проблема познания в истории философской мысли
Проблема познания в истории философии
Философия познания
Лекция 5.1
Тема 5. Философия познания
При изучении материала этой темы вы должны уяснить, что представляет собой процесс познания, на основе каких форм отражения действительности осуществляется процесс познания, как связано познание с творчеством, а также как развивалось представление об истине в философской и естественнонаучной мысли, какие существуют концепции истины. Необходимо обратить внимание на следующее:
1. Учение о познании называют гносеологией.
2. Научное познание представляет собой деятельность по производству новых знаний.
3. Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление, к абстрактным формам – суждение, умозаключение, понятие.
4. Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.
5. Основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания.
6. В процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм, во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм.
7. Целью научного познания является получение истинных знаний.
Проблема познания относится к числу важных философских проблем, поскольку знания сущности и возможностей человеческого познания являются мощной методологической базой к исследованию явлений во всех сферах действительности. Эти знания необходимы для развития творческих научных способностей. Данная проблема составляет ядро гносеологии.
В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.
Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.
Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем. Предметом познания в античной философии является единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.
В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания становится человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим. Особое внимание к проблеме познания уделял Ф. Бэкон в своих сочинениях «В преуспевании знания» (1605г), «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623), «Новый органон» (1620). Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал, что могуч тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание – сила, без которой невозможно овладеть богатствами природы. Для приобретения знаний нужен соответствующий научный метод. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных, при которых происходит восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. Бэкон отстаивал единство теории и практики. Он выступал, с одной стороны, против пренебрежения практикой, что было присуще схоластике. Бэкон образно сравнивал схоластов с пауками, которые вытягивают свою мудрость из себя, ничего нового не изобретают и не открывают. С другой стороны, Бэкон выступал и против эмпириков, пренебрегающих теорией. Он их сравнивал с муравьями, которые натаскивают вещи, факты, но не могут их переварить, понять.
Р. Декарт развивал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что, проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В сочинении «Рассуждения о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1642) Р. Декарт развивает метод, получивший название «Картезианское сомнение». Для того чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. Он проявляет скептицизм в отношении чувств, отдавая предпочтение рациональному познанию. У меня может не быть тела, рассуждал Декарт, оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина – я мыслю, следовательно, существую – столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». «Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. В «Рассуждениях о методе» и «В правилах для руководства ума» Р.Декарт выдвинул четыре положения, которые необходимо соблюдать в процессе познания, чтобы достичь истины:
1) ясность и не противоречивость мышления;
2) расчленение исследуемого вопроса на столько частей, сколько это возможно и сколько нужно для лучшего их понимания;
3) всестороннее рассмотрение исследуемого вопроса;
4) движение мысли от простого к сложному.
Все эти положения необходимо соблюдать в процессе познания, но Декарт односторонне оценивал логическую сторону познания и отрывал ее от чувственной стороны. Он развивал учение о врожденности таких идей, как идея бога, идея духовной и материальной субстанции, ошибочно считал, что единственным источником истинных знания является разум.
Иное отношение к чувственному познанию развивал Д. Локк. Локка считают основателем эмпиризма. Эмпиризм Локка заключается в утверждении того, что все наши знания (возможно, исключая логику и математику) выводятся из опыта. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690), вопреки Платону, Декарту и схоластам, Локк писал, что не существует врожденных идей или принципов, напротив, из опыта возникают различные виды идей; восприятие есть первый шаг к познанию.
И. Кант в сочинении «Критика чистого разума» (1781) пытался доказать, что, хотя никакое наше знание не может выйти за опыт, тем не менее, оно частично априорно (доопытно) и не выводится индуктивно из опыта. Априорные знания предстают, как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания разработали основы диалектического способа мышления, раскрыли содержание основных онтологических и гносеологических принципов диалектического мышления, сформулировали сущность основных диалектических законов. Показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.
Структура знаний, приобретенных в процессе познания, многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.
Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов: знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человеке, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.
Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.
Проблема познания в истории философии
Познание.
План:
1. Проблема познания в истории философии.
2. Проблема истины в познании. Критерии истины.
3. Единство чувственного и рационального в познании.
4. Истина и заблуждение. Знание и вера. Научное и вненаучное знание.
5. Познание, творчество, интуиция.
Немецкий философ И.Кант обратил особое внимание на познавательный процесс как весьма сложное и многоступенчатое явление.
Познание-это усвоение как внешней, так и внутренней стороны, сущности, содержания вещей, состояний, процессов, явлений с целью нахождения истины.
Познание рассматривается в разделе философии, который называется гносеологией-с греческого gnosis –знание и logos-понятие, учение, то есть учение о знании.
Проблема познания в истории философии.
Проблема познания заключается в том, что разные философские школы и учения по-разному определили и определяют сущность познания. В разные эпохи философы также по-разному относились к данной проблеме. Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что, получается, через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями.
Это учение получило свое развитие в античной Греции в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля. Хотя его как термин философский ввел шотландский философ Феррер в 1854 году. Уже в античности складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объясняется различным образом. Древнегреческий философ Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путем вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственное реальное значение должно иметь дело лишь с понятиями. Изучение Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального заначения.
Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем.
Предметом познания в античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средние века, поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.
В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания стал человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим.
Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал: знание – сила. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных.
И. Кант пытался доказать, что, хотя априорные знания предстают как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.
Как возможно познание, познаем ли мы мир в принципе? Этот вопрос преследовал философов в самых разных формах.
На этот вопрос философы отвечают в трех аспектах: в аспекте агностицизма, скептицизма и оптимизма.
1.Агностикиотрицают познаваемость мира. Но это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ.
Основная проблема,которая подводит к агностицизму заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления.Например, что такое для нас цвет или звук. Немецкий философ Герман Лотце называет их вторичными свойствами действительности, ибо они реализуются лишь в субъективном переживании человека. Ведь цвет как первичная данность – это электромагнитные волны определенной длины, цветом эти волны становятся лишь в человеческом зрении; колебания воздуха становятся музыкальным тоном только в субъективном человеческом слуховом восприятии.
Агностики считают, что мир простирается перед нами бесконечный и безначальный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, понятиями, стараясь поймать его в сеть наших представлений. Но каковы предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.
Однако практический вывод и категоричность агностиков опровергается развитием науки. Так, некогда основоположник позитивизма О.Контзаявил, будто человечеству не суждено узнать химический состав Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти слова, как с помощью спектрального анализа был определен состав Солнца.
Некоторые представители науки 19 века уверенно считали атомы не более чем мысленной функцией. Но пробил час, и Резерфорд,войдя в лабораторию, мог воскликнуть: «Теперь я знаю, как выглядит атом!», химическая структура генов.
Но, не смотря на все это, и сегодня много агностиков, чья философия восходит к философии Канта и Юма.
Получается, что люди, как белка в колесе, вращаются в мире своего познания и нигде никогда не соприкасаются с самими предметами мира в их свободной от привнесения людской субъективности форме. Внешний мир, согласно такому представлению, подобно страннику, стучится в наш разум, возбуждает его к деятельности, оставаясь при этом под покровом неведомого, так как не может войти в него, не подвергаясь субъективной деформации. И разум должен только догадаться о том, какой же этот странник.
Вопрос №24.Проблема познания в философии. Основные способы ее решения.
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.
Проблема познания: Познаваем ли мир в принципе – вот основной вопрос философии, который ищет ответа в рамках этой проблемы. Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке.
Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.
Проблемы познания в философии
Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.
В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.
Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.
Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.
Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:
— историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;
— активности творческого отображения;
— конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;
— практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;
— диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.
Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.
В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.
Вопрос №25. Проблема истины в философии. Основные характеристики истины. Критерий истины.
При характеристике знания возникает проблема его истинности. в гносеологии существует несколько трактовок истины, например:
1. истина – это соответствие знаний действительности корреспондентская теория истины.
2. истина – это свойство самосогласованности знаний когерентная концепция истины.
3. истина – это полезность знания, его эффективность прагматическая концепция.
4. истина – это соглашение конвенционалистская концепция.
5. истина – это опытная подтверждаемость знаний позитивистская концепция.
Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической. классическая концепция столкнулась с рядом проблем:
• какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная
• каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный
процесс отражения реальности
• может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от субъекта может ли быть истина объективной
• возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна
вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. объективность истины понимается с учетом следующих моментов:
1. первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как
идеальному, в котором материальное представляется.
2. истина всегда относится к направленному отношению субъект – объект, из которого объект никогда не может быть элиминирован изгнан.
3. субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.. вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. абсолютная истина понимается как завершенное полное знание. возможно ли такое поскольку истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определенной конкретно-исторической форме, постольку истина всегда относительна, так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий закрепления способов получения и применения этих истин. способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. почему же мы так часто склонны приписывать значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы характеризуем это знание как истинное. к тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаем этому знанию значение абсолютной истины. из сказанного следует, что истина всегда конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. с истиной связано такое понятие, как заблуждение.
заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
причины заблуждения многообразны. с гносеологической точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадками и предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, основанные уже на известном. это не всегда оправданно в получении нового знания. кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.
сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны, другие – менее. сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. роль заблуждений в познании неоднозначна. они уводят в сторону от истины, мешают познанию. но могут и создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания. так, алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.
Истинность – это всегда результат сравнения предположения с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истинно то утверждение в том числе предполагаемое – которое дает положительный результат сравнения его и того, что получается в реальности, а ложное – отрицательный.
Вопрос №26 Научное познание, его особенности. Основные формы и уровни научного познания.
Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание.
Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Другое отличие научного познания – это направленность его результатов в будущее.
Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.
Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов.
Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.
А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно.
Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.
Вопрос №27.Понятие общества. Структура общества. Основные сферы жизни общества. Основные социально-философские концепции общества.
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного совершаемого совместно с другими людьми, тем не менее является проявлением и утверждением его общественной сущности. Только в связях и отношениях человек формируется как таковой. В самом широком смысле общество можно определить как социум, сферу надорганической реальности. В более узком смысле общество понимается как социокультурная реальность, поскольку складывается на основе определенных историческими условиями и особенностями культуры отношений. Специфический способ существования этой реальности в отличие от природной – человеческая деятельность: все, что включено в деятельность, и есть общественное, социальное. Люди как субъекты и основные компоненты общественной жизни наделены сознанием, определяют свою деятельность постановкой целей и задач, поэтому сложность существования общества состоит в диалектике материального и идеального, объективного и субъективного условия жизни, в том числе и природные, состояние
материального производства, материальные потребности, отношения и т.п., с одной стороны, и взгляды, идеалы, отношение к обществу, воля людей – с другой. Наличие субъективного вносит особый признак в существование общественной системы.
Общество можно понимать как объединение людей, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности.
Системообразующим основанием общества служат связи и отношения между людьми, группами людей в процессе их жизнедеятельности. Но философское понятие общества включает не все разнообразие связей, а лишь постоянные, устойчивые и существенные взаимосвязи, которые получили название общественные отношения. В этом смысле общество есть система общественных отношений. Отношения возникают самого различного характера: материальные, социальные в узком смысле, политические, духовные. Общество – это открытая система. Происходящие в нем явления и процессы строятся с учетом условий, в которых оно возникает и которые определяют его жизнь. Различают природные, экономические и культурные условия, они в совокупности создают возможность существования и развития общества и оказывают влияние на происходящие в нем процессы. Так, биологические особенности человеческого организма, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу общественной жизни: они определяют ее общие рамки, ее возможности и границы. Но не определяют однозначно и неотвратимо, общество выделяет себя из природы и имеет относительную самостоятельность хотя бы за счет субъективного фактора.
Строение общества можно выделить по различным основаниям в зависимости от носителя системообразюущих связей. Например: 1 по видам деятельности человека для удовлетворения тех или иных потребностей
2 по характеру общественных отношений; 3 по форме субъектов деятельности.
Поэтому следует рассмотреть их основные положения во
взглядах на общество. М. Вебер 1864-1920 гг., немецкий социолог, философ и историк, занимаясь анализом хозяйственной жизни общества, формированием материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания, выдвинул идею понимающей социологии. Оценивая, она понимает социальные действия, тем самым стремится объяснить его причину. Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
• целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как
условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей
• ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности
• аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями
• традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.
Категорией более высокого порядка является социальное отношение, под которым понимается устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д.. Социальные отношения, поскольку они воспринимаются индивидами как обязательные, обретают статус легитимного порядка. В соответствии с членением социальных действий выделяются четыре типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. В своей социологии Вебер разработал еще учение об идеальном типе, которое диктовалось необходимостью выработки понятийных конструкций, помогающих исследователю ориентироваться в многообразии исторического материала. В идеальном типе фиксируется культурный смысл того или иного явления, который помогает систематизировать эмпирический материал и определить его близость к идеально-типическому образу.
Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения или как образованные им. Схема такова: индивид общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепция М. Вебера характеризуется как концепция социального атомизма, или волюнтаризм. Э. Дюркегейм 1858-1917 гг. делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции коллективное сознание, органическая против механической солидарности и т.д., получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду.
Схема: общество индивид. Общество Дюркгейм понимает как особый коллектив, образующий внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность. Эту концепцию называют субъективной.
Теория К. Маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. Такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. Если, по Дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реля103 ционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений. Общество есть и условие материальная причина, и непрерывный
воспроизводимый результат человеческой деятельности. процесс, т.е.
в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Способ производства строго детерминирует все остальные стороны общества, распределяет связь индивидов и групп со средствами производства и ресурсами, функции и роли этих индивидов и групп например в разделении труда.