прокофьев симфония концерт для виолончели история
Прокофьев С. Симфония-концерт ми минор для виолончели с оркестром, ор.125
Сергей Прокофьев. Симфония-концерт ми минор для виолончели с оркестром, ор.125
Andante
Allegro quisto
Andante con moto
Симфония-концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное произведение С.Прокофьева, созданное при ближайшем участии Мстислава Ростроповича. Впервые оно было исполнено в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом филармонического оркестра в первый и последний раз в своей жизни стоял Святослав Рихтер: «. Это было что-то вроде эмоционального шока. Ростропович, длинный и худой как щепка, вышел на сцену стремительно, выставив вперед виолончель как победительную хоругвь, а за ним — элегантный Рихтер, гордо несущий свою лобастую голову. Мне показалось удивительно ярким само сценическое действо: как Ростропович садится на стул, с каким загадочным выражением лица, с какой страстью обнимает свою виолончель, с какой экспрессией и преданностью, влюбленностью в каждый звук начинает играть. И приходило ощущение прорыва куда-то за горизонты музыки будущего, ощущение тревожно и радостно бьющегося пульса иной жизни, хотя новая музыка Прокофьева порой казалась неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет, дающей виолончели голос огромной „концертной» силы и музыкального ораторства.
С какой-то сверхъестественной силой Слава Ростропович сблизил и сроднил творческую мысль Прокофьева с этим «сумасшедшим инструментом», подвигнул новаторскую фантазию композитора на целую реформу, превратившую Концерт в Симфонию-концерт, а виолончель — в инструмент-гигант, с новой обширной ярко концертной палитрой красок. Симфонию-концерт в ее окончательном виде ждал посмертный успех, когда Ростропович играл ее в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне, Москве в 1950—1960-е годы. Долгое время он оставался ее единственным исполнителем. И только постепенно Симфония-концерт вошла в репертуар некоторых его учеников и зазвучала в залах Конкурса имени П.И. Чайковского, где виолончельное жюри возглавил его организатор Мстислав Ростропович». (Тамара Грум-Гржимайло «Слава и Галина: Симфония жизни»)
Белорусская государственная филармония
Свидетельство о Государственной регистрации №970 от 31.08.2000 г. выдано Минским городским исполнительным комитетом.
Наш адрес:
пр. Независимости, 50, 220005 г. Минск, Беларусь.
E-mail filarmoniya@kultura.by
Касса:
+375 17 396 16 17,
+375 17 284 67 01
Отдел реализации билетов:
+375 17 374 34 33,
+375 17 366 76 92 тел/факс,
+375 17 396 73 57
Долгое время Симфония-концерт считалась невыполнимой. Несмотря на то, что многие виолончелисты сегодня могут играть на ней, она по-прежнему остается серьезной проблемой для любого виолончелиста.
История
Смотрите также
Записи
Концерт для виолончели ми минор, Op.58
Виолончелист | Оркестр | Дирижер | Записывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|---|
Роджер Альбин | Оркестр Ченто Соли | Рудольф Альберт | Club Français du Disque | 1960 г. | LP |
Кристина Валевска | Национальный оркестр Монте-Карло | Элиаху Инбал | Philips | 1973 | LP |
Янош Старкер | Филармония | Вальтер Зюскинд | Классика EMI | 1995 (1957 LP) | компакт диск |
Александр Ивашкин | Российский Государственный Симфонический Оркестр | Валерий Полянский | Chandos Records | 2003 г. | компакт диск |
Альбан Герхардт | Бергенский филармонический оркестр | Эндрю Литтон | Hyperion Records | 2008 г. | компакт диск |
Стивен Иссерлис | Симфонический оркестр Франкфуртского радио | Пааво Ярви | Hyperion Records | 2013 | компакт диск |
Обратите внимание, что виолончелист / композитор / дирижер Роджер Альбин (1920–2001) был первым, кто записал полную, неразрезанную оригинальную партитуру.
Прокофьев симфония концерт для виолончели история
Творческий облик Прокофьева.
Особенности:
— установка на новаторство
— оптимистическая концепция (обращение к образам детства; оптимистические концепции произведений – симфоний, сонат, концертов, активный, энергичный характер финалов).
Стиль
Среди множества направлений 20 века Прокофьеву были близки неоклассицизм и конструктивизм. Отрицательно относился к импрессионизму: «…слишком мало мяса» или «Клод Дебюсси – сплошной желатин».
Конструктивизм, утверждающий приоритет формы, конструкции и одновременно выхолащивание эмоций, особенно ярко проявился в зарубежный период творчества. Одна из кульминаций этого периода – балет «Стальной скок» с его стальными молотами. Однако Прокофьев использует приемы конструктивизма и в дальнейшем, например, изображая злую силу механистичной, с гиперболизированным ритмом (тема крестоносцев, тема войны из «Войны и мира» и т.д.)
Неоклассицизм:
— обращение к старинным танцевальным жанрам (менуэт, гавот, галоп)
— четкость структурных граней,
— подчеркнутая опора на тонику
— широкое использование диатоники
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
Прокофьев — лучшее в интернет-магазине OZON.ru
На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.
С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.
Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он
им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.
Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой
Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века — К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности», «Сказки старой бабушки» для фортепиано).
Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».
Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, с
Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.
15 и 17 апреля 1918 г. состоялись первые концерты Прокофьева в Советской России. На них присутствовал Луначарский, первый нарком просвещения, с большой симпатией относившийся к музыке молодого композитора. К нему-то и обратился Прокофьев через Горького и Бенуа с просьбой разрешить поездку за границу.
«Очаровательные крутые и зеленые горы чередовались с полями, разбитыми на крошечные квадратики и так любовно и тщательно возделанными, что, право, не мешало бы нашим товарищам с их земельным вопросом покататься по Японии!!» (запись от 31 мая 1918 г.).
После недолго пребывания в Японии, Прокофьев отправился в США, где жил до 1922 г. Затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 г. поселился в Париже.
Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе К. Гоцци (1919 г.; поставлена в Чикаго в 1921 г.), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепьяно (1920 г.), концерт №3 для фортепьяно с оркестром (1921 г.), соната №5 для фортепьяно (1923 г.). Грандиозным размахом отличается симфония №2 (1924 г.).
Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность композитора.
Весной 1921 г. Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев. » «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы. Это не музыка, а звуковой стальной трест. »
И несмотря на это, имя композитора стало приобретать немалую известность на Западе. Он общался с С. Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, А. Матиссом, Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини, продолжил сотрудничество с Дягилевым.
Но постепенно мысль о возвращении стала посещать его все чаще и чаще. «Ехать — не ехать в Россию», пишет он в своем дневнике 31 мая 1929 г.
После премьеры «Симфонической песни», когда на Прокофьева набросилась критика, Серж Море пытался поддержать друга, на что композитор ответил: «Вы плохой критик. Потому что вы, по-моему, предпочитаете музыкантов музыке. Я скажу вам правду. Я не могу жить в изгнании. Мои земляки и я носим землю с собой; конечно, не всю, а только совсем немного — ровно столько, сколько сначала делает лишь чуть больно, потом все больше, больше и больше, пока не сломит. Я должен вернуться. »