продюсер айзеншпис биография кого продюсировал
Крестный отец российской попсы: как Айзеншпис раскрутил «Кино» и Билана
Сегодня легендарному продюсеру исполнилось бы 76 лет
Юрия Айзеншписа называют самой яркой и противоречивой фигурой российского шоу-бизнеса и самым крутым продюсером 90-х. Он запустил на звёздную орбиту группы «Кино», «Динамит», «Технология», певцов Влада Сташевского, Диму Билана. 15 июля Айзеншпису исполнилось бы 76 лет.
Его называли крёстным отцом российской попсы, папой Карло, способным сделать певца из любого полена. В местах заключения он провёл 18 лет.
В 90-е он свёл наколки, поменял железные зубы на дорогую челюсть, элегантно наряжался. Но тюремные замашки всё же пёрли наружу. С врагами Айзеншпис разговаривал так же, как в колонии строгого режима.
«Мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни один за одним».
Первые большие деньги Айзеншпис заработал на группе «Кино». Песни Виктора Цоя он впервые услышал в тюрьме, и они запали в душу.
Айзеншпис вознёс «Кино» до небес, собирал стадионы, устроил группе съёмку в программе «Взгляд», отбивал её от бандитов. В конце 80-х у него в Ташкенте вымогали 40 тысяч рублей за то, чтобы музыканты попали в аэропорт. Но он умел договориться со всеми.
Музыкантов группы «Кино» возили на правительственной «Чайке», но Айзеншпис подарил Цою новомодный «Москвич», который ругали все кому не лень. И это была машина смерти. В августе 1990 года, во время отдыха под Ригой, Цой уснул за рулём. Его занесло на скользкой дороге, руль пробил грудную клетку.
В 96-м Влад Сташевский был признан лучшим певцом года и получил премию «Овация», выпустил четыре альбома, снял 17 клипов.
Айзеншпис положил Бари Алибасова на лопатки, доказав, что может делать поющих кукол из брёвен любого качества.
Сташевского хотели миллионы девушек России. Он много пил и часто менял подружек. И только богатый криминальный опыт и железный характер позволяли его папе Карло держать его в узде. Как заботливый папаша, он женил его на богатой дочке генерального директора «Лужников». Думал, певец угомонится, но просчитался. Сташевский поймал звезду и решил, что с такими деньгами теперь способен к сольной карьере.
«Влад Сташевский настолько поверил в собственное величие, что когда они разошлись с Юрой, его спросили: «Влад, как же вы теперь без Юрия Айзеншписа?», он на полном серьёзе ответил прессе, пресса потом не могла успокоиться, месяц хохотала: «Бог дал голос, не пропаду»,- вспоминает музыкальный критик Артур Гаспарян.
Но самостоятельно далеко не уплыл. Единственная выпущенная песня оказалась слабой: «Жги, жги, жги, колдунья, Жаркий огонь любви».
А дочка миллионера подала с ним на развод. И ей, и её отцу просто надоело пьянство артиста.
«Я ночной хулиган»
Юрий Айзеншпис тоже был влюблён в своих артистов, но держал их в чёрном теле. Дима Билан был очень талантливым парнем, но, приехав в Москву из Нальчика, работал в магазине грузчиком. И это чудо, редкая удача, что на пути ему попался Айзеншпис с уникальным нюхом.
Слово Айзеншпис сдержал, Билан стал звездой. Но платил ему продюсер всегда очень мало.
Сотрудничество Билана с Айзеншписом было недолгим. В 2005 году продюсер скончался от сердечного приступа. Ему было 60 лет.
Юрий Айзеншпис
биография
Айзеншпис Юрий Шмильевич
Родился 15 июля 1945 года в Москве.
В 1968 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист». Профессиональную карьеру начал в 1965 году, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой «СОКОЛ». Разработал оригинальную схему деятельности коллектива. После устной договоренности с директором клуба на проведение концерта, администратором скупались билеты на вечернюю демонстрацию фильма и распространялись по более дорогой цене. Впервые задействовал в работе людей, которые обеспечивали порядок во время выступления группы. 7 января 1970 года был арестован. В результате обыска было конфисковано 15585 рублей и 7675 долларов. Осужден по 88 статье (золото и валютные операции). Вышел из тюрьмы в 1977, впоследствии получил бумагу с официальными извинениями.
Непродолжительное время работал в ТО «Галерея» при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. В начале 1989 года продюсирует группу «КИНО». Одним из первых нарушил государственную монополию на издание пластинок. Взяв в кредит 5000000 рублей (1990), выпустил последнюю работу группы «КИНО» — «Чёрный альбом». С 1991 по 1992 годы сотрудничает с группой «ТЕХНОЛОГИЯ». Помогает музыкантам выпустить дебютный альбом «Все, что ты хочешь», организует выпуск различной полиграфической продукции (плакаты, открытки и пр.).
В 1992 году стал лауреатом национальной российской музыкальной премии «Овация» в номинации «лучший продюсер». В период с 1992 по 1993 гг. работал в качестве продюсера с группами «МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС» и «ЯНГ ГАНЗ». С лета 1994 года сотрудничает с певцом Владом СТАШЕВСКИМ (на 1997 год записано 4 альбома, дебютный — «Любовь здесь больше не живет» — был выпущен на лейбле «Aisenshpis Records»). Участвовал в организации международного фестиваля «Солнечная Аджария» (1994), а также в учреждении музыкальной премии «Звезда». В 1995 году по итогам работы за 1993-1994 годы вновь был награждён премией «Овация». В 1997 году продолжал работать с Владом Сташевским, параллельно сотрудничая с начинающей певицей Ингой Дроздовой. С 1999 по 2000 годы занимался проектом САША. С 1998 по 2001 год — поднял к вершинам популярности исполнителя НИКИТУ.
Ушёл из жизни 20 сентября 2005 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище под Москвой.
Юрий Айзеншпис
Имя: Юрий Айзеншпис (Yuri Aizenshpis)
Отчество: Шмильевич
День рождения: 15 июля 1945
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Челябинск
Дата смерти: 20 сентября 2005 (60 лет)
Причина смерти: узнать инфаркт миокарда
Где похоронен: узнать Домодедовское кладбище, Москва
Биография Юрия Айзеншписа
В 24 года он угодил в тюрьму за спекуляцию в особо крупных размерах, контрабанду и проведение незаконных валютных операций, отсидев впоследствии 17 лет. Освободившись, он вывел на всесоюзный уровень и сделал главной группой страны «Кино» во главе с Виктором Цоем. После гибели музыканта он первым разрушил монополию государства на производство пластинок, выпустив последний траурный «Черный альбом» коллектива.
Его называли «крестным отцом», «акулой шоу-бизнеса», «Карабасом-Барабасом российской попсы» за беспроигрышный результат сотрудничества с ним артистов, становившихся мегапопулярными, но обязанными подчиняться ему беспрекословно и отдавать основной доход от выступлений (на начальной стадии – 90%, на конечной – 60%). Среди его подопечных были: рок-группа «Технология», «Динамит», певцы Влад Сташевский, Линда, Катя Лель, Дима Билан.
Детство и юность
Отец, Шмуль Моисеевич, ошибочно записанный в паспорте как Шмиль, был парикмахером родом из Польши. В СССР он оказался, спасаясь от нацистов, затем в рядах Красной армии дошел до Берлина. Антисемитизм ни Юрия, ни членов его семьи совершенно не затронул – с притеснениями из-за еврейской национальности, по словам продюсера, они не сталкивались.
Родители Юрия познакомились в 1944 году в Москве, куда и переехала позже их семья. Долгое время они мыкались по столичным баракам, но, работая в Главном управлении аэродромного строительства, жили по тем временам неплохо – у них был телевизор, стоивший две средние зарплаты, патефон с солидной коллекцией пластинок. В 1957 в их семействе появилась дочь Фаина, а в 1961 они получили квартиру в районе метро «Сокол».
Начало пути. Тюрьма
В 1968 Айзеншпис получил диплом инженера-экономиста и, уволившись из филармонии, стал трудиться в Центральном статистическом управлении с окладом в 115 руб. Одновременно он занимался деятельностью, сегодня именующейся предпринимательством, но тогда считавшейся незаконной.
К примеру, Юрий скупал по государственной, а продавал по спекулятивной цене билеты на концерты своего коллектива. Затем стал приобретать валюту для покупки в фирменном магазине «Березка» дефицитных товаров, а позже – золота в слитках в коммерческом отделении Внешторгбанка, и реализовывал их в несколько раз дороже. Вследствие подобных махинаций он вскоре стал миллионером, а в 1970 попал на 10 лет в тюрьму.
Карьера в шоу-бизнесе
На свободе Юрий впал в глубокую депрессию и перенес инфаркт – в 42 года у него не было ничего: ни квартиры, ни семьи, ни денег. Он стал заниматься организацией выступлений начинающих исполнителей, работая в творческом молодежном объединении «Галерея» при горкоме комсомола.
Со временем его приятель музыкант и режиссер Александр Липницкий, пасынок В.М. Суходрева, личного переводчика высших лидеров страны (включая Брежнева, Хрущева, Громыко, Горбачева), помог ему получить должность руководителя фестиваля «Интершанс».
17 лет тюрьмы, скандал со Сташевским, букет болезней. Обратная сторона успеха Юрия Айзеншписа
После освобождения из заключения музыкальный менеджер построил блестящую карьеру, хотя не всех подопечных считал действительно талантливыми. Так, Юрий Айзеншпис называл Диму Билана одаренным вокалистом, а вот Влада Сташевского — «продуктом шоу-бизнеса».
Юрий Айзеншпис доказал советскому обществу, что продюсер может сыграть ключевую роль в судьбе артиста. В конце 80-х шоумен разрекламировал группу «Кино», а после смерти Виктора Цоя стал первым, кто нарушил государственную монополию на производство пластинок и издал последние треки коллектива, заработав на релизе миллионы. Это не было дебютным бунтом музыкального менеджера против устоявшихся правил: в 24 его арестовали за контрабанду и незаконные валютные операции.
Тюрьма не сломила продюсера, ведь именно после освобождения он занялся раскруткой «Технологии» и Влада Сташевского. Последним проектом Айзеншписа стал перспективный Дима Билан, сотрудничество с которым продолжалось несколько лет.
15 июля Юрию Шмильевичу могло исполниться 76, но 15 лет назад его жизнь трагически оборвалась. Что же подкосило здоровье шоумена: тюрьма, тяжелые болезни или личные неудачи?
Как Фарцовщик угодил в тюрьму
У семьи Юрия Айзеншписа богатая история: далекие предки жили в Испании, отец, родившийся в Польше, сбежал от гонений нацистов в СССР и без ранений прошел всю войну. Мама, Мария Михайловна, служила в партизанском отряде в Речице, пока в 1944-м судьба не свела ее со Шмилем Айзеншписом на Белорусском вокзале Москвы.
После войны жизнь Шмиля Моисеевича и Марии Михайловны стала складываться благоприятно: влюбленных взяли на работу в Главное управление аэродромного строительства. Вплоть до начала 60-х супруги с сыном Юрием и дочкой Фаиной ютились в деревянном бараке, зато потом им дали квартиру в престижном районе Сокол.
Маленький Юра ходил в местную спортивную школу и увлеченно занимался легкой атлетикой, гандболом и волейболом. Юноша мог бы добиться больших успехов на этом поприще, если бы не полученная в 16 лет травма ноги. На смену физкультуре пришло новое хобби — музыка. Став студентом Московского экономико-статистического института, Айзеншпис вместе с друзьями создал рок-группу «Сокол».
«Я взял на себя организационные функции: доставал инструменты, делал концерты. Все происходило в условиях подполья, но мне удалось так раскрутить группу, что ее знали не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Более того, в западной прессе «Сокол» сравнивали с «Битлз», — рассказывал Юрий Шмильевич.
В то время в СССР еще не существовало понятия «продюсер», были директора, импресарио. Но ни то, ни другое Айзеншпису не подходило: он считал себя человеком творческим, к тому же страшным меломаном. «К 18 годам, несмотря на «железный занавес», сумел собрать огромную коллекцию очень редких винилов — около семи с половиной тысяч штук. Причем оригинальные записи, а не перепечатка. Поверьте, это было дорогое удовольствие: каждая пластинка стоила около 150 рублей — это зарплата советского инженера. Так что, в отличие от многих современных артистов, я об эволюции джаз-рок-поп музыки знаю очень много», — подчеркивал шоумен.
Айзеншпис был коммуникабельным человеком: заводил полезные знакомства в среде дипломатов, дружил с детьми послов Индии, Франции и Югославии. Занявшись перепродажей музыкальных дисков, парень почувствовал вкус денег и роскошной жизни. За пластинками последовали аппаратура, джинсы и шубы, затем золотые слитки и доллары.
В январе 1970-го райской жизни Айзеншписа пришел конец: его арестовали по 78-й и 88-й статьям Уголовного Кодекса за контрабанду и нарушение правил о валютных операциях. В квартире продюсера провели обыск и обнаружили 17865 долларов и 10 тысяч рублей. Шоумен загремел в тюрьму на 10 лет, а когда освободился — провернул крупную сделку по купле-продаже 50 тысяч фальшивых долларов и сел еще на семь лет.
По словам Юрия Шмильевича, позднее его оправдали по всем статьям, однако это не могло вернуть утраченные годы. «17 лет тюрьмы — слишком жестокое наказание за ошибки молодости. Хотя я не считаю это ошибками. Просто были другие законы, мы жили в таком государстве. Это сейчас съездить за границу и привезти то, что тебе понравилось — технику, одежду, валюту, — не преступление. Я все прошел: и маленькую камеру, где сидело еще человек 100 осужденных, и жидкую похлебку вместо еды, и. В общем, все».
Известные подопечные
Айзеншпис уверял, что легко вписался в тюремную иерархию, никогда не голодал и не бывал избитым. Гораздо тяжелее далась ему адаптация после освобождения из заключения. Юрию Шмильевичу стукнуло 42, и осознав, сколько времени потеряно и как изменился окружающий мир, он впал в глубокую депрессию.
«Ни семьи, ни денег, ничего, — вспоминал шоумен. — Друзья успели многого добиться в жизни: кто ушел в политику, кто стал бизнесменом, достиг больших высот. А я — без кола, без двора. В общем, депрессия привела к инфаркту».
Спасением для Айзеншписа стало знакомство с Виктором Цоем. Юрий Шмильевич как раз хотел вернуться к тому, чем занимался в молодости, — продюсированию рок-групп, и шанс выпал отличный. Сперва «Кино» было известно только в узких музыкальных кругах и клубах Ленинграда, а шоумен смог поднять старые связи и продвинуть проект в программах «Взгляд» и «Утренняя почта».
«При мне Виктор записал два альбома, при мне погиб. Я принимал непосредственное участие в организации похорон. И выполнил его желание — выпустил последний «Черный альбом» группы «Кино», — отмечал продюсер.
Пластинка принесла участникам коллектива и шоумену миллионы, и впоследствии хейтеры говорили, что Айзеншпис попросту нажился на смерти подопечного. Так или иначе, основатель российского музыкального менеджмента продолжил развивать карьеру. Вскоре он с нуля раскрутил группу «Технология», однако спустя год разругался и расстался с артистами.
Какое-то время Юрий Шмильевич сотрудничал с «Моральным кодексом» и Линдой. Непростые отношения сложились у наставника с Владом Сташевским. Буквально за год продюсер сделал начинающего артиста известным, но затем тот «поймал звезду»: контракт закончился, и Влад решил, что отныне не нуждается в помощи менеджера.
«У него были какие-то творческие потуги уже после меня. Но они оказались бесплодными. Это говорит о том, что для певца продюсер необходим. Даже для талантливого. Влад, к сожалению, готовый продукт шоу-бизнеса, искусственный артист», — комментировал ситуацию Айзеншпис.
Две премии «Овация» в категории «Лучший продюсер» подтверждали слова Юрия Шмильевича о роли грамотного менеджмента в раскрутке исполнителей. Пробиться к вершинам музыкального Олимпа он помог также Инге Дроздовой, Кате Лель, певице Саше. Именно Айзеншпис открыл миру Диму Билана, хотя увидеть его триумф не успел…
Что подкосило Айзеншписа?
В какой-то момент Юрию Шмильевичу все завидовали: несмотря на печальный опыт заключения, он смог построить блестящую карьеру и даже нашел любовь — в лице Елены Ковригиной. В 1993-м у пары родился сын Миша, что казалось продюсеру подарком судьбы. По слухам, отношения менеджера с Еленой спустя несколько лет дали трещину, но он сохранял дружбу с бывшей гражданской женой ради ребенка.
В последние годы главной проблемой Айзеншписа стали вовсе не сложности в общении с женщинами, а здоровье. Хотя продюсер настойчиво повторял, что тюрьма не повлияла на его самочувствие, это оказалось далеко от правды. Единственной болезнью, которую не скрывал музыкальный менеджер, был сахарный диабет.
«Я похудел не потому, что хотел постройнеть и стал придерживаться какой-то диеты. Это помогает мне бороться с диабетом», — говорил он в интервью.
Позднее выяснилось, что продюсер страдал от целого ряда заболеваний: цирроз печени, гепатит В и С. Незадолго до резкого ухудшения самочувствия шоумен сыграл темного мага в «Дневном дозоре», что впоследствии поклонники трактовали как одну из причин смерти.
Имело место проклятье мистической картины или нет, но осенью 2005-го Айзеншписа госпитализировали в московскую клинику с сильным желудочно-кишечным кровотечением. Доктора сделали все возможное, чтобы спасти продюсера, но вечером 20 сентября он скончался от инфаркта миокарда.
Ровно два дня не дожил Юрий Шмильевич до музыкальной премии MTV-2005, на которой его воспитанника Диму Билана признали лучшим исполнителем года. На сцену за наградой певец поднялся вместе с сыном Айзеншписа Мишей, и зал погрузился в оглушительную и горькую тишину…
14 фактов из жизни Юрия Айзеншписа
Юрий Шмильевич стал известен во времена работы с легендарной рок-группой «Кино». Благодаря Айзеншпису россияне познакомились с творчеством многих талантливых людей, которые и по сей день выпускают хиты и собирают залы. Его называли «крестным отцом» российского шоу-бизнеса.
Маленький Юра с родителями
2. В юности Юрий Шмильевич серьезно увлекался спортом – волейболом, гандболом и легкой атлетикой. Однако в 16 лет получил серьезную травму ноги и был вынужден бросить спорт.
3. В 16 лет он уже устраивал полуподпольные концерты первых советских рокеров, а затем стал администратором группы «Сокол», вместе с которой даже устроился на работу в Тульскую филармонию. Поскольку музыканты много гастролировали, месячный доход Айзеншписа доходил до 1500 рублей (советские министры тогда получали всего тысячу).
4. Юрий Айзеншпис имеет отнюдь не музыкальное образование. В 1968 году он окончил московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист».
Суд над валютчиками в СССР
6. В 1970 году Айзеншпис был арестован за денежные махинации и провел в «местах не столь отдаленных» в общей сложности почти 18 лет. Часть из них – в поселении. За все годы отсидки не сделал ни одной татуировки.
Фото из книги «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса»
7. В зоне «Красноярск-27» развернул бойкую спекуляцию чаем, сахаром и водкой. Затем стал занимать руководящие посты на местных «стройках века». Попав в колонию-поселение, удрал оттуда в Печоры и, очаровав местную интеллигентку, стал жить у нее. Был разоблачен гостем дома – полковником милиции, но потрясающее везение и знание психологии выручили Айзеншписа. Его перевели в другую колонию на тепленькое место нормировщика. А уж во вторую отсидку Айзеншпис за свои рационализаторские предложения получил ряд патентов и даже грамоту министра внутренних дел Мордовии.
8. С декабря 1989 года и до гибели Виктора Цоя в 1990 году являлся директором и продюсером группы «Кино». Он один из первых нарушил государственную монополию на выпуск пластинок, выпустив в 1990 году «Черный альбом» на деньги, взятые в кредит.
Музыканты группы «Кино» и Айзеншпис на презентации «Черного альбома». Источник: wikimedia.орг / авторство New Look Media Team
Виктор Цой и Юрий Айзеншпис
9. Юрий Шмильевич был продюсером таких знаменитых музыкальных групп как «Технология», «Моральный кодекс» и «Динамит». Благодаря ему россияне узнали Линду, Влада Сташевского, Катю Лель, Никиту и поп-певицу Сашу.
Юрий Айзеншпис с участниками группы «Динамит»
Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис
11. Певец Дима Билан, покоривший Евровидение – последний и, наверное, самый успешный проект продюсера Айзеншписа.
12. Состоял в гражданском браке с Еленой Ковригиной. В 1993 году у пары родился сын Михаил. После смерти Юрия Елена вышла замуж за редактора телепрограммы на канале ТНТ Леонида Гюне.
С женой Леной и сыном Мишей
Юрий Шмильевич с сыном Мишей
13. О собственных доходах Айзеншпис отзывался скорее пренебрежительно, говоря, что зарабатывает ровно столько, сколько нужно на то, чтобы обеспечить семью и оплатить телефонные переговоры. Правда, взамен украденного Volvo он все же обзавелся двумя другими авто — Pontiac Bonneville и Ford Explorer.
14. Юрий Айзеншпис скончался 20 сентября 2005 года от инфаркта миокарда. Похоронен под Москвой рядом со своими родителями на Домодедовском кладбище.