происхождение и ранняя история восточных славян
Происхождение и ранняя история восточных славян
Происхождение и ранняя история
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.
2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;
2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;
5) полочане— в бассейне р. Полоты;
9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;
10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;
Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.
С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.
3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
4.1. Военная демократия. Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:
4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.
4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.
6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.
6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.
6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.
6.5. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
Ранняя история. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.
Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».
Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:
— западные славяне — поляки, чехи, словаки;
-южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
-и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.
Племенные союзы и их занятия(8-9 вв.). В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений» ( поляне — по среднему течению Днепра; древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье; славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень).
В 5-7 веках славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Государства у славян нет, а управление осуществляется на принципах военной демократии. Все вопросы решаются на народном собрании общинников. В 8-9 веках начинается процесс создания государственности (предпосылки: 1–родовую общину сменила территориальная/2–имущественное неравенство/частная собственность)
Основу экономики восточных славян составляли: 1-Земледелие (подсечное, пашенное) 2-Скотоводство 3-Охота 4-Рыболовство 5-Бортничество
Используются орудия труда: соха, рало. Выращивают рожь, пшеницу.
По своим верованиям славяне-язычники. Наделяли душой все сущее (анимизм). Отсюда в русских сказках лешие, русалки, водяные и т.д. Почитали предков, поскольку верили, что они и в загробной жизни влияют на их судьбу. Род возводили к тому или иному животному или растению (тотемизм). Жертвы приносили на алтарях в «капищах». Следили за правильностью поклонению духам, а в дальнейшем богам. Боги у славян появляются значительно позже, самые известные из них: Перун, Стрибог, Велес, Сварог.
Происхождение и ранняя история восточных славян (население, занятия, общественное устройство, религия).
Происхождение восточных славян
Предки славян с покон веков жили на территории Центральной и Восточной Европы. По собственному языку они относятся к индоевропейским народам. Археологи уверены в том, что славянские племена возможно проследить согласно данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их именуют праславяне) находят среди племен, населявших бассейн Одры, Днепра и Вислы; в бассейне Дуная и на балканском полуострове славянские племена показались только в начале н.э. Быть может, что о предках славян говорит Геродот, в то время, когда обрисовывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он именует их сколотами либо борисфенитами (Борис-фен — наименование Днепра у древних авторов). Древние авторы I-VI в.в. н.э. именуют славян венедами, антами, склавинами. Предполагаемая большая территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Оки и Сейма, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На данной территории обитало пара сот славянских племен.
Расселение восточных славян.
В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Примерно к этому времени относится происхождение больших племенных альянсов восточных славян. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных альянсах, именуя более десятка племенных объединений восточных славян. Таковой племенной альянс включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, по Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, около озера Ильмень — ильменские славяне (словене).
Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. самые развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила необычная граница, за которой племена жили зверинским образом. Согласно данным летописца, почва полян кроме этого называлась Русь. Одно из объяснений происхождения термина Русь, выдвигаемых историками, связано с заглавием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — хазары и печенеги, на востоке — волжские булгары и бессчётные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
В южных районах ведущей совокупностью земледелия был перелог. При наличии громадного количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а по окончании истощения земли переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве главных орудий применяли рало, а потом древесный плуг с металлическим лемехом. Плужное земледелие было более действенным и давало более высокие и стабильные урожаи.
Уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в будущем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества серебра римских и кладов монет, обнаруженных почвах восточных славян, говорит о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, взявшего наименование четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской совокупности мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют отысканные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах применяли волов, в лесной полосе — лошадей. Ответственное место в хозяйстве восточных славян игрались охота, бортничество и рыболовство (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были главными предметами внешней торговли.
Примерно в VII — VIII вв. ремесло совсем отделяется от земледелия. Выделяются эксперты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники в большинстве случаев концентрировались в племенных центрах — градах либо на городищах — погостах, каковые из армейских упрочнений неспешно преобразовываются в торговли города и центры — ремесла. В один момент города становятся резиденциями носителей и оборонительными центрами власти. Города, в большинстве случаев, появлялись при слиянии двух рек, поскольку такое размещение снабжало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, именовалась кремлем либо детинцем. В большинстве случаев, со всех сторон кремль был окружен водой, поскольку реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города именовалась посадом. Старейшие города появлялись значительно чаще на наиболее значимых торговых дорогах. Одним из таких торговых дорог был путь из варяг в греки. Через Неву либо Волхов и Западную Двину с его притоками и потом через совокупность волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и потом до Византии. Совсем данный путь сложился к IX в. Вторым торговым методом, одним из старейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со государствами Востока.
Тогдашний уровень развития производительных сил потребовал больших затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, каковые необходимо было делать в ограниченные и строго определенные сроки, имел возможность выполнить лишь коллектив. С этим связана громадная роль общины в жизни славянских племен.
Распаду первобытнообщинных взаимоотношений содействовали походы славян и, в первую очередь, походы на Византию. Участники этих походов приобретали солидную часть военной добычи. Особенно большой была часть армейских предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Неспешно около князя складывается особенная организация опытных солдат — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его хозяйство и двор. Наиболее значимые вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах. Кроме опытной дружины существовало кроме этого и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).
Культура восточных славян
О культуре славянских племен известно мало. Это разъясняется очень скупыми данными источников. Изменяясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили большой пласт древних вер. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о жизни и природе людей. До наших дней дошло весьма мало образцов мастерства древних славян. В бассейне реки Рось был отыскан занимательный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с копытами и золотыми гривами и серебряные изображения мужчин в обычной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей свойственны сложные композиции из людских фигур, зверей, змей и птиц. Многие сюжеты в современном народном мастерстве имеют весьма старое происхождение и мало изменились с течением времени.
Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли разные силы природы. На ранней ступени собственного развития они верили в хороших и злых духов. Потом сложился достаточно развитый пантеон славянских всевышних, включавший как местных, так и общеславянских всевышних. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-всевышний (у некоторых славянских племен он именовался Ярило, Хорос), богатства и бог скота — Велес, всевышний огня — Сварог, войны и бог грозы — Перун, плодородия и богиня земли — Мокошь. Славяне изготавливали древесные и каменные изваяния собственных всевышних. Местами поклонения помогали священные рощи, источники. Помимо этого, у каждого племени существовали неспециализированные святилища, куда сходились все члены племени на очень праздничные праздничные дни и для ответа ответственных дел.
Восточные славяне. Подготовка к ЕГЭ по истории. Экзамер
Восточные славяне
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Южнее Западной Двины
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Южнее реки Припять
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Жили восточнее белых хорватов
Территория между Прутом и Днестром
Между Днестром и Южным Бугом
Территории вдоль реки Десны
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.