против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали

Философия. Тест 6

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как
понятие
категория
суждение
умозаключение

2. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является
смысл
текст
«суть дела»
контекст

3. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода
аналогии
индукции
дедукции
анализа

4. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на
общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть
человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями
общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей
человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами

5. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из
жизни людей согласно их речевым актам
истолкования смысла социальных действий людей
формы материального производства
соответствующего общественного договора

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда
человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества
происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе
осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов
выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе

7. К источникам саморазвития общества не должно относиться
взаимодействие общества и природы
использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования
саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека
развитие духовной сферы в направлении к идеалу

8. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах
немецкого философа К. Ясперса
новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта
французского историка и культуролога Ф. Броделя
русского историка и ученого Л. Н. Гумилева

9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
К. Маркс и Ф. Энгельс
Ф. Ницше и А. Камю

10. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является
популяция
семья
группа (община, анклав и т.д.)
субэтнос

11. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
«заслужи любовь ближнего»
«путь ненасилия»
«благоговение перед жизнью»
«цель для человечества»

Источник

Философия. Тренинг 1

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия:
«бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия»
Плотин
Гегель
Платон
Маркс

2. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
постоянная духовная неудовлетворенность
знание о неизбежности смерти
процесс познания мира
жизнь человека в обществе

3. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия:
«единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления»
брахманизм
элеаты
атомисты
даосизм

4. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу
человек есть совокупность всех общественных отношений
человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел
человек есть мыслящая вещь

5. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
К. Маркс и Ф. Энгельс
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Ф. Ницше и А. Камю
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров

6. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
реализма
рационализма
сенсуализма
скептицизма

7. Греческое слово «филео» означает любовь:
братскую
стремление
страсть
половую

8. В современной философии человек рассматривается как:
венец природы
раб божий и червь земной
космобиопсихоинформационное существо
микрокосм общества
главная тайна мироздания

9. Отчуждение во взаимоотношениях, человека и общества наступает тогда, когда:
осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов
выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе
человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества
происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе

10. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
маску
тень
Аниму/Анимуса
архетипы

11. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
ориентации в обыденной жизни
ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам
разложения целостных объектов на составные части
согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью

12. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:
они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен
одновременно
мышление
язык

13. В философии «агностицизм» понимается как :
сомнение в возможности познания
рассмотрение процесса познания
полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания
рассмотрение объектов познания

14. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:
онтология
антропология
метафизика
философия истории
социальная философия

15. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, —
ради постижения мира в идеях
по естественной склонности души
для решения стратегических жизненных задач
во имя реализации своей общественной сущности

16. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении — это:
просвещенный
мудрый
просветленный
родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни

17. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
любви
государства
Абсолюта
права

18. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:
все люди похожи на меня
животные тоже мыслят
я отношусь ко всем людям
я мыслю

19. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
взаимодействия бога и природы
мирового исторического процесса
сознания
производительных сил

20. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
гносеология
политология
культурология
социальная философия

21. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
необходимость
произвол
волю
знание

22. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
огонь
вода
земля
дерево

23. Какому философу принадлежит следующее определение бытия
«Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность»
Аврелий Августин
Дж. Беркли
Фома Аквинский
Ж. П. Сартр

24. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это —
мышление
разум
ум
рассудок

25. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:
политическое
природное
имущественное
сословное

Источник

9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон

9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
К. Маркс и Ф. Энгельс
nbsp;(*ответ к тесту*) Ф. Ницше и А. Камю
10. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса nbsp;(*ответ к тесту*) не является
nbsp;(*ответ к тесту*) популяция
семья
группа (община, анклав и т.д.)
субэтнос
11. На современном этапе мощных соц потрясений главную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие эталоны и цели публичного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
заслужи любовь близкого
путь ненасилия
nbsp;(*ответ к тесту*) почтенье перед жизнью
цель для человечества
1. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, фиксируемые в определениях (словах)
понятие
nbsp;(*ответ к тесту*) категория
дефиниция
термин
2. Из суждения-посылки Все люди думают и суждения, доказывающего знание, Я человек, сделайте умозаключение
я отношусь ко всем людям
все люди схожи на меня
nbsp;(*ответ к тесту*) я думаю
животные тоже думают
3. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эру
античности
средних веков
Восстановленья
nbsp;(*ответ к тесту*) Нового медли

Источник

Проблема общественного прогресса

Критика теории прогресса

Почему теория прогресса в 20 веке перестала устраивать философов? Поговорим о критике теории прогресса. Узнаем, в чем мыслители 20 века были с ней не согласны и какие альтернативы предлагали.

🌅 В 20 веке вера в светлое будущее угасла. Пионеры теории прогресса зачастую ощущали себя не столько учеными, сколько пророками и даже спасителями человечества, призванными ускорить грядущее, более счастливое, более прогрессивное состояние. Социальная действительность в 19–20 веках не всегда подтверждала оптимистические ожидания, заключенные в прогрессистском мировоззрении. Две мировые войны, глобальные кризисы, экзистенциальный вакуум — все это поколебало веру в лучшее будущее и стремление к нему.

📌 Причины разочарования в концепции прогресса. Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» (1976) перечисляет основные причины разочарования в концепции прогресса 👇

🔹 Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

🔹 Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.

🔹 Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.

🔹 Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности — или обе вместе — способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.

📌 Направления критики. Среди философов различных школ можно выделить три направления критики учения о прогрессе 👇

1️⃣✍️ Сциентистское: теория прогресса ненаучна.

2️⃣🙏 Религиозно-философское: теория прогресса основана на ложных ценностях.

3️⃣👎 Критически-социологическое: теория прогресса неверна.

Рассмотрим подробно сциентистскую критику теории прогресса.

🧬 Сциентизм — философское направление, превозносящее величие научного знания и стремящееся превратить философию в строгую науку.

С точки зрения сциентизма, теория прогресса обладает двумя важными недостатками 👇

1️⃣ Она оперирует ценностными понятиями — «высшее состояние», «конечная цель», «лучшее будущее» и т.п..

2️⃣ Она принципиально нефальсифицируема — невозможно даже гипотетически опровергнуть утверждения этой теории при помощи каких-либо экспериментов. Сторонники прогресса всегда могут сказать, что эксперимент ничего не доказывает, что светлое будущее все равно обязательно наступит — надо только подождать.

Рассмотрим мнения нескольких мыслителей, критикующих теорию прогресса с точки зрения сциентизма 👇

⚖️ Огюст Конт, основоположник научной социологии, писал: «следует устранить эти пустые рассуждения и под понятием совершенствования (прогресса) мыслить лишь идею постоянного гармонического развития различных сторон человеческой природы сообразно законам эволюции».

🌿 Питирим Сорокин, который в ранние годы был сторонником сциентизма, критиковал понятие прогресса как «нормативное», предписывающее нам некоторые представления о том, что правильно, а что нет. Он тоже призывал заменить в социологии данное понятие нейтральным термином «эволюция».

🧱 Карл Маркс, будучи сам сторонником теории прогресса, предостерегал от некритического использования этого понятия: «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции».

📈 Владимир Ленин вслед за Марксом утверждал, что «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».

🔬 Карл Поппер считал, что понятие прогресса не позволяет формулировать проверяемые научные гипотезы. Он говорил, что законов развития общества в целом не существует, поэтому предсказывать будущее невозможно. В обществе существуют не законы, а тенденции, то есть статистически выражаемые направления социального изменения.

Теория прогресса изначально рождалась как отрицание христианской эсхатологии — учения о конце света. Но в 20 веке многие религиозные философы пришли к убеждению, что в эсхатологии больше смысла, чем в прогрессе. Посмотрим на их аргументы 👇

🔄 Прогресс — это подмена трансцендентного имманентным. В начале 20 века немецкий философ и теолог Эрнст Трёльч писал, что прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности».

🥕 Цель прогресса — состояние, которое никогда не сможет наступить. Русский религиозный философ Сергей Булгаков, пройдя в своих убеждениях путь «от марксизма к идеализму», пришел к выводу, что теория прогресса несет людям подмену ценностей. Она обещает смысл истории в бесконечном движении к высшему идеальному состоянию, но умалчивает о том, что это состояние в принципе никогда не сможет наступить. Идея прогресса похожа на морковку, которую привязывают на длинной палке перед носом осла, чтобы тот продолжал двигаться вперед.

☠️ Бесконечный прогресс есть торжество смерти, а не жизни. Получается, что каждое поколение проливает пот и кровь ради счастья следующего, а оно — ради еще более отдаленных поколений, и так до бесконечности. Наступит ли когда-нибудь время, когда можно будет не умирать ради будущего, а жить? Цитируя Достоевского, Булгаков вопрошает: неужели смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Примерно в том же ключе рассуждает Николай Бердяев: «суть общественного развития — не бесконечное умножение материальных благ, но просветление самого материального мира и воссоединение его с Богом».

После Второй мировой войны некоторые влиятельные мыслители, например, Теодор Адорно, выразили сомнения в реальности социального прогресса.

🔎 Критическая социология. Адорно был основателем Франкфуртской школы, методом которой стала «критическая социология». Она пыталась не просто изучать общество, но также изучать понятия и методы, с помощью которых мы изучаем общество. И она обнаружила, что чаще всего наша «оптика» рассмотрения общественного развития основана на ложных и вредных идеологических допущениях. Идея прогресса — одно из таких допущений.

🌿 Подавление природы человека. В работе «Диалектика Просвещения» (1947) Адорно и его коллега Макс Хоркхаймер пишут о том, что логическая и техническая «аппаратура подавления» внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Прогресс — не торжество свободы и разума, а усугубляющееся безумие тоталитаризма и «фашизоидного капитализма».

📺 Отмирание рефлексии. Адорно был убежден, что в ходе так называемого «прогресса» на самом деле осуществляется отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише. Идет формирование «массовой культуры» и «тоталитарного сознания» с целью обеспечить подходящую картину мира для человека в «управляемом обществе».

🙋🏻‍♂️ В этой части мы рассмотрели несколько направлений критики теории прогресса. Аргументы какого философа показались вам наиболее убедительными?

🙅🏻‍♂️ Может, критика теории прогресса не смогла изменить вашего мнения, и вы считаете, что человечество все-таки должно стремиться к прогрессу?

Источник

Ответы на тесты по теме Философия

Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит:

первичности материального и вторичности идеального

Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

Автор классического определения материи: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»

Производство играет, по __________________, системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчества в сфере духовных ценностей.

Главное место в философии __________________ принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, микрокосме и мире символов.

Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена:

Принцип __________________ употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Использование моделей, технических средств, приборов — это:

Метод мышления, склонный к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый — это:

—>
__________________ — это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности.

Пространство и время не существуют как абсолютно самостоятельные, не зависимые от материи сущности; их характеристики относительны, будучи обусловлены движением и взаимодействием материальных объектов и систем, считали последователи __________________ концепции.

Вводит понятие «парадигма» для обозначения научной теории

Первый этап античной философии — ранняя классика или досократическая философия — датируется периодом

с VII по VI вв. до н.э

Для эпохи Возрождения характерен:

Философ, который верил в законы разума, находящие истину, — это:

Работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели, есть суть __________________ концепции истины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *