программа по истории урала
Рабочая программа по внеурочной деятельности «История Урала»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пограмма внеурочной деятельности «История Урала» рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в 7-ых и 8-ых классах.
— воспитание чувства патриотизма, бережливого отношения к наследию Урала;
— развитие исторического мышления, исторической памяти и гражданских качеств личности учащихся на основе приобщения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, культурно-историческим традициям уральского региона, создания устойчивой мотивации к выполнению социальных ролей хранителя, созидателя, творца.•
— формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
— обеспечить учащимся возможность овладения знаниями о многовековом историческом пути Урала, о его роли в отечественной и мировой истории, о факторах, определявших в различные эпохи судьбы края и населявших его народов»
— рассмотреть государственную политику в регионе на различных этапах истории, показать на примере Урала особенности проявления общероссийских социально-экономических и политических процессов;
— раскрыть взаимосвязь природно-географических, социально-экономических и культурных факторов в истории;
— представить разнообразные аспекты социальной жизни края через деятельность различных слоев и групп населения, их роль в обществе и вклад в развитие региона;
— показать историю не только через объективные исторические процессы, но и через личностный фактор – историю людей, оставивших след, как в истории края, так и общероссийском масштабе.
— Знакомство учащихся с историко-краеведческой терминологией, основами хронологии и периодизации.
— Получение учащимися представлений и знаний об историческом развитии Урала, его роли в отечественной и мировой истории
— Формирование представлений о разнообразнх аспектах социокультурной жизни различных слоев, групп населения, народов Урала, их взаимовлиянии.
— Приобретение учащимися знаний о памятных местах социальной. Гражданской и культурной истории.
— Осознание учащимися личной ответственности каждого молодого человека за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно-полезной деятельности.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. К личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
Осознание своей идентичности, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной, социальной практике и выражаются в следующих качествах:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную. Общественную и др.;
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. В том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Предметные результаты включают:
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для развития сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание программы учебного предмета
Региональная история – составная часть национальной и мировой истории. Понятие «Урал» в его географическом и историческом аспекте. Природные зоны Урала. Происхождение и значение слова «Урал». Древние жители Урала. Место и роль Урала в российской истории. Урал – граница Европы и Азии. Формирование понятия «Уральский регион». Административно-территориальные границы региона в различные исторические периоды. Республики и области Урала в составе Уральского и Приволжского федерального округов.
Исторические памятники Урала
Исторические личности Урала
Строганов Г.Д., Аленин (Ермак) В.Т., Татищев В.Т., братья Шуваловы, братья Черепановы и др.
Урал в годы Великой Отечественной войны
Уральский добровольнический танковый корпус. Эвакуация заводов на Урал. Промышленность. Переустройство народного хозяйства. Жизнь и быт населения Урала.
Рабочая программа по учебному предмету «История Урала» (уровень основного общего образования, 8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнеиргинская средняя общеобразовательная школа»
Заместитель директора по УВР
на заседании методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
основное общее образование
на 2016 –2017 учебный год
Изюрова Мария Александровна
соответствие занимаемой должности
Педагогический стаж: 4 года
Эксперт программы: Чуткова Н.И.
Село Нижнеиргинское, 2016год
Рабочая программа по истории Урала составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312 в действующей редакции );
Национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 в действующей редакции);
Учебный план МКОУ «Нижнеиргинская СОШ»;
А также на основе авторской программы «История Урала»: программа интегрированного курса для учащихся основной школы. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008.
Рабочая программа по истории Урала для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
Общая характеристика учебного предмета;
Место учебного предмета в учебном плане;
Содержание учебного предмета;
Результаты освоения учебного предмета;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Рабочая программа реализуется по учебному комплексу:
Виноградова Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для учащихся основной школы. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005.
Данная программа, на основании Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (в части национально-регионального компонента), с учетом учебного плана образовательной организации предусматривает изучение истории на этапе основного общего образования в 8 классе в объеме – 34 часа.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Урала способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Урала приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
При изучении курса истории используются следующие:
Типы и виды уроков:
урок изучения нового материала;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок-дискуссия и т.д.
2. Формы организации учебной деятельности:
— анализ текста, документов;
— составление тезисов, планов, конспектов и т.д.
Текущий и промежуточный контроль успеваемости учащихся не предусмотрен.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс истории Урала охватывает период с древности до 2003г. включительно, рассчитан на учащихся 8 классов и рассматривается как самостоятельный или дополнительный к курсу отечественной истории.
В программе представлен полный курс истории Урала, охватывающий исторические процессы региона в контексте российской истории, что позволяет нагляднее представить роль и место края в общечеловеческом историческом процессе.
Особое внимание уделено изменениям, произошедшим в общественной и культурной жизни, в религиозных представлениях и в быту людей, населявших земли Урала. Исторические события представлены через судьбы уральцев, смекалистых и трудолюбивых, сумевших колоссальными усилиями преобразовывать регион, превратить его в крупнейший экономический район России, в «опорный край державы».
Исторические процессы, происходившие в регионе после петровских реформ первой четверти XVII в., рассматриваются в контексте процессов модернизации, затронувших все стороны общественной жизни Урала.
Программа интегрирована по содержанию с такими предметами как: литература, МХК, география Свердловской области и т.д. Она представляет историю заселения и освоения края, его развития в масштабах Российского государства и Советского Союза. А также на новом этапе российской модернизации.
воспитание чувства патриотизма, бережливого отношения к наследию Урала;
Развитие исторического мышления, исторической памяти и гражданских качеств личности учащихся на основе приобщения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, культурно-историческим традициям уральского региона, создания устойчивой мотивации к выполнению социальных ролей хранителя, созидателя, творца.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный план (национально-региональный компонент) для образовательных учреждений отводит на изучение учебного предмета «История Урала» на ступени основного общего образования на базовом уровне 1 учебный час в неделю в 8 классах.
Общее количество часов за год (в соответствие с количеством недель, указанном в календарном учебном графике на текущий учебный год) – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Региональная история – составная часть национальной и мировой истории. Понятие «Урал» в его географическом и историческом аспекте. Природные зоны Урала. Происхождение и значение слова «Урал». Древние жители Урала. Место и роль Урала в российской истории. Урал – граница Европы и Азии. Формирование понятия «Уральский регион». Административно-территориальные границы региона в различные исторические периоды. Республики и области Урала в составе Уральского и Приволжского федерального округов.
Начало Уральской истории.
Письменные источники. Вещественные источники и методы их изучения. Периодизация древней истории Урала. Ранний палеолит. Заселение Урала. Мезолит. Неолит. Энеолит. Начало освоения металла. Металлургия на Урале. Признаки железного века. Племена Приуралья. Зауральская Лесостепь. Кочевые племена. «Великое переселение народов» и его последствия. Разделение древнеуральского населения на отдельные ветви. Урал многонациональный. Языческие верования и культы. Мифологическая картина мира. Связь религиозно-мифологических представлений с искусством. «Великий меховой путь». Новгородские походы. Вятская республика. Продвижение на Урал русских князей. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
Урал в Средние века.
Образование Тюменского ханства. Миссионерская деятельность. Пермская епархия. Уральские земли в составе татарских ханств. Зауральские походы московских войск. Освоение Сибири в первой половине XVI века. Казаки на Волге и Яике. Вотчины Строгановых. Поход дружины Ермака. Война с Карачей. Окончание сибирской экспедиции. Строительство русских городов и острогов. Земли Западного Урала. Юго-западные, южные и восточные земли Урала. Система управления. Политика московского правительства в освоении новых земель. Складывание системы государственного феодализма. Крестьянская и церковно-монастырская колонизация. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Освоение уральских недр. Мануфактуры. Ирбитская ярмарка. Классы и сословия. Основные занятия. Быт. Антифеодальные выступления. Старообрядческие движения. Бунты коренных народов Урала. Религия коренных народов. Фольклор и литература. Распространение грамотности. Искусство и архитектура. Особенности уральского быта.
Промышленная модернизация Урала в 18 веке.
Становление горнозаводского Урала. Характер промышленной политики и заводского строительства на Урале в первой половине XVIII века. Промышленная политика государства и динамика роста производства во второй половине XVIII века. Административно-территориальное деление и гражданское управление краем. Церковь и церковное управление на Урале. Социальная структура, различие по положению в обществе. Старейшие города Урала в XVIII веке. Сельское хозяйство на Урале. Социальный протест русского населения Урала. Движение старообрядцев. Национально-освободительная борьба нерусских народов Урала. Восстание под руководством Пугачёва. Образование на Урале в XVIII веке. Наука и техника. Уральские изобретатели. Литература, архитектура, изобразительное и прикладное искусство. Быт русского населения Урала.
Изменения в управлении краем. Горнозаводская промышленность. Негорнозаводская промышленность. Города. Ремесло. Торговля. Транспорт. Сельское хозяйство. Уральские полки – участники боевых действий. Башкирские полки в Заграничном походе. Сословно-социальный состав населения края. Волнения горнозаводского населения. Социальный протест в уральской деревне. Тайные радикальные общества на Урале. Декабристы на Урале. Уральские вольнодумцы. Реформа 1861 года на горных заводах. Меры по повышению эффективности управления промышленностью. Развитие процесса индустриализации. Промышленный переворот. Освобождение крестьян на Урале. Развитие технологии аграрного производства на Урале. Изменения в государственной системе управления. Городское управление. Судебная реформа. Церковь и церковное управление. Население региона. Урбанизация. Предпринимательство на Урале. Рост наёмного труда. Рабочее движение. Крестьянское движение. Организации революционеров-демократов. Либеральные течения в общественном движении. Начало распространения марксизма. Условия модернизации культурной сферы. Народное образование. Печать и литература. Архитектура. Искусство. Наука на Урале. Роль церкви в развитии культуры, наука и просвещение.
Развитие Урал в начале 20 века.
Административное управление. Промышленность. Сельское хозяйство. Канун революционных потрясений. Первая демократическая революция в России. Антиправительственные движения на Урале. Революционное движение на Урале. Период репрессий на Урале. Особенности аграрной реформы Столыпина на Урале. Промышленность Урала в 1907 – 1913 гг. Транспорт. Кооперация. Социальные отношения. Урал в начальный период войны. Сельское хозяйство в годы войны. Вооружённые силы на Урале в период войны. Отношение к войне разных политических сил и социальных групп. Быт. Образование. Медицинское обслуживание. Научные изыскания. Культурная жизнь. Февральская революция 1917г. Оживление деятельности политических партий. Уральская печать в 1917 г. Размежевание политических сил. Обострение политической обстановки осенью 1917г. Изменения в административном делении. Первые мероприятия советской власти. Военные действия весной – осенью 1918г. Антибольшевистская власть на Урале. Красная Армия против армии А.В. Колчака. Переход к мирной жизни. Социально-экономические последствия Гражданской войны на Урале. Новая ситуация в деревне: компромисс или продолжение борьбы. Уральская промышленность и торговля в 1921 – 1928 гг.: новые ориентиры и противоречия развития. Изменение в территориально-административном делении Урала в 1920-е гг. Борьба большевиков против оппозиции и инакомыслия на Урале. Общественные настроения на Урале в 1921 – 1928 гг. Условия жизни и труда уральцев в 1920-е гг. Образование и наука Урала в 1921 – 1928 гг. Литература и искусство. Масштабы промышленного развития. Проблемы форсированного индустриального роста. Организация и условия труда рабочих. Использование труда заключённых и спецпереселенцев. Состояние социальной сферы. Начало трагедии уральского крестьянства: 1928 – 1929 гг. Наступление на крестьянство: 1930 – 1934 гг. Особенности взаимоотношений власти и крестьянства в 1935 – 1939 гг. Урал и Центр: развитие традиций подчинения и контроля. Диктатура партии. Власть, репрессии и народ: историческая трагедия на Урале. Культура под идеологическим контролем. Особенности развития высшей школы на Урале. Учёные Урала. Литература и искусство: социалистический реализм в действии. Новый образ жизни. Усиление гонений на церковь и верующих.
Урал во второй Мировой войне (1939 – 1945гг.)
Административное деление и система управления краем. Индустрия. Сельскохозяйственное производство. Мобилизация людских ресурсов. Изменения в административном делении и системе управления. Военно-промышленная роль Урала. Топливно-энергетическая промышленность. Металлургическая промышленность. Химическая промышленность. Деревообрабатывающая промышленность. Лёгкая и пищевая промышленность. Транспорт. Сельское хозяйство. Всенародная помощь фронту. Подготовка боевых резервов. Уральцы на фронтах. Изменения в составе населения края. Бытовые условия. Идеологическая сфера. Образование. Наука. Культура.
Урал в первое послевоенное двадцатилетие.
Административно-территориальное деление и управление на Урале. Промышленное развитие. Строительство и транспорт. Материально-техническое состояние сельского хозяйства. Организационно-хозяйственное укрепление сельхозпредприятий в годы 4-ой пятилетки. Меры по подъёму сельскохозяйственного производства в 1950-е гг. Освоение целинных земель. Социальная сфера. Политическое положение. Культурная жизнь.
Урал во второй половине 20 века.
Экономическая реформа 1965 г. и управления промышленностью Урала. Проблемы модернизации уральской индустрии. Борьба за качество уральской марки. Организационная структура производства в регионе. Территориально-производственные комплексы. Реформа 1965 г. в сельском хозяйстве. Интеграционные процессы в сельском хозяйстве. Нарастание кризисных явлений. Динамика материального благополучия. Демографические показатели. Рост социальных противоречий. Диссидентское движение.
Народное образование. Высшая школа и наука. Развитие науки. Культурно-просветительная работа. Литература. Музыка и театр. Изобразительное искусство. Политика перестройки. Кризис распределительной системы. Попытки преобразований. Усиление оппозиционных настроений. Формирование альтернативных КПСС общественных организаций. Рост конфронтаций между властью и «неформалами». Урал на первых демократических выборах. Период политического размежевания. Выборы 1990 г. Либерализация гуманитарной науки. Средства массовой информации. Уральское кино. Изобразительное искусство. Музыка и театр. Начало реформ. Приватизация предприятий Свердловской области. Попытки стабилизировать экономическую ситуацию. Внедрение различных форм собственности. Формирование новых структур местного управления. Особенности становления новых органов власти и управления на Урале. Борьба за подлинное равноправие в составе Российской Федерации. Урал в условиях политического кризиса 1993 г. Формирование новых конституционных органов власти. Президентские выборы на Урале. Итоги преобразований. Создание Уральского федерального округа. Социально-экономическое развитие регионов Урала. Политические предпочтения уральцев. Культурное развитие Урала.
Рабочая программа по истории Урала.
Рабочая программа по истории Урала составлена на основе национально-регионального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. А также на основе авторской программы «История Урала»: программа интегрированного курса для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Урала.»
Рабочая программа по истории Урала составлена на основе национально-регионального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. А также на основе авторской программы «История Урала»: программа интегрированного курса для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
Рабочая программа по истории Урала для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
— общая характеристика учебного предмета;
— общие учебные умения, навыки и способы деятельности;
Основное содержание программы;
Требования к уровню подготовки выпускников;
Формы организации учебного процесса и формы контроля;
Нормы оценивания по истории Урала;
Распределение учебного времени по разделам программы;
Перечень контрольных мероприятий.
Мониторинг освоения программы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Лист корректировки рабочей программы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории Урала охватывает период с древности до 2003г. включительно, рассчитан на учащихся 10 – 11 классов средней (полной) школы и рассматривается как самостоятельный или дополнительный к курсу отечественной истории.
В программе представлен полный курс истории Урала, охватывающий исторические процессы региона в контексте российской истории, что позволяет нагляднее представить роль и место края в общечеловеческом историческом процессе.
Особое внимание уделено изменениям, произошедшим в общественной и культурной жизни, в религиозных представлениях и в быту людей, населявших земли Урала. Исторические события представлены через судьбы уральцев, смекалистых и трудолюбивых, сумевших колоссальными усилиями преобразовывать регион, превратить его в крупнейший экономический район России, в «опорный край державы».
Исторические процессы, происходившие в регионе после петровских реформ первой четверти XVII в., рассматриваются в контексте процессов модернизации, затронувших все стороны общественной жизни Урала.
Программа интегрирована по содержанию с такими предметами как: литература, МХК, география Свердловской области и т.д. Она представляет историю заселения и освоения края, его развития в масштабах Российского государства и Советского Союза. А также на новом этапе российской модернизации.
воспитание чувства патриотизма, бережливого отношения к наследию Урала;
Развитие исторического мышления, исторической памяти и гражданских качеств личности учащихся на основе приобщения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, культурно-историческим традициям уральского региона, создания устойчивой мотивации к выполнению социальных ролей хранителя, созидателя, творца.
Базисный учебный план (национально-региональный компонент) для образовательных учреждений отводит на изучение учебного предмета «История Урала» на ступени среднего общего образования на базовом уровне 1 учебный час в неделю в 10 – 11 классах. Общее количество часов за год определяется в соответствие с количеством недель, указанном в календарном учебном графике на текущий учебный год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Основное содержание программы учебного предмета
Региональная история – составная часть национальной и мировой истории. Понятие «Урал» в его географическом и историческом аспекте. Природные зоны Урала. Происхождение и значение слова «Урал». Древние жители Урала. Место и роль Урала в российской истории. Урал – граница Европы и Азии. Формирование понятия «Уральский регион». Административно-территориальные границы региона в различные исторические периоды. Республики и области Урала в составе Уральского и Приволжского федерального округов.
НАЧАЛО УРАЛЬСКОЙ ИСТОРИИ.
Письменные источники. Вещественные источники и методы их изучения. Периодизация древней истории Урала. Ранний палеолит. Заселение Урала. Мезолит. Неолит. Энеолит. Начало освоения металла. Металлургия на Урале. Признаки железного века. Племена Приуралья. Зауральская Лесостепь. Кочевые племена. «Великое переселение народов» и его последствия. Разделение древнеуральского населения на отдельные ветви. Урал многонациональный. Языческие верования и культы. Мифологическая картина мира. Связь религиозно-мифологических представлений с искусством. «Великий меховой путь». Новгородские походы. Вятская республика. Продвижение на Урал русских князей. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
УРАЛ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Образование Тюменского ханства. Миссионерская деятельность. Пермская епархия. Уральские земли в составе татарских ханств. Зауральские походы московских войск. Освоение Сибири в первой половине XVI века. Казаки на Волге и Яике. Вотчины Строгановых. Поход дружины Ермака. Война с Карачей. Окончание сибирской экспедиции. Строительство русских городов и острогов. Земли Западного Урала. Юго-западные, южные и восточные земли Урала. Система управления. Политика московского правительства в освоении новых земель. Складывание системы государственного феодализма. Крестьянская и церковно-монастырская колонизация. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Освоение уральских недр. Мануфактуры. Ирбитская ярмарка. Классы и сословия. Основные занятия. Быт. Антифеодальные выступления. Старообрядческие движения. Бунты коренных народов Урала. Религия коренных народов. Фольклор и литература. Распространение грамотности. Искусство и архитектура. Особенности уральского быта.
Промышленная модернизация Урала в 18 веке.
Становление горнозаводского Урала. Характер промышленной политики и заводского строительства на Урале в первой половине XVIII века. Промышленная политика государства и динамика роста производства во второй половине XVIII века. Административно-территориальное деление и гражданское управление краем. Церковь и церковное управление на Урале. Социальная структура, различие по положению в обществе. Старейшие города Урала в XVIII веке. Сельское хозяйство на Урале. Социальный протест русского населения Урала. Движение старообрядцев. Национально-освободительная борьба нерусских народов Урала. Восстание под руководством Пугачёва. Образование на Урале в XVIII веке. Наука и техника. Уральские изобретатели. Литература, архитектура, изобразительное и прикладное искусство. Быт русского населения Урала.
Изменения в управлении краем. Горнозаводская промышленность. Негорнозаводская промышленность. Города. Ремесло. Торговля. Транспорт. Сельское хозяйство. Уральские полки – участники боевых действий. Башкирские полки в Заграничном походе. Сословно-социальный состав населения края. Волнения горнозаводского населения. Социальный протест в уральской деревне. Тайные радикальные общества на Урале. Декабристы на Урале. Уральские вольнодумцы. Реформа 1861 года на горных заводах. Меры по повышению эффективности управления промышленностью. Развитие процесса индустриализации. Промышленный переворот. Освобождение крестьян на Урале. Развитие технологии аграрного производства на Урале. Изменения в государственной системе управления. Городское управление. Судебная реформа. Церковь и церковное управление. Население региона. Урбанизация. Предпринимательство на Урале. Рост наёмного труда. Рабочее движение. Крестьянское движение. Организации революционеров-демократов. Либеральные течения в общественном движении. Начало распространения марксизма. Условия модернизации культурной сферы. Народное образование. Печать и литература. Архитектура. Искусство. Наука на Урале. Роль церкви в развитии культуры, наука и просвещение.
Развитие Урал в начале 20 века.
Административное управление. Промышленность. Сельское хозяйство. Канун революционных потрясений. Первая демократическая революция в России. Антиправительственные движения на Урале. Революционное движение на Урале. Период репрессий на Урале. Особенности аграрной реформы Столыпина на Урале. Промышленность Урала в 1907 – 1913 гг. Транспорт. Кооперация. Социальные отношения. Урал в начальный период войны. Сельское хозяйство в годы войны. Вооружённые силы на Урале в период войны. Отношение к войне разных политических сил и социальных групп. Быт. Образование. Медицинское обслуживание. Научные изыскания. Культурная жизнь. Февральская революция 1917г. Оживление деятельности политических партий. Уральская печать в 1917 г. Размежевание политических сил. Обострение политической обстановки осенью 1917г. Изменения в административном делении. Первые мероприятия советской власти. Военные действия весной – осенью 1918г. Антибольшевистская власть на Урале. Красная Армия против армии А.В. Колчака. Переход к мирной жизни. Социально-экономические последствия Гражданской войны на Урале. Новая ситуация в деревне: компромисс или продолжение борьбы. Уральская промышленность и торговля в 1921 – 1928 гг.: новые ориентиры и противоречия развития. Изменение в территориально-административном делении Урала в 1920-е гг. Борьба большевиков против оппозиции и инакомыслия на Урале. Общественные настроения на Урале в 1921 – 1928 гг. Условия жизни и труда уральцев в 1920-е гг. Образование и наука Урала в 1921 – 1928 гг. Литература и искусство. Масштабы промышленного развития. Проблемы форсированного индустриального роста. Организация и условия труда рабочих. Использование труда заключённых и спецпереселенцев. Состояние социальной сферы. Начало трагедии уральского крестьянства: 1928 – 1929 гг. Наступление на крестьянство: 1930 – 1934 гг. Особенности взаимоотношений власти и крестьянства в 1935 – 1939 гг. Урал и Центр: развитие традиций подчинения и контроля. Диктатура партии. Власть, репрессии и народ: историческая трагедия на Урале. Культура под идеологическим контролем. Особенности развития высшей школы на Урале. Учёные Урала. Литература и искусство: социалистический реализм в действии. Новый образ жизни. Усиление гонений на церковь и верующих.
Урал во второй Мировой войне (1939 – 1945гг.)
Административное деление и система управления краем. Индустрия. Сельскохозяйственное производство. Мобилизация людских ресурсов. Изменения в административном делении и системе управления. Военно-промышленная роль Урала. Топливно-энергетическая промышленность. Металлургическая промышленность. Химическая промышленность. Деревообрабатывающая промышленность. Лёгкая и пищевая промышленность. Транспорт. Сельское хозяйство. Всенародная помощь фронту. Подготовка боевых резервов. Уральцы на фронтах. Изменения в составе населения края. Бытовые условия. Идеологическая сфера. Образование. Наука. Культура.
Урал в первое послевоенное двадцатилетие.
Административно-территориальное деление и управление на Урале. Промышленное развитие. Строительство и транспорт. Материально-техническое состояние сельского хозяйства. Организационно-хозяйственное укрепление сельхозпредприятий в годы 4-ой пятилетки. Меры по подъёму сельскохозяйственного производства в 1950-е гг. Освоение целинных земель. Социальная сфера. Политическое положение. Культурная жизнь.
Урал во второй половине 20 века.
Экономическая реформа 1965 г. и управления промышленностью Урала. Проблемы модернизации уральской индустрии. Борьба за качество уральской марки. Организационная структура производства в регионе. Территориально-производственные комплексы. Реформа 1965 г. в сельском хозяйстве. Интеграционные процессы в сельском хозяйстве. Нарастание кризисных явлений. Динамика материального благополучия. Демографические показатели. Рост социальных противоречий. Диссидентское движение.
Народное образование. Высшая школа и наука. Развитие науки. Культурно-просветительная работа. Литература. Музыка и театр. Изобразительное искусство. Политика перестройки. Кризис распределительной системы. Попытки преобразований. Усиление оппозиционных настроений. Формирование альтернативных КПСС общественных организаций. Рост конфронтаций между властью и «неформалами». Урал на первых демократических выборах. Период политического размежевания. Выборы 1990 г. Либерализация гуманитарной науки. Средства массовой информации. Уральское кино. Изобразительное искусство. Музыка и театр. Начало реформ. Приватизация предприятий Свердловской области. Попытки стабилизировать экономическую ситуацию. Внедрение различных форм собственности. Формирование новых структур местного управления. Особенности становления новых органов власти и управления на Урале. Борьба за подлинное равноправие в составе Российской Федерации. Урал в условиях политического кризиса 1993 г. Формирование новых конституционных органов власти. Президентские выборы на Урале. Итоги преобразований. Создание Уральского федерального округа. Социально-экономическое развитие регионов Урала. Политические предпочтения уральцев. Культурное развитие Урала.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории Урала ученик должен
основные периоды истории уральского края с древности до наших дней;
особенности природно-географических условий на Урале, их влияние этнические и социокультурные процессы;
имена наиболее известных общественно-политических деятелей и деятелей науки и культуры, внесших вклад в развитие уральского региона и страны в целом;
историю народов, населяющих Урал, особенности их культуры, религиозных верований;
место Урала в контексте отечественной и мировой истории.
осмысливать события и явления действительности в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое-настоящее-будущее);
соотносить процессы и события, происходившие на Урале, с процессами и событиями российской и мировой истории;
находить причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;
сравнивать различные исторические явления;
анализировать события уральской истории, определять их значение для современных процессов в регионе;
работать с картой, представлять место России и Урала в общемировом пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
понимания исторической обусловленности явлений и процессов современного мира;
определения собственной позиции по отношению к окружающей реальности;
соотнесения своих взглядов и принципов с исторически возникшими мировоззренческими системами;
восприятия собственных действий как исторических и понимания ответственности за их выбор.
Формы организации учебного процесса и формы контроля
Основной формой организации учебного процесса является урок. На уроке используются следующие формы работы с обучающимися:
Формы контроля определяются в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс (для классов, реализующих ГОС 2004 г.)
Текущая и промежуточная аттестация обучающихся проводится в целях определения уровня усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ общего образования, реализуемых в рамках ФК ГОС (2004г.)
Текущая аттестация является обязательной для всех обучающихся. Форму текущей аттестации определяет учитель с учётом особенностей класса, индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Особое внимание при этом уделяется формированию механизмов самооценки и взаимооценки обучающихся.
Формы текущего контроля по истории Урала:
— устный, письменный ответ
— работа с ключевыми понятиями
— работа с исторической картой
— анализ исторических источников
Промежуточная аттестация заключается в определении учителем полноты и степени прохождения обучающимися программного материала и выставлении ему промежуточной итоговой оценки за четверть (полугодие) и учебный год. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: контрольная работа, диктант, изложение, сочинение, тестирование, зачёт и другие формы, а также административные, муниципальные контрольные работы, тестирования и т.д.
Формы промежуточного контроля по истории:
Нормы оценивания по истории Урала
1. Устный; письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
2. Нормы оценок работы с ключевыми понятиями:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся выделяет все понятия и определяет наиболее важные; чётко и полно определяет, правильное и понятное описание.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся выделяет важные понятия, но некоторые другие упускает; определяет чётко, но не всегда полно, правильное и доступное описание.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся не разделяет на важные и второстепенные понятия; определяет, но не всегда чётко и правильно, описывает неправильно или непонятно.
Отметка»2» выставляется в том случае, если учащийся не выделяет понятия, не даёт определений понятий; не может описать или не понимает собственного описания.
3. Нормы оценок работы с исторической картой.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не умеет читать легенду карты;
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
отказался работать с картой.
4. Оценивание работы с историческим источником.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
5. Нормы оценок работы с тестом:
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в следующем соответствии:
Текущий (до 10 заданий)
Контрольный (от 10 заданий)
Если учитель использует тест с уже готовой шкалой оценивания, то данные критерии не берет во внимание.
6. Нормы оценки контрольной работы:
Отметка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух – трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Распределение учебного времени по разделам учебной программы