программа по истории 5 класс школа россии фгос
Рабочая программа по истории 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32»
г.о. Мытищи Московская область
141021, Московская область, г.о. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А
________ /В.Н. Шестакова/
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
________ /Ю.В. Кулагина/
«30» августа 2021 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 32
от «31» августа 2021 года
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской
рабочей программы Всеобщая история.
Учебник « Всеобщая история. История Древнего мира », АА. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М.,Просвещение, 2021 г.
Срок реализации 2021-2022 учебный год.
учитель Буланов К.В., высшей квалификационной категории.
Календарно-тематическое планирование-История Древнего мира.
Название темы урока
Глава1.Введение.Жизнь первобытных людей.(9ч)
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Введение. Вспомогательные исторические дисциплины.
Счет лет в истории.
Родовые общины охотников и собирателей.
Возникновение искусства и религиозных верований.
Возникновение земледелия и скотоводства.
Появление неравенства и знати.
Появление неравенства и знати.
Повторение материала по теме: «Жизнь первобытных людей.»
Глава 2.Древний Восток.(18ч)
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Государство на берегах Нила.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов.
Религия древних египтян.
Искусство Древнего Египта.
Письменность и знания древних египтян.
Повторение материала по теме: «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Персидская держава «царя царей».
Природа и люди Древней Индии.
Чему учит китайский мудрец Конфуций.
Первый властелин елиного Китая.
Глава 3.Древняя Греция.(20ч)
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея».
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Религия древних греков.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Зарождение демократии в Афинах.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войн.
В гаванях афинского порта Пирей.
В городе богини Афины.
В афинских школах и гимнасиях.
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Афинская демократия при Перикле.
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Города Эллады подчиняются Македонии.
Поход Александра Македонского на Восток.
В Александрии Египетской.
Повторение материала по теме:
«Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».
Глава 4.Древний Рим.(21ч)
Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики.
Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.
Земельный закон братьев Гракхов.
Соседи Римской империи.
В Риме при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение.
Вечный город и его жители.
Римская империя при Константине.
Взятие Рима варварами.
Повторение материала по теме: «Восстание Спартака».
Повторение материала по теме: «Первые христиане и их учение».
Повторение материала по теме: «Рабство в Древнем Риме».
Повторение материала по теме: «Земельный закон братьев Гракхов».
«30» августа 2021 г. Учитель_______________ /Буланов К.В./
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2021- 2022 учебный год
Предмет-история Класс-5 Учитель-Буланов К.В.
Даты по плану в КТП
СОГЛАСОВАНО Приложение №1
Заместитель директора по УВР
График контрольных работ Приложение №2
Тема контрольной работы
Повторение материала по теме: «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»
Повторение материала по теме:
«Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».
Демо- версии контрольных работ.
«Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»
ученика 5 «В» класса
Ф.И. ____________________________________________ Дата: ___________
ПРОЧТИТЕ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ТЕМ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1-6
А) Шумерские города-государства
В) Персидская держава
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации. (2 балла)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. (2 балла)
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
«Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!»
ВНИМАНИЕ. Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3 – 6 укажите букву, которой выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3 – 6 буквы должны быть одинаковыми.
3. Выбранная тема: (укажите букву в перечне)
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме. (3 балла)
Пороги Нила, сыновья школы, Осирис, колония, гунны, бессмертные.
Объясните смысл этого слова.
4. Выбранная тема: (укажите букву в перечне)
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие, которое относится к выбранной Вами теме. (1 балл)
Военные походы Тутмоса III , правление императора Цинь Шихуаня, строительство городов из глиняных кирпичей, образование колоний на берегах Средиземного моря, правление Дария I , Троянская война.
Используя знания по истории, расскажите об том событии (явлении, процессе). (4 балла)
5. Выбранная тема: (укажите букву в перечне)
Отметьте штриховкой на контурной карте территорию, где располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме. (1 балл)
6. Выбранная тема: (укажите букву в перечне)
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны. (2 балла)
Описание контрольной работы.
Контрольная работа составлена в формате ВПР и направлена на проверку основных знаний по данной теме. Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Работа состоит из 6 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Максимум 15 баллов
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
ученика 5 «В» класса
Ф.И. ____________________________________________ Дата: ___________
1.Верно ли следующее утверждение? (1 балл)
Афины были главным городом области Аттики, Спарта располагалась в области Лакония.
2. Основы демократии в Афинах были заложены (1 балл)
1) законами Дракона 2) законами Солона 3) законами Мильтиада
3. Органы управления в Спарте (1 балл)
1) Совет старейшин 2) Народное собрание 3) Ареопаг
Укажите неверный ответ
4.Установите соответствие между понятиями и их определениями. (2 балла)
1) один из девяти выборных правителей Афин
2) рабы, принадлежавшие спартанскому государству
3) подвижные корабли в Афинах
Ответ записать в таблицу
5.Греки не любили приезжать в этот город. В нем не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми и необутыми, всегда голодными и готовыми починиться строгой команде самого храброго из них». Это (1 балл)
А) Афины Б) Спарта В) Микены
6. Объясните смысл древнегреческого выражения «Со щитом или на щите» (1 балл)
1) мужественно сражаться, победить или погибнуть
2) во что бы то ни стало вернуться живым
3) победить любой ценой
7. Расположите в хронологической последовательности следующие события. (1 балл)
А) отмена долгового рабства в Афинах Б) битва при Саламине.
В) первые Олимпийские игры Д) вторжение персидского царя Дария
8. Герои греко-персидских войн (указать лишнее). (1 балл)
1) Мильтиад 2) Фемистокл. 3) Геродот 4) Леонид
9. Греческие колонии (несколько позиций) (2 балла)
1) образовались в результате завоевательных походов
2) возникли в процессе мирного переселения
3) располагались на морском побережье, вблизи удобных гаваней 4) были исключительно торговыми поселениями
10. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. (2 балла)
11. Работа с датами: (2 балла)
12. Работа с источником: (4 балла)
Горы и ярко-синее море определяли характер пейзажа Греции. Почвы Эллады подавляющем большинстве малоплодородны и каменисты. Однако на холмистых приморских равнинах и долинах рек почва по большей части плодородна и легко поддается обработке. Гористый рельеф местности, влажный средиземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос лес, в котором преобладали дуб, кипарис, маслина, мирт, лавр, миндаль и олеандр. Эти леса были истреблены еще в древности; их вырубали, чтоб получить землю под пашню, или сжигали, чтобы прогнать диких кабанов, разорявших посевы. Высокогорные летние луга служили прекрасными пастбищами. Были известны месторождения металлов – железа, меди, серебра, золота. В горах добывали мрамор, а глину – повсюду.
(«Хрестоматия Древнего мира», Д.И. Довляго)
Что (какое явление, событие) изображено на иллюстрации?
Где оно могло происходить? (2 балла)
14. Работа с картой: (5 баллов)
1) цифрами 1,2,3 отмечены моря – назовите их
2) цифрами 4,5 отмечены полисы – назовите их
3) цифрами 6,7 отмечены движения персидских войск – назовите их
4) цифрой 8 указан проход (ущелье), назовите его
5) укажите хронологические рамки греко-персидских войн, название основных битв, имена афинских стратегов
Описание контрольной работы.
Контрольная работа направлена на проверку основных знаний по данной теме. Работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Работа состоит из 14 заданий. Ответом к каждому из заданий 1-11 является цифра или последовательность цифр. Задания 12–13 предполагают развёрнутый ответ. Задание 14 предполагает работу с контурной картой.
Максимум 26 баллов
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Красный Кут Саратовской области
от «__»__________20 _ г.
Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут
«__»____________20 ___ г.
МОУ СОШ №2 г.Красный Кут
от «__»__________20 _ г.
учитель: Калдина Юлия Владимировна,
Г. Красный Кут Саратовская обл.
Рабочая программа по истории для 5 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, утверждённого Пр. № 1879 от 17.12.2010 г.
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
— Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2013.
— Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2013.
— Компьютерная программа «История древнего мира». 5 класс «Образовательная коллекция».
— Векторные карты по истории Древнего мира. Информационный комплекс.
Цель изучения предмета «Всеобщая история» (курс «Древний мир»):
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «Всеобщая история» (курс «Древний мир»):
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения:
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны; —способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками :
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты :
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества
; —способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Раздел 3. Содержание учебного предмета:
История Древнего мира (70ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред ставление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ ление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток. (18ч)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа ния о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив- ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий труда.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен ных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел ковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция. (20ч)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех- тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе- рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III уИсса. Поход в Египет. Обо жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав- гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 5. Древний Рим (17ч).
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок- тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня тие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се нека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая- на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 ч)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.