прокофьев симфония концерт для виолончели история

Прокофьев С. Симфония-концерт ми минор для виолончели с оркестром, ор.125

Сергей Прокофьев. Симфония-концерт ми минор для виолончели с оркестром, ор.125
Andante
Allegro quisto
Andante con moto

Симфония-концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное произведение С.Прокофьева, созданное при ближайшем участии Мстислава Ростроповича. Впервые оно было исполнено в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом филармонического оркестра в первый и последний раз в своей жизни стоял Святослав Рихтер: «. Это было что-то вроде эмоционального шока. Ростропович, длинный и худой как щепка, вышел на сцену стремительно, выставив вперед виолончель как победительную хоругвь, а за ним — элегантный Рихтер, гордо несущий свою лобастую голову. Мне показалось удивительно ярким само сценическое действо: как Ростропович садится на стул, с каким загадочным выражением лица, с какой страстью обнимает свою виолончель, с какой экспрессией и преданностью, влюбленностью в каждый звук начинает играть. И приходило ощущение прорыва куда-то за горизонты музыки будущего, ощущение тревожно и радостно бьющегося пульса иной жизни, хотя новая музыка Прокофьева порой казалась неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет, дающей виолончели голос огромной „концертной» силы и музыкального ораторства.
С какой-то сверхъестественной силой Слава Ростропович сблизил и сроднил творческую мысль Прокофьева с этим «сумасшедшим инструментом», подвигнул новаторскую фантазию композитора на целую реформу, превратившую Концерт в Симфонию-концерт, а виолончель — в инструмент-гигант, с новой обширной ярко концертной палитрой красок. Симфонию-концерт в ее окончательном виде ждал посмертный успех, когда Ростропович играл ее в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне, Москве в 1950—1960-е годы. Долгое время он оставался ее единственным исполнителем. И только постепенно Симфония-концерт вошла в репертуар некоторых его учеников и зазвучала в залах Конкурса имени П.И. Чайковского, где виолончельное жюри возглавил его организатор Мстислав Ростропович». (Тамара Грум-Гржимайло «Слава и Галина: Симфония жизни»)

Белорусская государственная филармония

Свидетельство о Государственной регистрации №970 от 31.08.2000 г. выдано Минским городским исполнительным комитетом.
Наш адрес:

пр. Независимости, 50, 220005 г. Минск, Беларусь.

E-mail filarmoniya@kultura.by

Касса:

+375 17 396 16 17,
+375 17 284 67 01

Отдел реализации билетов:

+375 17 374 34 33,
+375 17 366 76 92 тел/факс,
+375 17 396 73 57

Источник

Долгое время Симфония-концерт считалась невыполнимой. Несмотря на то, что многие виолончелисты сегодня могут играть на ней, она по-прежнему остается серьезной проблемой для любого виолончелиста.

История

Смотрите также

Записи

Концерт для виолончели ми минор, Op.58

ВиолончелистОркестрДирижерЗаписывающая компанияГод записиФормат
Роджер Альбин Оркестр Ченто Соли Рудольф Альберт Club Français du Disque1960 г.LP
Кристина Валевска Национальный оркестр Монте-Карло Элиаху Инбал Philips1973LP
Янош Старкер Филармония Вальтер Зюскинд Классика EMI1995 (1957 LP)компакт диск
Александр Ивашкин Российский Государственный Симфонический Оркестр Валерий Полянский Chandos Records2003 г.компакт диск
Альбан Герхардт Бергенский филармонический оркестр Эндрю Литтон Hyperion Records2008 г.компакт диск
Стивен Иссерлис Симфонический оркестр Франкфуртского радио Пааво Ярви Hyperion Records2013компакт диск

Обратите внимание, что виолончелист / композитор / дирижер Роджер Альбин (1920–2001) был первым, кто записал полную, неразрезанную оригинальную партитуру.

Источник

Прокофьев симфония концерт для виолончели история

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

Творческий облик Прокофьева.
Особенности:
— установка на новаторство
— оптимистическая концепция (обращение к образам детства; оптимистические концепции произведений – симфоний, сонат, концертов, активный, энергичный характер финалов).

Стиль
Среди множества направлений 20 века Прокофьеву были близки неоклассицизм и конструктивизм. Отрицательно относился к импрессионизму: «…слишком мало мяса» или «Клод Дебюсси – сплошной желатин».
Конструктивизм, утверждающий приоритет формы, конструкции и одновременно выхолащивание эмоций, особенно ярко проявился в зарубежный период творчества. Одна из кульминаций этого периода – балет «Стальной скок» с его стальными молотами. Однако Прокофьев использует приемы конструктивизма и в дальнейшем, например, изображая злую силу механистичной, с гиперболизированным ритмом (тема крестоносцев, тема войны из «Войны и мира» и т.д.)
Неоклассицизм:
— обращение к старинным танцевальным жанрам (менуэт, гавот, галоп)
— четкость структурных граней,
— подчеркнутая опора на тонику
— широкое использование диатоники

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

Прокофьев — лучшее в интернет-магазине OZON.ru

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века — К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности», «Сказки старой бабушки» для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, с

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть фото прокофьев симфония концерт для виолончели история. Смотреть картинку прокофьев симфония концерт для виолончели история. Картинка про прокофьев симфония концерт для виолончели история. Фото прокофьев симфония концерт для виолончели история

15 и 17 апреля 1918 г. состоялись первые концерты Прокофьева в Советской России. На них присутствовал Луначарский, первый нарком просвещения, с большой симпатией относившийся к музыке молодого композитора. К нему-то и обратился Прокофьев через Горького и Бенуа с просьбой разрешить поездку за границу.

«Очаровательные крутые и зеленые горы чередовались с полями, разбитыми на крошечные квадратики и так любовно и тщательно возделанными, что, право, не мешало бы нашим товарищам с их земельным вопросом покататься по Японии!!» (запись от 31 мая 1918 г.).

После недолго пребывания в Японии, Прокофьев отправился в США, где жил до 1922 г. Затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 г. поселился в Париже.

Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе К. Гоцци (1919 г.; поставлена в Чикаго в 1921 г.), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепьяно (1920 г.), концерт №3 для фортепьяно с оркестром (1921 г.), соната №5 для фортепьяно (1923 г.). Грандиозным размахом отличается симфония №2 (1924 г.).

Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность композитора.

Весной 1921 г. Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев. » «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы. Это не музыка, а звуковой стальной трест. »

И несмотря на это, имя композитора стало приобретать немалую известность на Западе. Он общался с С. Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, А. Матиссом, Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини, продолжил сотрудничество с Дягилевым.

Но постепенно мысль о возвращении стала посещать его все чаще и чаще. «Ехать — не ехать в Россию», пишет он в своем дневнике 31 мая 1929 г.

После премьеры «Симфонической песни», когда на Прокофьева набросилась критика, Серж Море пытался поддержать друга, на что композитор ответил: «Вы плохой критик. Потому что вы, по-моему, предпочитаете музыкантов музыке. Я скажу вам правду. Я не могу жить в изгнании. Мои земляки и я носим землю с собой; конечно, не всю, а только совсем немного — ровно столько, сколько сначала делает лишь чуть больно, потом все больше, больше и больше, пока не сломит. Я должен вернуться. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *