прокачивать навыки сценической речи
Упражнения по сценической речи: варианты тренингов и техник для работы над актерской дикцией
Многим людям жизненно важно знать, что их услышали и поняли. В публичных профессиях это одно из основных требований. Сценическая речь и упражнения на дикцию в таком случае становятся насущной необходимостью и красивое, образное, правильное произношение хорошо поставленным голосом составляет половину успеха. Но от природы подобное богатство не дается. Это результат длительных и упорных тренировок, которые требуют не меньше силы воли и напряжения, чем выдающиеся спортивные достижения. Если предстоит работа с аудиторией, планируется преподавательская деятельность, работа психолога-консультанта другие похожие по профессиональным требованиям направления, то стоит позаботиться о приобретении навыка красивого монолога заранее. Освоить навыки можно в любом возрасте.
Что такое сценическая речь
Одно из основных профессиональных средств выразительности актера неразрывно связано с такими понятиями, как дыхание, дикция, эмоции. Предусматривается переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству людей, к выразительному яркому звучанию голоса. Также важна правильная расстановка смысловых акцентов, умение держать паузу и другие тонкости, позволяющие удерживать внимание слушателей длительное время. Мастерство говорить раскрывает огромные возможности для убеждения, передачи самой сути. Наиболее опытные ораторы вполне обходятся без микрофона, легко посылая звучание до последних рядов зала.
В чем особенность сценической речи
Сравнивать профессиональное произношение с бытовым разговором, все равно, что поставить рядом домашний халат и бальное платье. Вроде бы оба предмета относятся к одежде, но отличия кардинальные. Основные признаки публичного вещания:
Приобрести основные навыки можно в любом возрасте. Естественно, что для детей курсы сценической речи в Брянске bryansk.videoforme.ru/actors_school/speech-art/speech2 строятся на игровой основе, для взрослых – на осознании логической стороны искусства. Важно помнить, что подобные навыки требуют ежедневного закрепления и совершенствования.
Как быстро усовершенствовать технику сценической речи
Часто талантливые люди страдают оттого, что не могут донести свои идеи до большого количество людей. Причиной становится нечеткое произношение или монотонное изложение материала, от которого уже через пару минут внимание рассеивается, а потом начинает клонить в сон. Этого избежать довольно просто, если уделить должное внимание освоению азов ораторского искусства. Существует целая система, которая была разработана еще в древности. Она постоянно совершенствуется, но азы остаются неизменными. В основе лежит активация и проработка всех групп мышц речевого аппарата, осознанное управление дыханием и выразительность изложения.
Уроки и упражнения по развитию сценической речи для театральной студии и для публичных выступлений строятся на единых принципах, так что можно при выборе метода улучшения дикции и других параметров искать специальные курсы, либо просто присоединиться к занятиям театралов.
За ориентир берется знание о том, что профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. А значит, придется уделить внимание каждой составляющей этого удивительного по силе воздействия искусства, чтобы использовать все ресурсы.
Техника речи: советы и упражнения
Система складывается из нескольких составляющих, они взаимосвязаны. Но стоит учесть, что работа ведется сначала отдельно по каждому элементу и только при достижении определенных результатов допускается их постепенное соединение. Так, проработка начинается с проговаривания отдельных звуков, затем звукосочетаний и только потом, когда качество удовлетворяет, начинается проговаривание слов и предложений. По этой аналогии проводится развитие дыхания, артикуляции и других компонентов.
Освоить базу можно самостоятельно, но лучше задуматься о посещении групповых занятий по сценической речи в театральном коллективе. Причина кроется в том, что для эффективной работы и оценки результатов необходим контроль со стороны. Голос, темп и тембр для говорящего звучат совершенно иначе, чем для слушающих, а значит, нужна независимая оценка эффективности занятий, коррекция дальнейших тренировок и отдельных пунктов программы подготовки.
Упражнения для постановки дыхания
Это универсальные знания и навыки. Они пригодятся не только при разговоре, но и при борьбе с волнением, неуверенностью, помогут в стрессовых ситуациях. Замечено, что сердцебиение можно замедлить или ускорить в соответствии с дыхательными ритмами, поэтому явная польза уже есть, к тому же именно дыхание становится базой для напевной речи и ее широких выразительных возможностей. Основа – глубокое диафрагмальное дыхание носом, без подхватывания потоков ртом. Для этого:
Комплексы тренингов и упражнений по сценической речи для студентов могут варьироваться, но дыхательный блок присутствует всегда, в том или ином виде.
Следующий этап мастерства – проговаривание длинной фразы на одном выдохе. При этом жертвовать окончаниями нельзя. Они должны быть полностью слышны. Подхват воздуха тоже не допускается. Сначала все выполняется в статичном положении на устойчивой позиции. Затем добавляется движение, что развивает концентрацию внимания в режиме многозадачности.
Степень усложнения определяет наставник индивидуально. Для ребенка подобные занятия всегда проводятся с элементами игры и добавлением внешних атрибутов, например, перышек или горящей свечи.
Упражнения сценической речи для артикуляции
От уровня развития мышц и степени управления ими зависит четкость произношения. Это одна из наиболее трудоемких сторон работы. Она начинается с проговаривания отдельных гласных, затем связок из 2–3 звуков с предельно понятным переходом между ними. Следом идут согласные, мягкие и твердые отдельно. Для этого есть специальные установки, с которыми знакомит наставник на собственном примере.
Обращать внимание нужно не только на внешнее проявление, но и ориентироваться на звук. Только после освоения основ можно переходить к скороговоркам. Четкая сцен речь для актера и дикционные упражнения для театралов немыслимы без этого элемента занятий. Принцип – по нарастающей. Сначала медленно и шепотом, затем с постепенным ускорением и добавлением громкости, с доведением до декламации. По мере освоения техники будет повышаться выносливость и объем легких, а также привычка плавной подачи воздуха и его экономный расход при достаточно сильном и богатом звучании голоса.
Работа над дикцией
Четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка важно в общении и для детей и для взрослых. Окончательное формирование умения происходит в разном возрасте, а в некоторых случаях самостоятельно до конца не формируется, требуя специальных занятий для достижения результата. При выражении эмоций нельзя позволить им превалировать над качеством звучания. В движении сценическая речь и актерское мастерство подвергаются дополнительному испытанию, поэтому отработка навыка говорить в любой ситуации, в покое или активном перемещении по сцене – следующая ступень и к ней нужно быть морально готовым.
Упражнений для данного раздела мастерства много. Наиболее известные – это снова скороговорки. Сборников много, можно выбирать как известные, так и мало востребованные. Критерием отбора служит достижение определенной цели, например, проработка трудного буквосочетания, определенной фразы или тренировка навыков, совмещенная с разделом сцен речи в упражнениях по посылу звука.
Урок должен давать результаты. После выполнения блока упражнений методом закрепления результата послужит прочтение сложного текста с максимальной выразительностью.
Тренинг «Язык без костей»
Отличный способ поднять настроение, вспомнить детство и принести реальную пользу своим мышцам. Для выполнения понадобится зеркало. Тренировка состоит из нескольких частей.
Работа над сценической речью начинается с разминки и эта – одна из самых эффективных. Результатом становится повышенная четкость произнесения слов, ощущение легкости при озвучивании длинных фраз, сложнопроизносимых терминов.
Упражнение «Пробка»
Для занятия понадобится обычная пробка от шампанского. Это аналог разговора с камушком во рту, только в этом случае нельзя разжимать зубы, в которых держится аксессуар. Для проговаривания выбирается простая короткая скороговорка. Задача – при произнесении слов не выпустить пробку из зубов и при этом добиться максимально четкого звучания.
Использование этого метода поможет превратить занятие по сценической речи в театральном коллективе в веселое соревнование, проигравших не будет. Каждый получит свою долю опыта и хорошее настроение. Польза велика и для внешнего вида. Чередование напряжения и расслабления лицевых мышц повышает упругость кожи, подтягивает овал, разглаживает складки в области носогубного треугольника. После того как задание выполнено, ощущается легкость в разговоре, значительно повышается качество дикции.
Методы обучения сценической речи
Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи. Они берутся за основу, творчески перерабатываются и дополняются каждым специалистом, проводящим занятия для детей или взрослых с учетом возможностей участников тренинга. Наиболее популярные методики:
При должном упорстве любая методика быстро дает видимые результаты.
Проверьте свои знания
Чтобы точно знать, что материал понятен, стоит подобрать и пройти несколько тестов на знание правил и принципов того, как формируется и тренируется актерская речь и упражнения, на какие виды должны быть в приоритете. При этом можно работать самостоятельно или отдать предпочтение занятиям с наставником. Это зависит только от личных предпочтений, поставленной задачи и наличия времени для тренировок.
Основные вопросы, на которые нужно ответить для себя:
Учиться, тренироваться и самосовершенствоваться придется постоянно и тогда ораторские способности удивят всех окружающих, привлекут внимание и помогут добиться новых высот в выбранном направлении, будь то выступление перед публикой или построение личных отношений.
Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов: