвар, 2
Комплекс зданий Провиантских складов, расположенных в Москве по адресу Зубовский бульвар, 2, возвели в 30-х годах XIX столетия и они являют собой образец архитектуры зрелого классицизма. Построили их специально для военного ведомства.
О строительстве в Первопрестольной столице каменных складских строений для нужд армии заговорили еще в первые годы 1820-х, поскольку ветхие деревянные склады у Серпуховской заставы уже были непригодны для надлежащего хранения «казенного провианта». Изначально планировали возвести новые строения в том же районе, поблизости от Серпуховских ворот.
Проектирование складского комплекса в Москве поручили зодчему Федору Михайловичу Шестакову, а в качестве примера рекомендовали проектную документацию по строительству Воскресенских провиантских складов в Санкт-Петербурге, составленную в 1821-м году архитектором Василием Петровичем Стасовым.
К строительству приступили в 1829 году, но место уже было выбрано иное — на стрелке Садового кольца (ныне — участок по Зубовскому бульвару, 2) и Остоженки.
Так как последняя примыкала к Садовому под острым углом, выделенный участок получил в плане форму трапеции, что потребовало от Шестакова внесения значительных корректив в проект Стасова, который разрабатывался с учетом регулярной планировки города на Неве.
В конечном итоге правый корпус разместили вдоль красной линии Остоженки, под углом к Центральному, но чтобы он гармонично вписался в ансамбль Провиантских складов пришлось его фасад, выходящий на Садовое кольцо, «стесать» еще и вровень с красной линией улицы, вдоль которой тянулся и центральный фасад Главного провиантского корпуса. Благодаря монументальности строений, скошенный угол не вносит диссонанс в восприятие объекта в целом.
Кроме этого, в основной проект были внесены и другие изменения:
Строительство складов завершили в 1835 году.
Архитектура и история Провиантских складов
Весь комплекс двухуровневых Провиантских складов выполнен в монументальной стилистике и в достаточно сдержанных формах.
Все фасадные плоскости гладко оштукатурены, за исключением центральной, на которую добавили отделку рустом.
Кроме этого, центральный и внутридворовые фасады оформлены порталами в форме трапеции, над которыми узкие оконные проемы перемежаются с полукруглыми, причем, последние утоплены в ниши.
Скромно представлена и декоративная лепнина. Основные ее элементы — это трехсторонние сандрики, а также венки и гирлянды.
Завершением строений является мощная карнизная часть, значительно выступающая за плоскость стен и оформленная триглифо-метопным фризом.
Внутреннее пространство всех Провиантских складов разгорожено аркадными перегородками на три нефа.
Отдельное внимание ограждению всего комплекса, которое занимает пространство между корпусами.
Так, опорные столбы исполнены по типу фасций, которые венчает знак древнеримских легионов — связанные боевые топорики. Кованая решетка оформлена поверху пиками и в начальном варианте была декорирована картушами с вензелем Николая I и российской имперской короной.
Парадный въезд на территорию был устроен с улицы Остоженки и оформлен парой пилонов с завершением в виде доспехов античной эпохи, что символизировало собой военный триумф.
Единственное одноэтажное строение — корпус кордегардии — декорировано портиком с фризом, на котором изображены боевые шлемы всех тех же времен Древнего Рима.
Как говорилось выше, Провиантские склады или, как их называли еще, Провиантские магазины построили для хранения армейского продовольствия. После 1917-го они уже обеспечивали потребности в продовольствии Красной Армии.
В 1930-х комплекс перепрофилировали и вместо складов с продуктами разместили здесь гаражи советского военного ведомства, что потребовало частичной реконструкции зданий.
Новая история Провиантских складов начинается с середины 2000-х, когда Министерство обороны передало объект городу. В 2007-м году сюда был переведен Музей Москвы, ранее располагавшийся на Новой площади.
Музей Москвы в зданиях бывших Провиантских складов. Мой отзыв
Когда-то я обожала Музей истории Москвы, часто бывала там. В то время он располагался на Новой площади, в бывшем храме Иоанна Богослова, что под Вязом. В 2009 году Музей получил новую прописку — в бывших Провиантских магазинах на Зубовском бульваре (Садовое кольцо). Теперь он называется «Музей Москвы». Полная надежд, я отправилась туда.
Здания, которые занимал Музей Москвы
Комплекс зданий Провиантских магазинов на Зубовском бульваре, где сейчас располагается Музей Москвы
Корпуса Провиантских складов
Провиантские магазины (Провиантские склады) принадлежат к самым лучшим архитектурным памятникам Москвы. Величественный ансамбль в стиле ампир был построен в 1830-1835 годах по «образцовому» проекту провиантского склада на 35.000 кулей, созданному архитектором В.П.Стасовым при Инженерном департаменте в Санкт-Петербурге. Строительство возглавил московский архитектор Ф.М.Шестаков.
Один из корпусов Провиантских складов, ныне — Выставочный корпус Музея Москвы
Провиантские магазины (склады) предназначались для хранения продовольственных запасов для Хамовнических, Спасских и Лефортовских казарм. Здания отличает крупный масштаб основных членений, мощный дорический антаблемент, наклонные стены и сужающиеся кверху дверные и оконные проемы в «египетском» стиле. Центральные части продольных фасадов выделены рустом.
Летняя площадка Музея Москвы
Летняя площадка Музея Москвы
Здания соединены строгой металлической оградой, украшенной военной символикой.
Ограда Провиантских складов
В начале 1930-х годов здания Провиантских магазинов и прилегающая территория были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. Это нанесло строениям огромный ущерб. Только в 2006 году было принято решение о передаче комплекса Музею Москвы.
Схема выставочных зданий Музея Москвы
В настоящее время в одном из зданий продолжается ремонт, а в остальных размещаются постоянные и временные экспозиции Музея Москвы, проводятся различные мероприятия для детей и взрослых. Сначала мы отправились смотреть историческую экспозицию. Билеты можно купить как на отдельную выставку, так и на все. Мы купили на все.
Касса Музея Москвы
Я ожидала увидеть расширенный вариант той коллекции, которая хранилась в старом здании на Новой площади. Но, увы, всё обрывалось на XVII веке. Впрочем, эта экспозиция очень интересна.
Древние надгробия
Выставочный зал Музея Москвы
Славянские украшения и предметы быта, найденные на территории Москвы
Ямочно-гребенчатая керамика
Фигурка кабанчика и погремушка
Кожаная обувь
Сруб колодца XV века
Надпись
Подкова
Предметы быта
Предметы ткацкого ремесла
Белокаменные украшения
Изделия из белого камня
Представлены в Музее и различные макеты.
Макет усадьбы московского сапожника в Зарядье в XV-XVII веках
Реконструкция старинного жилища
Древнее поселение на территории Кремля
Белокаменный Кремль Дмитрия Донского
Московский Кремль
Выставочный зал Музея Москвы
Музейная экспозиция показалась несколько незавершенной: оказался выброшен огромный пласт более чем трехвековой истории с XVIII по XXI век. Следующая экспозиция была временной — фотографии промышленности Москвы. Откровенно говоря, мне было здесь скучно. Да, красивые, интересные фотографии. Но стекла, которыми они были покрыты, бликовали. На мой взгляд, гораздо эффектнее они смотрелись бы на экране монитора.
Затем мы перешли в другое здание. Здесь сохранились пандусы для автомашин, а стены намертво впитали в себя запах выхлопов. Пока неясно: то ли здесь останется модный ныне «индустриальный» стиль, или интерьеры потом облагородят.
Проезд для машин
Проезд для машин
Потолок
Здесь были три экспозиции. Одна — посвященная истории созданной в 1944 году автобазы №147, принадлежащей Генеральному штабу Вооруженных Сил СССР. В настоящее время она находится в военном городке «Екатериновка» на Рублевском шоссе в Москве. Её автопарк насчитывает более 2000 автомобилей разного класса. Машины автобазы принимают участие во многих знаковых мероприятиях: военных парадах на Красной площади, соревнованиях по Танковому биатлону и других.
Москвич-400
Москвич-403
ГАЗ-64
Ford-T
Выставочный зал
Другая экспозиция была посвящена истории Провиантских магазинов: различные планы, рисунки зданий. Интересно, но лично мне все это удобнее смотреть в книге или с экрана монитора. Специально ради этого идти в музей не вижу смысла.
История Провиантских складов
Чертежи Провиантских складов
Выставочный зал
Третья экспозиция разочаровала совершенно. Она была посвящена Чемпионату мира по футболу и называлась «И конечно же, футбол».
Экспозиция «И конечно же, футбол»
На мой взгляд, Музей Москвы еще очень «сырой». А вот на Провиантские магазины очень интересно посмотреть. Так что решайте сами, стоит ли платить 450 рублей на человека за все выставки.
Памятник
Памятник
Надпись на памятнике
Информация для посетителей:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Судя по фотографиям музей очень красивый и там много интересных вещей.
Фотоархив: Провиантские склады рассказывают об истории мегаполиса
Сергей Шахиджанян
Есть счастливые дома, которым повезло — они сохранились почти полностью. Провиантские склады на Зубовском бульваре именно такие — это одно из немногих общественных зданий, сохранившихся неплохо.
Как рассказал «Вечерке» историк Москвы Михаил Вострышев, этот архитектурный ансамбль спасло от разрушения государство.
— Московские Провиантские склады предназначались для хранения продовольствия. А после революции в здании был организован гараж. Военные сильно испортили внутреннее убранство помещений — они возвели бетонные пандусы для заезда автомобилей. Но внешний облик здания сохранился, хотя в 1930–1960-е годы военные и возвели на их территории множество служебных построек. Однако уже с 2007 года на площади Провиантских складов работает «Музейное объединение «Музей Москвы», — рассказал историк-москвовед.
Фото 1904 года / Фото: Архив
Провиантские склады на Зубовском бульваре, 2, сегодня — музей. По счастливой случайности здание избежало печальной участи и не превратилось в новодел — внешний облик нескольких строений комплекса прост и монументален. Три корпуса соединены чугунной оградой с интересным рисунком — столбы ограды увенчаны боевыми топорами. А сам комплекс наиболее полно рассказывает об истории Москвы — как с архитектурной точки зрения, так и с исторической.