против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
Философия. Тест 6
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как
понятие
категория
суждение
умозаключение
2. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является
смысл
текст
«суть дела»
контекст
3. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода
аналогии
индукции
дедукции
анализа
4. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на
общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть
человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями
общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей
человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами
5. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из
жизни людей согласно их речевым актам
истолкования смысла социальных действий людей
формы материального производства
соответствующего общественного договора
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда
человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества
происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе
осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов
выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе
7. К источникам саморазвития общества не должно относиться
взаимодействие общества и природы
использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования
саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека
развитие духовной сферы в направлении к идеалу
8. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах
немецкого философа К. Ясперса
новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта
французского историка и культуролога Ф. Броделя
русского историка и ученого Л. Н. Гумилева
9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
К. Маркс и Ф. Энгельс
Ф. Ницше и А. Камю
10. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является
популяция
семья
группа (община, анклав и т.д.)
субэтнос
11. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
«заслужи любовь ближнего»
«путь ненасилия»
«благоговение перед жизнью»
«цель для человечества»
Философия. Тренинг 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия:
«бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия»
Плотин
Гегель
Платон
Маркс
2. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
постоянная духовная неудовлетворенность
знание о неизбежности смерти
процесс познания мира
жизнь человека в обществе
3. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия:
«единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления»
брахманизм
элеаты
атомисты
даосизм
4. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу
человек есть совокупность всех общественных отношений
человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел
человек есть мыслящая вещь
5. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
К. Маркс и Ф. Энгельс
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Ф. Ницше и А. Камю
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
6. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
реализма
рационализма
сенсуализма
скептицизма
7. Греческое слово «филео» означает любовь:
братскую
стремление
страсть
половую
8. В современной философии человек рассматривается как:
венец природы
раб божий и червь земной
космобиопсихоинформационное существо
микрокосм общества
главная тайна мироздания
9. Отчуждение во взаимоотношениях, человека и общества наступает тогда, когда:
осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов
выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе
человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества
происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе
10. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
маску
тень
Аниму/Анимуса
архетипы
11. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
ориентации в обыденной жизни
ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам
разложения целостных объектов на составные части
согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью
12. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:
они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен
одновременно
мышление
язык
13. В философии «агностицизм» понимается как :
сомнение в возможности познания
рассмотрение процесса познания
полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания
рассмотрение объектов познания
14. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:
онтология
антропология
метафизика
философия истории
социальная философия
15. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, —
ради постижения мира в идеях
по естественной склонности души
для решения стратегических жизненных задач
во имя реализации своей общественной сущности
16. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении — это:
просвещенный
мудрый
просветленный
родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни
17. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
любви
государства
Абсолюта
права
18. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:
все люди похожи на меня
животные тоже мыслят
я отношусь ко всем людям
я мыслю
19. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
взаимодействия бога и природы
мирового исторического процесса
сознания
производительных сил
20. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
гносеология
политология
культурология
социальная философия
21. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
необходимость
произвол
волю
знание
22. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
огонь
вода
земля
дерево
23. Какому философу принадлежит следующее определение бытия
«Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность»
Аврелий Августин
Дж. Беркли
Фома Аквинский
Ж. П. Сартр
24. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это —
мышление
разум
ум
рассудок
25. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:
политическое
природное
имущественное
сословное
9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон
9. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали
К. Сен-Симон и Г. Спенсер
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров
К. Маркс и Ф. Энгельс
nbsp;(*ответ к тесту*) Ф. Ницше и А. Камю
10. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса nbsp;(*ответ к тесту*) не является
nbsp;(*ответ к тесту*) популяция
семья
группа (община, анклав и т.д.)
субэтнос
11. На современном этапе мощных соц потрясений главную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие эталоны и цели публичного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция
заслужи любовь близкого
путь ненасилия
nbsp;(*ответ к тесту*) почтенье перед жизнью
цель для человечества
1. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, фиксируемые в определениях (словах)
понятие
nbsp;(*ответ к тесту*) категория
дефиниция
термин
2. Из суждения-посылки Все люди думают и суждения, доказывающего знание, Я человек, сделайте умозаключение
я отношусь ко всем людям
все люди схожи на меня
nbsp;(*ответ к тесту*) я думаю
животные тоже думают
3. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эру
античности
средних веков
Восстановленья
nbsp;(*ответ к тесту*) Нового медли
Проблема общественного прогресса
Критика теории прогресса
Почему теория прогресса в 20 веке перестала устраивать философов? Поговорим о критике теории прогресса. Узнаем, в чем мыслители 20 века были с ней не согласны и какие альтернативы предлагали.
🌅 В 20 веке вера в светлое будущее угасла. Пионеры теории прогресса зачастую ощущали себя не столько учеными, сколько пророками и даже спасителями человечества, призванными ускорить грядущее, более счастливое, более прогрессивное состояние. Социальная действительность в 19–20 веках не всегда подтверждала оптимистические ожидания, заключенные в прогрессистском мировоззрении. Две мировые войны, глобальные кризисы, экзистенциальный вакуум — все это поколебало веру в лучшее будущее и стремление к нему.
📌 Причины разочарования в концепции прогресса. Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» (1976) перечисляет основные причины разочарования в концепции прогресса 👇
🔹 Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.
🔹 Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.
🔹 Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.
🔹 Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности — или обе вместе — способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.
📌 Направления критики. Среди философов различных школ можно выделить три направления критики учения о прогрессе 👇
1️⃣✍️ Сциентистское: теория прогресса ненаучна.
2️⃣🙏 Религиозно-философское: теория прогресса основана на ложных ценностях.
3️⃣👎 Критически-социологическое: теория прогресса неверна.
Рассмотрим подробно сциентистскую критику теории прогресса.
🧬 Сциентизм — философское направление, превозносящее величие научного знания и стремящееся превратить философию в строгую науку.
С точки зрения сциентизма, теория прогресса обладает двумя важными недостатками 👇
1️⃣ Она оперирует ценностными понятиями — «высшее состояние», «конечная цель», «лучшее будущее» и т.п..
2️⃣ Она принципиально нефальсифицируема — невозможно даже гипотетически опровергнуть утверждения этой теории при помощи каких-либо экспериментов. Сторонники прогресса всегда могут сказать, что эксперимент ничего не доказывает, что светлое будущее все равно обязательно наступит — надо только подождать.
Рассмотрим мнения нескольких мыслителей, критикующих теорию прогресса с точки зрения сциентизма 👇
⚖️ Огюст Конт, основоположник научной социологии, писал: «следует устранить эти пустые рассуждения и под понятием совершенствования (прогресса) мыслить лишь идею постоянного гармонического развития различных сторон человеческой природы сообразно законам эволюции».
🌿 Питирим Сорокин, который в ранние годы был сторонником сциентизма, критиковал понятие прогресса как «нормативное», предписывающее нам некоторые представления о том, что правильно, а что нет. Он тоже призывал заменить в социологии данное понятие нейтральным термином «эволюция».
🧱 Карл Маркс, будучи сам сторонником теории прогресса, предостерегал от некритического использования этого понятия: «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции».
📈 Владимир Ленин вслед за Марксом утверждал, что «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».
🔬 Карл Поппер считал, что понятие прогресса не позволяет формулировать проверяемые научные гипотезы. Он говорил, что законов развития общества в целом не существует, поэтому предсказывать будущее невозможно. В обществе существуют не законы, а тенденции, то есть статистически выражаемые направления социального изменения.
Теория прогресса изначально рождалась как отрицание христианской эсхатологии — учения о конце света. Но в 20 веке многие религиозные философы пришли к убеждению, что в эсхатологии больше смысла, чем в прогрессе. Посмотрим на их аргументы 👇
🔄 Прогресс — это подмена трансцендентного имманентным. В начале 20 века немецкий философ и теолог Эрнст Трёльч писал, что прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности».
🥕 Цель прогресса — состояние, которое никогда не сможет наступить. Русский религиозный философ Сергей Булгаков, пройдя в своих убеждениях путь «от марксизма к идеализму», пришел к выводу, что теория прогресса несет людям подмену ценностей. Она обещает смысл истории в бесконечном движении к высшему идеальному состоянию, но умалчивает о том, что это состояние в принципе никогда не сможет наступить. Идея прогресса похожа на морковку, которую привязывают на длинной палке перед носом осла, чтобы тот продолжал двигаться вперед.
☠️ Бесконечный прогресс есть торжество смерти, а не жизни. Получается, что каждое поколение проливает пот и кровь ради счастья следующего, а оно — ради еще более отдаленных поколений, и так до бесконечности. Наступит ли когда-нибудь время, когда можно будет не умирать ради будущего, а жить? Цитируя Достоевского, Булгаков вопрошает: неужели смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Примерно в том же ключе рассуждает Николай Бердяев: «суть общественного развития — не бесконечное умножение материальных благ, но просветление самого материального мира и воссоединение его с Богом».
После Второй мировой войны некоторые влиятельные мыслители, например, Теодор Адорно, выразили сомнения в реальности социального прогресса.
🔎 Критическая социология. Адорно был основателем Франкфуртской школы, методом которой стала «критическая социология». Она пыталась не просто изучать общество, но также изучать понятия и методы, с помощью которых мы изучаем общество. И она обнаружила, что чаще всего наша «оптика» рассмотрения общественного развития основана на ложных и вредных идеологических допущениях. Идея прогресса — одно из таких допущений.
🌿 Подавление природы человека. В работе «Диалектика Просвещения» (1947) Адорно и его коллега Макс Хоркхаймер пишут о том, что логическая и техническая «аппаратура подавления» внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Прогресс — не торжество свободы и разума, а усугубляющееся безумие тоталитаризма и «фашизоидного капитализма».
📺 Отмирание рефлексии. Адорно был убежден, что в ходе так называемого «прогресса» на самом деле осуществляется отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише. Идет формирование «массовой культуры» и «тоталитарного сознания» с целью обеспечить подходящую картину мира для человека в «управляемом обществе».
🙋🏻♂️ В этой части мы рассмотрели несколько направлений критики теории прогресса. Аргументы какого философа показались вам наиболее убедительными?
🙅🏻♂️ Может, критика теории прогресса не смогла изменить вашего мнения, и вы считаете, что человечество все-таки должно стремиться к прогрессу?
Ответы на тесты по теме Философия
Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит:
первичности материального и вторичности идеального
Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
Автор классического определения материи: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
Производство играет, по __________________, системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчества в сфере духовных ценностей.
Главное место в философии __________________ принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, микрокосме и мире символов.
Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена:
Принцип __________________ употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Использование моделей, технических средств, приборов — это:
Метод мышления, склонный к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый — это:
—>
__________________ — это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности.
Пространство и время не существуют как абсолютно самостоятельные, не зависимые от материи сущности; их характеристики относительны, будучи обусловлены движением и взаимодействием материальных объектов и систем, считали последователи __________________ концепции.
Вводит понятие «парадигма» для обозначения научной теории
Первый этап античной философии — ранняя классика или досократическая философия — датируется периодом
с VII по VI вв. до н.э
Для эпохи Возрождения характерен:
Философ, который верил в законы разума, находящие истину, — это:
Работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели, есть суть __________________ концепции истины.