проблемы творчества в истории философии

Контрольная работа «Проблемы творчества в истории философии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемы творчества в истории философии

1. Почему для философии актуальны проблемы творчества?

В настоящее время меняются и представления о месте и значении творчества. Ведь именно в этом феномене человеческого существования сливаются и интегрируются в неразрывной связи как противоположные проявления единого целого иррациональное и рациональное начала. Поэтому философское осмысление и изучение различных сторон и форм творчества не только обогащает эмпирические знания о природе и человеке, но и может послужить основой для создания комплексных методов анализа сложных философских и психологических категорий.

2. В чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии? В качестве примера рекомендуем рассматривать творчество какого-либо античного философа: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и т. д.

В сфере человеческой античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. В период античности мыслители делали первые предположения о роли обмена идеями в познании и творчестве. Так, еще Сократ указывал на важность диалогического способа рождения нового знания — майевтики. Поиск истины осуществлялся посредством преодоления противоречий. С помощью специально сформулированных вопросов собеседники имели возможность выделить ложные представления и отказаться от них, а также продвинуться на пути поиска истины. Сократ неоднократно указывал на важность влияния мыслителей друг на друга в процессе общения, когда создаются благоприятные возможности для обмена идеями, мыслями, соображениями.

Проблематике творчества уделял внимание и Аристотель. Придавая довольно большое значение чувствам человека, Аристотель подчеркивал чрезвычайно важную роль искусства в его жизни.

В отличие от других видов созидательной деятельности, творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об Эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

3. Какое влияние на рассмотрение проблем творчества оказали религиозные ценности в период средневековья? Рекомендуем аргументировать ответ, опираясь на одно из учений философов периода средневековья: Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра и т. д.

В христианской философии проблема творчества нашла свое отражение в сочинениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества.

Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть. Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов. По его мнению, в открытии созидательной силы человека решающую роль будет играть христианство.

Одним из факторов, обусловившим вклад средневековых философов в понимание смысла творчества, является то. что они начинали рассматривать его во многом как «творчество истории», представляющее собой созидательную активною активность большого количества людей.

4. Как изменилась трактовка проблем творчества под влиянием гуманизма в период Возрождения? Рекомендуем строить аргументацию на основе одного из учений Лоренцо Вала, Леонардо Бруни, Николо Макиавелли, Марсилио Фичино и т. д.

5. В чем состоял вклад немецкой классической философии в развитие представлений о сущности творчества? Рекомендуем аргументировать ответ, опираясь на одно из учений представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

6. Каковы особенности русской философии в рассмотрении проблем творчества? Рекомендуем строить аргументацию на основе одного из учений по вашему выбору: Петра Яковлевича Чаадаева, Николая Гавриловича Чернышевского, Николая Александровича Бердяева, Николая Федоровича Федорова и т. д.

В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека.

Ориентация философов конца XIX — начала XX веков на поиск смысла человеческого творчества и признание его экзистенциальной важности означает выделение и включение в рамки философского анализа не только его целевых и результативных, но и процессуальных сторон. Это подготовило основание для постановки уже в рамках науки психологии вопроса о механизмах творчества и тех способах взаимодействия человека с окружающей его действительностью (прежде всего социокультурной), которые детерминируют творческий процесс и делают возможным существование различных форм обмена идеями между людьми.

7. Краткий вывод. Сформулируйте собственную точку зрения на проблемы творчества.

Нужно отметить, что проблема творчества актуальна и на сегодняшний день. Творческие способности есть у каждого. Обновление интерьера квартиры, оформление елки, эксперименты на кухне – это все в какой-то степени относится к творчеству. Мы творим. Творчество не уходит, оно лишь прячется. Творчество нужно подпитывать поддержкой и одобрением, прежде всего это должно происходить от семьи. Например, семья не разрешила сыну заниматься музыкой, считая, что на этом не заработаешь себе на жизнь. А ведь мальчик мог стать великим музыкантом. Сомнения, отсутствие поддержки и не решимость главные враги творчества.

Источник

Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

Творчество в настоящее время является достаточно волнующей темой для многих мыслителей. Популярность, доступность поглощения чужого творчества, рост массовой культуры, приводит сегодня к угасанию творческих потенциалов; посредством новых технологий творчество превращается в готовые схемы.

Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность (например, научную) производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди.

В философской интерпретации, творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Однако можно сказать, что любая деятельность, осуществляемая человеком, является заранее уникальной в определенной степени. Ведь деятельность – это, по сути, создание того, чего не было до этого времени в природе, то есть это всегда что-то новое, по сравнению с тем, что уже имеется в природе.

Творчество же является результатом созидательной деятельности. 2 Рассматривая детальнее, в самой деятельности можно видеть как моменты особенной изобретательности, так и такие моменты, в которых практически нет творческого начала. К примеру, человек, которому принадлежит изобретение колеса, бесспорно, являлся гением. Однако ведь впоследствии, людям необходимо было воспроизводить данное изобретение в достаточно объемных, массовых количествах, что также является деятельностью, но ее уже достаточно трудно назвать творчеством.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало новаторов и изобретателей. Вообще, разграничить творческую и нетворческую деятельность нелегко. Допустим, человек, занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством. К примеру, князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное дело можно привести выдумку, нестандартность, оригинальность.

По мнению Н. Бердяева, творчество неразрывно с понятием свободы. Творить может только относительно свободный человек. Тайна творчества, по мнению этого великого мыслителя, и представляет собой тайну свободы, которая, в свою очередь, не имеет на данный момент конкретных и исчерпывающих объяснений.

Каждый человек имеет творческий, и даже гениальный потенциал, который раскрывается, зачастую, неосознанно для него же самого. Гениальными у одних являются размышления о смысле бытия, у других – в умении выражать свои мысли и чувства, третьи могут быть гениальны в умении любить. Н.Бердяев писал: «. гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни…» 3

Творчество представляет собой, прежде всего, отвлечение от повседневности, от сложившихся жизненных стереотипов и устоев. Знания, переданные нам посредством передачи опыта, а не основанные на личном наблюдении, зачастую приводят к возникновению стереотипов, в рамках которых, не представляется возможным открыто мыслить по мере возникновения новых ситуаций. Способность к творчеству постепенно угасает, когда человек остается в плену созданных стереотипов.

Творческие способности у человека проявляются в той или иной мере, как правило, как в качественных, так и в количественных характеристиках новизны приемов деятельности, использованных им. Кроме того, новизна может проявляться в формулировке проблемы, в ее осмыслении, в познании неизвестного.

Определенно все сферы деятельности человека могут быть проявлением его творчества. Так, например, рассматривая творческую сторону морали, можно определить, что она имеет два основных момента: закон и творчество. Человек нравственный, по сути, соблюдает законы, однако понимание этих соблюдений, зачастую является механическим, а отнюдь не творческим. У каждого человека должно быть особенное самосовершенствование, то есть совершенствование внутреннего строя души, своей личности.

Вопрос творчества как самосовершенствования человека подталкивает к вопросам соотношения закона и благодати.

Вообще, говоря, о вопросах социальной регуляции, нужно отдать должное творческой деятельности. Именно результаты творчества людей в свое время, послужили причиной вступления общества в цивилизацию. Причем эти результаты имеют как материальную, так и гуманитарную разновидности. Так, к материальным результатам творческой деятельности, в рамках данного вопроса, относят появление избыточного продукта в материальном производстве, а к гуманитарным – возникновение кардинально нового гуманитарного начала в обществе, то есть появление таких качеств у отдельных людей как автономная личность, индивидуальность, стремление к свободе, способность к самостоятельной творческой деятельности.

Именно в это время общество стало структурированным, что нашло выражение, в первую очередь, в признаках отношения к разумной творческой деятельности. 6 Это придало определенные черты государству, повлекло за собой коренную революцию во всей системе социального регулирования, и нашло свое отражение в изменении со стороны запретов в социальном регулировании, а также в возникновении самостоятельной роли дозволений и ее постепенное возрастание.

В определенной степени, создание правовой сферы в обществе представляет собой особую форму общественного сознания, явления мысли, истинно творческую деятельность. Через право выражается потенциал разума, накопленных духовных богатств творчества, что наиболее важно для защиты человека от непреклонных демонических сил природы и общества.

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека), М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2000.— 240 с.

Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mironov_filosofija/

Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

1 Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

2 Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

3 Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

4 Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mironov_filosofija/

5 В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

Источник

Проблемы творчества в истории философии

Автор: alenkaantonova • Октябрь 14, 2019 • Доклад • 515 Слов (3 Страниц) • 419 Просмотры

Проблемы творчества в истории философии

Философия, среди прочего, изучает проблематику человека, его жизни и смысла существования. При этом человек является существом не только социальным, но и деятельным, то есть он способен и стремится преображать непосредственно вокруг себя реальность, в которой живет. Такое преображение и называется творчеством и, следовательно, так как вытекает из проблем и вопросов, непосредственно связанных с существованием человека, также представляет интерес для изучения в рамках философии.

Специфика рассмотрения проблем творчества в античной философии связано с конечным, преходящим и изменчивым бытием. Творчество имеет две ключевые формы – божественную, которая заключается в акте творения космоса и человеческую – непосредственно в виде искусства или ремесла. Например, Платоном рассматривается творчество как нечто сообразное с тем, что может познать разум и мышление, однако то, что нельзя изменить.

В период Средневековья творчество непосредственно имеет божественное происхождением – так, человека сотворил Бог, а человек творит, то есть делает бытие из небытия за счет волевого акта. Так, например Ф. Аквинский рассматривает божественное творчество как нечто совершенное, а человеческое творчество как то, что образует историю. Причем здесь творит человек, однако его творчество есть реализация божественного замысла в мире. В творчестве человек ограничен, Бог – нет. Человек постоянно обращается к Богу в своем творчестве.

В эпоху Возрождения, творчество, напротив, рассматривается исключительно как открытая и неограниченная воля человека, человек здесь есть единственный творец. Под творчеством здесь, прежде всего, понимается искусство и художественное творчество, а также творческое созерцание человеком окружающей реальности, ее осмысление им и отображение на тех или иных материальных носителях. Акцент здесь также делается на самом акте творчества и личности творящего.

В рамках немецкой классической философии творчество понималось как некое проявление действенного. Творчество есть совокупность актов, формирующих некие изобретательские традиции. Так, например, Кант создал фактически завершенную концепцию творчества в 18 веке, творческая деятельность у него – продуктивная способность воображения. Кантом была воспринята протестантская идея о творчестве, когда оно рассматривается как предметно-преобразовательная деятельность, изменяющая облик мира, создающая новый человеческий мир. Творчество по Канту лежит в основе познания, творческое воображение носит некоторый произвольный характер, который выступает в качестве коррелята изобретательства, так как в нем присутствует момент необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него – с нравственным миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *