программа на развитие мелкой моторики и навыков письма

Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Веселые прописи»

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма Ирина Коваленко
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Веселые прописи»

План работы кружка «Веселые прописи»

Пояснительная записка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки

Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

• Укрепление руки, улучшение координации движений;

• Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

• Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

• Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

• Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

• Снижение психологической нагрузки ребенка.

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.

5. Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы

1. Дидактические игры и игровые упражнения.

2. Занимательные задания и игры-соревнования.

3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Условия реализации программы

1. Систематическое проведение занятий.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4. Сотрудничество педагога с семьей.

Структурные элементы занятий

— Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

— Штриховка, графические упражнения.

-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

— Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

Продолжительность: кружок проводятся 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

Знать

-Знать гигиенические правила письма

-Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

-Знать правила штриховки.

-Знать правила работы с тетрадью.

Уметь

-Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

-Уметь правильно держать ручку, карандаш.

-Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

-Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

-Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

-Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаДидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Веселые елки» Развитие мелкой моторики рук у дошкольника является важнейшим инструментом подготовки к письму. Интереснее всего это делать в игре. На.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаФотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки» Предлагаю Вам посмотреть занятие, которое можно провести с неговорящими детьми. В этом занятии важна роль развития мелкой руки, ориентировки.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаПлан взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Полноценное развитие ребенка невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи по всем вопросам образования и воспитания дошкольников.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаПособие по развитию мелкой моторики «Веселые полоски» Дети очень любят возиться с пуговками, и я решила изготовить такое пособие. Оно будет первым из целой серии игр. Изготовление не требует.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаЗанятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Источник

Программа по развитию мелкой моторики у детей предшкольного возраста.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лакиза С.В. МБОУ Пионерская СОШ

Программа по развитию мелкой моторики у детей предшкольного возраста. программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма

«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы. С целью помочь детям быстрее адаптироваться в школе, подготовиться к восприятию учебного процесса, на базе МБОУ Пионерская СОШ проводится подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе. Занятия проводятся с 1 октября по 30 апреля, один раз в неделю по субботам, количество детей в группах не превышает 10 человек. Проводится 4 занятия по25 минут. Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН. Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни. Поэтому наиболее верный путь – не ждать школу, а готовиться к ней.

Объект: учебно-воспитательный процесс в МБОУ Пионерская СОШ в широком контексте социально-экономических, культурно-психологических изменений, происходящих в образовательном пространстве Камчатского края.

Предмет: развитие речи детей и мелкой моторики посредством пальчиковых игр, упражнений и занятий.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями. Развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В.)

Если формировать двигательные функции, в том числе и тонкие движения рук в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром, то когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Ребёнку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребёнка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Целью данной программы является: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц;

формирование актуальных знаний на бытовом уровне;

координация движений руки и глаза;

формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции;

формирование умения анализировать результат деятельности;

формирование регулирующей функции речи.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

В связи с этим главную роль играет самый разнообразный материал для работы:

— крупы разных форм и размеров

— рамки из наждачной бумаги

— тарелки для сортировки круп с перегородкой

— крышки и пуговицы разных форм и размеров

— зубные щётки, акварельные краски

— шнурки, нитки, спички, зубочистки

— рамки с проделанными в картоне дырками для шнуровки

— цветная бумага, картон, клей.

Для реализации целей и задач по данной программе использованы:

элементы программы М. Монтессори

Элементы программы Галины Урадовских «Руки учат говорить»

Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.

Б а р д ы ш е в а Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Письмо служит одним из базовых навыков. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Поэтому практикуется внедрение следующих современных технологий развития мелкой моторики руки:

Пальчиковые игротренинги. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 4 минуты;

Примеры пальчиковых игр:

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
— Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
— Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
— И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

Отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Раскрашивание – один из самых лёгких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий и двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображения, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Метод Рони Орена–Проведя сотни занятий с детьми по лепке из пластилина, он выработал свою методику. Успех ее известен во всем мире и очень прост. Для создания своих забавных пластилиновых фигур он использует всего три элемента – шарики, валики и лепешки. Устойчивость фигуркам придают обычные зубочистки.

— повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

-развивает общую ручную умелость, мелкую моторику (к тому же синхронизирует работу обеих рук), а так же пространственное мышление и воображение;

-подготавливает руку к письму;

-формирует умение планировать работу, по реализации замысла, предвидеть результат и достичь его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых лёгких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Раскрашивание короткими частыми штрихами;

Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

Центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка)

Штриховка длинными параллельными отрезками;

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы.

В результате занятий по программе у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

— при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

— учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с различным материалом;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

— учиться оценивать результаты своей работы.

— учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

— учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

слушать и понимать речь других;

— учиться оформлять свои мысли в устной форме;

— совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

Критерии оценки эффективности:

• Снижение уровня тревожности и психической защиты у будущих первоклассников;

• Эмоциональное благополучие ребенка в классе;

• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;

• Включение родителей в образовательный процесс.

Снижение уровня тревожности связанного со школой.

Получение детьми первичных знаний о школе и навыках совместной работы.

Обеспечение детям развитие тех социальных навыков и умений, которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности.

Приобретение кистью хорошей подвижности, гибкости, исчезновение скованности движений, изменение нажима, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.

Источник

Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму)

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма Татьяна Скороходова
Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму)

«Развитость мелкой моторики влияет

на эмоциональное благополучие ребенка,

высокий уровень предотвращает

формирование школьных трудностей».

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития я организовала через кружковые занятия по программе «Золотые ручки»». Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Подготовительные занятия кружка «Золотые ручки» для детей 5-6 лет не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев и кисти рук, играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе. Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста).

Образовательная деятельность проводится с октября по апрель включительно, длительностью 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.

Целью программы является: помочь детям развивать механизмы координации руки, необходимые для овладения письмом, создавая условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

• укрепление руки, улучшение координации движений;

• усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке;

• совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

• умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

• поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

• снижение психологической нагрузки ребенка.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в

сочетании с разумной требовательностью;

• комплексный подход при разработке занятий;

• систематичность и последовательность занятий;

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• постепенность (пошаговость, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

после полного освоения материала предыдущего этапа.

Формы работы:

• свободная самостоятельная деятельность самих детей;

• консультативная работа с родителями

Методы и приемы работы:

• наглядный метод обучения и метод практических действий.

• методы проблемно-поискового характера.

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• лепка из пластилина с использованием природного материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.);

• рисование по трафаретам;

нетрадиционные техники рисования: пальцем, свечкой и т. д. ;

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с

• дорисовка (по принципу симметрии);

• игры с мелкими предметами;

Дидактический материал и техническое оснащение

• Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»

• Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка, семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…

• Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны)

• Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

• Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.

• Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов.)

• Тетради в крупную клетку

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 28

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками, карандашом т. д.

2 часть – упражнения развитиедвигательной деятельности: физкультминутка.

Взаимодействие с родителями.

Формы работы:

проведение конкурсов, выставок, праздников, развлеченийсовместно с родителями:

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу.

Диагностика детей старшей группы на 2015-2016учебный год.

ФИ ребенка Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила Умение правильно выполнять звуковой диктант Умение правильно держать в руке карандаш Умение ориенти-роваться на листе тетради Соблюдение правил гигиенических требований для письма

н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

От 0 до 8- низкий уровень развития

От 9 до 15– средний уровень развития

От 16 до 18 баллов – высокий уровень развития

Календарно – тематическое планирование занятий.

1-занятие. Тема. «Ознакомительное».

Цель. Познакомить детей с тетрадью в крупную клеточку, правилами гигиены письма. Учить детей сохранять правильное положение головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке.

Ход занятия: В гости приходит Незнайка, который не знает, что такое тетрадь, для чего она нужна, как на ней писать и т. д.

Воспитатель предлагает Незнайке присесть за стол и выполнить пальчиковую гимнастику вместе с детьми.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Пальцы в гости к нам пришли и подарки принесли.

Будем мы их представлять и подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый, книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага и набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик, всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

(после слов выполняют прыжки,

Ручками хлопают (хлопки три раза,

Ножками топают (топают три раза,

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

После физминутки воспитатель рассказывает Незнайке о правилах письма, о правильном положении головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке. Незнайка вместе с детьми выполняет выше сказанное. Воспитатель проверяет, при необходимости поправляет.

Цель: Продолжать знакомить детей с тетрадным листом в крупную клеточку, ориентировке в клеточке (нахождение левого верхнего угла, левого нижнего угла, середины клеточки и т. д.) Развивать мелкую моторику, внимание.

Упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке (3-4р.)

Физкультминутка «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад. (Хлопки на каждое слово)

И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать. (Руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать (приседание)

И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать. (Руки сложить «замком» перед собой)

Выполнение графических заданий «Капельки»

Капельки упали на листок тетради.

Точечками стали на бумажной глади.

Уголки у клеточек заняли неспешно,

— Острый карандашик им помог, конечно.

Цель. Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Детский сад, детский сад, он всегда ребятам рад. (Хлопки на каждое слово)

И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать. (Руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать (приседание)

И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать. (Руки сложить «замком» перед собой)

Выполнение графических заданий «ДОРОЖКА»

Слева направо протянем дорожку:

От детского сада – к родному порожку.

Мы не хотим на ней потеряться!

Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Упражнение. «Ванька – встанька».

Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Выполнение графических заданий «БУСЫ».

Мы по линеечке ниточку протянем.

В уголки клеточек точки поставим.

Вот получились на каждой из строчек

Бусы для мамы, бусы для дочек.

Цель. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. Развивать пространственное мышление, произвольное внимание.

Упражнение. «Собери палочки в корзинку».

Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Физкультминутка «Наша страна».

Выполнение графических заданий «СТОЛБИКИ»

Столбики бывают разной высоты.

Все они похожи на палки иль шесты.

Карандаш уверенно ведём от точки,-

2-занятие «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ»

Цель. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Физкультминутка Столица нашей Родины – Москва

(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней, (подняться на носки, поднять)

С курантами на ней (руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной, (развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным, (руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной и смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть, (согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть. (Загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям, (руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам. (Согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Выполнение графических заданий «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»

Ветер подул, и забор повалился!

Но не упал, лишь слегка наклонился.

Цель. Формировать умения размещать внутри клеточки круг. Развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление. Воспитывать усидчивость.

Упражнение «Вертушка». Берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Руки ставим все вразлет: появился самолет.

Мах крылом туда-сюда, делай «раз» и делай «два».

Раз – два! Раз – два! Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите, Раз – два! Раз – два!

Опустили руки вниз, и на место все садись.

Выполнение графических заданий «КОЛЕЧКИ».

Колечки, колечки нашли возле речки.

Обронили колечки белые овечки:

Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,

Повисли на ветке, соберём их, детки!

Цель. Учить соединять углы клеточек по диагонали. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Воспитывать аккуратность в работе.

Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Физкультминутка «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (По очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

И правая, и левая! (Прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (Показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою! (Дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (Обхватываем себя руками – “обнимаем”)

Выполнение графических заданий «ЗУБЦЫ».

Стена крепостная в тетрадке растет.

По ней карандаш наш неспешно идет.

Зубцы появляются сразу меж строчек,

Бойцы за них спрячутся без проволочек

(соединять углы клеточек по диагонали).

Цель. Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Упражнение «Обнималки». Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Физкультминутка «Дикие животные».

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх, шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, и мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норках мыши.

Выполнение графических заданий «ВОЛНЫ.

Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер. Полно! Полно!

Успокойся, стань потише! Волны сразу станут ниже!

(Вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки).

Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе (прямоугольники). Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Упражнение «СТРОИМ ДОМ».

Целый день тук да тук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.

Раздается звонкий стук. Движение сверху вниз большим пальцем.

Молоточки стучат. Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для зайчат. Правым кулаком постучать сверху по левому.

Молоточки стучат. Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для бельчат. Левым кулаком постучать сверху по правому.

Этот дом для мальчиков, Разжать левую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для девочек, Разжать правую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для Светы –

Он большой и светлый. Большой палец правой руки касается мизинца.

Мальчик он хороший. Большой палец правой руки касается безымянного.

Солнышко ты наше. Большой палец правой руки касается среднего.

Будет дом богатым. Большой палец правой руки касается указательного.

Этот дом для Светы –

Он большой и светлый. Большой палец левой руки касается мизинца.

Мальчик он хороший. Большой палец левой руки касается безымянного.

Солнышко ты наше. Большой палец левой руки касается среднего.

Будет дом богатым. Большой палец левой руки касается указательного.

Вот какой хороший дом, Сжимание пальцев обеих рук в кулак и разжимание их.

Как мы славно заживем. Вращение кистями обеих рук.

Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Сгоряча затопал (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою. (Бег на месте)

Выполнение графических заданий «КИРПИЧИ»

Плохо дома без печи!

Наберем их, сколько нужно, —

И за печь возьмёмся дружно!

(Входить в клеточку, обводить две клеточки вместе, прямоугольники).

Цель. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Воспитывать уверенность в своих умениях.

Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу.

А тут отключили свет.

Повар леща берет Загибают большой палец на левой руке.

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, Загибают указательный палец

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочерыжкой, Загибают средний палец

Угли бьет поварешкой. Загибают безымянный палец

Сахар сыплет в бульон. Загибают мизинец.

И очень доволен он! Разводят руками.

Мы приходим в магазин,

Без лукошек и корзин,

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон,

(загибают пальцы правой и левой руки)

Сыр, зефир и пастилу,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец,

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

Выполнение графических заданий «ПИРОЖКИ»

«Вот так славный пирожок!

Ты не ешь меня дружок!

Не в печи я подымался, —

из тетради показался».

Полукруг рисуют детки

на своих листочках в клетки.

(Входить в клеточку, обводить её дугообразной линией).

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка к письму» Подготовка руки ребенка к письму начинается в раннем детстве еще до прихода в школу. Малыш начинает держать погремушки, мама играет пальчиками.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Ловкие пальчики» Федеральное государственное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» МО РФ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаРазвитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаРазвитие мелкой моторики руки ребенка Мелкая моторика руки – это тонкие движения кистей и пальцев рук. Мелкая моторика – это основа развития внимания, памяти, восприятия, мышления.

Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к рисованию и письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму 2.2. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации.

программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Смотреть картинку программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Картинка про программа на развитие мелкой моторики и навыков письма. Фото программа на развитие мелкой моторики и навыков письмаЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *