призыв варягов на русь согласно летописи был
Призвание варягов
Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи.
Традиционно считается отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания.
Связанные понятия
О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861 году. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции.
Призвание варягов
Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).
Содержание
Предыстория призвания варягов
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». [3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» [4]
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. [5]
Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым [7] ) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян. [8]
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. [9] [10]
Участие руси в призвании
Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:
«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.» [15]
Столица Рюрика
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. [24]
Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.
В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
Миф о призвании варягов
Согласно традиционной нормандской теории, славянские племена призвали на княжение варяжских князей, старший из которых, Рюрик, стал основателем династии русских князей, правившей Русью более 7 веков.
Основным источником информации об этом событии служит «Повесть временных лет» Нестора. Однако до нас дошли лишь списки, сделанные спустя 2-3 столетия после описываемых событий. Вот как «Повесть временных лет» описывает призвание варягов: «В лето 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Беле озере, а третей Труворъ въ Изборьсце. И от техъ варягъ прозвася Руская земля.»
Во-первых, следует обратить внимание, что призваны на княженье были, по информации Нестора, варяги. Причем автор ясно пишет, что они носили самоназвание «руси», подчеркивая, что другие звались свеи (предки шведов), урмани (предки норвежцев), аньгляне (англичане). То есть, руси не были скандинавами (шведами или норвежцами), ведь автор явно называет последних «другие».
Вообще, сама теория призвания варягов выглядит очень странной.
Сперва варяги были изгнаны. Затем, очевидно, началась борьба за власть и последующая братоубийственная межплеменная война. Но вожди не смогли договориться о том, кто будет старшим. Однако они смогли договориться о том, что верховный правитель им нужен. А раз среди себя они выбрать верховного правителя не смогли, то решили отдать княжение третьему лицу из варягов, которые, напомню, были их врагами, требовавшими дани со славянских племен. Вообще такое развитие событий кажется странным и совершенно нелогичным.
Кстати, этот же факт указывает и на то, что славяне не были неорганизованными дикарями, раз они уже созрели до единоначалия и централизации власти.
А дальше начинается вообще что-то непонятное.
Два варяжских вельможи Аскольд и Дир, не родственные Рюрику, пошли с его разрешения в Царьград. Что они забыли там, автор не говорит, не упоминает он и о том, чтобы они дошли до Царьграда. Однако ранее он пишет, что в землю полян пришли «от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю», «затем пришли белые угры и заселили землю славянскую», «затем обры», «после обров пришли печенеги». Поляне же были славянами, жившими по Днепру до Дуная и имели столицу в Киеве. И вот, когда Аскольд и Дир проходили по Днепру мимо Киева, они совершенно мирно вдруг сели в нем на княжение. Киев же в те времена, по словам Нестора, платил дань хазарам, которым и дела не было, судя по «Повести временных лет», кто княжит в этом Киеве.
То есть, вот так просто проходили мимо Киева, где княжил род основателей города, ведущий начало от Кия, его братьев Щека и Хорива и сестры их Лыбеди, захотели здесь княжить и стали княжить. Типа, приходи кто хочет, княжь себе кто хочет. Представляется, что дело было не так. И Аскольд и Дир не силой или хитростью захватили власть в Киеве, но имели на это право, признаваемое полянами. Причем, следует отметить, что Киев не подчинялся Новгороду: «княжение у полян было свое, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое», — пишет Нестор. Поэтому кого бы на новгородское княжение не призвали, право на киевское княжение тот автоматически не приобретал.
Повторю то, что в этой истории кажется неправдоподобным или странным.
Жившие на Ладоге чюдь, словене и кривичи платили дань варягам. В год 6370 (862) они отказались платить дань и изгнали варягов со своей земли. Но в тот же год они решили во избежание междоусобного кровопролития добровольно вернуть своих врагов варягов, и не просто вернуть, но и предложили им над собой княжить. Варяги, звавшиеся руси, в отличие от других, называвшихся свее, урмани и аньгляне, пришли на княженье не только с дружиной, но и, как пишет Нестор, словно к себе домой, со всеми своими семьями («с роды своими, и пояша по собе всю русь»).
Затем два вельможи Аскольд и Дир из дружины Рюрика, отправились в поход на Царьград, но не дошли до него, сев княжить в Киеве. Поляне же, владевшие городом, кажется, были совсем не против. Затем, после смерти Рюрика, в 6387 году княжение принял его родственник Олег. Но, вероятно, забыв, что Рюрик был призван княжить на Ладоге, Олег берет Смоленск, Любеч и Киев, куда и переносит свою столицу. Обращает на себя внимание, что в описываемых действиях Олега речь не идет о военных действиях. Воевать Олег начал позже против древлян и северян.
Как же так? Ответить на этот вопрос поможет предположение, что изначально Нестор писал не о призвании князей руси из варягов, но князей из мощного племени или племенного союза руси, чье высокое положение признавалось не только жившими на Ладоге славянами, но и днепровскими полянами. Термин же «руси-варяги» появился намного позже при очередном «переиздании» «Летописи».
Пока я ограничусь предположением, что руси «Летописи временных лет» Нестора — это русы, упоминаемые в арабских источниках, в частности, у Ал-Мукаддаси, Гардизи и Ибн Фадлан. Согласно этим источникам, русы жили восточнее славян, часто нападая на них и продавая рабов в хазарам и булгарам. Если так, что русы должны проживать в донских степях между Днепром и Волгой на север от Хазарского каганата. На правдоподобность этой версии указывает и тот факт, что, согласно арабским источникам, правитель русов называется каган. И именно такой титул еще долгое время носили русские князья. Так митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого, а на стене собора Святой Софии в Киеве есть надпись: «спаси господи кагана нашего», относящаяся, как полагают, к князю Святославу Ярославовичу. Однако история русов, возглавляемых каганом, уже выходит за рамки настоящей статьи.
Варяги и Россия
В Европе северных пиратов-мореходов, грабивших прибрежные поселения от Англии до Северной Африки, называли викингами или норманнами.
Точную этническую принадлежность варягов установить сложно, признают историки. Это могли быть представители племен с территорий современных Швеции, Дании и Норвегии, другие народы Балтии или даже славяне.
Кадр из сериала «Викинги»
Призвание варягов. А был ли Рюрик?
Согласно легенде, новгородцы прежде платили дань варягам, но затем изгнали их. Когда же воцарилось безвластие, местные жители вновь обратились к заморским соседям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». В результате в 862 году Рюрик с братьями Синеусом и Трувором вступил на престол.
Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России». Фото: Wikimedia / Дар Ветер
Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был, не до конца ясно. Его имя явно восходит к скандинавскому Хрёрик (Hrærekr), объясняет филолог и историк Федор Успенский на сайте Arzamas. Некоторые считают, что речь в летописи идет о Рёрике Ютландском, жившем в середине IX века, но других аргументов в пользу данной версии нет.
«Варяги» («Прибытие Рюрика в Ладогу»). Картина В.М. Васнецова
Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.
Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».
Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.
В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.
Значение слова «русь» со временем менялось. Первоначально летописец называет им определенную группу варягов. Далее оно приобретает двойное значение, указывая то на этническую принадлежность, то на воинов из княжеской дружины.
«Заморские гости». Картина Н.К. Рериха
Куда делись викинги?
В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.
Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.
Княжение Рюрика
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
БРАТЬЯ-СЛОВА
Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.
«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»
После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.
«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА
(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)
Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.
Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.
ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ
Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»