прокуроры алтайского края история
История Прокуратуры Алтайского края
Прокуратура была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 г для надзора за законностью в деятельности органов государственной власти. Генерал-прокурор, «око государево», осуществлял надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат действовал в соответствии императорскими указами. Сам Генерал-прокурор подчинялся непосредственно императору.
В деятельность прокуроров также входило наблюдение за казной, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Позже было были закреплены полномочия и губернских прокуроров, которые следили также за истреблением взяток, охраняли «беспомощных лиц» в судах и пр.
С 1864 г. прокуратура из органа надзорного трансформирована отчасти в орган уголовного преследования (полицейское дознание, руководство действиями судебного следствия).
В таком виде прокуратура существовала до 1917 г., когда её совершенно упразднили. 28 мая 1922 г. дата воссоздания прокураторы с функциями надзора за законностью действий всех органов власти и граждан, уголовное преследование, наблюдение содержания заключенных и пр. Также с 1926 года начала действие военная прокуратура.
С момента своего создания прокуратура остается важнейшим гарантом обеспечения прав и свобод граждан и стражем законности и правопорядка.
Выставка отражает историю становления органов прокуратуры на Алтае, начиная с 1937 года. Представлены уникальные архивные документы и фотографии, вещественные доказательства, награды. Воссоздан кабинет прокурора начала XX века. Форменная одежда заслуженных сотрудников прокуратуры и многое другое.
Место проведения выставки: ул. Льва Толстого, 24
Действие выставки: с 1 по 27 июня 2021 года
История прокуратуры Алтайского края
«Сей чин яко око наше и стряпчий в делах государевых. «
Прокуратура России, учрежденная указом Петра I в 1722 году, была создана в эпоху реформирования государственности, как необходимый шаг к постоянному, повсеместному надзору и контролю от имени императорской власти за правильным и законным ходом управления страной, за действиями государственных учреждений на необъятной территории Российской Империи.
Прокуратура должна была стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые сами не в состоянии защитить свои права.
Как и в дореволюционный период, в современной истории функции прокуратуры видоизменялись.
После октября 1917 годаповсеместно ликвидировались органы старой власти. Прокуратура также была упразднена, но уже в мае 1922 годасессия ВЦИК приняла постановление «О прокурорском надзоре»и вновь учредила Государственную прокуратуру.
В этом же году была учреждена Алтайская губернская прокуратура.
В1925 году, в связи с организацией Сибирского края, утверждается положение о судоустройстве, закрепляющем образование Алтайской краевой прокуратуры. За ней закрепляются новые обязанности: непосредственный надзор и наблюдение за деятельностью органов следствия в области производства предварительного следствия, а также за деятельностью органов главного политического управления, участие в гражданском процессе в целях охраны интересов государства и граждан, общее наблюдение и согласование деятельности всех органов, ведущих борьбу с преступностью.
К 1937 годубыли организованы и действовали:судебно-следственный отдел, бюро жалоб, спецотдел, отделы гражданского и общего надзора. Через два года создаются уголовно-следственный и отдел учета и информации, а в 1940г.– отдел по надзору за деятельностью милиции.
Очередным шагом в развитии прокуратуры стало принятое 24 мая 1955г. «Положения о прокурорском надзоре СССР». Впервые было закреплено право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять надзор за законностью от имени государства. Прокуроры были обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы они не исходили. Положение закрепляло принцип независимости прокуратуры от каких либо местных органов власти, она подчинялась только Генеральному прокурору СССР.
Последним актом, закрепившим надзорные функции прокуратуры, стала конституция СССР 1977 года. Она закрепила положение о назначении прокуроров республик, краев и областей генеральным прокурором СССР. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялся Законом«О прокуратуре СССР».
Распад в 1991 году СССР, как государственного образования, и провозглашение суверенитета Российской Федерации привели к образованию новой прокурорской системы – «Прокуратуры Российской Федерации», как «единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
В советское времяпрестижность работы в прокуратуре поддерживалась партийным руководством – материальное и социальное обеспечение, моральная поддержка государства гарантировали стабильность кадров.
В 90-е годы все переменилось. На волне демократических преобразований, которые порой граничили с анархией, были «расшатаны» многие государственные институты, в том числе и прокуратура. Многие прокурорские полномочия поначалу были упразднены или урезаны, сужены пределы надзора. Был принижен статус работника прокуратуры, его правовое, материальное и социальное обеспечение. Начался отток специалистов. Некоторые законопроекты «О прокуратуре РФ», предлагавшиеся радикальными представителями Государственной Думы России предлагали исключить из ведения прокуратуры осуществление надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, участие прокуроров в гражданском и арбитражном судопроизводстве, ограничить их полномочия по разрешению жалоб и обращений граждан. Высказывались также идеи лишить прокуратуру следственного аппарата, в производстве которого находятся уголовные дела по фактам злоупотреблений в системе государственной службы, коррупции, умышленных убийств, бандитизма.
Однако в связи с разгулом преступности в стране судебно-правовая реформа была скорректирована и прокуратуре России возвращены почти все изъятые функции и полномочия. Сегодня деятельность российской прокуратуры осуществляется в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Существующие нормы права позволяют системе органов прокуратуры достаточно полно и эффективно решать задачи, направленные на защиту прав личности, общественных и государственных интересов. Действующая правовая база способствует осуществлению прокурорского надзора за единообразным толкованием и применением Законов на всей территории РФ, оперативному решению вопросов зашиты прав человека и граждан в уголовном и гражданском судопроизводстве.
ПЕРЕНЕС ВСЕ ИСПЫТАНИЯ
ОЧЕРК О ПЕРВОМ ПРОКУРОРЕ КРАЯ
Парадокс, но в этом море беззакония он оставался прокурором и требовал исполнения существующего закона, который в азарте классовой борьбы многими игнорировался.
В первую очередь это касалось органов НКВД. И здесь Позднякову пришлось столкнуться с начальником краевого управления НКВД Поповым, усердие которого на своем посту было отмечено орденом Ленина и избранием в депутаты Верховного Совета СССР.
Осенью 1937 года прокуратура края обнаружила грубое нарушение Поповым «Положения о выборах в Верховный Совет СССР». По его инициативе были созданы избирательные участки в тюрьмах. После вмешательства прокуратуры незаконные действия были пресечены, а Попов получил замечание.
В это же время в крае органы НКВД начали проводить массовые операции по «изъятию контрреволюционного элемента. Аресту подвергались люди, ни в чем не виновные, зачастую без санкции прокурора. Они голословно обвинялись в шпионаже, вредительстве, саботаже. Прокуратура в тот период являлась единственным органом, имевшим доступ к следственным материалам ОГПУ-НКВД.
С момента возбуждения таких уголовных дел до окончания следствия и разрешения их судебными органами, к подсудности которых они относились, все материалы должны были находиться в поле зрения прокуроров. В то же время прокурор практически был отстранен от надзора за расследованием по делам, рассматриваемым в так называемом внесудебном порядке («тройками», особыми совещаниями). Решения таких органов проверялись в исключительных случаях по жалобам репрессированных, крайне редко доходившим до прокуроров.
После проверки этого сообщения прокуратурой края был поставлен вопрос перед Поповым и военным прокурором пограничных и внутренних войск НКВД о привлечении к судебной ответственности за грубые нарушения законности начальника Косихинского районного отдела НКВД Дружинина.
Вместо того, чтобы наказать своего подчиненного, Попов предоставил краевому прокурору фальшивую справку о том, что прокурор Ермолаев является участником контрреволюционной правотроцкистской организации. Поздняков в санкции на арест Ермолаева отказал, потребовав конкретно обосновать его виновность. Впоследствии это было поставлено ему в вину.
В июне 1938 года прокуратура края вскрыла незаконные аресты Кочковским РО НКВД 38 человек, а также создание провокационного дела против восьми ни в чем не повинных работниц Бийской текстильной фабрики и освободила из-под стражи арестованных.
На заседаниях «тройки» Поздняков предъявил вполне обоснованные требования ознакомить его предварительно со следственными делами и отдельные материалы отказался подписывать. Это вызвало раздражение не только Попова, но и секретаря крайкома партии Гусева, возглавлявшего «тройку».
О всех нарушениях законности со стороны органов НКВД Поздняков информирует краевые власти и прокурора СССР, требует усиления надзора за органами НКВДсо стороны районных прокуроров.
Попов принимает решение убрать прокурора со своего пути. Он готовит лживый донос в Прокуратуру СССР. 22 июня 1938 года помощник Прокурора СССР Фаркин санкционирует арест Позднякова.
Среди прочего, ему ставятся в вину установки районным прокурорам перед санкционированием арестов лично допрашивать свидетелей и обвиняемых, освобождать необоснованно содержащихся под стражей, что дискредитировало органы НКВД и противодействовало их работе.
До ареста Поздняков в духе того времени подвергается критике на партийной конференции, в краевой печати.
22 июня 1938 года в 11 часов вечера Попов приглашает Позднякова к себе в кабинет и объявляет, что тот является членом контрреволюционной организации, и дает указание увести его в камеру. Утром Попов скомандовал своим подручным: «Возьмите от меня этого бандита и допрашивайте, как кулака». Это означало избиения, издевательства, мучения.
В суде Поздняков рассказывал: «Салтымаков (начальник отделения НКВД края) привел меня в свой кабинет, сел за стол, а мне скомандовал:
— Не понимаю, почему я должен стоять?
— Я приказываю: стойте!
После этих слов бесстрастные строки протокола судебного заседания фиксируют: подсудимый плачет. Мужеству Позднякова приходится удивляться. С гневом и возмущением он не только все отрицает, но и активно защищается. Но издевательства, постоянное давление подтачивают его силы.
Бывший прокурор Волчихинского района Надеин в суде рассказал: «Я увидел Позднякова в ноябре. Он стоял, но ходить не мог, ноги у него были опухшие, сандалии разорвались, потому что ноги были как чурки, он был уже получеловеком».
Поздняков продержался месяц и три дня. После этого дал «нужные» показания.
Вместе с ним были арестованы его заместители И.Смекалов и К. Мокиевский, работники аппарата и 10 районных прокуроров.
Свидетель обвинения Александров, уличая Позднякова, показал в суде: «Я расследовал дело об огромных убытках и грубых действиях директора МТС с рабочими. Я убедился, что его нужно привлечь по ст. 58-7 (вредительство), причем этот директор оказался из кулаков. Для того, чтобы не быть голословным, запросил документ, мне прислали справку о соцпроисхождении его, и я доложил Позднякову. Поздняков говорит: «Ничего подобного. Нужно привлечь по ст. 109 (злоупотребление властью). Справка ничего не дает, будем судить по ст. 109». Я запросил вторично и доложил ему. Он мне сказал: «Предайте суду по ст. 109», и направил в народный суд».
Наконец, через восемь месяцев следствие было закончено. Попов сам утвердил обвинительное заключение, и дело было направлено в суд.
В суде ни Поздняков, ни другие прокуроры виновными в предъявленном обвинении себя не признали. Заявили, что подвергались во время следствия издевательствам, что протоколы допросов и других следственных действий фальсифицированы. Они активно разоблачали недостатки следствия, уличали Попова и его подчиненных в нарушении закона.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что следствие проведено неполно, с нарушением закона, и отправил его на дополнительное расследование. В ноябре 1939 года следствие завершилось постановлением о прекращении уголовного дела по обвинению Н.Позднякова и других прокуроров за отсутствием события преступления. Все они были из-под стражи освобождены.
Впоследствии в суде бывший работник управления НКВД края Степанов показал: «Арест Позднякова имел целью устранить человека, много знавшего о беззакониях НКВД, а потому представлявшего опасность для чекистов и в первую очередь для Попова: мог разоблачить и уже пытался это сделать. На заседаниях «тройки» со стороны Позднякова были попытки повлиять на вынесение приговоров. Но Попов вместе с Гусевым, не считаясь с ним, определяли подсудимым высшую меру наказания. Об этом мне в циничном тоне передавал начальник 1-го спецотдела Данилов, секретарь «тройки».
Одновременно с прекращением дела расследовавший его старший помощник военного прокурора Сибирского военного округа Киреев возбудил уголовное преследование против начальника 2 отделения 4 отдела УНКВД края Салтымакова и помощника начальника 4 отдела Юркина за фальсификацию материалов следствия и применение при допросах незаконных мер, решил вопрос об их аресте,
28 мая 1941 года они предстали перед военной коллегией Верховного Суда СССР. Начальник 4 отдела УНКВД Перминов, а также его подчиненные Салтымаков, Юркин, Лазарев, Смольников и Каменских были приговорены к расстрелу. Еще раньше, 28 января 1940 года, перед военной коллегией Верховного Суда СССР предстал Попов. За совершенные злодеяния его приговорили к расстрелу. В тот же день приговор привели в исполнение.
9 июля 1996 года прокурор Алтайского края, изучив материалы архивного уголовного дела по обвинению Позднякова Н.Я. и других, признал, что на него распространяется действие Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку он подвергся репрессиям по политическим мотивам.
Умер Нил Яковлевич Поздняков 17 января 1972 года.
Не разочаровался: прокурор Алтайского края Антон Герман дал первое интервью после назначения
В июле 2021 года президент России назначил нового прокурора Алтайского края. Им стал уроженец Омска Антон Герман, ранее занимавший должность заместителя прокурора Сахалинской области. О проблемах края, громких коррупционных делах, своей семье и многом другом он рассказал в интервью представителям Сибирской медиагруппы – Андрею Абрамову и Виктории Крахмалевой.
Фото: Виталий Барабаш
Рост преступности – налицо
– Антон Андреевич, расскажите о себе, своей семье, почему вы решили связать жизнь с прокуратурой?
– Я родился в Омске в 1978 году, но основную часть детства прожил на Северном Кавказе. В 1991 году наша семья снова вернулась в Омск, где я окончил Омскую академию МВД РФ и поступил на службу в органы прокуратуры.
Еще обучаясь в высшем учебном заведении, меня привлекло разнообразие задач и функций прокуратуры. Это дает возможность получить широкие компетенции практически по всему спектру юридической профессии. Полномочия прокуратуры затрагивают практически все сферы общественной жизни. За время работы в органах прокуратуры я прошел все направления надзора, получив бесценный опыт.
– Вы первый в семье, кто пошел в эту сферу? Или была наследственность?
– Нет, в эту стезю пошел только я. Отец с братом – военные.
– А жена чем занимается?
– Супруга пока не работает. Занимается бытовым обустройством на новом месте.
– Вы уже успели пожить некоторое время в Алтайском крае, присмотреться. Есть ли тут криминальная специфика? И вообще бывает ли такое, когда в одном регионе больше убивают, в другом – воруют?
– В Сахалинской области совершают больше преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Этому способствует географическое положение и наличие полезных ископаемых. Что касается Алтайского края, какой-то специфики преступности, которая бы сильно отличала нас от других регионов, на самом деле не видно. Единственное, что обращает внимание, это рост преступлений с использованием телекоммуникационных технологий. Здесь, к сожалению, динамика роста существенная.
На сегодняшний день мероприятия по правовому просвещению, которые мы проводим, дают определенные результаты, но сейчас такие преступления составляют 27 % общего удельного веса преступности, а 10 лет назад их в принципе не было. Это серьезная проблема еще и потому, что раскрываемость таких преступлений недостаточна – 14 % в текущем году. И отсюда другая проблема – это восстановление прав потерпевших, возмещение имущественного вреда.
Если преступление не раскрыто, мы все прекрасно понимаем, что о возмещении ущерба, к сожалению, мы говорить не можем.
Фото: Виталий Барабаш
– Это потому что не научились раскрывать?
– Здесь две составляющих. И недостатки деятельности органов правопорядка, и современные возможности, которые используются в неправомерных целях и затрудняют установление и идентификацию лица, совершившего преступление. Положительные примеры есть. Устанавливаются лица, привлекаются к уголовной ответственности, но, конечно, надо это делать намного чаще.
Работа над ошибками
– Замгенпрокурора Дмитрий Демешин в феврале текущего года приезжал в Алтайский край и критиковал деятельность нашей прокуратуры. Вы провели какие-то преобразования, сформировали команду? Костяк команды – те, кто работал с вашим предшественником или вы с собой привели людей?
– У нас работают квалифицированные специалисты, поэтому буду опираться на уже сформированный коллектив.
Кадровый вопрос в регионе решен: ведомство почти полностью укомплектовано, проводится постоянная планомерная работа по формированию кадрового резерва из молодых специалистов.
Что касается претензий со стороны руководства, мы провели организационные мероприятия и перед коллективом поставили задачи по усилению надзорной деятельности, приняли кадровые точечные решения.
– За последние два года у нас было достаточно коррупционных резонансных дел в отношении представителей власти. По двум последним делам вынесли условные сроки и штрафы. Со стороны прокуратуры вы довольны таким результатом? Достаточно ли такого наказания? Может, стоит двинуться в сторону Китая, где коррупционеров расстреливают?
– Рассуждая об этом, нужно сначала все-таки говорить о том, что важна не столько суровость наказания, сколько его неотвратимость. Это другая сторона медали, но она не менее важна. Если бы все решения по борьбе с преступностью лежали бы в плоскости усиления карательных мер, я думаю, преступность мы бы победили уже давно. Тогда не нужна бы была наука уголовного права. Нужно оценивать все вопросы в совокупности.
Мы абсолютно заинтересованы том, чтобы наказание в полном объеме соответствовало преступлению, которое совершено, личности самого человека и тем действиям, которые им совершены для возмещения ущерба и заглаживания вреда.
Фото: Виталий Барабаш
– А если говорить конкретно об уголовном деле Стеллы Штань, Ирины Долговой и других чиновниках?
– В отношении Ирины Долговой дело рассматривалось в особом порядке, в связи с заключением досудебного соглашения. Стеллы Штань – в общем порядке. Конечно, суд при принятии решении учел все обстоятельства дела, в том числе наличие смягчающих, отягчающих обстоятельств, поведение до и после преступления, возмещение ущерба. Мы изучали приговоры по этим делам и оснований для того, чтобы оспорить их, не нашли. Вы должны понимать, что дача и получение взятки – другая степень общественной опасности, более серьезная.
– Это вы про Сергея Демина (осужденного экс-замглавы Барнаула – прим.ред.)?
– Да. Совершено особо тяжкое преступление – крупная взятка.
– Расскажите подробнее об особом порядке рассмотрения уголовных дел в суде. Складывается впечатление, что особый порядок – новая индульгенция для коррупционеров. Действительно это так?
– Давайте разделим особый порядок как таковой и те преференции, которые дает досудебное соглашение. В соответствии с уголовно-процессуальным законом, особый порядок применяется только по отношению к делам небольшой и средней тяжести.
Возможность рассмотрения дела в особом порядке есть для лиц, с которыми заключены досудебные соглашения. Эта норма предусмотрена законом как раз для повышения и усиления работы по выявлению коррупционных преступлений.
Рассматривать это как индульгенцию нельзя, потому что наказание лицу все равно назначается. Во-вторых, это единичные случаи. Если брать по рассмотренным делам, которые на слуху у всех жителей региона, то это только Ирина Долгова.
Когда мы заключаем досудебное соглашение, это не означает, что дело будет рассмотрено в особом порядке. По итогам расследования мы оцениваем все обстоятельства. Если человек на себя берет обязательства сообщить дату, время, место и иные обстоятельства совершения конкретного преступления, мы смотрим, каким образом этот пункт досудебного соглашения он исполнил, какие сведения он предоставил, какие документы выдал, каким образом способствовал установлению и доказыванию вины.
– Существует ли на сегодняшний день межведомственная конкуренция по громким делам? Или вы работаете в тандеме?
– Никакой конкуренции между правоохранительными органами в принципе нет. Есть взаимодействие, основой для которого являются полномочия органов прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это наша работа.
– Вы уже пообщались с руководителями алтайских ключевых силовых ведомств?
– Конечно, мы уже познакомились и пообщались, провели координационные совещания.
Прокуроры тоже дружат
– Антон Андреевич, вы уже более двадцати лет занимаетесь правоохранительной деятельностью, варитесь в этой каше. У вас не бывает разочарования от того, что всех преступников переловить невозможно? Недаром говорят, что одну голову отрубил, три на ее месте выросло…
– Разочаровываться – не про мой характер. Если что-то не получилось, перестроился, поработал над ошибками, двигаюсь дальше. Когда видишь результат восстановления прав жителей (а таких судебных решений тысячи), ты не можешь разочароваться. Надо исходить из того, насколько успешно мы можем решать поставленные перед нами задачи.
Фото: Виталий Барабаш
– Есть пословица, что у прокурора не может быть друзей. Как вам удается совмещать работу и личную жизнь, держать равноудаленную дистанцию?
– Друзья есть у каждого. В том числе, и у меня. Мои друзья – коллеги, с которыми я учился, проходил службу во время работы в органах прокуратуры. Нас не связывает ничего по работе.
Здесь я встречаюсь со многими профессионалами, и никто ни от кого не зависит. Мы работаем во взаимодействии. Но я с вами согласен, что прокурор должен быть свободен от каких-то личных отношений при принятии решений.
– Вы были во многих городах, есть с чем сравнить. Как вам Барнаул?
– Барнаул – красивый, хороший сибирский город. Комфортный для проживания. Я для себя даже отметил его некую схожесть с Омском. Мне здесь понравился исторический центр, где можно погулять семьей, полюбоваться домами. Самое главное, что везде, где мне приходилось работать, в том числе и в Барнауле, живут отзывчивые, добрые, профессиональные люди.
– Антон Андреевич, расскажите, есть ли у вас хобби и вообще свободное время?
– Пока свободного времени нет. Когда появляется минута, провожу время с семьей, занимаюсь спортом.
– Как ваша семья относится к «кочевому» образу жизни? Ведь силовиков часто ротируют…
– Жить можно где угодно, главное – вместе. В нашей семье не возникает споров: ехать или нет. У нас полное взаимопонимание.