произведение детство толстой персонажи

Толстой «Детство» главные герои

произведение детство толстой персонажи. Смотреть фото произведение детство толстой персонажи. Смотреть картинку произведение детство толстой персонажи. Картинка про произведение детство толстой персонажи. Фото произведение детство толстой персонажи

В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя. Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.

Характеристика героев

Главные герои

Николенька Иртеньев

Отец Николая

Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет найти связи, подход, нравится людям. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку, талант. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте.

Мать Николая

Добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери. Умна, образована. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает.

Брат Володя и сестра Люба

Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает колю за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, он тянется к брату, делится с ним секретами, но брат его не понимает.

Наталья Савишна

Экономка в доме Иртеньевых. Ей около 80 лет. Она искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе.

Карл Иванович

Учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Николенька переживает, что придётся расстаться с любимым учителем. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста, его обязанности меняются.

Сонечка

У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой – Валахиной Соней. Она очень нравится герою, дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне.

Второстепенные персонажи

Юродивый Гриша

Пожилой человек со “странностями”, его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся, и подслушивают молитвы Гриши, они искренни и просты. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика Коли.

Источник

Главные герои повести Детство Толстого

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Детство» является первой книгой из великой трилогии писателя. В ней он повествует свое детство, и жизнь людей в тот период времени. Для того чтобы понять как жили люди во время детства писателя кратко опишем главных и второстепенных героев.

Николенька Иртеньев.

Главный герой на котором закручен основной сюжет повествования. Ему 10 лет, является добрым мальчиком и через чур наивным. Именно в этой книге рассказывается знакомство Николеньки со взрослым миром. Являясь самым младшим ребенком в семье, очень любим всеми женщинами в его доме. Особенно его мать души не чает в мальчике. После смерти матери он уезжает жить с бабушкой и его отцом. Там он знакомится с остальной детворой и влюбляется в Соню. Но отец его не признает, считает этаким «уродцем». И на этой почве Иртеньеву приходится очень рано взрослеть.

Отец.

Петр Александрович является человеком дворянских кровей. Уверенный в себе. Умный, но грешит зависимостью от азартных игр. По натуре своей очень черствый человек, относясь к сыну без должного уважения. Любит красивую музыку и талантливых людей. Очень любвеобилен и пользуется огромным успехом у женщин. Хорошо находит подход к любому человеку и быстро входит в доверие к незнакомому человеку. Этим доверием он умеет грамотно распорядится в свою сторону. Внешне не очень привлекательный, но благодаря его манерам некрасивая внешность оттесняется на второй план.

Мать.

Умная и образованная женщина. Мудрая и ласковая. Больше жизни любит своего Коленьку, и такой же любовью он относится к ней. Была очень привязана к своей экономке. После того как отец семейства сообщает Николаю о том что нужно вернуться в деревню, они обнаруживают мать очень больной. После непродолжительного времени мать умирает и Коля не находит в себе сил чтобы присутствовать на похоронах.

Брат Володя. Сестра Любовь.

Старшие ребятишки не особо приветствуют Николая. Брат дразнит и стыдит младшего за его нежность к матери. Даже когда они все вместе проводят время, это не оставляет ему никаких впечатлений. Коля видит в старшем брате своего соратника и лучшего друга. Делится с ним самым сокровенным, но Володе на это наплевать.

Наталья Савишна.

80-ти летняя старушка представляет собой трудолюбивую, умную и очень душевную женщину. Она горячо любит всех детей в доме, где работала экономкой. Всю жизнь она трудится на благо других. Одинокая без своей семьи. Склад характера позволяет ей очень сильно сблизиться с хозяйкой дома. Вместе они прошли через все невзгоды и тяготы.

Крал Иванович.

Являлся учителем большого семейства. Преподавал немецкий язык и историю. Очень любил всех детей и проводи с ними много времени. Николай очень прикипел к своему учителю. И после увольнения учителя он едет с мальчиком к его бабушке, но уже в качестве другого служащего.

Сонечка.

С этой девочкой главный герой знакомится уже в Москве, у бабушки. Он влюбился в нее с первого взгляда, и старался проводить с ней все свободное время. В тот период времени Коля и признается в любви, но не Соне а своему старшему брату.

Юродивый Гриша.

Совсем посторонний человек, который никак не связан с семьей главного героя. Дети знакомятся с ним после приглашения этого старичка на обед. Этот странный человек привлек внимание детей. И они тайком слушают как он молится. Это событие оставляет яркий след в памяти Коли.

2 вариант

В рассказе Лев Николаевич рассказывает о своем детстве, о том, как жили люди в те года. Характеристика героев позволит лучше понять, о чем повествует автор.

Главные герои:

Второстепенный персонаж:

Юродивый Гриша-посторонний человек, который совсем не относится к семье Коли. Замкнутый и странный старичок. Его приглашают на обед в дом Николая. Тайком наблюдая за ним, дети подслушивают как он читает молитвы. Его слова были настолько искренни и чисты, что оставляют яркий и неизгладимый след в памяти Николеньки.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои повести Детство

Популярные сегодня темы

Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

Красавица Муха Цокотуха. У неё и брюшко позолоченное. Пошла погулять по полю и нашла денежку. Мечта многих современных людей. Только деньги на полях не валяются. Многие из них пришли в запустение и там ничего не найдёшь.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказочной поэме «Руслан и Людмила» детально раскрыл образ княжной Людмилы. Пушкинская Людмила не предстоет перед читателем, как глупая и избалованная царевна, хотя князь Владимир души в ней не чаял.

Иван Дмитриевич – один из основных персонажей в произведении. Душевнобольному мужчине больше тридцати лет. Известно, что в прошлом он был судебным приставом и губернским секретарем.

Источник

произведение детство толстой персонажи. Смотреть фото произведение детство толстой персонажи. Смотреть картинку произведение детство толстой персонажи. Картинка про произведение детство толстой персонажи. Фото произведение детство толстой персонажи

Название произведенияДетство
АвторЛев Толстой
ЖанрАвтобиографическая повесть
Год написания1852

Главные герои

Краткое содержание

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Глава 2. Maman

Глава 3. Папа

Глава 4. Классы

Глава 5. Юродивый

Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.

Глава 6. Приготовления к охоте

После обеда дети побежали в сад и разговаривали о разных вещах, но только не о предстоящем отъезде. Затем, услышав приближение охотничьей линейки, побежали одеваться для охоты. Володе досталась «охотничья лошадь», Николенька очень этому завидует и невольно любуется братом, так тот хорош на лошади.

Глава 7. Охота

Глава 8. Игры

Охота кончилась и все отдыхали в тени молодых березок. Немного передохнув, дети решили поиграть. Но привычная игра в Робинзона как-то не заладилась.

Володя важничал, говоря, что это все скучно и не для него. Он считал, что игра – это все то, что не может произойти по-настоящему. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя…А какие разные приключения случались в …дороге! — вспоминает зимние вечера Николенька, когда дети садились на три стула и воображали себя на тройке лошадей и пускались в путь.

«Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?»

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Любочка сорвала во время игры листок с червяком, испугавшись, бросила его на землю. Червяк был огромный и все бросились его смотреть. Николенька смотрит на червяка через плечо Катеньки, но взгляд его перемещается на открытое плечо девочки и, не удержавшись, целует его. Любуется Катенькой.

Вернувшись ко взрослым, дети узнают, что поездка отложена до завтра. Все едут домой. Николенька пытается грациозно проскакать на лошади, чтобы привлечь внимание Катеньки, но вместо этого чуть не падает со своего скакуна.

Глава 10. Что за человек был мой отец

«Большой статный рост, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос,… большая во всю голову лысина».

Таким запомнил рассказчик своего отца. Петр Александрович был уважаем всеми,

«Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела нужна публика»

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Был уже вечер, когда все вернулись домой с охоты. Мама села за рояль, а дети устроились вокруг нее рисовать. Так как Николеньке досталась синяя краска, все выходило лишь синим, это раздосадовало мальчика и он пошел дремать в кресло.

В кабинет к отцу вошел приказчик Яков с какими-то неизвестными людьми. Николеньке кажется, что за дверями отцовского кабинета совершаются самые важные дела в мире. В кабинет приглашается и Карл Иваныч. Отец решается взять его с собой в Москву.

Перед ужином в комнату входит Гриша. Он все время плачет, в этом обитатели дома видят дурной знак. Но только не дети, они задумывают спрятаться в чулане и подглядеть за Гришей, больше всего их интересуют его вериги.

Глава 12. Гриша

Дети спрятались в чулане. Гриша стал молиться. Николенька с чувством детского удивления, жалости и благоговения следит за всем, что происходит в комнате. Но это чувство умиления быстро проходит, потому что Николенька переключает внимание на Катеньку, целует ей руку, она же отдергивает ее от героя. Гриша услышал шорох и дети выбежали из чулана.

Глава 13. Наталья Савишна

Наталья Савишна — няня матери Николеньки и прислуга в их доме. Отличалась усердием и кротостью нрава. Когда мама рассказчика выросла, то хотела отблагодарить Наталью Савишну и дала ей вольную, но та порвала ее и осталась в доме господ.

Николенька вспоминает ее любовь и самопожертвование. Маленьким повествователь любил бывать в комнате у Натальи Савишны. Особенно ему нравился сундуки экономки, в которых было все, что только могло понадобиться в их доме.

Герой вспоминает, как только раз в жизни на нее рассердился. Он разлил квас на скатерть. Наталья Савишна решила его проучить: поймала его и начала тереть мокрым по лицу. Это очень обидело повествователя. Но через некоторое время она подошла к нему и попросила прощения, подарив ему карамель и ягоду. А Николеньке стало стыдно.

Глава 14. Разлука

На следующий день после охоты начались сборы и проводы в Москву. Николенька с нетерпением ждет отъезда. Все присели, по обычаю, на дорожку, затем встали, перекрестились и стали прощаться. Николенька, взглянув на мать, наконец понял, что им предстоит пережить. Он расплакался.

Глава 15. Детство

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.»

Николенька вспоминает, как сладко было засыпать в кресле в гостиной и с какой нежностью его будила мать и отправляла спать. Поднявшись в спальню, герой начинал горячо молиться о здоровье близких ему людей.

«Какое время может быть лучше того, когда лучшие две добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?»

Глава 16. Стихи

Месяц прошел с момента переезда в Москву. Володя и Николенька готовятся поздравить бабушку с днем рождения. Володя нарисовал картину, А Николенька сочинил стихи. Хотя само сочинение этих стихов далось ему очень трудно. За основу он взял увиденное когда-то у Карла Иваныча стихотворение. Но все же удалось написать стих нашему рассказчику.

Одевшись к празднику, дети спускаются вниз, вместе с Карлом Иванычем дарят бабушке подарки. Николенька очень переживает, что над его творением будут смеяться, но, напротив, бабушка была польщена и похвалила внука.

Глава 17. Княгиня Корнакова

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Глава 19. Ивины

Расстроенный услышанным разговором Николенька стал смотреть в окно, увидев там трех мальчиков с гувернером, герой заметно повеселел. Ведь это были Ивины. Они были родственниками Иртеньевых. Особенно Николеньке дорог средний брат – Сережа Ивин. Он кажется рассказчику очень красивым, герой восхищается им. Николенька любит его и боится одновременно, а Сережа, чувствуя это, испытывает нечто вроде власти над маленьким мальчиком.

После этого случая Сережа с братьями уезжает домой.

Глава 20. Собираются гости

К вечеру ждали много гостей. Это был важный для Николеньки вечер. Он знакомится на балу с Сонечкой Валахиной, в которую влюбляется сразу же, с дочерьми и сыном Этьеном госпожи Корнаковой. Когда же приезжают Ивины, вместо обычного ожидания встречи с Сережей, Николенька испытывает досаду и ревность, что такой красивый Сережа увидит прекрасную Сонечку.

Глава 21. До мазурки

Николенька обнаруживает, что у него нет необходимого атрибута для танцев – лайковых перчаток. Он отправляется в спальню поискать их, но находит лишь старую грязную перчатку Карла Иваныча, примеряет ее и, думая, что надо бы спросить у бабушки, где же взять эти перчатки, спускается вниз, не сняв с руки эту злополучную деталь. Бабушка и гости усмехаются, увидев героя в таком виде, но быстро переключают свое внимание на разговоры, а Николенька с Сонечкой танцуют кадриль. Рассказчик полон чувств к девочке:

«Я был в восторге, не помнил себя от радости и сам не мог узнать себя»

Глава 22. Мазурка

Николенька не умел танцевать мазурку, но случилось так, что ему пришлось это сделать. Господи! За что ты наказываешь меня так ужасно! — одна мысль в голове у рассказчика, он не справился с танцем и почувствовал презрение со стороны окружающих.

Глава 23. После мазурки

Один молодой человек, подсевший к Николеньке за столик, решил во что бы то ни стало развеселить повествователя и дает выпить шампанского ему. Николенька очень быстро почувствовал расслабление и теплоту по всему телу, а также уверенность в себе и отсутствие каких бы то ни было сомнений. Он проводит вечер с Сонечкой, кроме нее не интересуется никем и ничем. Провожая ее домой, понимает, что влюблен. И любовь к Сереже Ивину исчезла.

«Я в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства. Мне было отрадно переменить изношенное чувство привычной преданности на свежее чувство любви, исполненной таинственности и неизвестности»

Глава 24. В постели

Лежа в постели, Николенька заводит разговор с братом Володей и признается ему, что чувствует к Сонечке любовь.

Глава 25. Письмо

16 апреля, через шесть месяцев после описанного случая, отец сообщил, что все едут в деревню этой же ночью.

«…я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти»

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

18 апреля Иртеньевы были уже в деревне. Зайдя в дом, Николенька отметил, что все слуги смотрели на них с бессмысленно – равнодушными лицами, а кто-то только плакал. Мать лежала в комнате с открытыми глазами, но ничего не видела.

«О, никогда не забуду я этого страшного взгляда! В нем выражалось столько страдания. »

Детей увели. Так они и не смогли проститься с любимой матушкой.

Глава 27. Горе

На другой день Николенька решил еще хоть раз взглянуть на маму. Он пытается рассмотреть лицо матери в гробу и никак не может поверить, что это она.

«Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу»

Герой начинает погружаться в мечтания и воспоминания, думает о матери живой, какой она была еще вчера.

«Не знаю, сколько времени я пробыл я в этом положении,… и испытывал какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение»

Повествователь отмечает, что эта минута самозабвения и была настоящим горем. Позднее во время похорон Николенька пытался показать, что огорчен больше всех, что несчастлив, он наблюдает, как ведут все себя в этот день и меньше всего думает о матери. До определенного момента.

Последней проститься с его матерью пришла крестьянка со своей пятилетней дочерью. И Вдруг Николенька услышал «пронзительный крик», девочка испугалась покойницы. И рассказчик только в эту минуту понял, что

«…то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием»

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Жизнь идет своим чередом, но уже без матери.

Николеньке захотелось поговорить с Натальей Савишной. Она объяснила ему, что душа матушки еще 40 дней будет скитаться по земле, а затем обязательно попадет в рай. Но с такой же искренностью и трогательностью, как рассказывала о матушке, Наталья Савишна берется за свои обычные домашние дела, погружаясь в них и забывая на время о горе.

Через три дня дети с отцом возвращаются в Москву. Бабушка встречают новость о смерти дочери с «необыкновенной горестью». Это горе приводит ее в отчаяние.

«Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической»

С этим страшным событием закончилась для Николеньки пора детства и началась новая эпоха – отрочество.

Наталья же Савишна через год заболела и умерла. Николенька ее больше не видел с момента похорон матери. Похоронили ее рядом с хозяйкой, возле старой часовни. Иногда Николай Иртеньев навещает эти две могилы, где покоятся любимые им души.

«Неужели провидение для того соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них. »

Источник

Толстой «Детство»: отзыв, содержание и главные герои повести

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни – детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную – трогательную и грациозную – очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

О чем «Детство» Толстого?

В содержании произведения нет последовательного описания жизни героев. Скорее, это повествование о нескольких значительных эпизодах. В «Детстве» можно выделить три важных момента из жизни Николеньки.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки – человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».

Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.

Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.

Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Другие персонажи

– мать, отец, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.

– экономка, бескорыстно и нежно привязана к матери Николеньки и ко всей ее семье.

– домашний учитель. Добрый и любящий семью Иртеньевых человек.

. Жил в доме Иртеньевых.

– первая любовь Николеньки.

– объект насмешек ровесников.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Глава 2. Maman

Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.

Главы 3-4. Папа. Классы

Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву – учиться.

Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.

Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте

В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.

После обеда вся семья выезжает на охоту.

Глава 7. Охота

Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.

Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви

Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки, с чувством, похожим на первую любовь.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша

Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.

Глава 13. Наталья Савишна

Глава 14-15. Разлука. Детство

Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.

Глава 16. Стихи

Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание

Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч

В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она, наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.

Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.

Глава 19. Ивины

Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.

Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки

Главы 22-23. Мазурка. После мазурки

Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.

Главы 24. В постели

Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.

Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне

Однажды – почти через полгода после бабушкиных именин – отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери – она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.

Глава 27. Горе

В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

История создания произведения

Повесть «Детство» М. Горького представляет собой первую часть автобиографической трилогии писателя. Впервые эта повесть была опубликована в 1913 году. Повесть Горький начинает писать, когда живет в Италии. В произведении он рассказывает о том, как прошло его детство в семье его деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде.
Через три года М. Горький написал вторую часть трилогии «В людях», эта часть посвящена описанию тяжёлой доли рабочего люда. В 1922 году в свет выходит третья заключительная часть цикла – «Мои университеты».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *