профессиональные навыки научного сотрудника
Академическое резюме (CV): шаблон, примеры, руководство по заполнению
Редактор образовательного портала Стадика
Редактор международного поисковика образовательных программ, вузов, стажировок и стипендий за рубежом – StudyQA, Юлия, подготовила ответ на часто задаваемый вопрос поступающих в зарубежные вузы: что такое академическое резюме и чем оно отличается от профессионального?
Как правило, стандартный пакет документов состоит из диплома, рекомендательных писем, сертификата, подтверждающего знание иностранного языка, мотивационного письма и академического резюме.
И, если с первыми документами все более-менее ясно, то что же такое академическое резюме и чем оно отличается от профессионального?
Что такое CV
Академическое резюме (CV, Curriculum Vitae) – это анкета, которую требуют университеты, ВУЗы и некоторые работодатели. В ее основе — образование, навыки и академические достижения.
Хотя бытует мнение, что академическое CV используется для трудоустройства студентов на первую в их жизни работу, главная его цель – оценка кандидата для поступления в университет, на академическую деятельность, программу обучения или повышения квалификации.
CV используется и в российских ВУЗах, но чаще всего с ним сталкиваются при подаче заявок в европейские или американские образовательные учреждения.
Академическое резюме состоит следующих разделов:
В чем разница между профессиональным и академическим резюме?
Обычно работодатели не выдвигают особых требований к оформлению профессионального резюме (если речь не идет о творческой вакансии).
Профессиональное резюме фокусируется на ваших достижениях как специалиста: каким отделом руководил, сколько заработал, какими навыками кандидат обладает.
Академическое же резюме намного шире — здесь могут быть и методологические подходы или теории, с которыми вы работали, опыт преподавания, гранты, опыт руководства коллективом, выступления на конференциях и пр.
Оно подробнее и обширнее, чем профессиональное резюме.
Шаблоны
Для начала проясним одну вещь.
Академическое резюме отличается от формата классической анкеты, ведь опыта работы — а иногда и оконченного образования — у человека, как правило, нет.
Кроме того, академическое резюме в первую очередь нужно ВУЗам, колледжам и университетам для стажировок и обучающих программ. Поэтому главная его цель — демонстрация научного опыта и достижений.
С одной стороны шаблон CV мало чем отличается от резюме без опыта – акцент делается на достижениях во время учебы и навыках. С другой стороны – у этих двух анкет разный смысл.
Шаблон CV состоит из 12 базовых блоков:
Но что делать, если вы на начальном этапе карьеры, и у вас нет опыта преподавания или полученных стипендий для демонстрации?
Все просто: пропустите разделы, в которых у вас нет опыта, сделав упор на тех, где вам есть, что сказать.
Возможно, вы встречали тысячи примеров с разделами. Чем же хорош наш шаблон?
Это наиболее понятный и выигрышный формат, опробованный на тысячах кандидатов. Он удобен для заполнения и легко читаем. Благодаря логичной структуре в таком шаблоне несложно найти нужную информацию.
В то же время некоторые учебные заведения весьма требовательно относятся к формату резюме. Так, некоторые университеты предлагают собственные бланки, другие ограничивают количество слов, а третьи предлагают заполнить онлайн-форму на сайте.
Иногда разделы «Опыт преподавания и исследований» размещают перед «Заслугами и публикациями», но в этом нет смысла.
Потому что получить регулярный трудовой контракт или опубликовать результаты исследований в рецензируемом журнале сложнее и дольше, чем учить или проводить исследования.
Считается, что академическое резюме не ограничено по объему, поэтому делайте его настолько длинным, насколько это необходимо для демонстрации компетенций.
Но учтите, что некоторые образовательные учреждения ограничивают количество слов, символов или страниц. Всегда внимательно читайте требования к CV.
Структура резюме
Разберемся, как структурировать содержание каждого раздела, чтобы выгодно подчеркнуть достижения и навыки.
Контактная информация
Контакты – обязательный раздел любого резюме, профессионального или академического. Никто не будет искать ваш e-mail или телефон, если вы забудете про этот блок.
Как правило, в контактах записывают:
Вне зависимости от того, указали ли вы ссылки на социальные сети или нет, комиссия по подбору, как правило, обращает внимание на присутствие человека в интернете:
Не забудьте подготовить профили, скрыв лишние фотографии или компрометирующую информацию.
Область исследований и профессиональная деятельность
Фактически, мы говорим о блоке «цели» в классической структуре резюме.
Разделите его на две части:
Не не спешите использовать обе части одновременно:
Начните с целей и области исследований, привлекая внимание и мотивируя читать далее и узнавать о вас больше.
Согласитесь, звучит круто.
Ищете постоянную работу?
Тогда укажите достижения профессиональной деятельности сразу под контактной информацией.
Как и цель исследований, профессиональная деятельность — краткий обзор образования с достижениями и полученными грантами, а также достижения в практической работе.
В этом примере наглядно показаны доказательства научных трудов кандидата и конкретные достижения, которые можно проверить.
Начали писать биографию с правильных слов — зацепили читателя.
Образование
Если вы нацелены на академическую работу, выстраивайте все ваше резюме на вокруг этого блока.
Перечислите полученные научные степени в обратном хронологическом порядке. Начните с самого свежего и отметьте:
Не пишите «кандидат технических наук«, чтобы получилось больше символов. Используйте сокращения и будьте последовательным на протяжении всего резюме.
Но учтите, что в Европе и Америке для записи ученой степени российские «к.т.н.» не подойдут.
Подбирайте аналоги, учитывая университет, страну и профессию, например:
Раздел заполнен. Идем дальше
Профессиональный опыт
Если у вас есть практический опыт работы в сфере, расскажите о нем сразу под разделом образования.
Так члены комиссии узнают, с какими учреждениями вы сотрудничали. Это важно в академических кругах.
Публикации
Публикации в научных журналах – главная «сила» кандидата. Разделите этот раздел на две секции: рецензируемые публикации (в признанных сообществом журналах) и другие публикации, например, в профильных СМИ, блогах и т.д.
Теперь разделите рецензируемые публикации на подкатегории в следующем порядке:
Остальные публикации пойдут в раздел «Другие публикации».
Награды и почетные грамоты
CV — место, где вы можете сполна похвастаться своими достижениями.
Перечислите полученные награды, грамоты, дипломы в обратном хронологическом порядке.
Название — год получения — учреждение, выдавшее грамоту или диплом.
Гонорары указывать не нужно.
Гранты и стипендии
Гранты доказывают ценность вашей работы. Особенно это важно в условиях сокращения финансирования науки.
Как и в случае с наградами, перечислите стипендии или гранты в обратном хронологическом порядке. Раскрывать суммы финансирования необязательно.
Конференции
Поделите раздел на три подраздела:
Опыт преподавания
Помните, что опыт преподавания и профессиональный опыт — это не одно и то же.
В разделе «Опыт преподавания» академического резюме перечислите курсы, лекции или семинары, которые вы вели.
Нет опыта преподавания?
Указывайте работу ассистентом, младшим научным сотрудником или даже лаборантом.
Ваша цель – показать свою квалификацию и заинтересованность.
Научный опыт
Перечислите научные исследования, в которых вы принимали участие в обратном хронологическом порядке. Не забудьте про должности, например:
При отсутствии исследовательского опыта, перечислите любые небольшие исследовательские проекты или соавторство исследований.
Дополнительная информация
Сюда записывайте все, что не влезло в другие разделы
Указывайте только наиболее значимые достижения. Смысл не в том, чтобы как можно больше написать о себе, а в том, чтобы показать квалификацию.
Языки и личные навыки
Имейте в виду: «технический» язык – совсем не то же самое, что разговорный.
Многие ВУЗы требуют свободное владение именно техническим английским.
Шаблон академического резюме готов. Теперь осталось все это отформатировать.
Как отформатировать академическое резюме
Отборочная комиссия рассматривает десятки заявок на каждую специальность, стипендию или грант.
Вы столкнетесь с конкуренцией, вне зависимости от цели и опыта, будь то зарубежные стажировки, аспирантура, академические исследования или колледж.
Некоторые европейские университеты устанавливают собственную форму академического CV. В этом случае, о форматировании вам думать не придется.
Но что делать, если резюме требуется в свободной форме?
Это гарантия того, что резюме поместится на листе и будет корректно отображено при печати. Или воспользуйтесь готовыми онлайн шаблонами академического резюме — все поля и колонтитулы там уже настроены.
Выберите читаемый размер шрифта (не менее 12 пт) и не меняйте его на протяжении всего резюме. Для привлечения внимания к разделам используйте жирный шрифт.
Пустое пространство помогает читателю ориентироваться в тексте. В конструкторе myresume.ru отступы добавляются автоматически.
Академическое резюме отличается от классического отсутствием ограничений по объему. Если конечно объем не ограничен требованиями конкретного ВУЗа. Используйте столько страниц, сколько считаете нужным для описания академической карьеры.
Используйте PDF-формат для отправки по электронной почте, чтобы не потерять шрифты и форматирование.
Подведем итог
Помните: в академическом резюме должны быть отражены две вещи: каким образом ваш опыт соответствует основным требованиям программы и вуза и как профессионально вы можете себя подать.
Будьте внимательны к требованиям учебного заведения или работодателя, аккуратно выбирайте информацию, которую хотите изложить в резюме, избегая личных или нерелевантных фактов и «воды».
Редактор образовательного портала Стадика. Закончила СПбГУ, стажировалась в газете ST/A/R, Австрия, училась в Триестом университете, Германия.
Работа в Украине
Персонал в Украине
Полезные советы
Бизнес идеи
Примеры резюме
Пример резюме научного сотрудника
Пример резюме научного сотрудника
Фамилия Имя Отчество
Год рождения: ****
Место проживания: Киев, ул. ****, д. **, кв. **
Тел. ***-****
E-mail: ****@*****
Цель: получение должности научного сотрудника.
Опыт работы:
2003- наст.вр. – «…», доцент кафедры.
Должностные обязанности:
— Составление программ и методпособий;
— Чтение лекций;
— Руководство курсовым и дипломным проектированием;
— Проведение семинаров.
2001 – 2003, главный преподаватель
Должностные обязанности:
— Составление программ и методпособий;
— Чтение лекций;
— Руководство курсовым и дипломным проектированием;
— Проведение семинаров.
Повышение квалификации:
2001 – Аспирантура при историческом факультете МПГУ. Кандидат исторических наук.
2004 – Докторантура при историческом факультете кафедры «История России» МПГУ Доктор исторических наук.
Знания и навыки:
— Исследовательская деятельность;
— Иностранные языки: английский язык (базовый)‚ чтение и перевод со словарем;
— Разработка обучающих курсов‚ семинаров;
— Пользователь ПК: Word‚ Excel‚ Internet;
— Индивидуальное обучение;
— Чтение лекций‚ семинаров.
Публикации:
2000 –
2001 – …
Советы соискателю
Как же правильно написать резюме?
В нашем случае, резюме – это документ, который кратко и понятно описывает Ваши навыки, умения и достижения в предыдущих местах работы, но с учетом того.
Как написать рекомендательное письмо
Рано или поздно, к Вам может обратиться Ваш подчиненный, коллега, с просьбой о написании рекомендательного письма.
Подготовка к собеседованию
Итак, работодатель назначил Вам время для проведения беседы. Теперь нужно заняться непосредственной подготовкой к собеседованию. И так начнём.
Собеседование на должность директора магазина
Нередко люди, добившиеся немалых успехов в определённом месте и желающие расти дальше, ищут новые перспективные вакансии.
Виды собеседований
Существует несколько классификаций собеседований. У каждого вида собеседования есть свои позитивные и негативные стороны. Рассмотрим всё по порядку.
Профессия и характер
Правильно выбранная профессия дает возможность выполнять работу, которая приносит удовольствие. Очень важно, чтобы выбранная профессия соответствовала Вашему характеру и темпераменту.
Солдатик молодой ИÑполнÑет Иван Разумов
Table of Contents:
Научные сотрудники оказывают поддержку профессионалам, которые проводят эксперименты или собирают и анализируют информацию и данные. Обычные работодатели включают медицинские исследовательские центры, аналитические центры, консалтинговые фирмы, группы общественных интересов, колледжи, избирательные организации и фирмы по исследованию рынка. Обязанности будут сильно различаться в зависимости от типа исследовательской среды, в которой они работают.
Научный сотрудник Обязанности и ответственность
Работа обычно требует умения выполнять следующие обязанности:
Научные сотрудники обычно работают под наблюдением первичных исследователей, которые ведут исследовательские проекты. Они несут ответственность за оказание помощи главному исследователю в ряде задач, которые поддерживают исследовательскую деятельность. Эти задачи различаются в зависимости от типа проводимого исследования и области, в которой они находятся.
Зарплата научного сотрудника
Зарплата научного сотрудника может варьироваться в зависимости от местоположения, опыта и работодателя. Бюро статистики труда США (BLS) предоставляет данные о заработной плате для научных сотрудников в области социальных наук:
BLS также предоставляет данные о заработной плате для биологических техников, в том числе научных сотрудников в этой области:
Образование, обучение и сертификация
Научный сотрудник Навыки и компетенции
Чтобы добиться успеха в этой роли, вам, как правило, понадобятся следующие навыки и качества:
Работа Outlook
Бюро статистики труда США прогнозирует, что количество рабочих мест для техников-биологов, в том числе научных сотрудников в этой области, вырастет на 10 процентов к 2026 году, что опережает общий рост занятости на 7 процентов для всех профессий в стране.
Рабочая среда
Научные сотрудники обычно работают в лабораториях и офисах, но некоторые могут проводить полевые работы, связанные с исследовательским проектом.
Рабочий график
Научные сотрудники могут работать полный или неполный рабочий день. Их рабочее время обычно зависит от их работодателя и области, в которой они находятся, но они обычно работают в обычные рабочие часы.
Сравнение похожих работ
Люди, которые заинтересованы в том, чтобы стать имя работы, могут также подумать о других профессиях с этой средней зарплатой:
Как получить работу
Написать сопроводительное письмо и резюме
Включите навыки научных исследований, которые вы приобрели в качестве студента или аспиранта, любой лабораторный опыт, который вы имели, руководящие или руководящие роли, которые вы выполняли, и опубликованные исследования, в которые вы внесли свой вклад.
Применять
Чтобы подать заявку на работу младшего научного сотрудника, ищите сайты, такие как академические должности, HigherEdJobs, и действительно.
Сопроводительное письмо научного сотрудника и примеры резюме
Пример сопроводительного письма научного сотрудника (текстовая версия)
Ваше имя
Луисвилл, KY 40202
[email protected]
Мобильный: 360.123.1234
Я с большим энтузиазмом связываюсь с вами по поводу должности младшего научного сотрудника, которая открылась с вставить имя работодателя. Пожалуйста, примите прилагаемое резюме в знак моего глубокого интереса к этой роли.
Как молекулярный биолог с более чем 8-летним опытом в исследованиях в области иммунологии и рака, я продемонстрировал свои способности к разработке и проведению анализа, биобезопасности, управлению лабораториями и документации / отчетности в академических исследовательских учреждениях. Теперь я очень хочу применить эти навыки в общественной или частной лабораторной среде. Экспертиза, которую я принес к столу, включает в себя:
Скачать Словарные шаблоны
Должность младшего научного сотрудника: пример резюме (текстовая версия)
Урсула заявитель
999 Main Street
Луисвилл, KY 40302
(360) 123-1234
[email protected]
Подробно ориентированный стендовый исследователь со значительным опытом в области иммунологии, молекулярной биологии и исследований рака ищет помощника исследователя в крупной больнице, или в химической или медицинской корпорации.
УНИВЕРСИТЕТ ЛУЗВИЛЛА, Луисвилл, Кентукки
Научный сотрудникСентябрь 2016-настоящее время
Координировать и проводить постдокторские стендовые исследования в области иммунологии и молекулярной биологии.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, Эванстон, Иллинойс
Аспирант научный сотрудникСентябрь 2014-май 2016
Завершены докторские исследования на кафедре молекулярной биологии.
Кандидат наук. в молекулярных бионауках (2016); Тема диссертации: «Два альтернативных пути активации Т-клеток».
Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс
Бакалавр в области молекулярной биологии (2013); Участвовал в факультетских исследованиях механизмов активации Т-клеток.
Шанхайский университет Цзяо Тонг, Шанхай, Китай
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter