протекционизм в истории россии
Протекционизм
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Содержание
Основные виды протекционизма
История протекционизма
Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту
Критика протекционизма
Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.
Цитаты
Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.
Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.
Борьба за протекционизм в России: от Михаила до Александра
Настоящий перелом в политике государства наступил при Петре Первом
А что же наша страна? Мы долго говорили о протекционизме в других странах, пора уже вернуться к родному Отечеству.
Разговор начался с того, что Мерик посоветовал нашему государю запретить вывоз смолы, то есть необработанного сырья, а потом от частного перешли к общему.
«Государи и власти не позволяют товар неприготовленный и неисправленный из своей земли отпускать и у людей своих промыслы отнимать. Из английской земли в прежнее время шерсть баранью вываживали в другие государства, а от этого в английской земле многие люди обнищали было; рассудив то дело поразумнее, Королевское Величество заказал (т.е. запретил. – прим. автора) шерсть вывозить из земли и тем опять бедных людей воскресил: сукно в своей земле делать велел и теперь лучше этих сукон ни в которых государствах не делают.
Этим и иноземных мастеров в английскую землю приняли, землю и подданных обогатили так, что славнее и богаче нашего государства не было между окрестными. И теперь недавно Королевское Величество заказал из английской земли белые сукна вывозить в другие государства, потому что прежде иноземцы наши сукна красили и оправляли, и от того богатели, и теперь это поворотилось к королевским подданным».
После этого Михаил Федорович созвал совет из купцов и спросил их мнение. И вот что интересно, те купцы, которые отстаивали интересы внешней торговли, категорически воспротивились идеям протекционизма.
Они говорили, что если экспорт смолы запретить, то на внутреннем рынке цена на нее упадет, и бюджет понесет убыток. Однако на совете присутствовали и те купцы, которые имели опыт руководства таможнями в Архангельске.
Иными словами, купцы предложили собирать пошлину не с продажи сырой смолы, а самим смолить канаты, их продавать заграницу и уже с этого взимать налог. Перед нами главный принцип протекционизма в действии: экспортируй не сырье, а готовый товар.
Царь Михаил Федорович продемонстрировал государственное мышление и принял сторону протекционистов. Экспорт смолы был резко ограничен. К сожалению, этот подход не распространили на другие сферы экономики, да к тому же иностранные оптовые торговцы имели право беспошлинной торговли в целом ряде русских городов.
Более того, из политических соображений правительство смотрело сквозь пальцы на то, как иностранные купцы путем сговора удерживали низкие цены на российские товары. Но все таки в некоторых принципиальных вопросах царь не уступал. Так, например, иностранцам запрещалась прямая торговля с Персией. Этот бизнес держали русские купцы, которые сами возили товары по Волге и Каспию, а потом перепродавали их западным европейцам.
Коммерческие связи России с Востоком были тесны даже на официальном уровне. Так например, Федот Котов был торговым представителем Михаила Федоровича в Персии. До нас дошли занимательные воспоминания Котова «О ходе в Персидское царство и из Персиды в Турскую землю ив Индию и в Ормуз, где корабли приходят». Из этой книги прекрасно видно, что торговые маршруты из России на Восток были хорошо известны и освоены нашими деловыми людьми.
Что только англичане ни делали, чтобы перехватить эту торговую артерию. Мерик и деньги казне предлагал, и беспроцентные кредиты купцам, и клятвенно обещал, что англичане не будут торговать теми товарами, которыми занимаются русские.
Михаил Федорович вновь созвал совет, на котором решили запросить у англичан очень солидную плату за транзит. Мерик заявил, что не располагает необходимыми инструкциями от своего правительства и ничего ответить не может. В итоге, не договорились. Вслед за англичанами приходили французы, датчане, голландцы и голштинцы, но безнадежно.
Следующий русский монарх Алексей Михайлович пошел дальше. Он отменил льготы для иностранцев, поставив их в равное положение с русскими купцами. А еще через некоторое время вышел указ, позволяющий зарубежным торговцам вести дела во внутренних городах России только по специальному разрешению, за которое взимались плата.
Обычно считается, что до Петра I Россия поставляла в Европу исключительно сырье. Это не так, задолго до царя-реформатора наша страна экспортировала на Запад мыло, кожаные варежки, кнуты, мачты, сукно и полотно.
По мнению иностранцев, Россия уже в те годы могла обойтись без импорта промышленной продукции, полностью обеспечив свои потребности собственным производством. Однако по некоторым причинам Алексей Михайлович не решился на столь крутые меры. Он дорожил сотрудничеством с западными государствами. А главное, в самой Москве существовала влиятельная купеческая партия, лоббировавшая свободную торговлю, поэтому протекционизм прививался очень медленно.
Настоящий перелом в политике государства наступил при Петре I. В 1717 году наш деятельный монарх побывал во Франции. Парижские мануфактуры его заинтересовали куда больше, чем придворные развлечения. Что очень важно, Петр интересовался не только техническим оснащением предприятий, не только технологиями производства, но и законами, регулировавшими их функционирование, а как мы знаем, во Франции тогда процветал кольбертизм.
Вернувшись домой, Петр разрешил беспошлинный ввоз сырья, но ограничил его вывоз, включая драгоценные металлы. Кроме того, для отечественных предприятий вводились налоговые льготы, а импорт готовых изделий, напротив, затруднялся, для чего вводились высокие пошлины.
Перед нами все тот же протекционистский рецепт, уже доказавший свою эффективность и в Англии, и во Франции. По мере развития русского кораблестроения вводились и льготы для торговли на русских судах, что было в духе идей Навигационного акта, о котором мы говорили в предыдущих статьях.
Кроме того, устанавливался жесткий надзор за качеством отечественных товаров, нарушителям грозил не только кнут, но и каторга. Правда, Петр уделял недостаточно внимания стимулированию экспорта промышленных изделий, и этим его экономические реформы существенно отличались от политики Кольбера.
Судя по всему, Петр исходил из того, что в первую очередь необходимо насытить внутренний рынок промышленными товарами, и на это были серьезные причины. Индустриализация шла такими колоссальными темпами, что действительно, отечественные запросы на готовые изделия были значительны.
Как и следовало ожидать шаги Петра вызвали недовольство иностранных коммерсантов. Как и во всяком новом деле, на первых порах нередко возникали ошибки. На этом и сыграли иностранцы, которые указывали на отдельные недочеты в таможенных правилах Петра, стараясь внушить руководству нашей страны мысль, будто бы неверен сам принцип протекционизма. Не стоит отрицать очевидного: контрабанда и коррупция на таможне действительно имели место.
Когда Петр умер, и не стало человека, способного держать в узде иностранных государственных советников, началось и отступление от протекционистских правил. Мало того, англичане добились для себя торговых льгот. Кое в чем экономические порядки откатились к временам Новоторгового устава.
Лишь при Елизавете Петровне Россия вновь вернулась на путь, проложенный Петром, и в 1757 году была принята система пошлин, в главных чертах повторившая ярко выраженный протекционистский тариф 1724 года. Правда, Елизавета Петровна разрешила вывоз драгоценных металлов при уплате незначительного таможенного сбора, но все же протекционизм постепенно утверждался.
К сожалению, не дремали и противники. В нашей стране, как и везде в мире, всегда находились влиятельные силы, заинтересованные в максимально свободной торговле.
Налицо замкнутый круг: если своя промышленность слаба, то необходимо вводить протекционизм, но именно слабость внутреннего производства не позволяет сформироваться влиятельному слою отечественных предпринимателей, которые бы могли добиться соответствующих законов.
В то же время лоббисты, которые получают доход от дешевого импорта, располагают деньгами и связями, которые употребляют на то чтобы отстаивать свои личные интересы. Им на руку играет и тот очевидный факт, что первые шаги новых отраслей всегда сопряжены с неудачами, поначалу и товары получаются дороже импортных, что вызывает недовольство потребителей. А тут еще и расцветает контрабанда.
Нужны годы для того, чтобы отечественная промышленность твердо стала на ноги и обеспечила внутренний рынок качественной и дешевой продукцией. А вот неудобства протекционистского тарифа потребитель чувствует буквально на второй день после повышения пошлины. Силы двух партий, условно говоря, импортеров и промышленников совершенно неравны. В результате протекционизм отменялся, и производство обваливалось.
Согласно дореволюционному исследователю Лодыженскому, на большинство товаров пошлина не превышала 30% от таможенной стоимости. В отдельных случаях пошлина повышалась до 200%, а импорт некоторые товаров и вовсе запрещался.
Беспошлинно или с минимальным обложением разрешалось привозить то, что Россия не производила в принципе. Например, лимоны, перец, пробковое дерево, миндальное масло. Поощрялся ввоз олова, хлопка, различных материалов, необходимых для русских заводов. Около четверти импорта облагалось пошлиной в 30%. Под это правило попали большинство тканей, кожаных, бумажных и железных изделий.
Что касается отечественного экспорта, то льготы предоставлялись готовым изделиям. Причем чем выше степень обработки сырья, тем ниже пошлина.
В 1782 году таможенные правила несколько изменили: снизили обложение привозного сырья, уменьшили торговые льготы англичанам, но вместе с тем были практически отменены запретительные меры.
Российская элита очень любила иностранные предметы роскоши, в результате чего их импорт резко возрос. Высшая власть обратила внимание на эту проблему и постаралась ограничить привоз дорогих товаров. А тут еще и подвернулся удобный повод: во Франции началась революция, и России ввела экономические санкции против нелегитимного режима.
В 1793 году Екатерина II полностью запретила импортно-экспортные операции с Францией. Под предлогом борьбы с реэкспортом французских товаров через другие страны, Россия ввела запрет не только на продукцию из Франции, но и вообще отменила ввоз многих предметов, причем необязательно относящихся к роскоши.
Фактически в России вновь ввели жесткий протекционистский тариф, признав ошибочность подходов, связанных с идеями свободного рынка. Как и следовало ожидать, это возмутилось английское правительство, но его протесты остались без внимания, и отечественная экономика получила мощный импульс для своего развития. Но вскоре императрица умерла, и многие ее начинания были свернуты.
Преемник Екатерины на царском престоле Павел I пошел на сближение с Францией и смягчил условия торговли с ней. Тариф, опубликованный в его правление, снижал уровень защиты российской промышленности до параметров, обозначенных в документе 1782 года. Через некоторое время Павел понял, что России необходимы строгие протекционистские меры и вообще запретил ввоз стеклянных изделий и стекла, фарфора, фаянса, шелковых, бумажных, льняных и пеньковых материй.
Затем последовал период политического сближения с Францией и в феврале 1801 году было объявлено о восстановлении с ней коммерческих отношений. В марте в результате государственного переворота Павла свергли и бразды правления перешли к Александру I.
Как известно, новый монарх увлекался идеями Адама Смита о свободной торговле. Сами придерживаясь протекционизма, англичане пытались убедить другие народы открывать собственные рынки. Министр коммерции граф Румянцев пытался убедить Александра в том, что предложения Смита нам невыгодны. Но царь настоял на своем, и вскоре появился проект нового тарифа, согласно которому самая высокая пошлина не могла превышать 20% от цены товара.
И вот тут в экономику вмешалась политика, на этот раз сыграв в пользу протекционизма. Европа вновь вступила в полосу войн. Торговые связи нарушились, Британия блокировала порты Франции, Наполеон в ответ организовал так называемую Континентальную блокаду Англии, и заставил Россию в этом участвовать.
Внешнеторговые обороты нашей страны резко сократились с 120 млн рублей в 1806 году до 83 млн рублей 1808 году. Стремясь оживить торговлю, царь поощрял купечество и сбавил на 50% пошлину на соль, если ее привозили на русских судах. Однако вскоре Наполеон потерпел поражение, и ничто уже не могло помешать Александру I осуществить свою давнюю мечту ослабить таможенную защиту российской экономики.
Тариф 1816 года и в особенности 1819 года четко отражал рыночно-либеральное мировоззрение императора. Поток ранее запрещенных товаров хлынул на российский рынок. Импорт взлетел с 177,1 млн рублей в 1819 году до 245,2 млн рублей в 1820 году. Александр I был либералом, но не был дураком. Ему хватило ума и мужества признать свою ошибку.
В марте 1822 года в России ввели очередной тариф, и с этого момента в течение двадцати последующих лет руководство нашей страны последовательно проводило в жизнь протекционистские идеи. О том, как это отразилось на экономике империи, мы поговорим в следующей статье.
Контроль импорта используется в различных формах для поддержания внутреннего производства государства. Обобщенно подобные меры называют протекционизмом (от английского «защита», «попечительство»). Среди разнообразных элементов подобной политики следует отметить повышение пошлин на ввоз иностранных товаров и поддержку местного производителя. Крайней формой протекционизма является полный запрет на ввоз определенных категорий товаров.
Протекционизм в экономике: понятие, суть политики
В современных экономических учебниках и научных публикациях протекционизм определяют как особую политику государства в сфере экономики, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Что такое протекционизм? В определении понятия указывается, что это особый комплекс действий во внутренней политике, целью которого является защита интересов государства, национальных производителей, охрана развивающихся отраслей национальной экономики от конкуренции со стороны иностранных государств. Более подробно рассмотреть суть понятия можно на конкретных примерах.
Протекционизм в экономике — это (простыми словами объяснить экономическую теорию довольно легко) отношения, в которые вступает государственный сектор с внутренними хозяйственными субъектами с одной стороны, внешними агентами для защиты долговременных экономических интересов государства — с другой. Целью экономической политики является формирование и поддержание условий для успешности национального производства, обеспечения независимости экономического развития, сохранения положения государства в мировой экономической системе.
В экономической теории политика протекционизма противопоставляется фритредерству — доктрине свободной торговли, которая предполагает открытые и свободные рыночные отношения между странами, снижение таможенных пошлин и невмешательство государства в частное предпринимательство. Сторонники протекционизма критикуют фритредерство с позиций улучшения демографических показателей и занятости населения, значительного роста национального производства, а оппоненты такой политики указывают на недостаточную свободу предпринимательства и нарушение защиты прав потребителей.
Политика протекционизма: конкретные действия государства
Для достижения основных целей политики в экономической сфере используется комплекс ограничительных мер. Обычно вводятся таможенные пошлины на ввозимые товары, торговое эмбарго (наложение запрета на ввоз другими странами товаров и услуг на территорию определенного государства) и импортные квоты, добровольное ограничение экспорта. Отдельный шагом является система обязательной сертификации товаров и услуг, административные барьеры (таможенные процедуры, длительные согласования и бюрократические запреты).
Для поддержки национального производителя вводятся субсидии для местных производителей, занимающихся экспортом товаров и выпускающих товары на внутренний рынок, компенсируется ряд расходов, вводится льготное кредитование и налогообложение, выпускаются гранты для поддержки определенных отраслей хозяйствования. Протекционизм в мировой экономике до недавнего времени предусматривал дискриминацию иностранных работников и инвесторов. В настоящее время чаще используются методы, которые в большинстве своем не вызовут порицания мировой общественности.
Все плавания коммерческого, пассажирского или торгового судна государства, придерживающегося политики протекционизма, осуществляются только судами под национальным флагом. При проведении коммерческих тендеров преимущество предоставляется местным товарам и услугам, государство делает закупки только у отечественных производителей. Распространенным методом протекционизма, который хорошо знаком обычным потребителям, является проведение патриотических кампаний в форме «Поддержи отечественного производителя!» или «Покупай только отечественное!».
В широком смысле слова протекционизм в экономике — это защита и поддержка науки, национального фондового рынка, финансовой системы. Специфические мероприятия государства при выборе такого пути развития направлены на усиление конкурентных возможностей отечественных предпринимателей, создание благоприятных условий для накопления отечественного капитала, предотвращение существующей или скрытой угрозы национальным экономическим интересам с внешней стороны и так далее.
Краткая история
Протекционизм силами Адама Смита на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков стали называть меркантилизмом, хотя историк П. Байрох уточнял, что с конца девятнадцатого века меркантилизм стали называть протекционизмом. Меркантилизм — это комплекс теорий, которыми обосновывалась необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов. В основном методы политики меркантилизма реализовались в форме протекционизма.
Термин ввел французский экономист А. Монкретьен, а широко начал использовать Адам Смит. Точно определить год основания школы протекционизма в экономике не представляется возможным. Смит активно критиковал опыт меркантилистов, которые отстаивали интересны крупнейших торгово-монополистических институтов, в частности Ост-Индской компании. Возникновение протекционизма связывают с Великобританией, позднее к подобным методам пришли во Франции, Италии и других государствах.
В восемнадцатом веке протекционизм в экономике — это признанная ведущими государствами Европы доктрина. В девятнадцатом веке на смену ей пришла доктрина свободной торговли. «Пионером» движения в этот раз снова была Великобритания. Но и тогда было множество представителей протекционизма (сторонников): Ф. Лист, А. Гамильтон, Ш. Дюпен, А. Мюллер, Г. Кэри и другие. В России крупнейшими сторонниками экономической политики были министры финансов в правительствах Александра III и Николая I, а также Дмитрий Менделеев.
В континентальной Европе повальный переход к политике протекционизма в экономике произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880 годов. Кризис закончился, а после этого во всех странах, проводивших политику протекционизма, начался активный рост. В США особенно активным протекционизм был между Гражданской (1865 год) и Второй мировой войнами (1945 год). В скрытой форме следовать данным методам в Европе и США продолжали вплоть до шестидесятых годов.
Ожидаемый положительный эффект протекционизма
По мнению множества исследователей, как теоретиков, так и практиков, протекционизм в экономике — это стратегия, которая ведет к устойчивому экономическому росту и развитию. В то же время свободная торговля способствует разрушению промышленности государства, обнищанию населения и экономическому упадку. Особенно явный негативный эффект ожидается, если фритредерство вводится в стране с недостаточно сильной национальной экономикой и промышленным комплексом. Так, чем больше страна отстает от ведущих, чем больше географических и климатических недостатков имеет, тем выше должны быть протекционистские барьеры для свободного развития национальной промышленности.
Ограничительные меры вводятся со следующими целями: защита от демпинга, обеспечение экономической и национальной безопасности, поддержка начинающих отраслей или новых товаров, сохранение отраслей промышленности, которые связаны с военно-промышленным комплексом, самообеспеченность страны, диверсификация производственного комплекса, увеличение занятости, сокращение внешнего дефицита, пополнение государственного бюджета за счет таможенных пошлин, обеспечение безопасности граждан за счет продажи товаров, производство которых контролируется государственными органами, увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг, восполнение расходов местного бюджета в связи с увеличившейся прибылью местных производителей.
Традиционные и современные виды протекционизма
Протекционизм в экономике — это верный путь к охране развивающихся отраслей национальной промышленности (характерно для ранних стадий капитализма) и эффективная защита наиболее развитых промышленных отраслей, завоевание внешних рынков различными путями (современный протекционизм).
Вообще, выделяют несколько форм протекционизма: скрытый (с помощью применения нетаможенных методов), коллективный (взаимная защита от нескольких стран), отраслевой (защита определенной отрасли) и селективный, то есть защита против конкретного государства. Хорошим примером последнего является игнорирование английских товаров в ходе национально-освободительной борьбы народов Индии.
К современным методам протекционизма причисляют зеленый (использование экологических норм) и местный (активная защита отечественного производителя). Однако местный протекционизм широко применялся еще в Российской Империи, так что ультрасовременным метод назвать сложно.
Стратегия введения протекционизма
Школа протекционизма в экономике доказывает конкретными примерами, что эта политика приносит положительный эффект. Наибольшая эффективность такой политики в экономике государства достигается при соблюдении следующих требований: сплошное обложение пошлинами всех импортных товаров; отказ от таможенного обложения импортных товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно в данном регионе; повышение пошлин и субсидий, единообразие применения импортных и экспортных пошлин по отношению ко всем субъектам хозяйствования.
Протекционизм в России: конкретные примеры из истории
Об импортозамещении и протекционизме в экономике России органы государственной власти впервые задумались еще в 1822 году, после сильнейшего финансового и экономического кризиса начала девятнадцатого века. В дальнейшем предпочтения государственных деятелей несколько раз кардинально менялись в ответ на усиление глобализационных процессов в международной торговле. При этом крайних форм ни протекционизм, ни политика активной свободной торговли в отечественной истории никогда не принимали.
Фридрих Лист стал очевидцем кризисных событий в России тех времен. По его свидетельствам, в 1821 году в национальной экономике наблюдался полный упадок, сельское хозяйство практически отсутствовало, фабрики объявляли себя банкротами, а промышленность простаивала. Такая ситуация привела к разочарованию царского правительства в политике либерализма в торговле между странами. В 1822 году был введен запрет на импорт около 1200 наименований продукции, а также полный запрет ввоза любых металлических изделий, некоторых тканей, сахара.
Политика протекционизма в России сохранялась в 1822-1856 годах. За этот период удалось полностью восстановить и вывести на современные для тех лет позиции текстильную и сахарную отрасли, машиностроение. Производство тканей выросло в тридцать раз, продукции машиностроения стало выпускаться в тридцать три раза больше, а количество заводов возросло с семи до девяноста девяти. В 1830-1860 годах произошел настоящий промышленный переворот, который похож на английскую техническую революцию второй половины восемнадцатого века.
Некоторые историки считают, что основным фактором, оказавшим воздействие на настолько стремительную индустриализацию, стал именно протекционизм в экономике Российской Империи того периода. Это привело к полнейшему изменению пути развития России. Страна не стала колонией в какой-либо форме (как многие государства Азии, Латинской Америки и Африки), а начала процесс независимого развития.
Применение методов протекционизма в западных странах
Европейские государства перешли к защите внутренних экономик после окончания Великой депрессии, которая пришлась на 1929-1930 годы. В Западной Европе уровень пошлин вырос с 25 % до 40 %, в США — с 37 % до 55 %. Однако это уже не смогло остановить активное падение производства. Быстрый подъем произошел на новом этапе протекционизма в истории западных государств. Экономика США после окончания мировой войны была вне конкуренции, а вот европейским государствам, с разрушенным в ходе военных действий промышленным комплексом, пришлось принимать более жесткие меры.
Показательно, что одновременно с периодом протекционизма в указанных государствах наблюдалось активное улучшение благосостояния, рост промышленности, ВВП. В США в 1940-1969 годах отмечался очень активный рост ВВП (в 3,7 раза). В ФРГ в 1948-1955 годах рост производства составил 600 %, а ежегодный прирост дохода — 12 %. В целом по Западной Европе темпы роста внутреннего валового продукта составляли 8 % для 1950-1970 годов. К шестидесятым безработица снизилась до 1,5 %, а в ФРГ — до 0,8 %. Исключительная роль политики протекционизма в активном росте и улучшении экономики государств Западной Европы признана ведущими экономистами.
Несколько аргументов в защиту протекционизма
Что такое протекционизм? В определении этого экономического термина в учебниках для вузов часто указывается, что ожидаемый положительный эффект достигается при введении полного комплекса мер. Политика защиты национальных интересов в экономике нашла множество сторонников и критиков. Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:
Критика протекционизма: что не нравится в этой модели
Протекционизм — концепция государственного участия в экономике — имеет достаточно противников, которые придерживаются мнения, что фритредерство гораздо полезнее для экономики и развития страны в целом. Важными моментами в спорах против протекционизма являются угроза монополизации и повышение стоимости импортных товаров, от чего могут страдать потребители. Довольно большое число западных экономистов считают, что подобная политика в экономической сфере негативно влияет на благосостояние и экономический рост, а свобода торговли оказывает положительный эффект.